ВАЗ-2106 – расцвет и падение легендарной модели
17 224

ВАЗ-2106 – расцвет и падение легендарной модели

ВАЗ-2106, «Шестерка», «Шоха»… В начале своей конвейерной жизни – синоним слова «Люкс» в советском его понимании. К концу выпуска – уже непрестижный, несовременный, один из самых дешевых автомобилей на рынке. История популярной тольяттинской модели – в этом материале.


Все началось в 1974 году. Руководство завода тогда приняло решение модернизировать модель 2103. Напомню, «тройка» была, по сути, люксовой вариацией «копейки» и выпускалась с 1972 года. И вот, спустя всего два года, что очень нетипично для нашего автопрома, модель решили доработать. Зачем? Прежде всего, для снижения себестоимости. Предполагалось значительно сократить количество металлического хромированного декора, а также внедрить более современную и модную светотехнику.

ВАЗ-2106 – расцвет и падение легендарной моделиПередняя оптика получила характерные "очки". С одной стороны это удешевило производство, с другой - придало самобытности. Фото: youtube.com


Но к 1976 году, когда модель встала на конвейер, стало понятно, что считать ее модификацией 2103, во-первых, неправильно, а во-вторых, невыгодно. Неправильно потому, что оригинальную «трешку» снимать с производства никто не собирался, а внешне машины все же заметно отличались. А невыгодно, потому, что модификация старой модели – это хорошо, а запуск в производство новой – это гораздо лучше, для отчетности перед партией и правительством. Поэтому было принято волевое решение присвоить машине самостоятельный индекс 2106. А выпуск ВАЗ-2103 продолжился параллельно аж до 1984 года.

Сбоку 2106 от 2103 проще всего отличить по иному молдингу и задним катафотам. Фото: youtube.com


Несмотря на то, что 2106, формально, была упрощенной версией «трешки», в потребительской табели о рангах она заняла более высокую позицию. Прежде всего потому, что, упрощая в чем-то модель, конструкторы параллельно внедряли множество современных решений, как в технической части, так и в салоне.

Кузов


Отличий от «тройки» по части кузова было минимум. Из «железа» изменилась лишь задняя стенка багажника, в которой появилась ниша под номерной знак и места для установки новых задних фонарей. Остальные изменения – декоративные. Новая решетка радиатора и «очки» передней оптики, иные бамперы и уже упомянутые задние фонари. Они, кстати, заслуживают отдельного упоминания.

Задние фонари "шестерки" выглядели современнее и богаче, чем у всех предыдущих "Жигулей". И даже лучше, чем у "Фиата". Фото: youtube.com


Впервые в советском автопроме вся задняя оптика была скомпонована в единый блок – габариты, стоп-сигналы, поворотники и фонари заднего хода. Противотуманка тогда была атрибутом необязательным, поэтому устанавливалась опционально отдельным фонарем под задним бампером. К тому же, этот блок включал в себя и лампочки подсветки номерного знака, а это решение было уникальным не только для советского, но и мирового автопрома.

Примечательно, что изначально для окраски "шестерки" выбирались очень яркие и насыщенные цвета. Со временем палитра потускнела. Фото: youtube.com


Габаритные размеры не изменились. А чего им меняться, если кузов остался тем же. Лишь бамперы иной конфигурации добавили к общей длине пяток сантиметров.

  • ✪ Длина -4166 мм
  • ✪ Ширина – 1611 мм
  • ✪ Высота – 1440 мм
  • ✪ Колесная база – 2424 мм
  • ✪ Масса – 1040 кг


Упростились, по сравнению с «тройкой», боковые молдинги и повторители поворотов на передних крыльях. Зато на задних крыльях появились прямоугольные катафоты (на экспортных модификациях вместо катафота ставили габаритные огни).

Во внешней отделке по-прежнему сохранялось много хромированных элементов. Причем они, как ни странно, не облезали после первой зимы, как на современных ВАЗах. Фото: youtube.com


Как и на 2103, была сохранена хромированная окантовка колесных арок, водостоков, оконных проемов и порогов. Хрома на «шестерке» было много, что, впрочем, в будущем ей припомнили.

Двигатель и ходовая


Мотор 2106 (а именно такой самостоятельный индекс ему был присвоен) был главным инженерным отличием от ВАЗ-2103. Полуторалитровый «троечный» движок расточили до объема 1,6 л. Мощность сильно не выросла (плюс 3 л.с.), зато заметно подрос крутящий момент, особенно на низких оборотах. «Шестерка» поехала не столько быстрее, сколько увереннее и комфортнее.

Двигатель 2106 стал самым мощным ВАЗовским мотором на то время. Фото: youtube.com


КПП, изначально четырехступенчатая, получила более короткие передачи, что также благоприятно сказалось на динамике. Позже, после появления у ВАЗа пятиступенчатой коробки (созданной для моделей 2105/07), пятой передачей обзавелась и «шестерка». Под возросший крутящий момент было доработано и сцепление, в частности, увеличена площадь фрикционных накладок.

Подвеска была точно такой же, как и на ВАЗ-2103. А та, в свою очередь, полностью копировала ходовую часть «копейки». Однако, за счет более высокой массы и применения других шин – радиальных и более мягких, чем диагональные на 2101 – и «тройка», и «шестерка» воспринимались, как более комфортабельные автомобили.

