Казалось бы: о самолете все забыли. Но нет! О F-15F вспомнили в 90-х. Компания HOAC AG (теперь это всем хорошо знакомая Diamond Aircraft) решила возродить самолет в новом виде под названием Excflibur. «Новинка» «засветилась» на Парижском авиасалоне в 1995-м году и вызвала интерес у посетителей.
О конструкции самолета
Фюзеляж клепаный, цельнометаллический, из дюраля, содержит большое количество штампованных элементов. По форме – полумонокок с обшивкой из тонких листов, стрингеров и шпангоутов. Основные технические характеристики:
✅ размах крыльев – 9,9 м
✅ длина, высота – 7,5 и 2,8 м
✅ силовая установка – двигатель Lycoming O-360-A1A в 180 л. с.
✅ максимальная, крейсерская скорость – 310 и 250 км/ч
✅ масса пустого и наибольшая – 695 и 1150 кг
✅ потолок и дальность – 5,18 и 1600 км
Управляет машиной один пилот. Есть второе место для пассажира или обучаемого курсанта и еще одно. Основное достоинство самолета – цельнометаллический фюзеляж с крыльями и хвостовым оперением.
![«Сапсан» F15F: от Италии до России](/uploads/posts/2023-10/2023-10-05_10-02-05.jpg)
Плюс, простота в эксплуатации, обслуживании и высокий запас прочности. К тому же машина получилась достаточно легкой.
F15F в России
Было решено организовать производство трехместного самолета: подрядчиком австрийская фирма выбрала Нижегородский завод «Сокол». Машина получила соответствующее название – «Сапсан». Работам был дан бурный старт. Первый полет состоялся 18.06.2012.
![](/uploads/posts/2023-10/2023-10-05_10-03-47.jpg)
Но внезапно заказчик перестал финансировать проект. В результате российский завод остался как бы у разбитого корыта: а ведь уже заготовлено 30 планеров. При этом несколько самолетов были построены полностью…
Вторая «жизнь» F15F
Машина не осталась без внимания: ей заинтересовалось НАО – «Нижегородское авиационное общество», куда входило несколько российских фирм. Производство самолета возобновили, провели ребрендинг под руководством дизайнера Бутысина А. Он предложил другое название – Avantis. Производство решили организовать в Минеральных Водах. Все изготовленные в Нижнем Новгороде планеры выкупили и один из них подготовили к участию на выставке МАКС 2009.
![](/uploads/posts/2023-10/2023-10-05_10-11-34.jpg)
Самолет заинтересовал посетителей: не только обычные зрители, но и профессионалы обратили на него внимание. В последнем случае это Бугурусланское, Ульяновское летные училища, а также МЧС РФ. Предполагалось, что машину доведут до соответствия сертификационным требованиям АП-23. Но разногласия участников проекта в то время не позволили это сделать.
Что в итоге
Официально построено четыре самолета «Сапсан». Пара из них – на Украине, столько же – в Объединенных Арабских Эмиратах. Однако, если посмотреть на машины, принимавшие участие на авиашоу МАКС 2009, 2013 и 2015, отчетливо виден российский флаг на хвосте. Скорее всего, завод продолжал тогда производство воздушных судов.
![](/uploads/posts/2023-10/2023-10-05_10-06-25.jpg)
Проект переформатировали и выпуском легкомоторного самолета Avantis одно время занималась компания «ПромАвиа» (зарегистрирована 26 марта 2008 года) из Нижнего Новгорода. Однако в настоящий момент официальный сайт этого ООО «временно не работает». Интересно, кому сегодня принадлежат права на эту удачную конструкцию? Вопрос риторический…