Легенда советского спорта – гоночный мотоцикл М-75 и его модификации
Вспоминая советские мотоциклы, мало кто думает об их спортивной карьере. Ну, разве могут быть связаны эти маломощные двухколесные машины с какими-то достижениями?
Но если напрячь память, не придут ли на ум действительно спортивные модели советских мотоциклов? Например, Иж Планета Спорт? А сколько было кроссовых байков минского и ижевского мотозаводов?
Делали спортивные мотоциклы и в Ирбите, причем они в свое время считались самыми мощными и скоростными в СССР. И отечественные гонщики даже побеждали на них в международных состязаниях! Сегодня мы расскажем про самый именитый советский спортивный мотоцикл – М-75М.
Первые специализированные модели для состязаний в СССР появились в начале 1930-х годов. Собирали их энтузиасты, потом гонщики дорабатывали серийные модели, ориентируясь на свои потребности.
Одними из первых спортивные штучные байки начали выпускать на Таганрогском инструментальном заводе имени Сталина. Эти модели назывались ТИЗ. В Ленинграде сделали свой байк – С-1, а в Ижевске собрали несколько образцов на базе Иж-7 и 8.
Но самым лучшим байком в СССР считался М-72, созданный на основе немецкой модели BMW R71. В конце 1930-х Советский Союз с трудом приобрел несколько мотоциклов из Германии через подставную фирму из Швейцарии. Создавать свою копию пришлось без документации – немцы наотрез отказались сотрудничать и передавать свои разработки.
Основное назначение М-72 – это использование его в качестве военной техники.
До ноября 1941 года московский мотозавод делал тяжелые модели с коляской для Красной Армии. Потом производство эвакуировали в Ирбит, где с февраля 1942 г. выпуск возобновился.
Несмотря на тяжелое военное положение, на мотозаводе работали над созданием нового, более совершенного двигателя. Он был готов в 1943 году.
Основные изменения в новом моторе:
Кстати, в архивных документах указано, что донором для нового мотора была модель БМВ Р-51. Но, скорее всего, это просто опечатка.
Создавая новый двигатель, конструкторы не думали о каких-то там спортивных достижениях. В их задачу входило внедрение более мощного мотора для военного мотоцикла.
В 1945 году в Ирбите изготовили опытный гражданский М-75. В серию модель не пошла, но работы продолжались, уже направленные в спортивное русло.
Примерно в это же время была создана модель М-80.
Ранние спортивные М-75 кроме двигателя не отличались от серийных М-72 внешне и технически.
Особенности модели:
Некоторые мотоциклы гонщики дорабатывали самостоятельно. В результате незначительных изменений в конструкции, например, передаточных отношений в КПП, удавалось поднять мощность до 44 л. с.
Мотоцикл старались максимально облегчить. От грязевых крыльев отказываться не стали, но сделали их более узкими. Багажник не устанавливался. Некоторые гонщики даже снимали кикстартер для облегчения конструкции мотоцикла.
В Серпухове во ВНИИ дорабатывали серийные М-75, ориентируясь на отзывы гонщиков и результаты соревнований. За счет повышения степени сжатия и изменения фаз газораспределения, удалось добиться средней мощности в 40 л. с. Эти мотоциклы среди гонщиков негласно назывались М-76.
Сколько именно выпущено доработанных экземпляров в Серпухове, сейчас неизвестно, но их вряд ли было более десяти штук.
Проанализировав опыт коллег из Серпухова, инженеры Ирбитского мотозавода взялись за штатную доработку своей спортивной модели. Двухколесная машина была основательно модернизирована, получив новый индекс – М-75М.
Производитель серьезно поработал над двигателем. Самое первое, что было сделано – это отказ от кикстартера. Систему зажигания подключили напрямую от магнето. Мотоциклы выпускались и распределялись между спортивными организациями, а работы над усовершенствованиями продолжались.
Известные советские мотогонщики иногда сетовали, что двигатели М-75 имеют одну серьезную конструкторскую недоработку – под максимальной нагрузкой цилиндры отрывались от картера и улетали в стороны.
От этого недостатка было решено избавиться. В результате цилиндры заменили на алюминиевые с запрессованной гильзой из чугуна с особым составом. Этот материал мог расширяться. От «полетов» цилиндров удалось избавиться за счет длинных сквозных шпилек анкерного типа.
Шатуны и коленвал на мотоцикле М-75 использовались штатные от модели М-72. Для нового мотоцикла было решено ставить нижние головки шатунов усиленного типа, а остальные детали тщательно полировать. Тарелки клапанов увеличились с 38 до 40 мм, впускные и выпускные каналы пришлось расширить.
