
«Сапсан» F15F: от Италии до России
У этого легкомоторного самолета длинная и интересная история. Сам он «родом» из Италии. Автором конструкции является Стелио Фрати. На основе первой модели (поднялась в небо еще в 1959-м году) в 1970-х была создана линейка воздушных судов F-15 Piccho, что в переводе значит «Дятел». Первые версии самолета имели деревянный корпус, обшитый дюралюминиевыми листами. Машины совершенствовались, и последняя модель F15F получила название «Дельфин». Попытки продвинуть машину на рынке провалились и проект прикрыли.
Казалось бы: о самолете все забыли. Но нет! О F-15F вспомнили в 90-х. Компания HOAC AG (теперь это всем хорошо знакомая Diamond Aircraft) решила возродить самолет в новом виде под названием Excflibur. «Новинка» «засветилась» на Парижском авиасалоне в 1995-м году и вызвала интерес у посетителей.
Фюзеляж клепаный, цельнометаллический, из дюраля, содержит большое количество штампованных элементов. По форме – полумонокок с обшивкой из тонких листов, стрингеров и шпангоутов. Основные технические характеристики:
✅ размах крыльев – 9,9 м
✅ длина, высота – 7,5 и 2,8 м
✅ силовая установка – двигатель Lycoming O-360-A1A в 180 л. с.
✅ максимальная, крейсерская скорость – 310 и 250 км/ч
✅ масса пустого и наибольшая – 695 и 1150 кг
✅ потолок и дальность – 5,18 и 1600 км
Управляет машиной один пилот. Есть второе место для пассажира или обучаемого курсанта и еще одно. Основное достоинство самолета – цельнометаллический фюзеляж с крыльями и хвостовым оперением.
У самолета – трехместная кабина. Фото: YouTube.com
Плюс, простота в эксплуатации, обслуживании и высокий запас прочности. К тому же машина получилась достаточно легкой.
Было решено организовать производство трехместного самолета: подрядчиком австрийская фирма выбрала Нижегородский завод «Сокол». Машина получила соответствующее название – «Сапсан». Работам был дан бурный старт. Первый полет состоялся 18.06.2012.
«Сапсан» на первом испытательном полете. Фото: YouTube.com
Но внезапно заказчик перестал финансировать проект. В результате российский завод остался как бы у разбитого корыта: а ведь уже заготовлено 30 планеров. При этом несколько самолетов были построены полностью…
Машина не осталась без внимания: ей заинтересовалось НАО – «Нижегородское авиационное общество», куда входило несколько российских фирм. Производство самолета возобновили, провели ребрендинг под руководством дизайнера Бутысина А. Он предложил другое название – Avantis. Производство решили организовать в Минеральных Водах. Все изготовленные в Нижнем Новгороде планеры выкупили и один из них подготовили к участию на выставке МАКС 2009.
На авиашоу МАКС 2015. Фото: YouTube.com
Самолет заинтересовал посетителей: не только обычные зрители, но и профессионалы обратили на него внимание. В последнем случае это Бугурусланское, Ульяновское летные училища, а также МЧС РФ. Предполагалось, что машину доведут до соответствия сертификационным требованиям АП-23. Но разногласия участников проекта в то время не позволили это сделать.
Официально построено четыре самолета «Сапсан». Пара из них – на Украине, столько же – в Объединенных Арабских Эмиратах. Однако, если посмотреть на машины, принимавшие участие на авиашоу МАКС 2009, 2013 и 2015, отчетливо виден российский флаг на хвосте. Скорее всего, завод продолжал тогда производство воздушных судов.
На самолете виден российский флаг. Фото: YouTube.com
Проект переформатировали и выпуском легкомоторного самолета Avantis одно время занималась компания «ПромАвиа» (зарегистрирована 26 марта 2008 года) из Нижнего Новгорода. Однако в настоящий момент официальный сайт этого ООО «временно не работает». Интересно, кому сегодня принадлежат права на эту удачную конструкцию? Вопрос риторический…
Казалось бы: о самолете все забыли. Но нет! О F-15F вспомнили в 90-х. Компания HOAC AG (теперь это всем хорошо знакомая Diamond Aircraft) решила возродить самолет в новом виде под названием Excflibur. «Новинка» «засветилась» на Парижском авиасалоне в 1995-м году и вызвала интерес у посетителей.
О конструкции самолета
Фюзеляж клепаный, цельнометаллический, из дюраля, содержит большое количество штампованных элементов. По форме – полумонокок с обшивкой из тонких листов, стрингеров и шпангоутов. Основные технические характеристики:
✅ размах крыльев – 9,9 м
✅ длина, высота – 7,5 и 2,8 м
✅ силовая установка – двигатель Lycoming O-360-A1A в 180 л. с.
✅ максимальная, крейсерская скорость – 310 и 250 км/ч
✅ масса пустого и наибольшая – 695 и 1150 кг
✅ потолок и дальность – 5,18 и 1600 км
Управляет машиной один пилот. Есть второе место для пассажира или обучаемого курсанта и еще одно. Основное достоинство самолета – цельнометаллический фюзеляж с крыльями и хвостовым оперением.

Плюс, простота в эксплуатации, обслуживании и высокий запас прочности. К тому же машина получилась достаточно легкой.
F15F в России
Было решено организовать производство трехместного самолета: подрядчиком австрийская фирма выбрала Нижегородский завод «Сокол». Машина получила соответствующее название – «Сапсан». Работам был дан бурный старт. Первый полет состоялся 18.06.2012.

Но внезапно заказчик перестал финансировать проект. В результате российский завод остался как бы у разбитого корыта: а ведь уже заготовлено 30 планеров. При этом несколько самолетов были построены полностью…
Вторая «жизнь» F15F
Машина не осталась без внимания: ей заинтересовалось НАО – «Нижегородское авиационное общество», куда входило несколько российских фирм. Производство самолета возобновили, провели ребрендинг под руководством дизайнера Бутысина А. Он предложил другое название – Avantis. Производство решили организовать в Минеральных Водах. Все изготовленные в Нижнем Новгороде планеры выкупили и один из них подготовили к участию на выставке МАКС 2009.

Самолет заинтересовал посетителей: не только обычные зрители, но и профессионалы обратили на него внимание. В последнем случае это Бугурусланское, Ульяновское летные училища, а также МЧС РФ. Предполагалось, что машину доведут до соответствия сертификационным требованиям АП-23. Но разногласия участников проекта в то время не позволили это сделать.
Что в итоге
Официально построено четыре самолета «Сапсан». Пара из них – на Украине, столько же – в Объединенных Арабских Эмиратах. Однако, если посмотреть на машины, принимавшие участие на авиашоу МАКС 2009, 2013 и 2015, отчетливо виден российский флаг на хвосте. Скорее всего, завод продолжал тогда производство воздушных судов.

Проект переформатировали и выпуском легкомоторного самолета Avantis одно время занималась компания «ПромАвиа» (зарегистрирована 26 марта 2008 года) из Нижнего Новгорода. Однако в настоящий момент официальный сайт этого ООО «временно не работает». Интересно, кому сегодня принадлежат права на эту удачную конструкцию? Вопрос риторический…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....