.d-md-none .d-lg-block bibimot

Автопробег по маршруту Сочи-Кисловодск-Элиста

Наше автопутешествие к морю, как и для большинства россиян, берет свое начало на федеральной трассе М4 «Дон». Бесконечные вереницы грузовиков и заторы стали причиной того, что на перевал по маршруту Краснодар-Джубга мы выдвинулись уже ближе к полуночи.

Отсутствие шикарных видов с лихвой компенсировала пустая дорога — ехать было в удовольствие. Уже к рассвету мы пересекли КПП в Магри и оставили позади Туапсе.

Начинались две недели беззаботного времяпровождения в Лазаревском. Передвижения автомобилем максимально сократили, всецело сосредоточившись на отдыхе в прибрежной зоне.

Автопробег по маршруту Сочи-Кисловодск-ЭлистаМорские прогулки на катере подарили незабываемые впечатления. Фото автора

Посещение Сочи было решено осуществить также без автомобиля, с помощью железной дороги. Такой выбор оказался верным — трафик в Сочи достаточно активный, а выходить из состояния пляжной рефлексии очень не хотелось.

Ехать в Сочи на авто никак не хотелось – пробки. Фото автора

По этой же причине было решено продолжить отдых в горах Кавказа, и отправиться совсем не домой, а в Кисловодск. По счастливому стечению обстоятельств мы покинули Лазаревское всего за день до разбушевавшейся в начале июля непогоды. На Кавминводы свернули в Туапсе, и двинулись по вполне спокойной дороге, петляющей меж гор по ущелью.

Единственным сложным участком на этом маршруте оказался Шаумянский перевал — местами на крутом горном маршруте были отрезки с напрочь содранным сходившими селями дорожным полотном. Пыльная каменистая дорога казалась довольно опасной — крутые обрывы вниз резко начинались всего в полуметре от колес.

После перевала пошла обычная двухполосная дорога, и до Армавира нельзя было сказать, что трафик тут напряженный. Совсем даже наоборот. А вот дальше за «армянским» городом (так его называют местные жители) мы выбрались на широкую четырехполосную автомагистраль.

На перевале асфальтированная дорога чередовалась с каменистой грунтовкой. Фото автора

Надо отметить, что качеству дорожного полотна тут и далее, до самого Кисловодска, могут позавидовать даже жители Швейцарии и других европейских стран. И, в отличие от той же федеральной М4, тут напрочь отсутствовали платные участки. Если двигаться в рамках установленных скоростных ограничений, изредка встречающиеся сотрудники ГИБДД вряд ли проявят к вам интерес, и не станут отнимать драгоценное время.

Совсем скоро пейзаж за окном снова запестрил горными образованиями и всецело нас увлек. Весь пробег из Большого Сочи до Кисловодска (а мы решили остановиться именно в этом курортном городе Кавминвод) оказался крайне спокойным и совсем неутомительным. Выехав в 7 утра из Лазаревского, уже в 5-м часу вечера мы заселились в номер и были готовы знакомиться с «жемчужиной» Кавказа.

Кисловодск и окресности

Изречение поэта «Лучше гор могут быть только горы» оказалось истиной, и никакие сложности в виде горных серпантинов, крутых подъемов и затяжных спусков не могли удержать нас в пределах города. После недельного знакомства с достопримечательностями Кисловодска и регулярного употребления «Нарзана» в городских бюветах, мы начали наши «вылазки» в окрестные поселки и города.

На Кавминводах рукотворные памятники отлично сочетаются с природными достопримечательностями. Фото автора

Каждая такая поездка к достопримечательностям, с которыми были хорошо знакомы такие великие люди как Менделеев, Лермонтов, Шаляпин, может смело заноситься в список отдельным небольшим отпуском. Этот вывод сделан на основании количества получаемых каждый раз впечатлений. Список этот мог бесконечно расширяться, но был ограничен датами отпуска и, как ни странно, техническим состоянием автомобиля.

Так, отправившись к Джилы-Су, чтобы полюбоваться вершинами Эльбруса, мы до последнего не доехали. Затяжные подъемы и спуски сделали свое дело, и задний суппорт стал подклинивать. По этой причине мы решили сразу завернуть в Долину Нарзанов. Удивительное по красоте место порадовало источником с Серебряной водой — холодный горный поток отлично утолял жажду и обладал еще рядом целебных свойств.

Пока мы прогуливались по местным достопримечательностям, включая заброшенный гостевой замок начала прошлого века, тормозная система остыла, и мы неспешно отправились назад, в Кисловодск.

