Самолет П-2: первый воздушный почтальон отечественной гражданской авиации
В текущем году отечественная гражданская авиация отметила вековой юбилей. За прошедшие 100 лет советские и российские самолеты перевезли не только миллионы пассажиров, но и сотни тысяч тонн различных грузов. Одновременно с пассажирскими перевозками развивалась и авиапочта.
Сейчас воздушной доставкой корреспонденции никого не удивить. Чаще всего для перевозки писем и иных отправлений используются багажные отсеки пассажирских лайнеров, однако существуют и специально построенные почтовые самолеты. К примеру, в распоряжении «Почты России» имеется два борта Ту-204-100С в фирменной ливрее.
Почтовый Ту-204-100-С. Фото: пресс-центр ОАК
На заре развития советской гражданской авиации также задумывались о выделении отдельных самолетов для почтовых нужд.
Выполнение задач по созданию нового грузопассажирского самолета было поручено конструкторскому бюро авиазавода ГАЗ №1 под руководством опытного инженера-конструктора А.А. Семенова в конце 1924 года. К середине марта следующего года проект и чертежи были готовы, и завод приступил к сборке первого экземпляра.
В это же время в конструкторское бюро вернулся Н.Н.Поликарпов, который получил руководство проектным отделом и дальнейшую работу по реализации проекта и окончательной сборке нового самолета возглавил он. На время смены руководства работы были на время приостановлены, однако вскоре правительство СССР напомнило заводу о необходимости постройки самолета для развозки корреспонденции в отдаленные уголки страны.
Главный конструктор Н.Н. Поликарпов. Фото: А Ковригин, «Иллюстрированная газета», 1941 г.
При этом задача была дополнена требованием предусмотреть не только доставку газеты «Правда», но и возможность перевозки пассажиров. Первый П-2 был в рекордные сроки достроен, уже в июле первый самолет приступил к испытаниям.
Новинка советского авиапрома представляла собой полутораплан с цельнодеревянным фюзеляжем. В качестве силовой установки был выбран немецкий «Майбах» мощностью 260 л. с. В соответствии с новыми требованиями в первоначальный проект Семенова Поликарповым были внесены серьезные изменения.
Была доработана компоновка кабины, которая могла вмещать 5 человек либо 540 кг почты. Пассажирская версия самолета получила заводское название ПМ-1, однако в советской прессе и документах она именовалась по-прежнему. Журнал «Самолет» от августа 1925 года, после первых испытаний самолета, рассказывал подробности о новинке:
– сообщалось в публикации.
Самолет не мог похвастаться выдающимися по нынешним временам характеристиками. Однако он соответствовал поставленным руководству предприятия требованиям по вместимости и дальности полета.
Немецкий двигатель для советского самолета. Фото: Dane A. Penland/wikimedia.org
260-сильный «Майбах» разгонял деревянный самолет до 180 км/ч. Основные характеристики самолета П-2:
✅ размах крыла – 15,54 м
✅ площадь крыла – 38,5 кв.м
✅ максимальная взлетная масса – 2,36 тонн
✅ крейсерская скорость – 154 км/ч
✅ полезная нагрузка – 5 пассажиров или 540 кг груза
✅ практический потолок – 3 км
К сожалению, первый полет П-2 закончился крушением. Летчик выжил, а завод ГАЗ №1 приступил к сборке ремонту и доработке самолета, учитывая допущенные ошибки.
Летом 1926 года борт был вновь готов к полетам. Руководство страны приняло решение отправить новинку на выставку в Париж, и 15 июля 1926 года П-2 из Москвы отправился в дальний путь.
Первый этап пути экипажем, состоявшим из летчика Шебанова и механика Баранцева, был благополучно преодолен. За 7 часов 45 минут самолет преодолел 1180 км от столицы СССР до немецкого Кенигсберга, где приземлился для дозаправки и отдыха экипажа. Через полчаса после вылета в дальнейшем направлении произошла первая поломка, и в 75 км от Кенигсберга борт был вынужден приземлиться. Неисправность удалось устранить, и поздно вечером П-2 благополучно приземлился в Данциге.
На остальном пути до Парижа технические проблемы стали возникать чаще. Практически каждые 300 км экипаж был вынужден экстренно садиться для устранения поломок, однако героически продолжали путь. К сожалению, в 100 км от Кельна полет завершился по причине поломки шатуна. Первенцу советской почтовой авиации удалось преодолеть 2200 км, при этом ему пришлось совершить 11 посадок.
Этот П-2 (ПМ-1) немного не долетел до Парижа. Фото: Журнал «Самолёт», 1925 г.
Находившийся в качестве пассажира главный инженер завода В.М. Вишнев, несмотря на неудачу, положительно оценил самолет П-2 (ПМ-1 в пассажирской версии). В отчете он отметил выносливость машины на первом этапе пути и добавил, что все поломки касались немецкого двигателя, а потому проект можно считать удачным. Он выделил прочность фюзеляжа и устойчивость всей конструкции при экстренных посадках самолета.
