
«Неизвестный Туполев» – аэросани-амфибия А-3
Суровые погодные условия России, с большим количеством снега зимой, тонким льдом весной и осенью, многочисленными осадками и обширными заболоченными территориями коротким летом, делают отдельные участки страны достаточно сложными для передвижения, а местами вообще непроходимыми. Это привело к разработке некоторых, не совсем ординарных, транспортных средств, которые помогли бы решить эту задачу.
В их числе и герой нашего сегодняшнего материала – оригинальное изобретение, аэроглиссер Туполева А-3. Эти цельнометаллические аэросани-амфибия с алюминиевым кузовом были разработаны в 1960-х годах, в эпоху холодной войны, когда Советский Союз остро нуждался в новых транспортных решениях. И тут Советам не было равных. Изобретательные инженеры, которые очень творчески подходили к выбору методов автомобилестроения, находили выход, даже несмотря на нехватку ресурсов и технологий.
За разработку этой уникальной машины, сочетающей в себе принципы наземного и воздушного транспорта, отвечало ОКБ Туполева, известное своими достижениями в области авиации. Главным «зачинщиком» проекта выступил молодой и очень перспективный специалист, сын известного полярного летчика – Глеб Махотин. Он буквально «горел» идеей создать высокопроходимый, и при этом скоростной транспорт для круглогодичного использования. Собрав группу единомышленников, он обратился к Туполеву за разрешением начать проектирование и разработку аэросаней-амфибий.
Двойной винт создает отличную тягу. Фото: YouTube.com
Авиаконструктор не только одобрил эту идею, но и принимал в ее реализации непосредственное участие, выступая в роли консультанта. В результате плодотворной работы советским инженерам удалось создать достаточно необычную машину. Конструкция была заимствована в большей степени у класса транспортных средств, известных как аэросани — винтовые снегоходы-амфибии, которые скользят на бегунах или лыжах. Однако новая модель, больше похожая на симбиоз скоростного катера и легкого самолета, сочетала в себе элементы гидросамолета, снегохода и судна на воздушной подушке.
По своей сути A-3 был экранопланом – отдельной категорией транспортных средств, которые сами по себе являются феноменом. Известно, что эти транспортные средства более эффективны, чем обычные самолеты. И также более быстрые, чем лодки, поскольку работают за счет использования аэродинамического взаимодействия между движущимся крылом и землей на очень малых высотах. Они предназначены для скольжения по ровной поверхности, включая лед, снег и водоемы.
Первый опытный образец аэросаней А-3 был готов в 1961 году. Тогда же на Истринском водохранилище прошли их первые испытания, после чего машина была передана в распоряжение Министерства связи для оценки ее опытной эксплуатации. В ходе данных мероприятий не только велось оформление технической документации, но и, с учетом выявленных недоработок, вносились определенные изменения в конструкции вездехода.
Тонкий лед не помеха для А-3. Фото: YouTube.com
Одной из наиболее значимых таких нововведений было оснащение амфибии реданом. Стандартный прием в данном случае не прошел, поэтому мастера прибегли к нестандартному инженерному решению. Они установили накладной редан за центром тяжести, таким образом удалось значительно улучшить скоростные показатели на воде, при этом сохранилась эффективность скольжения по снегу.
В качестве испытательного полигона, способного обеспечить что ни на есть самые суровые условия, была выбрана далекая река Пинега в Архангельской области. Там новая машина под маркой «Ту» смогла продемонстрировать свои универсальные способности в плане преодоления водных, снежных и ледяных преград. С ее помощью в условиях тотального бездорожья стало возможным успешное передвижение людей и грузов. Новый транспорт выдерживал до 650 кг полезной нагрузки, передвигаясь с крейсерской скоростью в 70 км\час. В таком ритме удалось преодолеть расстояние без дозаправки 500 км.
В итоге, в 1964 году стартовало серийное производство амфибии Туполева А-3, и уже через год более 100 экземпляров этой высокопроходимой техники поступили в эксплуатацию. Они успешно применялись в различных сферах народного хозяйства: услуги связи, почтовое сообщение, оказание медицинской помощи в отдаленных уголках страны. Также данная аэролодка выполняла и задачи государственной важности. В том числе стояла на страже границ государства и участвовала в поисково-спасательных операциях, связанных со спасением пилотов и космонавтов.
