«Сапсан» F15F: от Италии до России
4 912

«Сапсан» F15F: от Италии до России

У этого легкомоторного самолета длинная и интересная история. Сам он «родом» из Италии. Автором конструкции является Стелио Фрати. На основе первой модели (поднялась в небо еще в 1959-м году) в 1970-х была создана линейка воздушных судов F-15 Piccho, что в переводе значит «Дятел». Первые версии самолета имели деревянный корпус, обшитый дюралюминиевыми листами. Машины совершенствовались, и последняя модель F15F получила название «Дельфин». Попытки продвинуть машину на рынке провалились и проект прикрыли.


Казалось бы: о самолете все забыли. Но нет! О F-15F вспомнили в 90-х. Компания HOAC AG (теперь это всем хорошо знакомая Diamond Aircraft) решила возродить самолет в новом виде под названием Excflibur. «Новинка» «засветилась» на Парижском авиасалоне в 1995-м году и вызвала интерес у посетителей.

О конструкции самолета


Фюзеляж клепаный, цельнометаллический, из дюраля, содержит большое количество штампованных элементов. По форме – полумонокок с обшивкой из тонких листов, стрингеров и шпангоутов. Основные технические характеристики:

✅ размах крыльев – 9,9 м
✅ длина, высота – 7,5 и 2,8 м
✅ силовая установка – двигатель Lycoming O-360-A1A в 180 л. с.
✅ максимальная, крейсерская скорость – 310 и 250 км/ч
✅ масса пустого и наибольшая – 695 и 1150 кг
✅ потолок и дальность – 5,18 и 1600 км

Управляет машиной один пилот. Есть второе место для пассажира или обучаемого курсанта и еще одно. Основное достоинство самолета – цельнометаллический фюзеляж с крыльями и хвостовым оперением.

«Сапсан» F15F: от Италии до РоссииУ самолета – трехместная кабина. Фото: YouTube.com

Плюс, простота в эксплуатации, обслуживании и высокий запас прочности. К тому же машина получилась достаточно легкой.


F15F в России


Было решено организовать производство трехместного самолета: подрядчиком австрийская фирма выбрала Нижегородский завод «Сокол». Машина получила соответствующее название – «Сапсан». Работам был дан бурный старт. Первый полет состоялся 18.06.2012.

«Сапсан» на первом испытательном полете. Фото: YouTube.com

Но внезапно заказчик перестал финансировать проект. В результате российский завод остался как бы у разбитого корыта: а ведь уже заготовлено 30 планеров. При этом несколько самолетов были построены полностью…

Вторая «жизнь» F15F


Машина не осталась без внимания: ей заинтересовалось НАО – «Нижегородское авиационное общество», куда входило несколько российских фирм. Производство самолета возобновили, провели ребрендинг под руководством дизайнера Бутысина А. Он предложил другое название – Avantis. Производство решили организовать в Минеральных Водах. Все изготовленные в Нижнем Новгороде планеры выкупили и один из них подготовили к участию на выставке МАКС 2009.

На авиашоу МАКС 2015. Фото: YouTube.com

Самолет заинтересовал посетителей: не только обычные зрители, но и профессионалы обратили на него внимание. В последнем случае это Бугурусланское, Ульяновское летные училища, а также МЧС РФ. Предполагалось, что машину доведут до соответствия сертификационным требованиям АП-23. Но разногласия участников проекта в то время не позволили это сделать.

Что в итоге


Официально построено четыре самолета «Сапсан». Пара из них – на Украине, столько же – в Объединенных Арабских Эмиратах. Однако, если посмотреть на машины, принимавшие участие на авиашоу МАКС 2009, 2013 и 2015, отчетливо виден российский флаг на хвосте. Скорее всего, завод продолжал тогда производство воздушных судов.

На самолете виден российский флаг. Фото: YouTube.com

Проект переформатировали и выпуском легкомоторного самолета Avantis одно время занималась компания «ПромАвиа» (зарегистрирована 26 марта 2008 года) из Нижнего Новгорода. Однако в настоящий момент официальный сайт этого ООО «временно не работает». Интересно, кому сегодня принадлежат права на эту удачную конструкцию? Вопрос риторический…
А вы что думаете о «Сапсан» F15F?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....