В 1927 году работы над проектом почтового и пассажирского самолета П-2 были возобновлены. В первую очередь была заменена силовая установка. На место немецкого ненадежного «Майбаха» встал отечественный М-6 мощностью 300 л. с., являвшийся лицензионной копией французского Hispano-Suiza 8Fb.
Обновленная машина оказалась более удачной, и до получения окончательных результатов испытаний было принято решение о выпуске серии из 60 экземпляров. Был расширен и спектр применения этих самолетов. Появились учебно-тренировочные версии, а также борта для нужд Красной Армии, где они использовались в качестве разведчиков, а позже для доставки корреспонденции и грузов к линии фронта.
Загрузка почты в самолет П-2 второго поколения. Фото: пресс-служба госкорпорации «Ростех»
Первые испытания начались в 1928 году. Два первых П-2 потерпели аварии из-за недоработок в конструкции крыльев. До 1930 года шли работы по доводке самолетов и устранения ошибок. В марте 1930 года уже серийный П-2 в ходе очередных испытаний вошел в штопор, и после совершения 20 витков рухнул на железную дорогу. Летчик покинул кабину с парашютом и выжил.
Спустя несколько месяцев начались испытания доработанной версии П-2 с полностью снятым вооружением. Выяснилось, что пулеметная турель и боекомплект отрицательно влияли на центровку самолета в полете, что и приводило к вхождению в штопор. В результате заказ на П-2 сократили вдвое, и все 25 построенных для Красной Армии борта были лишены вооружения и переданы в Осоавиахим. К началу 1933 года на почтовых и пассажирских перевозках работало 14 экземпляров П-2.
К середине 30-х готов эта модель утратила актуальность, поскольку в КБ Поликарпова был разработан новый самолет П-5 («почтовый-пятый»). Самолет оснащался более мощным 500-сильным двигателем М-17, развивал скорость до 244 км/ч и мог нести до тонны полезной нагрузки. Эта машина стала одним из самых массовых советских бипланов. Их было построено более 6 тысяч единиц, 1000 из которых эксплуатировалась как почтовые и грузопассажирские.
Почтовый П-5 советского «Аэрофлота». Фото: Unknown author/wikimedia.org
С 1931 года самолеты П-5 регулярно развозили свежий номер газеты «Правда» из Москвы в крупные города СССР. До 1938 года практически вся советская авиапочта перевозилась самолетами Поликарпова.
Сейчас воздушной доставкой корреспонденции никого не удивить. Чаще всего для перевозки писем и иных отправлений используются багажные отсеки пассажирских лайнеров, однако существуют и специально построенные почтовые самолеты. К примеру, в распоряжении «Почты России» имеется два борта Ту-204-100С в фирменной ливрее.
Почтовый Ту-204-100-С. Фото: пресс-центр ОАК
На заре развития советской гражданской авиации также задумывались о выделении отдельных самолетов для почтовых нужд.
Первый почтовый советский самолет
Выполнение задач по созданию нового грузопассажирского самолета было поручено конструкторскому бюро авиазавода ГАЗ №1 под руководством опытного инженера-конструктора А.А. Семенова в конце 1924 года. К середине марта следующего года проект и чертежи были готовы, и завод приступил к сборке первого экземпляра.
В это же время в конструкторское бюро вернулся Н.Н.Поликарпов, который получил руководство проектным отделом и дальнейшую работу по реализации проекта и окончательной сборке нового самолета возглавил он. На время смены руководства работы были на время приостановлены, однако вскоре правительство СССР напомнило заводу о необходимости постройки самолета для развозки корреспонденции в отдаленные уголки страны.
Главный конструктор Н.Н. Поликарпов. Фото: А Ковригин, «Иллюстрированная газета», 1941 г.
При этом задача была дополнена требованием предусмотреть не только доставку газеты «Правда», но и возможность перевозки пассажиров. Первый П-2 был в рекордные сроки достроен, уже в июле первый самолет приступил к испытаниям.
Технические особенности П-2
Новинка советского авиапрома представляла собой полутораплан с цельнодеревянным фюзеляжем. В качестве силовой установки был выбран немецкий «Майбах» мощностью 260 л. с. В соответствии с новыми требованиями в первоначальный проект Семенова Поликарповым были внесены серьезные изменения.
Была доработана компоновка кабины, которая могла вмещать 5 человек либо 540 кг почты. Пассажирская версия самолета получила заводское название ПМ-1, однако в советской прессе и документах она именовалась по-прежнему. Журнал «Самолет» от августа 1925 года, после первых испытаний самолета, рассказывал подробности о новинке:
Для обеспечения нужд в новых самолетах для авиалиний Советского Союза, государственным авиационным заводом разработана крылатая машина П-2, оснащенная немецким двигателем «Майбах». Самолет перевозит до 5 пассажиров, не считая экипажа из двух человек. Вместимость баков с горючим позволяет лететь без дозаправки до 6 часов. Вместе с пассажирами и горючим борт может взять дополнительно 60 кг багажа. Салон оборудован системами обогрева и вентиляции пассажирской кабины
– сообщалось в публикации.
