Ту-155: первый самолет на сжиженном водороде
В 70-х годах весь мир, в т. ч. косвенно и Советский Союз, остро ощущал нехватку нефти: как следствие, разразился энергетический кризис. Тогда, пожалуй, впервые человечество начало понимать: рано или поздно «черное жидкое золото» закончится и что дальше? Правда, как считают геологи, ресурсы природного газа на Земле превышают количество нефти, угля в несколько десятков раз! Но все равно нужно искать иные виды горючего.
Здесь речь пойдет о криогенном (что значит «рожденный холодом») горючем. Его суть в том, что на газ воздействуют чрезвычайно (близкой к абсолютному нулю) низкой температурой, из-за чего он становится жидким. Для проведения эксперимента использовали водород, позже – СПГ.
В семидесятые СССР становится мировым лидером по объемам разведанных запасов «голубого топлива». В это же время стартуют работы, связанные с постройкой пассажирского (в перспективе) воздушного судна с криогенными авиамоторами. Точнее сказать, специально новую машину не делали: использовали серийный Ту-154Б, который соответствующим образом модифицировали. Разработки по созданию криогенного авиамотора вело КБ по двигателестроению (Куйбышев) под началом Кузнецова Н. Д.
Своеобразным толчком к постройке самолета стала разработанная Академией наук СССР программа НИОКР. Ее суть – исследование возможностей использования водорода, как источника энергии, в народном хозяйстве. В авиации программу называли проще – «Холод». В соответствии с ней предполагалась разработка силовых установок, работающих на криогенном горючем.
Еще один «мотив» – ускоряющееся развитие космической промышленности: тогда проектировали «Буран», а у него одна из ступеней ракеты-носителя «питалась» именно криогенным водородом. Постройка Ту-155 стартовала после 1980-го. Подразумевалось, что это будет летающая лаборатория.
Многие считают: водород не «портит» атмосферу. Вопрос спорный. Да, при его сгорании выделяется вода и немного оксида азота. Но как добывают этот газ? В ходе этого процесса возможно загрязнение атмосферы ничуть не меньшее, чем при использовании авиационного керосина.
Ее немного переделали и попутно решили ряд проблем технического характера. В задней части воздушного судна обустроили герметичное отделение, где расположили резервуар под горючее на 20 куб. м. Емкость экранировали с использованием теплоизолирующих материалов и вакуума, чтобы поддерживать температуру жидкого водорода на уровне -253°.
Было бы не совсем верно говорить, что лайнер летал исключительно на жидком водороде. Он использовался только в одном (индекс НК-88) из трех двигателей – правом. Горючее в него подавалось не обычным, а высоконапорным турбированным насосом (подобные применяют в движках для ракет). Два других авиамотора были штатными, от обычного Ту-154Б.
К 1988-му водородный двигатель установили на штатное место, справа. Готовый Ту-155 выкатили из цеха. Испытания прошли удачно и показали, что использование СПГ, если сравнивать с авиакеросином, экономически целесообразно. Ту-155 впервые оторвался от земли 15.04.1988. Командовал экипажем известный на то время летчик-испытатель В. Севанькаев. Первый раз в истории человечества был совершен полет на криогенном горючем. Эксперимент закончился удачно: самолет благополучно приземлился. Правда, экипажу пришлось еще раз «взлететь»: летчиков качали на руках, подбрасывая вверх.
Водород – взрывоопасный газ и после печально известной катастрофы дирижабля «Гинденбург» в 1937-м году человечество относится к нему с недоверием. Такое положение дел длительное время сдерживало развитие криогенной энергетики. Существовал даже термин: «синдром Гиндербурга».
Чтобы обеспечить безопасность в топливном отсеке, из него удалили почти всю электрическую проводку для исключения возможности образования искры. Также была разработана дренажная система, выводящая пары газа подальше от авиадвигателя и источников электроэнергии. Для контроля над работой топливного отсека дополнительно установили свыше тридцати бортовых систем.
Самолет остался тот же, просто в документах его переименовали, что было связано с переоборудованием на более удобное при использовании горючее – сжиженный природный газ, или СПГ. Модифицированный двигатель получил индекс НК-89. Применение водорода сопряжено с рядом проблем. Например, из-за большой взрывоопасности газа на аэродроме требовалось оборудовать специальные хранилища, иметь технику для транспортировки и заправки самолета. Да и стоил водород гораздо дороже, нежели СПГ.
Тем более, что природный газ просто добывали, без вреда для атмосферы. К тому же он хранился и применялся при температуре -160°, а это на сто градусов выше по сравнению с водородом. Если же говорить об авиакеросине, то СПГ выделяет на 15 % энергии больше. На столько же уменьшается расход горючего.
