Мотоцикл BMW R60 – сводный брат дедушкиного «Урала»
2 616

Мотоцикл BMW R60 – сводный брат дедушкиного «Урала»

Мотоциклы БМВ часто встречаются на российских дорогах. Как правило, это современные байки, ведь немецкий бренд продолжает выпускать широкую модельную линейку.


Но иногда, в основном на выставках, можно увидеть редкие мотоциклы, произведенные в Германии. Они внешне похожи и имеют много общего с советскими М-72, «Уралами» и «Днепрами». Кстати, отличаться коренным образом мотоциклы BMW от своих аналогов из СССР начали примерно в конце 70-х.

Для среднестатистического российского водителя компания БМВ ассоциируется только с автомобилями. Мало кто в курсе, что они до сих пор выпускают байки. А вот мотоциклисты почти все знают, что немецкий бренд является одним из лидеров европейского рынка двухколесной техники.

Мотоцикл BMW R60 – сводный брат дедушкиного «Урала»Современная модель K1200LT BMW. Фото: Youtube.com

Хотя, она скорее для избранных. Вообще, БМВ – это европейский аналог Harley-Davidson. Не по техническим параметрам, конечно. Просто немцы так же упорно цепляются за свой оппозитный двигатель, как американцы за V-twin.

Разве что производитель из Германии более гибкий и у него модельный ряд шире. Хотя, «Харлей» в последние годы тоже выпустил несколько нетипичных для себя байков.

Получается, что мотоциклы БМВ в нашей стране известны только довоенные и после 90-х. Модели же 50-80-х годов как-то остались «за кадром». Сегодня мы расскажем о BMW R60. Этот мотоцикл выпускался с 1956 по 1969 годы и внешне похож на «Урал» или «Днепр».

История модели


Сразу нужно пояснить, что развитие европейского мотопрома тесно связано с БМВ. В свое время именно эти модели доказали эффективность, надежность и беспроблемность. Немецкие мотоциклы скопировал Советский Союз, да и американцы многое у них заимствовали.

BMW R71 стал эталоном, на который равнялись в СССР. Фото: Youtube.com

Что касается BMW R60, то эта модель дебютировала в 1956 году. Цифра «60» в индексе намекает на объем двигателя – он тут почти 600 см3.
За все годы производства, модель неоднократно модернизировалась. Выпускались следующие модификации:

✅ R60
✅ R60/2
✅ R60U

Все мотоциклы изначально имели много общего с довоенными моделями, разрабатывались с прицелом на коляску. Поэтому BMW R60 отличаются стальными рамами трубчатого типа с высокой прочностью. Мощность модификаций – от 28 до 30 л. с.

Серия «R» от БМВ не ограничивается только этими моделями. Покупателям предлагались более легкие и бюджетные версии с двигателями на 500 см3. Кстати, эти модели, называвшиеся BMW R50, массово поставляли в полицию.

Карданный привод спрятан от повреждений. Фото: Youtube.com

Для любителей мощных мотоциклов выпускали серию R68/69. Эти байки имели двигатели с тем же объемом, что и R60, но моторы уже усовершенствованные, развивающие от 35 до 42 л. с. Естественно, модель стоила дороже, зато она могла разогнаться до 165 км/ч.

Мотоцикл БМВ R60 стал популярен в США и странах Западной Европы не только из-за своей надежности. Во-первых, эта модель была одна из немногих с карданным типом привода.

Во-вторых, на ней передвигался Дэнни Лиска – известный мотогонщик тех лет. Он проехал сначала от Аляски до Аргентины, а потом от Норвегии до ЮАР. В этих путешествиях BMW R60 показал себя надежным и беспроблемным.

Это спровоцировало волну спроса. К тому времени мотоциклы в Западной Европе и США уже перестали считать простыми транспортными средствами. Они превратились в некий символ свободы и независимости.

Базовая модификация – это мотоцикл для эгоиста. Фото: Youtube.com

Кстати, для США БМВ выпускала R60 с классическим чопперным рулем – высоким. А еще за океан отправляли мотоциклы в более интересных комплектациях, часто с двойным мягким сиденьем.

Двигатель


Мотор у BMW R60 оппозитный. Это простой четырехтактный силовой агрегат с воздушным охлаждением. На современный взгляд, двигатель примитивный, но он уже верхнеклапанный. Кстати, в СССР как раз в те годы выпускалась похожая модель – это М-61.

