История автомобилей марки DKW
1 517

История автомобилей марки DKW

Когда мы вспоминаем о бывшей немецкой компании DKW, то на ум сразу же приходят известные мотоциклы этой марки. И неудивительно, ведь именно трофейная немецкая техника оказала важное влияние на развитие почти всех мотоциклетных предприятий Советского Союза и некоторых других стран. Но знатоки прекрасно осведомлены, что эта компания занималась не только производством двухколесной техники.


В модельном ряду DKW числится приличный сегмент, отведенный успешным автомобилям довоенного периода. И они пользовались вполне заслуженным уважением и популярностью. Давайте вместе вспомним о DKW – одних из первых массовых автомобилей, производимых в Германии.

История автомобилей марки DKWDKW F1, первый серийный автомобиль с передним приводом (1931 год). Фото: youtube.com

У истоков компании стоял датский специалист. Йорген Скафте Расмуссен начал свою карьеру в качестве инженера в 1907 году. В 1916 году он основал компанию DKW в городе Цвиккау, Германия. Первая ее модель – это мотоцикл Wanderer 100, увидевший свет в 1919 году. В 1928 году DKW выпустила свой первый автомобиль, P10. С самого начала ставилась задача сборки доступных по цене и простых в эксплуатации экипажей. Это делало их идеальным выбором для молодых людей и семей.

Доступные двухтактные автомобили


Расмуссен начал планировать разработку небольшого автомобиля с двухтактным двигателем еще в 1924 году. Это после двух лет серийного производства мотоциклов и пяти лет сборки небольших двигателей. Одним из них можно считать игрушечный 18-кубовый, мощностью четверть лошадиной силы. К 1926 году компания Zschopau уже поставляла мотоциклы с рабочим объемом 200, 250, 300 и 500 куб. см. До первого четырехколесного экипажа оставалось меньше двух лет.

Народные автомобили DKW с двухтактными двухцилиндровыми двигателями и передним приводом получили наибольшее распространение в Германии, главным образом, из-за выгодной цены. Поэтому в 30-е годы в различных вариантах кузова их выпускалось до 4500 штук в месяц. Лицензию на DKW также купила чехословацкая Zbrojovka Ing. Ф. Янечека. Немецкий автомобиль с небольшим двухцилиндровым двигателем стал основой для первого Jawa 700.

В 1928 году DKW представила Type P 15 PS, свой первый легковой автомобиль, который все еще разрабатывался в сотрудничестве с другими компаниями. Он использовал наработки SB (Слабе-Берингер), имеющей авиационный опыт.


В 30-х и 40-х годах DKW были популярны во всей Европе. Они сыграли важную роль в развитии немецкого автомобилестроения. Модели помогли популяризировать двухтактные двигатели и показали, что простые и доступные экипажи могут быть успешными и неприхотливыми в обслуживании. Двухтактники оказались дешевле в производстве и потребляли меньше топлива, чем их четырехтактные конкуренты.

До 1931 года компания производила только заднеприводные автомобили. За ними последовали Sonderklasse и Schwebeklasse, до 1940 года производившиеся в Шпандау. Эти модели оснащались оригинальными двигателями V4/90° с турбонаддувом.

DKW F1 – первый серийный тип с передним приводом, имел двухцилиндровый двигатель объемом 600 куб. см и мощностью 18 л. с. (в производстве – 1931/32 гг.). После успешного старта компания предложила и многие другие модели подобной конструкции.

DKW Sonderklasse (1938 год). Фото: youtube.com

Общий выпуск двухтактных четырехцилиндровых автомобилей Ladepumpe достиг 24 тысяч машин, а классических двухтактников с задним приводом всего две тысячи. Эти цифры ясно показывали, что популярность полностью перешла к переднеприводной технике. До начала войны автомобилей с такой компоновкой успели собрать в количестве 218 тысяч экземпляров.

