
Легенда советского спорта – гоночный мотоцикл М-75 и его модификации
Вспоминая советские мотоциклы, мало кто думает об их спортивной карьере. Ну, разве могут быть связаны эти маломощные двухколесные машины с какими-то достижениями?
Но если напрячь память, не придут ли на ум действительно спортивные модели советских мотоциклов? Например, Иж Планета Спорт? А сколько было кроссовых байков минского и ижевского мотозаводов?
Делали спортивные мотоциклы и в Ирбите, причем они в свое время считались самыми мощными и скоростными в СССР. И отечественные гонщики даже побеждали на них в международных состязаниях! Сегодня мы расскажем про самый именитый советский спортивный мотоцикл – М-75М.
Первые специализированные модели для состязаний в СССР появились в начале 1930-х годов. Собирали их энтузиасты, потом гонщики дорабатывали серийные модели, ориентируясь на свои потребности.
Легкие спортивные модели делали на базе Иж-7. Фото: Youtube.com
Одними из первых спортивные штучные байки начали выпускать на Таганрогском инструментальном заводе имени Сталина. Эти модели назывались ТИЗ. В Ленинграде сделали свой байк – С-1, а в Ижевске собрали несколько образцов на базе Иж-7 и 8.
Но самым лучшим байком в СССР считался М-72, созданный на основе немецкой модели BMW R71. В конце 1930-х Советский Союз с трудом приобрел несколько мотоциклов из Германии через подставную фирму из Швейцарии. Создавать свою копию пришлось без документации – немцы наотрез отказались сотрудничать и передавать свои разработки.
Основное назначение М-72 – это использование его в качестве военной техники.
До ноября 1941 года московский мотозавод делал тяжелые модели с коляской для Красной Армии. Потом производство эвакуировали в Ирбит, где с февраля 1942 г. выпуск возобновился.
Один из поздних И-72. Именно они стали шасси для спортивных модификаций. Фото: Youtube.com
Несмотря на тяжелое военное положение, на мотозаводе работали над созданием нового, более совершенного двигателя. Он был готов в 1943 году.
Основные изменения в новом моторе:
Кстати, в архивных документах указано, что донором для нового мотора была модель БМВ Р-51. Но, скорее всего, это просто опечатка.
Создавая новый двигатель, конструкторы не думали о каких-то там спортивных достижениях. В их задачу входило внедрение более мощного мотора для военного мотоцикла.
В 1945 году в Ирбите изготовили опытный гражданский М-75. В серию модель не пошла, но работы продолжались, уже направленные в спортивное русло.
Обычный М-75, но уже спортивная модификация. Фото: Youtube.com
Примерно в это же время была создана модель М-80.
Ранние спортивные М-75 кроме двигателя не отличались от серийных М-72 внешне и технически.
Особенности модели:
Некоторые мотоциклы гонщики дорабатывали самостоятельно. В результате незначительных изменений в конструкции, например, передаточных отношений в КПП, удавалось поднять мощность до 44 л. с.
Мотоцикл старались максимально облегчить. От грязевых крыльев отказываться не стали, но сделали их более узкими. Багажник не устанавливался. Некоторые гонщики даже снимали кикстартер для облегчения конструкции мотоцикла.
В Серпухове во ВНИИ дорабатывали серийные М-75, ориентируясь на отзывы гонщиков и результаты соревнований. За счет повышения степени сжатия и изменения фаз газораспределения, удалось добиться средней мощности в 40 л. с. Эти мотоциклы среди гонщиков негласно назывались М-76.
Красавец и музейная редкость – М-75М. Фото: Youtube.com
Сколько именно выпущено доработанных экземпляров в Серпухове, сейчас неизвестно, но их вряд ли было более десяти штук.
Проанализировав опыт коллег из Серпухова, инженеры Ирбитского мотозавода взялись за штатную доработку своей спортивной модели. Двухколесная машина была основательно модернизирована, получив новый индекс – М-75М.
Производитель серьезно поработал над двигателем. Самое первое, что было сделано – это отказ от кикстартера. Систему зажигания подключили напрямую от магнето. Мотоциклы выпускались и распределялись между спортивными организациями, а работы над усовершенствованиями продолжались.
Известные советские мотогонщики иногда сетовали, что двигатели М-75 имеют одну серьезную конструкторскую недоработку – под максимальной нагрузкой цилиндры отрывались от картера и улетали в стороны.
От этого недостатка было решено избавиться. В результате цилиндры заменили на алюминиевые с запрессованной гильзой из чугуна с особым составом. Этот материал мог расширяться. От «полетов» цилиндров удалось избавиться за счет длинных сквозных шпилек анкерного типа.
Шатуны и коленвал на мотоцикле М-75 использовались штатные от модели М-72. Для нового мотоцикла было решено ставить нижние головки шатунов усиленного типа, а остальные детали тщательно полировать. Тарелки клапанов увеличились с 38 до 40 мм, впускные и выпускные каналы пришлось расширить.
Обратите внимание на двигатель! Фото: Youtube.com
Нужно понимать, что полноценно серийными мотоциклы М-75М считать нельзя, как и его предшественника. Эти модели собирались на стапеле и в их конструкцию постоянно вносились улучшения. Задачи снизить себестоимость никогда не стояло – эти мотоциклы должны были побеждать! Плюс сами гонщики обычно дорабатывали свою технику в соответствии со своими особенностями и привычками.
Тормозную систему со временем серьезно изменили – от стандартных колес М-72 отказались. Барабаны получили охлаждающие ребра и перфорацию. Отверстия прикрыли стальной сеткой. Тормозные колодки расширили. Останавливаться техника стала лучше, в независимости от нагрева в процессе соревнований.
Остальные узлы мотоцикла М-75М тоже доработали, в основном это выражалось в их усилении. В системе питания появились новые карбюраторы – это были К-95, потом К-97. За счёт этого скорость удалось поднять, одновременно снизив расход топлива.
Рама на М-75 изначально использовалась от серийных «колясычей» М-72 без доработок. Модернизированный мотоцикл получил переработанную конструкцию. Сначала ее облегчили, потом начали изготавливать из круглых труб повышенной прочности.
М-77 – лучший мотоцикл в серии! Фото: Youtube.com
Судя по воспоминаниям советских гонщиков, главным минусом М-75М считался небольшой топливный бак.
Если М-75 был обычной доработкой серийной дорожной модели, то М-75М, особенно поздних годов выпуска – это специфический спортивный мотоцикл.
В 1954 году на соревнованиях дебютировал М-77. Он стал дальнейшим развитием моделей Ирбитского мотозавода. Двигатель был доработан и развивал от 45 до 50 л. с. Модель выпускалась до 1959 года.
Но М-77 стал последним спортивным мотоциклом в классе 750 см3. Всего их было выпущено около 65 экземпляров. Они считаются лучшими и самыми совершенными в серии, так оно и есть.
Приобрести спортивный мотоцикл из СССР, когда-то выступавший в советских кольцевых гонках в классе 750 см3 практически невозможно. Они остались только в музеях, есть вероятность, что и в некоторых частных коллекциях.
Но если напрячь память, не придут ли на ум действительно спортивные модели советских мотоциклов? Например, Иж Планета Спорт? А сколько было кроссовых байков минского и ижевского мотозаводов?
Делали спортивные мотоциклы и в Ирбите, причем они в свое время считались самыми мощными и скоростными в СССР. И отечественные гонщики даже побеждали на них в международных состязаниях! Сегодня мы расскажем про самый именитый советский спортивный мотоцикл – М-75М.
Довоенная история
Первые специализированные модели для состязаний в СССР появились в начале 1930-х годов. Собирали их энтузиасты, потом гонщики дорабатывали серийные модели, ориентируясь на свои потребности.

