
ВАЗ-2106 – расцвет и падение легендарной модели
ВАЗ-2106, «Шестерка», «Шоха»… В начале своей конвейерной жизни – синоним слова «Люкс» в советском его понимании. К концу выпуска – уже непрестижный, несовременный, один из самых дешевых автомобилей на рынке. История популярной тольяттинской модели – в этом материале.
Все началось в 1974 году. Руководство завода тогда приняло решение модернизировать модель 2103. Напомню, «тройка» была, по сути, люксовой вариацией «копейки» и выпускалась с 1972 года. И вот, спустя всего два года, что очень нетипично для нашего автопрома, модель решили доработать. Зачем? Прежде всего, для снижения себестоимости. Предполагалось значительно сократить количество металлического хромированного декора, а также внедрить более современную и модную светотехнику.
Передняя оптика получила характерные "очки". С одной стороны это удешевило производство, с другой - придало самобытности. Фото: youtube.com
Но к 1976 году, когда модель встала на конвейер, стало понятно, что считать ее модификацией 2103, во-первых, неправильно, а во-вторых, невыгодно. Неправильно потому, что оригинальную «трешку» снимать с производства никто не собирался, а внешне машины все же заметно отличались. А невыгодно, потому, что модификация старой модели – это хорошо, а запуск в производство новой – это гораздо лучше, для отчетности перед партией и правительством. Поэтому было принято волевое решение присвоить машине самостоятельный индекс 2106. А выпуск ВАЗ-2103 продолжился параллельно аж до 1984 года.
Сбоку 2106 от 2103 проще всего отличить по иному молдингу и задним катафотам. Фото: youtube.com
Несмотря на то, что 2106, формально, была упрощенной версией «трешки», в потребительской табели о рангах она заняла более высокую позицию. Прежде всего потому, что, упрощая в чем-то модель, конструкторы параллельно внедряли множество современных решений, как в технической части, так и в салоне.
Отличий от «тройки» по части кузова было минимум. Из «железа» изменилась лишь задняя стенка багажника, в которой появилась ниша под номерной знак и места для установки новых задних фонарей. Остальные изменения – декоративные. Новая решетка радиатора и «очки» передней оптики, иные бамперы и уже упомянутые задние фонари. Они, кстати, заслуживают отдельного упоминания.
Задние фонари "шестерки" выглядели современнее и богаче, чем у всех предыдущих "Жигулей". И даже лучше, чем у "Фиата". Фото: youtube.com
Впервые в советском автопроме вся задняя оптика была скомпонована в единый блок – габариты, стоп-сигналы, поворотники и фонари заднего хода. Противотуманка тогда была атрибутом необязательным, поэтому устанавливалась опционально отдельным фонарем под задним бампером. К тому же, этот блок включал в себя и лампочки подсветки номерного знака, а это решение было уникальным не только для советского, но и мирового автопрома.
Примечательно, что изначально для окраски "шестерки" выбирались очень яркие и насыщенные цвета. Со временем палитра потускнела. Фото: youtube.com
Габаритные размеры не изменились. А чего им меняться, если кузов остался тем же. Лишь бамперы иной конфигурации добавили к общей длине пяток сантиметров.
Упростились, по сравнению с «тройкой», боковые молдинги и повторители поворотов на передних крыльях. Зато на задних крыльях появились прямоугольные катафоты (на экспортных модификациях вместо катафота ставили габаритные огни).
Во внешней отделке по-прежнему сохранялось много хромированных элементов. Причем они, как ни странно, не облезали после первой зимы, как на современных ВАЗах. Фото: youtube.com
Как и на 2103, была сохранена хромированная окантовка колесных арок, водостоков, оконных проемов и порогов. Хрома на «шестерке» было много, что, впрочем, в будущем ей припомнили.
Мотор 2106 (а именно такой самостоятельный индекс ему был присвоен) был главным инженерным отличием от ВАЗ-2103. Полуторалитровый «троечный» движок расточили до объема 1,6 л. Мощность сильно не выросла (плюс 3 л.с.), зато заметно подрос крутящий момент, особенно на низких оборотах. «Шестерка» поехала не столько быстрее, сколько увереннее и комфортнее.
Двигатель 2106 стал самым мощным ВАЗовским мотором на то время. Фото: youtube.com
КПП, изначально четырехступенчатая, получила более короткие передачи, что также благоприятно сказалось на динамике. Позже, после появления у ВАЗа пятиступенчатой коробки (созданной для моделей 2105/07), пятой передачей обзавелась и «шестерка». Под возросший крутящий момент было доработано и сцепление, в частности, увеличена площадь фрикционных накладок.
Подвеска была точно такой же, как и на ВАЗ-2103. А та, в свою очередь, полностью копировала ходовую часть «копейки». Однако, за счет более высокой массы и применения других шин – радиальных и более мягких, чем диагональные на 2101 – и «тройка», и «шестерка» воспринимались, как более комфортабельные автомобили.
Если салон 2103, после «копеечного» выглядел чрезвычайно богато, то «шестерка» шагнула еще чуть дальше.
