Самолет-амфибия «Орион» СК-12: более 20 лет в строю
4 285

Самолет-амфибия «Орион» СК-12: более 20 лет в строю

Эта амфибия была построена еще в 2002-м году компанией «Орион-Авиа» под началом Карпова С. Н. Машина получилась удачной и поэтому выпускается по сей день. СК-12 предназначен для полетов в районах с большим количеством водоемов. Самолет способен взлетать и садиться на аэродромы как с бетонной, так и грунтовой полосой. Также возможна эксплуатация в зимнее время: на воздушное судно устанавливаются лыжи.


Самолет-амфибия является результатом усилий коллектива компании, стремившейся создать легкий летательный аппарат, который будет эксплуатироваться длительное время в отрыве от базы. Машина относится к классу «летающих лодок» и поэтому обладает более высокой мореходностью, если сравнивать с поплавковыми воздушными судами.

Технический обзор


В плане аэродинамики, это конструкция, имеющая подкосное прямое крыло типа «парасоль». Хвостовое оперение – обычное. Точно такая же схема, например, была применена на S-38 и S-43, разработанных Сикорским (эти машины в свое время открыли новую эпоху в самолетостроении).

Самолет-амфибия «Орион» СК-12: более 20 лет в строюАмфибия может сесть и в чистом поле. Фото: YouTube.com

Размещение двух двигателей на высоком крыле обеспечивает устойчивость машине в продольном и поперечном направлениях. Винты – изменяемого шага.

У машины – повышенные мореходные качества. Фото: YouTube.com

Моторы не размещены над крылом, как это часто делают, а интегрированы в него. Такая схема улучшает аэродинамику и гарантирует обдув системы механизации: подкрылки, закрылки и т. п. Последние обшиты стеклопластиком.

Топливная система представляет собой пару основных и столько же дополнительных баков, размещенных в крыльях. Насосов – четыре. Из них 2 механических и 2 электрических. Связь осуществляется через радиостанцию Icom IC-A210. Другие технические данные СК-12:

✅ размах крыла – 12,6 м
✅ вес минимальный и максимальный взлетный – 700 (!) и 1200 кг
✅ средняя и наивысшая скорость – 160 и 220 км/ч
✅ мощность силовой установки – 200 «лошадей»
✅ наибольшая высота – 4 км
✅ дальность – до 1300 км
✅ экипаж (число пассажиров) – 1 (3 человека) пилот

Для взлета и посадки амфибии требуется полоса длиной всего лишь 90 м. Нос фюзеляжа и кабина сделаны из композитов, оперение, остальной корпус, крылья – из металла (частично обшиты перкалью). Силовая установка представляет собой пару двигателей Rotax 912ULS (возможна поставка с моторами BMW или Subaru), запускаемых от стартера. Управление гидросамолетом может быть (по желанию заказчика) дублированным. Два передних шасси при полете убираются.

В базовом варианте – только необходимые приборы, список которых может быть расширен. Фото: YouTube.com

Базовый вариант допускает управление в дневное время, но при необходимости самолет может быть дооборудован приборами для полетов ночью. Автопилот – тоже одна из опций.

Эксплуатация


В основном машины покупают частные лица, но есть исключения: например, одна летающая лодка имеется в распоряжении авиаперевозчика Utair. Четыре амфибии есть у Тюменского НПЦ авиации. Гидросамолет чаще всего нужен для отдыха (туризма) или обучения.

Зимний вариант лодки на лыжах. Фото: YouTube.com

Хотя лодку можно использовать при выполнении поисково-спасательных работ, аэрофотосъемках. По результатам эксплуатации сотрудники предприятия-изготовителя проводят исследования для улучшения ЛТХ машины.

Стоимость «Орион» СК-12


На официальном сайте производителя гидросамолет предлагается за 20 млн руб. (базовый вариант). При этом предполагается предварительный заказ: самолет будет построен в соответствии с требованиями покупателя в течение полугода. Конечная стоимость и срок изготовления зависят от желаемой комплектации. Что касается амфибий б/у, то выбор достаточно большой: например, за машину 2009-го года выпуска с наработкой 570 часов просят 530 тыс. руб. А вот амфибия, выпущенная в 2022-м, обойдется не менее, чем в 15 млн руб.
А вы что думаете об «Орион» СК-12?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....