
Игрушечные поезда индийских узкоколеек манят туристов со всего мира
Железные дороги Индии в полной мере отражают самобытность страны. Среди них выделяется несколько ярких маршрутов, которые пользуются популярностью как у обеспеченных индусов, так и у гостей страны. Об одном из таких, королевском и дорогом «Экспрессе махараджей», мы уже рассказывали.
Еще несколько уникальных узкоколейных маршрутов расположены в горной местности на востоке и юге Индии.

Миниатюрные вагоны и локомотивы курсируют по индийским узкоколейкам. Фото: Sourik8/wikimedia.org
Построенные в интересах колониальных британских властей в конце XIX – начале XX веков, узкоколейные дороги спустя более чем 100 лет включены в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО и являются точкой притяжения туристов. Одновременно они продолжают выполнять функции обычного пассажирского транспорта для местных жителей. Всего на территории Индии три таких маршрута:
✅ железная дорога Нилгири в южном штате Тамилнад
✅ дорога Калка – Шимла на северо-востоке Индии
✅ Дарджилингская гималайская железная дорога в предгорьях самых высоких гор мира
Ширина колеи каждого из них составляет менее 1000 мм, а протяженность не превышает 100 км. Подвижной состав напоминает вагоны и локомотивы детских железных дорог, проложенных в ряде российских городов. В индийской прессе курсирующие по горным узкоколейкам составы порой называют игрушечными поездами.
Колея шириной 1000 мм проложена в одноименных горах на юге Индии. Линия соединяет города Меттупалайям и Удагамандалам. Протяженность дороги составляет лишь 46 км, но за этот путь состав поднимается почти на 2000 м вверх. На маршруте поезд проходит сотни сложных кривых, полтора десятка тоннелей и более 200 мостов.
Железная дорога Нилгири считается одним из чудес инженерной мысли. На самом крутом участке подъема между станциями Меттупалайям и Кунур применена рельсо-зубчатая система Абдта. Здесь курсируют специальные швейцарские паровозы, оснащенные шестерней для сцепления с проложенным посередине полотна зубчатым рельсом.

Зубчатый рельс для преодоления подъема на железной дороге Нилгири. Фото: Premnath Kudva/wikimedia.org
Это единственная в мире регулярно функционирующая железнодорожная линия с таким принципом движения локомотива и одна из немногих, движение на которой осуществляется под паровой тягой. После крутого подъема на станции Кунур происходит смена локомотива на обычный тепловоз. Обращают на себя внимание и пассажирские вагоны, состоящие из отдельных кабинок с индивидуальными дверями на улицу.

Вагоны с индивидуальными кабинками и дверями. Фото: Mike Prince/wikimedia.org
Дорога была построена в 1899 году британцами для удобного подъема в горы, где можно было спрятаться от изнуряющей индийской жары. За пять часов состав поднимается с высоты 326 м до 2203 м над уровнем моря. По пути путешественники наслаждаются живописными холмами и долинами, густыми лесами и чистым горным воздухом. Безжизненные саванны сменяются джунглями, а затем альпийскими лугами.
Железная дорога Нилгири является убыточной и сохраняется лишь благодаря ее включению в список наследия ЮНЕСКО. По маршруту Меттупалайям – Удагамандалам курсирует лишь один поезд в сутки. Поезд отправляется с начальной станции ежедневно в 7 часов утра и к полудню прибывает на конечную. Путь вниз преодолевается на полтора часа быстрее.

Локомотив на конечной станции Удагамандалам . Фото: Travel2ooty/wikimedia.org
Поезд пользуется спросом среди туристов, поэтому билеты лучше приобретать заранее. Состав включает в себя один вагон первого класса на 16 мест и три вагона второго класса на 214 пассажиров. По российским меркам проезд недорогой: билет в первый класс стоит 600 рупий (700 рублей), а во второй – всего 295 рупий (около 350 рублей).
На северо-востоке Индии в горах штата Химачал Прадеш в период британского владычества располагалась летняя столица Шимла. Для того, чтобы добраться до города, расположенного на высоте 2130 м над уровнем моря, в 1903 году была построена одна из самых живописных железных дорог мира.