Всего Ту-155 семьдесят раз поднимался в небо. При этом только в пяти экспериментальных полетах роль топлива играл водород: в других случаях – СПГ. В ходе испытаний не наблюдалось ни одного отказа криогенной системы. На альтернативном топливе Ту-155 совершал перелеты из Москвы в Ганновер, Братиславу, Ниццу. Был замечен и еще один плюс: движок внутри и сопло оставались чистыми. Вспомните «классическую» картинку: самолет с керосиновыми авиамоторами, загрязненными копотью!
Если раньше на Западе как-то мало обращали внимания на водородное топливо, то сегодня ситуация иная. Уже достаточно много выпущено автомобилей, использующих альтернативное горючее, построены специальные заправочные станции. Что касается самолетов, то в 2020-м водородный авиадвигатель, разработанный калифорнийской компанией, включен в список лучших изобретений года. Уже создано шестиместное воздушное судно, к 2024-му американцы обещают показать 19-местную модель. А к 2028-му – машину на 50 пассажиров. В ФРГ проводятся испытания пассажирского HY4, двигатели которого частично работают на водороде. Подобные исследования проводят в Японии, КНР.
В Советском Союзе в конце 80-х работы по созданию летательных аппаратов на криогенном горючем велись очень интенсивно: советские специалисты опережали своих конкурентов, как минимум, на десятилетие. Например, был готов проект двухтопливного воздушного судна, летающего на природном газе или керосине. Подобное техническое решение можно было реализовать и в отношении вертолетов. Но развал Союза перечеркнул все планы.
Самолет сохранился чудом: его едва не сожгли при съемке одного из фильмов. Причем, специально, просто для эффектного кадра. Однако машина уцелела и сегодня находится на аэродроме в Жуковском. Правда, водородный двигатель с него сняли. Большинство поклонников советской авиации считают: из Ту-155 необходимо сделать музей, чтобы молодежь видела и гордилась достижениями своей страны.
Здесь речь пойдет о криогенном (что значит «рожденный холодом») горючем. Его суть в том, что на газ воздействуют чрезвычайно (близкой к абсолютному нулю) низкой температурой, из-за чего он становится жидким. Для проведения эксперимента использовали водород, позже – СПГ.
Начало
В семидесятые СССР становится мировым лидером по объемам разведанных запасов «голубого топлива». В это же время стартуют работы, связанные с постройкой пассажирского (в перспективе) воздушного судна с криогенными авиамоторами. Точнее сказать, специально новую машину не делали: использовали серийный Ту-154Б, который соответствующим образом модифицировали. Разработки по созданию криогенного авиамотора вело КБ по двигателестроению (Куйбышев) под началом Кузнецова Н. Д.
Американцы тоже занимались подобным вопросом. Эксперименты (проект Project Bee) проводили еще в 1957-м. Тогда бомбардировщик В-57В с мотором на водороде сумел 20 минут продержаться в воздухе в районе озера Эри.
Своеобразным толчком к постройке самолета стала разработанная Академией наук СССР программа НИОКР. Ее суть – исследование возможностей использования водорода, как источника энергии, в народном хозяйстве. В авиации программу называли проще – «Холод». В соответствии с ней предполагалась разработка силовых установок, работающих на криогенном горючем.
Всего было четыре «Холода»: от первого исследовательского до программы по применению природного сжиженного газа.
Еще один «мотив» – ускоряющееся развитие космической промышленности: тогда проектировали «Буран», а у него одна из ступеней ракеты-носителя «питалась» именно криогенным водородом. Постройка Ту-155 стартовала после 1980-го. Подразумевалось, что это будет летающая лаборатория.
Места для операторов, наблюдающих за работой криогенного двигателя. Фото: YouTube.com
Многие считают: водород не «портит» атмосферу. Вопрос спорный. Да, при его сгорании выделяется вода и немного оксида азота. Но как добывают этот газ? В ходе этого процесса возможно загрязнение атмосферы ничуть не меньшее, чем при использовании авиационного керосина.
Компоновка Ту-155
Ее немного переделали и попутно решили ряд проблем технического характера. В задней части воздушного судна обустроили герметичное отделение, где расположили резервуар под горючее на 20 куб. м. Емкость экранировали с использованием теплоизолирующих материалов и вакуума, чтобы поддерживать температуру жидкого водорода на уровне -253°.
