Maluch в социалистической Польше: Fiat 126p
Вопрос о том, каким автомобилем заменить успешную Nuova 500, компания Fiat решила в октябре 1972 года, представив трехметровую модель «126». Годом ранее итальянцы уже подписали лицензионное соглашение с польским правительством, которое давало возможность производить новую модель на своей территории. И вполне возможно, что ни одна из сторон в то время понятия не имела, что Polski Fiat 126p станет феноменом на местных дорогах.
Но к этому моменту страна прошла непростой в техническом отношении путь. Хотя по населению Польша была больше соседних ГДР и Чехословакии вместе взятых, в автомобильном отношении она заметно уступала обоим. А первое производство на территории этого государства началось около 100 лет назад. В результате собственных разработок появились модели СКАФ (1921) и «Полония» (1924). Но, скорее всего, были созданы лишь единичные экземпляры.
Официально первым серийным польским автомобилем признан Т-1 варшавской марки CWS (Centralne Warsztaty Samochodowe) дизайнера Тадеуша Таньского. В период 1925-1932 годов было создано всего около 500 штук с открытыми или закрытыми пассажирскими кузовами и несколько служебных модификаций. Однако этот этап окончательно завершился мировым экономическим кризисом: неэффективное производство не имело шансов против импорта западной продукции.
Полный переворот с точки зрения территориальной ориентации и организации производства ознаменовался приходом туринской компании Fiat. Это увенчалось созданием дочерней компании Polski Fiat (1932 год). Так итальянцы переняли у государства варшавскую компанию PZInz, в которую входила и вышеупомянутая CWS.
Например, популярный Fiat 508 Balilla с литровым четырехцилиндровым двигателем, цельнометаллическим кузовом и жидкостными тормозами, в Польше получил название PF 508 Junak. Связь с крупной автомобильной компанией давала клиентам большие преимуществ. Им предоставлялся фирменный сервис при поездках по Европе, что, конечно, в то время не было само собой разумеющимся. Но война и фашистская оккупация страны прервали сотрудничество.
После 1945 года ситуация кардинально поменялась и возобновить лицензионное производство итальянской техники оказалось невозможным. Варшавский завод занялся сборкой польской копии легендарной советской «Победы». Но пару десятилетий спустя произошло событие, повернувшее все вспять.
В середине 60-х прошло знаменитое путешествие Гавелки и Зикмунда по Северной Америке. В секретном докладе, составленном по указанию самого Брежнева, они отметили, что в одной лишь Канаде больше легковых автомобилей, чем во всех странах Восточного блока, вместе взятых. И с этим надо было что-то делать.
Неудивительно, что после этого последовало тесное сотрудничество советских инженеров с итальянскими, а румынских с французскими. Это повлекло за собой производство перспективных моделей, а в Чехословакии построили новый завод для сборки Skoda 1000 MB. Поляки от этого получили свой бонус – появилась возможность возобновить выпуск лицензионной техники.
Всему предшествовало соглашение, которое Fiat подписал с правительством Польши 29 октября 1971 года. Сюда входила лицензия на производство новой малолитражки, за которую поляки платили не деньгами, а поставкой деталей для итальянского оригинала:
✅ двигателей
✅ коробок передач
✅ других элементов
Взамен польские инженеры получили доступ не только к автомобилю как таковому, но и к различным ноу-хау. Вообще открылся путь к современным технологиям, с которыми тогда в соцстранах сохранялся заметный дефицит.
Производство нового автомобиля изначально предполагалось развернуть на заводе в Бельско-Беле. Там основали автомобильную компанию FSM – аббревиатура, обозначавшая «завод по производству малолитражных автомобилей». Однако в 1972 году началось строительство новых мощностей в другом польском городе Тыхы. Туда производство и было частично перенесено с сентября 1975 года.
