Последняя заднеприводная Lancia 037, победившая на чемпионате мира по ралли – 1983
На сегодняшний день Lancia действует только на внутреннем итальянском рынке, где продается единственная модель – хэтчбек Y. Но, в былые времена у бренда имелся широкий ассортимент автомобилей и царила раллийная атмосфера. Сегодня речь пойдет об одном из таковых – модели Lancia 037.
В 1977 году компания Audi разработала полноприводный автомобиль для своих военных, и у них появилась идея. Оставался единственный вопрос, можно ли добиться того, чтобы система полного привода работала в обычном седане? И они это сделали: под покровом ночи на карьере в отдаленной части Германии проводились секретные испытания.
Стало сразу очевидным, что семейный седан на полном приводе, обладает отличным сцеплением на трассе. Это означало, что автомобиль мог быстро преодолевать повороты на гравийной дороге. По мнению создателей, такой факт поможет отлично выступать на ралли.
Но, к сожалению, оставалась одна проблема. Дело в том, что в книге правил автоспорта 1979 года выпуска, на одной из страниц говорилось, что к участию в ралли не допускаются полноприводные автомобили.
Компания Audi поразмыслила над этим, и отправила своего человека в Париж на заседание спортивного руководящего органа, чтобы попытаться внести свои изменения. Он поступил достаточно грамотно, дождавшись окончания собрания.
Когда все уже надели свою верхнюю одежду, он сказал: «Простите, еще один момент. Ничего страшного, если мы избавимся от правила, запрещающего использовать полноприводные автомобили в ралли?» Все подумали, он явно хочет сесть в свой дурацкий маленький армейский джип и тому подобное. А в ответ сказали: «Да, да, хорошо», – и разошлись по домам.
В 1982 году Audi одержала победу в ралли на своих моделях Quattro. С этого момента все поняли, что для отличных результатов нужно иметь полный привод. Тем не менее ответ на эту модель от компании Lancia – заднеприводный вариант.
Так как автомобиль сделали среднемоторным, крышка двигателя (для облегчения обслуживания на соревнованиях) открывалась целиком вместе с крыльями. Компактное купе имело размеры:
✅ длина – 3915 мм
✅ ширина – 1850 мм
✅ высота – 1245 мм
Весило оно всего 1170 кг. Поэтому, несмотря на невысокую производительность, купе разгонялось с места до «сотни» менее чем за шесть секунд, показывая итоговые 225 км/ч. Дополнительное изменение положение передач увеличило максимальную скорость до 258 км/ч.
В модели 037 продольно устанавливался полностью алюминиевый рядный четырехцилиндровый двигатель типа 232 AR4 родом из Fiat 131 Abarth. Он имел такие характеристики:
✅ рабочий объем – 1,9 литра (диаметр 84, ход 90 мм)
✅ мощность – 208 л. с
✅ крутящий момент – 230 Нм
✅ механический компрессор Volumex-Abarth
Топливо подавалось с помощью классического карбюратора Weber 40 DCN VH 15/250. За зажигание отвечал агрегат Magnetti Marelli AEI 200 в паре со свечами Champion N2G. Интерьер салона оказался спартанским. Передние спортивные сиденья обтянули замшей, внутри установили обычные приборы и датчики:
✅ манометр давления масла
✅ датчик охлаждающей жидкости
✅ тахометр
Подсветка всей этой электроники регулировалась вручную. Звукоизоляцию применили минимальную. Поэтому рев двигателя прекрасно слышался в салоне, несмотря на то, что он был отделен стеклом и какими-то элементами шумоизоляции. Не было в автомобиле ни радио, ни других дополнений, которыми владеют современные спорткары. Зато установили пепельницу.
Но мы говорим о дорожном варианте, самое время сосредоточиться на раллийном варианте. В нем, благодаря степени сжатия 9,0:1 и установке системы впрыска Bosch, двигатель выдавал уже 250 л. с. Финальная версия гоночного автомобиля показала другие цифры:
✅ рабочий объем – 2,1 литра
✅ мощность – 325 л. с
✅ крутящий момент 340 Н*м при 5500 об/мин
В модификации Asphalt мощность увеличили до 340 л. с. Раллийные авто весили около 960 кг, кузов изготовлен из кевлара, а почти все окна были пластиковыми. Внутри не обошлось без каркаса безопасности из дюралюминия. Длина «037-й» стала почти на 25 мм короче, а ширина осталась прежней.
Колесные диски выполнили из магния, обутые в покрышки Pirelli P7 Corsa 205/55 R16 спереди и 205/50 R16 сзади. Иногда устанавливались 265/40. С нуля до «сотни» удалось разгоняться за 4,8 секунды.
