Электровоз 3ЭС8 «Малахит» – родоначальник перспективной линейки локомотивов
Электровоз 3ЭС8, являющийся логическим продолжением модели 2ЭС10, относится к новому поколению и производится компанией «Уральские локомотивы». Презентация прошла еще в марте минувшего года. В ходе испытаний выяснилось: электровоз полностью соответствует заявленным техническим характеристикам.
Разработка нового локомотива стартовала весной 2020-го. РЖД требовался электровоз, способный транспортировать составы с грузом обще массой в 7,1 тыс. тонн. Причем, на сложных перегонах в горах Транссиба.
Важное отличие от предшественника заключается в применении российской силовой установки: на 2ЭС10 устанавливался тяговый привод производства ФРГ.
Новый электровоз является первым локомотивом с несущей конструкцией. Такое техническое решение дает возможность регулировать нагрузку на ось в пределах от 23-х до 25-ти тонн. В задании от РЖД было выдвинуто требование: максимально эффективно использовать длину всего состава в 71 вагон. Для этого кузов электровоза укоротили на метр: осталось 16 м.
В основе корпуса – трубчатый каркас в «союзе» с гнутым профилем. Снаружи кузов обшит металлическими листами. Высота рамы увеличена на 13 см для лучшего обзора частей экипажного отсека. Определенные новшества и в конструкции кабины. Теперь она полностью отвечает новым требованиям по безопасности от РЖД.
В частности, появились массивные передние стойки, предохраняющие членов экипажа в случае столкновения. Было проведено моделирование аварии. Так, если локомотив на скорости 72 км/ч врежется в 20-тонное препятствие, то кабина деформируется на 56,2 см: т. е. при столкновении, например, с фурой, экипаж не пострадает.
Она является уникальной, т. е. полностью разработанной с «нуля». При изготовлении применялась особая марка стали (из такой же сделаны тележки поезда «Ласточка»). Особенность конструкции –уверенное поведение при нагрузках на высоких скоростях, а также сопротивляемость коррозии. Каждое колесо-мотор оснащено двухсторонней передачей с зубцами, приводится в движение асинхронным двигателем. По сравнению с предыдущей моделью, тележку, как и сам электровоз, укоротили.
Крутящийся момент передается на колеса посредством трехточечного поводка. Это гарантирует равномерное прохождение крутых поворотов. Эксплуатационный ресурс колесных пар стал больше благодаря применению в их конструкции специальных осевых подшипников. Температура последних, кстати, контролируется машинистом. Колеса – увеличенного диаметра, с цементацией. Такая конструкция гарантирует «пробег» в 1,8 млн километров.
Еще одно новшество в тележке – интеграция в нее тормозного модуля с колодкой в виде гребней. Это сделано в соответствии с обновленными требованиями РЖД, имеющих отношение к стояночному тормозу, работающему в автоматическом режиме.
Осуществляется с помощью привода, произведенного предприятием «Тяговые компоненты» (РФ). Силовые агрегаты питаются посредством пары независимых каналов. Весь привод имеет блочную конструкцию и интегрированную в нее систему охлаждения. Особенность заключается в применении отдельного дросселя для тягового двигателя: цепь каждого из них резервируется отдельно. В сумме данные меры позволили увеличить «живучесть» локомотива примерно на четверть.
Двигатели – российского производства, бескорпусные. К их особенностям можно отнести ряд инженерных решений, направленных на исключение попадания внутрь загрязнений и действия паразитных токов, отрицательно влияющих на эксплуатационный ресурс подшипников моторов.
Это цифровая система, серьезно облегчающая эксплуатацию машины. Одна из функций – подготовка техники к рейсу. Все происходит в автоматическом режиме: полученная информация о состоянии электровоза передается в диспетчерский центр. При этом все данные об узлах, агрегатах электровоза заносятся в цифровой журнал ТУ-152Э. Машинист имеет возможность в любой момент на маршруте или стоянке просмотреть его.
Уже становится привычным монтаж видеокамер. Наблюдение ведется вкруговую. Машинист может осмотреть не только все вокруг состава, но и сетевые провода. Фронтальная камера следит за стартом поезда и его передвижением. Помимо этого, в управляющую систему входит модуль, определяющий ресурс каждого узла: полученная информация анализируется на специальном сервере.
Не забыли и о рекуперации. На выбеге локомотив может функционировать, пользуясь энергией электродвигателей. Благодаря этому, работают системы жизнеобеспечения. Еще одно новшество заключается в возможности управления локомотивом, находящимся в центре состава или его хвосте, с одного поста. Все вышеперечисленные электронные «штучки» в сумме дают возможность «командовать» локомотивом одному машинисту: помощник не требуется.
