ВАЗ-2106 – расцвет и падение легендарной модели
ВАЗ-2106, «Шестерка», «Шоха»… В начале своей конвейерной жизни – синоним слова «Люкс» в советском его понимании. К концу выпуска – уже непрестижный, несовременный, один из самых дешевых автомобилей на рынке. История популярной тольяттинской модели – в этом материале.
Все началось в 1974 году. Руководство завода тогда приняло решение модернизировать модель 2103. Напомню, «тройка» была, по сути, люксовой вариацией «копейки» и выпускалась с 1972 года. И вот, спустя всего два года, что очень нетипично для нашего автопрома, модель решили доработать. Зачем? Прежде всего, для снижения себестоимости. Предполагалось значительно сократить количество металлического хромированного декора, а также внедрить более современную и модную светотехнику.
Но к 1976 году, когда модель встала на конвейер, стало понятно, что считать ее модификацией 2103, во-первых, неправильно, а во-вторых, невыгодно. Неправильно потому, что оригинальную «трешку» снимать с производства никто не собирался, а внешне машины все же заметно отличались. А невыгодно, потому, что модификация старой модели – это хорошо, а запуск в производство новой – это гораздо лучше, для отчетности перед партией и правительством. Поэтому было принято волевое решение присвоить машине самостоятельный индекс 2106. А выпуск ВАЗ-2103 продолжился параллельно аж до 1984 года.
Несмотря на то, что 2106, формально, была упрощенной версией «трешки», в потребительской табели о рангах она заняла более высокую позицию. Прежде всего потому, что, упрощая в чем-то модель, конструкторы параллельно внедряли множество современных решений, как в технической части, так и в салоне.
Отличий от «тройки» по части кузова было минимум. Из «железа» изменилась лишь задняя стенка багажника, в которой появилась ниша под номерной знак и места для установки новых задних фонарей. Остальные изменения – декоративные. Новая решетка радиатора и «очки» передней оптики, иные бамперы и уже упомянутые задние фонари. Они, кстати, заслуживают отдельного упоминания.
Впервые в советском автопроме вся задняя оптика была скомпонована в единый блок – габариты, стоп-сигналы, поворотники и фонари заднего хода. Противотуманка тогда была атрибутом необязательным, поэтому устанавливалась опционально отдельным фонарем под задним бампером. К тому же, этот блок включал в себя и лампочки подсветки номерного знака, а это решение было уникальным не только для советского, но и мирового автопрома.
Габаритные размеры не изменились. А чего им меняться, если кузов остался тем же. Лишь бамперы иной конфигурации добавили к общей длине пяток сантиметров.
Упростились, по сравнению с «тройкой», боковые молдинги и повторители поворотов на передних крыльях. Зато на задних крыльях появились прямоугольные катафоты (на экспортных модификациях вместо катафота ставили габаритные огни).
Как и на 2103, была сохранена хромированная окантовка колесных арок, водостоков, оконных проемов и порогов. Хрома на «шестерке» было много, что, впрочем, в будущем ей припомнили.
Мотор 2106 (а именно такой самостоятельный индекс ему был присвоен) был главным инженерным отличием от ВАЗ-2103. Полуторалитровый «троечный» движок расточили до объема 1,6 л. Мощность сильно не выросла (плюс 3 л.с.), зато заметно подрос крутящий момент, особенно на низких оборотах. «Шестерка» поехала не столько быстрее, сколько увереннее и комфортнее.
КПП, изначально четырехступенчатая, получила более короткие передачи, что также благоприятно сказалось на динамике. Позже, после появления у ВАЗа пятиступенчатой коробки (созданной для моделей 2105/07), пятой передачей обзавелась и «шестерка». Под возросший крутящий момент было доработано и сцепление, в частности, увеличена площадь фрикционных накладок.
Подвеска была точно такой же, как и на ВАЗ-2103. А та, в свою очередь, полностью копировала ходовую часть «копейки». Однако, за счет более высокой массы и применения других шин – радиальных и более мягких, чем диагональные на 2101 – и «тройка», и «шестерка» воспринимались, как более комфортабельные автомобили.
Если салон 2103, после «копеечного» выглядел чрезвычайно богато, то «шестерка» шагнула еще чуть дальше.
Мягкая «торпеда», оклеенная пленкой «под дерево», осталась такая же, как и на 2103. А вот центральная консоль изменилась. Вместо полочки на ней появилась панель, на которой разместились контрольная лампа стояночного тормоза, реостат освещения приборной панели, выключатель аварийной сигнализации (позже замененный на кнопку) и прикуриватель. ВАЗ-2106 мог быть штатно укомплектован радиоприемником «Былина» - опция по тем временам неординарная.
