Ту-155: первый самолет на сжиженном водороде
В 70-х годах весь мир, в т. ч. косвенно и Советский Союз, остро ощущал нехватку нефти: как следствие, разразился энергетический кризис. Тогда, пожалуй, впервые человечество начало понимать: рано или поздно «черное жидкое золото» закончится и что дальше? Правда, как считают геологи, ресурсы природного газа на Земле превышают количество нефти, угля в несколько десятков раз! Но все равно нужно искать иные виды горючего.
Здесь речь пойдет о криогенном (что значит «рожденный холодом») горючем. Его суть в том, что на газ воздействуют чрезвычайно (близкой к абсолютному нулю) низкой температурой, из-за чего он становится жидким. Для проведения эксперимента использовали водород, позже – СПГ.
В семидесятые СССР становится мировым лидером по объемам разведанных запасов «голубого топлива». В это же время стартуют работы, связанные с постройкой пассажирского (в перспективе) воздушного судна с криогенными авиамоторами. Точнее сказать, специально новую машину не делали: использовали серийный Ту-154Б, который соответствующим образом модифицировали. Разработки по созданию криогенного авиамотора вело КБ по двигателестроению (Куйбышев) под началом Кузнецова Н. Д.
Своеобразным толчком к постройке самолета стала разработанная Академией наук СССР программа НИОКР. Ее суть – исследование возможностей использования водорода, как источника энергии, в народном хозяйстве. В авиации программу называли проще – «Холод». В соответствии с ней предполагалась разработка силовых установок, работающих на криогенном горючем.
Еще один «мотив» – ускоряющееся развитие космической промышленности: тогда проектировали «Буран», а у него одна из ступеней ракеты-носителя «питалась» именно криогенным водородом. Постройка Ту-155 стартовала после 1980-го. Подразумевалось, что это будет летающая лаборатория.
Многие считают: водород не «портит» атмосферу. Вопрос спорный. Да, при его сгорании выделяется вода и немного оксида азота. Но как добывают этот газ? В ходе этого процесса возможно загрязнение атмосферы ничуть не меньшее, чем при использовании авиационного керосина.
Ее немного переделали и попутно решили ряд проблем технического характера. В задней части воздушного судна обустроили герметичное отделение, где расположили резервуар под горючее на 20 куб. м. Емкость экранировали с использованием теплоизолирующих материалов и вакуума, чтобы поддерживать температуру жидкого водорода на уровне -253°.
Было бы не совсем верно говорить, что лайнер летал исключительно на жидком водороде. Он использовался только в одном (индекс НК-88) из трех двигателей – правом. Горючее в него подавалось не обычным, а высоконапорным турбированным насосом (подобные применяют в движках для ракет). Два других авиамотора были штатными, от обычного Ту-154Б.
К 1988-му водородный двигатель установили на штатное место, справа. Готовый Ту-155 выкатили из цеха. Испытания прошли удачно и показали, что использование СПГ, если сравнивать с авиакеросином, экономически целесообразно. Ту-155 впервые оторвался от земли 15.04.1988. Командовал экипажем известный на то время летчик-испытатель В. Севанькаев. Первый раз в истории человечества был совершен полет на криогенном горючем. Эксперимент закончился удачно: самолет благополучно приземлился. Правда, экипажу пришлось еще раз «взлететь»: летчиков качали на руках, подбрасывая вверх.
Водород – взрывоопасный газ и после печально известной катастрофы дирижабля «Гинденбург» в 1937-м году человечество относится к нему с недоверием. Такое положение дел длительное время сдерживало развитие криогенной энергетики. Существовал даже термин: «синдром Гиндербурга».
Чтобы обеспечить безопасность в топливном отсеке, из него удалили почти всю электрическую проводку для исключения возможности образования искры. Также была разработана дренажная система, выводящая пары газа подальше от авиадвигателя и источников электроэнергии. Для контроля над работой топливного отсека дополнительно установили свыше тридцати бортовых систем.
Самолет остался тот же, просто в документах его переименовали, что было связано с переоборудованием на более удобное при использовании горючее – сжиженный природный газ, или СПГ. Модифицированный двигатель получил индекс НК-89. Применение водорода сопряжено с рядом проблем. Например, из-за большой взрывоопасности газа на аэродроме требовалось оборудовать специальные хранилища, иметь технику для транспортировки и заправки самолета. Да и стоил водород гораздо дороже, нежели СПГ.
Тем более, что природный газ просто добывали, без вреда для атмосферы. К тому же он хранился и применялся при температуре -160°, а это на сто градусов выше по сравнению с водородом. Если же говорить об авиакеросине, то СПГ выделяет на 15 % энергии больше. На столько же уменьшается расход горючего.
