Единственная модель чехословацкого троллейбуса начала 60-х – Skoda 8 Tr
В любом крупном городе мира существует сразу несколько видов городского транспорта. Также, иногда, некоторые из них добавляются или упраздняются. Так в чехословацкой столице с середины 70-х ввели в действие первую линию метрополитена. На сегодняшний день их три, и активно идет подготовка к строительству четвертой. Напротив, пражский троллейбус существовал с 1936 по 1972 года. После местный муниципалитет решил отказаться от этого вида транспорта.
Тем интереснее для местной истории стала последняя модель троллейбуса, перевозившая пражан и жителей столицы по старинным местным улочкам. События развивались следующим образом. До 1953 года здесь использовалась модель пльзенского производства – Skoda 7 Tr. Он оказался слишком тесным для растущих объемом городских пассажироперевозок и в том же году заменен транспортом конкурентов – Tatrovka T 400/IIIA большей вместимости. Несколько лет спустя Skoda дала свой ответ.
Появившийся к концу десятилетия Skoda 8 Tr стал последним троллейбусом, выехавшим на пражские маршруты. Поэтому неудивительно, что одна из моделей сейчас выставлена как экспонат в музее общественного транспорта MHD. Сегодня мы расскажем об этом безрельсовом городском электротранспорте немного подробнее.
Выпуская новый троллейбус, на предприятии не пытались сделать что-то из ряда вон выходящее. Напротив, «восьмая» модель во многом повторяла конструкцию предшественника. Единственным важным отличием стала электрическая часть машины. Ее постарались максимально упростить. Благодаря этому не только облегчилось их обслуживание, но и пользователи получили надежный аппарат, выпускаемый более крупными сериями, чем «семерка».
Почти сразу проявилась востребованность техники: ее закупали не только чехословацкие города, имевшие троллейбусные линии, но и другие страны. Если обратить внимание на внешние отличия от 7 Tr, то вот некоторые детали:
✅ обычные поворотники вместо качающихся
✅ исчезли баннеры над задними дверями
✅ не было горизонтальных пазов между фарами
Внутри также произошел ряд изменений: пол покрыли профилированным настилом, появился резиновый ковер и действие педалей привода и тормоза передавались непосредственно на небольшой контроллер. Последний без каких-либо ограничений управлял работой контакторов, что упростило обслуживание «рогатого». В целом имелось 11 этапов движения и девять торможения.
В более поздних машинах отказались и от боковых защитных решеток. Кроме того, бывшую эмблему Пльзенского предприятия имени Ленина сменил прекрасно знакомый нам логотип: алюминиевая крылатая стрела. На стыке двух десятилетий 485 единиц техники (из общих 742-х) отправились на экспорт в другие страны:
✅ СССР
✅ Китай
✅ ГДР
✅ Польшу
✅ Румынию
Троллейбусы Skoda 8 Tr стали последними новыми троллейбусами, которые получила Прага. В то же время они оказались малопригодными для эксплуатации в условиях столицы из-за малой мощности. Однако, по решению центральных плановых органов, существующему заводу-поставщику Tatrovka больше не разрешалось продолжать разработку троллейбусов. Да и производственных мощностей на тот момент уже не хватало.
Так, что Skoda 8 Tr в начале 60-х остался единственной моделью, выпускаемой в ЧССР. Всего для нужд пражского троллейбусного парка закупили 35 единиц. Правда, сюда они попали только в 1960 году. Тогда же производство троллейбусов было перенесено на новый завод «Шкода Остров-над-Огржи». Еще больше машин отправилось в другие крупные чешские города
Третий по величине город Чехии Острава непродолжительное время в начале 50-х эксплуатировал Skoda 7 Tr. С 1958 года начались поставки новой модели. Всего с 1958 по 1961 год в центр угольного края поставлен 21 троллейбус «восьмой» модели.
Чтобы увеличить их пассажировместимость, с 1961 по 1963 годы три троллейбуса получили прицепы Karosa B 40. Некоторые остравские троллейбусы подвергли более масштабной модернизации, использовав компоненты из оборудования новой, «девятой» модели. Благодаря такой омологации, техника смогла эксплуатироваться в целом 21 год. Острава стала последним городом Чехословакии, использовавшем Skoda 8 Tr. Последний из них списан в 1982 году.
Остановимся немного на его технической стороне. Мы имеем дело с двухосным трехдверным троллейбусом с самонесущим цельнометаллическим кузовом. Он имел дополнительные удобства при посадке пассажиров через заднюю дверь и возможность эксплуатации вместе с кондуктором. Вот другие его особенности:
✅ мягкие сидения комбинированного расположения
✅ задняя площадка без сидений
✅ неавтоматическое электрооборудование
✅ резисторы, расположенные под полом
Там же установили и контактор с регулировкой сопротивления. К сожалению, местные власти не смогли сберечь ни одной единицы техники для истории – все они были утилизированы после вывода из эксплуатации. Чтобы получить экспонат Dopravni podnik Ostrava a.s позаимствовал машину из города Готвальдов. Там он уже несколько лет использовался в качестве мастерской и склада. После этого троллейбус подвергли реставрации в 2016 году, постаравшись придать ему вид начала 60-х.
