
Безбарьерный трамвай EVO: один маршрут на два города
Привычно, что трамвайный транспорт всегда является внутригородским. И пусть по безграничным просторам мегаполисов шустрые самоходные вагончики накручивают десятки километров за день, рельсы вряд ли приведут вас за границы населенного пункта. Но из каждого правила бывают исключения. И сегодня мы как раз поговорим о таком.
Старый город судетских немцев Брюкс после войны стал почти полностью чешским. Но изменилась не только его национальная структура. В 60-х на этом месте обнаружили залежи угля, что привело к полному демонтажу исторических зданий и постройки новых жилых комплексов в городе, получившем название Мост. В регионе развивалась не только угольная, но и химическая промышленность. Так уж случилось, что производственный цикл замкнулся между бывшим судетским городом и небольшим соседним Литвиновым.
EVO: на пути из Моста в Литвинов. Фото автора
Понятное дело, что успешная работа промышленных предприятий невозможна без исправной транспортной развязки. В том числе, и пассажирской – для подвоза работников и других целей. Поэтому неудивительно, что сегодняшний Мост имеет одни из самых насыщенных маршрутов среди других сходных по размеру чешских городов. И это еще не все. Мост и Литвинов располагают общей транспортной компанией, а автобусы исправно курсируют между городами, расположенными примерно в 15 км друг от друга.
В этом нет ничего особенного, если не добавить, что в состав транспортного узла входит также городской (хотя, в данном случае, лучше сказать – междугородный) трамвай! Да, сев на трамвай в Мосте и заплатив полторы цены можно спокойно прокатиться в соседний городок. Правда, это – не единственный такой случай, подобное сообщение есть и между Либерцем и Яблонцем-над-Нисоу. Сейчас на этих маршрутах трудятся новенькие и комфортабельные самоходные вагоны, о которых дальше расскажем немного подробнее.
К 2015 году появился контракт между DPP с TW Team Alliance. Согласно ему последние обязывались сконструировать и поставить четырехдверный однозвенный низкопольный трамвай. В TW Team входят компании Pragoimex, Krnovske opravny a strojirny и VKV Praha.
Двери для пассажиров особых категорий имеют внешнее обозначение. Фото автора
Мастерские в Гостиварже уже имеют хороший опыт работы с Alliance, поскольку компания участвовала в модернизации трамваев серии КТ. Новинку торжественно представили советник Праги Эва Кислингерова, руководитель транспортной компании Ярослав Дюриш и Рудольф Йон – руководитель трамвайного проекта EVO1.
Название, выбранное для техники, отображало настрой ее создателей: производное от слова «эволюция», что означает неизменное движение вперед, к техническому совершенствованию. Впервые транспорт представили в рамках выставки Czech Raildays-2015 в Остраве. Дальше началась его успешная эксплуатация в ряде чешских городов, имеющих трамвайное сообщение.
К сожалению, в то время городское руководство столкнулось с серьезными финансовыми затруднениями. Реализация проекта была приостановлена, а уже собранная модель так и осталась «одинокой золушкой» в трамвайном парке Либерца. Но новинкой заинтересовались предприятия-перевозчики других городов страны.
После проведения нескольких тендеров и победы в них, производители сумели в конце прошлого десятилетия заключить ряд контрактов. Среди клиентов Pragoimex числились транспортные компании Брно, Пльзени и Моста. В период 2019-2023 годов туда поставлено 50 новых машин.