Самолет не мог похвастаться выдающимися по нынешним временам характеристиками. Однако он соответствовал поставленным руководству предприятия требованиям по вместимости и дальности полета.
Немецкий двигатель для советского самолета. Фото: Dane A. Penland/wikimedia.org
260-сильный «Майбах» разгонял деревянный самолет до 180 км/ч. Основные характеристики самолета П-2:
✅ размах крыла – 15,54 м
✅ площадь крыла – 38,5 кв.м
✅ максимальная взлетная масса – 2,36 тонн
✅ крейсерская скорость – 154 км/ч
✅ полезная нагрузка – 5 пассажиров или 540 кг груза
✅ практический потолок – 3 км
К сожалению, первый полет П-2 закончился крушением. Летчик выжил, а завод ГАЗ №1 приступил к сборке ремонту и доработке самолета, учитывая допущенные ошибки.
Неудачная попытка долететь до Парижа
Летом 1926 года борт был вновь готов к полетам. Руководство страны приняло решение отправить новинку на выставку в Париж, и 15 июля 1926 года П-2 из Москвы отправился в дальний путь.
Первый этап пути экипажем, состоявшим из летчика Шебанова и механика Баранцева, был благополучно преодолен. За 7 часов 45 минут самолет преодолел 1180 км от столицы СССР до немецкого Кенигсберга, где приземлился для дозаправки и отдыха экипажа. Через полчаса после вылета в дальнейшем направлении произошла первая поломка, и в 75 км от Кенигсберга борт был вынужден приземлиться. Неисправность удалось устранить, и поздно вечером П-2 благополучно приземлился в Данциге.
На остальном пути до Парижа технические проблемы стали возникать чаще. Практически каждые 300 км экипаж был вынужден экстренно садиться для устранения поломок, однако героически продолжали путь. К сожалению, в 100 км от Кельна полет завершился по причине поломки шатуна. Первенцу советской почтовой авиации удалось преодолеть 2200 км, при этом ему пришлось совершить 11 посадок.
Этот П-2 (ПМ-1) немного не долетел до Парижа. Фото: Журнал «Самолёт», 1925 г.
Находившийся в качестве пассажира главный инженер завода В.М. Вишнев, несмотря на неудачу, положительно оценил самолет П-2 (ПМ-1 в пассажирской версии). В отчете он отметил выносливость машины на первом этапе пути и добавил, что все поломки касались немецкого двигателя, а потому проект можно считать удачным. Он выделил прочность фюзеляжа и устойчивость всей конструкции при экстренных посадках самолета.
Работа над ошибками и новая версия П-2
В 1927 году работы над проектом почтового и пассажирского самолета П-2 были возобновлены. В первую очередь была заменена силовая установка. На место немецкого ненадежного «Майбаха» встал отечественный М-6 мощностью 300 л. с., являвшийся лицензионной копией французского Hispano-Suiza 8Fb.
Обновленная машина оказалась более удачной, и до получения окончательных результатов испытаний было принято решение о выпуске серии из 60 экземпляров. Был расширен и спектр применения этих самолетов. Появились учебно-тренировочные версии, а также борта для нужд Красной Армии, где они использовались в качестве разведчиков, а позже для доставки корреспонденции и грузов к линии фронта.
Загрузка почты в самолет П-2 второго поколения. Фото: пресс-служба госкорпорации «Ростех»
Первые испытания начались в 1928 году. Два первых П-2 потерпели аварии из-за недоработок в конструкции крыльев. До 1930 года шли работы по доводке самолетов и устранения ошибок. В марте 1930 года уже серийный П-2 в ходе очередных испытаний вошел в штопор, и после совершения 20 витков рухнул на железную дорогу. Летчик покинул кабину с парашютом и выжил.
Спустя несколько месяцев начались испытания доработанной версии П-2 с полностью снятым вооружением. Выяснилось, что пулеметная турель и боекомплект отрицательно влияли на центровку самолета в полете, что и приводило к вхождению в штопор. В результате заказ на П-2 сократили вдвое, и все 25 построенных для Красной Армии борта были лишены вооружения и переданы в Осоавиахим. К началу 1933 года на почтовых и пассажирских перевозках работало 14 экземпляров П-2.
К середине 30-х готов эта модель утратила актуальность, поскольку в КБ Поликарпова был разработан новый самолет П-5 («почтовый-пятый»). Самолет оснащался более мощным 500-сильным двигателем М-17, развивал скорость до 244 км/ч и мог нести до тонны полезной нагрузки. Эта машина стала одним из самых массовых советских бипланов. Их было построено более 6 тысяч единиц, 1000 из которых эксплуатировалась как почтовые и грузопассажирские.
Почтовый П-5 советского «Аэрофлота». Фото: Unknown author/wikimedia.org
С 1931 года самолеты П-5 регулярно развозили свежий номер газеты «Правда» из Москвы в крупные города СССР. До 1938 года практически вся советская авиапочта перевозилась самолетами Поликарпова.
- A_Punko
- Журнал «Самолёт» 8-1925, пресс-служба госкорпорации «Ростех», пресс-центр ОАК, Dane A. Penland/wikimedia.org
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...