
История автомобилей марки DKW
Когда мы вспоминаем о бывшей немецкой компании DKW, то на ум сразу же приходят известные мотоциклы этой марки. И неудивительно, ведь именно трофейная немецкая техника оказала важное влияние на развитие почти всех мотоциклетных предприятий Советского Союза и некоторых других стран. Но знатоки прекрасно осведомлены, что эта компания занималась не только производством двухколесной техники.
В модельном ряду DKW числится приличный сегмент, отведенный успешным автомобилям довоенного периода. И они пользовались вполне заслуженным уважением и популярностью. Давайте вместе вспомним о DKW – одних из первых массовых автомобилей, производимых в Германии.
DKW F1, первый серийный автомобиль с передним приводом (1931 год). Фото: youtube.com
У истоков компании стоял датский специалист. Йорген Скафте Расмуссен начал свою карьеру в качестве инженера в 1907 году. В 1916 году он основал компанию DKW в городе Цвиккау, Германия. Первая ее модель – это мотоцикл Wanderer 100, увидевший свет в 1919 году. В 1928 году DKW выпустила свой первый автомобиль, P10. С самого начала ставилась задача сборки доступных по цене и простых в эксплуатации экипажей. Это делало их идеальным выбором для молодых людей и семей.
Расмуссен начал планировать разработку небольшого автомобиля с двухтактным двигателем еще в 1924 году. Это после двух лет серийного производства мотоциклов и пяти лет сборки небольших двигателей. Одним из них можно считать игрушечный 18-кубовый, мощностью четверть лошадиной силы. К 1926 году компания Zschopau уже поставляла мотоциклы с рабочим объемом 200, 250, 300 и 500 куб. см. До первого четырехколесного экипажа оставалось меньше двух лет.
Народные автомобили DKW с двухтактными двухцилиндровыми двигателями и передним приводом получили наибольшее распространение в Германии, главным образом, из-за выгодной цены. Поэтому в 30-е годы в различных вариантах кузова их выпускалось до 4500 штук в месяц. Лицензию на DKW также купила чехословацкая Zbrojovka Ing. Ф. Янечека. Немецкий автомобиль с небольшим двухцилиндровым двигателем стал основой для первого Jawa 700.
В 30-х и 40-х годах DKW были популярны во всей Европе. Они сыграли важную роль в развитии немецкого автомобилестроения. Модели помогли популяризировать двухтактные двигатели и показали, что простые и доступные экипажи могут быть успешными и неприхотливыми в обслуживании. Двухтактники оказались дешевле в производстве и потребляли меньше топлива, чем их четырехтактные конкуренты.
До 1931 года компания производила только заднеприводные автомобили. За ними последовали Sonderklasse и Schwebeklasse, до 1940 года производившиеся в Шпандау. Эти модели оснащались оригинальными двигателями V4/90° с турбонаддувом.
DKW F1 – первый серийный тип с передним приводом, имел двухцилиндровый двигатель объемом 600 куб. см и мощностью 18 л. с. (в производстве – 1931/32 гг.). После успешного старта компания предложила и многие другие модели подобной конструкции.
DKW Sonderklasse (1938 год). Фото: youtube.com
Общий выпуск двухтактных четырехцилиндровых автомобилей Ladepumpe достиг 24 тысяч машин, а классических двухтактников с задним приводом всего две тысячи. Эти цифры ясно показывали, что популярность полностью перешла к переднеприводной технике. До начала войны автомобилей с такой компоновкой успели собрать в количестве 218 тысяч экземпляров.
Со временем эти DKW, получившие цифровое обозначение от F1 до F9, стали самыми популярными в континентальной Европе. Кстати, буква «F» в названии обозначала «Front», указывая на переднеприводную конструкцию автомобиля. Двухтактные двигатели производились совместно с мотоциклами DKW в Чопау и автомобилями – в Берлине (Шпандау) и Цвикау (на заводе Audi).
В это же время происходит объединение основных немецких автомобильных компаний. Появляется Auto Union со штаб-квартирой в Хемнице и некоторые структурные изменения. В результате слияния Audi стала дочерней компанией DKW, а Horch – основой Auto Union. Wanderer, кроме офиса в Хемнице, имел еще и автомобильное подразделение в Зигмар-Шенау. В целом, все распределилось так:
✅ Чопау (DKW)
✅ Цвикау (Audi, Horch)
✅ Берлин (Шпандау, деревянные кузова)
✅ Зигмар-Шенау (Wanderer и стальные кузова)
Так продолжалось до начала войны, после которой восстановленными оказались только две марки: DKW и Audi. Интересно, что для послевоенного возвращения Auto Union выбрала марку DKW, которая в основном принадлежала малолитражным автомобилям. А вовсе не какую-либо из трех других: Horch, Wanderer и Audi (она вернулась только в 1965 году). Объяснение простое: вся причина в мотоциклах, которые носили лейбл DKW, принадлежащий к мировым топам.
После того, как на карте Европы появилось сразу две Германии, каждое из государств попыталось развивать собственную автомобильную промышленность. Но, учитывая общую историю, опирались на одни и те же довоенные разработки. Так, двухтактный трехцилиндровый двигатель DKW F9 уходил своими корнями в мирные 30-е. Но он не успел получить широкого применения.
DKW F94 Universal (1957-1962). Фото: youtube.com
Теперь производство автомобиля с более современным кузовом началось одновременно в обеих частях разделенной Германии. На новом заводе Auto Union в Западном Дюссельдорфе и в бывшей Audi в восточном Цвиккау (как IFA F9). Позже производство перенесли в Айзенах, преобразовав в «Вартбург».
Предыдущий DKW F8 (двухцилиндровый, 700-кубовый) начал свое послевоенное производство в Восточной Германии практически без изменений уже в 1949 году. Это на год раньше, чем на Западе (но с маркировкой IFA F8).
В ФРГ новый Auto Union возобновил свою деятельность в Дюссельдорфе. Правда, с 1962 года производственные мощности перенесли в Ингольштадт. Новый Meisterklasse F89 соответствовал округлому восточногерманскому типу IFA F9, но с двухцилиндровым двигателем F8.
DKW F93 Sonderklasse (1957 год). Фото: youtube.com
Трехцилиндровый мотор объемом 896 куб. см получил название Sonderklasse F91 (1953). Он прошел разработку и появился в 1963 году как роскошная версия под брендом Auto Union 1000, когда Wartburg уже вовсю производились.
К 1960 году западногерманские производители отпраздновали выпуск 500-тысячного послевоенного автомобиля Auto Union/DKW. Производство развивалось, параллельно расширялся и модельный ряд:
✅ новые седаны DKW Junior
✅ улучшенный DKW F102
✅ внедорожный Mungo
Позже концепция последнего дала начало Volkswagen Iltis. Казалось, что в 60-х предстоит новый виток популярности марки, тем более что общая картина в мировом автопроме содействовала стремительному развитию. Однако, все резко поменялось к середине десятилетия. Тогда появился новый силовой агрегат, рожденный из комбинации DKW F102 и четырехтактного четырехцилиндрового М118.
Autounion 1000s Coupe de Luxe (1959-1963). Фото: youtube.com
Такой поворот позволил производителям вспомнить о забытом бренде Audi – в 1965 году вновь появился автомобиль этой марки. Переход от двух- к четырехтактным двигателям стал настолько значительным поворотом, что был поддержан ребрендингом компании. Поэтому DKW исчез навсегда, а Audi вернулась, чтобы сохраниться до наших дней.
В модельном ряду DKW числится приличный сегмент, отведенный успешным автомобилям довоенного периода. И они пользовались вполне заслуженным уважением и популярностью. Давайте вместе вспомним о DKW – одних из первых массовых автомобилей, производимых в Германии.

