
Последняя заднеприводная Lancia 037, победившая на чемпионате мира по ралли – 1983
На сегодняшний день Lancia действует только на внутреннем итальянском рынке, где продается единственная модель – хэтчбек Y. Но, в былые времена у бренда имелся широкий ассортимент автомобилей и царила раллийная атмосфера. Сегодня речь пойдет об одном из таковых – модели Lancia 037.
В 1977 году компания Audi разработала полноприводный автомобиль для своих военных, и у них появилась идея. Оставался единственный вопрос, можно ли добиться того, чтобы система полного привода работала в обычном седане? И они это сделали: под покровом ночи на карьере в отдаленной части Германии проводились секретные испытания.
Дорожная версия Lancia 037. Фото: youtube.com
Стало сразу очевидным, что семейный седан на полном приводе, обладает отличным сцеплением на трассе. Это означало, что автомобиль мог быстро преодолевать повороты на гравийной дороге. По мнению создателей, такой факт поможет отлично выступать на ралли.
Но, к сожалению, оставалась одна проблема. Дело в том, что в книге правил автоспорта 1979 года выпуска, на одной из страниц говорилось, что к участию в ралли не допускаются полноприводные автомобили.
Компания Audi поразмыслила над этим, и отправила своего человека в Париж на заседание спортивного руководящего органа, чтобы попытаться внести свои изменения. Он поступил достаточно грамотно, дождавшись окончания собрания.
Удобство доступа к двигателю в Lancia 037. Фото: youtube.com
Когда все уже надели свою верхнюю одежду, он сказал: «Простите, еще один момент. Ничего страшного, если мы избавимся от правила, запрещающего использовать полноприводные автомобили в ралли?» Все подумали, он явно хочет сесть в свой дурацкий маленький армейский джип и тому подобное. А в ответ сказали: «Да, да, хорошо», – и разошлись по домам.
В 1982 году Audi одержала победу в ралли на своих моделях Quattro. С этого момента все поняли, что для отличных результатов нужно иметь полный привод. Тем не менее ответ на эту модель от компании Lancia – заднеприводный вариант.
Так как автомобиль сделали среднемоторным, крышка двигателя (для облегчения обслуживания на соревнованиях) открывалась целиком вместе с крыльями. Компактное купе имело размеры:
✅ длина – 3915 мм
✅ ширина – 1850 мм
✅ высота – 1245 мм
Весило оно всего 1170 кг. Поэтому, несмотря на невысокую производительность, купе разгонялось с места до «сотни» менее чем за шесть секунд, показывая итоговые 225 км/ч. Дополнительное изменение положение передач увеличило максимальную скорость до 258 км/ч.
В модели 037 продольно устанавливался полностью алюминиевый рядный четырехцилиндровый двигатель типа 232 AR4 родом из Fiat 131 Abarth. Он имел такие характеристики:
✅ рабочий объем – 1,9 литра (диаметр 84, ход 90 мм)
✅ мощность – 208 л. с
✅ крутящий момент – 230 Нм
✅ механический компрессор Volumex-Abarth
Топливо подавалось с помощью классического карбюратора Weber 40 DCN VH 15/250. За зажигание отвечал агрегат Magnetti Marelli AEI 200 в паре со свечами Champion N2G. Интерьер салона оказался спартанским. Передние спортивные сиденья обтянули замшей, внутри установили обычные приборы и датчики:
✅ манометр давления масла
✅ датчик охлаждающей жидкости
✅ тахометр
Подсветка всей этой электроники регулировалась вручную. Звукоизоляцию применили минимальную. Поэтому рев двигателя прекрасно слышался в салоне, несмотря на то, что он был отделен стеклом и какими-то элементами шумоизоляции. Не было в автомобиле ни радио, ни других дополнений, которыми владеют современные спорткары. Зато установили пепельницу.
Но мы говорим о дорожном варианте, самое время сосредоточиться на раллийном варианте. В нем, благодаря степени сжатия 9,0:1 и установке системы впрыска Bosch, двигатель выдавал уже 250 л. с. Финальная версия гоночного автомобиля показала другие цифры:
✅ рабочий объем – 2,1 литра
✅ мощность – 325 л. с
✅ крутящий момент 340 Н*м при 5500 об/мин
В модификации Asphalt мощность увеличили до 340 л. с. Раллийные авто весили около 960 кг, кузов изготовлен из кевлара, а почти все окна были пластиковыми. Внутри не обошлось без каркаса безопасности из дюралюминия. Длина «037-й» стала почти на 25 мм короче, а ширина осталась прежней.