Интерьер


Если салон 2103, после «копеечного» выглядел чрезвычайно богато, то «шестерка» шагнула еще чуть дальше.
Мягкая «торпеда», оклеенная пленкой «под дерево», осталась такая же, как и на 2103. А вот центральная консоль изменилась. Вместо полочки на ней появилась панель, на которой разместились контрольная лампа стояночного тормоза, реостат освещения приборной панели, выключатель аварийной сигнализации (позже замененный на кнопку) и прикуриватель. ВАЗ-2106 мог быть штатно укомплектован радиоприемником «Былина» - опция по тем временам неординарная.

Согласитесь, такая панель и на более современном автомобиле не выглядела бы убого. Фото: youtube.com


Голого металла в салоне практически не осталось. Дверные карты доходили до самых окон, все проемы были закрыты пластиком. Подлокотники, изначально такие же, как на «тройке», позже немного изменились, став удобнее.

Ну, не "Bose", конечно, но тоже на "Б" - "Былина"! Фото: youtube.com


Сиденья и обивка дверей были обшиты велюром, причем очень красивых оттенков – бежевым, коричневым. На дверных картах и на спице руля появился тисненый орнамент – главная отличительная особенность интерьера «шестерки». Ни на одной другой легковой модели ВАЗа такого больше не было ни до, ни после. Разве что на первых «Нивах», на которые ставился руль от «шохи».

Со временем красивый руль у "шохи" тоже отобрали, поставив вместо него огромную и страшную "баранку". Фото: youtube.com


Из-под ноги водителя исчезла кнопка насоса омывателя ветрового стекла (да, когда-то это работало именно так). Мягкая «грелка» под капотом была заменена на привычный нам пластиковый бачок с электрическим насосом, а включение омывателя было возложено на подрулевой рычажок.
Передние сиденья впервые получили регулируемые подголовники. Правда, из-за того, что спинка сидений оставалась очень короткой, подголовники оказались на уровне плеч и даже в максимально поднятом положении не могли служить опорой для головы. Разве что, если водитель – коротышка.

Для своего класса "Жигули" были достаточно просторны сзади. Фото: youtube.com


Задний диван получил откидной центральный подлокотник – отличительная черта люксовых моделей ВАЗ. По запасу пространства «шестерка» была идентична «копейке», но атмосфера на заднем диване была более уютной.
То, что 2106 – автомобиль люксовый, было понятно не только в салоне, но и в багажнике. Весь металл здесь также был закрыт пластиком, запасное колесо, спрятанное в специальную нишу на левом крыле, закрыто мягким чехлом. Впрочем, богатая отделка не повлияла на размер багажного отсека – он был такой же, как и на 2101.

Картошку в такой багажник грузить жалко. Впрочем, грузили! Фото: youtube.com


В конце 70-х ВАЗ-2106 выглядел апофеозом автомобильной роскоши. Круче была, пожалуй, только «Волга», да и то, преимущественно из-за размеров.
Но, с приходом 80-х звезда «шестерки» начала закатываться.

Конец эпохи


В 1980 году, в рамках модернизации «копеечного» семейства, вышла модель 2105. А через два года появилась ее люксовая версия – 2107. По идее, лидер в модельной линейке сменился, однако многими «шестерка» воспринималась, как более «богатая» машина. Тем не менее, именно в этот период начался долгий путь ее упрощения. Постепенно превратившийся в деградацию.

Сперва надежный карбюратор «Вебер» сменили на проблемный «Озон». «Секвестировали» реле из цепи сигнализации стояночного тормоза. Избавились от катафотов на задних крыльях, от хрома на колесных арках, радиаторной решетке, водостоках, порогах. В 90-е дело дошло и до салона. Нарядный велюр, «деревянная» отделка, а в последствии даже часы стали жертвами тотальной экономии.
В 1993 году сделали попытку «сократить» боковые молдинги. Однако даже в то непростое время это показалось слишком. Молдинги вернули на место. А та партия выпущенных машин получила прозвище «лысых шестерок».

ВАЗ-2106 позднего выпуска. ни яркости, ни лоска уже нет и в помине. Фото: youtube.com


В последние годы конвейерной жизни о былой «люксовости» 2106 уже никто и не вспоминал. Это был морально устаревший, очень небезопасный, максимально дешевый автомобиль. Таким он и закончил свою карьеру в 2005 году. Такой «шестерку» воспринимаем и мы, потому, что большинство пока еще живых машин – уже из тех, «бюджетных» партий. Увидеть сохранившуюся «шоху» раннего выпуска – большая удача. Радует, что такие все же пока еще есть.

Почти за тридцать лет было выпущено 4,3 млн. «шестерок». Большим тиражом могла похвастать только «копейка» – 4,8 млн.
На мой взгляд, трагедия «шохи» в том, что она не смогла вовремя уйти. Вернее, ей не дали. «Тройка» просуществовала на конвейере двенадцать лет и покинула его в расцвете своего имиджа. Она навсегда запомнилась люксовой «копейкой». «Шестерка», прыгнув изначально еще выше, в результате пала на самое дно, став жертвой экономических и политических водоворотов.
Какое ваше отношение к ВАЗ-2106?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас