Легенда советского спорта – гоночный мотоцикл М-75 и его модификации
Вспоминая советские мотоциклы, мало кто думает об их спортивной карьере. Ну, разве могут быть связаны эти маломощные двухколесные машины с какими-то достижениями?
Но если напрячь память, не придут ли на ум действительно спортивные модели советских мотоциклов? Например, Иж Планета Спорт? А сколько было кроссовых байков минского и ижевского мотозаводов?
Делали спортивные мотоциклы и в Ирбите, причем они в свое время считались самыми мощными и скоростными в СССР. И отечественные гонщики даже побеждали на них в международных состязаниях! Сегодня мы расскажем про самый именитый советский спортивный мотоцикл – М-75М.
Первые специализированные модели для состязаний в СССР появились в начале 1930-х годов. Собирали их энтузиасты, потом гонщики дорабатывали серийные модели, ориентируясь на свои потребности.
Одними из первых спортивные штучные байки начали выпускать на Таганрогском инструментальном заводе имени Сталина. Эти модели назывались ТИЗ. В Ленинграде сделали свой байк – С-1, а в Ижевске собрали несколько образцов на базе Иж-7 и 8.
Но самым лучшим байком в СССР считался М-72, созданный на основе немецкой модели BMW R71. В конце 1930-х Советский Союз с трудом приобрел несколько мотоциклов из Германии через подставную фирму из Швейцарии. Создавать свою копию пришлось без документации – немцы наотрез отказались сотрудничать и передавать свои разработки.
Основное назначение М-72 – это использование его в качестве военной техники.
До ноября 1941 года московский мотозавод делал тяжелые модели с коляской для Красной Армии. Потом производство эвакуировали в Ирбит, где с февраля 1942 г. выпуск возобновился.
Несмотря на тяжелое военное положение, на мотозаводе работали над созданием нового, более совершенного двигателя. Он был готов в 1943 году.
Основные изменения в новом моторе:
Кстати, в архивных документах указано, что донором для нового мотора была модель БМВ Р-51. Но, скорее всего, это просто опечатка.
Создавая новый двигатель, конструкторы не думали о каких-то там спортивных достижениях. В их задачу входило внедрение более мощного мотора для военного мотоцикла.
В 1945 году в Ирбите изготовили опытный гражданский М-75. В серию модель не пошла, но работы продолжались, уже направленные в спортивное русло.
Примерно в это же время была создана модель М-80.
Ранние спортивные М-75 кроме двигателя не отличались от серийных М-72 внешне и технически.
Особенности модели:
Некоторые мотоциклы гонщики дорабатывали самостоятельно. В результате незначительных изменений в конструкции, например, передаточных отношений в КПП, удавалось поднять мощность до 44 л. с.
Мотоцикл старались максимально облегчить. От грязевых крыльев отказываться не стали, но сделали их более узкими. Багажник не устанавливался. Некоторые гонщики даже снимали кикстартер для облегчения конструкции мотоцикла.
В Серпухове во ВНИИ дорабатывали серийные М-75, ориентируясь на отзывы гонщиков и результаты соревнований. За счет повышения степени сжатия и изменения фаз газораспределения, удалось добиться средней мощности в 40 л. с. Эти мотоциклы среди гонщиков негласно назывались М-76.
Сколько именно выпущено доработанных экземпляров в Серпухове, сейчас неизвестно, но их вряд ли было более десяти штук.
Проанализировав опыт коллег из Серпухова, инженеры Ирбитского мотозавода взялись за штатную доработку своей спортивной модели. Двухколесная машина была основательно модернизирована, получив новый индекс – М-75М.
Производитель серьезно поработал над двигателем. Самое первое, что было сделано – это отказ от кикстартера. Систему зажигания подключили напрямую от магнето. Мотоциклы выпускались и распределялись между спортивными организациями, а работы над усовершенствованиями продолжались.
Известные советские мотогонщики иногда сетовали, что двигатели М-75 имеют одну серьезную конструкторскую недоработку – под максимальной нагрузкой цилиндры отрывались от картера и улетали в стороны.
От этого недостатка было решено избавиться. В результате цилиндры заменили на алюминиевые с запрессованной гильзой из чугуна с особым составом. Этот материал мог расширяться. От «полетов» цилиндров удалось избавиться за счет длинных сквозных шпилек анкерного типа.
Шатуны и коленвал на мотоцикле М-75 использовались штатные от модели М-72. Для нового мотоцикла было решено ставить нижние головки шатунов усиленного типа, а остальные детали тщательно полировать. Тарелки клапанов увеличились с 38 до 40 мм, впускные и выпускные каналы пришлось расширить.
