«Неизвестный Туполев» – аэросани-амфибия А-3
Суровые погодные условия России, с большим количеством снега зимой, тонким льдом весной и осенью, многочисленными осадками и обширными заболоченными территориями коротким летом, делают отдельные участки страны достаточно сложными для передвижения, а местами вообще непроходимыми. Это привело к разработке некоторых, не совсем ординарных, транспортных средств, которые помогли бы решить эту задачу.
В их числе и герой нашего сегодняшнего материала – оригинальное изобретение, аэроглиссер Туполева А-3. Эти цельнометаллические аэросани-амфибия с алюминиевым кузовом были разработаны в 1960-х годах, в эпоху холодной войны, когда Советский Союз остро нуждался в новых транспортных решениях. И тут Советам не было равных. Изобретательные инженеры, которые очень творчески подходили к выбору методов автомобилестроения, находили выход, даже несмотря на нехватку ресурсов и технологий.
За разработку этой уникальной машины, сочетающей в себе принципы наземного и воздушного транспорта, отвечало ОКБ Туполева, известное своими достижениями в области авиации. Главным «зачинщиком» проекта выступил молодой и очень перспективный специалист, сын известного полярного летчика – Глеб Махотин. Он буквально «горел» идеей создать высокопроходимый, и при этом скоростной транспорт для круглогодичного использования. Собрав группу единомышленников, он обратился к Туполеву за разрешением начать проектирование и разработку аэросаней-амфибий.
Авиаконструктор не только одобрил эту идею, но и принимал в ее реализации непосредственное участие, выступая в роли консультанта. В результате плодотворной работы советским инженерам удалось создать достаточно необычную машину. Конструкция была заимствована в большей степени у класса транспортных средств, известных как аэросани — винтовые снегоходы-амфибии, которые скользят на бегунах или лыжах. Однако новая модель, больше похожая на симбиоз скоростного катера и легкого самолета, сочетала в себе элементы гидросамолета, снегохода и судна на воздушной подушке.
По своей сути A-3 был экранопланом – отдельной категорией транспортных средств, которые сами по себе являются феноменом. Известно, что эти транспортные средства более эффективны, чем обычные самолеты. И также более быстрые, чем лодки, поскольку работают за счет использования аэродинамического взаимодействия между движущимся крылом и землей на очень малых высотах. Они предназначены для скольжения по ровной поверхности, включая лед, снег и водоемы.
Первый опытный образец аэросаней А-3 был готов в 1961 году. Тогда же на Истринском водохранилище прошли их первые испытания, после чего машина была передана в распоряжение Министерства связи для оценки ее опытной эксплуатации. В ходе данных мероприятий не только велось оформление технической документации, но и, с учетом выявленных недоработок, вносились определенные изменения в конструкции вездехода.
Одной из наиболее значимых таких нововведений было оснащение амфибии реданом. Стандартный прием в данном случае не прошел, поэтому мастера прибегли к нестандартному инженерному решению. Они установили накладной редан за центром тяжести, таким образом удалось значительно улучшить скоростные показатели на воде, при этом сохранилась эффективность скольжения по снегу.
В качестве испытательного полигона, способного обеспечить что ни на есть самые суровые условия, была выбрана далекая река Пинега в Архангельской области. Там новая машина под маркой «Ту» смогла продемонстрировать свои универсальные способности в плане преодоления водных, снежных и ледяных преград. С ее помощью в условиях тотального бездорожья стало возможным успешное передвижение людей и грузов. Новый транспорт выдерживал до 650 кг полезной нагрузки, передвигаясь с крейсерской скоростью в 70 км\час. В таком ритме удалось преодолеть расстояние без дозаправки 500 км.
В итоге, в 1964 году стартовало серийное производство амфибии Туполева А-3, и уже через год более 100 экземпляров этой высокопроходимой техники поступили в эксплуатацию. Они успешно применялись в различных сферах народного хозяйства: услуги связи, почтовое сообщение, оказание медицинской помощи в отдаленных уголках страны. Также данная аэролодка выполняла и задачи государственной важности. В том числе стояла на страже границ государства и участвовала в поисково-спасательных операциях, связанных со спасением пилотов и космонавтов.
Корпус кузова, которой изготовлен из облегченного алюминия, представлял собой три независимых отсека. Это обеспечивало лодке непотопляемость в случае возникновения нештатных ситуаций. В носовой части было предусмотрено багажное отделение, а по бокам – топливные баки, емкостью по 350 литров каждый. В центральной части расположена отапливаемая пассажирская кабина, доступ в которую осуществлялся через двери типа крыло бабочки. Она рассчитанная на вместимость до 5 человек. Параметры модели следующие:
✅ длина – 6110 мм
✅ ширина – 2160 мм
✅ высота борта – 1270
✅ осадка – 0,1 м
За кабиной, в заднем отсеке, расположена силовая установка и другое оборудование. Привод осуществлялся от одного радиально-поршневого двигателя, установленного в кормовой части, и воздушного винта толкающей конфигурации. В то время ранние модели глиссера были оснащены пятицилиндровым двигателем мощностью 160 л. с. Более поздние модели были модернизированы до девятицилиндрового поршневого АИ-14 мощностью 260 л. с. Такие силовые установки стояли на легких самолетах, в том числе Як-12, Ан-14 и др.
