Безбарьерный трамвай EVO: один маршрут на два города
Привычно, что трамвайный транспорт всегда является внутригородским. И пусть по безграничным просторам мегаполисов шустрые самоходные вагончики накручивают десятки километров за день, рельсы вряд ли приведут вас за границы населенного пункта. Но из каждого правила бывают исключения. И сегодня мы как раз поговорим о таком.
Старый город судетских немцев Брюкс после войны стал почти полностью чешским. Но изменилась не только его национальная структура. В 60-х на этом месте обнаружили залежи угля, что привело к полному демонтажу исторических зданий и постройки новых жилых комплексов в городе, получившем название Мост. В регионе развивалась не только угольная, но и химическая промышленность. Так уж случилось, что производственный цикл замкнулся между бывшим судетским городом и небольшим соседним Литвиновым.
Понятное дело, что успешная работа промышленных предприятий невозможна без исправной транспортной развязки. В том числе, и пассажирской – для подвоза работников и других целей. Поэтому неудивительно, что сегодняшний Мост имеет одни из самых насыщенных маршрутов среди других сходных по размеру чешских городов. И это еще не все. Мост и Литвинов располагают общей транспортной компанией, а автобусы исправно курсируют между городами, расположенными примерно в 15 км друг от друга.
В этом нет ничего особенного, если не добавить, что в состав транспортного узла входит также городской (хотя, в данном случае, лучше сказать – междугородный) трамвай! Да, сев на трамвай в Мосте и заплатив полторы цены можно спокойно прокатиться в соседний городок. Правда, это – не единственный такой случай, подобное сообщение есть и между Либерцем и Яблонцем-над-Нисоу. Сейчас на этих маршрутах трудятся новенькие и комфортабельные самоходные вагоны, о которых дальше расскажем немного подробнее.
К 2015 году появился контракт между DPP с TW Team Alliance. Согласно ему последние обязывались сконструировать и поставить четырехдверный однозвенный низкопольный трамвай. В TW Team входят компании Pragoimex, Krnovske opravny a strojirny и VKV Praha.
Мастерские в Гостиварже уже имеют хороший опыт работы с Alliance, поскольку компания участвовала в модернизации трамваев серии КТ. Новинку торжественно представили советник Праги Эва Кислингерова, руководитель транспортной компании Ярослав Дюриш и Рудольф Йон – руководитель трамвайного проекта EVO1.
Название, выбранное для техники, отображало настрой ее создателей: производное от слова «эволюция», что означает неизменное движение вперед, к техническому совершенствованию. Впервые транспорт представили в рамках выставки Czech Raildays-2015 в Остраве. Дальше началась его успешная эксплуатация в ряде чешских городов, имеющих трамвайное сообщение.
К сожалению, в то время городское руководство столкнулось с серьезными финансовыми затруднениями. Реализация проекта была приостановлена, а уже собранная модель так и осталась «одинокой золушкой» в трамвайном парке Либерца. Но новинкой заинтересовались предприятия-перевозчики других городов страны.
После проведения нескольких тендеров и победы в них, производители сумели в конце прошлого десятилетия заключить ряд контрактов. Среди клиентов Pragoimex числились транспортные компании Брно, Пльзени и Моста. В период 2019-2023 годов туда поставлено 50 новых машин.
Основным его отличием от первой модели является двухзвенная конструкция. По многим другим параметрам трамваи сходны. EVO2 – шестиосный, трехходовой, односторонний и 100 % низкопольный трамвай. Переднее и заднее звено соединены между собой шарниром, расположенным позади второго шасси по ходу движения. Трамваи представляют собой:
✅ двухзвенные вагоны
✅ три полностью вращающиеся ведущие шасси
✅ двигатели переменного тока и электрооборудование Skoda
В то время как передняя тяга (что необычно по стандартам), установлена на двух шасси, задняя тяга имеет только одно. Большой плюс выбранного решения в возможности отключения обоих звеньев. Но не обошлось и без обратной стороны медали: на поворотах транспортное средство изрядно виляет. Это потребовало почти метрового сокращения коробки по сравнению с базовым трамваем VarioLF. Каркас черновой конструкции, получивший название модульного EVO, изготовлен из следующих материалов:
✅ сварной стали из закрытых и открытых профилей
✅ листов, обработанных защитным антикоррозионным покрытием
✅ деталей из ламината
Последние применены во внешней обшивке бортов и приклеены к каркасу конструкции. Первый прототип получил внешнюю окраску в сочетании доминирующего темно-синего металлика с черной краской на фасадах и в оконной части.
