Чисто спортивный Saab Sonett, не снискавший больших лавров
В начале своего существования шведская компания Saab выпускала исключительно автомобили с двухтактными двигателями. Этот бренд вошел в мир большого спорта сразу после начала серийного производства своих моделей. Доработанные Saab 93 и 96 отметились многочисленными успехами в ралли. В меньших количествах там собирались чисто спортивные модели Sonett.
Уже с 1949 года руководство компании прекрасно осознавало, что регулярное участие в соревнованиях станет прекрасной рекламой. А этот факт способен заметно увеличить уровень продаж серийной продукции.
При этом было поставлено одно условие: спортверсии должны иметь минимум отличий от дорожных вариантов. Поэтому первые спортивные Saab являлись почти точной копией серийных образцов, за исключением:
✅ увеличенной мощности двигателя
✅ секундомера
✅ лампы для чтения карты
Главным лоббистом этого направления стал гонщик Рольф Мелльде, отвечавший за разработку серийных силовых аппаратов. Заручившись поддержкой дизайнеров Гуннара Юнгстрема и Сикстена Сасона, он стал одним из важных звеньев недавно созданной компании. К тому же, благодаря участию в спортивных соревнованиях, обеспечил ей мировое имя, .
Первая победа на заводском модифицированном Saab 92 была одержана в декабре 1949 года экипажем Мелльде – Сведберг (ралли «Эстергетланд»). В следующем году два таких же автомобиля приняли в известной гонке Монте-Карло. Там норвежка Грета Молландер стала второй в женском кубке. В первой половине 50-х были победы и в других соревнованиях, таких как ралли Рикспокален и чемпионат Швеции.
Все же самый большой вклад в спортивные успехи компании внес легендарный гонщик Эрик Карлссон. Он получил прозвище известного мультяшного героя потому, что многие свои аварии заканчивал на крыше автомобиля. Несмотря на то, что ему приходилось иметь дело с маломощными (35-сильными) моторами, спортсмен всегда оставался неутомимым пропагандистом своей автомобильной марки. Вот некоторые из его побед:
✅ 1957 год – ралли «1000 озер» (Saab 93)
✅ 1960/62 годы – три победы на ралли RAC
✅ 1962/63 года – 1 место на ралли Монте-Карло (Saab 96)
✅ 1967 год – ралли «Влтава»
С 1958 по 1960 годы успехи компании Saab достигли заокеанских рубежей. В это время на американский рынок отправились 600 спортивных автомобилей Saab 750 GT на базе «93-й» модели. Они получили более мощные двигатели, выдававшие от 45 до 70 л. с. У этих автомобилей оказался и ряд внешних особенностей:
✅ две боковые решетки из «нержавейки»
✅ пара дополнительных фар
✅ 15-дюймовые шины
В салоне имелись свои отличия от оригинала: анатомические сидения первого ряда, спортивный руль, тахометр и секундомер. Сотрудничество оказалось плодотворным, поэтому в начале следующего десятилетия его продолжили. На базе «96-й» модели произведено еще 400 спорткаров для Америки. Они имели двухтактный двигатель объемом 841 куб. см и мощностью 52 л. с.
Никто не станет оспаривать спортивные успехи шведской марки. Вот только все победы одержаны на модифицированных серийных моделях. А очень хотелось выпустить реальный спорткар. Больше всего об этом мечтал Рольф Мелльде и его коллеги по созданному в 1962 году гоночному отделу Saab.
К сожалению, они не нашли поддержки у руководства, поэтому начали заниматься самодеятельностью. В арендованном сарае энтузиасты пытались построить собственный спорткар – первый в истории Saab. У самоделки имелись следующие характеристики:
✅ детали шасси от Saab 93
✅ 3-цилиндровый двухтактник
✅ двигатель рабочим объемом – 748 куб. см
✅ мощность довели до 58 л. с
Силовой агрегат от того же Saab 93 разместили продольно над передней осью. А вот оригинальный алюминиевый кузов предложили разработать Сикстену Сасону. Так, новинка от целеустремленных конструкторов имела длину менее 3,5 метра, безрамное панорамное лобовое стекло и правый руль (в Швеции тогда существовало левостороннее движение). Нижнюю часть бортов выполнили из профилированного полированного листового металла, а маску радиатора подвесили под носом.
Правда, серийное производство, несмотря на положительные отзывы и интерес, так и не последовало. Хотя большинство прототипов, которые сегодня известны как Sonett I, сохранились. Два из них хранятся в музее компании, расположенном в Тролльхеттане.
Как уже упоминалось, интерес к спорткарам существовал, в том числе, и за океаном. Поэтому руководство шведской компании решило попробовать еще раз. Теперь использовались детали от более современного Saab 96. Прототип наделили съемным кузовом и пузырчатыми накладками на фары в нижней носовой части. К сожалению, он оказался слишком тяжелым и с плохими аэродинамическими качествами. В итоге проект «зарубили».
