
Единственная модель чехословацкого троллейбуса начала 60-х – Skoda 8 Tr
В любом крупном городе мира существует сразу несколько видов городского транспорта. Также, иногда, некоторые из них добавляются или упраздняются. Так в чехословацкой столице с середины 70-х ввели в действие первую линию метрополитена. На сегодняшний день их три, и активно идет подготовка к строительству четвертой. Напротив, пражский троллейбус существовал с 1936 по 1972 года. После местный муниципалитет решил отказаться от этого вида транспорта.
Тем интереснее для местной истории стала последняя модель троллейбуса, перевозившая пражан и жителей столицы по старинным местным улочкам. События развивались следующим образом. До 1953 года здесь использовалась модель пльзенского производства – Skoda 7 Tr. Он оказался слишком тесным для растущих объемом городских пассажироперевозок и в том же году заменен транспортом конкурентов – Tatrovka T 400/IIIA большей вместимости. Несколько лет спустя Skoda дала свой ответ.
Skoda 8 Tr – единственный в Чехословакии 60-х. Фото автора
Появившийся к концу десятилетия Skoda 8 Tr стал последним троллейбусом, выехавшим на пражские маршруты. Поэтому неудивительно, что одна из моделей сейчас выставлена как экспонат в музее общественного транспорта MHD. Сегодня мы расскажем об этом безрельсовом городском электротранспорте немного подробнее.
Выпуская новый троллейбус, на предприятии не пытались сделать что-то из ряда вон выходящее. Напротив, «восьмая» модель во многом повторяла конструкцию предшественника. Единственным важным отличием стала электрическая часть машины. Ее постарались максимально упростить. Благодаря этому не только облегчилось их обслуживание, но и пользователи получили надежный аппарат, выпускаемый более крупными сериями, чем «семерка».
Почти сразу проявилась востребованность техники: ее закупали не только чехословацкие города, имевшие троллейбусные линии, но и другие страны. Если обратить внимание на внешние отличия от 7 Tr, то вот некоторые детали:
✅ обычные поворотники вместо качающихся
✅ исчезли баннеры над задними дверями
✅ не было горизонтальных пазов между фарами
Внутри также произошел ряд изменений: пол покрыли профилированным настилом, появился резиновый ковер и действие педалей привода и тормоза передавались непосредственно на небольшой контроллер. Последний без каких-либо ограничений управлял работой контакторов, что упростило обслуживание «рогатого». В целом имелось 11 этапов движения и девять торможения.
Двухосные модели в то время встречались нечасто. Фото автора
В более поздних машинах отказались и от боковых защитных решеток. Кроме того, бывшую эмблему Пльзенского предприятия имени Ленина сменил прекрасно знакомый нам логотип: алюминиевая крылатая стрела. На стыке двух десятилетий 485 единиц техники (из общих 742-х) отправились на экспорт в другие страны:
✅ СССР
✅ Китай
✅ ГДР
✅ Польшу
✅ Румынию
Троллейбусы Skoda 8 Tr стали последними новыми троллейбусами, которые получила Прага. В то же время они оказались малопригодными для эксплуатации в условиях столицы из-за малой мощности. Однако, по решению центральных плановых органов, существующему заводу-поставщику Tatrovka больше не разрешалось продолжать разработку троллейбусов. Да и производственных мощностей на тот момент уже не хватало.
Так, что Skoda 8 Tr в начале 60-х остался единственной моделью, выпускаемой в ЧССР. Всего для нужд пражского троллейбусного парка закупили 35 единиц. Правда, сюда они попали только в 1960 году. Тогда же производство троллейбусов было перенесено на новый завод «Шкода Остров-над-Огржи». Еще больше машин отправилось в другие крупные чешские города
Третий по величине город Чехии Острава непродолжительное время в начале 50-х эксплуатировал Skoda 7 Tr. С 1958 года начались поставки новой модели. Всего с 1958 по 1961 год в центр угольного края поставлен 21 троллейбус «восьмой» модели.
Вместимость Skoda 8 Tr явно не впечатляла. Фото автора
Чтобы увеличить их пассажировместимость, с 1961 по 1963 годы три троллейбуса получили прицепы Karosa B 40. Некоторые остравские троллейбусы подвергли более масштабной модернизации, использовав компоненты из оборудования новой, «девятой» модели. Благодаря такой омологации, техника смогла эксплуатироваться в целом 21 год. Острава стала последним городом Чехословакии, использовавшем Skoda 8 Tr. Последний из них списан в 1982 году.
Остановимся немного на его технической стороне. Мы имеем дело с двухосным трехдверным троллейбусом с самонесущим цельнометаллическим кузовом. Он имел дополнительные удобства при посадке пассажиров через заднюю дверь и возможность эксплуатации вместе с кондуктором. Вот другие его особенности:
✅ мягкие сидения комбинированного расположения
✅ задняя площадка без сидений
✅ неавтоматическое электрооборудование
✅ резисторы, расположенные под полом
Там же установили и контактор с регулировкой сопротивления. К сожалению, местные власти не смогли сберечь ни одной единицы техники для истории – все они были утилизированы после вывода из эксплуатации. Чтобы получить экспонат Dopravni podnik Ostrava a.s позаимствовал машину из города Готвальдов. Там он уже несколько лет использовался в качестве мастерской и склада. После этого троллейбус подвергли реставрации в 2016 году, постаравшись придать ему вид начала 60-х.
В период с 1957 по 1961 год компания DP Pardubice также закупила в общей сложности 14 новых машин этого типа. Они пользовались большой популярностью у водителей и ремонтных бригад за простоту конструкции и надежность. Но их средняя продолжительность жизни не превышала 14 лет. Поэтому в начале 70-х на пардубицких маршрутах старую технику заменили на троллейбусы «девятой» модели.
Средняя дверь Skoda 8 Tr – для выхода. Фото автора
Интересно, но летом 1989 года в Пардубице вновь появился Skoda 8 Tr. Им стал экспонат пражского Музея общественного транспорта. Его решили опробовать в этом городе, намотав не один десяток километров по пардубицким линиям. В то время в центральночешском городе еще оставались списанные «восьмерки», но идею сохранить собственный экземпляр никто не высказал.
Когда в 1998 году спохватились, то выбирать было уже не из чего. Поэтому им пришлось обратиться за помощью к столичным коллегам. Они попросили у пражского музея именно тот образец техники, который почти десятилетие назад уже колесил по пардубицким маршрутам. Аппарат подвергли реставрации, что растянулось на несколько десятилетий.
Троллейбус Skoda 8 Tr под номером 494 был изготовлен в конце 1959-го и принят для эксплуатации в начале следующего года. Окончательный вывод их из использования – 1972-й. Долгое время он хранился в музее MHD, не имея возможности прокатится по столице, из-за отсутствия троллейбусных линий. При этом его неоднократно арендовали для проведения различных мероприятий в других чешских городах. Но в 2017 году началась реанимация пражского троллейбусного движения.
Сегодня Skoda 8 Tr лишь экспонат музея. Фото автора
Вход в салон осуществлялся во время эксплуатации на все три двери, выход – только на среднюю. Передняя обычно служила для погрузочно-разгрузочных работ, а двумя остальными управлял кондуктор из своей будки, расположенной в конце салона. Вот параметры техники:
✅ длина – 10,7 м
✅ вес – 9,9 т
✅ максимальная скорость – 50 км/ч
✅ мощность двигателя – 150 л. с
✅ сидячих мест – 19
✅ стоячих мест – 59
В 1983 и 1986 годах проводился капитальный ремонт кузова, позже – электрооборудования. Последними крупными работами стало восстановление лакокрасочного покрытия в период с 1997 по 1998 годы. Троллейбусу придали вид рабочего состояния начала эксплуатации, включая цвет кузова.
Тем интереснее для местной истории стала последняя модель троллейбуса, перевозившая пражан и жителей столицы по старинным местным улочкам. События развивались следующим образом. До 1953 года здесь использовалась модель пльзенского производства – Skoda 7 Tr. Он оказался слишком тесным для растущих объемом городских пассажироперевозок и в том же году заменен транспортом конкурентов – Tatrovka T 400/IIIA большей вместимости. Несколько лет спустя Skoda дала свой ответ.