Одними из первых спортивные штучные байки начали выпускать на Таганрогском инструментальном заводе имени Сталина. Эти модели назывались ТИЗ. В Ленинграде сделали свой байк – С-1, а в Ижевске собрали несколько образцов на базе Иж-7 и 8.
Направление спортивных двухколесных моделей в СССР считали перспективным, мотоспорт развивался, и к началу 1940-х годов советские спортсмены-гонщики добились высоких успехов.
Но самым лучшим байком в СССР считался М-72, созданный на основе немецкой модели BMW R71. В конце 1930-х Советский Союз с трудом приобрел несколько мотоциклов из Германии через подставную фирму из Швейцарии. Создавать свою копию пришлось без документации – немцы наотрез отказались сотрудничать и передавать свои разработки.
Основное назначение М-72 – это использование его в качестве военной техники.
Разработка нового двигателя
До ноября 1941 года московский мотозавод делал тяжелые модели с коляской для Красной Армии. Потом производство эвакуировали в Ирбит, где с февраля 1942 г. выпуск возобновился.

Несмотря на тяжелое военное положение, на мотозаводе работали над созданием нового, более совершенного двигателя. Он был готов в 1943 году.
Основные изменения в новом моторе:
- ? Цилиндры и клапана от BMW R75
- ? Повышение мощности до 28 л. с.
Кстати, в архивных документах указано, что донором для нового мотора была модель БМВ Р-51. Но, скорее всего, это просто опечатка.
Создавая новый двигатель, конструкторы не думали о каких-то там спортивных достижениях. В их задачу входило внедрение более мощного мотора для военного мотоцикла.
В 1945 году в Ирбите изготовили опытный гражданский М-75. В серию модель не пошла, но работы продолжались, уже направленные в спортивное русло.