Приоритет же отдали прототипу MFI 13, изначально подготовленному для авиационной компании из Мальме. Позже последовали доработки, которые позволили в 1965 году начать серийное производство автомобилей, получивших название Saab 97 Sonett II.
Компактная машинка развивала очень приличные 170 (в соревновательной версии – до 200) км/ч. Спорткар получил заостренный нос и плавную заднюю часть с большим панорамным задним стеклом. Капот двигателя крепился хромированными фиксаторами по бокам конструкции. Кузов автомобиля имел следующие размеры:
✅ длина – 3770 мм
✅ ширина – 1490 мм
✅ высота – 1160 мм
Sonett II, весивший всего 680 кг, мог разгоняться с места до первой «сотни» за 12,5 секунд. За первые два года компания выпустила 258 автомобилей с двухтактными двигателями. Они имели механическую КПП с четырьмя передачами и переключателем под трехспицевым рулем. После этого пришла пора модификации с 4-цилиндровым силовым агрегатом под капотом.
Установка 1,5-литрового мотора от Ford Taunus изменила не только форму капота, но и характеристики автомобиля. До 1969 года компания собрала 1610 таких автомобилей (общее количество двух версий – 1868 единиц).
Кузов модели третьего поколения удлинили до 3900 мм. Кроме этого, заострили носовую часть и добавили складные фары и заднее стекло. В 1973 модельном году Sonett III получил защитные бамперы в стиле модели Saab 99 и полосы с названием бренда по бокам.
Но это оказалось последней омологацией модели. Уже в следующем году ее выпуск пришлось срочно приостановить. В силу вступили новые правила безопасности в США, которым автомобиль не соответствовал. Потеряв основной рынок сбыта, не было продолжать выпускать спорткар дальше. До 1974 года с конвейера сошло более 8350 единиц техники.
Значительных успехов в спорте серия Sonett не добилась. По разным причинам, выходя на старт, эти автомобили часто не доезжали до финишной черты. Правда, на успешную спортивную карьеру шведской марки Saab это не оказало никакого влияния.
Уже с 1949 года руководство компании прекрасно осознавало, что регулярное участие в соревнованиях станет прекрасной рекламой. А этот факт способен заметно увеличить уровень продаж серийной продукции.
Saab Sonett с явными очертаниями спорткара. Фото: youtube.com
При этом было поставлено одно условие: спортверсии должны иметь минимум отличий от дорожных вариантов. Поэтому первые спортивные Saab являлись почти точной копией серийных образцов, за исключением:
✅ увеличенной мощности двигателя
✅ секундомера
✅ лампы для чтения карты
Главным лоббистом этого направления стал гонщик Рольф Мелльде, отвечавший за разработку серийных силовых аппаратов. Заручившись поддержкой дизайнеров Гуннара Юнгстрема и Сикстена Сасона, он стал одним из важных звеньев недавно созданной компании. К тому же, благодаря участию в спортивных соревнованиях, обеспечил ей мировое имя, .
Спортивное начало Saab
Первая победа на заводском модифицированном Saab 92 была одержана в декабре 1949 года экипажем Мелльде – Сведберг (ралли «Эстергетланд»). В следующем году два таких же автомобиля приняли в известной гонке Монте-Карло. Там норвежка Грета Молландер стала второй в женском кубке. В первой половине 50-х были победы и в других соревнованиях, таких как ралли Рикспокален и чемпионат Швеции.
Приборная панель Sonett I. Фото: youtube.com
Все же самый большой вклад в спортивные успехи компании внес легендарный гонщик Эрик Карлссон. Он получил прозвище известного мультяшного героя потому, что многие свои аварии заканчивал на крыше автомобиля. Несмотря на то, что ему приходилось иметь дело с маломощными (35-сильными) моторами, спортсмен всегда оставался неутомимым пропагандистом своей автомобильной марки. Вот некоторые из его побед:
✅ 1957 год – ралли «1000 озер» (Saab 93)
✅ 1960/62 годы – три победы на ралли RAC
✅ 1962/63 года – 1 место на ралли Монте-Карло (Saab 96)
✅ 1967 год – ралли «Влтава»
С 1958 по 1960 годы успехи компании Saab достигли заокеанских рубежей. В это время на американский рынок отправились 600 спортивных автомобилей Saab 750 GT на базе «93-й» модели. Они получили более мощные двигатели, выдававшие от 45 до 70 л. с. У этих автомобилей оказался и ряд внешних особенностей:
✅ две боковые решетки из «нержавейки»
✅ пара дополнительных фар
✅ 15-дюймовые шины
В салоне имелись свои отличия от оригинала: анатомические сидения первого ряда, спортивный руль, тахометр и секундомер. Сотрудничество оказалось плодотворным, поэтому в начале следующего десятилетия его продолжили. На базе «96-й» модели произведено еще 400 спорткаров для Америки. Они имели двухтактный двигатель объемом 841 куб. см и мощностью 52 л. с.