Со временем эти DKW, получившие цифровое обозначение от F1 до F9, стали самыми популярными в континентальной Европе. Кстати, буква «F» в названии обозначала «Front», указывая на переднеприводную конструкцию автомобиля. Двухтактные двигатели производились совместно с мотоциклами DKW в Чопау и автомобилями – в Берлине (Шпандау) и Цвикау (на заводе Audi).

В это же время происходит объединение основных немецких автомобильных компаний. Появляется Auto Union со штаб-квартирой в Хемнице и некоторые структурные изменения. В результате слияния Audi стала дочерней компанией DKW, а Horch – основой Auto Union. Wanderer, кроме офиса в Хемнице, имел еще и автомобильное подразделение в Зигмар-Шенау. В целом, все распределилось так:

✅ Чопау (DKW)
✅ Цвикау (Audi, Horch)
✅ Берлин (Шпандау, деревянные кузова)
✅ Зигмар-Шенау (Wanderer и стальные кузова)

Так продолжалось до начала войны, после которой восстановленными оказались только две марки: DKW и Audi. Интересно, что для послевоенного возвращения Auto Union выбрала марку DKW, которая в основном принадлежала малолитражным автомобилям. А вовсе не какую-либо из трех других: Horch, Wanderer и Audi (она вернулась только в 1965 году). Объяснение простое: вся причина в мотоциклах, которые носили лейбл DKW, принадлежащий к мировым топам.

Продолжение истории в двух Германиях


После того, как на карте Европы появилось сразу две Германии, каждое из государств попыталось развивать собственную автомобильную промышленность. Но, учитывая общую историю, опирались на одни и те же довоенные разработки. Так, двухтактный трехцилиндровый двигатель DKW F9 уходил своими корнями в мирные 30-е. Но он не успел получить широкого применения.

DKW F94 Universal (1957-1962). Фото: youtube.com

Теперь производство автомобиля с более современным кузовом началось одновременно в обеих частях разделенной Германии. На новом заводе Auto Union в Западном Дюссельдорфе и в бывшей Audi в восточном Цвиккау (как IFA F9). Позже производство перенесли в Айзенах, преобразовав в «Вартбург».

Предыдущий DKW F8 (двухцилиндровый, 700-кубовый) начал свое послевоенное производство в Восточной Германии практически без изменений уже в 1949 году. Это на год раньше, чем на Западе (но с маркировкой IFA F8).

В ФРГ новый Auto Union возобновил свою деятельность в Дюссельдорфе. Правда, с 1962 года производственные мощности перенесли в Ингольштадт. Новый Meisterklasse F89 соответствовал округлому восточногерманскому типу IFA F9, но с двухцилиндровым двигателем F8.

DKW F93 Sonderklasse (1957 год). Фото: youtube.com

Трехцилиндровый мотор объемом 896 куб. см получил название Sonderklasse F91 (1953). Он прошел разработку и появился в 1963 году как роскошная версия под брендом Auto Union 1000, когда Wartburg уже вовсю производились.

Как смена двигателя поспособствовала рокировке брендов


К 1960 году западногерманские производители отпраздновали выпуск 500-тысячного послевоенного автомобиля Auto Union/DKW. Производство развивалось, параллельно расширялся и модельный ряд:

✅ новые седаны DKW Junior
✅ улучшенный DKW F102
✅ внедорожный Mungo

Позже концепция последнего дала начало Volkswagen Iltis. Казалось, что в 60-х предстоит новый виток популярности марки, тем более что общая картина в мировом автопроме содействовала стремительному развитию. Однако, все резко поменялось к середине десятилетия. Тогда появился новый силовой агрегат, рожденный из комбинации DKW F102 и четырехтактного четырехцилиндрового М118.

Autounion 1000s Coupe de Luxe (1959-1963). Фото: youtube.com

Такой поворот позволил производителям вспомнить о забытом бренде Audi – в 1965 году вновь появился автомобиль этой марки. Переход от двух- к четырехтактным двигателям стал настолько значительным поворотом, что был поддержан ребрендингом компании. Поэтому DKW исчез навсегда, а Audi вернулась, чтобы сохраниться до наших дней.
А для вас DKW – это мотоцикл или автомобиль тоже?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....