Нужно понимать, что полноценно серийными мотоциклы М-75М считать нельзя, как и его предшественника. Эти модели собирались на стапеле и в их конструкцию постоянно вносились улучшения. Задачи снизить себестоимость никогда не стояло – эти мотоциклы должны были побеждать! Плюс сами гонщики обычно дорабатывали свою технику в соответствии со своими особенностями и привычками.
Тормозную систему со временем серьезно изменили – от стандартных колес М-72 отказались. Барабаны получили охлаждающие ребра и перфорацию. Отверстия прикрыли стальной сеткой. Тормозные колодки расширили. Останавливаться техника стала лучше, в независимости от нагрева в процессе соревнований.
Остальные узлы мотоцикла М-75М тоже доработали, в основном это выражалось в их усилении. В системе питания появились новые карбюраторы – это были К-95, потом К-97. За счёт этого скорость удалось поднять, одновременно снизив расход топлива.
Рама на М-75 изначально использовалась от серийных «колясычей» М-72 без доработок. Модернизированный мотоцикл получил переработанную конструкцию. Сначала ее облегчили, потом начали изготавливать из круглых труб повышенной прочности.
Судя по воспоминаниям советских гонщиков, главным минусом М-75М считался небольшой топливный бак.
Если М-75 был обычной доработкой серийной дорожной модели, то М-75М, особенно поздних годов выпуска – это специфический спортивный мотоцикл.
В 1954 году на соревнованиях дебютировал М-77. Он стал дальнейшим развитием моделей Ирбитского мотозавода. Двигатель был доработан и развивал от 45 до 50 л. с. Модель выпускалась до 1959 года.
Но М-77 стал последним спортивным мотоциклом в классе 750 см3. Всего их было выпущено около 65 экземпляров. Они считаются лучшими и самыми совершенными в серии, так оно и есть.
Приобрести спортивный мотоцикл из СССР, когда-то выступавший в советских кольцевых гонках в классе 750 см3 практически невозможно. Они остались только в музеях, есть вероятность, что и в некоторых частных коллекциях.
Но если напрячь память, не придут ли на ум действительно спортивные модели советских мотоциклов? Например, Иж Планета Спорт? А сколько было кроссовых байков минского и ижевского мотозаводов?
Делали спортивные мотоциклы и в Ирбите, причем они в свое время считались самыми мощными и скоростными в СССР. И отечественные гонщики даже побеждали на них в международных состязаниях! Сегодня мы расскажем про самый именитый советский спортивный мотоцикл – М-75М.
Довоенная история
Первые специализированные модели для состязаний в СССР появились в начале 1930-х годов. Собирали их энтузиасты, потом гонщики дорабатывали серийные модели, ориентируясь на свои потребности.
Легкие спортивные модели делали на базе Иж-7. Фото: Youtube.com
Одними из первых спортивные штучные байки начали выпускать на Таганрогском инструментальном заводе имени Сталина. Эти модели назывались ТИЗ. В Ленинграде сделали свой байк – С-1, а в Ижевске собрали несколько образцов на базе Иж-7 и 8.
Направление спортивных двухколесных моделей в СССР считали перспективным, мотоспорт развивался, и к началу 1940-х годов советские спортсмены-гонщики добились высоких успехов.
Но самым лучшим байком в СССР считался М-72, созданный на основе немецкой модели BMW R71. В конце 1930-х Советский Союз с трудом приобрел несколько мотоциклов из Германии через подставную фирму из Швейцарии. Создавать свою копию пришлось без документации – немцы наотрез отказались сотрудничать и передавать свои разработки.
Основное назначение М-72 – это использование его в качестве военной техники.
Разработка нового двигателя
До ноября 1941 года московский мотозавод делал тяжелые модели с коляской для Красной Армии. Потом производство эвакуировали в Ирбит, где с февраля 1942 г. выпуск возобновился.
Один из поздних И-72. Именно они стали шасси для спортивных модификаций. Фото: Youtube.com
Несмотря на тяжелое военное положение, на мотозаводе работали над созданием нового, более совершенного двигателя. Он был готов в 1943 году.
Основные изменения в новом моторе:
- ? Цилиндры и клапана от BMW R75
- ? Повышение мощности до 28 л. с.
Кстати, в архивных документах указано, что донором для нового мотора была модель БМВ Р-51. Но, скорее всего, это просто опечатка.
Создавая новый двигатель, конструкторы не думали о каких-то там спортивных достижениях. В их задачу входило внедрение более мощного мотора для военного мотоцикла.
В 1945 году в Ирбите изготовили опытный гражданский М-75. В серию модель не пошла, но работы продолжались, уже направленные в спортивное русло.
Обычный М-75, но уже спортивная модификация. Фото: Youtube.com
Примерно в это же время была создана модель М-80.
Особенности М-75
Ранние спортивные М-75 кроме двигателя не отличались от серийных М-72 внешне и технически.