Основным его отличием от первой модели является двухзвенная конструкция. По многим другим параметрам трамваи сходны. EVO2 – шестиосный, трехходовой, односторонний и 100 % низкопольный трамвай. Переднее и заднее звено соединены между собой шарниром, расположенным позади второго шасси по ходу движения. Трамваи представляют собой:
✅ двухзвенные вагоны
✅ три полностью вращающиеся ведущие шасси
✅ двигатели переменного тока и электрооборудование Skoda
В то время как передняя тяга (что необычно по стандартам), установлена на двух шасси, задняя тяга имеет только одно. Большой плюс выбранного решения в возможности отключения обоих звеньев. Но не обошлось и без обратной стороны медали: на поворотах транспортное средство изрядно виляет. Это потребовало почти метрового сокращения коробки по сравнению с базовым трамваем VarioLF. Каркас черновой конструкции, получивший название модульного EVO, изготовлен из следующих материалов:
✅ сварной стали из закрытых и открытых профилей
✅ листов, обработанных защитным антикоррозионным покрытием
✅ деталей из ламината
Последние применены во внешней обшивке бортов и приклеены к каркасу конструкции. Первый прототип получил внешнюю окраску в сочетании доминирующего темно-синего металлика с черной краской на фасадах и в оконной части.
В правой стороне вагона расположены четыре двери. Ширина передней – 750 мм, остальных – 1300 мм. В то же время, только вторая дверь позволяет пассажиру в инвалидной коляске попасть на борт (в полу имеется механическая складная платформа). Через третью дверь можно пройти и с детскими колясками. Напротив этой пары дверей в боковой панели расположены мягкие спинки для пассажиров с особыми потребностями.
Салон трамвая EVO с поручнями «под никель». Фото автора
Хотя трамвай EVO2, в первую очередь, предназначен для одиночной эксплуатации, он также готов к сцепке в парах. В случае многочленного вождения связка между двумя транспортными средствами будет осуществляться с помощью соединительного кабеля на муфтах. Во время обычной эксплуатации они складываются и хранятся под передней частью трамвая. Самое время обратить внимание на технические показатели EVO2:
✅ длина (без муфт) – 21,65 м
✅ ширина – 2,56 м
✅ высота – 3,4 м
✅ вес – 27,5 т
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
✅ вместимость (в том числе, мест для сидения) – 92 (45+2 складных)
✅ напряжение питания – 600 В
✅ мощность двигателей – 6х65 кВт
Шасси оснащено аккумуляторными дисковыми тормозами с гидравлическим управлением. Имеются также электродинамические и электромагнитные рельсовые тормоза DAKO 1150. Шланг пескоструйной обработки аппарата Tribotec s.r.o. с внутренней подачей песка установлен на первой оси.
Пол автомобиля выполнен из водостойкой фанеры, верхняя часть которой покрыта противоскользящим напольным покрытием Altro. Оно имеет отличительные цвета: для пола (серый), приподнятых частей возле сидений (синий). Поручни изготовлены из нержавеющей стали, внутреннее пространство освещается приятными светодиодными фонарями, встроенными в потолок.
Не забыли и про инвалидов. Фото автора
Вход в вагон находится на высоте 350 мм над верхом рельса, кроме платформ для инвалидных и детских колясок. Салон обогревается в основном шестью электровоздушными отопителями, расположенными под пассажирскими сиденьями. В низкопольных частях возле левого борта они дополняются электропечками, заключенными в канал обогрева.
Большинство окон трамвая в разъездах оборудованы в верхней части большими раздвижными форточками. В потолке первой секции установлена одна вентиляционная заслонка, а во второй – две. С помощью окон они обеспечивают оптимальное проветривание внутреннего пространства.
Место водителя отделено от салона ширмой со сдвижными дверцами. Кабина отапливается радиатором с вентилятором, проветривание обеспечивает сдвижное окно, приклеенное к левому боковому стеклу и кондиционер Konvekta. Для управления используется ручной контроллер. Наружные зеркала заднего вида, расположенные на складных поперечинах, позволяют водителю следить за происходящим на дороге. А система камер – за событиями в салоне, отображаемыми на дисплее, расположенном справа от водительской панели.
Трамваи EVO можно сегодня увидеть во многих чешских городах. Фото автора
На сегодняшний день собрана 51 единица техники (включая прототип). Но ее история в самом разгаре. И несмотря на небольшие проблемы (как, например, сильный скрип техники на крутых поворотах), положительных отзывов гораздо больше. А, значит, будет выигран еще не один тендер на поставку трамваев для различных чешских городов.