Примерно в это же время была создана модель М-80.
Особенности М-75
Ранние спортивные М-75 кроме двигателя не отличались от серийных М-72 внешне и технически.
Особенности модели:
- ? Верхнеклапанные головы цилиндров
- ? Мощность 35 л. с.
- ? Новые алюминиевые карбюраторы
- ? Отсутствие воздушного фильтра и светоприборов
- ? Другие системы смазки и зажигания
Некоторые мотоциклы гонщики дорабатывали самостоятельно. В результате незначительных изменений в конструкции, например, передаточных отношений в КПП, удавалось поднять мощность до 44 л. с.
Мотоцикл старались максимально облегчить. От грязевых крыльев отказываться не стали, но сделали их более узкими. Багажник не устанавливался. Некоторые гонщики даже снимали кикстартер для облегчения конструкции мотоцикла.
Модель выпускалась до 1951 гг. Тираж был минимальным – в среднем по 12 экземпляров в год.
В Серпухове во ВНИИ дорабатывали серийные М-75, ориентируясь на отзывы гонщиков и результаты соревнований. За счет повышения степени сжатия и изменения фаз газораспределения, удалось добиться средней мощности в 40 л. с. Эти мотоциклы среди гонщиков негласно назывались М-76.

Сколько именно выпущено доработанных экземпляров в Серпухове, сейчас неизвестно, но их вряд ли было более десяти штук.
Модифицированная версия М-75М
Проанализировав опыт коллег из Серпухова, инженеры Ирбитского мотозавода взялись за штатную доработку своей спортивной модели. Двухколесная машина была основательно модернизирована, получив новый индекс – М-75М.
Производитель серьезно поработал над двигателем. Самое первое, что было сделано – это отказ от кикстартера. Систему зажигания подключили напрямую от магнето. Мотоциклы выпускались и распределялись между спортивными организациями, а работы над усовершенствованиями продолжались.
Известные советские мотогонщики иногда сетовали, что двигатели М-75 имеют одну серьезную конструкторскую недоработку – под максимальной нагрузкой цилиндры отрывались от картера и улетали в стороны.
От этого недостатка было решено избавиться. В результате цилиндры заменили на алюминиевые с запрессованной гильзой из чугуна с особым составом. Этот материал мог расширяться. От «полетов» цилиндров удалось избавиться за счет длинных сквозных шпилек анкерного типа.
Шатуны и коленвал на мотоцикле М-75 использовались штатные от модели М-72. Для нового мотоцикла было решено ставить нижние головки шатунов усиленного типа, а остальные детали тщательно полировать. Тарелки клапанов увеличились с 38 до 40 мм, впускные и выпускные каналы пришлось расширить.

Нужно понимать, что полноценно серийными мотоциклы М-75М считать нельзя, как и его предшественника. Эти модели собирались на стапеле и в их конструкцию постоянно вносились улучшения. Задачи снизить себестоимость никогда не стояло – эти мотоциклы должны были побеждать! Плюс сами гонщики обычно дорабатывали свою технику в соответствии со своими особенностями и привычками.
Тормозную систему со временем серьезно изменили – от стандартных колес М-72 отказались. Барабаны получили охлаждающие ребра и перфорацию. Отверстия прикрыли стальной сеткой. Тормозные колодки расширили. Останавливаться техника стала лучше, в независимости от нагрева в процессе соревнований.
Остальные узлы мотоцикла М-75М тоже доработали, в основном это выражалось в их усилении. В системе питания появились новые карбюраторы – это были К-95, потом К-97. За счёт этого скорость удалось поднять, одновременно снизив расход топлива.
Рама на М-75 изначально использовалась от серийных «колясычей» М-72 без доработок. Модернизированный мотоцикл получил переработанную конструкцию. Сначала ее облегчили, потом начали изготавливать из круглых труб повышенной прочности.

Судя по воспоминаниям советских гонщиков, главным минусом М-75М считался небольшой топливный бак.
Если М-75 был обычной доработкой серийной дорожной модели, то М-75М, особенно поздних годов выпуска – это специфический спортивный мотоцикл.
М-77
В 1954 году на соревнованиях дебютировал М-77. Он стал дальнейшим развитием моделей Ирбитского мотозавода. Двигатель был доработан и развивал от 45 до 50 л. с. Модель выпускалась до 1959 года.
Но М-77 стал последним спортивным мотоциклом в классе 750 см3. Всего их было выпущено около 65 экземпляров. Они считаются лучшими и самыми совершенными в серии, так оно и есть.
Приобрести спортивный мотоцикл из СССР, когда-то выступавший в советских кольцевых гонках в классе 750 см3 практически невозможно. Они остались только в музеях, есть вероятность, что и в некоторых частных коллекциях.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...