Sonett на спортивной волне
Никто не станет оспаривать спортивные успехи шведской марки. Вот только все победы одержаны на модифицированных серийных моделях. А очень хотелось выпустить реальный спорткар. Больше всего об этом мечтал Рольф Мелльде и его коллеги по созданному в 1962 году гоночному отделу Saab.
Sonett III – вид сбоку. Фото: youtube.com
К сожалению, они не нашли поддержки у руководства, поэтому начали заниматься самодеятельностью. В арендованном сарае энтузиасты пытались построить собственный спорткар – первый в истории Saab. У самоделки имелись следующие характеристики:
✅ детали шасси от Saab 93
✅ 3-цилиндровый двухтактник
✅ двигатель рабочим объемом – 748 куб. см
✅ мощность довели до 58 л. с
Силовой агрегат от того же Saab 93 разместили продольно над передней осью. А вот оригинальный алюминиевый кузов предложили разработать Сикстену Сасону. Так, новинка от целеустремленных конструкторов имела длину менее 3,5 метра, безрамное панорамное лобовое стекло и правый руль (в Швеции тогда существовало левостороннее движение). Нижнюю часть бортов выполнили из профилированного полированного листового металла, а маску радиатора подвесили под носом.
Полностью готовый прототип в кузове родстер впервые выставили в феврале 1956 года на Стокгольмском автосалоне. После этого в процесс включились основные мощности предприятия. Далее построено еще пять экземпляров уже со стальными кузовами. Позже спорткар успешно демонстрировался в Нью-Йорке под названием Saab 94 Sonett Super Sport.
Правда, серийное производство, несмотря на положительные отзывы и интерес, так и не последовало. Хотя большинство прототипов, которые сегодня известны как Sonett I, сохранились. Два из них хранятся в музее компании, расположенном в Тролльхеттане.
Вторая попытка создания спорткара
Как уже упоминалось, интерес к спорткарам существовал, в том числе, и за океаном. Поэтому руководство шведской компании решило попробовать еще раз. Теперь использовались детали от более современного Saab 96. Прототип наделили съемным кузовом и пузырчатыми накладками на фары в нижней носовой части. К сожалению, он оказался слишком тяжелым и с плохими аэродинамическими качествами. В итоге проект «зарубили».
Приоритет же отдали прототипу MFI 13, изначально подготовленному для авиационной компании из Мальме. Позже последовали доработки, которые позволили в 1965 году начать серийное производство автомобилей, получивших название Saab 97 Sonett II.
Sonett II начали собирать в 1966 году на заводе в Арлеве, купленному Saab у ASJ. В качестве привода использовался двухтактный трехцилиндровый двигатель от типа 850 Monte Carlo с мощностью, доведенной до 60 л. с.
Компактная машинка развивала очень приличные 170 (в соревновательной версии – до 200) км/ч. Спорткар получил заостренный нос и плавную заднюю часть с большим панорамным задним стеклом. Капот двигателя крепился хромированными фиксаторами по бокам конструкции. Кузов автомобиля имел следующие размеры:
✅ длина – 3770 мм
✅ ширина – 1490 мм
✅ высота – 1160 мм
Sonett II, весивший всего 680 кг, мог разгоняться с места до первой «сотни» за 12,5 секунд. За первые два года компания выпустила 258 автомобилей с двухтактными двигателями. Они имели механическую КПП с четырьмя передачами и переключателем под трехспицевым рулем. После этого пришла пора модификации с 4-цилиндровым силовым агрегатом под капотом.
Удобные сидения спорткара Sonett третьего поколения. Фото: youtube.com
Установка 1,5-литрового мотора от Ford Taunus изменила не только форму капота, но и характеристики автомобиля. До 1969 года компания собрала 1610 таких автомобилей (общее количество двух версий – 1868 единиц).
Saab Sonett III – завершение истории
Кузов модели третьего поколения удлинили до 3900 мм. Кроме этого, заострили носовую часть и добавили складные фары и заднее стекло. В 1973 модельном году Sonett III получил защитные бамперы в стиле модели Saab 99 и полосы с названием бренда по бокам.
Но это оказалось последней омологацией модели. Уже в следующем году ее выпуск пришлось срочно приостановить. В силу вступили новые правила безопасности в США, которым автомобиль не соответствовал. Потеряв основной рынок сбыта, не было продолжать выпускать спорткар дальше. До 1974 года с конвейера сошло более 8350 единиц техники.
Скрытые фары Sonett III. Фото: youtube.com
Значительных успехов в спорте серия Sonett не добилась. По разным причинам, выходя на старт, эти автомобили часто не доезжали до финишной черты. Правда, на успешную спортивную карьеру шведской марки Saab это не оказало никакого влияния.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...