Живописные мосты железной дороги Калка - Шимла . Фото: AHEMSLTD/wikimedia.org
Маршрут из Калки в Шимлу на игрушечном поезде представляет собой 96 километров пути с шириной колеи лишь 762 мм. На протяжении пути составы преодолевают более 900 кривых и 103 тоннеля. Количество мостов, по которым следует поезд, превышает 860 единиц. По пути состав останавливается на 18 станциях, где путешественники могут осмотреть красоты и познакомиться с местной кухней. В наши дни железная дорога эксплуатируется как аттракцион для туристов, по маршруту курсируют три состава:
✅ Kalka Shimla Himalayan Queen
✅ Shivalik Deluxe Express
✅ одиночный моторный вагон Rail Motor Car
Несмотря на громкое «королевское» название, состав Himalayan Queen является самым недорогим поездом на маршруте от Калки до Шимлы. Им нередко пользуются и местные жители. Этот состав курсирует ежедневно, преодолевая путь с максимальной скоростью до 18 км/ч. Поезд состоит всего из одного вагона и тепловоза. В салоне установлены обычные автобусные кресла, которые сложно назвать комфортными.

«Гималайская королева» . Фото: AHEMSLTD/wikimedia.org
Билет для взрослого пассажира на поезд стоит 235 рупий (около 250 рублей). Перевозчик предупреждает, что поездка туристам может показаться некомфортной из-за недостаточно гигиеничных туалетов, ограниченного места для багажа и жестких сидений и предлагает выбрать из двух других вариантов.
Интересным решением для перевозки туристов является одиночный моторный вагон Rail Motor Car, больше похожий на автобус. Несмотря на внешнюю неказистость, транспортное средство оборудовано панорамной крышей, дизайнерскими светильниками, розетками для зарядки гаджетов и большим ЖК-телевизором.
В вагоне установлены 18 комфортабельных пассажирских кресла. Билет стоит не намного дороже, чем в аскетичную «Гималайскую королеву»: 320 рупий с взрослого пассажира и 160 рупий за ребенка. За отдельную плату путешественники могут заказать доставку еды в поезд. Всего за 50 рупий пассажиру предоставят легкий завтрак и чашку кофе.

Рельсовый автобус повышенной комфортности. Фото: AHEMSLTD/wikimedia.org
Самым роскошным составом, курсирующим по маршруту Калка – Шимла, является Shivalik Deluxe Express. Ковровые покрытия на полу, панорамные окна, отделка деревом погружают туристов в атмосферу комфорта. Поездка сопровождается приятной легкой музыкой. Состав из десяти вагонов рассчитан на перевозку 120 пассажиров.
Проезд на Deluxe Express вдвое дороже, чем на «Гималайской королеве», но в цену включено питание. За 510 рупий путешественник не только полюбуется пейзажами предгорий Каракорума, но и плотно позавтракает, а также получит термос с горячей водой для заварки чая.
К сожалению, в середине августа этого года в результате сильных ливней полотно дороги получило серьезные повреждения. В результате мощного 55-часового ливня участок пути перед Шимлой был полностью размыт. В данный момент объявлен тендер на ремонт, однако сроки восстановления уникальной дороги пока неизвестны.
Самая узкая в Индии железная дорога с шириной колеи 610 мм проложена в предгорьях Гималаев у самой границы с Непалом. Путь протяженностью 86 км соединяет города Силигури и Дарджилинг, который находится на высоте более 2200 метров над уровнем моря. С конечной станции в хорошую погоду можно увидеть вершину Эвереста, до которого по прямой менее 200 км.
Дарджилинг развивался как горный курорт и центр чайного производства. И сейчас взору туриста предстают огромные чайные плантации на фоне белоснежных вершин. Поезд не спеша следует вдоль автомобильной трасы и пересекает поселки вдоль домов подобно трамваю, что добавляет особого колорита в пути.

Состав не спеша едет вдоль автомобильных серпантинов. Фото: Julian Nyča/wikimedia.org
Для преодоления крутых подъемов на протяжении пути построено 9 петель и несколько зигзагов. На передней площадке локомотива сидит специальный сотрудник, который посыпает песок на рельсы для увеличения силы трения.
Составы, состоящие из 4-5 вагонов следуют под паровозной или тепловозной тягой. Первые пользуются популярностью среди туристов, однако следуют по маршруту почти 10 часов. Поезда под тепловозами используются по сей день местными жителями для доставки чая с горных плантаций в долину. Паровозы, эксплуатируемые на Гималайской железной дороге, построены в 1889 – 1925 годах и продолжают исправно функционировать.

Паровозы отметили вековой юбилей и продолжают трудиться. Фото: youtube.com
Дарджилингская дорога является старейшей среди горных узкоколеек Индии и первой получила статус всемирного наследия ЮНЕСКО. Она же является и самой дорогой из трех. 10-часовое путешествие на туристическом поезде под паровой тягой стоит 900 рупий (более тысячи рублей). Но виды, которые откроются взгляду путешественника, того стоят.
Еще несколько уникальных узкоколейных маршрутов расположены в горной местности на востоке и юге Индии.

