Чисто спортивный Saab Sonett, не снискавший больших лавров
В начале своего существования шведская компания Saab выпускала исключительно автомобили с двухтактными двигателями. Этот бренд вошел в мир большого спорта сразу после начала серийного производства своих моделей. Доработанные Saab 93 и 96 отметились многочисленными успехами в ралли. В меньших количествах там собирались чисто спортивные модели Sonett.
Уже с 1949 года руководство компании прекрасно осознавало, что регулярное участие в соревнованиях станет прекрасной рекламой. А этот факт способен заметно увеличить уровень продаж серийной продукции.
При этом было поставлено одно условие: спортверсии должны иметь минимум отличий от дорожных вариантов. Поэтому первые спортивные Saab являлись почти точной копией серийных образцов, за исключением:
✅ увеличенной мощности двигателя
✅ секундомера
✅ лампы для чтения карты
Главным лоббистом этого направления стал гонщик Рольф Мелльде, отвечавший за разработку серийных силовых аппаратов. Заручившись поддержкой дизайнеров Гуннара Юнгстрема и Сикстена Сасона, он стал одним из важных звеньев недавно созданной компании. К тому же, благодаря участию в спортивных соревнованиях, обеспечил ей мировое имя, .
Первая победа на заводском модифицированном Saab 92 была одержана в декабре 1949 года экипажем Мелльде – Сведберг (ралли «Эстергетланд»). В следующем году два таких же автомобиля приняли в известной гонке Монте-Карло. Там норвежка Грета Молландер стала второй в женском кубке. В первой половине 50-х были победы и в других соревнованиях, таких как ралли Рикспокален и чемпионат Швеции.
Все же самый большой вклад в спортивные успехи компании внес легендарный гонщик Эрик Карлссон. Он получил прозвище известного мультяшного героя потому, что многие свои аварии заканчивал на крыше автомобиля. Несмотря на то, что ему приходилось иметь дело с маломощными (35-сильными) моторами, спортсмен всегда оставался неутомимым пропагандистом своей автомобильной марки. Вот некоторые из его побед:
✅ 1957 год – ралли «1000 озер» (Saab 93)
✅ 1960/62 годы – три победы на ралли RAC
✅ 1962/63 года – 1 место на ралли Монте-Карло (Saab 96)
✅ 1967 год – ралли «Влтава»
С 1958 по 1960 годы успехи компании Saab достигли заокеанских рубежей. В это время на американский рынок отправились 600 спортивных автомобилей Saab 750 GT на базе «93-й» модели. Они получили более мощные двигатели, выдававшие от 45 до 70 л. с. У этих автомобилей оказался и ряд внешних особенностей:
✅ две боковые решетки из «нержавейки»
✅ пара дополнительных фар
✅ 15-дюймовые шины
В салоне имелись свои отличия от оригинала: анатомические сидения первого ряда, спортивный руль, тахометр и секундомер. Сотрудничество оказалось плодотворным, поэтому в начале следующего десятилетия его продолжили. На базе «96-й» модели произведено еще 400 спорткаров для Америки. Они имели двухтактный двигатель объемом 841 куб. см и мощностью 52 л. с.
Никто не станет оспаривать спортивные успехи шведской марки. Вот только все победы одержаны на модифицированных серийных моделях. А очень хотелось выпустить реальный спорткар. Больше всего об этом мечтал Рольф Мелльде и его коллеги по созданному в 1962 году гоночному отделу Saab.
К сожалению, они не нашли поддержки у руководства, поэтому начали заниматься самодеятельностью. В арендованном сарае энтузиасты пытались построить собственный спорткар – первый в истории Saab. У самоделки имелись следующие характеристики:
✅ детали шасси от Saab 93
✅ 3-цилиндровый двухтактник
✅ двигатель рабочим объемом – 748 куб. см
✅ мощность довели до 58 л. с
Силовой агрегат от того же Saab 93 разместили продольно над передней осью. А вот оригинальный алюминиевый кузов предложили разработать Сикстену Сасону. Так, новинка от целеустремленных конструкторов имела длину менее 3,5 метра, безрамное панорамное лобовое стекло и правый руль (в Швеции тогда существовало левостороннее движение). Нижнюю часть бортов выполнили из профилированного полированного листового металла, а маску радиатора подвесили под носом.
Правда, серийное производство, несмотря на положительные отзывы и интерес, так и не последовало. Хотя большинство прототипов, которые сегодня известны как Sonett I, сохранились. Два из них хранятся в музее компании, расположенном в Тролльхеттане.
Как уже упоминалось, интерес к спорткарам существовал, в том числе, и за океаном. Поэтому руководство шведской компании решило попробовать еще раз. Теперь использовались детали от более современного Saab 96. Прототип наделили съемным кузовом и пузырчатыми накладками на фары в нижней носовой части. К сожалению, он оказался слишком тяжелым и с плохими аэродинамическими качествами. В итоге проект «зарубили».
