
«Сапсан» F15F: от Италии до России
У этого легкомоторного самолета длинная и интересная история. Сам он «родом» из Италии. Автором конструкции является Стелио Фрати. На основе первой модели (поднялась в небо еще в 1959-м году) в 1970-х была создана линейка воздушных судов F-15 Piccho, что в переводе значит «Дятел». Первые версии самолета имели деревянный корпус, обшитый дюралюминиевыми листами. Машины совершенствовались, и последняя модель F15F получила название «Дельфин». Попытки продвинуть машину на рынке провалились и проект прикрыли.
Казалось бы: о самолете все забыли. Но нет! О F-15F вспомнили в 90-х. Компания HOAC AG (теперь это всем хорошо знакомая Diamond Aircraft) решила возродить самолет в новом виде под названием Excflibur. «Новинка» «засветилась» на Парижском авиасалоне в 1995-м году и вызвала интерес у посетителей.
Фюзеляж клепаный, цельнометаллический, из дюраля, содержит большое количество штампованных элементов. По форме – полумонокок с обшивкой из тонких листов, стрингеров и шпангоутов. Основные технические характеристики:
✅ размах крыльев – 9,9 м
✅ длина, высота – 7,5 и 2,8 м
✅ силовая установка – двигатель Lycoming O-360-A1A в 180 л. с.
✅ максимальная, крейсерская скорость – 310 и 250 км/ч
✅ масса пустого и наибольшая – 695 и 1150 кг
✅ потолок и дальность – 5,18 и 1600 км
Управляет машиной один пилот. Есть второе место для пассажира или обучаемого курсанта и еще одно. Основное достоинство самолета – цельнометаллический фюзеляж с крыльями и хвостовым оперением.
У самолета – трехместная кабина. Фото: YouTube.com
Плюс, простота в эксплуатации, обслуживании и высокий запас прочности. К тому же машина получилась достаточно легкой.
Было решено организовать производство трехместного самолета: подрядчиком австрийская фирма выбрала Нижегородский завод «Сокол». Машина получила соответствующее название – «Сапсан». Работам был дан бурный старт. Первый полет состоялся 18.06.2012.
«Сапсан» на первом испытательном полете. Фото: YouTube.com
Но внезапно заказчик перестал финансировать проект. В результате российский завод остался как бы у разбитого корыта: а ведь уже заготовлено 30 планеров. При этом несколько самолетов были построены полностью…
Машина не осталась без внимания: ей заинтересовалось НАО – «Нижегородское авиационное общество», куда входило несколько российских фирм. Производство самолета возобновили, провели ребрендинг под руководством дизайнера Бутысина А. Он предложил другое название – Avantis. Производство решили организовать в Минеральных Водах. Все изготовленные в Нижнем Новгороде планеры выкупили и один из них подготовили к участию на выставке МАКС 2009.
На авиашоу МАКС 2015. Фото: YouTube.com
Самолет заинтересовал посетителей: не только обычные зрители, но и профессионалы обратили на него внимание. В последнем случае это Бугурусланское, Ульяновское летные училища, а также МЧС РФ. Предполагалось, что машину доведут до соответствия сертификационным требованиям АП-23. Но разногласия участников проекта в то время не позволили это сделать.
Официально построено четыре самолета «Сапсан». Пара из них – на Украине, столько же – в Объединенных Арабских Эмиратах. Однако, если посмотреть на машины, принимавшие участие на авиашоу МАКС 2009, 2013 и 2015, отчетливо виден российский флаг на хвосте. Скорее всего, завод продолжал тогда производство воздушных судов.
На самолете виден российский флаг. Фото: YouTube.com
Проект переформатировали и выпуском легкомоторного самолета Avantis одно время занималась компания «ПромАвиа» (зарегистрирована 26 марта 2008 года) из Нижнего Новгорода. Однако в настоящий момент официальный сайт этого ООО «временно не работает». Интересно, кому сегодня принадлежат права на эту удачную конструкцию? Вопрос риторический…
Казалось бы: о самолете все забыли. Но нет! О F-15F вспомнили в 90-х. Компания HOAC AG (теперь это всем хорошо знакомая Diamond Aircraft) решила возродить самолет в новом виде под названием Excflibur. «Новинка» «засветилась» на Парижском авиасалоне в 1995-м году и вызвала интерес у посетителей.
О конструкции самолета
Фюзеляж клепаный, цельнометаллический, из дюраля, содержит большое количество штампованных элементов. По форме – полумонокок с обшивкой из тонких листов, стрингеров и шпангоутов. Основные технические характеристики:
✅ размах крыльев – 9,9 м
✅ длина, высота – 7,5 и 2,8 м
✅ силовая установка – двигатель Lycoming O-360-A1A в 180 л. с.
✅ максимальная, крейсерская скорость – 310 и 250 км/ч
✅ масса пустого и наибольшая – 695 и 1150 кг
✅ потолок и дальность – 5,18 и 1600 км
Управляет машиной один пилот. Есть второе место для пассажира или обучаемого курсанта и еще одно. Основное достоинство самолета – цельнометаллический фюзеляж с крыльями и хвостовым оперением.