Джилы-Су было решено посетить в следующий визит на Кавминводы. То, что мы захотим сюда вернуться, стало понятно уже через пару дней. Крайне насыщенный и разнообразный отдых на этой благословенной Богом земле гарантирован.

Коровы все не кончались и не кончались…. Фото автора

Кстати, на этом же маршруте мы промчались мимо обсерватории, куда тоже планировали заехать, но не сложилось. Извилистая дорога вела в поселок, расположенный в долине. На спуске с гор мы были неожиданно задержаны стадом коров, возвращавшихся с пастбища домой. Животные устало брели и совершенно не обращали внимания на пытавшиеся протиснуться меж их костлявыми боками автомобили. Эта встреча, конечно, отняла время, но мы совершенно не спешили, и буквально наслаждались необычным для горожан событием.

Пятигорск у подножия Бештау действительно «красавец»! Фото автора

За время своего пребывания в Кисловодске мы также совершили автомобильные поездки в:

✅ Ессентуки (были дважды, так как в первый раз не успели по времени посетить Цандеровский институт механотерапии)
✅ Пятигорск
✅ Медовые водопады
✅ гора Кольцо
✅ Георгиевский монастырь и Церковь Софии Премудрости Божией (расположены рядом) и другие природно-культурные объекты

Каждое из этих посещений смело можно было расширять на несколько дней — мы смогли увидеть лишь часть достопримечательностей. К тому же этот список далеко не полный, и мог быть смело утроен. Но тогда отдыхать в Кавминводах пришлось бы никак не меньше полугода, в то время как мы «отважились» уделить ему всего месяц. Однако нас ждала дорога, и пришло время отправляться дальше — в Калмыкию.

Край верблюдов и Будды

Дорога в Элисту оказалась незагруженной совершенно. Качество асфальта при этом не вызывало никакого дискомфорта, и можно было спокойно двигаться быстрее разрешенных знаками скоростей (разумеется в допустимых отклонениях). Эта бравада закончилась сразу на въезде в республику — дальше пошла дорога с латками и явно требующая ремонта. К слову, на этом участке он уже ведется, так что в следующем году, вполне возможно, и тут все будет отлично. Город оказался с приятным, спокойным трафиком, достаточно ухоженный и можно смело сказать — необычный своей главной достопримечательностью.

По дорогам Калмыкии. Фото автора

Возможность посетить крупнейший центр буддизма в России тут есть у каждого. Совершенно иная культура, и такое впечатление, что тебя перенесли куда-то за тысячи километров. Кроме того мы покатались на верблюдах, прогулялись по вечерней Элисте, а вот из-за усилившейся жары поездку на Розовое озеро пришлось отложить. Если бы не температура под 40, возможно, наш маршрут домой пошел бы через Астрахань. А так, погостив в Элисте три дня, мы направились кратчайшим путем к федеральной трассе М-4 «Дон».

Большую половину пути дорога была совершенно свободна, и мы даже почувствовали себя одинокими путниками в бескрайнем море степей. Усиливающийся трафик говорил нам о неизбежном приближении к основной автомобильной магистрали, связывающей юг страны с центральной частью России. Отпуск неумолимо заканчивался, но полученные впечатления вселяли уверенность, что мы провели его правильно.

Послесловие

По итогу наше путешествие получилось закольцованным — мы вернулись на федеральную трассу М4 «Дон» в 130 км от Ростова-на-Дону. Если за отправную точку взять гостиницу «Патриот» (на территории комплекса находится уникальный музей военной техники), которая расположена аккурат на шоссе в городе Каменск-Шахтинский, пробег по маршруту, не считая челночных поездок к достопримечательностям в местах проживания, составил всего-то 2100 км. К этой цифре мы «намотали» еще почти тысячу км, активно катаясь вокруг Кисловодска.

Технопарк «Патриот» не оставил нас равнодушными. Фото автора

Ну а дорогу к себе домой от технопарка гостиницы «Патриот» каждый из вас может прикинуть самостоятельно. Вполне очевидно, что мы не стали первооткрывателями этого маршрута, да и планирование на месте дальнейшего движения претерпело ряд изменений (в Астрахань и Волгоград мы так и не попали, также были мысли отправиться в Нальчик и окрестности). Что ж, будет лишний повод прокатиться по нему еще раз — ведь наша Родина настолько велика, прекрасна и многогранна, что каждый раз ее можно открывать заново.

Автор:

Использованы фотографии: Фото автора

А вы бы хотели бы прокатиться по такому маршруту?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Суперкатамаран СССР, который так и не попал в сериюАвтопутешествие по «стране алмазов»