Появившийся к концу десятилетия Skoda 8 Tr стал последним троллейбусом, выехавшим на пражские маршруты. Поэтому неудивительно, что одна из моделей сейчас выставлена как экспонат в музее общественного транспорта MHD. Сегодня мы расскажем об этом безрельсовом городском электротранспорте немного подробнее.
Гегемон шестого десятилетия
Выпуская новый троллейбус, на предприятии не пытались сделать что-то из ряда вон выходящее. Напротив, «восьмая» модель во многом повторяла конструкцию предшественника. Единственным важным отличием стала электрическая часть машины. Ее постарались максимально упростить. Благодаря этому не только облегчилось их обслуживание, но и пользователи получили надежный аппарат, выпускаемый более крупными сериями, чем «семерка».
Опытный образец нового Skoda 8 Tr появился в 1956 году. Впервые его в том же году представили в Каире, усилив теплоизоляцию. После этого он отправился на испытания в чехословацкую столицу, в результате которых пытались определить преимущества двух- или трехосных троллейбусов. Позже стартовало серийное производство.
Почти сразу проявилась востребованность техники: ее закупали не только чехословацкие города, имевшие троллейбусные линии, но и другие страны. Если обратить внимание на внешние отличия от 7 Tr, то вот некоторые детали:
✅ обычные поворотники вместо качающихся
✅ исчезли баннеры над задними дверями
✅ не было горизонтальных пазов между фарами
Внутри также произошел ряд изменений: пол покрыли профилированным настилом, появился резиновый ковер и действие педалей привода и тормоза передавались непосредственно на небольшой контроллер. Последний без каких-либо ограничений управлял работой контакторов, что упростило обслуживание «рогатого». В целом имелось 11 этапов движения и девять торможения.