Особенности модели:
- ? Верхнеклапанные головы цилиндров
- ? Мощность 35 л. с.
- ? Новые алюминиевые карбюраторы
- ? Отсутствие воздушного фильтра и светоприборов
- ? Другие системы смазки и зажигания
Некоторые мотоциклы гонщики дорабатывали самостоятельно. В результате незначительных изменений в конструкции, например, передаточных отношений в КПП, удавалось поднять мощность до 44 л. с.
Мотоцикл старались максимально облегчить. От грязевых крыльев отказываться не стали, но сделали их более узкими. Багажник не устанавливался. Некоторые гонщики даже снимали кикстартер для облегчения конструкции мотоцикла.
Модель выпускалась до 1951 гг. Тираж был минимальным – в среднем по 12 экземпляров в год.
В Серпухове во ВНИИ дорабатывали серийные М-75, ориентируясь на отзывы гонщиков и результаты соревнований. За счет повышения степени сжатия и изменения фаз газораспределения, удалось добиться средней мощности в 40 л. с. Эти мотоциклы среди гонщиков негласно назывались М-76.
Красавец и музейная редкость – М-75М. Фото: Youtube.com
Сколько именно выпущено доработанных экземпляров в Серпухове, сейчас неизвестно, но их вряд ли было более десяти штук.
Модифицированная версия М-75М
Проанализировав опыт коллег из Серпухова, инженеры Ирбитского мотозавода взялись за штатную доработку своей спортивной модели. Двухколесная машина была основательно модернизирована, получив новый индекс – М-75М.
Производитель серьезно поработал над двигателем. Самое первое, что было сделано – это отказ от кикстартера. Систему зажигания подключили напрямую от магнето. Мотоциклы выпускались и распределялись между спортивными организациями, а работы над усовершенствованиями продолжались.
Известные советские мотогонщики иногда сетовали, что двигатели М-75 имеют одну серьезную конструкторскую недоработку – под максимальной нагрузкой цилиндры отрывались от картера и улетали в стороны.
От этого недостатка было решено избавиться. В результате цилиндры заменили на алюминиевые с запрессованной гильзой из чугуна с особым составом. Этот материал мог расширяться. От «полетов» цилиндров удалось избавиться за счет длинных сквозных шпилек анкерного типа.
Шатуны и коленвал на мотоцикле М-75 использовались штатные от модели М-72. Для нового мотоцикла было решено ставить нижние головки шатунов усиленного типа, а остальные детали тщательно полировать. Тарелки клапанов увеличились с 38 до 40 мм, впускные и выпускные каналы пришлось расширить.
Обратите внимание на двигатель! Фото: Youtube.com
Нужно понимать, что полноценно серийными мотоциклы М-75М считать нельзя, как и его предшественника. Эти модели собирались на стапеле и в их конструкцию постоянно вносились улучшения. Задачи снизить себестоимость никогда не стояло – эти мотоциклы должны были побеждать! Плюс сами гонщики обычно дорабатывали свою технику в соответствии со своими особенностями и привычками.
Тормозную систему со временем серьезно изменили – от стандартных колес М-72 отказались. Барабаны получили охлаждающие ребра и перфорацию. Отверстия прикрыли стальной сеткой. Тормозные колодки расширили. Останавливаться техника стала лучше, в независимости от нагрева в процессе соревнований.
Остальные узлы мотоцикла М-75М тоже доработали, в основном это выражалось в их усилении. В системе питания появились новые карбюраторы – это были К-95, потом К-97. За счёт этого скорость удалось поднять, одновременно снизив расход топлива.
Рама на М-75 изначально использовалась от серийных «колясычей» М-72 без доработок. Модернизированный мотоцикл получил переработанную конструкцию. Сначала ее облегчили, потом начали изготавливать из круглых труб повышенной прочности.
М-77 – лучший мотоцикл в серии! Фото: Youtube.com
Судя по воспоминаниям советских гонщиков, главным минусом М-75М считался небольшой топливный бак.
Если М-75 был обычной доработкой серийной дорожной модели, то М-75М, особенно поздних годов выпуска – это специфический спортивный мотоцикл.
М-77
В 1954 году на соревнованиях дебютировал М-77. Он стал дальнейшим развитием моделей Ирбитского мотозавода. Двигатель был доработан и развивал от 45 до 50 л. с. Модель выпускалась до 1959 года.
Но М-77 стал последним спортивным мотоциклом в классе 750 см3. Всего их было выпущено около 65 экземпляров. Они считаются лучшими и самыми совершенными в серии, так оно и есть.
Приобрести спортивный мотоцикл из СССР, когда-то выступавший в советских кольцевых гонках в классе 750 см3 практически невозможно. Они остались только в музеях, есть вероятность, что и в некоторых частных коллекциях.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...