Wanderer: забытая марка немецкого автомобилестроения
12 434

Wanderer: забытая марка немецкого автомобилестроения

Wanderer как транспортная компания основана в 1896 году. Она располагалась в городе Хемнице. У ее истоков стояли два механика, Иоганн-Баптист Винкльхофер и Рихард-Адольф Йенике. Вначале компания производила велосипеды, а в 1902 году начался выпуск мотоциклов.


Впервые к автомобильной тематике здесь обратились только в 1904 году. Полноценное производство четырехколесной техники началось в 1912 году. Самые первые авто Wanderer были двухместными и имели мощные двигатели. Они не только быстро стали популярными, но и завоевали множество наград на различных выставках.

Wanderer: забытая марка немецкого автомобилестроенияЭлегантные экипажы Wanderer. Фото: youtube.com

В 1912 году Wanderer выпустил свой первый автомобиль с шестицилиндровым двигателем. Во время Первой мировой войны компания занималась производством транспортных средств для военных нужд. В следующем десятилетии успешные коммерсанты вернулись к сборке мирной продукции.

Производство автомобилей «точно в срок»


В 1920-х годах Wanderer стал одним из крупнейших производителей Германии. Компания выпускала широкий ассортимент автомобилей: от небольших двухместных моделей до роскошных шестицилиндровых экипажей.

В этот период появился ряд новых моделей, в том числе Wanderer W5 (1925). Он оказался первым автомобилем компании с двигателем, расположенным в передней части автомобиля. Еще одна модель – W11 (1928) с кузовом типа кабриолет.

В 1928 году Wanderer-Werke AG построила суперсовременный завод в Зигмаре на окраине восточногерманского города Хемниц. На нем компания внедрила систему производства автомобилей «точно в срок».


Технически это проходило так. Детали с оригинального завода поступали на окончательную сборку кузовов по системе «точно в срок»: с железнодорожных вагонов – прямо на производственную линию! Это было новаторским решением для того времени. Новообретенная система производства позволила немцам минимизировать запасы и снизить затраты. В апреле 1936 года на заводе в Зигмаре был выпущен 50-тысячный автомобиль Wanderer. Это оказался кабриолет W50 со следующим силовым агрегатом:

✅ рядный шестицилиндровый
✅ рабочий объем – 2,3 литра
✅ мощность – 50 л. с

Wanderer отличался своим высоким качеством и надежностью. Однако автомобили компании были относительно дорогими, что привело к финансовым проблемам. Особенно сильно это проявилось в кризисные времена начала 30-х. Срочно назрела необходимость поиска выхода из создавшегося положения.

Вынужденное объединение с Auto Union


Скоро пришло понимание, что выжить в одиночку при таких раскладках попросту не получится. Именно по этой причине в 1932 году Wanderer объединился с другими немецкими автомобильными компаниями в концерн Auto Union. Туда же вошли и другие производители этого государства:

✅ Audi
✅ Horch
✅ DKW

Совместное производство открывало новые рубежи. Базовые модели Wanderer перешли с алюминиевых двигателей с верхним расположением цилиндров производства Porsche на значительно более дешевые. Это четырех- и шестицилиндровые агрегаты с чугунным блоком и подклапанными двигателями (синхронизация SV). Это позволило компании завоевать новый, более низкий, сегмент рынка.

Во второй половине 30-х появилось сразу две новые модели этого производителя. Ими стали автомобили Wanderer W24 (четырехцилиндровый) и W23 (шестицилиндровый). Они принесли наибольшую известность марке с начала 1937 года. Автомобили также в большом количестве поступали на экспорт в соседние страны.

Казалось, что ситуация развивается максимально благоприятно, но начало боевых действий на континенте положило конец всем надеждам. Мощности Wanderer вновь поставили на «военные рельсы». И это имело фатальные последствия для одного из самых успешных немецких автопроизводителей третьего десятилетия прошлого века.

2-местный Wanderer с «запаской» сзади. Фото: youtube.com

Но печальные события произошли только в следующем десятилетие. А вот в конце 30-х Wanderer продолжал покорять различные высоты. Он не только завоевал уважение среди профильных специалистов, но и добился немалых успехов в спорте. Можно сказать, что последние предвоенные годы стали его триумфом и «лебединой песней».