Однако мы немного опережаем события. Первые экземпляры Fiat 126p были собраны в Польше 6 июня 1973 года из деталей, импортированных из Италии, где оригинальный автомобиль выпускали уже со второй половины 1972 года. Фактическое серийное производство в Бельско-Беле стартовало 22 июля 1973 года. Польский Фиат имел ряд отличий от итальянского собрата:
✅ оранжевые накладки передних поворотников
✅ видоизмененную решетку охлаждения двигателя
✅ увеличенный дорожный просвет
Имелся и ряд незначительных особенностей, но в техническом отношении обе модели оказались полностью идентичными. Это подтверждают общие для автомобилей показатели и параметры:
✅ рядный двухцилиндровый двигатель
✅ заднее расположение мотора с воздушным охлаждением
✅ рабочий объем – 594 куб. см
✅ мощность – 23 л. с
Задние колеса приводились в движение четырехступенчатой механической коробкой передач. Polski Fiat 126p всего с двумя дверями был очень маленьким. К длине чуть более трех метров стоит добавить колесную базу всего 1840 мм и ширину 1378 мм. Поэтому неудивительно, что машина очень быстро получила прозвище Maluh или просто «малыш». Несмотря на это, в нее могли поместиться четверо взрослых в паре с небольшим грузом под передним капотом.
На момент запуска в 1973 году он стоил 69 000 злотых, что тогда составляло около 20 средних зарплат в Польше. Это сделало Fiat 126p одним из самых доступных новых экипажей в стране. Что неизбежно привело к чрезвычайной популярности модели, сделав ее «народным авто».
На «малыша» выстраивались многолетние очереди, а доморощенные спекулянты иногда предлагали автомобиль за двойную цену. Все эти факты создали благоприятную среду для постоянного наращивания объемов производства.
Рост объема производства продвигался постепенно. В первый год государственная компания FSM выпустила всего 1500 Fiat 126p. Через год их оказалось больше – 10 000, а в 1975 году – более 31 500 малолитражок.
К заводу в Бильске-Беле уже присоединилось новое предприятие в Тыхах с гораздо большей выпускной мощностью. При этом производство стало локализованным в течение трех лет, исключив зависимость от импорта деталей из Италии.
По итогам 1977 года количество произведенных единиц перевалило за 150 тысяч, а спустя два года – выше 200 тысяч автомобилей. Пик компания отпраздновала в 1980-м, когда только в одних Тыхах смогли собрать 182 000 Fiat 126p. Год спустя поляки торжественно вывезли с конвейера миллионный экземпляр.
Параллельно шла модернизация конструкции. В 1977 году под капотом у нее оказался более мощный 24-сильный двигатель, объемом 652 куб. см. Тогда же появились и барабанные тормоза увеличенного размера. В 1984 году автомобилю присвоили буквы FL, обозначавшие «фейслифтинг». В который вошли:
✅ пластиковые бамперы
✅ более высококачественная комплектация
✅ обновленная приборная панель
✅ небольшие технические изменения
Именно в таком виде польский автомобиль попал на рынки Западной Европы после прекращения выпуска оригинальной итальянской модели. Поэтому специально для искушенного пользователя в 1987 году создали улучшенную модификацию Fiat 126 Bis, выпускаемую на заводе в Тыхах. Здесь появилась распашная задняя дверь и объем багажного отделения, увеличенный до 480 литров при сложенных сидениях. Двигатель имел объем 704 куб. см и мощность – 25 л. с. Ее премьера состоялась осенью 1987 года на стенде Fiat в рамках автосалона во Франкфурте.
Выпуск уже устаревшей конструкции успешно продолжился и в 90-х. Тогда ее ожидал ряд серьезных модификаций, придавших автомобилю вес в конкуренции с более современными моделями. Производство Fiat 126p завершилось 22 сентября 2000 года. Тогда завод покинул последний автомобиль из тысячной лимитированной версии Happy End, окрашенный в желтый цвет. Всего за 28 лет поляки успели собрать 4 673 655 «малышей».
