История автомобилей марки DKW
Когда мы вспоминаем о бывшей немецкой компании DKW, то на ум сразу же приходят известные мотоциклы этой марки. И неудивительно, ведь именно трофейная немецкая техника оказала важное влияние на развитие почти всех мотоциклетных предприятий Советского Союза и некоторых других стран. Но знатоки прекрасно осведомлены, что эта компания занималась не только производством двухколесной техники.
В модельном ряду DKW числится приличный сегмент, отведенный успешным автомобилям довоенного периода. И они пользовались вполне заслуженным уважением и популярностью. Давайте вместе вспомним о DKW – одних из первых массовых автомобилей, производимых в Германии.
У истоков компании стоял датский специалист. Йорген Скафте Расмуссен начал свою карьеру в качестве инженера в 1907 году. В 1916 году он основал компанию DKW в городе Цвиккау, Германия. Первая ее модель – это мотоцикл Wanderer 100, увидевший свет в 1919 году. В 1928 году DKW выпустила свой первый автомобиль, P10. С самого начала ставилась задача сборки доступных по цене и простых в эксплуатации экипажей. Это делало их идеальным выбором для молодых людей и семей.
Расмуссен начал планировать разработку небольшого автомобиля с двухтактным двигателем еще в 1924 году. Это после двух лет серийного производства мотоциклов и пяти лет сборки небольших двигателей. Одним из них можно считать игрушечный 18-кубовый, мощностью четверть лошадиной силы. К 1926 году компания Zschopau уже поставляла мотоциклы с рабочим объемом 200, 250, 300 и 500 куб. см. До первого четырехколесного экипажа оставалось меньше двух лет.
Народные автомобили DKW с двухтактными двухцилиндровыми двигателями и передним приводом получили наибольшее распространение в Германии, главным образом, из-за выгодной цены. Поэтому в 30-е годы в различных вариантах кузова их выпускалось до 4500 штук в месяц. Лицензию на DKW также купила чехословацкая Zbrojovka Ing. Ф. Янечека. Немецкий автомобиль с небольшим двухцилиндровым двигателем стал основой для первого Jawa 700.
В 30-х и 40-х годах DKW были популярны во всей Европе. Они сыграли важную роль в развитии немецкого автомобилестроения. Модели помогли популяризировать двухтактные двигатели и показали, что простые и доступные экипажи могут быть успешными и неприхотливыми в обслуживании. Двухтактники оказались дешевле в производстве и потребляли меньше топлива, чем их четырехтактные конкуренты.
До 1931 года компания производила только заднеприводные автомобили. За ними последовали Sonderklasse и Schwebeklasse, до 1940 года производившиеся в Шпандау. Эти модели оснащались оригинальными двигателями V4/90° с турбонаддувом.
DKW F1 – первый серийный тип с передним приводом, имел двухцилиндровый двигатель объемом 600 куб. см и мощностью 18 л. с. (в производстве – 1931/32 гг.). После успешного старта компания предложила и многие другие модели подобной конструкции.
Общий выпуск двухтактных четырехцилиндровых автомобилей Ladepumpe достиг 24 тысяч машин, а классических двухтактников с задним приводом всего две тысячи. Эти цифры ясно показывали, что популярность полностью перешла к переднеприводной технике. До начала войны автомобилей с такой компоновкой успели собрать в количестве 218 тысяч экземпляров.
Со временем эти DKW, получившие цифровое обозначение от F1 до F9, стали самыми популярными в континентальной Европе. Кстати, буква «F» в названии обозначала «Front», указывая на переднеприводную конструкцию автомобиля. Двухтактные двигатели производились совместно с мотоциклами DKW в Чопау и автомобилями – в Берлине (Шпандау) и Цвикау (на заводе Audi).
В это же время происходит объединение основных немецких автомобильных компаний. Появляется Auto Union со штаб-квартирой в Хемнице и некоторые структурные изменения. В результате слияния Audi стала дочерней компанией DKW, а Horch – основой Auto Union. Wanderer, кроме офиса в Хемнице, имел еще и автомобильное подразделение в Зигмар-Шенау. В целом, все распределилось так:
✅ Чопау (DKW)
✅ Цвикау (Audi, Horch)
✅ Берлин (Шпандау, деревянные кузова)
✅ Зигмар-Шенау (Wanderer и стальные кузова)
Так продолжалось до начала войны, после которой восстановленными оказались только две марки: DKW и Audi. Интересно, что для послевоенного возвращения Auto Union выбрала марку DKW, которая в основном принадлежала малолитражным автомобилям. А вовсе не какую-либо из трех других: Horch, Wanderer и Audi (она вернулась только в 1965 году). Объяснение простое: вся причина в мотоциклах, которые носили лейбл DKW, принадлежащий к мировым топам.
