
Электровоз 3ЭС8 «Малахит» – родоначальник перспективной линейки локомотивов
Электровоз 3ЭС8, являющийся логическим продолжением модели 2ЭС10, относится к новому поколению и производится компанией «Уральские локомотивы». Презентация прошла еще в марте минувшего года. В ходе испытаний выяснилось: электровоз полностью соответствует заявленным техническим характеристикам.
Разработка нового локомотива стартовала весной 2020-го. РЖД требовался электровоз, способный транспортировать составы с грузом обще массой в 7,1 тыс. тонн. Причем, на сложных перегонах в горах Транссиба.
Завод «Уральские локомотивы» работает с 2010-го года. Фото: YouTube.com
Важное отличие от предшественника заключается в применении российской силовой установки: на 2ЭС10 устанавливался тяговый привод производства ФРГ.
Новый электровоз является первым локомотивом с несущей конструкцией. Такое техническое решение дает возможность регулировать нагрузку на ось в пределах от 23-х до 25-ти тонн. В задании от РЖД было выдвинуто требование: максимально эффективно использовать длину всего состава в 71 вагон. Для этого кузов электровоза укоротили на метр: осталось 16 м.
Кузов выделяется массивными передними стойками. Фото: YouTube.com
В основе корпуса – трубчатый каркас в «союзе» с гнутым профилем. Снаружи кузов обшит металлическими листами. Высота рамы увеличена на 13 см для лучшего обзора частей экипажного отсека. Определенные новшества и в конструкции кабины. Теперь она полностью отвечает новым требованиям по безопасности от РЖД.
В частности, появились массивные передние стойки, предохраняющие членов экипажа в случае столкновения. Было проведено моделирование аварии. Так, если локомотив на скорости 72 км/ч врежется в 20-тонное препятствие, то кабина деформируется на 56,2 см: т. е. при столкновении, например, с фурой, экипаж не пострадает.
Она является уникальной, т. е. полностью разработанной с «нуля». При изготовлении применялась особая марка стали (из такой же сделаны тележки поезда «Ласточка»). Особенность конструкции –уверенное поведение при нагрузках на высоких скоростях, а также сопротивляемость коррозии. Каждое колесо-мотор оснащено двухсторонней передачей с зубцами, приводится в движение асинхронным двигателем. По сравнению с предыдущей моделью, тележку, как и сам электровоз, укоротили.
Тележка – отечественного производства. Фото: YouTube.com
Крутящийся момент передается на колеса посредством трехточечного поводка. Это гарантирует равномерное прохождение крутых поворотов. Эксплуатационный ресурс колесных пар стал больше благодаря применению в их конструкции специальных осевых подшипников. Температура последних, кстати, контролируется машинистом. Колеса – увеличенного диаметра, с цементацией. Такая конструкция гарантирует «пробег» в 1,8 млн километров.
Колеса – больших размеров. Фото: YouTube.com
Еще одно новшество в тележке – интеграция в нее тормозного модуля с колодкой в виде гребней. Это сделано в соответствии с обновленными требованиями РЖД, имеющих отношение к стояночному тормозу, работающему в автоматическом режиме.
Осуществляется с помощью привода, произведенного предприятием «Тяговые компоненты» (РФ). Силовые агрегаты питаются посредством пары независимых каналов. Весь привод имеет блочную конструкцию и интегрированную в нее систему охлаждения. Особенность заключается в применении отдельного дросселя для тягового двигателя: цепь каждого из них резервируется отдельно. В сумме данные меры позволили увеличить «живучесть» локомотива примерно на четверть.
Новый электровоз осматривает руководство РЖД. Фото: YouTube.com
Двигатели – российского производства, бескорпусные. К их особенностям можно отнести ряд инженерных решений, направленных на исключение попадания внутрь загрязнений и действия паразитных токов, отрицательно влияющих на эксплуатационный ресурс подшипников моторов.