Всего Ту-155 семьдесят раз поднимался в небо. При этом только в пяти экспериментальных полетах роль топлива играл водород: в других случаях – СПГ. В ходе испытаний не наблюдалось ни одного отказа криогенной системы. На альтернативном топливе Ту-155 совершал перелеты из Москвы в Ганновер, Братиславу, Ниццу. Был замечен и еще один плюс: движок внутри и сопло оставались чистыми. Вспомните «классическую» картинку: самолет с керосиновыми авиамоторами, загрязненными копотью!
Если раньше на Западе как-то мало обращали внимания на водородное топливо, то сегодня ситуация иная. Уже достаточно много выпущено автомобилей, использующих альтернативное горючее, построены специальные заправочные станции. Что касается самолетов, то в 2020-м водородный авиадвигатель, разработанный калифорнийской компанией, включен в список лучших изобретений года. Уже создано шестиместное воздушное судно, к 2024-му американцы обещают показать 19-местную модель. А к 2028-му – машину на 50 пассажиров. В ФРГ проводятся испытания пассажирского HY4, двигатели которого частично работают на водороде. Подобные исследования проводят в Японии, КНР.
В Советском Союзе в конце 80-х работы по созданию летательных аппаратов на криогенном горючем велись очень интенсивно: советские специалисты опережали своих конкурентов, как минимум, на десятилетие. Например, был готов проект двухтопливного воздушного судна, летающего на природном газе или керосине. Подобное техническое решение можно было реализовать и в отношении вертолетов. Но развал Союза перечеркнул все планы.
Самолет сохранился чудом: его едва не сожгли при съемке одного из фильмов. Причем, специально, просто для эффектного кадра. Однако машина уцелела и сегодня находится на аэродроме в Жуковском. Правда, водородный двигатель с него сняли. Большинство поклонников советской авиации считают: из Ту-155 необходимо сделать музей, чтобы молодежь видела и гордилась достижениями своей страны.
Здесь речь пойдет о криогенном (что значит «рожденный холодом») горючем. Его суть в том, что на газ воздействуют чрезвычайно (близкой к абсолютному нулю) низкой температурой, из-за чего он становится жидким. Для проведения эксперимента использовали водород, позже – СПГ.
Начало
В семидесятые СССР становится мировым лидером по объемам разведанных запасов «голубого топлива». В это же время стартуют работы, связанные с постройкой пассажирского (в перспективе) воздушного судна с криогенными авиамоторами. Точнее сказать, специально новую машину не делали: использовали серийный Ту-154Б, который соответствующим образом модифицировали. Разработки по созданию криогенного авиамотора вело КБ по двигателестроению (Куйбышев) под началом Кузнецова Н. Д.
Американцы тоже занимались подобным вопросом. Эксперименты (проект Project Bee) проводили еще в 1957-м. Тогда бомбардировщик В-57В с мотором на водороде сумел 20 минут продержаться в воздухе в районе озера Эри.
Своеобразным толчком к постройке самолета стала разработанная Академией наук СССР программа НИОКР. Ее суть – исследование возможностей использования водорода, как источника энергии, в народном хозяйстве. В авиации программу называли проще – «Холод». В соответствии с ней предполагалась разработка силовых установок, работающих на криогенном горючем.
Всего было четыре «Холода»: от первого исследовательского до программы по применению природного сжиженного газа.
Еще один «мотив» – ускоряющееся развитие космической промышленности: тогда проектировали «Буран», а у него одна из ступеней ракеты-носителя «питалась» именно криогенным водородом. Постройка Ту-155 стартовала после 1980-го. Подразумевалось, что это будет летающая лаборатория.
Места для операторов, наблюдающих за работой криогенного двигателя. Фото: YouTube.com
Многие считают: водород не «портит» атмосферу. Вопрос спорный. Да, при его сгорании выделяется вода и немного оксида азота. Но как добывают этот газ? В ходе этого процесса возможно загрязнение атмосферы ничуть не меньшее, чем при использовании авиационного керосина.
Компоновка Ту-155
Ее немного переделали и попутно решили ряд проблем технического характера. В задней части воздушного судна обустроили герметичное отделение, где расположили резервуар под горючее на 20 куб. м. Емкость экранировали с использованием теплоизолирующих материалов и вакуума, чтобы поддерживать температуру жидкого водорода на уровне -253°.