Голого металла в салоне практически не осталось. Дверные карты доходили до самых окон, все проемы были закрыты пластиком. Подлокотники, изначально такие же, как на «тройке», позже немного изменились, став удобнее.
Сиденья и обивка дверей были обшиты велюром, причем очень красивых оттенков – бежевым, коричневым. На дверных картах и на спице руля появился тисненый орнамент – главная отличительная особенность интерьера «шестерки». Ни на одной другой легковой модели ВАЗа такого больше не было ни до, ни после. Разве что на первых «Нивах», на которые ставился руль от «шохи».
Из-под ноги водителя исчезла кнопка насоса омывателя ветрового стекла (да, когда-то это работало именно так). Мягкая «грелка» под капотом была заменена на привычный нам пластиковый бачок с электрическим насосом, а включение омывателя было возложено на подрулевой рычажок.
Передние сиденья впервые получили регулируемые подголовники. Правда, из-за того, что спинка сидений оставалась очень короткой, подголовники оказались на уровне плеч и даже в максимально поднятом положении не могли служить опорой для головы. Разве что, если водитель – коротышка.
Задний диван получил откидной центральный подлокотник – отличительная черта люксовых моделей ВАЗ. По запасу пространства «шестерка» была идентична «копейке», но атмосфера на заднем диване была более уютной.
То, что 2106 – автомобиль люксовый, было понятно не только в салоне, но и в багажнике. Весь металл здесь также был закрыт пластиком, запасное колесо, спрятанное в специальную нишу на левом крыле, закрыто мягким чехлом. Впрочем, богатая отделка не повлияла на размер багажного отсека – он был такой же, как и на 2101.
В конце 70-х ВАЗ-2106 выглядел апофеозом автомобильной роскоши. Круче была, пожалуй, только «Волга», да и то, преимущественно из-за размеров.
Но, с приходом 80-х звезда «шестерки» начала закатываться.
В 1980 году, в рамках модернизации «копеечного» семейства, вышла модель 2105. А через два года появилась ее люксовая версия – 2107. По идее, лидер в модельной линейке сменился, однако многими «шестерка» воспринималась, как более «богатая» машина. Тем не менее, именно в этот период начался долгий путь ее упрощения. Постепенно превратившийся в деградацию.
Сперва надежный карбюратор «Вебер» сменили на проблемный «Озон». «Секвестировали» реле из цепи сигнализации стояночного тормоза. Избавились от катафотов на задних крыльях, от хрома на колесных арках, радиаторной решетке, водостоках, порогах. В 90-е дело дошло и до салона. Нарядный велюр, «деревянная» отделка, а в последствии даже часы стали жертвами тотальной экономии.
В 1993 году сделали попытку «сократить» боковые молдинги. Однако даже в то непростое время это показалось слишком. Молдинги вернули на место. А та партия выпущенных машин получила прозвище «лысых шестерок».
В последние годы конвейерной жизни о былой «люксовости» 2106 уже никто и не вспоминал. Это был морально устаревший, очень небезопасный, максимально дешевый автомобиль. Таким он и закончил свою карьеру в 2005 году. Такой «шестерку» воспринимаем и мы, потому, что большинство пока еще живых машин – уже из тех, «бюджетных» партий. Увидеть сохранившуюся «шоху» раннего выпуска – большая удача. Радует, что такие все же пока еще есть.
Почти за тридцать лет было выпущено 4,3 млн. «шестерок». Большим тиражом могла похвастать только «копейка» – 4,8 млн.
На мой взгляд, трагедия «шохи» в том, что она не смогла вовремя уйти. Вернее, ей не дали. «Тройка» просуществовала на конвейере двенадцать лет и покинула его в расцвете своего имиджа. Она навсегда запомнилась люксовой «копейкой». «Шестерка», прыгнув изначально еще выше, в результате пала на самое дно, став жертвой экономических и политических водоворотов.
Все началось в 1974 году. Руководство завода тогда приняло решение модернизировать модель 2103. Напомню, «тройка» была, по сути, люксовой вариацией «копейки» и выпускалась с 1972 года. И вот, спустя всего два года, что очень нетипично для нашего автопрома, модель решили доработать. Зачем? Прежде всего, для снижения себестоимости. Предполагалось значительно сократить количество металлического хромированного декора, а также внедрить более современную и модную светотехнику.