Установка обеспечивала достаточную тягу, не полагаясь на контакт с землей через колеса или гусеницы. На скорости более 81 км/ч подъемная сила позволяя транспорту зависать над поверхностью. Машина была способна передвигаться с максимальной скоростью 120 км/ч, что делало ее быстрее большинства наземных транспортных средств, способных пережить суровые сибирские зимы того времени.
При этом скоростные показатели этого транспортного средства напрямую зависели от покрытия, по которому приходилось двигаться. Аэродинамические характеристики удалось значительно улучшить за счет обтекаемых форм и облегченного веса конструкции, а также за счет специального многослойного покрытия днища, в составе которого был полиэтилен с низким коэффициентом трения.
Так, по воде скорость амфибии составляла до 80 км\час, с возможностью, в том числе, преодолевать заросшие водоемы и мелководье до 5 см. Увеличение скорости было прямо пропорционально уменьшению глубины. По льду и снегу вездеход Туполева уже был способен уверенно передвигаться со скоростью до 100 км\час, оставляя за собой небольшую колею.
Примечательно, но практически за 20 лет серийного производства аэросаней Туполева было выпущено всего 800 экземпляров, некоторые из которых продолжали эксплуатироваться вплоть до 2010 года. Сколько функциональных экземпляров сохранилось на сегодняшний день, сказать трудно. В основном – это музейные экспонаты и экземпляры частных коллекций, в том числе и за рубежом. Например, не так давно, в США, был выставлен на продажу аэросанный агрегат Туполева 1970 года выпуска. Запрашиваемая цена немалая, и составляет 209 500 долларов.
Известно также об отдельной, «брежневской» серии машины, выполненной по личному заказу Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. В этой модификации аэросани имели более компактные габариты, длиной 4,5 м и шириной 1,8 м. Оснащались они мотором «Нельсон» мощностью 35 л. с. и развивали скорость до 50 км\час. Всего было выпущено 3 такие модели.
В их числе и герой нашего сегодняшнего материала – оригинальное изобретение, аэроглиссер Туполева А-3. Эти цельнометаллические аэросани-амфибия с алюминиевым кузовом были разработаны в 1960-х годах, в эпоху холодной войны, когда Советский Союз остро нуждался в новых транспортных решениях. И тут Советам не было равных. Изобретательные инженеры, которые очень творчески подходили к выбору методов автомобилестроения, находили выход, даже несмотря на нехватку ресурсов и технологий.
Кто стоял у истоков проекта амфибии
За разработку этой уникальной машины, сочетающей в себе принципы наземного и воздушного транспорта, отвечало ОКБ Туполева, известное своими достижениями в области авиации. Главным «зачинщиком» проекта выступил молодой и очень перспективный специалист, сын известного полярного летчика – Глеб Махотин. Он буквально «горел» идеей создать высокопроходимый, и при этом скоростной транспорт для круглогодичного использования. Собрав группу единомышленников, он обратился к Туполеву за разрешением начать проектирование и разработку аэросаней-амфибий.
Двойной винт создает отличную тягу. Фото: YouTube.com
Авиаконструктор не только одобрил эту идею, но и принимал в ее реализации непосредственное участие, выступая в роли консультанта. В результате плодотворной работы советским инженерам удалось создать достаточно необычную машину. Конструкция была заимствована в большей степени у класса транспортных средств, известных как аэросани — винтовые снегоходы-амфибии, которые скользят на бегунах или лыжах. Однако новая модель, больше похожая на симбиоз скоростного катера и легкого самолета, сочетала в себе элементы гидросамолета, снегохода и судна на воздушной подушке.
Первый образец и испытания
По своей сути A-3 был экранопланом – отдельной категорией транспортных средств, которые сами по себе являются феноменом. Известно, что эти транспортные средства более эффективны, чем обычные самолеты. И также более быстрые, чем лодки, поскольку работают за счет использования аэродинамического взаимодействия между движущимся крылом и землей на очень малых высотах. Они предназначены для скольжения по ровной поверхности, включая лед, снег и водоемы.
Первый опытный образец аэросаней А-3 был готов в 1961 году. Тогда же на Истринском водохранилище прошли их первые испытания, после чего машина была передана в распоряжение Министерства связи для оценки ее опытной эксплуатации. В ходе данных мероприятий не только велось оформление технической документации, но и, с учетом выявленных недоработок, вносились определенные изменения в конструкции вездехода.