Колесные диски выполнили из магния, обутые в покрышки Pirelli P7 Corsa 205/55 R16 спереди и 205/50 R16 сзади. Иногда устанавливались 265/40. С нуля до «сотни» удалось разгоняться за 4,8 секунды.
Газовым амортизаторам придали максимально возможную настройку. Установлены большие вентилируемые тормоза от Brembo с передними 4-поршневыми и задними 2-поршневыми суппортами. Интерьер салона максимально упрощен: обивка, конечно, исчезла.
Панель из стекловолокна, отделанная неопреном, заменена на черный стальной молдинг с приборами. Экипаж пристегивался ремнями безопасности марки Sparco. Перед передним пассажирским сиденьем помещен бортовой компьютер и радиоприемник, а под ногами – огнетушитель.
Возвращаясь к гонкам, заметим, что за Audi стояла промышленная мощь «Фольксвагена», организованной и эффективной компании. Руководителем команды являлся Роланд Гумперт, доктор технических наук. Гонщики, участвовавшие в ралли от Audi: Хану Микола, Стиг Бланфист и Мишель Мутон.
Немецкий Quattro – лидер многих ралли. Фото: youtube.com
А глава команды Lancia Чезаре Фиорио был другим человеком. Он любил женщин и яхты. Кроме того, руководил итальянцами на пределе своих возможностей. За это время Audi выиграла 21 ралли. Тем временем в Lancia работали Марко Алан и Уолтер Роул, великолепный спортсмен, заявивший, что не хочет становиться чемпионом мира. Однако у Lancia имелся бесспорный козырь в рукаве. Они всю жизнь занимались ралли-рейдами.
Сборная четыре раза выигрывала чемпионат на таких автомобилях как «Фульвия» и «Стратос». Хотя босс команды выглядел как плейбой, он знал все хитрости. Несмотря на это, никто не ожидал что итальянцы победят в 1 раунде чемпионата в 1983 году. Он проходил в ледяных горах над Монте-Карло.
В то время как Audi готовилась к этому событию ремонтируя свои авто, Lancia… отправилась в супермаркет и скупила всю соль, которой посыпали наиболее труднодоступные повороты. К тому времени, как машина подъезжала, лед уже таял и это еще не все.
Команда обратилась к местным властям, чтобы те позаботились о трассе, на которой имелось много льда. Также у них был еще один трюк: в середине этапа они меняли шины. В правилах не оговаривалось, что это можно делать, но и запрета также не существовало.
На асфальте преимущество было у Lancia 037. Фото: youtube.com
Результат оказался отличным: заднеприводная модель Lancia пришла к финишу первой. На следующем соревновании в Швеции оказалось столько снега и льда, что не хватило бы никакой соли. Компания решила эту проблему, попросту не явившись на мероприятие. Таким образом Audi набирала очки. Три недели спустя это повторилось в Португалии, а еще больший успех был в Восточной Африке.
Но затем состоялись соревнования в Корсике, где все этапы проходят на гладком асфальте. Зрители ожидали, что проворные заднеприводные авто наберут много очков. Правда, никто не мог представить, сколько именно. Обычно команда приезжала на двух или трех машинах, в этот раз они приехали сразу на четырех. Это означало, что при безупречной работе (чего не получалось у конкурентов из-за постоянных поломок), они смогут одержать победу. Так и случилось.
Следующим ждал этап в Греции. Все прекрасно знали, что ухабистые дороги могут привести к поломкам. И они были, но итальянцы победили, оставшись почти целыми и невредимыми. Так оба соперника на протяжении года в разных странах боролись за свое место на пьедестале.
И вот пришло время отправится в ухабистый ад Финляндии. Возникла проблема, так как Уолтер Роул отказался туда ехать, сказав, что не любит прыжки с трамплина. Компания Audi смогла одержать победу, давшуюся ей довольно легко. Однако, когда оставалось всего три раунда, Lancia сохраняла теоретическую возможность выиграть чемпионат мира в Сан-Ремо.
Lancia 037 на виражах. Фото: youtube.com
Для того чтобы одержать победу, им пришлось решить одну проблему на своей раллийной трассе. Когда проезжала первая машина, она поднимала огромные столбы пыли, и через минуту следующий участник уже ничего не видел впереди себя. Тогда приняли решение оснастить командный фургон щетками и отправить его на трассу. Но это не принесло результатов.
Поэтому гонщики придумали хитрую тактику. После того как немцы стартовали, итальянцы оттягивали время, жалуясь на поломки и другие проблемы. А когда пыль рассеивалась, они трогались, но этому плану организаторы соревнований быстро положили конец. Дальше все зависело от мастерства пилота Роула. Благодаря тому, что водитель и автомобиль находились в полной гармонии, Уолтер смог одержать ошеломляющую победу на 33 из 58 этапов. Итальянская команда Lancia могла праздновать свой неожиданный триумф.