Миниатюрные вагоны и локомотивы курсируют по индийским узкоколейкам. Фото: Sourik8/wikimedia.org
Построенные в интересах колониальных британских властей в конце XIX – начале XX веков, узкоколейные дороги спустя более чем 100 лет включены в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО и являются точкой притяжения туристов. Одновременно они продолжают выполнять функции обычного пассажирского транспорта для местных жителей. Всего на территории Индии три таких маршрута:
✅ железная дорога Нилгири в южном штате Тамилнад
✅ дорога Калка – Шимла на северо-востоке Индии
✅ Дарджилингская гималайская железная дорога в предгорьях самых высоких гор мира
Ширина колеи каждого из них составляет менее 1000 мм, а протяженность не превышает 100 км. Подвижной состав напоминает вагоны и локомотивы детских железных дорог, проложенных в ряде российских городов. В индийской прессе курсирующие по горным узкоколейкам составы порой называют игрушечными поездами.
Горная железная дорога Нилгири
Колея шириной 1000 мм проложена в одноименных горах на юге Индии. Линия соединяет города Меттупалайям и Удагамандалам. Протяженность дороги составляет лишь 46 км, но за этот путь состав поднимается почти на 2000 м вверх. На маршруте поезд проходит сотни сложных кривых, полтора десятка тоннелей и более 200 мостов.
Железная дорога Нилгири считается одним из чудес инженерной мысли. На самом крутом участке подъема между станциями Меттупалайям и Кунур применена рельсо-зубчатая система Абдта. Здесь курсируют специальные швейцарские паровозы, оснащенные шестерней для сцепления с проложенным посередине полотна зубчатым рельсом.

Зубчатый рельс для преодоления подъема на железной дороге Нилгири. Фото: Premnath Kudva/wikimedia.org
Это единственная в мире регулярно функционирующая железнодорожная линия с таким принципом движения локомотива и одна из немногих, движение на которой осуществляется под паровой тягой. После крутого подъема на станции Кунур происходит смена локомотива на обычный тепловоз. Обращают на себя внимание и пассажирские вагоны, состоящие из отдельных кабинок с индивидуальными дверями на улицу.

Вагоны с индивидуальными кабинками и дверями. Фото: Mike Prince/wikimedia.org
Дорога была построена в 1899 году британцами для удобного подъема в горы, где можно было спрятаться от изнуряющей индийской жары. За пять часов состав поднимается с высоты 326 м до 2203 м над уровнем моря. По пути путешественники наслаждаются живописными холмами и долинами, густыми лесами и чистым горным воздухом. Безжизненные саванны сменяются джунглями, а затем альпийскими лугами.
Железная дорога Нилгири является убыточной и сохраняется лишь благодаря ее включению в список наследия ЮНЕСКО. По маршруту Меттупалайям – Удагамандалам курсирует лишь один поезд в сутки. Поезд отправляется с начальной станции ежедневно в 7 часов утра и к полудню прибывает на конечную. Путь вниз преодолевается на полтора часа быстрее.

Локомотив на конечной станции Удагамандалам . Фото: Travel2ooty/wikimedia.org
Поезд пользуется спросом среди туристов, поэтому билеты лучше приобретать заранее. Состав включает в себя один вагон первого класса на 16 мест и три вагона второго класса на 214 пассажиров. По российским меркам проезд недорогой: билет в первый класс стоит 600 рупий (700 рублей), а во второй – всего 295 рупий (около 350 рублей).
Железная дорога Калка - Шимла
На северо-востоке Индии в горах штата Химачал Прадеш в период британского владычества располагалась летняя столица Шимла. Для того, чтобы добраться до города, расположенного на высоте 2130 м над уровнем моря, в 1903 году была построена одна из самых живописных железных дорог мира.

Живописные мосты железной дороги Калка - Шимла . Фото: AHEMSLTD/wikimedia.org
Маршрут из Калки в Шимлу на игрушечном поезде представляет собой 96 километров пути с шириной колеи лишь 762 мм. На протяжении пути составы преодолевают более 900 кривых и 103 тоннеля. Количество мостов, по которым следует поезд, превышает 860 единиц. По пути состав останавливается на 18 станциях, где путешественники могут осмотреть красоты и познакомиться с местной кухней. В наши дни железная дорога эксплуатируется как аттракцион для туристов, по маршруту курсируют три состава:
✅ Kalka Shimla Himalayan Queen
✅ Shivalik Deluxe Express
✅ одиночный моторный вагон Rail Motor Car
Несмотря на громкое «королевское» название, состав Himalayan Queen является самым недорогим поездом на маршруте от Калки до Шимлы. Им нередко пользуются и местные жители. Этот состав курсирует ежедневно, преодолевая путь с максимальной скоростью до 18 км/ч. Поезд состоит всего из одного вагона и тепловоза. В салоне установлены обычные автобусные кресла, которые сложно назвать комфортными.