Бак под топливо выглядел именно так: в виде отдельных емкостей. Фото: YouTube.com
Было бы не совсем верно говорить, что лайнер летал исключительно на жидком водороде. Он использовался только в одном (индекс НК-88) из трех двигателей – правом. Горючее в него подавалось не обычным, а высоконапорным турбированным насосом (подобные применяют в движках для ракет). Два других авиамотора были штатными, от обычного Ту-154Б.
Справа – водородный двигатель, от штатного снаружи отличающийся наплывом сверху. Фото: YouTube.com
К 1988-му водородный двигатель установили на штатное место, справа. Готовый Ту-155 выкатили из цеха. Испытания прошли удачно и показали, что использование СПГ, если сравнивать с авиакеросином, экономически целесообразно. Ту-155 впервые оторвался от земли 15.04.1988. Командовал экипажем известный на то время летчик-испытатель В. Севанькаев. Первый раз в истории человечества был совершен полет на криогенном горючем. Эксперимент закончился удачно: самолет благополучно приземлился. Правда, экипажу пришлось еще раз «взлететь»: летчиков качали на руках, подбрасывая вверх.
О безопасности
Водород – взрывоопасный газ и после печально известной катастрофы дирижабля «Гинденбург» в 1937-м году человечество относится к нему с недоверием. Такое положение дел длительное время сдерживало развитие криогенной энергетики. Существовал даже термин: «синдром Гиндербурга».
Противопожарная система. Фото: YouTube.com
Чтобы обеспечить безопасность в топливном отсеке, из него удалили почти всю электрическую проводку для исключения возможности образования искры. Также была разработана дренажная система, выводящая пары газа подальше от авиадвигателя и источников электроэнергии. Для контроля над работой топливного отсека дополнительно установили свыше тридцати бортовых систем.
Проект Ту-156
Самолет остался тот же, просто в документах его переименовали, что было связано с переоборудованием на более удобное при использовании горючее – сжиженный природный газ, или СПГ. Модифицированный двигатель получил индекс НК-89. Применение водорода сопряжено с рядом проблем. Например, из-за большой взрывоопасности газа на аэродроме требовалось оборудовать специальные хранилища, иметь технику для транспортировки и заправки самолета. Да и стоил водород гораздо дороже, нежели СПГ.
Выступ наверху – часть дренажной системы. Фото: YouTube.com
Тем более, что природный газ просто добывали, без вреда для атмосферы. К тому же он хранился и применялся при температуре -160°, а это на сто градусов выше по сравнению с водородом. Если же говорить об авиакеросине, то СПГ выделяет на 15 % энергии больше. На столько же уменьшается расход горючего.
Кабина пилотов выглядела стандартно. Фото: YouTube.com
Всего Ту-155 семьдесят раз поднимался в небо. При этом только в пяти экспериментальных полетах роль топлива играл водород: в других случаях – СПГ. В ходе испытаний не наблюдалось ни одного отказа криогенной системы. На альтернативном топливе Ту-155 совершал перелеты из Москвы в Ганновер, Братиславу, Ниццу. Был замечен и еще один плюс: движок внутри и сопло оставались чистыми. Вспомните «классическую» картинку: самолет с керосиновыми авиамоторами, загрязненными копотью!
Перспективы криогенной авиации
Если раньше на Западе как-то мало обращали внимания на водородное топливо, то сегодня ситуация иная. Уже достаточно много выпущено автомобилей, использующих альтернативное горючее, построены специальные заправочные станции. Что касается самолетов, то в 2020-м водородный авиадвигатель, разработанный калифорнийской компанией, включен в список лучших изобретений года. Уже создано шестиместное воздушное судно, к 2024-му американцы обещают показать 19-местную модель. А к 2028-му – машину на 50 пассажиров. В ФРГ проводятся испытания пассажирского HY4, двигатели которого частично работают на водороде. Подобные исследования проводят в Японии, КНР.
HY4 с гибридным (электричество и водород) двигателем. Фото: YouTube.com
В Советском Союзе в конце 80-х работы по созданию летательных аппаратов на криогенном горючем велись очень интенсивно: советские специалисты опережали своих конкурентов, как минимум, на десятилетие. Например, был готов проект двухтопливного воздушного судна, летающего на природном газе или керосине. Подобное техническое решение можно было реализовать и в отношении вертолетов. Но развал Союза перечеркнул все планы.
Дальнейшая судьба Ту-155
Самолет сохранился чудом: его едва не сожгли при съемке одного из фильмов. Причем, специально, просто для эффектного кадра. Однако машина уцелела и сегодня находится на аэродроме в Жуковском. Правда, водородный двигатель с него сняли. Большинство поклонников советской авиации считают: из Ту-155 необходимо сделать музей, чтобы молодежь видела и гордилась достижениями своей страны.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...