Старый город судетских немцев Брюкс после войны стал почти полностью чешским. Но изменилась не только его национальная структура. В 60-х на этом месте обнаружили залежи угля, что привело к полному демонтажу исторических зданий и постройки новых жилых комплексов в городе, получившем название Мост. В регионе развивалась не только угольная, но и химическая промышленность. Так уж случилось, что производственный цикл замкнулся между бывшим судетским городом и небольшим соседним Литвиновым.

Понятное дело, что успешная работа промышленных предприятий невозможна без исправной транспортной развязки. В том числе, и пассажирской – для подвоза работников и других целей. Поэтому неудивительно, что сегодняшний Мост имеет одни из самых насыщенных маршрутов среди других сходных по размеру чешских городов. И это еще не все. Мост и Литвинов располагают общей транспортной компанией, а автобусы исправно курсируют между городами, расположенными примерно в 15 км друг от друга.
В этом нет ничего особенного, если не добавить, что в состав транспортного узла входит также городской (хотя, в данном случае, лучше сказать – междугородный) трамвай! Да, сев на трамвай в Мосте и заплатив полторы цены можно спокойно прокатиться в соседний городок. Правда, это – не единственный такой случай, подобное сообщение есть и между Либерцем и Яблонцем-над-Нисоу. Сейчас на этих маршрутах трудятся новенькие и комфортабельные самоходные вагоны, о которых дальше расскажем немного подробнее.
Новая модель, появившаяся благодаря контракту
К 2015 году появился контракт между DPP с TW Team Alliance. Согласно ему последние обязывались сконструировать и поставить четырехдверный однозвенный низкопольный трамвай. В TW Team входят компании Pragoimex, Krnovske opravny a strojirny и VKV Praha.

Мастерские в Гостиварже уже имеют хороший опыт работы с Alliance, поскольку компания участвовала в модернизации трамваев серии КТ. Новинку торжественно представили советник Праги Эва Кислингерова, руководитель транспортной компании Ярослав Дюриш и Рудольф Йон – руководитель трамвайного проекта EVO1.
Название, выбранное для техники, отображало настрой ее создателей: производное от слова «эволюция», что означает неизменное движение вперед, к техническому совершенствованию. Впервые транспорт представили в рамках выставки Czech Raildays-2015 в Остраве. Дальше началась его успешная эксплуатация в ряде чешских городов, имеющих трамвайное сообщение.
Но процесс мог бы успешно развиться намного раньше. Ведь еще в 2011 году компания приготовила для новой либерецкой линии прототип двухзвенного низкопольного трамвая EVO2. Автором проекта стал инженер Ондржей Хильский.
К сожалению, в то время городское руководство столкнулось с серьезными финансовыми затруднениями. Реализация проекта была приостановлена, а уже собранная модель так и осталась «одинокой золушкой» в трамвайном парке Либерца. Но новинкой заинтересовались предприятия-перевозчики других городов страны.
После проведения нескольких тендеров и победы в них, производители сумели в конце прошлого десятилетия заключить ряд контрактов. Среди клиентов Pragoimex числились транспортные компании Брно, Пльзени и Моста. В период 2019-2023 годов туда поставлено 50 новых машин.