Руль и приборная панель аэросаней. Фото: YouTube.com
Корпус кузова, которой изготовлен из облегченного алюминия, представлял собой три независимых отсека. Это обеспечивало лодке непотопляемость в случае возникновения нештатных ситуаций. В носовой части было предусмотрено багажное отделение, а по бокам – топливные баки, емкостью по 350 литров каждый. В центральной части расположена отапливаемая пассажирская кабина, доступ в которую осуществлялся через двери типа крыло бабочки. Она рассчитанная на вместимость до 5 человек. Параметры модели следующие:
✅ длина – 6110 мм
✅ ширина – 2160 мм
✅ высота борта – 1270
✅ осадка – 0,1 м
За кабиной, в заднем отсеке, расположена силовая установка и другое оборудование. Привод осуществлялся от одного радиально-поршневого двигателя, установленного в кормовой части, и воздушного винта толкающей конфигурации. В то время ранние модели глиссера были оснащены пятицилиндровым двигателем мощностью 160 л. с. Более поздние модели были модернизированы до девятицилиндрового поршневого АИ-14 мощностью 260 л. с. Такие силовые установки стояли на легких самолетах, в том числе Як-12, Ан-14 и др.
Установка обеспечивала достаточную тягу, не полагаясь на контакт с землей через колеса или гусеницы. На скорости более 81 км/ч подъемная сила позволяя транспорту зависать над поверхностью. Машина была способна передвигаться с максимальной скоростью 120 км/ч, что делало ее быстрее большинства наземных транспортных средств, способных пережить суровые сибирские зимы того времени.
При этом скоростные показатели этого транспортного средства напрямую зависели от покрытия, по которому приходилось двигаться. Аэродинамические характеристики удалось значительно улучшить за счет обтекаемых форм и облегченного веса конструкции, а также за счет специального многослойного покрытия днища, в составе которого был полиэтилен с низким коэффициентом трения.
Так, по воде скорость амфибии составляла до 80 км\час, с возможностью, в том числе, преодолевать заросшие водоемы и мелководье до 5 см. Увеличение скорости было прямо пропорционально уменьшению глубины. По льду и снегу вездеход Туполева уже был способен уверенно передвигаться со скоростью до 100 км\час, оставляя за собой небольшую колею.
Примечательно, но практически за 20 лет серийного производства аэросаней Туполева было выпущено всего 800 экземпляров, некоторые из которых продолжали эксплуатироваться вплоть до 2010 года. Сколько функциональных экземпляров сохранилось на сегодняшний день, сказать трудно. В основном – это музейные экспонаты и экземпляры частных коллекций, в том числе и за рубежом. Например, не так давно, в США, был выставлен на продажу аэросанный агрегат Туполева 1970 года выпуска. Запрашиваемая цена немалая, и составляет 209 500 долларов.
На просторах нашей страны еще можно найти А-3 в разных модификациях, но состояние, как правило, плачевное. Фото: YouTube.com
Известно также об отдельной, «брежневской» серии машины, выполненной по личному заказу Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. В этой модификации аэросани имели более компактные габариты, длиной 4,5 м и шириной 1,8 м. Оснащались они мотором «Нельсон» мощностью 35 л. с. и развивали скорость до 50 км\час. Всего было выпущено 3 такие модели.
В их числе и герой нашего сегодняшнего материала – оригинальное изобретение, аэроглиссер Туполева А-3. Эти цельнометаллические аэросани-амфибия с алюминиевым кузовом были разработаны в 1960-х годах, в эпоху холодной войны, когда Советский Союз остро нуждался в новых транспортных решениях. И тут Советам не было равных. Изобретательные инженеры, которые очень творчески подходили к выбору методов автомобилестроения, находили выход, даже несмотря на нехватку ресурсов и технологий.
Кто стоял у истоков проекта амфибии
За разработку этой уникальной машины, сочетающей в себе принципы наземного и воздушного транспорта, отвечало ОКБ Туполева, известное своими достижениями в области авиации. Главным «зачинщиком» проекта выступил молодой и очень перспективный специалист, сын известного полярного летчика – Глеб Махотин. Он буквально «горел» идеей создать высокопроходимый, и при этом скоростной транспорт для круглогодичного использования. Собрав группу единомышленников, он обратился к Туполеву за разрешением начать проектирование и разработку аэросаней-амфибий.

Авиаконструктор не только одобрил эту идею, но и принимал в ее реализации непосредственное участие, выступая в роли консультанта. В результате плодотворной работы советским инженерам удалось создать достаточно необычную машину. Конструкция была заимствована в большей степени у класса транспортных средств, известных как аэросани — винтовые снегоходы-амфибии, которые скользят на бегунах или лыжах. Однако новая модель, больше похожая на симбиоз скоростного катера и легкого самолета, сочетала в себе элементы гидросамолета, снегохода и судна на воздушной подушке.
Первый образец и испытания
По своей сути A-3 был экранопланом – отдельной категорией транспортных средств, которые сами по себе являются феноменом. Известно, что эти транспортные средства более эффективны, чем обычные самолеты. И также более быстрые, чем лодки, поскольку работают за счет использования аэродинамического взаимодействия между движущимся крылом и землей на очень малых высотах. Они предназначены для скольжения по ровной поверхности, включая лед, снег и водоемы.
