BMW R71 – мелкосерийный мотоцикл, ставший знаменитым благодаря СССР
Одним из самых популярных немецких мотоциклов до сих пор считается BMW R71. Эта модель одновременно редкая и распространенная. Встречаются подобные байки в разных странах, причем зачастую сложно отличить оригинал от копии.
Подделать BMW R71 в принципе просто. Во-первых, советских копий этого мотоцикла было выпущено примерно в 100 раз больше. Во-вторых, Китай тоже не отставал. Сколько в этой стране клонов БМВ – сложно сказать, но учитывая, что эта модель поставлялась в армию – цифры там должны быть внушительные.
В-третьих, в России хватает старых мотоциклов «Урал» и «Днепр». Если задаться целью, то из такого экземпляра вполне может получиться копия BMW R71. Конечно, для человека, разбирающегося в ретро-технике, определить подделку будет несложно. Но много ли таких?
Даже в Германии мотоциклов, позиционирующихся как BMW R71, сейчас зарегистрировано больше, чем их выпустили. И это те байки, которые передвигаются по дорогам. Кстати, выпущено их было чуть меньше 3,5 тысячи штук в период с 1938 по 1941 годы.
Популяризация BMW R71 произошла только благодаря СССР. Советским военным понадобился армейский мотоцикл. В качестве идеала выбрана именно эта немецкая модель. Поэтому мы в рамках этой статьи будем рассматривать историю BMW R71 вместе с развитием советского тяжелого мотоцикла.
Ведь М-72 был почти полной копией немецкого байка. Сейчас достаточно заменить значки на советской модели, чтобы превратить его в БМВ. Конечно, мотоцикл сделан куда «топорнее», бак побольше почти в два раза, но большинство этих нюансов не заметит, кроме специалистов.
Довоенный Советский Союз делал технику по собственному алгоритму. Эту отрасль курировал Сталин, который всегда восхищался достижениями США. Поэтому конструкторы ориентировались на лучшие американские разработки, копируя их и дорабатывая к условиям советской действительности.
Первым серийным тяжелым мотоциклом СССР стал ПМЗ А-750 в 1934 году. Эта модель являлась «сборной солянкой» из нескольких иностранных байков:
✅ Ходовая часть от БМВ
✅ Двигатель и КПП скопированы с Indian и Harley-Davidson
✅ Адаптация к советским реалиям
Мотоцикл получился красивым, не лишенным харизмы. Кстати, он разрабатывался вовсе не для военных. На это намекает ряд особенностей и элементов, выполненных однозначно для эстетики.
Но советский двигатель V-twin оказался капризным и ненадежным. Любители мотоциклов метко расшифровали его аббревиатуру ПМЗ как «попробуй меня заведи». Да и сложной в производстве эта модель была.
Поняв, что «сборная солянка» – это не то что нужно, советские конструкторы решили ориентироваться на одну модель. Обжегшись на немецких и американских байках, в этот раз выбрали британский BSA-500.
Английский мотоцикл серьезно переработали и выпустили в 1935 году. Например, двигатель вместо объема в 500, получил почти 600 «кубиков». Но и эта модель не снискала популярности. Она тоже оказалась капризной.
Конструкторы СССР обратили внимание на BMW R71, который в конце 1930-х считался массовым и перспективным. К тому времени уже приходило понимание, что стране нужен именно тяжелый мотоцикл.
Вот только БМВ разрабатывали свою модель для гражданского рынка. Поэтому байк быстро сняли с конвейера, выпустив чуть меньше 3,5 тысячи экземпляров.
Для массового и дешевого производства он имел ряд недостатков:
✅ Трубы рамы сложного сечения
✅ Телескопическая вилка
✅ «Свечная» подвеска с амортизаторами
Но в СССР решили брать самую современную модель мотоцикла с заделом на будущее. Этот прогноз оправдался на 100 % и даже больше.
