Чисто спортивный Saab Sonett, не снискавший больших лавров
В начале своего существования шведская компания Saab выпускала исключительно автомобили с двухтактными двигателями. Этот бренд вошел в мир большого спорта сразу после начала серийного производства своих моделей. Доработанные Saab 93 и 96 отметились многочисленными успехами в ралли. В меньших количествах там собирались чисто спортивные модели Sonett.
Уже с 1949 года руководство компании прекрасно осознавало, что регулярное участие в соревнованиях станет прекрасной рекламой. А этот факт способен заметно увеличить уровень продаж серийной продукции.
При этом было поставлено одно условие: спортверсии должны иметь минимум отличий от дорожных вариантов. Поэтому первые спортивные Saab являлись почти точной копией серийных образцов, за исключением:
✅ увеличенной мощности двигателя
✅ секундомера
✅ лампы для чтения карты
Главным лоббистом этого направления стал гонщик Рольф Мелльде, отвечавший за разработку серийных силовых аппаратов. Заручившись поддержкой дизайнеров Гуннара Юнгстрема и Сикстена Сасона, он стал одним из важных звеньев недавно созданной компании. К тому же, благодаря участию в спортивных соревнованиях, обеспечил ей мировое имя, .
Первая победа на заводском модифицированном Saab 92 была одержана в декабре 1949 года экипажем Мелльде – Сведберг (ралли «Эстергетланд»). В следующем году два таких же автомобиля приняли в известной гонке Монте-Карло. Там норвежка Грета Молландер стала второй в женском кубке. В первой половине 50-х были победы и в других соревнованиях, таких как ралли Рикспокален и чемпионат Швеции.
Все же самый большой вклад в спортивные успехи компании внес легендарный гонщик Эрик Карлссон. Он получил прозвище известного мультяшного героя потому, что многие свои аварии заканчивал на крыше автомобиля. Несмотря на то, что ему приходилось иметь дело с маломощными (35-сильными) моторами, спортсмен всегда оставался неутомимым пропагандистом своей автомобильной марки. Вот некоторые из его побед:
✅ 1957 год – ралли «1000 озер» (Saab 93)
✅ 1960/62 годы – три победы на ралли RAC
✅ 1962/63 года – 1 место на ралли Монте-Карло (Saab 96)
✅ 1967 год – ралли «Влтава»
С 1958 по 1960 годы успехи компании Saab достигли заокеанских рубежей. В это время на американский рынок отправились 600 спортивных автомобилей Saab 750 GT на базе «93-й» модели. Они получили более мощные двигатели, выдававшие от 45 до 70 л. с. У этих автомобилей оказался и ряд внешних особенностей:
✅ две боковые решетки из «нержавейки»
✅ пара дополнительных фар
✅ 15-дюймовые шины
В салоне имелись свои отличия от оригинала: анатомические сидения первого ряда, спортивный руль, тахометр и секундомер. Сотрудничество оказалось плодотворным, поэтому в начале следующего десятилетия его продолжили. На базе «96-й» модели произведено еще 400 спорткаров для Америки. Они имели двухтактный двигатель объемом 841 куб. см и мощностью 52 л. с.
Никто не станет оспаривать спортивные успехи шведской марки. Вот только все победы одержаны на модифицированных серийных моделях. А очень хотелось выпустить реальный спорткар. Больше всего об этом мечтал Рольф Мелльде и его коллеги по созданному в 1962 году гоночному отделу Saab.
К сожалению, они не нашли поддержки у руководства, поэтому начали заниматься самодеятельностью. В арендованном сарае энтузиасты пытались построить собственный спорткар – первый в истории Saab. У самоделки имелись следующие характеристики:
✅ детали шасси от Saab 93
✅ 3-цилиндровый двухтактник
✅ двигатель рабочим объемом – 748 куб. см
✅ мощность довели до 58 л. с
Силовой агрегат от того же Saab 93 разместили продольно над передней осью. А вот оригинальный алюминиевый кузов предложили разработать Сикстену Сасону. Так, новинка от целеустремленных конструкторов имела длину менее 3,5 метра, безрамное панорамное лобовое стекло и правый руль (в Швеции тогда существовало левостороннее движение). Нижнюю часть бортов выполнили из профилированного полированного листового металла, а маску радиатора подвесили под носом.
Правда, серийное производство, несмотря на положительные отзывы и интерес, так и не последовало. Хотя большинство прототипов, которые сегодня известны как Sonett I, сохранились. Два из них хранятся в музее компании, расположенном в Тролльхеттане.
Как уже упоминалось, интерес к спорткарам существовал, в том числе, и за океаном. Поэтому руководство шведской компании решило попробовать еще раз. Теперь использовались детали от более современного Saab 96. Прототип наделили съемным кузовом и пузырчатыми накладками на фары в нижней носовой части. К сожалению, он оказался слишком тяжелым и с плохими аэродинамическими качествами. В итоге проект «зарубили».
Приоритет же отдали прототипу MFI 13, изначально подготовленному для авиационной компании из Мальме. Позже последовали доработки, которые позволили в 1965 году начать серийное производство автомобилей, получивших название Saab 97 Sonett II.