После того, как на карте Европы появилось сразу две Германии, каждое из государств попыталось развивать собственную автомобильную промышленность. Но, учитывая общую историю, опирались на одни и те же довоенные разработки. Так, двухтактный трехцилиндровый двигатель DKW F9 уходил своими корнями в мирные 30-е. Но он не успел получить широкого применения.
Теперь производство автомобиля с более современным кузовом началось одновременно в обеих частях разделенной Германии. На новом заводе Auto Union в Западном Дюссельдорфе и в бывшей Audi в восточном Цвиккау (как IFA F9). Позже производство перенесли в Айзенах, преобразовав в «Вартбург».
Предыдущий DKW F8 (двухцилиндровый, 700-кубовый) начал свое послевоенное производство в Восточной Германии практически без изменений уже в 1949 году. Это на год раньше, чем на Западе (но с маркировкой IFA F8).
В ФРГ новый Auto Union возобновил свою деятельность в Дюссельдорфе. Правда, с 1962 года производственные мощности перенесли в Ингольштадт. Новый Meisterklasse F89 соответствовал округлому восточногерманскому типу IFA F9, но с двухцилиндровым двигателем F8.
Трехцилиндровый мотор объемом 896 куб. см получил название Sonderklasse F91 (1953). Он прошел разработку и появился в 1963 году как роскошная версия под брендом Auto Union 1000, когда Wartburg уже вовсю производились.
К 1960 году западногерманские производители отпраздновали выпуск 500-тысячного послевоенного автомобиля Auto Union/DKW. Производство развивалось, параллельно расширялся и модельный ряд:
✅ новые седаны DKW Junior
✅ улучшенный DKW F102
✅ внедорожный Mungo
Позже концепция последнего дала начало Volkswagen Iltis. Казалось, что в 60-х предстоит новый виток популярности марки, тем более что общая картина в мировом автопроме содействовала стремительному развитию. Однако, все резко поменялось к середине десятилетия. Тогда появился новый силовой агрегат, рожденный из комбинации DKW F102 и четырехтактного четырехцилиндрового М118.
Такой поворот позволил производителям вспомнить о забытом бренде Audi – в 1965 году вновь появился автомобиль этой марки. Переход от двух- к четырехтактным двигателям стал настолько значительным поворотом, что был поддержан ребрендингом компании. Поэтому DKW исчез навсегда, а Audi вернулась, чтобы сохраниться до наших дней.
В модельном ряду DKW числится приличный сегмент, отведенный успешным автомобилям довоенного периода. И они пользовались вполне заслуженным уважением и популярностью. Давайте вместе вспомним о DKW – одних из первых массовых автомобилей, производимых в Германии.
DKW F1, первый серийный автомобиль с передним приводом (1931 год). Фото: youtube.com
У истоков компании стоял датский специалист. Йорген Скафте Расмуссен начал свою карьеру в качестве инженера в 1907 году. В 1916 году он основал компанию DKW в городе Цвиккау, Германия. Первая ее модель – это мотоцикл Wanderer 100, увидевший свет в 1919 году. В 1928 году DKW выпустила свой первый автомобиль, P10. С самого начала ставилась задача сборки доступных по цене и простых в эксплуатации экипажей. Это делало их идеальным выбором для молодых людей и семей.
Доступные двухтактные автомобили
Расмуссен начал планировать разработку небольшого автомобиля с двухтактным двигателем еще в 1924 году. Это после двух лет серийного производства мотоциклов и пяти лет сборки небольших двигателей. Одним из них можно считать игрушечный 18-кубовый, мощностью четверть лошадиной силы. К 1926 году компания Zschopau уже поставляла мотоциклы с рабочим объемом 200, 250, 300 и 500 куб. см. До первого четырехколесного экипажа оставалось меньше двух лет.
Народные автомобили DKW с двухтактными двухцилиндровыми двигателями и передним приводом получили наибольшее распространение в Германии, главным образом, из-за выгодной цены. Поэтому в 30-е годы в различных вариантах кузова их выпускалось до 4500 штук в месяц. Лицензию на DKW также купила чехословацкая Zbrojovka Ing. Ф. Янечека. Немецкий автомобиль с небольшим двухцилиндровым двигателем стал основой для первого Jawa 700.
В 1928 году DKW представила Type P 15 PS, свой первый легковой автомобиль, который все еще разрабатывался в сотрудничестве с другими компаниями. Он использовал наработки SB (Слабе-Берингер), имеющей авиационный опыт.
В 30-х и 40-х годах DKW были популярны во всей Европе. Они сыграли важную роль в развитии немецкого автомобилестроения. Модели помогли популяризировать двухтактные двигатели и показали, что простые и доступные экипажи могут быть успешными и неприхотливыми в обслуживании. Двухтактники оказались дешевле в производстве и потребляли меньше топлива, чем их четырехтактные конкуренты.
До 1931 года компания производила только заднеприводные автомобили. За ними последовали Sonderklasse и Schwebeklasse, до 1940 года производившиеся в Шпандау. Эти модели оснащались оригинальными двигателями V4/90° с турбонаддувом.