Легенда спорта W25K с нагнетателем


Wanderer W25K позиционируемый как спортивный родстер, представлен на Берлинском автосалоне 1936 года. Автомобиль оснастили алюминиевым рядным шестицилиндровым двигателем объемом 1963 куб. см с наддувом. Компрессор типа Рутса увеличил мощность двигателя до беспрецедентных на тот момент 85 лошадиных сил.

Wanderer W25K стал одним из самых мощных спортивных автомобилей своего времени. Он мог разгоняться до 100 км/ч за 10 секунд и достигать максимальной скорости 180 км/ч. Неудивительно, что при таких характеристиках и гарантии качества от производителя, его ждало звездное будущее.

Автомобиль добился значительных успехов в гонках. В 1938 году три прототипа Wanderer Stromlinien-Spezial, основанные на W25K, участвовали в европейской шоссейной гонке из бельгийского Льежа в Рим и обратно. Несмотря на технические проблемы, один из автомобилей добрался до финиша и занял второе место в своем классе. Специалисты считали модель одной из самых успешных среди спортивных автомобилей Германии 30-х годов. W25K был мощным, быстрым и надежным, что позволило добиться заметных успехов в соревнованиях.

Приборная панель Wanderer. Фото: youtube.com

Но имелись и другие приятные исторические моменты. В следующем году три новых аэродинамических купе, основанные на серийном шестицилиндровом W23, выиграли Кубок конструкторов на гонках Mille Miglia. Такой факт показал, что у всех автомобилей марки есть неплохой спортивный потенциал. Вот только для его полной реализации времени почти не оставалось.

Wanderer – это немного забытая, но важная часть истории немецкого автомобилестроения. Компания производила качественные и надежные модели, которые пользовались популярностью у покупателей. Имелся широкий ассортимент техники: от небольших двухместных авто до роскошных шестицилиндровых экипажей. Wanderer также внес значительный вклад в развитие немецкого автоспорта. Вот характеристики моделей, завершивших успешную историю компании:

✅ W24 (1937-1942) – четырехцилиндровый автомобиль среднего размера с двигателем объемом 1,767 куб. см
✅ W23 (1937-1942) – шестицилиндровый среднеразмерный автомобиль с двигателем объемом 2,3 литра
✅ W25K (1936-1942) – спортивный родстер с алюминиевым 6-цилиндровым двигателем объемом 1,963 куб. см

Производство легковых автомобилей Wanderer завершилось к началу 40-х. Последние W24 сошли с конвейера в январе 1941 года. Жизнь W23 продлилась почти на два года дольше – до декабря 1942 года. За все время выпущено: 22 488 штуки четырёхцилиндровый W24 и 8 411 шестицилиндровый W23.

Автомобиль уверенно чувствует себя и на снегу. Фото: youtube.com

Намного меньше собрано спорткаров: 260 прекрасных родстеров и кабриолетов W25K и W25. Один из них хранится в музее Августа Хорьха (Audi) в Цвикове. А в дрезденском Музее транспорта можно найти оригинальный Wanderermobil 1904 года!

Возвращение Wanderer через шестьдесят пять лет


Wanderer оказал значительное влияние на развитие других марок автомобилей, таких как Audi и DKW. Компания разработала ряд технологий, которые впоследствии использовали иные производители. Можно сказать, что внезапно прервавшаяся жизнь марки продолжилась в конструкциях ее земляков.

В новом тысячелетии возрос интерес к истории Wanderer. Некоторые считали, что компания могла бы быть возрождена. На фоне этого началось движение и попытки «войти в реку дважды».

Сегодняшние Wanderer – гордость коллекционеров. Фото: youtube.com

В 2003 году Audi Tradition создала три реплики легендарного спортивного родстера Wanderer W25K, выпущенного в 1936 году. Авто построены на базе оригинального автомобиля и оснащены таким же алюминиевым рядным шестицилиндровым двигателем объемом 1963 куб. см с турбонаддувом. Инсталляцию старины представили на женевском автосалоне 2003 года. Позже они приняли участие в памятной поездке Льеж-Рим-Льеж, состоявшейся в июне 2004 года.
Что у вас ассоциируется с маркой Wanderer?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....