Предусмотрен модуль, входящий в систему управления, созданную российскими инженерами на предприятии «Уральские локомотивы». Блок самообучается и может предвидеть проскальзывание колес. В таких случаях крутящий момент перераспределяется на работающие оси. В результате экономится электроэнергия – до 10 %.
При ее обустройстве учитывался опыт оформления поезда «Ласточка». Интерьер, его отделка явно стали лучше, качественнее. Все сделано для того, чтобы максимально снизить утомляемость машиниста. Главный пульт также изготовлен по опыту «Ласточки». Например, отдача в контроллерах тяги ощущается на тактильном уровне. А в случае столкновения пульт будет своеобразным барьером, защищающим тех, кто находится в кабине.
В бытовом плане предусмотрен холодильник, микроволновка, есть туалетный отсек. Последний оснащен умывальником и экологически безопасной вакуумной системой, не позволяющей отходам жизнедеятельности попадать наружу.
На основе платформы 3ЭС8 планируется выпуск пары новых электровозов. Первый – двухсистемного типа, 2ЭС12. Его предназначение – транспортировка грузов без остановок; при этом будет меньше тратиться времени при смене электровозов. Данный локомотив можно будет использовать на перегонах ж/д с контактной сетью, в которой течет переменный ток на 25 кВ либо постоянный в 3 кВ. Например, использование двухсистемного локомотива на перегоне Алтайская – Лужская длиной 3,9 тыс. км. дает возможность обойтись без смены локомотивов. В результате участок будет пройден за 9,5 суток.
Вторая модификация на платформе 3ЭС8 «Малахит» – машина 2ЭС11, питающаяся от сети переменного тока. Локомотив предназначен для перемещения составов общей массой до 9 тыс. тонн (без бустерной секции до 7,1 тыс. тонн). Что важно: машина способна передвигаться по железнодорожным путям, проложенных в местности со сложным горным рельефом.
Электровоз 3ЭС8 «Малахит», его платформу можно смело назвать новой вехой в железнодорожном машиностроении. Здесь главный момент – свой собственный, российский двигатель мощностью 12 тыс. кВт, а также вся электронная начинка, тоже сделанная в РФ. «Малахит» – базовая основа для производства в будущем новой серии электровозов, которые станут выпускать на протяжении ближайших 15-20-ти лет.
Разработка нового локомотива стартовала весной 2020-го. РЖД требовался электровоз, способный транспортировать составы с грузом обще массой в 7,1 тыс. тонн. Причем, на сложных перегонах в горах Транссиба.
Завод «Уральские локомотивы» работает с 2010-го года. Фото: YouTube.com
Важное отличие от предшественника заключается в применении российской силовой установки: на 2ЭС10 устанавливался тяговый привод производства ФРГ.
Кузов и его отличительные особенности
Новый электровоз является первым локомотивом с несущей конструкцией. Такое техническое решение дает возможность регулировать нагрузку на ось в пределах от 23-х до 25-ти тонн. В задании от РЖД было выдвинуто требование: максимально эффективно использовать длину всего состава в 71 вагон. Для этого кузов электровоза укоротили на метр: осталось 16 м.
Кузов выделяется массивными передними стойками. Фото: YouTube.com
В основе корпуса – трубчатый каркас в «союзе» с гнутым профилем. Снаружи кузов обшит металлическими листами. Высота рамы увеличена на 13 см для лучшего обзора частей экипажного отсека. Определенные новшества и в конструкции кабины. Теперь она полностью отвечает новым требованиям по безопасности от РЖД.
В частности, появились массивные передние стойки, предохраняющие членов экипажа в случае столкновения. Было проведено моделирование аварии. Так, если локомотив на скорости 72 км/ч врежется в 20-тонное препятствие, то кабина деформируется на 56,2 см: т. е. при столкновении, например, с фурой, экипаж не пострадает.
Что нового в тележке
Она является уникальной, т. е. полностью разработанной с «нуля». При изготовлении применялась особая марка стали (из такой же сделаны тележки поезда «Ласточка»). Особенность конструкции –уверенное поведение при нагрузках на высоких скоростях, а также сопротивляемость коррозии. Каждое колесо-мотор оснащено двухсторонней передачей с зубцами, приводится в движение асинхронным двигателем. По сравнению с предыдущей моделью, тележку, как и сам электровоз, укоротили.
Тележка – отечественного производства. Фото: YouTube.com
Крутящийся момент передается на колеса посредством трехточечного поводка. Это гарантирует равномерное прохождение крутых поворотов. Эксплуатационный ресурс колесных пар стал больше благодаря применению в их конструкции специальных осевых подшипников. Температура последних, кстати, контролируется машинистом. Колеса – увеличенного диаметра, с цементацией. Такая конструкция гарантирует «пробег» в 1,8 млн километров.