В период с 1957 по 1961 год компания DP Pardubice также закупила в общей сложности 14 новых машин этого типа. Они пользовались большой популярностью у водителей и ремонтных бригад за простоту конструкции и надежность. Но их средняя продолжительность жизни не превышала 14 лет. Поэтому в начале 70-х на пардубицких маршрутах старую технику заменили на троллейбусы «девятой» модели.
Интересно, но летом 1989 года в Пардубице вновь появился Skoda 8 Tr. Им стал экспонат пражского Музея общественного транспорта. Его решили опробовать в этом городе, намотав не один десяток километров по пардубицким линиям. В то время в центральночешском городе еще оставались списанные «восьмерки», но идею сохранить собственный экземпляр никто не высказал.
Когда в 1998 году спохватились, то выбирать было уже не из чего. Поэтому им пришлось обратиться за помощью к столичным коллегам. Они попросили у пражского музея именно тот образец техники, который почти десятилетие назад уже колесил по пардубицким маршрутам. Аппарат подвергли реставрации, что растянулось на несколько десятилетий.
Троллейбус Skoda 8 Tr под номером 494 был изготовлен в конце 1959-го и принят для эксплуатации в начале следующего года. Окончательный вывод их из использования – 1972-й. Долгое время он хранился в музее MHD, не имея возможности прокатится по столице, из-за отсутствия троллейбусных линий. При этом его неоднократно арендовали для проведения различных мероприятий в других чешских городах. Но в 2017 году началась реанимация пражского троллейбусного движения.
Вход в салон осуществлялся во время эксплуатации на все три двери, выход – только на среднюю. Передняя обычно служила для погрузочно-разгрузочных работ, а двумя остальными управлял кондуктор из своей будки, расположенной в конце салона. Вот параметры техники:
✅ длина – 10,7 м
✅ вес – 9,9 т
✅ максимальная скорость – 50 км/ч
✅ мощность двигателя – 150 л. с
✅ сидячих мест – 19
✅ стоячих мест – 59
В 1983 и 1986 годах проводился капитальный ремонт кузова, позже – электрооборудования. Последними крупными работами стало восстановление лакокрасочного покрытия в период с 1997 по 1998 годы. Троллейбусу придали вид рабочего состояния начала эксплуатации, включая цвет кузова.
Тем интереснее для местной истории стала последняя модель троллейбуса, перевозившая пражан и жителей столицы по старинным местным улочкам. События развивались следующим образом. До 1953 года здесь использовалась модель пльзенского производства – Skoda 7 Tr. Он оказался слишком тесным для растущих объемом городских пассажироперевозок и в том же году заменен транспортом конкурентов – Tatrovka T 400/IIIA большей вместимости. Несколько лет спустя Skoda дала свой ответ.
Skoda 8 Tr – единственный в Чехословакии 60-х. Фото автора
Появившийся к концу десятилетия Skoda 8 Tr стал последним троллейбусом, выехавшим на пражские маршруты. Поэтому неудивительно, что одна из моделей сейчас выставлена как экспонат в музее общественного транспорта MHD. Сегодня мы расскажем об этом безрельсовом городском электротранспорте немного подробнее.
Гегемон шестого десятилетия
Выпуская новый троллейбус, на предприятии не пытались сделать что-то из ряда вон выходящее. Напротив, «восьмая» модель во многом повторяла конструкцию предшественника. Единственным важным отличием стала электрическая часть машины. Ее постарались максимально упростить. Благодаря этому не только облегчилось их обслуживание, но и пользователи получили надежный аппарат, выпускаемый более крупными сериями, чем «семерка».
Опытный образец нового Skoda 8 Tr появился в 1956 году. Впервые его в том же году представили в Каире, усилив теплоизоляцию. После этого он отправился на испытания в чехословацкую столицу, в результате которых пытались определить преимущества двух- или трехосных троллейбусов. Позже стартовало серийное производство.
Почти сразу проявилась востребованность техники: ее закупали не только чехословацкие города, имевшие троллейбусные линии, но и другие страны. Если обратить внимание на внешние отличия от 7 Tr, то вот некоторые детали:
✅ обычные поворотники вместо качающихся
✅ исчезли баннеры над задними дверями
✅ не было горизонтальных пазов между фарами
Внутри также произошел ряд изменений: пол покрыли профилированным настилом, появился резиновый ковер и действие педалей привода и тормоза передавались непосредственно на небольшой контроллер. Последний без каких-либо ограничений управлял работой контакторов, что упростило обслуживание «рогатого». В целом имелось 11 этапов движения и девять торможения.