Мягкая «торпеда», оклеенная пленкой «под дерево», осталась такая же, как и на 2103. А вот центральная консоль изменилась. Вместо полочки на ней появилась панель, на которой разместились контрольная лампа стояночного тормоза, реостат освещения приборной панели, выключатель аварийной сигнализации (позже замененный на кнопку) и прикуриватель. ВАЗ-2106 мог быть штатно укомплектован радиоприемником «Былина» - опция по тем временам неординарная.
Согласитесь, такая панель и на более современном автомобиле не выглядела бы убого. Фото: youtube.com
Голого металла в салоне практически не осталось. Дверные карты доходили до самых окон, все проемы были закрыты пластиком. Подлокотники, изначально такие же, как на «тройке», позже немного изменились, став удобнее.
Ну, не "Bose", конечно, но тоже на "Б" - "Былина"! Фото: youtube.com
Сиденья и обивка дверей были обшиты велюром, причем очень красивых оттенков – бежевым, коричневым. На дверных картах и на спице руля появился тисненый орнамент – главная отличительная особенность интерьера «шестерки». Ни на одной другой легковой модели ВАЗа такого больше не было ни до, ни после. Разве что на первых «Нивах», на которые ставился руль от «шохи».
Со временем красивый руль у "шохи" тоже отобрали, поставив вместо него огромную и страшную "баранку". Фото: youtube.com
Из-под ноги водителя исчезла кнопка насоса омывателя ветрового стекла (да, когда-то это работало именно так). Мягкая «грелка» под капотом была заменена на привычный нам пластиковый бачок с электрическим насосом, а включение омывателя было возложено на подрулевой рычажок.
Передние сиденья впервые получили регулируемые подголовники. Правда, из-за того, что спинка сидений оставалась очень короткой, подголовники оказались на уровне плеч и даже в максимально поднятом положении не могли служить опорой для головы. Разве что, если водитель – коротышка.
Для своего класса "Жигули" были достаточно просторны сзади. Фото: youtube.com
Задний диван получил откидной центральный подлокотник – отличительная черта люксовых моделей ВАЗ. По запасу пространства «шестерка» была идентична «копейке», но атмосфера на заднем диване была более уютной.
То, что 2106 – автомобиль люксовый, было понятно не только в салоне, но и в багажнике. Весь металл здесь также был закрыт пластиком, запасное колесо, спрятанное в специальную нишу на левом крыле, закрыто мягким чехлом. Впрочем, богатая отделка не повлияла на размер багажного отсека – он был такой же, как и на 2101.
Картошку в такой багажник грузить жалко. Впрочем, грузили! Фото: youtube.com
В конце 70-х ВАЗ-2106 выглядел апофеозом автомобильной роскоши. Круче была, пожалуй, только «Волга», да и то, преимущественно из-за размеров.
Но, с приходом 80-х звезда «шестерки» начала закатываться.
В 1980 году, в рамках модернизации «копеечного» семейства, вышла модель 2105. А через два года появилась ее люксовая версия – 2107. По идее, лидер в модельной линейке сменился, однако многими «шестерка» воспринималась, как более «богатая» машина. Тем не менее, именно в этот период начался долгий путь ее упрощения. Постепенно превратившийся в деградацию.
Сперва надежный карбюратор «Вебер» сменили на проблемный «Озон». «Секвестировали» реле из цепи сигнализации стояночного тормоза. Избавились от катафотов на задних крыльях, от хрома на колесных арках, радиаторной решетке, водостоках, порогах. В 90-е дело дошло и до салона. Нарядный велюр, «деревянная» отделка, а в последствии даже часы стали жертвами тотальной экономии.
В 1993 году сделали попытку «сократить» боковые молдинги. Однако даже в то непростое время это показалось слишком. Молдинги вернули на место. А та партия выпущенных машин получила прозвище «лысых шестерок».
ВАЗ-2106 позднего выпуска. ни яркости, ни лоска уже нет и в помине. Фото: youtube.com
В последние годы конвейерной жизни о былой «люксовости» 2106 уже никто и не вспоминал. Это был морально устаревший, очень небезопасный, максимально дешевый автомобиль. Таким он и закончил свою карьеру в 2005 году. Такой «шестерку» воспринимаем и мы, потому, что большинство пока еще живых машин – уже из тех, «бюджетных» партий. Увидеть сохранившуюся «шоху» раннего выпуска – большая удача. Радует, что такие все же пока еще есть.
Почти за тридцать лет было выпущено 4,3 млн. «шестерок». Большим тиражом могла похвастать только «копейка» – 4,8 млн.
На мой взгляд, трагедия «шохи» в том, что она не смогла вовремя уйти. Вернее, ей не дали. «Тройка» просуществовала на конвейере двенадцать лет и покинула его в расцвете своего имиджа. Она навсегда запомнилась люксовой «копейкой». «Шестерка», прыгнув изначально еще выше, в результате пала на самое дно, став жертвой экономических и политических водоворотов.
Все началось в 1974 году. Руководство завода тогда приняло решение модернизировать модель 2103. Напомню, «тройка» была, по сути, люксовой вариацией «копейки» и выпускалась с 1972 года. И вот, спустя всего два года, что очень нетипично для нашего автопрома, модель решили доработать. Зачем? Прежде всего, для снижения себестоимости. Предполагалось значительно сократить количество металлического хромированного декора, а также внедрить более современную и модную светотехнику.