Это цифровая система, серьезно облегчающая эксплуатацию машины. Одна из функций – подготовка техники к рейсу. Все происходит в автоматическом режиме: полученная информация о состоянии электровоза передается в диспетчерский центр. При этом все данные об узлах, агрегатах электровоза заносятся в цифровой журнал ТУ-152Э. Машинист имеет возможность в любой момент на маршруте или стоянке просмотреть его.
В кабине много электроники. Фото: YouTube.com
Уже становится привычным монтаж видеокамер. Наблюдение ведется вкруговую. Машинист может осмотреть не только все вокруг состава, но и сетевые провода. Фронтальная камера следит за стартом поезда и его передвижением. Помимо этого, в управляющую систему входит модуль, определяющий ресурс каждого узла: полученная информация анализируется на специальном сервере.
Не забыли и о рекуперации. На выбеге локомотив может функционировать, пользуясь энергией электродвигателей. Благодаря этому, работают системы жизнеобеспечения. Еще одно новшество заключается в возможности управления локомотивом, находящимся в центре состава или его хвосте, с одного поста. Все вышеперечисленные электронные «штучки» в сумме дают возможность «командовать» локомотивом одному машинисту: помощник не требуется.
Предусмотрен модуль, входящий в систему управления, созданную российскими инженерами на предприятии «Уральские локомотивы». Блок самообучается и может предвидеть проскальзывание колес. В таких случаях крутящий момент перераспределяется на работающие оси. В результате экономится электроэнергия – до 10 %.
При ее обустройстве учитывался опыт оформления поезда «Ласточка». Интерьер, его отделка явно стали лучше, качественнее. Все сделано для того, чтобы максимально снизить утомляемость машиниста. Главный пульт также изготовлен по опыту «Ласточки». Например, отдача в контроллерах тяги ощущается на тактильном уровне. А в случае столкновения пульт будет своеобразным барьером, защищающим тех, кто находится в кабине.
Рабочее место машиниста стало более комфортным. Фото: YouTube.com
В бытовом плане предусмотрен холодильник, микроволновка, есть туалетный отсек. Последний оснащен умывальником и экологически безопасной вакуумной системой, не позволяющей отходам жизнедеятельности попадать наружу.
На основе платформы 3ЭС8 планируется выпуск пары новых электровозов. Первый – двухсистемного типа, 2ЭС12. Его предназначение – транспортировка грузов без остановок; при этом будет меньше тратиться времени при смене электровозов. Данный локомотив можно будет использовать на перегонах ж/д с контактной сетью, в которой течет переменный ток на 25 кВ либо постоянный в 3 кВ. Например, использование двухсистемного локомотива на перегоне Алтайская – Лужская длиной 3,9 тыс. км. дает возможность обойтись без смены локомотивов. В результате участок будет пройден за 9,5 суток.
Вторая модификация на платформе 3ЭС8 «Малахит» – машина 2ЭС11, питающаяся от сети переменного тока. Локомотив предназначен для перемещения составов общей массой до 9 тыс. тонн (без бустерной секции до 7,1 тыс. тонн). Что важно: машина способна передвигаться по железнодорожным путям, проложенных в местности со сложным горным рельефом.
Электровоз 3ЭС8 «Малахит», его платформу можно смело назвать новой вехой в железнодорожном машиностроении. Здесь главный момент – свой собственный, российский двигатель мощностью 12 тыс. кВт, а также вся электронная начинка, тоже сделанная в РФ. «Малахит» – базовая основа для производства в будущем новой серии электровозов, которые станут выпускать на протяжении ближайших 15-20-ти лет.
Разработка нового локомотива стартовала весной 2020-го. РЖД требовался электровоз, способный транспортировать составы с грузом обще массой в 7,1 тыс. тонн. Причем, на сложных перегонах в горах Транссиба.