Ведь «потомки» BMW R71 выпускаются бывшим заводом ИМЗ «Урал» до сих пор. Конечно, это многократно модернизированная модель, но по сути, в ее основе все тот же довоенный «немец».
BMW R71 получил мощный для своего времени оппозитный двигатель. Последнее означает, что «горшки» цилиндров расположены на одной горизонтальной оси и выпирают с двух сторон.
Кстати, компания БМВ до сих пор не отказалась от моторов данного типа. Хотя, этот силовой агрегат давно устарел и увеличивает габариты мотоцикла. Это их «фишка» фирменная, как V-twin у «Харлея».
Мотор с воздушным охлаждением, но он не склонен к перегревам. За это нужно благодарить дотошных немецких конструкторов и сборщиков. Кстати, силовой агрегат четырехтактный. Благодаря этому, мотоцикл М-72 и все его потомки, вроде «Касиков», «Уралов» и «Днепров», считались самыми лучшими моделями во времена существования Советского Союза.
Двигатель со степенью сжатия 5,5:1. Это значит, что он способен работать на самом низкооктановом бензине. Мотор получил карбюраторную систему питания, состоящую из пары Graetzin G24.
Кстати, за доплату по особому заказу можно было приобрести BMW R71 усовершенствованного типа. Эти мотоциклы получали карбюраторы с компенсационными колодцами. Система позволяла избегать перебоев в работе двигателя даже при сильном и продолжительном боковом крене.
Коробки передач на R71 ставились только четырехступенчатые. Переключение ножного типа, но имелся и дублирующий рычаг. Для чего был последний – сейчас сказать сложно. Возможно, это решение для большей надежности конструкции. Если ножной рычаг сломается, можно воспользоваться резервным.
Хотя, на практике вручную обычно искали нейтралку во время остановок. По крайней мере, те, кто ездил на М-72, часто делали именно так.
У BMW R71 карданная передача. Еще одно типично автомобильное решение. Это делало мотоцикл в разы надежнее:
✅ Не нужно смазывать цепь
✅ Кардан не растягивается
✅ Этот узел почти вечный, главное масло менять в нем раз в два года, да и то, не обязательно
Удивительно, но немецкий мотоцикл, созданный во второй половине 30-х, оказался экономичным. Средний расход топлива у него на отметке в 4,5 литра на 100 км. Советская копия оказалась куда более «прожорливой». Ее заявленный расход – 7 литров. Поэтому объем бака увеличен с 14 до 22 л.
BMW R71 выпускался как с коляской, так и в одиночном исполнении. Скорость модели 100 или 125 км/ч. Советский М-72 собирали только с коляской, и он разгонялся максимум до 90 км/ч. Зато он был дешевле.
Конечно, ездить на R71 современному человеку сложно. Этот мотоцикл сразу поедет только у «оппозитчиков», то есть, любителей «Уралов» и «Днепров». Они же и удивятся тому, что эта техника может быть идеальной даже в возрасте.
Немецкий подход и скрупулезность видна во всем. К подгонке деталей придраться сложно, причем как в узлах и агрегатах, так и внешне.
Сейчас найти настоящий BMW R71 в продаже сложно. Оригинальный мотоцикл – это полноценная ретро-техника, и стоит она соответственно.
Кстати, один такой байк как раз предлагают на рынке б/у. Просят за него 3,9 млн рублей. Дорого, конечно, но это удачное вложение средств. Главное, найти подходящее место для хранения раритета. Желательно, чтобы это был отапливаемый гараж или паркинг.
Подделать BMW R71 в принципе просто. Во-первых, советских копий этого мотоцикла было выпущено примерно в 100 раз больше. Во-вторых, Китай тоже не отставал. Сколько в этой стране клонов БМВ – сложно сказать, но учитывая, что эта модель поставлялась в армию – цифры там должны быть внушительные.