Плюс, простота в эксплуатации, обслуживании и высокий запас прочности. К тому же машина получилась достаточно легкой.
F15F в России
Было решено организовать производство трехместного самолета: подрядчиком австрийская фирма выбрала Нижегородский завод «Сокол». Машина получила соответствующее название – «Сапсан». Работам был дан бурный старт. Первый полет состоялся 18.06.2012.

Но внезапно заказчик перестал финансировать проект. В результате российский завод остался как бы у разбитого корыта: а ведь уже заготовлено 30 планеров. При этом несколько самолетов были построены полностью…
Вторая «жизнь» F15F
Машина не осталась без внимания: ей заинтересовалось НАО – «Нижегородское авиационное общество», куда входило несколько российских фирм. Производство самолета возобновили, провели ребрендинг под руководством дизайнера Бутысина А. Он предложил другое название – Avantis. Производство решили организовать в Минеральных Водах. Все изготовленные в Нижнем Новгороде планеры выкупили и один из них подготовили к участию на выставке МАКС 2009.

Самолет заинтересовал посетителей: не только обычные зрители, но и профессионалы обратили на него внимание. В последнем случае это Бугурусланское, Ульяновское летные училища, а также МЧС РФ. Предполагалось, что машину доведут до соответствия сертификационным требованиям АП-23. Но разногласия участников проекта в то время не позволили это сделать.
Что в итоге
Официально построено четыре самолета «Сапсан». Пара из них – на Украине, столько же – в Объединенных Арабских Эмиратах. Однако, если посмотреть на машины, принимавшие участие на авиашоу МАКС 2009, 2013 и 2015, отчетливо виден российский флаг на хвосте. Скорее всего, завод продолжал тогда производство воздушных судов.

Проект переформатировали и выпуском легкомоторного самолета Avantis одно время занималась компания «ПромАвиа» (зарегистрирована 26 марта 2008 года) из Нижнего Новгорода. Однако в настоящий момент официальный сайт этого ООО «временно не работает». Интересно, кому сегодня принадлежат права на эту удачную конструкцию? Вопрос риторический…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Полиция России взяла на вооружение «распиленные» Lada Niva Kub
Удлиненные фургоны уже участвуют в патрулировании улиц. Первые машины поступили в две области РФ....

Нижегородский тягач получит российский двигатель вместо китайского
Наш мотор развивает 3000 Н*м крутящего момента. Его мощность на 150 л. с. больше, чем у китайского ДВС....

Исторический момент – первый импортозамещенный МС-21 собран
До серийного производства остался лишь один шаг. Также появилась информация касательно степени прохождения испытаний и сертификации лайнеров SJ-100 и...

Крупнейший в мире гидроплан совершил свой первый полет
Он прошел с пассажирами на борту в рамках первого этапа летных испытаний Viceroy Seaglider. Более подробно об этом читайте в нашем материале....

Завод Toyota в Шушарах вернется к работе: уже набирают сотрудников
Спустя три года простоя грядет расконсервация. Что там будут выпускать, пока неизвестно....

Почему заработал конвейер BMW в Калининграде
Официальный представитель BMW в России уже выступил с заявлением....

Как и зачем строили Северомуйский тоннель на БАМе
На этот грандиозный проект ушло 26 лет. Но в наши дни одного Северомуйского тоннеля на БАМе стало недостаточно......

В России появился новый отечественный трактор – он пойдет в серию
Внешне техника до боли напоминает Т-150. Только она куда мощнее и современнее....

«ДСТ-Урал» впервые вывел из цеха новый трактор FT-7
Гусеничная техника создана для сельскохозяйственных работ. На борту – дизель ЯМЗ-652....

Мощность нового дизельного двигателя для УАЗа Патриота рассекретили – мнения водителей
Уже никто не скрывает, что мотор от китайского концерна JAC. Обещают до 20% дизельных «Патриков» в линейке....

Оказался дороже и дольше – начался пятый этап производства ЛМС-901 «Байкал»
«Заморозка» теперь точно отменяется. После завершения этого этапа у «Байкала» появится отечественный двигатель и винт. Ускорению способствует Минпромторг....

Самая экономичная модель АВТОВАЗ возвращается в продажу
Запас хода на полных баках достигает отметки в 1000 км. Еще ожидается не менее интересная модификация всеми известной «Весты»....

«Китайцев» уже не берут – когда ждать «нормальные» бренды?
В последнее время все чаще встречаются новости о том, что тот или иной автобренд планирует возвращаться на российских рынок. К примеру, одним из первых об этом...

ГАЗ «Садко 9» выпускают серийно – произведена первая партия
Выпущенные автомобили будут переданы компаниям, занимающимся производством модификационных надстроек. На этих площадках осуществляется монтаж и сертификация...

«Ленинград» и «Сталинград» еще не построены, а уже подорожали на треть
Атомные ледоколы обойдутся еще дороже, чем год назад. На сроки сдачи это не повлияет....

Экономия на дизеле – попытка сохранить средства превратилась в финансовую ловушку
Российские автолюбители предпочитают бензиновые легковые машины. Дизель для них – это однозначная прерогатива грузового транспорта. Там никто не спорит, что...