История автомобилей марки DKW
Когда мы вспоминаем о бывшей немецкой компании DKW, то на ум сразу же приходят известные мотоциклы этой марки. И неудивительно, ведь именно трофейная немецкая техника оказала важное влияние на развитие почти всех мотоциклетных предприятий Советского Союза и некоторых других стран. Но знатоки прекрасно осведомлены, что эта компания занималась не только производством двухколесной техники.
В модельном ряду DKW числится приличный сегмент, отведенный успешным автомобилям довоенного периода. И они пользовались вполне заслуженным уважением и популярностью. Давайте вместе вспомним о DKW – одних из первых массовых автомобилей, производимых в Германии.
У истоков компании стоял датский специалист. Йорген Скафте Расмуссен начал свою карьеру в качестве инженера в 1907 году. В 1916 году он основал компанию DKW в городе Цвиккау, Германия. Первая ее модель – это мотоцикл Wanderer 100, увидевший свет в 1919 году. В 1928 году DKW выпустила свой первый автомобиль, P10. С самого начала ставилась задача сборки доступных по цене и простых в эксплуатации экипажей. Это делало их идеальным выбором для молодых людей и семей.
Расмуссен начал планировать разработку небольшого автомобиля с двухтактным двигателем еще в 1924 году. Это после двух лет серийного производства мотоциклов и пяти лет сборки небольших двигателей. Одним из них можно считать игрушечный 18-кубовый, мощностью четверть лошадиной силы. К 1926 году компания Zschopau уже поставляла мотоциклы с рабочим объемом 200, 250, 300 и 500 куб. см. До первого четырехколесного экипажа оставалось меньше двух лет.
Народные автомобили DKW с двухтактными двухцилиндровыми двигателями и передним приводом получили наибольшее распространение в Германии, главным образом, из-за выгодной цены. Поэтому в 30-е годы в различных вариантах кузова их выпускалось до 4500 штук в месяц. Лицензию на DKW также купила чехословацкая Zbrojovka Ing. Ф. Янечека. Немецкий автомобиль с небольшим двухцилиндровым двигателем стал основой для первого Jawa 700.
В 30-х и 40-х годах DKW были популярны во всей Европе. Они сыграли важную роль в развитии немецкого автомобилестроения. Модели помогли популяризировать двухтактные двигатели и показали, что простые и доступные экипажи могут быть успешными и неприхотливыми в обслуживании. Двухтактники оказались дешевле в производстве и потребляли меньше топлива, чем их четырехтактные конкуренты.
До 1931 года компания производила только заднеприводные автомобили. За ними последовали Sonderklasse и Schwebeklasse, до 1940 года производившиеся в Шпандау. Эти модели оснащались оригинальными двигателями V4/90° с турбонаддувом.
DKW F1 – первый серийный тип с передним приводом, имел двухцилиндровый двигатель объемом 600 куб. см и мощностью 18 л. с. (в производстве – 1931/32 гг.). После успешного старта компания предложила и многие другие модели подобной конструкции.
Общий выпуск двухтактных четырехцилиндровых автомобилей Ladepumpe достиг 24 тысяч машин, а классических двухтактников с задним приводом всего две тысячи. Эти цифры ясно показывали, что популярность полностью перешла к переднеприводной технике. До начала войны автомобилей с такой компоновкой успели собрать в количестве 218 тысяч экземпляров.
Со временем эти DKW, получившие цифровое обозначение от F1 до F9, стали самыми популярными в континентальной Европе. Кстати, буква «F» в названии обозначала «Front», указывая на переднеприводную конструкцию автомобиля. Двухтактные двигатели производились совместно с мотоциклами DKW в Чопау и автомобилями – в Берлине (Шпандау) и Цвикау (на заводе Audi).
В это же время происходит объединение основных немецких автомобильных компаний. Появляется Auto Union со штаб-квартирой в Хемнице и некоторые структурные изменения. В результате слияния Audi стала дочерней компанией DKW, а Horch – основой Auto Union. Wanderer, кроме офиса в Хемнице, имел еще и автомобильное подразделение в Зигмар-Шенау. В целом, все распределилось так:
✅ Чопау (DKW)
✅ Цвикау (Audi, Horch)
✅ Берлин (Шпандау, деревянные кузова)
✅ Зигмар-Шенау (Wanderer и стальные кузова)
Так продолжалось до начала войны, после которой восстановленными оказались только две марки: DKW и Audi. Интересно, что для послевоенного возвращения Auto Union выбрала марку DKW, которая в основном принадлежала малолитражным автомобилям. А вовсе не какую-либо из трех других: Horch, Wanderer и Audi (она вернулась только в 1965 году). Объяснение простое: вся причина в мотоциклах, которые носили лейбл DKW, принадлежащий к мировым топам.
