Электроскутер Cezeta 506 – попытка вернуться в прошлое провалилась
4 230

Электроскутер Cezeta 506 – попытка вернуться в прошлое провалилась

Оригинальный мотороллер или скутер спроектировал конструктор Ярослав Франтишек Кох. Еще до начала Второй мировой войны он работал на заводе «Авиа», конструировал мотоциклы «Прага» и сотрудничал с фирмой «Ческа збройовка» в Страконице.


Именно Кох построил легендарную Сezetа 501, за которой последовала еще более инновационная версия «502». Свое прозвище машина получила благодаря необычной форме передка. Короче говоря, вытянутый нос с капюшоном и круглой фарой сильно напоминал свиную морду.

Электроскутер Cezeta 506 – попытка вернуться в прошлое провалиласьВнешне – почти полное повторение Cezeta 501. Фото: youtube.com

«Свинья» отличилась на всемирной выставке Expo 58 в Брюсселе и стала эдакой «Vespa социалистических республик». Ее выпускали с конца 50-х годов до середины следующего десятилетия, а всего собрано десятки тысяч штук (источники говорят о 120-ти). Их экспортировали в разные уголки мира: на Кубу, в СССР и Вьетнам.

Попытка «войти в реку дважды»


В 1999 году Нил Имонн Смит (британец, живущий в Чехии), выкупил права на бренд и решил возобновить производство Praset («свиньи»). Информацию о возрождении модели он опубликовал в 2013 году, но разработка заняла еще несколько лет. Модель «506» внешне похожа на оригинальный мотороллер, но напичкана полностью современными технологиями.

Время воплощений мечтаний в дело наступило в 2018 году. Тогда наконец представили новинку – Сezetа 506 на электроприводе. Внешне она оказалась почти точной копией предшественницы, вобрав в себя оригинальные очертания 60-летней давности. Ее выпуск как раз и приурочили к круглой дате мотороллера из конца 50-х.


Вместо двухтактного одноцилиндрового двигателя мототехника работает от электричества. В ступице заднего колеса находится двигатель, приводящий транспорт в движение. Оба они выполнены в типичном мотороллерном стиле – цельнодисковыми.

The Modern Pig как проект зародился в Чехии. Но, как упоминалось выше, за возрождением одного из самых одиозных чешских мотоциклетных брендов стоял иностранец, проживающий в центральноевропейской стране. Человек с классической британской фамилией Смит начинал с работы в пльзенском «Праздрое». Заработав денег, мужчина начал собственное дело, задержавшись в стране на длительный период. После продажи бизнеса, британец заскучал и решил сотворить что-то грандиозное – возродить Сezetа по прозвищу «свинья».

Cezeta 506: чем не свиное рыло. Фото: youtube.com

Еще на стадии проектирования создатели определились, что новинка должна вобрать в себя все черты оригинальной техники. Поэтому внешне их очень сложно различить. Ну, разве что 501-ю сегодня, спустя шесть десятилетий, уже не найти в новеньком состоянии. Что ж, самое время обратить больше внимание на техническую сторону возрожденного скутера.

Техническая составляющая новинки


Электроскутер имеет новую раму и кузов из ламината вместо оригинальных листов. Формы Pig (немного массивные по сравнению с элегантными Vespa), стали преимуществом для современной версии. Благодаря достаточному пространству под носом, внутри удобно помещается литий-ионный аккумулятор с элементами Panasonic (такой же есть у Tesla). Также имеется встроенное бортовое зарядное устройство мощностью 1,8 кВт.

Поэтому все, что необходимо для подпитки: розетка и простой кабель. Но не всем подойдет такой вариант. Сейчас немало горожан, предпочитающих проводить зарядку аккумуляторов на специальных общественных станциях. Этим ребятам придется дополнительно раскошелиться – специальный кабель для таких манипуляций можно приобрести за отдельную плату. В целом, большинство начинки изготовлено на домашних чешских мощностях:

✅ обтекатель
✅ рама
✅ сидение
✅ аккумулятор

Последний выполнен из элементов Panasonic вручную. Также, как и все вышеперечисленное, изготовлен в Чехии. В число закупаемых деталей входят, например, тормозная система французского производителя Beringer и зеркала итальянской компании Rizoma. Вы спросите, есть ли что-то китайское? Ну, а куда же без него!