Но к этому моменту страна прошла непростой в техническом отношении путь. Хотя по населению Польша была больше соседних ГДР и Чехословакии вместе взятых, в автомобильном отношении она заметно уступала обоим. А первое производство на территории этого государства началось около 100 лет назад. В результате собственных разработок появились модели СКАФ (1921) и «Полония» (1924). Но, скорее всего, были созданы лишь единичные экземпляры.
Крошечный FIAT 126p. Фото: youtube.com
Официально первым серийным польским автомобилем признан Т-1 варшавской марки CWS (Centralne Warsztaty Samochodowe) дизайнера Тадеуша Таньского. В период 1925-1932 годов было создано всего около 500 штук с открытыми или закрытыми пассажирскими кузовами и несколько служебных модификаций. Однако этот этап окончательно завершился мировым экономическим кризисом: неэффективное производство не имело шансов против импорта западной продукции.
Первое появление «итальянского следа»
Полный переворот с точки зрения территориальной ориентации и организации производства ознаменовался приходом туринской компании Fiat. Это увенчалось созданием дочерней компании Polski Fiat (1932 год). Так итальянцы переняли у государства варшавскую компанию PZInz, в которую входила и вышеупомянутая CWS.
Например, популярный Fiat 508 Balilla с литровым четырехцилиндровым двигателем, цельнометаллическим кузовом и жидкостными тормозами, в Польше получил название PF 508 Junak. Связь с крупной автомобильной компанией давала клиентам большие преимуществ. Им предоставлялся фирменный сервис при поездках по Европе, что, конечно, в то время не было само собой разумеющимся. Но война и фашистская оккупация страны прервали сотрудничество.
Довольно простенькая для того времени торпеда. Фото: youtube.com
После 1945 года ситуация кардинально поменялась и возобновить лицензионное производство итальянской техники оказалось невозможным. Варшавский завод занялся сборкой польской копии легендарной советской «Победы». Но пару десятилетий спустя произошло событие, повернувшее все вспять.
И снова – итальянцы
В середине 60-х прошло знаменитое путешествие Гавелки и Зикмунда по Северной Америке. В секретном докладе, составленном по указанию самого Брежнева, они отметили, что в одной лишь Канаде больше легковых автомобилей, чем во всех странах Восточного блока, вместе взятых. И с этим надо было что-то делать.
Неудивительно, что после этого последовало тесное сотрудничество советских инженеров с итальянскими, а румынских с французскими. Это повлекло за собой производство перспективных моделей, а в Чехословакии построили новый завод для сборки Skoda 1000 MB. Поляки от этого получили свой бонус – появилась возможность возобновить выпуск лицензионной техники.
Сразу после того, как итальянцы показали новый Fiat 126 в октябре 1972 года в Турине, двухдверную модель длиной 3054 мм представили на одной из главных площадей Варшавы. Вскоре Polski Fiat 126p должен был стать самым распространенным автомобилем на местных дорогах.
Всему предшествовало соглашение, которое Fiat подписал с правительством Польши 29 октября 1971 года. Сюда входила лицензия на производство новой малолитражки, за которую поляки платили не деньгами, а поставкой деталей для итальянского оригинала:
✅ двигателей
✅ коробок передач
✅ других элементов
Взамен польские инженеры получили доступ не только к автомобилю как таковому, но и к различным ноу-хау. Вообще открылся путь к современным технологиям, с которыми тогда в соцстранах сохранялся заметный дефицит.
Производство нового автомобиля изначально предполагалось развернуть на заводе в Бельско-Беле. Там основали автомобильную компанию FSM – аббревиатура, обозначавшая «завод по производству малолитражных автомобилей». Однако в 1972 году началось строительство новых мощностей в другом польском городе Тыхы. Туда производство и было частично перенесено с сентября 1975 года.