В 1977 году компания Audi разработала полноприводный автомобиль для своих военных, и у них появилась идея. Оставался единственный вопрос, можно ли добиться того, чтобы система полного привода работала в обычном седане? И они это сделали: под покровом ночи на карьере в отдаленной части Германии проводились секретные испытания.

Стало сразу очевидным, что семейный седан на полном приводе, обладает отличным сцеплением на трассе. Это означало, что автомобиль мог быстро преодолевать повороты на гравийной дороге. По мнению создателей, такой факт поможет отлично выступать на ралли.
Но, к сожалению, оставалась одна проблема. Дело в том, что в книге правил автоспорта 1979 года выпуска, на одной из страниц говорилось, что к участию в ралли не допускаются полноприводные автомобили.
Компания Audi поразмыслила над этим, и отправила своего человека в Париж на заседание спортивного руководящего органа, чтобы попытаться внести свои изменения. Он поступил достаточно грамотно, дождавшись окончания собрания.

Когда все уже надели свою верхнюю одежду, он сказал: «Простите, еще один момент. Ничего страшного, если мы избавимся от правила, запрещающего использовать полноприводные автомобили в ралли?» Все подумали, он явно хочет сесть в свой дурацкий маленький армейский джип и тому подобное. А в ответ сказали: «Да, да, хорошо», – и разошлись по домам.
Итальянский ответ немцам
В 1982 году Audi одержала победу в ралли на своих моделях Quattro. С этого момента все поняли, что для отличных результатов нужно иметь полный привод. Тем не менее ответ на эту модель от компании Lancia – заднеприводный вариант.
Кузов Lancia 037 в основном выполнили из легких материалов: стекловолокна и стеклопластика. Капот выдвинут вперед, а под ним нашлось место для запасного колеса.
Так как автомобиль сделали среднемоторным, крышка двигателя (для облегчения обслуживания на соревнованиях) открывалась целиком вместе с крыльями. Компактное купе имело размеры:
✅ длина – 3915 мм
✅ ширина – 1850 мм
✅ высота – 1245 мм
Весило оно всего 1170 кг. Поэтому, несмотря на невысокую производительность, купе разгонялось с места до «сотни» менее чем за шесть секунд, показывая итоговые 225 км/ч. Дополнительное изменение положение передач увеличило максимальную скорость до 258 км/ч.
В модели 037 продольно устанавливался полностью алюминиевый рядный четырехцилиндровый двигатель типа 232 AR4 родом из Fiat 131 Abarth. Он имел такие характеристики:
✅ рабочий объем – 1,9 литра (диаметр 84, ход 90 мм)
✅ мощность – 208 л. с
✅ крутящий момент – 230 Нм
✅ механический компрессор Volumex-Abarth
Топливо подавалось с помощью классического карбюратора Weber 40 DCN VH 15/250. За зажигание отвечал агрегат Magnetti Marelli AEI 200 в паре со свечами Champion N2G. Интерьер салона оказался спартанским. Передние спортивные сиденья обтянули замшей, внутри установили обычные приборы и датчики:
✅ манометр давления масла
✅ датчик охлаждающей жидкости
✅ тахометр
Подсветка всей этой электроники регулировалась вручную. Звукоизоляцию применили минимальную. Поэтому рев двигателя прекрасно слышался в салоне, несмотря на то, что он был отделен стеклом и какими-то элементами шумоизоляции. Не было в автомобиле ни радио, ни других дополнений, которыми владеют современные спорткары. Зато установили пепельницу.
Особенности раллийной версии
Но мы говорим о дорожном варианте, самое время сосредоточиться на раллийном варианте. В нем, благодаря степени сжатия 9,0:1 и установке системы впрыска Bosch, двигатель выдавал уже 250 л. с. Финальная версия гоночного автомобиля показала другие цифры:
✅ рабочий объем – 2,1 литра
✅ мощность – 325 л. с
✅ крутящий момент 340 Н*м при 5500 об/мин
В модификации Asphalt мощность увеличили до 340 л. с. Раллийные авто весили около 960 кг, кузов изготовлен из кевлара, а почти все окна были пластиковыми. Внутри не обошлось без каркаса безопасности из дюралюминия. Длина «037-й» стала почти на 25 мм короче, а ширина осталась прежней.
Колесные диски выполнили из магния, обутые в покрышки Pirelli P7 Corsa 205/55 R16 спереди и 205/50 R16 сзади. Иногда устанавливались 265/40. С нуля до «сотни» удалось разгоняться за 4,8 секунды.