Нужно понимать, что полноценно серийными мотоциклы М-75М считать нельзя, как и его предшественника. Эти модели собирались на стапеле и в их конструкцию постоянно вносились улучшения. Задачи снизить себестоимость никогда не стояло – эти мотоциклы должны были побеждать! Плюс сами гонщики обычно дорабатывали свою технику в соответствии со своими особенностями и привычками.
Тормозную систему со временем серьезно изменили – от стандартных колес М-72 отказались. Барабаны получили охлаждающие ребра и перфорацию. Отверстия прикрыли стальной сеткой. Тормозные колодки расширили. Останавливаться техника стала лучше, в независимости от нагрева в процессе соревнований.
Остальные узлы мотоцикла М-75М тоже доработали, в основном это выражалось в их усилении. В системе питания появились новые карбюраторы – это были К-95, потом К-97. За счёт этого скорость удалось поднять, одновременно снизив расход топлива.
Рама на М-75 изначально использовалась от серийных «колясычей» М-72 без доработок. Модернизированный мотоцикл получил переработанную конструкцию. Сначала ее облегчили, потом начали изготавливать из круглых труб повышенной прочности.
Судя по воспоминаниям советских гонщиков, главным минусом М-75М считался небольшой топливный бак.
Если М-75 был обычной доработкой серийной дорожной модели, то М-75М, особенно поздних годов выпуска – это специфический спортивный мотоцикл.
В 1954 году на соревнованиях дебютировал М-77. Он стал дальнейшим развитием моделей Ирбитского мотозавода. Двигатель был доработан и развивал от 45 до 50 л. с. Модель выпускалась до 1959 года.
Но М-77 стал последним спортивным мотоциклом в классе 750 см3. Всего их было выпущено около 65 экземпляров. Они считаются лучшими и самыми совершенными в серии, так оно и есть.
Приобрести спортивный мотоцикл из СССР, когда-то выступавший в советских кольцевых гонках в классе 750 см3 практически невозможно. Они остались только в музеях, есть вероятность, что и в некоторых частных коллекциях.
Но если напрячь память, не придут ли на ум действительно спортивные модели советских мотоциклов? Например, Иж Планета Спорт? А сколько было кроссовых байков минского и ижевского мотозаводов?
Делали спортивные мотоциклы и в Ирбите, причем они в свое время считались самыми мощными и скоростными в СССР. И отечественные гонщики даже побеждали на них в международных состязаниях! Сегодня мы расскажем про самый именитый советский спортивный мотоцикл – М-75М.
Довоенная история
Первые специализированные модели для состязаний в СССР появились в начале 1930-х годов. Собирали их энтузиасты, потом гонщики дорабатывали серийные модели, ориентируясь на свои потребности.
Легкие спортивные модели делали на базе Иж-7. Фото: Youtube.com
Одними из первых спортивные штучные байки начали выпускать на Таганрогском инструментальном заводе имени Сталина. Эти модели назывались ТИЗ. В Ленинграде сделали свой байк – С-1, а в Ижевске собрали несколько образцов на базе Иж-7 и 8.
Направление спортивных двухколесных моделей в СССР считали перспективным, мотоспорт развивался, и к началу 1940-х годов советские спортсмены-гонщики добились высоких успехов.
Но самым лучшим байком в СССР считался М-72, созданный на основе немецкой модели BMW R71. В конце 1930-х Советский Союз с трудом приобрел несколько мотоциклов из Германии через подставную фирму из Швейцарии. Создавать свою копию пришлось без документации – немцы наотрез отказались сотрудничать и передавать свои разработки.
Основное назначение М-72 – это использование его в качестве военной техники.
Разработка нового двигателя
До ноября 1941 года московский мотозавод делал тяжелые модели с коляской для Красной Армии. Потом производство эвакуировали в Ирбит, где с февраля 1942 г. выпуск возобновился.
Один из поздних И-72. Именно они стали шасси для спортивных модификаций. Фото: Youtube.com
Несмотря на тяжелое военное положение, на мотозаводе работали над созданием нового, более совершенного двигателя. Он был готов в 1943 году.
Основные изменения в новом моторе:
- ? Цилиндры и клапана от BMW R75
- ? Повышение мощности до 28 л. с.
Кстати, в архивных документах указано, что донором для нового мотора была модель БМВ Р-51. Но, скорее всего, это просто опечатка.
Создавая новый двигатель, конструкторы не думали о каких-то там спортивных достижениях. В их задачу входило внедрение более мощного мотора для военного мотоцикла.
В 1945 году в Ирбите изготовили опытный гражданский М-75. В серию модель не пошла, но работы продолжались, уже направленные в спортивное русло.
Обычный М-75, но уже спортивная модификация. Фото: Youtube.com
Примерно в это же время была создана модель М-80.
Особенности М-75
Ранние спортивные М-75 кроме двигателя не отличались от серийных М-72 внешне и технически.
