«Сапсан» F15F: от Италии до России
У этого легкомоторного самолета длинная и интересная история. Сам он «родом» из Италии. Автором конструкции является Стелио Фрати. На основе первой модели (поднялась в небо еще в 1959-м году) в 1970-х была создана линейка воздушных судов F-15 Piccho, что в переводе значит «Дятел». Первые версии самолета имели деревянный корпус, обшитый дюралюминиевыми листами. Машины совершенствовались, и последняя модель F15F получила название «Дельфин». Попытки продвинуть машину на рынке провалились и проект прикрыли.
Казалось бы: о самолете все забыли. Но нет! О F-15F вспомнили в 90-х. Компания HOAC AG (теперь это всем хорошо знакомая Diamond Aircraft) решила возродить самолет в новом виде под названием Excflibur. «Новинка» «засветилась» на Парижском авиасалоне в 1995-м году и вызвала интерес у посетителей.
Фюзеляж клепаный, цельнометаллический, из дюраля, содержит большое количество штампованных элементов. По форме – полумонокок с обшивкой из тонких листов, стрингеров и шпангоутов. Основные технические характеристики:
✅ размах крыльев – 9,9 м
✅ длина, высота – 7,5 и 2,8 м
✅ силовая установка – двигатель Lycoming O-360-A1A в 180 л. с.
✅ максимальная, крейсерская скорость – 310 и 250 км/ч
✅ масса пустого и наибольшая – 695 и 1150 кг
✅ потолок и дальность – 5,18 и 1600 км
Управляет машиной один пилот. Есть второе место для пассажира или обучаемого курсанта и еще одно. Основное достоинство самолета – цельнометаллический фюзеляж с крыльями и хвостовым оперением.
Плюс, простота в эксплуатации, обслуживании и высокий запас прочности. К тому же машина получилась достаточно легкой.
Было решено организовать производство трехместного самолета: подрядчиком австрийская фирма выбрала Нижегородский завод «Сокол». Машина получила соответствующее название – «Сапсан». Работам был дан бурный старт. Первый полет состоялся 18.06.2012.
Но внезапно заказчик перестал финансировать проект. В результате российский завод остался как бы у разбитого корыта: а ведь уже заготовлено 30 планеров. При этом несколько самолетов были построены полностью…
Машина не осталась без внимания: ей заинтересовалось НАО – «Нижегородское авиационное общество», куда входило несколько российских фирм. Производство самолета возобновили, провели ребрендинг под руководством дизайнера Бутысина А. Он предложил другое название – Avantis. Производство решили организовать в Минеральных Водах. Все изготовленные в Нижнем Новгороде планеры выкупили и один из них подготовили к участию на выставке МАКС 2009.
Самолет заинтересовал посетителей: не только обычные зрители, но и профессионалы обратили на него внимание. В последнем случае это Бугурусланское, Ульяновское летные училища, а также МЧС РФ. Предполагалось, что машину доведут до соответствия сертификационным требованиям АП-23. Но разногласия участников проекта в то время не позволили это сделать.
Официально построено четыре самолета «Сапсан». Пара из них – на Украине, столько же – в Объединенных Арабских Эмиратах. Однако, если посмотреть на машины, принимавшие участие на авиашоу МАКС 2009, 2013 и 2015, отчетливо виден российский флаг на хвосте. Скорее всего, завод продолжал тогда производство воздушных судов.
Проект переформатировали и выпуском легкомоторного самолета Avantis одно время занималась компания «ПромАвиа» (зарегистрирована 26 марта 2008 года) из Нижнего Новгорода. Однако в настоящий момент официальный сайт этого ООО «временно не работает». Интересно, кому сегодня принадлежат права на эту удачную конструкцию? Вопрос риторический…
Казалось бы: о самолете все забыли. Но нет! О F-15F вспомнили в 90-х. Компания HOAC AG (теперь это всем хорошо знакомая Diamond Aircraft) решила возродить самолет в новом виде под названием Excflibur. «Новинка» «засветилась» на Парижском авиасалоне в 1995-м году и вызвала интерес у посетителей.
О конструкции самолета
Фюзеляж клепаный, цельнометаллический, из дюраля, содержит большое количество штампованных элементов. По форме – полумонокок с обшивкой из тонких листов, стрингеров и шпангоутов. Основные технические характеристики:
✅ размах крыльев – 9,9 м
✅ длина, высота – 7,5 и 2,8 м
✅ силовая установка – двигатель Lycoming O-360-A1A в 180 л. с.
✅ максимальная, крейсерская скорость – 310 и 250 км/ч
✅ масса пустого и наибольшая – 695 и 1150 кг
✅ потолок и дальность – 5,18 и 1600 км
Управляет машиной один пилот. Есть второе место для пассажира или обучаемого курсанта и еще одно. Основное достоинство самолета – цельнометаллический фюзеляж с крыльями и хвостовым оперением.
У самолета – трехместная кабина. Фото: YouTube.com
Плюс, простота в эксплуатации, обслуживании и высокий запас прочности. К тому же машина получилась достаточно легкой.
F15F в России
Было решено организовать производство трехместного самолета: подрядчиком австрийская фирма выбрала Нижегородский завод «Сокол». Машина получила соответствующее название – «Сапсан». Работам был дан бурный старт. Первый полет состоялся 18.06.2012.
«Сапсан» на первом испытательном полете. Фото: YouTube.com
Но внезапно заказчик перестал финансировать проект. В результате российский завод остался как бы у разбитого корыта: а ведь уже заготовлено 30 планеров. При этом несколько самолетов были построены полностью…
Вторая «жизнь» F15F
Машина не осталась без внимания: ей заинтересовалось НАО – «Нижегородское авиационное общество», куда входило несколько российских фирм. Производство самолета возобновили, провели ребрендинг под руководством дизайнера Бутысина А. Он предложил другое название – Avantis. Производство решили организовать в Минеральных Водах. Все изготовленные в Нижнем Новгороде планеры выкупили и один из них подготовили к участию на выставке МАКС 2009.
На авиашоу МАКС 2015. Фото: YouTube.com
Самолет заинтересовал посетителей: не только обычные зрители, но и профессионалы обратили на него внимание. В последнем случае это Бугурусланское, Ульяновское летные училища, а также МЧС РФ. Предполагалось, что машину доведут до соответствия сертификационным требованиям АП-23. Но разногласия участников проекта в то время не позволили это сделать.
Что в итоге
Официально построено четыре самолета «Сапсан». Пара из них – на Украине, столько же – в Объединенных Арабских Эмиратах. Однако, если посмотреть на машины, принимавшие участие на авиашоу МАКС 2009, 2013 и 2015, отчетливо виден российский флаг на хвосте. Скорее всего, завод продолжал тогда производство воздушных судов.
На самолете виден российский флаг. Фото: YouTube.com
Проект переформатировали и выпуском легкомоторного самолета Avantis одно время занималась компания «ПромАвиа» (зарегистрирована 26 марта 2008 года) из Нижнего Новгорода. Однако в настоящий момент официальный сайт этого ООО «временно не работает». Интересно, кому сегодня принадлежат права на эту удачную конструкцию? Вопрос риторический…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....