Газовым амортизаторам придали максимально возможную настройку. Установлены большие вентилируемые тормоза от Brembo с передними 4-поршневыми и задними 2-поршневыми суппортами. Интерьер салона максимально упрощен: обивка, конечно, исчезла.
Панель из стекловолокна, отделанная неопреном, заменена на черный стальной молдинг с приборами. Экипаж пристегивался ремнями безопасности марки Sparco. Перед передним пассажирским сиденьем помещен бортовой компьютер и радиоприемник, а под ногами – огнетушитель.
Успехи итальянцев в ралли
Возвращаясь к гонкам, заметим, что за Audi стояла промышленная мощь «Фольксвагена», организованной и эффективной компании. Руководителем команды являлся Роланд Гумперт, доктор технических наук. Гонщики, участвовавшие в ралли от Audi: Хану Микола, Стиг Бланфист и Мишель Мутон.

А глава команды Lancia Чезаре Фиорио был другим человеком. Он любил женщин и яхты. Кроме того, руководил итальянцами на пределе своих возможностей. За это время Audi выиграла 21 ралли. Тем временем в Lancia работали Марко Алан и Уолтер Роул, великолепный спортсмен, заявивший, что не хочет становиться чемпионом мира. Однако у Lancia имелся бесспорный козырь в рукаве. Они всю жизнь занимались ралли-рейдами.
Сборная четыре раза выигрывала чемпионат на таких автомобилях как «Фульвия» и «Стратос». Хотя босс команды выглядел как плейбой, он знал все хитрости. Несмотря на это, никто не ожидал что итальянцы победят в 1 раунде чемпионата в 1983 году. Он проходил в ледяных горах над Монте-Карло.
В то время как Audi готовилась к этому событию ремонтируя свои авто, Lancia… отправилась в супермаркет и скупила всю соль, которой посыпали наиболее труднодоступные повороты. К тому времени, как машина подъезжала, лед уже таял и это еще не все.
Команда обратилась к местным властям, чтобы те позаботились о трассе, на которой имелось много льда. Также у них был еще один трюк: в середине этапа они меняли шины. В правилах не оговаривалось, что это можно делать, но и запрета также не существовало.

Результат оказался отличным: заднеприводная модель Lancia пришла к финишу первой. На следующем соревновании в Швеции оказалось столько снега и льда, что не хватило бы никакой соли. Компания решила эту проблему, попросту не явившись на мероприятие. Таким образом Audi набирала очки. Три недели спустя это повторилось в Португалии, а еще больший успех был в Восточной Африке.
Но затем состоялись соревнования в Корсике, где все этапы проходят на гладком асфальте. Зрители ожидали, что проворные заднеприводные авто наберут много очков. Правда, никто не мог представить, сколько именно. Обычно команда приезжала на двух или трех машинах, в этот раз они приехали сразу на четырех. Это означало, что при безупречной работе (чего не получалось у конкурентов из-за постоянных поломок), они смогут одержать победу. Так и случилось.
Следующим ждал этап в Греции. Все прекрасно знали, что ухабистые дороги могут привести к поломкам. И они были, но итальянцы победили, оставшись почти целыми и невредимыми. Так оба соперника на протяжении года в разных странах боролись за свое место на пьедестале.
Победная концовка
И вот пришло время отправится в ухабистый ад Финляндии. Возникла проблема, так как Уолтер Роул отказался туда ехать, сказав, что не любит прыжки с трамплина. Компания Audi смогла одержать победу, давшуюся ей довольно легко. Однако, когда оставалось всего три раунда, Lancia сохраняла теоретическую возможность выиграть чемпионат мира в Сан-Ремо.

Для того чтобы одержать победу, им пришлось решить одну проблему на своей раллийной трассе. Когда проезжала первая машина, она поднимала огромные столбы пыли, и через минуту следующий участник уже ничего не видел впереди себя. Тогда приняли решение оснастить командный фургон щетками и отправить его на трассу. Но это не принесло результатов.
Поэтому гонщики придумали хитрую тактику. После того как немцы стартовали, итальянцы оттягивали время, жалуясь на поломки и другие проблемы. А когда пыль рассеивалась, они трогались, но этому плану организаторы соревнований быстро положили конец. Дальше все зависело от мастерства пилота Роула. Благодаря тому, что водитель и автомобиль находились в полной гармонии, Уолтер смог одержать ошеломляющую победу на 33 из 58 этапов. Итальянская команда Lancia могла праздновать свой неожиданный триумф.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...