Самолет-амфибия «Орион» СК-12: более 20 лет в строю
Эта амфибия была построена еще в 2002-м году компанией «Орион-Авиа» под началом Карпова С. Н. Машина получилась удачной и поэтому выпускается по сей день. СК-12 предназначен для полетов в районах с большим количеством водоемов. Самолет способен взлетать и садиться на аэродромы как с бетонной, так и грунтовой полосой. Также возможна эксплуатация в зимнее время: на воздушное судно устанавливаются лыжи.
Самолет-амфибия является результатом усилий коллектива компании, стремившейся создать легкий летательный аппарат, который будет эксплуатироваться длительное время в отрыве от базы. Машина относится к классу «летающих лодок» и поэтому обладает более высокой мореходностью, если сравнивать с поплавковыми воздушными судами.
В плане аэродинамики, это конструкция, имеющая подкосное прямое крыло типа «парасоль». Хвостовое оперение – обычное. Точно такая же схема, например, была применена на S-38 и S-43, разработанных Сикорским (эти машины в свое время открыли новую эпоху в самолетостроении).
Размещение двух двигателей на высоком крыле обеспечивает устойчивость машине в продольном и поперечном направлениях. Винты – изменяемого шага.
Топливная система представляет собой пару основных и столько же дополнительных баков, размещенных в крыльях. Насосов – четыре. Из них 2 механических и 2 электрических. Связь осуществляется через радиостанцию Icom IC-A210. Другие технические данные СК-12:
✅ размах крыла – 12,6 м
✅ вес минимальный и максимальный взлетный – 700 (!) и 1200 кг
✅ средняя и наивысшая скорость – 160 и 220 км/ч
✅ мощность силовой установки – 200 «лошадей»
✅ наибольшая высота – 4 км
✅ дальность – до 1300 км
✅ экипаж (число пассажиров) – 1 (3 человека) пилот
Для взлета и посадки амфибии требуется полоса длиной всего лишь 90 м. Нос фюзеляжа и кабина сделаны из композитов, оперение, остальной корпус, крылья – из металла (частично обшиты перкалью). Силовая установка представляет собой пару двигателей Rotax 912ULS (возможна поставка с моторами BMW или Subaru), запускаемых от стартера. Управление гидросамолетом может быть (по желанию заказчика) дублированным. Два передних шасси при полете убираются.
Базовый вариант допускает управление в дневное время, но при необходимости самолет может быть дооборудован приборами для полетов ночью. Автопилот – тоже одна из опций.
В основном машины покупают частные лица, но есть исключения: например, одна летающая лодка имеется в распоряжении авиаперевозчика Utair. Четыре амфибии есть у Тюменского НПЦ авиации. Гидросамолет чаще всего нужен для отдыха (туризма) или обучения.
Хотя лодку можно использовать при выполнении поисково-спасательных работ, аэрофотосъемках. По результатам эксплуатации сотрудники предприятия-изготовителя проводят исследования для улучшения ЛТХ машины.
На официальном сайте производителя гидросамолет предлагается за 20 млн руб. (базовый вариант). При этом предполагается предварительный заказ: самолет будет построен в соответствии с требованиями покупателя в течение полугода. Конечная стоимость и срок изготовления зависят от желаемой комплектации. Что касается амфибий б/у, то выбор достаточно большой: например, за машину 2009-го года выпуска с наработкой 570 часов просят 530 тыс. руб. А вот амфибия, выпущенная в 2022-м, обойдется не менее, чем в 15 млн руб.
Самолет-амфибия является результатом усилий коллектива компании, стремившейся создать легкий летательный аппарат, который будет эксплуатироваться длительное время в отрыве от базы. Машина относится к классу «летающих лодок» и поэтому обладает более высокой мореходностью, если сравнивать с поплавковыми воздушными судами.
Технический обзор
В плане аэродинамики, это конструкция, имеющая подкосное прямое крыло типа «парасоль». Хвостовое оперение – обычное. Точно такая же схема, например, была применена на S-38 и S-43, разработанных Сикорским (эти машины в свое время открыли новую эпоху в самолетостроении).
Амфибия может сесть и в чистом поле. Фото: YouTube.com
Размещение двух двигателей на высоком крыле обеспечивает устойчивость машине в продольном и поперечном направлениях. Винты – изменяемого шага.
У машины – повышенные мореходные качества. Фото: YouTube.com
Моторы не размещены над крылом, как это часто делают, а интегрированы в него. Такая схема улучшает аэродинамику и гарантирует обдув системы механизации: подкрылки, закрылки и т. п. Последние обшиты стеклопластиком.
Топливная система представляет собой пару основных и столько же дополнительных баков, размещенных в крыльях. Насосов – четыре. Из них 2 механических и 2 электрических. Связь осуществляется через радиостанцию Icom IC-A210. Другие технические данные СК-12:
✅ размах крыла – 12,6 м
✅ вес минимальный и максимальный взлетный – 700 (!) и 1200 кг
✅ средняя и наивысшая скорость – 160 и 220 км/ч
✅ мощность силовой установки – 200 «лошадей»
✅ наибольшая высота – 4 км
✅ дальность – до 1300 км
✅ экипаж (число пассажиров) – 1 (3 человека) пилот
Для взлета и посадки амфибии требуется полоса длиной всего лишь 90 м. Нос фюзеляжа и кабина сделаны из композитов, оперение, остальной корпус, крылья – из металла (частично обшиты перкалью). Силовая установка представляет собой пару двигателей Rotax 912ULS (возможна поставка с моторами BMW или Subaru), запускаемых от стартера. Управление гидросамолетом может быть (по желанию заказчика) дублированным. Два передних шасси при полете убираются.
В базовом варианте – только необходимые приборы, список которых может быть расширен. Фото: YouTube.com
Базовый вариант допускает управление в дневное время, но при необходимости самолет может быть дооборудован приборами для полетов ночью. Автопилот – тоже одна из опций.
Эксплуатация
В основном машины покупают частные лица, но есть исключения: например, одна летающая лодка имеется в распоряжении авиаперевозчика Utair. Четыре амфибии есть у Тюменского НПЦ авиации. Гидросамолет чаще всего нужен для отдыха (туризма) или обучения.
Зимний вариант лодки на лыжах. Фото: YouTube.com
Хотя лодку можно использовать при выполнении поисково-спасательных работ, аэрофотосъемках. По результатам эксплуатации сотрудники предприятия-изготовителя проводят исследования для улучшения ЛТХ машины.
Стоимость «Орион» СК-12
На официальном сайте производителя гидросамолет предлагается за 20 млн руб. (базовый вариант). При этом предполагается предварительный заказ: самолет будет построен в соответствии с требованиями покупателя в течение полугода. Конечная стоимость и срок изготовления зависят от желаемой комплектации. Что касается амфибий б/у, то выбор достаточно большой: например, за машину 2009-го года выпуска с наработкой 570 часов просят 530 тыс. руб. А вот амфибия, выпущенная в 2022-м, обойдется не менее, чем в 15 млн руб.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....