Важное отличие от предшественника заключается в применении российской силовой установки: на 2ЭС10 устанавливался тяговый привод производства ФРГ.
Кузов и его отличительные особенности
Новый электровоз является первым локомотивом с несущей конструкцией. Такое техническое решение дает возможность регулировать нагрузку на ось в пределах от 23-х до 25-ти тонн. В задании от РЖД было выдвинуто требование: максимально эффективно использовать длину всего состава в 71 вагон. Для этого кузов электровоза укоротили на метр: осталось 16 м.

В основе корпуса – трубчатый каркас в «союзе» с гнутым профилем. Снаружи кузов обшит металлическими листами. Высота рамы увеличена на 13 см для лучшего обзора частей экипажного отсека. Определенные новшества и в конструкции кабины. Теперь она полностью отвечает новым требованиям по безопасности от РЖД.
В частности, появились массивные передние стойки, предохраняющие членов экипажа в случае столкновения. Было проведено моделирование аварии. Так, если локомотив на скорости 72 км/ч врежется в 20-тонное препятствие, то кабина деформируется на 56,2 см: т. е. при столкновении, например, с фурой, экипаж не пострадает.
Что нового в тележке
Она является уникальной, т. е. полностью разработанной с «нуля». При изготовлении применялась особая марка стали (из такой же сделаны тележки поезда «Ласточка»). Особенность конструкции –уверенное поведение при нагрузках на высоких скоростях, а также сопротивляемость коррозии. Каждое колесо-мотор оснащено двухсторонней передачей с зубцами, приводится в движение асинхронным двигателем. По сравнению с предыдущей моделью, тележку, как и сам электровоз, укоротили.

Крутящийся момент передается на колеса посредством трехточечного поводка. Это гарантирует равномерное прохождение крутых поворотов. Эксплуатационный ресурс колесных пар стал больше благодаря применению в их конструкции специальных осевых подшипников. Температура последних, кстати, контролируется машинистом. Колеса – увеличенного диаметра, с цементацией. Такая конструкция гарантирует «пробег» в 1,8 млн километров.

Еще одно новшество в тележке – интеграция в нее тормозного модуля с колодкой в виде гребней. Это сделано в соответствии с обновленными требованиями РЖД, имеющих отношение к стояночному тормозу, работающему в автоматическом режиме.
Тяга
Осуществляется с помощью привода, произведенного предприятием «Тяговые компоненты» (РФ). Силовые агрегаты питаются посредством пары независимых каналов. Весь привод имеет блочную конструкцию и интегрированную в нее систему охлаждения. Особенность заключается в применении отдельного дросселя для тягового двигателя: цепь каждого из них резервируется отдельно. В сумме данные меры позволили увеличить «живучесть» локомотива примерно на четверть.

Двигатели – российского производства, бескорпусные. К их особенностям можно отнести ряд инженерных решений, направленных на исключение попадания внутрь загрязнений и действия паразитных токов, отрицательно влияющих на эксплуатационный ресурс подшипников моторов.
Электронный помощник
Это цифровая система, серьезно облегчающая эксплуатацию машины. Одна из функций – подготовка техники к рейсу. Все происходит в автоматическом режиме: полученная информация о состоянии электровоза передается в диспетчерский центр. При этом все данные об узлах, агрегатах электровоза заносятся в цифровой журнал ТУ-152Э. Машинист имеет возможность в любой момент на маршруте или стоянке просмотреть его.

Уже становится привычным монтаж видеокамер. Наблюдение ведется вкруговую. Машинист может осмотреть не только все вокруг состава, но и сетевые провода. Фронтальная камера следит за стартом поезда и его передвижением. Помимо этого, в управляющую систему входит модуль, определяющий ресурс каждого узла: полученная информация анализируется на специальном сервере.
Не забыли и о рекуперации. На выбеге локомотив может функционировать, пользуясь энергией электродвигателей. Благодаря этому, работают системы жизнеобеспечения. Еще одно новшество заключается в возможности управления локомотивом, находящимся в центре состава или его хвосте, с одного поста. Все вышеперечисленные электронные «штучки» в сумме дают возможность «командовать» локомотивом одному машинисту: помощник не требуется.
Борьба с проскальзыванием
Предусмотрен модуль, входящий в систему управления, созданную российскими инженерами на предприятии «Уральские локомотивы». Блок самообучается и может предвидеть проскальзывание колес. В таких случаях крутящий момент перераспределяется на работающие оси. В результате экономится электроэнергия – до 10 %.
Что в кабине
При ее обустройстве учитывался опыт оформления поезда «Ласточка». Интерьер, его отделка явно стали лучше, качественнее. Все сделано для того, чтобы максимально снизить утомляемость машиниста. Главный пульт также изготовлен по опыту «Ласточки». Например, отдача в контроллерах тяги ощущается на тактильном уровне. А в случае столкновения пульт будет своеобразным барьером, защищающим тех, кто находится в кабине.