После того, как на карте Европы появилось сразу две Германии, каждое из государств попыталось развивать собственную автомобильную промышленность. Но, учитывая общую историю, опирались на одни и те же довоенные разработки. Так, двухтактный трехцилиндровый двигатель DKW F9 уходил своими корнями в мирные 30-е. Но он не успел получить широкого применения.
Теперь производство автомобиля с более современным кузовом началось одновременно в обеих частях разделенной Германии. На новом заводе Auto Union в Западном Дюссельдорфе и в бывшей Audi в восточном Цвиккау (как IFA F9). Позже производство перенесли в Айзенах, преобразовав в «Вартбург».
Предыдущий DKW F8 (двухцилиндровый, 700-кубовый) начал свое послевоенное производство в Восточной Германии практически без изменений уже в 1949 году. Это на год раньше, чем на Западе (но с маркировкой IFA F8).
В ФРГ новый Auto Union возобновил свою деятельность в Дюссельдорфе. Правда, с 1962 года производственные мощности перенесли в Ингольштадт. Новый Meisterklasse F89 соответствовал округлому восточногерманскому типу IFA F9, но с двухцилиндровым двигателем F8.
Трехцилиндровый мотор объемом 896 куб. см получил название Sonderklasse F91 (1953). Он прошел разработку и появился в 1963 году как роскошная версия под брендом Auto Union 1000, когда Wartburg уже вовсю производились.
К 1960 году западногерманские производители отпраздновали выпуск 500-тысячного послевоенного автомобиля Auto Union/DKW. Производство развивалось, параллельно расширялся и модельный ряд:
✅ новые седаны DKW Junior
✅ улучшенный DKW F102
✅ внедорожный Mungo
Позже концепция последнего дала начало Volkswagen Iltis. Казалось, что в 60-х предстоит новый виток популярности марки, тем более что общая картина в мировом автопроме содействовала стремительному развитию. Однако, все резко поменялось к середине десятилетия. Тогда появился новый силовой агрегат, рожденный из комбинации DKW F102 и четырехтактного четырехцилиндрового М118.
Такой поворот позволил производителям вспомнить о забытом бренде Audi – в 1965 году вновь появился автомобиль этой марки. Переход от двух- к четырехтактным двигателям стал настолько значительным поворотом, что был поддержан ребрендингом компании. Поэтому DKW исчез навсегда, а Audi вернулась, чтобы сохраниться до наших дней.
В модельном ряду DKW числится приличный сегмент, отведенный успешным автомобилям довоенного периода. И они пользовались вполне заслуженным уважением и популярностью. Давайте вместе вспомним о DKW – одних из первых массовых автомобилей, производимых в Германии.
DKW F1, первый серийный автомобиль с передним приводом (1931 год). Фото: youtube.com
У истоков компании стоял датский специалист. Йорген Скафте Расмуссен начал свою карьеру в качестве инженера в 1907 году. В 1916 году он основал компанию DKW в городе Цвиккау, Германия. Первая ее модель – это мотоцикл Wanderer 100, увидевший свет в 1919 году. В 1928 году DKW выпустила свой первый автомобиль, P10. С самого начала ставилась задача сборки доступных по цене и простых в эксплуатации экипажей. Это делало их идеальным выбором для молодых людей и семей.
Доступные двухтактные автомобили
Расмуссен начал планировать разработку небольшого автомобиля с двухтактным двигателем еще в 1924 году. Это после двух лет серийного производства мотоциклов и пяти лет сборки небольших двигателей. Одним из них можно считать игрушечный 18-кубовый, мощностью четверть лошадиной силы. К 1926 году компания Zschopau уже поставляла мотоциклы с рабочим объемом 200, 250, 300 и 500 куб. см. До первого четырехколесного экипажа оставалось меньше двух лет.
Народные автомобили DKW с двухтактными двухцилиндровыми двигателями и передним приводом получили наибольшее распространение в Германии, главным образом, из-за выгодной цены. Поэтому в 30-е годы в различных вариантах кузова их выпускалось до 4500 штук в месяц. Лицензию на DKW также купила чехословацкая Zbrojovka Ing. Ф. Янечека. Немецкий автомобиль с небольшим двухцилиндровым двигателем стал основой для первого Jawa 700.
В 1928 году DKW представила Type P 15 PS, свой первый легковой автомобиль, который все еще разрабатывался в сотрудничестве с другими компаниями. Он использовал наработки SB (Слабе-Берингер), имеющей авиационный опыт.
В 30-х и 40-х годах DKW были популярны во всей Европе. Они сыграли важную роль в развитии немецкого автомобилестроения. Модели помогли популяризировать двухтактные двигатели и показали, что простые и доступные экипажи могут быть успешными и неприхотливыми в обслуживании. Двухтактники оказались дешевле в производстве и потребляли меньше топлива, чем их четырехтактные конкуренты.
До 1931 года компания производила только заднеприводные автомобили. За ними последовали Sonderklasse и Schwebeklasse, до 1940 года производившиеся в Шпандау. Эти модели оснащались оригинальными двигателями V4/90° с турбонаддувом.