Газовым амортизаторам придали максимально возможную настройку. Установлены большие вентилируемые тормоза от Brembo с передними 4-поршневыми и задними 2-поршневыми суппортами. Интерьер салона максимально упрощен: обивка, конечно, исчезла.
Панель из стекловолокна, отделанная неопреном, заменена на черный стальной молдинг с приборами. Экипаж пристегивался ремнями безопасности марки Sparco. Перед передним пассажирским сиденьем помещен бортовой компьютер и радиоприемник, а под ногами – огнетушитель.
Возвращаясь к гонкам, заметим, что за Audi стояла промышленная мощь «Фольксвагена», организованной и эффективной компании. Руководителем команды являлся Роланд Гумперт, доктор технических наук. Гонщики, участвовавшие в ралли от Audi: Хану Микола, Стиг Бланфист и Мишель Мутон.
А глава команды Lancia Чезаре Фиорио был другим человеком. Он любил женщин и яхты. Кроме того, руководил итальянцами на пределе своих возможностей. За это время Audi выиграла 21 ралли. Тем временем в Lancia работали Марко Алан и Уолтер Роул, великолепный спортсмен, заявивший, что не хочет становиться чемпионом мира. Однако у Lancia имелся бесспорный козырь в рукаве. Они всю жизнь занимались ралли-рейдами.
Сборная четыре раза выигрывала чемпионат на таких автомобилях как «Фульвия» и «Стратос». Хотя босс команды выглядел как плейбой, он знал все хитрости. Несмотря на это, никто не ожидал что итальянцы победят в 1 раунде чемпионата в 1983 году. Он проходил в ледяных горах над Монте-Карло.
В то время как Audi готовилась к этому событию ремонтируя свои авто, Lancia… отправилась в супермаркет и скупила всю соль, которой посыпали наиболее труднодоступные повороты. К тому времени, как машина подъезжала, лед уже таял и это еще не все.
Команда обратилась к местным властям, чтобы те позаботились о трассе, на которой имелось много льда. Также у них был еще один трюк: в середине этапа они меняли шины. В правилах не оговаривалось, что это можно делать, но и запрета также не существовало.
Результат оказался отличным: заднеприводная модель Lancia пришла к финишу первой. На следующем соревновании в Швеции оказалось столько снега и льда, что не хватило бы никакой соли. Компания решила эту проблему, попросту не явившись на мероприятие. Таким образом Audi набирала очки. Три недели спустя это повторилось в Португалии, а еще больший успех был в Восточной Африке.
Но затем состоялись соревнования в Корсике, где все этапы проходят на гладком асфальте. Зрители ожидали, что проворные заднеприводные авто наберут много очков. Правда, никто не мог представить, сколько именно. Обычно команда приезжала на двух или трех машинах, в этот раз они приехали сразу на четырех. Это означало, что при безупречной работе (чего не получалось у конкурентов из-за постоянных поломок), они смогут одержать победу. Так и случилось.
Следующим ждал этап в Греции. Все прекрасно знали, что ухабистые дороги могут привести к поломкам. И они были, но итальянцы победили, оставшись почти целыми и невредимыми. Так оба соперника на протяжении года в разных странах боролись за свое место на пьедестале.
И вот пришло время отправится в ухабистый ад Финляндии. Возникла проблема, так как Уолтер Роул отказался туда ехать, сказав, что не любит прыжки с трамплина. Компания Audi смогла одержать победу, давшуюся ей довольно легко. Однако, когда оставалось всего три раунда, Lancia сохраняла теоретическую возможность выиграть чемпионат мира в Сан-Ремо.
Для того чтобы одержать победу, им пришлось решить одну проблему на своей раллийной трассе. Когда проезжала первая машина, она поднимала огромные столбы пыли, и через минуту следующий участник уже ничего не видел впереди себя. Тогда приняли решение оснастить командный фургон щетками и отправить его на трассу. Но это не принесло результатов.
Поэтому гонщики придумали хитрую тактику. После того как немцы стартовали, итальянцы оттягивали время, жалуясь на поломки и другие проблемы. А когда пыль рассеивалась, они трогались, но этому плану организаторы соревнований быстро положили конец. Дальше все зависело от мастерства пилота Роула. Благодаря тому, что водитель и автомобиль находились в полной гармонии, Уолтер смог одержать ошеломляющую победу на 33 из 58 этапов. Итальянская команда Lancia могла праздновать свой неожиданный триумф.
В 1977 году компания Audi разработала полноприводный автомобиль для своих военных, и у них появилась идея. Оставался единственный вопрос, можно ли добиться того, чтобы система полного привода работала в обычном седане? И они это сделали: под покровом ночи на карьере в отдаленной части Германии проводились секретные испытания.
