Легенда советского спорта – гоночный мотоцикл М-75 и его модификации
3 637

Легенда советского спорта – гоночный мотоцикл М-75 и его модификации

Вспоминая советские мотоциклы, мало кто думает об их спортивной карьере. Ну, разве могут быть связаны эти маломощные двухколесные машины с какими-то достижениями?


Но если напрячь память, не придут ли на ум действительно спортивные модели советских мотоциклов? Например, Иж Планета Спорт? А сколько было кроссовых байков минского и ижевского мотозаводов?

Делали спортивные мотоциклы и в Ирбите, причем они в свое время считались самыми мощными и скоростными в СССР. И отечественные гонщики даже побеждали на них в международных состязаниях! Сегодня мы расскажем про самый именитый советский спортивный мотоцикл – М-75М.

Довоенная история


Первые специализированные модели для состязаний в СССР появились в начале 1930-х годов. Собирали их энтузиасты, потом гонщики дорабатывали серийные модели, ориентируясь на свои потребности.

Легенда советского спорта – гоночный мотоцикл М-75 и его модификацииЛегкие спортивные модели делали на базе Иж-7. Фото: Youtube.com


Одними из первых спортивные штучные байки начали выпускать на Таганрогском инструментальном заводе имени Сталина. Эти модели назывались ТИЗ. В Ленинграде сделали свой байк – С-1, а в Ижевске собрали несколько образцов на базе Иж-7 и 8.

Направление спортивных двухколесных моделей в СССР считали перспективным, мотоспорт развивался, и к началу 1940-х годов советские спортсмены-гонщики добились высоких успехов.


Но самым лучшим байком в СССР считался М-72, созданный на основе немецкой модели BMW R71. В конце 1930-х Советский Союз с трудом приобрел несколько мотоциклов из Германии через подставную фирму из Швейцарии. Создавать свою копию пришлось без документации – немцы наотрез отказались сотрудничать и передавать свои разработки.

Основное назначение М-72 – это использование его в качестве военной техники.

Разработка нового двигателя


До ноября 1941 года московский мотозавод делал тяжелые модели с коляской для Красной Армии. Потом производство эвакуировали в Ирбит, где с февраля 1942 г. выпуск возобновился.

Один из поздних И-72. Именно они стали шасси для спортивных модификаций. Фото: Youtube.com


Несмотря на тяжелое военное положение, на мотозаводе работали над созданием нового, более совершенного двигателя. Он был готов в 1943 году.

Основные изменения в новом моторе:

  • ? Цилиндры и клапана от BMW R75
  • ? Повышение мощности до 28 л. с.


Кстати, в архивных документах указано, что донором для нового мотора была модель БМВ Р-51. Но, скорее всего, это просто опечатка.

Создавая новый двигатель, конструкторы не думали о каких-то там спортивных достижениях. В их задачу входило внедрение более мощного мотора для военного мотоцикла.

В 1945 году в Ирбите изготовили опытный гражданский М-75. В серию модель не пошла, но работы продолжались, уже направленные в спортивное русло.

Обычный М-75, но уже спортивная модификация. Фото: Youtube.com


Примерно в это же время была создана модель М-80.

Особенности М-75


Ранние спортивные М-75 кроме двигателя не отличались от серийных М-72 внешне и технически.

Особенности модели:

  • ? Верхнеклапанные головы цилиндров
  • ? Мощность 35 л. с.
  • ? Новые алюминиевые карбюраторы
  • ? Отсутствие воздушного фильтра и светоприборов
  • ? Другие системы смазки и зажигания


Некоторые мотоциклы гонщики дорабатывали самостоятельно. В результате незначительных изменений в конструкции, например, передаточных отношений в КПП, удавалось поднять мощность до 44 л. с.

Мотоцикл старались максимально облегчить. От грязевых крыльев отказываться не стали, но сделали их более узкими. Багажник не устанавливался. Некоторые гонщики даже снимали кикстартер для облегчения конструкции мотоцикла.

Модель выпускалась до 1951 гг. Тираж был минимальным – в среднем по 12 экземпляров в год.