Но к 1976 году, когда модель встала на конвейер, стало понятно, что считать ее модификацией 2103, во-первых, неправильно, а во-вторых, невыгодно. Неправильно потому, что оригинальную «трешку» снимать с производства никто не собирался, а внешне машины все же заметно отличались. А невыгодно, потому, что модификация старой модели – это хорошо, а запуск в производство новой – это гораздо лучше, для отчетности перед партией и правительством. Поэтому было принято волевое решение присвоить машине самостоятельный индекс 2106. А выпуск ВАЗ-2103 продолжился параллельно аж до 1984 года.

Несмотря на то, что 2106, формально, была упрощенной версией «трешки», в потребительской табели о рангах она заняла более высокую позицию. Прежде всего потому, что, упрощая в чем-то модель, конструкторы параллельно внедряли множество современных решений, как в технической части, так и в салоне.
Кузов
Отличий от «тройки» по части кузова было минимум. Из «железа» изменилась лишь задняя стенка багажника, в которой появилась ниша под номерной знак и места для установки новых задних фонарей. Остальные изменения – декоративные. Новая решетка радиатора и «очки» передней оптики, иные бамперы и уже упомянутые задние фонари. Они, кстати, заслуживают отдельного упоминания.

Впервые в советском автопроме вся задняя оптика была скомпонована в единый блок – габариты, стоп-сигналы, поворотники и фонари заднего хода. Противотуманка тогда была атрибутом необязательным, поэтому устанавливалась опционально отдельным фонарем под задним бампером. К тому же, этот блок включал в себя и лампочки подсветки номерного знака, а это решение было уникальным не только для советского, но и мирового автопрома.

Габаритные размеры не изменились. А чего им меняться, если кузов остался тем же. Лишь бамперы иной конфигурации добавили к общей длине пяток сантиметров.
- ✪ Длина -4166 мм
- ✪ Ширина – 1611 мм
- ✪ Высота – 1440 мм
- ✪ Колесная база – 2424 мм
- ✪ Масса – 1040 кг
Упростились, по сравнению с «тройкой», боковые молдинги и повторители поворотов на передних крыльях. Зато на задних крыльях появились прямоугольные катафоты (на экспортных модификациях вместо катафота ставили габаритные огни).

Как и на 2103, была сохранена хромированная окантовка колесных арок, водостоков, оконных проемов и порогов. Хрома на «шестерке» было много, что, впрочем, в будущем ей припомнили.
Двигатель и ходовая
Мотор 2106 (а именно такой самостоятельный индекс ему был присвоен) был главным инженерным отличием от ВАЗ-2103. Полуторалитровый «троечный» движок расточили до объема 1,6 л. Мощность сильно не выросла (плюс 3 л.с.), зато заметно подрос крутящий момент, особенно на низких оборотах. «Шестерка» поехала не столько быстрее, сколько увереннее и комфортнее.