Дорожная версия Lancia 037. Фото: youtube.com
Стало сразу очевидным, что семейный седан на полном приводе, обладает отличным сцеплением на трассе. Это означало, что автомобиль мог быстро преодолевать повороты на гравийной дороге. По мнению создателей, такой факт поможет отлично выступать на ралли.
Но, к сожалению, оставалась одна проблема. Дело в том, что в книге правил автоспорта 1979 года выпуска, на одной из страниц говорилось, что к участию в ралли не допускаются полноприводные автомобили.
Компания Audi поразмыслила над этим, и отправила своего человека в Париж на заседание спортивного руководящего органа, чтобы попытаться внести свои изменения. Он поступил достаточно грамотно, дождавшись окончания собрания.
Удобство доступа к двигателю в Lancia 037. Фото: youtube.com
Когда все уже надели свою верхнюю одежду, он сказал: «Простите, еще один момент. Ничего страшного, если мы избавимся от правила, запрещающего использовать полноприводные автомобили в ралли?» Все подумали, он явно хочет сесть в свой дурацкий маленький армейский джип и тому подобное. А в ответ сказали: «Да, да, хорошо», – и разошлись по домам.
Итальянский ответ немцам
В 1982 году Audi одержала победу в ралли на своих моделях Quattro. С этого момента все поняли, что для отличных результатов нужно иметь полный привод. Тем не менее ответ на эту модель от компании Lancia – заднеприводный вариант.
Кузов Lancia 037 в основном выполнили из легких материалов: стекловолокна и стеклопластика. Капот выдвинут вперед, а под ним нашлось место для запасного колеса.
Так как автомобиль сделали среднемоторным, крышка двигателя (для облегчения обслуживания на соревнованиях) открывалась целиком вместе с крыльями. Компактное купе имело размеры:
✅ длина – 3915 мм
✅ ширина – 1850 мм
✅ высота – 1245 мм
Весило оно всего 1170 кг. Поэтому, несмотря на невысокую производительность, купе разгонялось с места до «сотни» менее чем за шесть секунд, показывая итоговые 225 км/ч. Дополнительное изменение положение передач увеличило максимальную скорость до 258 км/ч.
В модели 037 продольно устанавливался полностью алюминиевый рядный четырехцилиндровый двигатель типа 232 AR4 родом из Fiat 131 Abarth. Он имел такие характеристики:
✅ рабочий объем – 1,9 литра (диаметр 84, ход 90 мм)
✅ мощность – 208 л. с
✅ крутящий момент – 230 Нм
✅ механический компрессор Volumex-Abarth
Топливо подавалось с помощью классического карбюратора Weber 40 DCN VH 15/250. За зажигание отвечал агрегат Magnetti Marelli AEI 200 в паре со свечами Champion N2G. Интерьер салона оказался спартанским. Передние спортивные сиденья обтянули замшей, внутри установили обычные приборы и датчики:
✅ манометр давления масла
✅ датчик охлаждающей жидкости
✅ тахометр
Подсветка всей этой электроники регулировалась вручную. Звукоизоляцию применили минимальную. Поэтому рев двигателя прекрасно слышался в салоне, несмотря на то, что он был отделен стеклом и какими-то элементами шумоизоляции. Не было в автомобиле ни радио, ни других дополнений, которыми владеют современные спорткары. Зато установили пепельницу.
Особенности раллийной версии
Но мы говорим о дорожном варианте, самое время сосредоточиться на раллийном варианте. В нем, благодаря степени сжатия 9,0:1 и установке системы впрыска Bosch, двигатель выдавал уже 250 л. с. Финальная версия гоночного автомобиля показала другие цифры:
✅ рабочий объем – 2,1 литра
✅ мощность – 325 л. с
✅ крутящий момент 340 Н*м при 5500 об/мин
В модификации Asphalt мощность увеличили до 340 л. с. Раллийные авто весили около 960 кг, кузов изготовлен из кевлара, а почти все окна были пластиковыми. Внутри не обошлось без каркаса безопасности из дюралюминия. Длина «037-й» стала почти на 25 мм короче, а ширина осталась прежней.
Колесные диски выполнили из магния, обутые в покрышки Pirelli P7 Corsa 205/55 R16 спереди и 205/50 R16 сзади. Иногда устанавливались 265/40. С нуля до «сотни» удалось разгоняться за 4,8 секунды.
Газовым амортизаторам придали максимально возможную настройку. Установлены большие вентилируемые тормоза от Brembo с передними 4-поршневыми и задними 2-поршневыми суппортами. Интерьер салона максимально упрощен: обивка, конечно, исчезла.