У истоков компании стоял датский специалист. Йорген Скафте Расмуссен начал свою карьеру в качестве инженера в 1907 году. В 1916 году он основал компанию DKW в городе Цвиккау, Германия. Первая ее модель – это мотоцикл Wanderer 100, увидевший свет в 1919 году. В 1928 году DKW выпустила свой первый автомобиль, P10. С самого начала ставилась задача сборки доступных по цене и простых в эксплуатации экипажей. Это делало их идеальным выбором для молодых людей и семей.
Доступные двухтактные автомобили
Расмуссен начал планировать разработку небольшого автомобиля с двухтактным двигателем еще в 1924 году. Это после двух лет серийного производства мотоциклов и пяти лет сборки небольших двигателей. Одним из них можно считать игрушечный 18-кубовый, мощностью четверть лошадиной силы. К 1926 году компания Zschopau уже поставляла мотоциклы с рабочим объемом 200, 250, 300 и 500 куб. см. До первого четырехколесного экипажа оставалось меньше двух лет.
Народные автомобили DKW с двухтактными двухцилиндровыми двигателями и передним приводом получили наибольшее распространение в Германии, главным образом, из-за выгодной цены. Поэтому в 30-е годы в различных вариантах кузова их выпускалось до 4500 штук в месяц. Лицензию на DKW также купила чехословацкая Zbrojovka Ing. Ф. Янечека. Немецкий автомобиль с небольшим двухцилиндровым двигателем стал основой для первого Jawa 700.
В 1928 году DKW представила Type P 15 PS, свой первый легковой автомобиль, который все еще разрабатывался в сотрудничестве с другими компаниями. Он использовал наработки SB (Слабе-Берингер), имеющей авиационный опыт.
В 30-х и 40-х годах DKW были популярны во всей Европе. Они сыграли важную роль в развитии немецкого автомобилестроения. Модели помогли популяризировать двухтактные двигатели и показали, что простые и доступные экипажи могут быть успешными и неприхотливыми в обслуживании. Двухтактники оказались дешевле в производстве и потребляли меньше топлива, чем их четырехтактные конкуренты.
До 1931 года компания производила только заднеприводные автомобили. За ними последовали Sonderklasse и Schwebeklasse, до 1940 года производившиеся в Шпандау. Эти модели оснащались оригинальными двигателями V4/90° с турбонаддувом.
DKW F1 – первый серийный тип с передним приводом, имел двухцилиндровый двигатель объемом 600 куб. см и мощностью 18 л. с. (в производстве – 1931/32 гг.). После успешного старта компания предложила и многие другие модели подобной конструкции.