КПП, изначально четырехступенчатая, получила более короткие передачи, что также благоприятно сказалось на динамике. Позже, после появления у ВАЗа пятиступенчатой коробки (созданной для моделей 2105/07), пятой передачей обзавелась и «шестерка». Под возросший крутящий момент было доработано и сцепление, в частности, увеличена площадь фрикционных накладок.
Подвеска была точно такой же, как и на ВАЗ-2103. А та, в свою очередь, полностью копировала ходовую часть «копейки». Однако, за счет более высокой массы и применения других шин – радиальных и более мягких, чем диагональные на 2101 – и «тройка», и «шестерка» воспринимались, как более комфортабельные автомобили.
Интерьер
Если салон 2103, после «копеечного» выглядел чрезвычайно богато, то «шестерка» шагнула еще чуть дальше.
Мягкая «торпеда», оклеенная пленкой «под дерево», осталась такая же, как и на 2103. А вот центральная консоль изменилась. Вместо полочки на ней появилась панель, на которой разместились контрольная лампа стояночного тормоза, реостат освещения приборной панели, выключатель аварийной сигнализации (позже замененный на кнопку) и прикуриватель. ВАЗ-2106 мог быть штатно укомплектован радиоприемником «Былина» - опция по тем временам неординарная.

Голого металла в салоне практически не осталось. Дверные карты доходили до самых окон, все проемы были закрыты пластиком. Подлокотники, изначально такие же, как на «тройке», позже немного изменились, став удобнее.

Сиденья и обивка дверей были обшиты велюром, причем очень красивых оттенков – бежевым, коричневым. На дверных картах и на спице руля появился тисненый орнамент – главная отличительная особенность интерьера «шестерки». Ни на одной другой легковой модели ВАЗа такого больше не было ни до, ни после. Разве что на первых «Нивах», на которые ставился руль от «шохи».

Из-под ноги водителя исчезла кнопка насоса омывателя ветрового стекла (да, когда-то это работало именно так). Мягкая «грелка» под капотом была заменена на привычный нам пластиковый бачок с электрическим насосом, а включение омывателя было возложено на подрулевой рычажок.
Передние сиденья впервые получили регулируемые подголовники. Правда, из-за того, что спинка сидений оставалась очень короткой, подголовники оказались на уровне плеч и даже в максимально поднятом положении не могли служить опорой для головы. Разве что, если водитель – коротышка.

Задний диван получил откидной центральный подлокотник – отличительная черта люксовых моделей ВАЗ. По запасу пространства «шестерка» была идентична «копейке», но атмосфера на заднем диване была более уютной.
То, что 2106 – автомобиль люксовый, было понятно не только в салоне, но и в багажнике. Весь металл здесь также был закрыт пластиком, запасное колесо, спрятанное в специальную нишу на левом крыле, закрыто мягким чехлом. Впрочем, богатая отделка не повлияла на размер багажного отсека – он был такой же, как и на 2101.

В конце 70-х ВАЗ-2106 выглядел апофеозом автомобильной роскоши. Круче была, пожалуй, только «Волга», да и то, преимущественно из-за размеров.
Но, с приходом 80-х звезда «шестерки» начала закатываться.
Конец эпохи
В 1980 году, в рамках модернизации «копеечного» семейства, вышла модель 2105. А через два года появилась ее люксовая версия – 2107. По идее, лидер в модельной линейке сменился, однако многими «шестерка» воспринималась, как более «богатая» машина. Тем не менее, именно в этот период начался долгий путь ее упрощения. Постепенно превратившийся в деградацию.
Сперва надежный карбюратор «Вебер» сменили на проблемный «Озон». «Секвестировали» реле из цепи сигнализации стояночного тормоза. Избавились от катафотов на задних крыльях, от хрома на колесных арках, радиаторной решетке, водостоках, порогах. В 90-е дело дошло и до салона. Нарядный велюр, «деревянная» отделка, а в последствии даже часы стали жертвами тотальной экономии.
В 1993 году сделали попытку «сократить» боковые молдинги. Однако даже в то непростое время это показалось слишком. Молдинги вернули на место. А та партия выпущенных машин получила прозвище «лысых шестерок».

В последние годы конвейерной жизни о былой «люксовости» 2106 уже никто и не вспоминал. Это был морально устаревший, очень небезопасный, максимально дешевый автомобиль. Таким он и закончил свою карьеру в 2005 году. Такой «шестерку» воспринимаем и мы, потому, что большинство пока еще живых машин – уже из тех, «бюджетных» партий. Увидеть сохранившуюся «шоху» раннего выпуска – большая удача. Радует, что такие все же пока еще есть.
Почти за тридцать лет было выпущено 4,3 млн. «шестерок». Большим тиражом могла похвастать только «копейка» – 4,8 млн.
На мой взгляд, трагедия «шохи» в том, что она не смогла вовремя уйти. Вернее, ей не дали. «Тройка» просуществовала на конвейере двенадцать лет и покинула его в расцвете своего имиджа. Она навсегда запомнилась люксовой «копейкой». «Шестерка», прыгнув изначально еще выше, в результате пала на самое дно, став жертвой экономических и политических водоворотов.
- Юрий Самосудов
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...