Передняя оптика получила характерные "очки". С одной стороны это удешевило производство, с другой - придало самобытности. Фото: youtube.com
Но к 1976 году, когда модель встала на конвейер, стало понятно, что считать ее модификацией 2103, во-первых, неправильно, а во-вторых, невыгодно. Неправильно потому, что оригинальную «трешку» снимать с производства никто не собирался, а внешне машины все же заметно отличались. А невыгодно, потому, что модификация старой модели – это хорошо, а запуск в производство новой – это гораздо лучше, для отчетности перед партией и правительством. Поэтому было принято волевое решение присвоить машине самостоятельный индекс 2106. А выпуск ВАЗ-2103 продолжился параллельно аж до 1984 года.
Сбоку 2106 от 2103 проще всего отличить по иному молдингу и задним катафотам. Фото: youtube.com
Несмотря на то, что 2106, формально, была упрощенной версией «трешки», в потребительской табели о рангах она заняла более высокую позицию. Прежде всего потому, что, упрощая в чем-то модель, конструкторы параллельно внедряли множество современных решений, как в технической части, так и в салоне.
Кузов
Отличий от «тройки» по части кузова было минимум. Из «железа» изменилась лишь задняя стенка багажника, в которой появилась ниша под номерной знак и места для установки новых задних фонарей. Остальные изменения – декоративные. Новая решетка радиатора и «очки» передней оптики, иные бамперы и уже упомянутые задние фонари. Они, кстати, заслуживают отдельного упоминания.
Задние фонари "шестерки" выглядели современнее и богаче, чем у всех предыдущих "Жигулей". И даже лучше, чем у "Фиата". Фото: youtube.com
Впервые в советском автопроме вся задняя оптика была скомпонована в единый блок – габариты, стоп-сигналы, поворотники и фонари заднего хода. Противотуманка тогда была атрибутом необязательным, поэтому устанавливалась опционально отдельным фонарем под задним бампером. К тому же, этот блок включал в себя и лампочки подсветки номерного знака, а это решение было уникальным не только для советского, но и мирового автопрома.
Примечательно, что изначально для окраски "шестерки" выбирались очень яркие и насыщенные цвета. Со временем палитра потускнела. Фото: youtube.com
Габаритные размеры не изменились. А чего им меняться, если кузов остался тем же. Лишь бамперы иной конфигурации добавили к общей длине пяток сантиметров.
- ✪ Длина -4166 мм
- ✪ Ширина – 1611 мм
- ✪ Высота – 1440 мм
- ✪ Колесная база – 2424 мм
- ✪ Масса – 1040 кг
Упростились, по сравнению с «тройкой», боковые молдинги и повторители поворотов на передних крыльях. Зато на задних крыльях появились прямоугольные катафоты (на экспортных модификациях вместо катафота ставили габаритные огни).
Во внешней отделке по-прежнему сохранялось много хромированных элементов. Причем они, как ни странно, не облезали после первой зимы, как на современных ВАЗах. Фото: youtube.com
Как и на 2103, была сохранена хромированная окантовка колесных арок, водостоков, оконных проемов и порогов. Хрома на «шестерке» было много, что, впрочем, в будущем ей припомнили.
Двигатель и ходовая
Мотор 2106 (а именно такой самостоятельный индекс ему был присвоен) был главным инженерным отличием от ВАЗ-2103. Полуторалитровый «троечный» движок расточили до объема 1,6 л. Мощность сильно не выросла (плюс 3 л.с.), зато заметно подрос крутящий момент, особенно на низких оборотах. «Шестерка» поехала не столько быстрее, сколько увереннее и комфортнее.
Двигатель 2106 стал самым мощным ВАЗовским мотором на то время. Фото: youtube.com
КПП, изначально четырехступенчатая, получила более короткие передачи, что также благоприятно сказалось на динамике. Позже, после появления у ВАЗа пятиступенчатой коробки (созданной для моделей 2105/07), пятой передачей обзавелась и «шестерка». Под возросший крутящий момент было доработано и сцепление, в частности, увеличена площадь фрикционных накладок.
Подвеска была точно такой же, как и на ВАЗ-2103. А та, в свою очередь, полностью копировала ходовую часть «копейки». Однако, за счет более высокой массы и применения других шин – радиальных и более мягких, чем диагональные на 2101 – и «тройка», и «шестерка» воспринимались, как более комфортабельные автомобили.
Интерьер
Если салон 2103, после «копеечного» выглядел чрезвычайно богато, то «шестерка» шагнула еще чуть дальше.
Мягкая «торпеда», оклеенная пленкой «под дерево», осталась такая же, как и на 2103. А вот центральная консоль изменилась. Вместо полочки на ней появилась панель, на которой разместились контрольная лампа стояночного тормоза, реостат освещения приборной панели, выключатель аварийной сигнализации (позже замененный на кнопку) и прикуриватель. ВАЗ-2106 мог быть штатно укомплектован радиоприемником «Былина» - опция по тем временам неординарная.