Это – электродвигатель от одного из крупнейших в мире производителей моторов данного типа. После того, как все элементы конструкции соберутся вместе, на мощностях в Пржаславице (недалеко от Оломоуца) происходит придание скутеру окончательной формы.

От того, какую версию выберет владелец, зависит мощность электродвигателя и емкость аккумуляторов, поставляемых чешской компанией Akku Power. Предлагаются два дизайна. Сezetа 506/01 имеет меньшую батарею и более слабый электродвигатель:

✅ емкость – 4 кВт*ч
✅ номинальная мощность мотора – 5,7 кВт
✅ максимальная мощность – 8 кВт.

Производитель заявляет скорость в 85 км/ч, вес 137 кг и запас хода от 80 до 100 км на одном заряде. Модификация 506/02 является лучшей (и более дорогой), поскольку имеет характеристики повыше:

✅ аккумулятор емкостью 6 кВт*ч
✅ постоянную мощность – 9,2 кВт
✅ максимальную мощность – 11 кВт

Выше и другие его показатели. Так максимальная скорость порадует потолком в 120 км/ч. Запас хода от 120 до 150 км. И это при перевесе в десять килограммов по сравнению с «01-м». Он запускается сначала поворотом ключа, а затем нажатием несколько погруженной кнопки на левом рычаге.

Даже приборная панель в классическом стиле. Фото: youtube.com

Также имеется переключение между тремя скоростными вариациями: с полной мощностью, классический и эконом-режим (с ограничением скорости до 50 км/ч). Кнопка реверса тоже функциональна, ее нужно удерживать во время движения. Тогда машина подаст звуковой сигнал, оповещая окружающих. Вместо стандартного торможения самокат может научиться рекуперировать энергию. Достаточно вращать правую ручку в противоположном чем при ускорении направлении.

Причины провала проекта


Ностальгия и все такое – лишь красивые слова. А для успешного бизнеса надо кое-что другое. И у Сezetа 506, кажется, что-то не сложилось. Во-первых, он стоит баснословных денег: за люкс с запасом хода в 150 км просят выложить 400 тысяч крон (примерно 173 тыс. руб.). Согласитесь, слишком дорого за технику с дизайном, отсылающим к расцвету хрущевской эпохи.

Неудивительно, что большая часть из скромной армии владельцев имеют обширную зарубежную географию: Париж, Лондон, США и Новая Зеландия. По месту остался лишь один из десяти электроскутеров. Но г-н Смит не унывает, оправдываясь, что львиная доля из стоимости уходит на очень дорогой, но мощный аккумулятор.

Колеса Cezeta 506 мотороллерного типа – с цельным диском. Фото: youtube.com

В замыслах даже был вариант «507-й» модели с более дешевой батареей, обладающей автономным ходом до 200 км. Стоимость старались снизить до 150 тысяч крон, чтобы многие чешские поклонники мотостарины смогли тоже обзавестись ретро-техникой, на которую сейчас цены слишком «кусаются». Очень сомнительно, что эти планы удастся осуществить в обозримом будущем.

Несмотря на то, что в списке ожидания предварительных заказов на новую версию самоката числится 100 000 евро (2,6 миллиона крон), без наличных денег компания больше не может производить. Смиту пришлось продать имение Мирошовице, чтобы погасить растущие долги.

Он очень долго ищет нового инвестора и, видимо, тщетно. Британец обращался как минимум к 200 различным компаниям как в Чехии (CEZ или Skoda Auto), так и в Великобритании или США. Никто пока не проявил интереса, поэтому горе-предприниматель подал в суд заявление о неплатежеспособности. Только и оно пока не удовлетворено.

И бардачок под сидением – в довесок. Фото: youtube.com

Когда в 2018 году, в честь 60-летия компании Cezeta, началось производство первых 60 единиц, Смит считал, что подключаемый к сети скутер станет культовым. Наподобие как Vespa для итальянцев или Harley для американцев. Его бизнес-план утверждал, что в 2020 году компания будет производить тысячу машин в год. Но в том году фактически не было произведено ни одного самоката, в позапрошлом – всего несколько штук. Так за три года существования бренда создано чуть более 70 экземпляров.
Как думаете, проект Cezeta 506 жизнеспособен?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....