«Гималайская королева» . Фото: AHEMSLTD/wikimedia.org
Билет для взрослого пассажира на поезд стоит 235 рупий (около 250 рублей). Перевозчик предупреждает, что поездка туристам может показаться некомфортной из-за недостаточно гигиеничных туалетов, ограниченного места для багажа и жестких сидений и предлагает выбрать из двух других вариантов.
Интересным решением для перевозки туристов является одиночный моторный вагон Rail Motor Car, больше похожий на автобус. Несмотря на внешнюю неказистость, транспортное средство оборудовано панорамной крышей, дизайнерскими светильниками, розетками для зарядки гаджетов и большим ЖК-телевизором.
В вагоне установлены 18 комфортабельных пассажирских кресла. Билет стоит не намного дороже, чем в аскетичную «Гималайскую королеву»: 320 рупий с взрослого пассажира и 160 рупий за ребенка. За отдельную плату путешественники могут заказать доставку еды в поезд. Всего за 50 рупий пассажиру предоставят легкий завтрак и чашку кофе.

Рельсовый автобус повышенной комфортности. Фото: AHEMSLTD/wikimedia.org
Самым роскошным составом, курсирующим по маршруту Калка – Шимла, является Shivalik Deluxe Express. Ковровые покрытия на полу, панорамные окна, отделка деревом погружают туристов в атмосферу комфорта. Поездка сопровождается приятной легкой музыкой. Состав из десяти вагонов рассчитан на перевозку 120 пассажиров.
Проезд на Deluxe Express вдвое дороже, чем на «Гималайской королеве», но в цену включено питание. За 510 рупий путешественник не только полюбуется пейзажами предгорий Каракорума, но и плотно позавтракает, а также получит термос с горячей водой для заварки чая.
К сожалению, в середине августа этого года в результате сильных ливней полотно дороги получило серьезные повреждения. В результате мощного 55-часового ливня участок пути перед Шимлой был полностью размыт. В данный момент объявлен тендер на ремонт, однако сроки восстановления уникальной дороги пока неизвестны.
Дарджилингская гималайская железная дорога
Самая узкая в Индии железная дорога с шириной колеи 610 мм проложена в предгорьях Гималаев у самой границы с Непалом. Путь протяженностью 86 км соединяет города Силигури и Дарджилинг, который находится на высоте более 2200 метров над уровнем моря. С конечной станции в хорошую погоду можно увидеть вершину Эвереста, до которого по прямой менее 200 км.
Дарджилинг развивался как горный курорт и центр чайного производства. И сейчас взору туриста предстают огромные чайные плантации на фоне белоснежных вершин. Поезд не спеша следует вдоль автомобильной трасы и пересекает поселки вдоль домов подобно трамваю, что добавляет особого колорита в пути.

Состав не спеша едет вдоль автомобильных серпантинов. Фото: Julian Nyča/wikimedia.org
Для преодоления крутых подъемов на протяжении пути построено 9 петель и несколько зигзагов. На передней площадке локомотива сидит специальный сотрудник, который посыпает песок на рельсы для увеличения силы трения.
Составы, состоящие из 4-5 вагонов следуют под паровозной или тепловозной тягой. Первые пользуются популярностью среди туристов, однако следуют по маршруту почти 10 часов. Поезда под тепловозами используются по сей день местными жителями для доставки чая с горных плантаций в долину. Паровозы, эксплуатируемые на Гималайской железной дороге, построены в 1889 – 1925 годах и продолжают исправно функционировать.

Паровозы отметили вековой юбилей и продолжают трудиться. Фото: youtube.com
Дарджилингская дорога является старейшей среди горных узкоколеек Индии и первой получила статус всемирного наследия ЮНЕСКО. Она же является и самой дорогой из трех. 10-часовое путешествие на туристическом поезде под паровой тягой стоит 900 рупий (более тысячи рублей). Но виды, которые откроются взгляду путешественника, того стоят.
- A_Punko
- youtube.com , Charlie Jackson/wikimedia.org, Julian Nyča/wikimedia.org, AHEMSLTD/wikimedia.org, Sourik8/wikimedia.org, Travel2ooty/wikimedia.org
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....