Компактная машинка развивала очень приличные 170 (в соревновательной версии – до 200) км/ч. Спорткар получил заостренный нос и плавную заднюю часть с большим панорамным задним стеклом. Капот двигателя крепился хромированными фиксаторами по бокам конструкции. Кузов автомобиля имел следующие размеры:
✅ длина – 3770 мм
✅ ширина – 1490 мм
✅ высота – 1160 мм
Sonett II, весивший всего 680 кг, мог разгоняться с места до первой «сотни» за 12,5 секунд. За первые два года компания выпустила 258 автомобилей с двухтактными двигателями. Они имели механическую КПП с четырьмя передачами и переключателем под трехспицевым рулем. После этого пришла пора модификации с 4-цилиндровым силовым агрегатом под капотом.
Установка 1,5-литрового мотора от Ford Taunus изменила не только форму капота, но и характеристики автомобиля. До 1969 года компания собрала 1610 таких автомобилей (общее количество двух версий – 1868 единиц).
Кузов модели третьего поколения удлинили до 3900 мм. Кроме этого, заострили носовую часть и добавили складные фары и заднее стекло. В 1973 модельном году Sonett III получил защитные бамперы в стиле модели Saab 99 и полосы с названием бренда по бокам.
Но это оказалось последней омологацией модели. Уже в следующем году ее выпуск пришлось срочно приостановить. В силу вступили новые правила безопасности в США, которым автомобиль не соответствовал. Потеряв основной рынок сбыта, не было продолжать выпускать спорткар дальше. До 1974 года с конвейера сошло более 8350 единиц техники.
Значительных успехов в спорте серия Sonett не добилась. По разным причинам, выходя на старт, эти автомобили часто не доезжали до финишной черты. Правда, на успешную спортивную карьеру шведской марки Saab это не оказало никакого влияния.
Уже с 1949 года руководство компании прекрасно осознавало, что регулярное участие в соревнованиях станет прекрасной рекламой. А этот факт способен заметно увеличить уровень продаж серийной продукции.
Saab Sonett с явными очертаниями спорткара. Фото: youtube.com
При этом было поставлено одно условие: спортверсии должны иметь минимум отличий от дорожных вариантов. Поэтому первые спортивные Saab являлись почти точной копией серийных образцов, за исключением:
✅ увеличенной мощности двигателя
✅ секундомера
✅ лампы для чтения карты
Главным лоббистом этого направления стал гонщик Рольф Мелльде, отвечавший за разработку серийных силовых аппаратов. Заручившись поддержкой дизайнеров Гуннара Юнгстрема и Сикстена Сасона, он стал одним из важных звеньев недавно созданной компании. К тому же, благодаря участию в спортивных соревнованиях, обеспечил ей мировое имя, .
Спортивное начало Saab
Первая победа на заводском модифицированном Saab 92 была одержана в декабре 1949 года экипажем Мелльде – Сведберг (ралли «Эстергетланд»). В следующем году два таких же автомобиля приняли в известной гонке Монте-Карло. Там норвежка Грета Молландер стала второй в женском кубке. В первой половине 50-х были победы и в других соревнованиях, таких как ралли Рикспокален и чемпионат Швеции.
Приборная панель Sonett I. Фото: youtube.com
Все же самый большой вклад в спортивные успехи компании внес легендарный гонщик Эрик Карлссон. Он получил прозвище известного мультяшного героя потому, что многие свои аварии заканчивал на крыше автомобиля. Несмотря на то, что ему приходилось иметь дело с маломощными (35-сильными) моторами, спортсмен всегда оставался неутомимым пропагандистом своей автомобильной марки. Вот некоторые из его побед:
✅ 1957 год – ралли «1000 озер» (Saab 93)
✅ 1960/62 годы – три победы на ралли RAC
✅ 1962/63 года – 1 место на ралли Монте-Карло (Saab 96)
✅ 1967 год – ралли «Влтава»
С 1958 по 1960 годы успехи компании Saab достигли заокеанских рубежей. В это время на американский рынок отправились 600 спортивных автомобилей Saab 750 GT на базе «93-й» модели. Они получили более мощные двигатели, выдававшие от 45 до 70 л. с. У этих автомобилей оказался и ряд внешних особенностей:
✅ две боковые решетки из «нержавейки»
✅ пара дополнительных фар
✅ 15-дюймовые шины
В салоне имелись свои отличия от оригинала: анатомические сидения первого ряда, спортивный руль, тахометр и секундомер. Сотрудничество оказалось плодотворным, поэтому в начале следующего десятилетия его продолжили. На базе «96-й» модели произведено еще 400 спорткаров для Америки. Они имели двухтактный двигатель объемом 841 куб. см и мощностью 52 л. с.
Sonett на спортивной волне
Никто не станет оспаривать спортивные успехи шведской марки. Вот только все победы одержаны на модифицированных серийных моделях. А очень хотелось выпустить реальный спорткар. Больше всего об этом мечтал Рольф Мелльде и его коллеги по созданному в 1962 году гоночному отделу Saab.