В-третьих, в России хватает старых мотоциклов «Урал» и «Днепр». Если задаться целью, то из такого экземпляра вполне может получиться копия BMW R71. Конечно, для человека, разбирающегося в ретро-технике, определить подделку будет несложно. Но много ли таких?
Заявлено, что в этом мотоцикле около 90 % оригинала. Фото: Youtube.com
Даже в Германии мотоциклов, позиционирующихся как BMW R71, сейчас зарегистрировано больше, чем их выпустили. И это те байки, которые передвигаются по дорогам. Кстати, выпущено их было чуть меньше 3,5 тысячи штук в период с 1938 по 1941 годы.
Популяризация BMW R71 произошла только благодаря СССР. Советским военным понадобился армейский мотоцикл. В качестве идеала выбрана именно эта немецкая модель. Поэтому мы в рамках этой статьи будем рассматривать историю BMW R71 вместе с развитием советского тяжелого мотоцикла.
Ведь М-72 был почти полной копией немецкого байка. Сейчас достаточно заменить значки на советской модели, чтобы превратить его в БМВ. Конечно, мотоцикл сделан куда «топорнее», бак побольше почти в два раза, но большинство этих нюансов не заметит, кроме специалистов.
Разработки СССР
Довоенный Советский Союз делал технику по собственному алгоритму. Эту отрасль курировал Сталин, который всегда восхищался достижениями США. Поэтому конструкторы ориентировались на лучшие американские разработки, копируя их и дорабатывая к условиям советской действительности.
Такая подвеска в те времена была верхом совершенства. Фото: Youtube.com
Первым серийным тяжелым мотоциклом СССР стал ПМЗ А-750 в 1934 году. Эта модель являлась «сборной солянкой» из нескольких иностранных байков:
✅ Ходовая часть от БМВ
✅ Двигатель и КПП скопированы с Indian и Harley-Davidson
✅ Адаптация к советским реалиям
Мотоцикл получился красивым, не лишенным харизмы. Кстати, он разрабатывался вовсе не для военных. На это намекает ряд особенностей и элементов, выполненных однозначно для эстетики.
Но советский двигатель V-twin оказался капризным и ненадежным. Любители мотоциклов метко расшифровали его аббревиатуру ПМЗ как «попробуй меня заведи». Да и сложной в производстве эта модель была.
А вот это уже больше похоже на оригинал. Фото: Youtube.com
Поняв, что «сборная солянка» – это не то что нужно, советские конструкторы решили ориентироваться на одну модель. Обжегшись на немецких и американских байках, в этот раз выбрали британский BSA-500.
Английский мотоцикл серьезно переработали и выпустили в 1935 году. Например, двигатель вместо объема в 500, получил почти 600 «кубиков». Но и эта модель не снискала популярности. Она тоже оказалась капризной.
Почему BMW R71?
Конструкторы СССР обратили внимание на BMW R71, который в конце 1930-х считался массовым и перспективным. К тому времени уже приходило понимание, что стране нужен именно тяжелый мотоцикл.
А вот это уже советский М-72. Фото: Youtube.com
Вот только БМВ разрабатывали свою модель для гражданского рынка. Поэтому байк быстро сняли с конвейера, выпустив чуть меньше 3,5 тысячи экземпляров.
Для массового и дешевого производства он имел ряд недостатков:
✅ Трубы рамы сложного сечения
✅ Телескопическая вилка
✅ «Свечная» подвеска с амортизаторами
Но в СССР решили брать самую современную модель мотоцикла с заделом на будущее. Этот прогноз оправдался на 100 % и даже больше.
Ведь «потомки» BMW R71 выпускаются бывшим заводом ИМЗ «Урал» до сих пор. Конечно, это многократно модернизированная модель, но по сути, в ее основе все тот же довоенный «немец».
Технические особенности
BMW R71 получил мощный для своего времени оппозитный двигатель. Последнее означает, что «горшки» цилиндров расположены на одной горизонтальной оси и выпирают с двух сторон.