Однако мы немного опережаем события. Первые экземпляры Fiat 126p были собраны в Польше 6 июня 1973 года из деталей, импортированных из Италии, где оригинальный автомобиль выпускали уже со второй половины 1972 года. Фактическое серийное производство в Бельско-Беле стартовало 22 июля 1973 года. Польский Фиат имел ряд отличий от итальянского собрата:
✅ оранжевые накладки передних поворотников
✅ видоизмененную решетку охлаждения двигателя
✅ увеличенный дорожный просвет
Имелся и ряд незначительных особенностей, но в техническом отношении обе модели оказались полностью идентичными. Это подтверждают общие для автомобилей показатели и параметры:
✅ рядный двухцилиндровый двигатель
✅ заднее расположение мотора с воздушным охлаждением
✅ рабочий объем – 594 куб. см
✅ мощность – 23 л. с
Задние колеса приводились в движение четырехступенчатой механической коробкой передач. Polski Fiat 126p всего с двумя дверями был очень маленьким. К длине чуть более трех метров стоит добавить колесную базу всего 1840 мм и ширину 1378 мм. Поэтому неудивительно, что машина очень быстро получила прозвище Maluh или просто «малыш». Несмотря на это, в нее могли поместиться четверо взрослых в паре с небольшим грузом под передним капотом.
На момент запуска в 1973 году он стоил 69 000 злотых, что тогда составляло около 20 средних зарплат в Польше. Это сделало Fiat 126p одним из самых доступных новых экипажей в стране. Что неизбежно привело к чрезвычайной популярности модели, сделав ее «народным авто».
Заднее сидение FIAT 126p вмещало двух пассажиров. Фото: youtube.com
На «малыша» выстраивались многолетние очереди, а доморощенные спекулянты иногда предлагали автомобиль за двойную цену. Все эти факты создали благоприятную среду для постоянного наращивания объемов производства.
История модели, продлившаяся до начала XXI века
Рост объема производства продвигался постепенно. В первый год государственная компания FSM выпустила всего 1500 Fiat 126p. Через год их оказалось больше – 10 000, а в 1975 году – более 31 500 малолитражок.
К заводу в Бильске-Беле уже присоединилось новое предприятие в Тыхах с гораздо большей выпускной мощностью. При этом производство стало локализованным в течение трех лет, исключив зависимость от импорта деталей из Италии.
По итогам 1977 года количество произведенных единиц перевалило за 150 тысяч, а спустя два года – выше 200 тысяч автомобилей. Пик компания отпраздновала в 1980-м, когда только в одних Тыхах смогли собрать 182 000 Fiat 126p. Год спустя поляки торжественно вывезли с конвейера миллионный экземпляр.
Неплохие передние сиденья FIAT 126p. Фото: youtube.com
Параллельно шла модернизация конструкции. В 1977 году под капотом у нее оказался более мощный 24-сильный двигатель, объемом 652 куб. см. Тогда же появились и барабанные тормоза увеличенного размера. В 1984 году автомобилю присвоили буквы FL, обозначавшие «фейслифтинг». В который вошли:
✅ пластиковые бамперы
✅ более высококачественная комплектация
✅ обновленная приборная панель
✅ небольшие технические изменения
Именно в таком виде польский автомобиль попал на рынки Западной Европы после прекращения выпуска оригинальной итальянской модели. Поэтому специально для искушенного пользователя в 1987 году создали улучшенную модификацию Fiat 126 Bis, выпускаемую на заводе в Тыхах. Здесь появилась распашная задняя дверь и объем багажного отделения, увеличенный до 480 литров при сложенных сидениях. Двигатель имел объем 704 куб. см и мощность – 25 л. с. Ее премьера состоялась осенью 1987 года на стенде Fiat в рамках автосалона во Франкфурте.
Задняя часть автомобиля с хромированной рельсой. Фото: youtube.com
Выпуск уже устаревшей конструкции успешно продолжился и в 90-х. Тогда ее ожидал ряд серьезных модификаций, придавших автомобилю вес в конкуренции с более современными моделями. Производство Fiat 126p завершилось 22 сентября 2000 года. Тогда завод покинул последний автомобиль из тысячной лимитированной версии Happy End, окрашенный в желтый цвет. Всего за 28 лет поляки успели собрать 4 673 655 «малышей».
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...