Sonett III – вид сбоку. Фото: youtube.com
К сожалению, они не нашли поддержки у руководства, поэтому начали заниматься самодеятельностью. В арендованном сарае энтузиасты пытались построить собственный спорткар – первый в истории Saab. У самоделки имелись следующие характеристики:
✅ детали шасси от Saab 93
✅ 3-цилиндровый двухтактник
✅ двигатель рабочим объемом – 748 куб. см
✅ мощность довели до 58 л. с
Силовой агрегат от того же Saab 93 разместили продольно над передней осью. А вот оригинальный алюминиевый кузов предложили разработать Сикстену Сасону. Так, новинка от целеустремленных конструкторов имела длину менее 3,5 метра, безрамное панорамное лобовое стекло и правый руль (в Швеции тогда существовало левостороннее движение). Нижнюю часть бортов выполнили из профилированного полированного листового металла, а маску радиатора подвесили под носом.
Полностью готовый прототип в кузове родстер впервые выставили в феврале 1956 года на Стокгольмском автосалоне. После этого в процесс включились основные мощности предприятия. Далее построено еще пять экземпляров уже со стальными кузовами. Позже спорткар успешно демонстрировался в Нью-Йорке под названием Saab 94 Sonett Super Sport.
Правда, серийное производство, несмотря на положительные отзывы и интерес, так и не последовало. Хотя большинство прототипов, которые сегодня известны как Sonett I, сохранились. Два из них хранятся в музее компании, расположенном в Тролльхеттане.
Вторая попытка создания спорткара
Как уже упоминалось, интерес к спорткарам существовал, в том числе, и за океаном. Поэтому руководство шведской компании решило попробовать еще раз. Теперь использовались детали от более современного Saab 96. Прототип наделили съемным кузовом и пузырчатыми накладками на фары в нижней носовой части. К сожалению, он оказался слишком тяжелым и с плохими аэродинамическими качествами. В итоге проект «зарубили».
Приоритет же отдали прототипу MFI 13, изначально подготовленному для авиационной компании из Мальме. Позже последовали доработки, которые позволили в 1965 году начать серийное производство автомобилей, получивших название Saab 97 Sonett II.
Sonett II начали собирать в 1966 году на заводе в Арлеве, купленному Saab у ASJ. В качестве привода использовался двухтактный трехцилиндровый двигатель от типа 850 Monte Carlo с мощностью, доведенной до 60 л. с.
Компактная машинка развивала очень приличные 170 (в соревновательной версии – до 200) км/ч. Спорткар получил заостренный нос и плавную заднюю часть с большим панорамным задним стеклом. Капот двигателя крепился хромированными фиксаторами по бокам конструкции. Кузов автомобиля имел следующие размеры:
✅ длина – 3770 мм
✅ ширина – 1490 мм
✅ высота – 1160 мм
Sonett II, весивший всего 680 кг, мог разгоняться с места до первой «сотни» за 12,5 секунд. За первые два года компания выпустила 258 автомобилей с двухтактными двигателями. Они имели механическую КПП с четырьмя передачами и переключателем под трехспицевым рулем. После этого пришла пора модификации с 4-цилиндровым силовым агрегатом под капотом.
Удобные сидения спорткара Sonett третьего поколения. Фото: youtube.com
Установка 1,5-литрового мотора от Ford Taunus изменила не только форму капота, но и характеристики автомобиля. До 1969 года компания собрала 1610 таких автомобилей (общее количество двух версий – 1868 единиц).
Saab Sonett III – завершение истории
Кузов модели третьего поколения удлинили до 3900 мм. Кроме этого, заострили носовую часть и добавили складные фары и заднее стекло. В 1973 модельном году Sonett III получил защитные бамперы в стиле модели Saab 99 и полосы с названием бренда по бокам.
Но это оказалось последней омологацией модели. Уже в следующем году ее выпуск пришлось срочно приостановить. В силу вступили новые правила безопасности в США, которым автомобиль не соответствовал. Потеряв основной рынок сбыта, не было продолжать выпускать спорткар дальше. До 1974 года с конвейера сошло более 8350 единиц техники.
Скрытые фары Sonett III. Фото: youtube.com
Значительных успехов в спорте серия Sonett не добилась. По разным причинам, выходя на старт, эти автомобили часто не доезжали до финишной черты. Правда, на успешную спортивную карьеру шведской марки Saab это не оказало никакого влияния.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Замена Ан-2 или «долгострой» – когда полетит «Байкал»
Самолет впервые показали в 2021 году. С того момента менялись сроки, комплектующие. В этом материале мы обсудим предысторию «Байкала», а также его состояние...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
VICTORY A11 FLY – брутальный флагман российской верфи
Этот обзор на YouTube-канале «Люди и лодки» посвящен одному из самых впечатляющих катеров, доступных сегодня на российском рынке. Лодка с флайбриджем и тремя...
Первые в мире «Жигули» с V16 из бензопил наконец-то поехали
Помните недавний эксперимент команды YouTube-канала «Гараж 54» с изготовлением двигателя V16 из бензопил? Они все-таки установили эту необычную поделку в...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...