В правой стороне вагона расположены четыре двери. Ширина передней – 750 мм, остальных – 1300 мм. В то же время, только вторая дверь позволяет пассажиру в инвалидной коляске попасть на борт (в полу имеется механическая складная платформа). Через третью дверь можно пройти и с детскими колясками. Напротив этой пары дверей в боковой панели расположены мягкие спинки для пассажиров с особыми потребностями.
Хотя трамвай EVO2, в первую очередь, предназначен для одиночной эксплуатации, он также готов к сцепке в парах. В случае многочленного вождения связка между двумя транспортными средствами будет осуществляться с помощью соединительного кабеля на муфтах. Во время обычной эксплуатации они складываются и хранятся под передней частью трамвая. Самое время обратить внимание на технические показатели EVO2:
✅ длина (без муфт) – 21,65 м
✅ ширина – 2,56 м
✅ высота – 3,4 м
✅ вес – 27,5 т
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
✅ вместимость (в том числе, мест для сидения) – 92 (45+2 складных)
✅ напряжение питания – 600 В
✅ мощность двигателей – 6х65 кВт
Шасси оснащено аккумуляторными дисковыми тормозами с гидравлическим управлением. Имеются также электродинамические и электромагнитные рельсовые тормоза DAKO 1150. Шланг пескоструйной обработки аппарата Tribotec s.r.o. с внутренней подачей песка установлен на первой оси.
Пол автомобиля выполнен из водостойкой фанеры, верхняя часть которой покрыта противоскользящим напольным покрытием Altro. Оно имеет отличительные цвета: для пола (серый), приподнятых частей возле сидений (синий). Поручни изготовлены из нержавеющей стали, внутреннее пространство освещается приятными светодиодными фонарями, встроенными в потолок.
Вход в вагон находится на высоте 350 мм над верхом рельса, кроме платформ для инвалидных и детских колясок. Салон обогревается в основном шестью электровоздушными отопителями, расположенными под пассажирскими сиденьями. В низкопольных частях возле левого борта они дополняются электропечками, заключенными в канал обогрева.
Большинство окон трамвая в разъездах оборудованы в верхней части большими раздвижными форточками. В потолке первой секции установлена одна вентиляционная заслонка, а во второй – две. С помощью окон они обеспечивают оптимальное проветривание внутреннего пространства.
Место водителя отделено от салона ширмой со сдвижными дверцами. Кабина отапливается радиатором с вентилятором, проветривание обеспечивает сдвижное окно, приклеенное к левому боковому стеклу и кондиционер Konvekta. Для управления используется ручной контроллер. Наружные зеркала заднего вида, расположенные на складных поперечинах, позволяют водителю следить за происходящим на дороге. А система камер – за событиями в салоне, отображаемыми на дисплее, расположенном справа от водительской панели.
На сегодняшний день собрана 51 единица техники (включая прототип). Но ее история в самом разгаре. И несмотря на небольшие проблемы (как, например, сильный скрип техники на крутых поворотах), положительных отзывов гораздо больше. А, значит, будет выигран еще не один тендер на поставку трамваев для различных чешских городов.