Конструкция и особенности EVO2
Основным его отличием от первой модели является двухзвенная конструкция. По многим другим параметрам трамваи сходны. EVO2 – шестиосный, трехходовой, односторонний и 100 % низкопольный трамвай. Переднее и заднее звено соединены между собой шарниром, расположенным позади второго шасси по ходу движения. Трамваи представляют собой:
✅ двухзвенные вагоны
✅ три полностью вращающиеся ведущие шасси
✅ двигатели переменного тока и электрооборудование Skoda
В то время как передняя тяга (что необычно по стандартам), установлена на двух шасси, задняя тяга имеет только одно. Большой плюс выбранного решения в возможности отключения обоих звеньев. Но не обошлось и без обратной стороны медали: на поворотах транспортное средство изрядно виляет. Это потребовало почти метрового сокращения коробки по сравнению с базовым трамваем VarioLF. Каркас черновой конструкции, получивший название модульного EVO, изготовлен из следующих материалов:
✅ сварной стали из закрытых и открытых профилей
✅ листов, обработанных защитным антикоррозионным покрытием
✅ деталей из ламината
Последние применены во внешней обшивке бортов и приклеены к каркасу конструкции. Первый прототип получил внешнюю окраску в сочетании доминирующего темно-синего металлика с черной краской на фасадах и в оконной части.
В правой стороне вагона расположены четыре двери. Ширина передней – 750 мм, остальных – 1300 мм. В то же время, только вторая дверь позволяет пассажиру в инвалидной коляске попасть на борт (в полу имеется механическая складная платформа). Через третью дверь можно пройти и с детскими колясками. Напротив этой пары дверей в боковой панели расположены мягкие спинки для пассажиров с особыми потребностями.

Хотя трамвай EVO2, в первую очередь, предназначен для одиночной эксплуатации, он также готов к сцепке в парах. В случае многочленного вождения связка между двумя транспортными средствами будет осуществляться с помощью соединительного кабеля на муфтах. Во время обычной эксплуатации они складываются и хранятся под передней частью трамвая. Самое время обратить внимание на технические показатели EVO2:
✅ длина (без муфт) – 21,65 м
✅ ширина – 2,56 м
✅ высота – 3,4 м
✅ вес – 27,5 т
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
✅ вместимость (в том числе, мест для сидения) – 92 (45+2 складных)
✅ напряжение питания – 600 В
✅ мощность двигателей – 6х65 кВт
Шасси оснащено аккумуляторными дисковыми тормозами с гидравлическим управлением. Имеются также электродинамические и электромагнитные рельсовые тормоза DAKO 1150. Шланг пескоструйной обработки аппарата Tribotec s.r.o. с внутренней подачей песка установлен на первой оси.
Оборудование салона EVO2
Пол автомобиля выполнен из водостойкой фанеры, верхняя часть которой покрыта противоскользящим напольным покрытием Altro. Оно имеет отличительные цвета: для пола (серый), приподнятых частей возле сидений (синий). Поручни изготовлены из нержавеющей стали, внутреннее пространство освещается приятными светодиодными фонарями, встроенными в потолок.

Вход в вагон находится на высоте 350 мм над верхом рельса, кроме платформ для инвалидных и детских колясок. Салон обогревается в основном шестью электровоздушными отопителями, расположенными под пассажирскими сиденьями. В низкопольных частях возле левого борта они дополняются электропечками, заключенными в канал обогрева.
Большинство окон трамвая в разъездах оборудованы в верхней части большими раздвижными форточками. В потолке первой секции установлена одна вентиляционная заслонка, а во второй – две. С помощью окон они обеспечивают оптимальное проветривание внутреннего пространства.
Место водителя отделено от салона ширмой со сдвижными дверцами. Кабина отапливается радиатором с вентилятором, проветривание обеспечивает сдвижное окно, приклеенное к левому боковому стеклу и кондиционер Konvekta. Для управления используется ручной контроллер. Наружные зеркала заднего вида, расположенные на складных поперечинах, позволяют водителю следить за происходящим на дороге. А система камер – за событиями в салоне, отображаемыми на дисплее, расположенном справа от водительской панели.

На сегодняшний день собрана 51 единица техники (включая прототип). Но ее история в самом разгаре. И несмотря на небольшие проблемы (как, например, сильный скрип техники на крутых поворотах), положительных отзывов гораздо больше. А, значит, будет выигран еще не один тендер на поставку трамваев для различных чешских городов.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....