DKW F1 – первый серийный тип с передним приводом, имел двухцилиндровый двигатель объемом 600 куб. см и мощностью 18 л. с. (в производстве – 1931/32 гг.). После успешного старта компания предложила и многие другие модели подобной конструкции.
DKW Sonderklasse (1938 год). Фото: youtube.com
Общий выпуск двухтактных четырехцилиндровых автомобилей Ladepumpe достиг 24 тысяч машин, а классических двухтактников с задним приводом всего две тысячи. Эти цифры ясно показывали, что популярность полностью перешла к переднеприводной технике. До начала войны автомобилей с такой компоновкой успели собрать в количестве 218 тысяч экземпляров.
Со временем эти DKW, получившие цифровое обозначение от F1 до F9, стали самыми популярными в континентальной Европе. Кстати, буква «F» в названии обозначала «Front», указывая на переднеприводную конструкцию автомобиля. Двухтактные двигатели производились совместно с мотоциклами DKW в Чопау и автомобилями – в Берлине (Шпандау) и Цвикау (на заводе Audi).
В это же время происходит объединение основных немецких автомобильных компаний. Появляется Auto Union со штаб-квартирой в Хемнице и некоторые структурные изменения. В результате слияния Audi стала дочерней компанией DKW, а Horch – основой Auto Union. Wanderer, кроме офиса в Хемнице, имел еще и автомобильное подразделение в Зигмар-Шенау. В целом, все распределилось так:
✅ Чопау (DKW)
✅ Цвикау (Audi, Horch)
✅ Берлин (Шпандау, деревянные кузова)
✅ Зигмар-Шенау (Wanderer и стальные кузова)
Так продолжалось до начала войны, после которой восстановленными оказались только две марки: DKW и Audi. Интересно, что для послевоенного возвращения Auto Union выбрала марку DKW, которая в основном принадлежала малолитражным автомобилям. А вовсе не какую-либо из трех других: Horch, Wanderer и Audi (она вернулась только в 1965 году). Объяснение простое: вся причина в мотоциклах, которые носили лейбл DKW, принадлежащий к мировым топам.
Продолжение истории в двух Германиях
После того, как на карте Европы появилось сразу две Германии, каждое из государств попыталось развивать собственную автомобильную промышленность. Но, учитывая общую историю, опирались на одни и те же довоенные разработки. Так, двухтактный трехцилиндровый двигатель DKW F9 уходил своими корнями в мирные 30-е. Но он не успел получить широкого применения.
DKW F94 Universal (1957-1962). Фото: youtube.com
Теперь производство автомобиля с более современным кузовом началось одновременно в обеих частях разделенной Германии. На новом заводе Auto Union в Западном Дюссельдорфе и в бывшей Audi в восточном Цвиккау (как IFA F9). Позже производство перенесли в Айзенах, преобразовав в «Вартбург».
Предыдущий DKW F8 (двухцилиндровый, 700-кубовый) начал свое послевоенное производство в Восточной Германии практически без изменений уже в 1949 году. Это на год раньше, чем на Западе (но с маркировкой IFA F8).
В ФРГ новый Auto Union возобновил свою деятельность в Дюссельдорфе. Правда, с 1962 года производственные мощности перенесли в Ингольштадт. Новый Meisterklasse F89 соответствовал округлому восточногерманскому типу IFA F9, но с двухцилиндровым двигателем F8.
DKW F93 Sonderklasse (1957 год). Фото: youtube.com
Трехцилиндровый мотор объемом 896 куб. см получил название Sonderklasse F91 (1953). Он прошел разработку и появился в 1963 году как роскошная версия под брендом Auto Union 1000, когда Wartburg уже вовсю производились.
Как смена двигателя поспособствовала рокировке брендов
К 1960 году западногерманские производители отпраздновали выпуск 500-тысячного послевоенного автомобиля Auto Union/DKW. Производство развивалось, параллельно расширялся и модельный ряд:
✅ новые седаны DKW Junior
✅ улучшенный DKW F102
✅ внедорожный Mungo
Позже концепция последнего дала начало Volkswagen Iltis. Казалось, что в 60-х предстоит новый виток популярности марки, тем более что общая картина в мировом автопроме содействовала стремительному развитию. Однако, все резко поменялось к середине десятилетия. Тогда появился новый силовой агрегат, рожденный из комбинации DKW F102 и четырехтактного четырехцилиндрового М118.
Autounion 1000s Coupe de Luxe (1959-1963). Фото: youtube.com
Такой поворот позволил производителям вспомнить о забытом бренде Audi – в 1965 году вновь появился автомобиль этой марки. Переход от двух- к четырехтактным двигателям стал настолько значительным поворотом, что был поддержан ребрендингом компании. Поэтому DKW исчез навсегда, а Audi вернулась, чтобы сохраниться до наших дней.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....