Панель из стекловолокна, отделанная неопреном, заменена на черный стальной молдинг с приборами. Экипаж пристегивался ремнями безопасности марки Sparco. Перед передним пассажирским сиденьем помещен бортовой компьютер и радиоприемник, а под ногами – огнетушитель.
Успехи итальянцев в ралли
Возвращаясь к гонкам, заметим, что за Audi стояла промышленная мощь «Фольксвагена», организованной и эффективной компании. Руководителем команды являлся Роланд Гумперт, доктор технических наук. Гонщики, участвовавшие в ралли от Audi: Хану Микола, Стиг Бланфист и Мишель Мутон.
Немецкий Quattro – лидер многих ралли. Фото: youtube.com
А глава команды Lancia Чезаре Фиорио был другим человеком. Он любил женщин и яхты. Кроме того, руководил итальянцами на пределе своих возможностей. За это время Audi выиграла 21 ралли. Тем временем в Lancia работали Марко Алан и Уолтер Роул, великолепный спортсмен, заявивший, что не хочет становиться чемпионом мира. Однако у Lancia имелся бесспорный козырь в рукаве. Они всю жизнь занимались ралли-рейдами.
Сборная четыре раза выигрывала чемпионат на таких автомобилях как «Фульвия» и «Стратос». Хотя босс команды выглядел как плейбой, он знал все хитрости. Несмотря на это, никто не ожидал что итальянцы победят в 1 раунде чемпионата в 1983 году. Он проходил в ледяных горах над Монте-Карло.
В то время как Audi готовилась к этому событию ремонтируя свои авто, Lancia… отправилась в супермаркет и скупила всю соль, которой посыпали наиболее труднодоступные повороты. К тому времени, как машина подъезжала, лед уже таял и это еще не все.
Команда обратилась к местным властям, чтобы те позаботились о трассе, на которой имелось много льда. Также у них был еще один трюк: в середине этапа они меняли шины. В правилах не оговаривалось, что это можно делать, но и запрета также не существовало.
На асфальте преимущество было у Lancia 037. Фото: youtube.com
Результат оказался отличным: заднеприводная модель Lancia пришла к финишу первой. На следующем соревновании в Швеции оказалось столько снега и льда, что не хватило бы никакой соли. Компания решила эту проблему, попросту не явившись на мероприятие. Таким образом Audi набирала очки. Три недели спустя это повторилось в Португалии, а еще больший успех был в Восточной Африке.
Но затем состоялись соревнования в Корсике, где все этапы проходят на гладком асфальте. Зрители ожидали, что проворные заднеприводные авто наберут много очков. Правда, никто не мог представить, сколько именно. Обычно команда приезжала на двух или трех машинах, в этот раз они приехали сразу на четырех. Это означало, что при безупречной работе (чего не получалось у конкурентов из-за постоянных поломок), они смогут одержать победу. Так и случилось.
Следующим ждал этап в Греции. Все прекрасно знали, что ухабистые дороги могут привести к поломкам. И они были, но итальянцы победили, оставшись почти целыми и невредимыми. Так оба соперника на протяжении года в разных странах боролись за свое место на пьедестале.
Победная концовка
И вот пришло время отправится в ухабистый ад Финляндии. Возникла проблема, так как Уолтер Роул отказался туда ехать, сказав, что не любит прыжки с трамплина. Компания Audi смогла одержать победу, давшуюся ей довольно легко. Однако, когда оставалось всего три раунда, Lancia сохраняла теоретическую возможность выиграть чемпионат мира в Сан-Ремо.
Lancia 037 на виражах. Фото: youtube.com
Для того чтобы одержать победу, им пришлось решить одну проблему на своей раллийной трассе. Когда проезжала первая машина, она поднимала огромные столбы пыли, и через минуту следующий участник уже ничего не видел впереди себя. Тогда приняли решение оснастить командный фургон щетками и отправить его на трассу. Но это не принесло результатов.
Поэтому гонщики придумали хитрую тактику. После того как немцы стартовали, итальянцы оттягивали время, жалуясь на поломки и другие проблемы. А когда пыль рассеивалась, они трогались, но этому плану организаторы соревнований быстро положили конец. Дальше все зависело от мастерства пилота Роула. Благодаря тому, что водитель и автомобиль находились в полной гармонии, Уолтер смог одержать ошеломляющую победу на 33 из 58 этапов. Итальянская команда Lancia могла праздновать свой неожиданный триумф.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Увеличение штрафов в 40 раз и не только – последние изменения для автомобилистов
В новом видео на YouTube-канале «Александр Шумский» автор рассказывает об очередных изменениях в правилах дорожного движения, которые могут значительно...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....