Двухосные модели в то время встречались нечасто. Фото автора
В более поздних машинах отказались и от боковых защитных решеток. Кроме того, бывшую эмблему Пльзенского предприятия имени Ленина сменил прекрасно знакомый нам логотип: алюминиевая крылатая стрела. На стыке двух десятилетий 485 единиц техники (из общих 742-х) отправились на экспорт в другие страны:
✅ СССР
✅ Китай
✅ ГДР
✅ Польшу
✅ Румынию
Троллейбусы Skoda 8 Tr стали последними новыми троллейбусами, которые получила Прага. В то же время они оказались малопригодными для эксплуатации в условиях столицы из-за малой мощности. Однако, по решению центральных плановых органов, существующему заводу-поставщику Tatrovka больше не разрешалось продолжать разработку троллейбусов. Да и производственных мощностей на тот момент уже не хватало.
Так, что Skoda 8 Tr в начале 60-х остался единственной моделью, выпускаемой в ЧССР. Всего для нужд пражского троллейбусного парка закупили 35 единиц. Правда, сюда они попали только в 1960 году. Тогда же производство троллейбусов было перенесено на новый завод «Шкода Остров-над-Огржи». Еще больше машин отправилось в другие крупные чешские города
Внутренняя география поставок городского электротранспорта
Третий по величине город Чехии Острава непродолжительное время в начале 50-х эксплуатировал Skoda 7 Tr. С 1958 года начались поставки новой модели. Всего с 1958 по 1961 год в центр угольного края поставлен 21 троллейбус «восьмой» модели.
Вместимость Skoda 8 Tr явно не впечатляла. Фото автора
Чтобы увеличить их пассажировместимость, с 1961 по 1963 годы три троллейбуса получили прицепы Karosa B 40. Некоторые остравские троллейбусы подвергли более масштабной модернизации, использовав компоненты из оборудования новой, «девятой» модели. Благодаря такой омологации, техника смогла эксплуатироваться в целом 21 год. Острава стала последним городом Чехословакии, использовавшем Skoda 8 Tr. Последний из них списан в 1982 году.
Остановимся немного на его технической стороне. Мы имеем дело с двухосным трехдверным троллейбусом с самонесущим цельнометаллическим кузовом. Он имел дополнительные удобства при посадке пассажиров через заднюю дверь и возможность эксплуатации вместе с кондуктором. Вот другие его особенности:
✅ мягкие сидения комбинированного расположения
✅ задняя площадка без сидений
✅ неавтоматическое электрооборудование
✅ резисторы, расположенные под полом
Там же установили и контактор с регулировкой сопротивления. К сожалению, местные власти не смогли сберечь ни одной единицы техники для истории – все они были утилизированы после вывода из эксплуатации. Чтобы получить экспонат Dopravni podnik Ostrava a.s позаимствовал машину из города Готвальдов. Там он уже несколько лет использовался в качестве мастерской и склада. После этого троллейбус подвергли реставрации в 2016 году, постаравшись придать ему вид начала 60-х.
В период с 1957 по 1961 год компания DP Pardubice также закупила в общей сложности 14 новых машин этого типа. Они пользовались большой популярностью у водителей и ремонтных бригад за простоту конструкции и надежность. Но их средняя продолжительность жизни не превышала 14 лет. Поэтому в начале 70-х на пардубицких маршрутах старую технику заменили на троллейбусы «девятой» модели.
Средняя дверь Skoda 8 Tr – для выхода. Фото автора
Интересно, но летом 1989 года в Пардубице вновь появился Skoda 8 Tr. Им стал экспонат пражского Музея общественного транспорта. Его решили опробовать в этом городе, намотав не один десяток километров по пардубицким линиям. В то время в центральночешском городе еще оставались списанные «восьмерки», но идею сохранить собственный экземпляр никто не высказал.
Когда в 1998 году спохватились, то выбирать было уже не из чего. Поэтому им пришлось обратиться за помощью к столичным коллегам. Они попросили у пражского музея именно тот образец техники, который почти десятилетие назад уже колесил по пардубицким маршрутам. Аппарат подвергли реставрации, что растянулось на несколько десятилетий.
Skoda 8 Tr в пражском музее MHD
Троллейбус Skoda 8 Tr под номером 494 был изготовлен в конце 1959-го и принят для эксплуатации в начале следующего года. Окончательный вывод их из использования – 1972-й. Долгое время он хранился в музее MHD, не имея возможности прокатится по столице, из-за отсутствия троллейбусных линий. При этом его неоднократно арендовали для проведения различных мероприятий в других чешских городах. Но в 2017 году началась реанимация пражского троллейбусного движения.
Сегодня Skoda 8 Tr лишь экспонат музея. Фото автора
Вход в салон осуществлялся во время эксплуатации на все три двери, выход – только на среднюю. Передняя обычно служила для погрузочно-разгрузочных работ, а двумя остальными управлял кондуктор из своей будки, расположенной в конце салона. Вот параметры техники:
✅ длина – 10,7 м
✅ вес – 9,9 т
✅ максимальная скорость – 50 км/ч
✅ мощность двигателя – 150 л. с
✅ сидячих мест – 19
✅ стоячих мест – 59
В 1983 и 1986 годах проводился капитальный ремонт кузова, позже – электрооборудования. Последними крупными работами стало восстановление лакокрасочного покрытия в период с 1997 по 1998 годы. Троллейбусу придали вид рабочего состояния начала эксплуатации, включая цвет кузова.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....