Колеса – больших размеров. Фото: YouTube.com
Еще одно новшество в тележке – интеграция в нее тормозного модуля с колодкой в виде гребней. Это сделано в соответствии с обновленными требованиями РЖД, имеющих отношение к стояночному тормозу, работающему в автоматическом режиме.
Тяга
Осуществляется с помощью привода, произведенного предприятием «Тяговые компоненты» (РФ). Силовые агрегаты питаются посредством пары независимых каналов. Весь привод имеет блочную конструкцию и интегрированную в нее систему охлаждения. Особенность заключается в применении отдельного дросселя для тягового двигателя: цепь каждого из них резервируется отдельно. В сумме данные меры позволили увеличить «живучесть» локомотива примерно на четверть.
Новый электровоз осматривает руководство РЖД. Фото: YouTube.com
Двигатели – российского производства, бескорпусные. К их особенностям можно отнести ряд инженерных решений, направленных на исключение попадания внутрь загрязнений и действия паразитных токов, отрицательно влияющих на эксплуатационный ресурс подшипников моторов.
Электронный помощник
Это цифровая система, серьезно облегчающая эксплуатацию машины. Одна из функций – подготовка техники к рейсу. Все происходит в автоматическом режиме: полученная информация о состоянии электровоза передается в диспетчерский центр. При этом все данные об узлах, агрегатах электровоза заносятся в цифровой журнал ТУ-152Э. Машинист имеет возможность в любой момент на маршруте или стоянке просмотреть его.
В кабине много электроники. Фото: YouTube.com
Уже становится привычным монтаж видеокамер. Наблюдение ведется вкруговую. Машинист может осмотреть не только все вокруг состава, но и сетевые провода. Фронтальная камера следит за стартом поезда и его передвижением. Помимо этого, в управляющую систему входит модуль, определяющий ресурс каждого узла: полученная информация анализируется на специальном сервере.
Не забыли и о рекуперации. На выбеге локомотив может функционировать, пользуясь энергией электродвигателей. Благодаря этому, работают системы жизнеобеспечения. Еще одно новшество заключается в возможности управления локомотивом, находящимся в центре состава или его хвосте, с одного поста. Все вышеперечисленные электронные «штучки» в сумме дают возможность «командовать» локомотивом одному машинисту: помощник не требуется.
Борьба с проскальзыванием
Предусмотрен модуль, входящий в систему управления, созданную российскими инженерами на предприятии «Уральские локомотивы». Блок самообучается и может предвидеть проскальзывание колес. В таких случаях крутящий момент перераспределяется на работающие оси. В результате экономится электроэнергия – до 10 %.
Что в кабине
При ее обустройстве учитывался опыт оформления поезда «Ласточка». Интерьер, его отделка явно стали лучше, качественнее. Все сделано для того, чтобы максимально снизить утомляемость машиниста. Главный пульт также изготовлен по опыту «Ласточки». Например, отдача в контроллерах тяги ощущается на тактильном уровне. А в случае столкновения пульт будет своеобразным барьером, защищающим тех, кто находится в кабине.
Рабочее место машиниста стало более комфортным. Фото: YouTube.com
В бытовом плане предусмотрен холодильник, микроволновка, есть туалетный отсек. Последний оснащен умывальником и экологически безопасной вакуумной системой, не позволяющей отходам жизнедеятельности попадать наружу.
Что в перспективе
На основе платформы 3ЭС8 планируется выпуск пары новых электровозов. Первый – двухсистемного типа, 2ЭС12. Его предназначение – транспортировка грузов без остановок; при этом будет меньше тратиться времени при смене электровозов. Данный локомотив можно будет использовать на перегонах ж/д с контактной сетью, в которой течет переменный ток на 25 кВ либо постоянный в 3 кВ. Например, использование двухсистемного локомотива на перегоне Алтайская – Лужская длиной 3,9 тыс. км. дает возможность обойтись без смены локомотивов. В результате участок будет пройден за 9,5 суток.
Вторая модификация на платформе 3ЭС8 «Малахит» – машина 2ЭС11, питающаяся от сети переменного тока. Локомотив предназначен для перемещения составов общей массой до 9 тыс. тонн (без бустерной секции до 7,1 тыс. тонн). Что важно: машина способна передвигаться по железнодорожным путям, проложенных в местности со сложным горным рельефом.
Резюме
Электровоз 3ЭС8 «Малахит», его платформу можно смело назвать новой вехой в железнодорожном машиностроении. Здесь главный момент – свой собственный, российский двигатель мощностью 12 тыс. кВт, а также вся электронная начинка, тоже сделанная в РФ. «Малахит» – базовая основа для производства в будущем новой серии электровозов, которые станут выпускать на протяжении ближайших 15-20-ти лет.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...