Оппозитный двигатель БМВ выпускает до сих пор. Фото: Youtube.com
Кстати, компания БМВ до сих пор не отказалась от моторов данного типа. Хотя, этот силовой агрегат давно устарел и увеличивает габариты мотоцикла. Это их «фишка» фирменная, как V-twin у «Харлея».
Двигатель BMW R71 имеет объем в 746 см3. Его мощность – 22 л. с. Мотор нижневальный, это значит, что он настроен на тягу с самых низких оборотов. Плюс центр тяжести расположен ниже. Это именно то, что нужно модели с коляской.
Мотор с воздушным охлаждением, но он не склонен к перегревам. За это нужно благодарить дотошных немецких конструкторов и сборщиков. Кстати, силовой агрегат четырехтактный. Благодаря этому, мотоцикл М-72 и все его потомки, вроде «Касиков», «Уралов» и «Днепров», считались самыми лучшими моделями во времена существования Советского Союза.
Двигатель со степенью сжатия 5,5:1. Это значит, что он способен работать на самом низкооктановом бензине. Мотор получил карбюраторную систему питания, состоящую из пары Graetzin G24.
Для второго пассажира предусмотрена ручка. Фото: Youtube.com
Кстати, за доплату по особому заказу можно было приобрести BMW R71 усовершенствованного типа. Эти мотоциклы получали карбюраторы с компенсационными колодцами. Система позволяла избегать перебоев в работе двигателя даже при сильном и продолжительном боковом крене.
Если объяснить простыми словами, то усовершенствованные карбюраторы имели резервуары, сообщающиеся с камерами. В случае необходимости, бензин поступал оттуда.
Коробки передач на R71 ставились только четырехступенчатые. Переключение ножного типа, но имелся и дублирующий рычаг. Для чего был последний – сейчас сказать сложно. Возможно, это решение для большей надежности конструкции. Если ножной рычаг сломается, можно воспользоваться резервным.
Все колеса у этого мотоцикла взаимозаменяемые. Фото: Youtube.com
Хотя, на практике вручную обычно искали нейтралку во время остановок. По крайней мере, те, кто ездил на М-72, часто делали именно так.
У BMW R71 карданная передача. Еще одно типично автомобильное решение. Это делало мотоцикл в разы надежнее:
✅ Не нужно смазывать цепь
✅ Кардан не растягивается
✅ Этот узел почти вечный, главное масло менять в нем раз в два года, да и то, не обязательно
Удивительно, но немецкий мотоцикл, созданный во второй половине 30-х, оказался экономичным. Средний расход топлива у него на отметке в 4,5 литра на 100 км. Советская копия оказалась куда более «прожорливой». Ее заявленный расход – 7 литров. Поэтому объем бака увеличен с 14 до 22 л.
BMW R71 выпускался как с коляской, так и в одиночном исполнении. Скорость модели 100 или 125 км/ч. Советский М-72 собирали только с коляской, и он разгонялся максимум до 90 км/ч. Зато он был дешевле.
На ходу
Конечно, ездить на R71 современному человеку сложно. Этот мотоцикл сразу поедет только у «оппозитчиков», то есть, любителей «Уралов» и «Днепров». Они же и удивятся тому, что эта техника может быть идеальной даже в возрасте.
Тормоза у этого байка все барабанные. Фото: Youtube.com
Немецкий подход и скрупулезность видна во всем. К подгонке деталей придраться сложно, причем как в узлах и агрегатах, так и внешне.
Сейчас найти настоящий BMW R71 в продаже сложно. Оригинальный мотоцикл – это полноценная ретро-техника, и стоит она соответственно.
Кстати, один такой байк как раз предлагают на рынке б/у. Просят за него 3,9 млн рублей. Дорого, конечно, но это удачное вложение средств. Главное, найти подходящее место для хранения раритета. Желательно, чтобы это был отапливаемый гараж или паркинг.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....