Тонкий лед не помеха для А-3. Фото: YouTube.com
Одной из наиболее значимых таких нововведений было оснащение амфибии реданом. Стандартный прием в данном случае не прошел, поэтому мастера прибегли к нестандартному инженерному решению. Они установили накладной редан за центром тяжести, таким образом удалось значительно улучшить скоростные показатели на воде, при этом сохранилась эффективность скольжения по снегу.
В качестве испытательного полигона, способного обеспечить что ни на есть самые суровые условия, была выбрана далекая река Пинега в Архангельской области. Там новая машина под маркой «Ту» смогла продемонстрировать свои универсальные способности в плане преодоления водных, снежных и ледяных преград. С ее помощью в условиях тотального бездорожья стало возможным успешное передвижение людей и грузов. Новый транспорт выдерживал до 650 кг полезной нагрузки, передвигаясь с крейсерской скоростью в 70 км\час. В таком ритме удалось преодолеть расстояние без дозаправки 500 км.
Запуск в серию и особенности конструкции
В итоге, в 1964 году стартовало серийное производство амфибии Туполева А-3, и уже через год более 100 экземпляров этой высокопроходимой техники поступили в эксплуатацию. Они успешно применялись в различных сферах народного хозяйства: услуги связи, почтовое сообщение, оказание медицинской помощи в отдаленных уголках страны. Также данная аэролодка выполняла и задачи государственной важности. В том числе стояла на страже границ государства и участвовала в поисково-спасательных операциях, связанных со спасением пилотов и космонавтов.
Руль и приборная панель аэросаней. Фото: YouTube.com
Корпус кузова, которой изготовлен из облегченного алюминия, представлял собой три независимых отсека. Это обеспечивало лодке непотопляемость в случае возникновения нештатных ситуаций. В носовой части было предусмотрено багажное отделение, а по бокам – топливные баки, емкостью по 350 литров каждый. В центральной части расположена отапливаемая пассажирская кабина, доступ в которую осуществлялся через двери типа крыло бабочки. Она рассчитанная на вместимость до 5 человек. Параметры модели следующие:
✅ длина – 6110 мм
✅ ширина – 2160 мм
✅ высота борта – 1270
✅ осадка – 0,1 м
За кабиной, в заднем отсеке, расположена силовая установка и другое оборудование. Привод осуществлялся от одного радиально-поршневого двигателя, установленного в кормовой части, и воздушного винта толкающей конфигурации. В то время ранние модели глиссера были оснащены пятицилиндровым двигателем мощностью 160 л. с. Более поздние модели были модернизированы до девятицилиндрового поршневого АИ-14 мощностью 260 л. с. Такие силовые установки стояли на легких самолетах, в том числе Як-12, Ан-14 и др.
Установка обеспечивала достаточную тягу, не полагаясь на контакт с землей через колеса или гусеницы. На скорости более 81 км/ч подъемная сила позволяя транспорту зависать над поверхностью. Машина была способна передвигаться с максимальной скоростью 120 км/ч, что делало ее быстрее большинства наземных транспортных средств, способных пережить суровые сибирские зимы того времени.
При этом скоростные показатели этого транспортного средства напрямую зависели от покрытия, по которому приходилось двигаться. Аэродинамические характеристики удалось значительно улучшить за счет обтекаемых форм и облегченного веса конструкции, а также за счет специального многослойного покрытия днища, в составе которого был полиэтилен с низким коэффициентом трения.
Так, по воде скорость амфибии составляла до 80 км\час, с возможностью, в том числе, преодолевать заросшие водоемы и мелководье до 5 см. Увеличение скорости было прямо пропорционально уменьшению глубины. По льду и снегу вездеход Туполева уже был способен уверенно передвигаться со скоростью до 100 км\час, оставляя за собой небольшую колею.
Послесловие
Примечательно, но практически за 20 лет серийного производства аэросаней Туполева было выпущено всего 800 экземпляров, некоторые из которых продолжали эксплуатироваться вплоть до 2010 года. Сколько функциональных экземпляров сохранилось на сегодняшний день, сказать трудно. В основном – это музейные экспонаты и экземпляры частных коллекций, в том числе и за рубежом. Например, не так давно, в США, был выставлен на продажу аэросанный агрегат Туполева 1970 года выпуска. Запрашиваемая цена немалая, и составляет 209 500 долларов.
На просторах нашей страны еще можно найти А-3 в разных модификациях, но состояние, как правило, плачевное. Фото: YouTube.com
Известно также об отдельной, «брежневской» серии машины, выполненной по личному заказу Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. В этой модификации аэросани имели более компактные габариты, длиной 4,5 м и шириной 1,8 м. Оснащались они мотором «Нельсон» мощностью 35 л. с. и развивали скорость до 50 км\час. Всего было выпущено 3 такие модели.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...