Приоритет же отдали прототипу MFI 13, изначально подготовленному для авиационной компании из Мальме. Позже последовали доработки, которые позволили в 1965 году начать серийное производство автомобилей, получивших название Saab 97 Sonett II.
Компактная машинка развивала очень приличные 170 (в соревновательной версии – до 200) км/ч. Спорткар получил заостренный нос и плавную заднюю часть с большим панорамным задним стеклом. Капот двигателя крепился хромированными фиксаторами по бокам конструкции. Кузов автомобиля имел следующие размеры:
✅ длина – 3770 мм
✅ ширина – 1490 мм
✅ высота – 1160 мм
Sonett II, весивший всего 680 кг, мог разгоняться с места до первой «сотни» за 12,5 секунд. За первые два года компания выпустила 258 автомобилей с двухтактными двигателями. Они имели механическую КПП с четырьмя передачами и переключателем под трехспицевым рулем. После этого пришла пора модификации с 4-цилиндровым силовым агрегатом под капотом.
Установка 1,5-литрового мотора от Ford Taunus изменила не только форму капота, но и характеристики автомобиля. До 1969 года компания собрала 1610 таких автомобилей (общее количество двух версий – 1868 единиц).
Кузов модели третьего поколения удлинили до 3900 мм. Кроме этого, заострили носовую часть и добавили складные фары и заднее стекло. В 1973 модельном году Sonett III получил защитные бамперы в стиле модели Saab 99 и полосы с названием бренда по бокам.
Но это оказалось последней омологацией модели. Уже в следующем году ее выпуск пришлось срочно приостановить. В силу вступили новые правила безопасности в США, которым автомобиль не соответствовал. Потеряв основной рынок сбыта, не было продолжать выпускать спорткар дальше. До 1974 года с конвейера сошло более 8350 единиц техники.
Значительных успехов в спорте серия Sonett не добилась. По разным причинам, выходя на старт, эти автомобили часто не доезжали до финишной черты. Правда, на успешную спортивную карьеру шведской марки Saab это не оказало никакого влияния.
Уже с 1949 года руководство компании прекрасно осознавало, что регулярное участие в соревнованиях станет прекрасной рекламой. А этот факт способен заметно увеличить уровень продаж серийной продукции.
Saab Sonett с явными очертаниями спорткара. Фото: youtube.com
При этом было поставлено одно условие: спортверсии должны иметь минимум отличий от дорожных вариантов. Поэтому первые спортивные Saab являлись почти точной копией серийных образцов, за исключением:
✅ увеличенной мощности двигателя
✅ секундомера
✅ лампы для чтения карты
Главным лоббистом этого направления стал гонщик Рольф Мелльде, отвечавший за разработку серийных силовых аппаратов. Заручившись поддержкой дизайнеров Гуннара Юнгстрема и Сикстена Сасона, он стал одним из важных звеньев недавно созданной компании. К тому же, благодаря участию в спортивных соревнованиях, обеспечил ей мировое имя, .
Спортивное начало Saab
Первая победа на заводском модифицированном Saab 92 была одержана в декабре 1949 года экипажем Мелльде – Сведберг (ралли «Эстергетланд»). В следующем году два таких же автомобиля приняли в известной гонке Монте-Карло. Там норвежка Грета Молландер стала второй в женском кубке. В первой половине 50-х были победы и в других соревнованиях, таких как ралли Рикспокален и чемпионат Швеции.
Приборная панель Sonett I. Фото: youtube.com
Все же самый большой вклад в спортивные успехи компании внес легендарный гонщик Эрик Карлссон. Он получил прозвище известного мультяшного героя потому, что многие свои аварии заканчивал на крыше автомобиля. Несмотря на то, что ему приходилось иметь дело с маломощными (35-сильными) моторами, спортсмен всегда оставался неутомимым пропагандистом своей автомобильной марки. Вот некоторые из его побед:
✅ 1957 год – ралли «1000 озер» (Saab 93)
✅ 1960/62 годы – три победы на ралли RAC
✅ 1962/63 года – 1 место на ралли Монте-Карло (Saab 96)
✅ 1967 год – ралли «Влтава»
С 1958 по 1960 годы успехи компании Saab достигли заокеанских рубежей. В это время на американский рынок отправились 600 спортивных автомобилей Saab 750 GT на базе «93-й» модели. Они получили более мощные двигатели, выдававшие от 45 до 70 л. с. У этих автомобилей оказался и ряд внешних особенностей:
✅ две боковые решетки из «нержавейки»
✅ пара дополнительных фар
✅ 15-дюймовые шины
В салоне имелись свои отличия от оригинала: анатомические сидения первого ряда, спортивный руль, тахометр и секундомер. Сотрудничество оказалось плодотворным, поэтому в начале следующего десятилетия его продолжили. На базе «96-й» модели произведено еще 400 спорткаров для Америки. Они имели двухтактный двигатель объемом 841 куб. см и мощностью 52 л. с.