DKW F1 – первый серийный тип с передним приводом, имел двухцилиндровый двигатель объемом 600 куб. см и мощностью 18 л. с. (в производстве – 1931/32 гг.). После успешного старта компания предложила и многие другие модели подобной конструкции.
DKW Sonderklasse (1938 год). Фото: youtube.com
Общий выпуск двухтактных четырехцилиндровых автомобилей Ladepumpe достиг 24 тысяч машин, а классических двухтактников с задним приводом всего две тысячи. Эти цифры ясно показывали, что популярность полностью перешла к переднеприводной технике. До начала войны автомобилей с такой компоновкой успели собрать в количестве 218 тысяч экземпляров.
Со временем эти DKW, получившие цифровое обозначение от F1 до F9, стали самыми популярными в континентальной Европе. Кстати, буква «F» в названии обозначала «Front», указывая на переднеприводную конструкцию автомобиля. Двухтактные двигатели производились совместно с мотоциклами DKW в Чопау и автомобилями – в Берлине (Шпандау) и Цвикау (на заводе Audi).
В это же время происходит объединение основных немецких автомобильных компаний. Появляется Auto Union со штаб-квартирой в Хемнице и некоторые структурные изменения. В результате слияния Audi стала дочерней компанией DKW, а Horch – основой Auto Union. Wanderer, кроме офиса в Хемнице, имел еще и автомобильное подразделение в Зигмар-Шенау. В целом, все распределилось так:
✅ Чопау (DKW)
✅ Цвикау (Audi, Horch)
✅ Берлин (Шпандау, деревянные кузова)
✅ Зигмар-Шенау (Wanderer и стальные кузова)
Так продолжалось до начала войны, после которой восстановленными оказались только две марки: DKW и Audi. Интересно, что для послевоенного возвращения Auto Union выбрала марку DKW, которая в основном принадлежала малолитражным автомобилям. А вовсе не какую-либо из трех других: Horch, Wanderer и Audi (она вернулась только в 1965 году). Объяснение простое: вся причина в мотоциклах, которые носили лейбл DKW, принадлежащий к мировым топам.
Продолжение истории в двух Германиях
После того, как на карте Европы появилось сразу две Германии, каждое из государств попыталось развивать собственную автомобильную промышленность. Но, учитывая общую историю, опирались на одни и те же довоенные разработки. Так, двухтактный трехцилиндровый двигатель DKW F9 уходил своими корнями в мирные 30-е. Но он не успел получить широкого применения.
DKW F94 Universal (1957-1962). Фото: youtube.com
Теперь производство автомобиля с более современным кузовом началось одновременно в обеих частях разделенной Германии. На новом заводе Auto Union в Западном Дюссельдорфе и в бывшей Audi в восточном Цвиккау (как IFA F9). Позже производство перенесли в Айзенах, преобразовав в «Вартбург».
Предыдущий DKW F8 (двухцилиндровый, 700-кубовый) начал свое послевоенное производство в Восточной Германии практически без изменений уже в 1949 году. Это на год раньше, чем на Западе (но с маркировкой IFA F8).
В ФРГ новый Auto Union возобновил свою деятельность в Дюссельдорфе. Правда, с 1962 года производственные мощности перенесли в Ингольштадт. Новый Meisterklasse F89 соответствовал округлому восточногерманскому типу IFA F9, но с двухцилиндровым двигателем F8.
DKW F93 Sonderklasse (1957 год). Фото: youtube.com
Трехцилиндровый мотор объемом 896 куб. см получил название Sonderklasse F91 (1953). Он прошел разработку и появился в 1963 году как роскошная версия под брендом Auto Union 1000, когда Wartburg уже вовсю производились.
Как смена двигателя поспособствовала рокировке брендов
К 1960 году западногерманские производители отпраздновали выпуск 500-тысячного послевоенного автомобиля Auto Union/DKW. Производство развивалось, параллельно расширялся и модельный ряд:
✅ новые седаны DKW Junior
✅ улучшенный DKW F102
✅ внедорожный Mungo
Позже концепция последнего дала начало Volkswagen Iltis. Казалось, что в 60-х предстоит новый виток популярности марки, тем более что общая картина в мировом автопроме содействовала стремительному развитию. Однако, все резко поменялось к середине десятилетия. Тогда появился новый силовой агрегат, рожденный из комбинации DKW F102 и четырехтактного четырехцилиндрового М118.
Autounion 1000s Coupe de Luxe (1959-1963). Фото: youtube.com
Такой поворот позволил производителям вспомнить о забытом бренде Audi – в 1965 году вновь появился автомобиль этой марки. Переход от двух- к четырехтактным двигателям стал настолько значительным поворотом, что был поддержан ребрендингом компании. Поэтому DKW исчез навсегда, а Audi вернулась, чтобы сохраниться до наших дней.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....