Общий выпуск двухтактных четырехцилиндровых автомобилей Ladepumpe достиг 24 тысяч машин, а классических двухтактников с задним приводом всего две тысячи. Эти цифры ясно показывали, что популярность полностью перешла к переднеприводной технике. До начала войны автомобилей с такой компоновкой успели собрать в количестве 218 тысяч экземпляров.
Со временем эти DKW, получившие цифровое обозначение от F1 до F9, стали самыми популярными в континентальной Европе. Кстати, буква «F» в названии обозначала «Front», указывая на переднеприводную конструкцию автомобиля. Двухтактные двигатели производились совместно с мотоциклами DKW в Чопау и автомобилями – в Берлине (Шпандау) и Цвикау (на заводе Audi).
В это же время происходит объединение основных немецких автомобильных компаний. Появляется Auto Union со штаб-квартирой в Хемнице и некоторые структурные изменения. В результате слияния Audi стала дочерней компанией DKW, а Horch – основой Auto Union. Wanderer, кроме офиса в Хемнице, имел еще и автомобильное подразделение в Зигмар-Шенау. В целом, все распределилось так:
✅ Чопау (DKW)
✅ Цвикау (Audi, Horch)
✅ Берлин (Шпандау, деревянные кузова)
✅ Зигмар-Шенау (Wanderer и стальные кузова)
Так продолжалось до начала войны, после которой восстановленными оказались только две марки: DKW и Audi. Интересно, что для послевоенного возвращения Auto Union выбрала марку DKW, которая в основном принадлежала малолитражным автомобилям. А вовсе не какую-либо из трех других: Horch, Wanderer и Audi (она вернулась только в 1965 году). Объяснение простое: вся причина в мотоциклах, которые носили лейбл DKW, принадлежащий к мировым топам.
Продолжение истории в двух Германиях
После того, как на карте Европы появилось сразу две Германии, каждое из государств попыталось развивать собственную автомобильную промышленность. Но, учитывая общую историю, опирались на одни и те же довоенные разработки. Так, двухтактный трехцилиндровый двигатель DKW F9 уходил своими корнями в мирные 30-е. Но он не успел получить широкого применения.

Теперь производство автомобиля с более современным кузовом началось одновременно в обеих частях разделенной Германии. На новом заводе Auto Union в Западном Дюссельдорфе и в бывшей Audi в восточном Цвиккау (как IFA F9). Позже производство перенесли в Айзенах, преобразовав в «Вартбург».
Предыдущий DKW F8 (двухцилиндровый, 700-кубовый) начал свое послевоенное производство в Восточной Германии практически без изменений уже в 1949 году. Это на год раньше, чем на Западе (но с маркировкой IFA F8).
В ФРГ новый Auto Union возобновил свою деятельность в Дюссельдорфе. Правда, с 1962 года производственные мощности перенесли в Ингольштадт. Новый Meisterklasse F89 соответствовал округлому восточногерманскому типу IFA F9, но с двухцилиндровым двигателем F8.

Трехцилиндровый мотор объемом 896 куб. см получил название Sonderklasse F91 (1953). Он прошел разработку и появился в 1963 году как роскошная версия под брендом Auto Union 1000, когда Wartburg уже вовсю производились.
Как смена двигателя поспособствовала рокировке брендов
К 1960 году западногерманские производители отпраздновали выпуск 500-тысячного послевоенного автомобиля Auto Union/DKW. Производство развивалось, параллельно расширялся и модельный ряд:
✅ новые седаны DKW Junior
✅ улучшенный DKW F102
✅ внедорожный Mungo
Позже концепция последнего дала начало Volkswagen Iltis. Казалось, что в 60-х предстоит новый виток популярности марки, тем более что общая картина в мировом автопроме содействовала стремительному развитию. Однако, все резко поменялось к середине десятилетия. Тогда появился новый силовой агрегат, рожденный из комбинации DKW F102 и четырехтактного четырехцилиндрового М118.

Такой поворот позволил производителям вспомнить о забытом бренде Audi – в 1965 году вновь появился автомобиль этой марки. Переход от двух- к четырехтактным двигателям стал настолько значительным поворотом, что был поддержан ребрендингом компании. Поэтому DKW исчез навсегда, а Audi вернулась, чтобы сохраниться до наших дней.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....