Sonett на спортивной волне
Никто не станет оспаривать спортивные успехи шведской марки. Вот только все победы одержаны на модифицированных серийных моделях. А очень хотелось выпустить реальный спорткар. Больше всего об этом мечтал Рольф Мелльде и его коллеги по созданному в 1962 году гоночному отделу Saab.
Sonett III – вид сбоку. Фото: youtube.com
К сожалению, они не нашли поддержки у руководства, поэтому начали заниматься самодеятельностью. В арендованном сарае энтузиасты пытались построить собственный спорткар – первый в истории Saab. У самоделки имелись следующие характеристики:
✅ детали шасси от Saab 93
✅ 3-цилиндровый двухтактник
✅ двигатель рабочим объемом – 748 куб. см
✅ мощность довели до 58 л. с
Силовой агрегат от того же Saab 93 разместили продольно над передней осью. А вот оригинальный алюминиевый кузов предложили разработать Сикстену Сасону. Так, новинка от целеустремленных конструкторов имела длину менее 3,5 метра, безрамное панорамное лобовое стекло и правый руль (в Швеции тогда существовало левостороннее движение). Нижнюю часть бортов выполнили из профилированного полированного листового металла, а маску радиатора подвесили под носом.
Полностью готовый прототип в кузове родстер впервые выставили в феврале 1956 года на Стокгольмском автосалоне. После этого в процесс включились основные мощности предприятия. Далее построено еще пять экземпляров уже со стальными кузовами. Позже спорткар успешно демонстрировался в Нью-Йорке под названием Saab 94 Sonett Super Sport.
Правда, серийное производство, несмотря на положительные отзывы и интерес, так и не последовало. Хотя большинство прототипов, которые сегодня известны как Sonett I, сохранились. Два из них хранятся в музее компании, расположенном в Тролльхеттане.
Вторая попытка создания спорткара
Как уже упоминалось, интерес к спорткарам существовал, в том числе, и за океаном. Поэтому руководство шведской компании решило попробовать еще раз. Теперь использовались детали от более современного Saab 96. Прототип наделили съемным кузовом и пузырчатыми накладками на фары в нижней носовой части. К сожалению, он оказался слишком тяжелым и с плохими аэродинамическими качествами. В итоге проект «зарубили».
Приоритет же отдали прототипу MFI 13, изначально подготовленному для авиационной компании из Мальме. Позже последовали доработки, которые позволили в 1965 году начать серийное производство автомобилей, получивших название Saab 97 Sonett II.
Sonett II начали собирать в 1966 году на заводе в Арлеве, купленному Saab у ASJ. В качестве привода использовался двухтактный трехцилиндровый двигатель от типа 850 Monte Carlo с мощностью, доведенной до 60 л. с.
Компактная машинка развивала очень приличные 170 (в соревновательной версии – до 200) км/ч. Спорткар получил заостренный нос и плавную заднюю часть с большим панорамным задним стеклом. Капот двигателя крепился хромированными фиксаторами по бокам конструкции. Кузов автомобиля имел следующие размеры:
✅ длина – 3770 мм
✅ ширина – 1490 мм
✅ высота – 1160 мм
Sonett II, весивший всего 680 кг, мог разгоняться с места до первой «сотни» за 12,5 секунд. За первые два года компания выпустила 258 автомобилей с двухтактными двигателями. Они имели механическую КПП с четырьмя передачами и переключателем под трехспицевым рулем. После этого пришла пора модификации с 4-цилиндровым силовым агрегатом под капотом.
Удобные сидения спорткара Sonett третьего поколения. Фото: youtube.com
Установка 1,5-литрового мотора от Ford Taunus изменила не только форму капота, но и характеристики автомобиля. До 1969 года компания собрала 1610 таких автомобилей (общее количество двух версий – 1868 единиц).
Saab Sonett III – завершение истории
Кузов модели третьего поколения удлинили до 3900 мм. Кроме этого, заострили носовую часть и добавили складные фары и заднее стекло. В 1973 модельном году Sonett III получил защитные бамперы в стиле модели Saab 99 и полосы с названием бренда по бокам.
Но это оказалось последней омологацией модели. Уже в следующем году ее выпуск пришлось срочно приостановить. В силу вступили новые правила безопасности в США, которым автомобиль не соответствовал. Потеряв основной рынок сбыта, не было продолжать выпускать спорткар дальше. До 1974 года с конвейера сошло более 8350 единиц техники.
Скрытые фары Sonett III. Фото: youtube.com
Значительных успехов в спорте серия Sonett не добилась. По разным причинам, выходя на старт, эти автомобили часто не доезжали до финишной черты. Правда, на успешную спортивную карьеру шведской марки Saab это не оказало никакого влияния.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....