В Серпухове во ВНИИ дорабатывали серийные М-75, ориентируясь на отзывы гонщиков и результаты соревнований. За счет повышения степени сжатия и изменения фаз газораспределения, удалось добиться средней мощности в 40 л. с. Эти мотоциклы среди гонщиков негласно назывались М-76.

Красавец и музейная редкость – М-75М. Фото: Youtube.com


Сколько именно выпущено доработанных экземпляров в Серпухове, сейчас неизвестно, но их вряд ли было более десяти штук.

Модифицированная версия М-75М


Проанализировав опыт коллег из Серпухова, инженеры Ирбитского мотозавода взялись за штатную доработку своей спортивной модели. Двухколесная машина была основательно модернизирована, получив новый индекс – М-75М.

Производитель серьезно поработал над двигателем. Самое первое, что было сделано – это отказ от кикстартера. Систему зажигания подключили напрямую от магнето. Мотоциклы выпускались и распределялись между спортивными организациями, а работы над усовершенствованиями продолжались.

Известные советские мотогонщики иногда сетовали, что двигатели М-75 имеют одну серьезную конструкторскую недоработку – под максимальной нагрузкой цилиндры отрывались от картера и улетали в стороны.

От этого недостатка было решено избавиться. В результате цилиндры заменили на алюминиевые с запрессованной гильзой из чугуна с особым составом. Этот материал мог расширяться. От «полетов» цилиндров удалось избавиться за счет длинных сквозных шпилек анкерного типа.

Шатуны и коленвал на мотоцикле М-75 использовались штатные от модели М-72. Для нового мотоцикла было решено ставить нижние головки шатунов усиленного типа, а остальные детали тщательно полировать. Тарелки клапанов увеличились с 38 до 40 мм, впускные и выпускные каналы пришлось расширить.

Обратите внимание на двигатель! Фото: Youtube.com


Нужно понимать, что полноценно серийными мотоциклы М-75М считать нельзя, как и его предшественника. Эти модели собирались на стапеле и в их конструкцию постоянно вносились улучшения. Задачи снизить себестоимость никогда не стояло – эти мотоциклы должны были побеждать! Плюс сами гонщики обычно дорабатывали свою технику в соответствии со своими особенностями и привычками.

Тормозную систему со временем серьезно изменили – от стандартных колес М-72 отказались. Барабаны получили охлаждающие ребра и перфорацию. Отверстия прикрыли стальной сеткой. Тормозные колодки расширили. Останавливаться техника стала лучше, в независимости от нагрева в процессе соревнований.

Остальные узлы мотоцикла М-75М тоже доработали, в основном это выражалось в их усилении. В системе питания появились новые карбюраторы – это были К-95, потом К-97. За счёт этого скорость удалось поднять, одновременно снизив расход топлива.

Рама на М-75 изначально использовалась от серийных «колясычей» М-72 без доработок. Модернизированный мотоцикл получил переработанную конструкцию. Сначала ее облегчили, потом начали изготавливать из круглых труб повышенной прочности.

М-77 – лучший мотоцикл в серии! Фото: Youtube.com


Судя по воспоминаниям советских гонщиков, главным минусом М-75М считался небольшой топливный бак.
Если М-75 был обычной доработкой серийной дорожной модели, то М-75М, особенно поздних годов выпуска – это специфический спортивный мотоцикл.

М-77


В 1954 году на соревнованиях дебютировал М-77. Он стал дальнейшим развитием моделей Ирбитского мотозавода. Двигатель был доработан и развивал от 45 до 50 л. с. Модель выпускалась до 1959 года.

Но М-77 стал последним спортивным мотоциклом в классе 750 см3. Всего их было выпущено около 65 экземпляров. Они считаются лучшими и самыми совершенными в серии, так оно и есть.

Приобрести спортивный мотоцикл из СССР, когда-то выступавший в советских кольцевых гонках в классе 750 см3 практически невозможно. Они остались только в музеях, есть вероятность, что и в некоторых частных коллекциях.
А вы слышали про спортивные мотоциклы М-75?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...