Согласитесь, такая панель и на более современном автомобиле не выглядела бы убого. Фото: youtube.com
Голого металла в салоне практически не осталось. Дверные карты доходили до самых окон, все проемы были закрыты пластиком. Подлокотники, изначально такие же, как на «тройке», позже немного изменились, став удобнее.
Ну, не "Bose", конечно, но тоже на "Б" - "Былина"! Фото: youtube.com
Сиденья и обивка дверей были обшиты велюром, причем очень красивых оттенков – бежевым, коричневым. На дверных картах и на спице руля появился тисненый орнамент – главная отличительная особенность интерьера «шестерки». Ни на одной другой легковой модели ВАЗа такого больше не было ни до, ни после. Разве что на первых «Нивах», на которые ставился руль от «шохи».
Со временем красивый руль у "шохи" тоже отобрали, поставив вместо него огромную и страшную "баранку". Фото: youtube.com
Из-под ноги водителя исчезла кнопка насоса омывателя ветрового стекла (да, когда-то это работало именно так). Мягкая «грелка» под капотом была заменена на привычный нам пластиковый бачок с электрическим насосом, а включение омывателя было возложено на подрулевой рычажок.
Передние сиденья впервые получили регулируемые подголовники. Правда, из-за того, что спинка сидений оставалась очень короткой, подголовники оказались на уровне плеч и даже в максимально поднятом положении не могли служить опорой для головы. Разве что, если водитель – коротышка.
Для своего класса "Жигули" были достаточно просторны сзади. Фото: youtube.com
Задний диван получил откидной центральный подлокотник – отличительная черта люксовых моделей ВАЗ. По запасу пространства «шестерка» была идентична «копейке», но атмосфера на заднем диване была более уютной.
То, что 2106 – автомобиль люксовый, было понятно не только в салоне, но и в багажнике. Весь металл здесь также был закрыт пластиком, запасное колесо, спрятанное в специальную нишу на левом крыле, закрыто мягким чехлом. Впрочем, богатая отделка не повлияла на размер багажного отсека – он был такой же, как и на 2101.
Картошку в такой багажник грузить жалко. Впрочем, грузили! Фото: youtube.com
В конце 70-х ВАЗ-2106 выглядел апофеозом автомобильной роскоши. Круче была, пожалуй, только «Волга», да и то, преимущественно из-за размеров.
Но, с приходом 80-х звезда «шестерки» начала закатываться.
Конец эпохи
В 1980 году, в рамках модернизации «копеечного» семейства, вышла модель 2105. А через два года появилась ее люксовая версия – 2107. По идее, лидер в модельной линейке сменился, однако многими «шестерка» воспринималась, как более «богатая» машина. Тем не менее, именно в этот период начался долгий путь ее упрощения. Постепенно превратившийся в деградацию.
Сперва надежный карбюратор «Вебер» сменили на проблемный «Озон». «Секвестировали» реле из цепи сигнализации стояночного тормоза. Избавились от катафотов на задних крыльях, от хрома на колесных арках, радиаторной решетке, водостоках, порогах. В 90-е дело дошло и до салона. Нарядный велюр, «деревянная» отделка, а в последствии даже часы стали жертвами тотальной экономии.
В 1993 году сделали попытку «сократить» боковые молдинги. Однако даже в то непростое время это показалось слишком. Молдинги вернули на место. А та партия выпущенных машин получила прозвище «лысых шестерок».
ВАЗ-2106 позднего выпуска. ни яркости, ни лоска уже нет и в помине. Фото: youtube.com
В последние годы конвейерной жизни о былой «люксовости» 2106 уже никто и не вспоминал. Это был морально устаревший, очень небезопасный, максимально дешевый автомобиль. Таким он и закончил свою карьеру в 2005 году. Такой «шестерку» воспринимаем и мы, потому, что большинство пока еще живых машин – уже из тех, «бюджетных» партий. Увидеть сохранившуюся «шоху» раннего выпуска – большая удача. Радует, что такие все же пока еще есть.
Почти за тридцать лет было выпущено 4,3 млн. «шестерок». Большим тиражом могла похвастать только «копейка» – 4,8 млн.
На мой взгляд, трагедия «шохи» в том, что она не смогла вовремя уйти. Вернее, ей не дали. «Тройка» просуществовала на конвейере двенадцать лет и покинула его в расцвете своего имиджа. Она навсегда запомнилась люксовой «копейкой». «Шестерка», прыгнув изначально еще выше, в результате пала на самое дно, став жертвой экономических и политических водоворотов.
- Юрий Самосудов
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...