Бак под топливо выглядел именно так: в виде отдельных емкостей. Фото: YouTube.com
Было бы не совсем верно говорить, что лайнер летал исключительно на жидком водороде. Он использовался только в одном (индекс НК-88) из трех двигателей – правом. Горючее в него подавалось не обычным, а высоконапорным турбированным насосом (подобные применяют в движках для ракет). Два других авиамотора были штатными, от обычного Ту-154Б.
Справа – водородный двигатель, от штатного снаружи отличающийся наплывом сверху. Фото: YouTube.com
К 1988-му водородный двигатель установили на штатное место, справа. Готовый Ту-155 выкатили из цеха. Испытания прошли удачно и показали, что использование СПГ, если сравнивать с авиакеросином, экономически целесообразно. Ту-155 впервые оторвался от земли 15.04.1988. Командовал экипажем известный на то время летчик-испытатель В. Севанькаев. Первый раз в истории человечества был совершен полет на криогенном горючем. Эксперимент закончился удачно: самолет благополучно приземлился. Правда, экипажу пришлось еще раз «взлететь»: летчиков качали на руках, подбрасывая вверх.
О безопасности
Водород – взрывоопасный газ и после печально известной катастрофы дирижабля «Гинденбург» в 1937-м году человечество относится к нему с недоверием. Такое положение дел длительное время сдерживало развитие криогенной энергетики. Существовал даже термин: «синдром Гиндербурга».
Противопожарная система. Фото: YouTube.com
Чтобы обеспечить безопасность в топливном отсеке, из него удалили почти всю электрическую проводку для исключения возможности образования искры. Также была разработана дренажная система, выводящая пары газа подальше от авиадвигателя и источников электроэнергии. Для контроля над работой топливного отсека дополнительно установили свыше тридцати бортовых систем.
Проект Ту-156
Самолет остался тот же, просто в документах его переименовали, что было связано с переоборудованием на более удобное при использовании горючее – сжиженный природный газ, или СПГ. Модифицированный двигатель получил индекс НК-89. Применение водорода сопряжено с рядом проблем. Например, из-за большой взрывоопасности газа на аэродроме требовалось оборудовать специальные хранилища, иметь технику для транспортировки и заправки самолета. Да и стоил водород гораздо дороже, нежели СПГ.
Выступ наверху – часть дренажной системы. Фото: YouTube.com
Тем более, что природный газ просто добывали, без вреда для атмосферы. К тому же он хранился и применялся при температуре -160°, а это на сто градусов выше по сравнению с водородом. Если же говорить об авиакеросине, то СПГ выделяет на 15 % энергии больше. На столько же уменьшается расход горючего.
Кабина пилотов выглядела стандартно. Фото: YouTube.com
Всего Ту-155 семьдесят раз поднимался в небо. При этом только в пяти экспериментальных полетах роль топлива играл водород: в других случаях – СПГ. В ходе испытаний не наблюдалось ни одного отказа криогенной системы. На альтернативном топливе Ту-155 совершал перелеты из Москвы в Ганновер, Братиславу, Ниццу. Был замечен и еще один плюс: движок внутри и сопло оставались чистыми. Вспомните «классическую» картинку: самолет с керосиновыми авиамоторами, загрязненными копотью!
Перспективы криогенной авиации
Если раньше на Западе как-то мало обращали внимания на водородное топливо, то сегодня ситуация иная. Уже достаточно много выпущено автомобилей, использующих альтернативное горючее, построены специальные заправочные станции. Что касается самолетов, то в 2020-м водородный авиадвигатель, разработанный калифорнийской компанией, включен в список лучших изобретений года. Уже создано шестиместное воздушное судно, к 2024-му американцы обещают показать 19-местную модель. А к 2028-му – машину на 50 пассажиров. В ФРГ проводятся испытания пассажирского HY4, двигатели которого частично работают на водороде. Подобные исследования проводят в Японии, КНР.
HY4 с гибридным (электричество и водород) двигателем. Фото: YouTube.com
В Советском Союзе в конце 80-х работы по созданию летательных аппаратов на криогенном горючем велись очень интенсивно: советские специалисты опережали своих конкурентов, как минимум, на десятилетие. Например, был готов проект двухтопливного воздушного судна, летающего на природном газе или керосине. Подобное техническое решение можно было реализовать и в отношении вертолетов. Но развал Союза перечеркнул все планы.
Дальнейшая судьба Ту-155
Самолет сохранился чудом: его едва не сожгли при съемке одного из фильмов. Причем, специально, просто для эффектного кадра. Однако машина уцелела и сегодня находится на аэродроме в Жуковском. Правда, водородный двигатель с него сняли. Большинство поклонников советской авиации считают: из Ту-155 необходимо сделать музей, чтобы молодежь видела и гордилась достижениями своей страны.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....