В бытовом плане предусмотрен холодильник, микроволновка, есть туалетный отсек. Последний оснащен умывальником и экологически безопасной вакуумной системой, не позволяющей отходам жизнедеятельности попадать наружу.
Что в перспективе
На основе платформы 3ЭС8 планируется выпуск пары новых электровозов. Первый – двухсистемного типа, 2ЭС12. Его предназначение – транспортировка грузов без остановок; при этом будет меньше тратиться времени при смене электровозов. Данный локомотив можно будет использовать на перегонах ж/д с контактной сетью, в которой течет переменный ток на 25 кВ либо постоянный в 3 кВ. Например, использование двухсистемного локомотива на перегоне Алтайская – Лужская длиной 3,9 тыс. км. дает возможность обойтись без смены локомотивов. В результате участок будет пройден за 9,5 суток.
Вторая модификация на платформе 3ЭС8 «Малахит» – машина 2ЭС11, питающаяся от сети переменного тока. Локомотив предназначен для перемещения составов общей массой до 9 тыс. тонн (без бустерной секции до 7,1 тыс. тонн). Что важно: машина способна передвигаться по железнодорожным путям, проложенных в местности со сложным горным рельефом.
Резюме
Электровоз 3ЭС8 «Малахит», его платформу можно смело назвать новой вехой в железнодорожном машиностроении. Здесь главный момент – свой собственный, российский двигатель мощностью 12 тыс. кВт, а также вся электронная начинка, тоже сделанная в РФ. «Малахит» – базовая основа для производства в будущем новой серии электровозов, которые станут выпускать на протяжении ближайших 15-20-ти лет.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

С 1 февраля за авто старше 10 лет грозит штраф
Новые правила вступили в силу с 1 февраля и предусматривают штраф в размере от 2000 до 5000 руб. при наличии технических неисправностей....

Между Россией и КНДР построят автомобильный мост – мнения водителей
Правительство уже выбрало исполнителя работ. Согласно проекту, мост будет готов к началу 2027 года....

Производство Ил-76 хотят расширить
А у Ил-114, который должен решить вопрос с нехваткой региональных самолетов в нашей стране, просматриваются хорошие перспективы в плане экспорта. Подробности в...

«Урал» покорил новые вершины – обещают выпускать по 25 тысяч грузовиков в год
На предприятии запускают новый сборочный комплекс. Там есть и полноценный конвейер....

Серийный образец авиадвигателя ПД-8 впервые показали широкой публике
Силовая установка предназначена для SJ-100. На выставке присутствовали и другие долгожданные агрегаты для нашей авиации....

В России будут выпускать тракторы «Владимирец»
Только под новым брендом, и, похоже, это будут переименованные «китайцы». Подробнее о проекте читайте в нашем материале....

S7 Group показала финальную версию «Танго» – началось серийное производство
Вместе с легким самолетом российская компания показала полностью отечественный двигатель АПД-520. Для бельгийского мотора нашлась достойная замена....

Одобрен третий этап строительства Ленского моста
Строительство началось в конце 2024 года. Проект одобрен лично Президентом РФ....

В Петербурге начнется серийное производство тягачей БАЗ
Новые машины смогут перевозить до 20 тонн. Немалая часть комплектующих производится в России....

ГАЗ показал несколько семейных минивэнов – они пойдут в серию
Сделаны они на шасси стандартных моделей. А что, так можно было?...

Выпуск SJ-100 ускорят – в России откроют новое производство двигателей ПД-8
Это будет крупный логистический центр в Хабаровском крае. При нем появится участок для сборки авиадвигателей....

Boeing «приземлился» – компания терпит рекордные убытки из-за космического проекта
Сумма получилась даже больше, чем ВВП Сербии. Похоже компании придется выпускать одни лишь самолеты, а на звезды только посматривать....

«Нива» в кузове пикап еще и с заводским кунгом
Классическая «Нива» – машина, которая обрела статус культовой в России. Она относительно доступная, легко модернизируемая и с недорогими запасными частями....

Первый советский эндуро: что не получилось у «Верховина 6 Спорт»?
Советские мопеды – это не просто техника, а целая эпоха. «Верховина 6 Спорт» – один из самых интересных и необычных представителей навсегда ушедшего времени....

«Газель» и «Соболь» теперь продаются с усовершенствованными двигателями
Это моторы класса «Евро-5», и достались они не всем моделям. Кстати, двигатели отечественные, но с «китайским колоритом»....

КАМАЗ готов к выпуску новинок – проведена масштабная модернизация заводов
В общей сложности было задействовано более 1400 специалистов. Улучшение и ремонт оборудования проводился на всех основных подразделениях....