Есть мнение, что советские инженеры скопировали свой мотор у немцев, но каких-то документальных подтверждений этой теории не сохранилось. Тем более, что двигатель ИМЗ М-61 имеет объем не 600, а 650 см3.

Настоящий немецкий оппозит не истекает маслом. Фото: Youtube.com

Если рассматривать моторы подробнее, сразу виден один оппозитный предок. Но немецкий двигатель однозначно сделан качественней. Ничего удивительного – это же коммерческая техника, приходилось бороться за покупателя в условиях конкуренции.

А в СССР все мотоциклы приобретали, и не важно, насколько они были качественными. Хотя, к ИМЗ М-61 придираться не стоит – это отличная модель для своего времени и цены.

Возвращаясь к немецкому мотору, нужно отметить, что он мощнее советского. Несмотря на меньший объем на 50 см3, мотоцикл развивал 30 л. с. против 26 «лошадок».

Технические особенности


Старый немецкий байк еще способен удивить. Его 30 л. с. хватает для уверенного разгона и достижения скорости в 142 км/ч. Если этого кажется мало, значит вы не пробовали ездить на мотоцикле без ветрозащиты. А если еще одеть ту экипировку из 60-х, то свыше «сотни» вообще ехать страшновато.

Стильный спидометр вмонтирован в корпус фары. Фото: Youtube.com

Тормоза, как и полагается старой оппозитной модели, тут барабанные на два колеса. Колодки широкие, так что останавливается BMW R60 безукоризненно. Советские байки такой работой тормозной системы похвастаться не могут – кто ездил на «Уралах» и «Днепрах», с чистой совестью эти слова подтвердит.

Коробка передач четырехступенчатая. Если узел не изношен или восстановлен немецкими оригинальными деталями, работает КПП безукоризненно. Передачи длинные, мотоцикл, по сравнению с советскими похожими моделями, более скоростной.

Передача на заднее колесо карданным валом. Это сделало мотоцикл популярным у путешественников. Цепные модели не могли тогда похвастаться такой надежностью, как сейчас. Да и вообще, кардан не нуждается в обслуживании. Даже в современных моделях достаточно менять смазку в этом узле раз в два сезона.

Двигатель BMW R60 запускается кикстартером, как и полагалось любому «правильному» немецкому мотоциклу. Никакой заводки «с кнопки» тут не предусмотрено. Может оно и к лучшему – проще конструкция, меньше поломок в пути.

Тут можно увидеть даже кофры. Фото: Youtube.com

Мотоцикл получил маятниковую вилку с двумя гидравлическими амортизаторами. Выглядит все массивно, зато надежно и отлично «проглатывает» неровности. Раньше этот узел считался вершиной европейской технической мысли.

Потом другие производители начали копировать это решение, но на спортивных моделях такая вилка не прижилась. Дело в том, что с ней мотоцикл устойчив на дорогах плохого качества, но виляет при прохождении крутых поворотов в наклоне.

Первые партии BMW R60 оснащались одиночными сиденьями. В СССР такие часто называли «лягушками». Были версии как одно, так и двухместные. На люксовые байки ставили единые сиденья-диваны. Кстати, для рынка США других не предполагалось.

Дополнительные опции


В Германии и США мотоциклы BMW R60 позиционировались моделями для путешествий. Но в стандартной комплектации никаких аксессуаров для этого не предусмотрено. Даже обтекатель спереди приходилось покупать отдельно.

Сторонние производители делали специально для BMW R60:

✅ Багажные системы для крепления баулов
✅ Сумки из кожи и других материалов
✅ Защитные дуги
✅ Инструменты для обслуживания и ремонта

В стандартной комплектации мотоцикл получал топливный бак на 17 литров. Этого хватало на 330 км. Для путешественников производитель предусмотрел иные резервуары топлива – на 25; 26 и 30 литров.

Готов умчаться в закат. Фото: Youtube.com

Сейчас купить BMW R60 сложно, но один или несколько экземпляров в продаже найти можно. Просят за них по 600 тысяч рублей. Но нужно понимать, что обслуживать и ремонтировать такой байк будет сложно и дорого.

Например, генератор с реле и катушкой стоят 1,5 тысячи евро. И это далеко не новые детали. Их еще нужно найти в Германии.

Так что куда дешевле восстановить советский мотоцикл тех же годов. Тем более, это свое, родное…
А вы бы хотели прокатиться на BMW R60?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....