Первый опытный образец аэросаней А-3 был готов в 1961 году. Тогда же на Истринском водохранилище прошли их первые испытания, после чего машина была передана в распоряжение Министерства связи для оценки ее опытной эксплуатации. В ходе данных мероприятий не только велось оформление технической документации, но и, с учетом выявленных недоработок, вносились определенные изменения в конструкции вездехода.

Одной из наиболее значимых таких нововведений было оснащение амфибии реданом. Стандартный прием в данном случае не прошел, поэтому мастера прибегли к нестандартному инженерному решению. Они установили накладной редан за центром тяжести, таким образом удалось значительно улучшить скоростные показатели на воде, при этом сохранилась эффективность скольжения по снегу.
В качестве испытательного полигона, способного обеспечить что ни на есть самые суровые условия, была выбрана далекая река Пинега в Архангельской области. Там новая машина под маркой «Ту» смогла продемонстрировать свои универсальные способности в плане преодоления водных, снежных и ледяных преград. С ее помощью в условиях тотального бездорожья стало возможным успешное передвижение людей и грузов. Новый транспорт выдерживал до 650 кг полезной нагрузки, передвигаясь с крейсерской скоростью в 70 км\час. В таком ритме удалось преодолеть расстояние без дозаправки 500 км.
Запуск в серию и особенности конструкции
В итоге, в 1964 году стартовало серийное производство амфибии Туполева А-3, и уже через год более 100 экземпляров этой высокопроходимой техники поступили в эксплуатацию. Они успешно применялись в различных сферах народного хозяйства: услуги связи, почтовое сообщение, оказание медицинской помощи в отдаленных уголках страны. Также данная аэролодка выполняла и задачи государственной важности. В том числе стояла на страже границ государства и участвовала в поисково-спасательных операциях, связанных со спасением пилотов и космонавтов.

Корпус кузова, которой изготовлен из облегченного алюминия, представлял собой три независимых отсека. Это обеспечивало лодке непотопляемость в случае возникновения нештатных ситуаций. В носовой части было предусмотрено багажное отделение, а по бокам – топливные баки, емкостью по 350 литров каждый. В центральной части расположена отапливаемая пассажирская кабина, доступ в которую осуществлялся через двери типа крыло бабочки. Она рассчитанная на вместимость до 5 человек. Параметры модели следующие:
✅ длина – 6110 мм
✅ ширина – 2160 мм
✅ высота борта – 1270
✅ осадка – 0,1 м
За кабиной, в заднем отсеке, расположена силовая установка и другое оборудование. Привод осуществлялся от одного радиально-поршневого двигателя, установленного в кормовой части, и воздушного винта толкающей конфигурации. В то время ранние модели глиссера были оснащены пятицилиндровым двигателем мощностью 160 л. с. Более поздние модели были модернизированы до девятицилиндрового поршневого АИ-14 мощностью 260 л. с. Такие силовые установки стояли на легких самолетах, в том числе Як-12, Ан-14 и др.
Установка обеспечивала достаточную тягу, не полагаясь на контакт с землей через колеса или гусеницы. На скорости более 81 км/ч подъемная сила позволяя транспорту зависать над поверхностью. Машина была способна передвигаться с максимальной скоростью 120 км/ч, что делало ее быстрее большинства наземных транспортных средств, способных пережить суровые сибирские зимы того времени.
При этом скоростные показатели этого транспортного средства напрямую зависели от покрытия, по которому приходилось двигаться. Аэродинамические характеристики удалось значительно улучшить за счет обтекаемых форм и облегченного веса конструкции, а также за счет специального многослойного покрытия днища, в составе которого был полиэтилен с низким коэффициентом трения.
Так, по воде скорость амфибии составляла до 80 км\час, с возможностью, в том числе, преодолевать заросшие водоемы и мелководье до 5 см. Увеличение скорости было прямо пропорционально уменьшению глубины. По льду и снегу вездеход Туполева уже был способен уверенно передвигаться со скоростью до 100 км\час, оставляя за собой небольшую колею.
Послесловие
Примечательно, но практически за 20 лет серийного производства аэросаней Туполева было выпущено всего 800 экземпляров, некоторые из которых продолжали эксплуатироваться вплоть до 2010 года. Сколько функциональных экземпляров сохранилось на сегодняшний день, сказать трудно. В основном – это музейные экспонаты и экземпляры частных коллекций, в том числе и за рубежом. Например, не так давно, в США, был выставлен на продажу аэросанный агрегат Туполева 1970 года выпуска. Запрашиваемая цена немалая, и составляет 209 500 долларов.

Известно также об отдельной, «брежневской» серии машины, выполненной по личному заказу Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. В этой модификации аэросани имели более компактные габариты, длиной 4,5 м и шириной 1,8 м. Оснащались они мотором «Нельсон» мощностью 35 л. с. и развивали скорость до 50 км\час. Всего было выпущено 3 такие модели.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....