Старый город судетских немцев Брюкс после войны стал почти полностью чешским. Но изменилась не только его национальная структура. В 60-х на этом месте обнаружили залежи угля, что привело к полному демонтажу исторических зданий и постройки новых жилых комплексов в городе, получившем название Мост. В регионе развивалась не только угольная, но и химическая промышленность. Так уж случилось, что производственный цикл замкнулся между бывшим судетским городом и небольшим соседним Литвиновым.
EVO: на пути из Моста в Литвинов. Фото автора
Понятное дело, что успешная работа промышленных предприятий невозможна без исправной транспортной развязки. В том числе, и пассажирской – для подвоза работников и других целей. Поэтому неудивительно, что сегодняшний Мост имеет одни из самых насыщенных маршрутов среди других сходных по размеру чешских городов. И это еще не все. Мост и Литвинов располагают общей транспортной компанией, а автобусы исправно курсируют между городами, расположенными примерно в 15 км друг от друга.
В этом нет ничего особенного, если не добавить, что в состав транспортного узла входит также городской (хотя, в данном случае, лучше сказать – междугородный) трамвай! Да, сев на трамвай в Мосте и заплатив полторы цены можно спокойно прокатиться в соседний городок. Правда, это – не единственный такой случай, подобное сообщение есть и между Либерцем и Яблонцем-над-Нисоу. Сейчас на этих маршрутах трудятся новенькие и комфортабельные самоходные вагоны, о которых дальше расскажем немного подробнее.
Новая модель, появившаяся благодаря контракту
К 2015 году появился контракт между DPP с TW Team Alliance. Согласно ему последние обязывались сконструировать и поставить четырехдверный однозвенный низкопольный трамвай. В TW Team входят компании Pragoimex, Krnovske opravny a strojirny и VKV Praha.
Двери для пассажиров особых категорий имеют внешнее обозначение. Фото автора
Мастерские в Гостиварже уже имеют хороший опыт работы с Alliance, поскольку компания участвовала в модернизации трамваев серии КТ. Новинку торжественно представили советник Праги Эва Кислингерова, руководитель транспортной компании Ярослав Дюриш и Рудольф Йон – руководитель трамвайного проекта EVO1.
Название, выбранное для техники, отображало настрой ее создателей: производное от слова «эволюция», что означает неизменное движение вперед, к техническому совершенствованию. Впервые транспорт представили в рамках выставки Czech Raildays-2015 в Остраве. Дальше началась его успешная эксплуатация в ряде чешских городов, имеющих трамвайное сообщение.
Но процесс мог бы успешно развиться намного раньше. Ведь еще в 2011 году компания приготовила для новой либерецкой линии прототип двухзвенного низкопольного трамвая EVO2. Автором проекта стал инженер Ондржей Хильский.
К сожалению, в то время городское руководство столкнулось с серьезными финансовыми затруднениями. Реализация проекта была приостановлена, а уже собранная модель так и осталась «одинокой золушкой» в трамвайном парке Либерца. Но новинкой заинтересовались предприятия-перевозчики других городов страны.
После проведения нескольких тендеров и победы в них, производители сумели в конце прошлого десятилетия заключить ряд контрактов. Среди клиентов Pragoimex числились транспортные компании Брно, Пльзени и Моста. В период 2019-2023 годов туда поставлено 50 новых машин.
Конструкция и особенности EVO2
Основным его отличием от первой модели является двухзвенная конструкция. По многим другим параметрам трамваи сходны. EVO2 – шестиосный, трехходовой, односторонний и 100 % низкопольный трамвай. Переднее и заднее звено соединены между собой шарниром, расположенным позади второго шасси по ходу движения. Трамваи представляют собой:
✅ двухзвенные вагоны
✅ три полностью вращающиеся ведущие шасси
✅ двигатели переменного тока и электрооборудование Skoda
В то время как передняя тяга (что необычно по стандартам), установлена на двух шасси, задняя тяга имеет только одно. Большой плюс выбранного решения в возможности отключения обоих звеньев. Но не обошлось и без обратной стороны медали: на поворотах транспортное средство изрядно виляет. Это потребовало почти метрового сокращения коробки по сравнению с базовым трамваем VarioLF. Каркас черновой конструкции, получивший название модульного EVO, изготовлен из следующих материалов:
✅ сварной стали из закрытых и открытых профилей
✅ листов, обработанных защитным антикоррозионным покрытием
✅ деталей из ламината
Последние применены во внешней обшивке бортов и приклеены к каркасу конструкции. Первый прототип получил внешнюю окраску в сочетании доминирующего темно-синего металлика с черной краской на фасадах и в оконной части.