Особенности модели:
- ? Верхнеклапанные головы цилиндров
- ? Мощность 35 л. с.
- ? Новые алюминиевые карбюраторы
- ? Отсутствие воздушного фильтра и светоприборов
- ? Другие системы смазки и зажигания
Некоторые мотоциклы гонщики дорабатывали самостоятельно. В результате незначительных изменений в конструкции, например, передаточных отношений в КПП, удавалось поднять мощность до 44 л. с.
Мотоцикл старались максимально облегчить. От грязевых крыльев отказываться не стали, но сделали их более узкими. Багажник не устанавливался. Некоторые гонщики даже снимали кикстартер для облегчения конструкции мотоцикла.
Модель выпускалась до 1951 гг. Тираж был минимальным – в среднем по 12 экземпляров в год.
В Серпухове во ВНИИ дорабатывали серийные М-75, ориентируясь на отзывы гонщиков и результаты соревнований. За счет повышения степени сжатия и изменения фаз газораспределения, удалось добиться средней мощности в 40 л. с. Эти мотоциклы среди гонщиков негласно назывались М-76.
Красавец и музейная редкость – М-75М. Фото: Youtube.com
Сколько именно выпущено доработанных экземпляров в Серпухове, сейчас неизвестно, но их вряд ли было более десяти штук.
Модифицированная версия М-75М
Проанализировав опыт коллег из Серпухова, инженеры Ирбитского мотозавода взялись за штатную доработку своей спортивной модели. Двухколесная машина была основательно модернизирована, получив новый индекс – М-75М.
Производитель серьезно поработал над двигателем. Самое первое, что было сделано – это отказ от кикстартера. Систему зажигания подключили напрямую от магнето. Мотоциклы выпускались и распределялись между спортивными организациями, а работы над усовершенствованиями продолжались.
Известные советские мотогонщики иногда сетовали, что двигатели М-75 имеют одну серьезную конструкторскую недоработку – под максимальной нагрузкой цилиндры отрывались от картера и улетали в стороны.
От этого недостатка было решено избавиться. В результате цилиндры заменили на алюминиевые с запрессованной гильзой из чугуна с особым составом. Этот материал мог расширяться. От «полетов» цилиндров удалось избавиться за счет длинных сквозных шпилек анкерного типа.
Шатуны и коленвал на мотоцикле М-75 использовались штатные от модели М-72. Для нового мотоцикла было решено ставить нижние головки шатунов усиленного типа, а остальные детали тщательно полировать. Тарелки клапанов увеличились с 38 до 40 мм, впускные и выпускные каналы пришлось расширить.
Обратите внимание на двигатель! Фото: Youtube.com
Нужно понимать, что полноценно серийными мотоциклы М-75М считать нельзя, как и его предшественника. Эти модели собирались на стапеле и в их конструкцию постоянно вносились улучшения. Задачи снизить себестоимость никогда не стояло – эти мотоциклы должны были побеждать! Плюс сами гонщики обычно дорабатывали свою технику в соответствии со своими особенностями и привычками.
Тормозную систему со временем серьезно изменили – от стандартных колес М-72 отказались. Барабаны получили охлаждающие ребра и перфорацию. Отверстия прикрыли стальной сеткой. Тормозные колодки расширили. Останавливаться техника стала лучше, в независимости от нагрева в процессе соревнований.
Остальные узлы мотоцикла М-75М тоже доработали, в основном это выражалось в их усилении. В системе питания появились новые карбюраторы – это были К-95, потом К-97. За счёт этого скорость удалось поднять, одновременно снизив расход топлива.
Рама на М-75 изначально использовалась от серийных «колясычей» М-72 без доработок. Модернизированный мотоцикл получил переработанную конструкцию. Сначала ее облегчили, потом начали изготавливать из круглых труб повышенной прочности.
М-77 – лучший мотоцикл в серии! Фото: Youtube.com
Судя по воспоминаниям советских гонщиков, главным минусом М-75М считался небольшой топливный бак.
Если М-75 был обычной доработкой серийной дорожной модели, то М-75М, особенно поздних годов выпуска – это специфический спортивный мотоцикл.
М-77
В 1954 году на соревнованиях дебютировал М-77. Он стал дальнейшим развитием моделей Ирбитского мотозавода. Двигатель был доработан и развивал от 45 до 50 л. с. Модель выпускалась до 1959 года.
Но М-77 стал последним спортивным мотоциклом в классе 750 см3. Всего их было выпущено около 65 экземпляров. Они считаются лучшими и самыми совершенными в серии, так оно и есть.
Приобрести спортивный мотоцикл из СССР, когда-то выступавший в советских кольцевых гонках в классе 750 см3 практически невозможно. Они остались только в музеях, есть вероятность, что и в некоторых частных коллекциях.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....