В более поздних машинах отказались и от боковых защитных решеток. Кроме того, бывшую эмблему Пльзенского предприятия имени Ленина сменил прекрасно знакомый нам логотип: алюминиевая крылатая стрела. На стыке двух десятилетий 485 единиц техники (из общих 742-х) отправились на экспорт в другие страны:
✅ СССР
✅ Китай
✅ ГДР
✅ Польшу
✅ Румынию
Троллейбусы Skoda 8 Tr стали последними новыми троллейбусами, которые получила Прага. В то же время они оказались малопригодными для эксплуатации в условиях столицы из-за малой мощности. Однако, по решению центральных плановых органов, существующему заводу-поставщику Tatrovka больше не разрешалось продолжать разработку троллейбусов. Да и производственных мощностей на тот момент уже не хватало.
Так, что Skoda 8 Tr в начале 60-х остался единственной моделью, выпускаемой в ЧССР. Всего для нужд пражского троллейбусного парка закупили 35 единиц. Правда, сюда они попали только в 1960 году. Тогда же производство троллейбусов было перенесено на новый завод «Шкода Остров-над-Огржи». Еще больше машин отправилось в другие крупные чешские города
Внутренняя география поставок городского электротранспорта
Третий по величине город Чехии Острава непродолжительное время в начале 50-х эксплуатировал Skoda 7 Tr. С 1958 года начались поставки новой модели. Всего с 1958 по 1961 год в центр угольного края поставлен 21 троллейбус «восьмой» модели.

Чтобы увеличить их пассажировместимость, с 1961 по 1963 годы три троллейбуса получили прицепы Karosa B 40. Некоторые остравские троллейбусы подвергли более масштабной модернизации, использовав компоненты из оборудования новой, «девятой» модели. Благодаря такой омологации, техника смогла эксплуатироваться в целом 21 год. Острава стала последним городом Чехословакии, использовавшем Skoda 8 Tr. Последний из них списан в 1982 году.
Остановимся немного на его технической стороне. Мы имеем дело с двухосным трехдверным троллейбусом с самонесущим цельнометаллическим кузовом. Он имел дополнительные удобства при посадке пассажиров через заднюю дверь и возможность эксплуатации вместе с кондуктором. Вот другие его особенности:
✅ мягкие сидения комбинированного расположения
✅ задняя площадка без сидений
✅ неавтоматическое электрооборудование
✅ резисторы, расположенные под полом
Там же установили и контактор с регулировкой сопротивления. К сожалению, местные власти не смогли сберечь ни одной единицы техники для истории – все они были утилизированы после вывода из эксплуатации. Чтобы получить экспонат Dopravni podnik Ostrava a.s позаимствовал машину из города Готвальдов. Там он уже несколько лет использовался в качестве мастерской и склада. После этого троллейбус подвергли реставрации в 2016 году, постаравшись придать ему вид начала 60-х.
В период с 1957 по 1961 год компания DP Pardubice также закупила в общей сложности 14 новых машин этого типа. Они пользовались большой популярностью у водителей и ремонтных бригад за простоту конструкции и надежность. Но их средняя продолжительность жизни не превышала 14 лет. Поэтому в начале 70-х на пардубицких маршрутах старую технику заменили на троллейбусы «девятой» модели.

Интересно, но летом 1989 года в Пардубице вновь появился Skoda 8 Tr. Им стал экспонат пражского Музея общественного транспорта. Его решили опробовать в этом городе, намотав не один десяток километров по пардубицким линиям. В то время в центральночешском городе еще оставались списанные «восьмерки», но идею сохранить собственный экземпляр никто не высказал.
Когда в 1998 году спохватились, то выбирать было уже не из чего. Поэтому им пришлось обратиться за помощью к столичным коллегам. Они попросили у пражского музея именно тот образец техники, который почти десятилетие назад уже колесил по пардубицким маршрутам. Аппарат подвергли реставрации, что растянулось на несколько десятилетий.
Skoda 8 Tr в пражском музее MHD
Троллейбус Skoda 8 Tr под номером 494 был изготовлен в конце 1959-го и принят для эксплуатации в начале следующего года. Окончательный вывод их из использования – 1972-й. Долгое время он хранился в музее MHD, не имея возможности прокатится по столице, из-за отсутствия троллейбусных линий. При этом его неоднократно арендовали для проведения различных мероприятий в других чешских городах. Но в 2017 году началась реанимация пражского троллейбусного движения.

Вход в салон осуществлялся во время эксплуатации на все три двери, выход – только на среднюю. Передняя обычно служила для погрузочно-разгрузочных работ, а двумя остальными управлял кондуктор из своей будки, расположенной в конце салона. Вот параметры техники:
✅ длина – 10,7 м
✅ вес – 9,9 т
✅ максимальная скорость – 50 км/ч
✅ мощность двигателя – 150 л. с
✅ сидячих мест – 19
✅ стоячих мест – 59
В 1983 и 1986 годах проводился капитальный ремонт кузова, позже – электрооборудования. Последними крупными работами стало восстановление лакокрасочного покрытия в период с 1997 по 1998 годы. Троллейбусу придали вид рабочего состояния начала эксплуатации, включая цвет кузова.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...