В правой стороне вагона расположены четыре двери. Ширина передней – 750 мм, остальных – 1300 мм. В то же время, только вторая дверь позволяет пассажиру в инвалидной коляске попасть на борт (в полу имеется механическая складная платформа). Через третью дверь можно пройти и с детскими колясками. Напротив этой пары дверей в боковой панели расположены мягкие спинки для пассажиров с особыми потребностями.
Салон трамвая EVO с поручнями «под никель». Фото автора
Хотя трамвай EVO2, в первую очередь, предназначен для одиночной эксплуатации, он также готов к сцепке в парах. В случае многочленного вождения связка между двумя транспортными средствами будет осуществляться с помощью соединительного кабеля на муфтах. Во время обычной эксплуатации они складываются и хранятся под передней частью трамвая. Самое время обратить внимание на технические показатели EVO2:
✅ длина (без муфт) – 21,65 м
✅ ширина – 2,56 м
✅ высота – 3,4 м
✅ вес – 27,5 т
✅ максимальная скорость – 65 км/ч
✅ вместимость (в том числе, мест для сидения) – 92 (45+2 складных)
✅ напряжение питания – 600 В
✅ мощность двигателей – 6х65 кВт
Шасси оснащено аккумуляторными дисковыми тормозами с гидравлическим управлением. Имеются также электродинамические и электромагнитные рельсовые тормоза DAKO 1150. Шланг пескоструйной обработки аппарата Tribotec s.r.o. с внутренней подачей песка установлен на первой оси.
Оборудование салона EVO2
Пол автомобиля выполнен из водостойкой фанеры, верхняя часть которой покрыта противоскользящим напольным покрытием Altro. Оно имеет отличительные цвета: для пола (серый), приподнятых частей возле сидений (синий). Поручни изготовлены из нержавеющей стали, внутреннее пространство освещается приятными светодиодными фонарями, встроенными в потолок.
Не забыли и про инвалидов. Фото автора
Вход в вагон находится на высоте 350 мм над верхом рельса, кроме платформ для инвалидных и детских колясок. Салон обогревается в основном шестью электровоздушными отопителями, расположенными под пассажирскими сиденьями. В низкопольных частях возле левого борта они дополняются электропечками, заключенными в канал обогрева.
Большинство окон трамвая в разъездах оборудованы в верхней части большими раздвижными форточками. В потолке первой секции установлена одна вентиляционная заслонка, а во второй – две. С помощью окон они обеспечивают оптимальное проветривание внутреннего пространства.
Место водителя отделено от салона ширмой со сдвижными дверцами. Кабина отапливается радиатором с вентилятором, проветривание обеспечивает сдвижное окно, приклеенное к левому боковому стеклу и кондиционер Konvekta. Для управления используется ручной контроллер. Наружные зеркала заднего вида, расположенные на складных поперечинах, позволяют водителю следить за происходящим на дороге. А система камер – за событиями в салоне, отображаемыми на дисплее, расположенном справа от водительской панели.
Трамваи EVO можно сегодня увидеть во многих чешских городах. Фото автора
На сегодняшний день собрана 51 единица техники (включая прототип). Но ее история в самом разгаре. И несмотря на небольшие проблемы (как, например, сильный скрип техники на крутых поворотах), положительных отзывов гораздо больше. А, значит, будет выигран еще не один тендер на поставку трамваев для различных чешских городов.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...