Финские грузовики Sisu на советских стройках
Несмотря на то, что в СССР была широко развита отрасль производства грузовых автомобилей, имелись там и свои белые пятна. Выпускавшиеся у нас ЗИЛ, МАЗ и другие являлись прекрасными рабочими лошадками. Без них не обходилась ни одна советская стройка, и не решались повседневные вопросы советской экономики.
Однако для каких-либо особых назначений требовалась специальная техника. Вот с этим как раз и было у нас туго. Ведь все грузовики выпускались по шаблону, выносливые, неприхотливые, но узкой специализации. Например, для дальнобоя приходилось закупать технику чехословацкого, шведского и западногерманского производства. Не лучше обстояло дело и с транспортом для работы в суровых условиях Крайнего Севера.
Здесь сильно выручали чехословацкие «Татры», во множестве экспортируемые из этой страны. К ним присоединилась и еще одна марка. Она была родом из северной и холодной страны, поэтому неудивительно, что производитель изготовил ряд моделей, предназначенных именно для работы в условиях сверхнизких температур. Может, для кого-то это станет откровением, но страна-производитель – это Финляндия, а марка грузовых автомобилей – Sisu.
Для финской компании такое сотрудничество со странами, имеющими территории у Северного полярного круга – не в новинку. Ведь Sisu ведет свои историю с начала 30-х. Тогда один из финских производителей автомобильной техники начал обосновываться в регионе Северной Европы.
После окончания Второй мировой войны начались хозяйственные перемены. Более чем на два десятилетия автопроизводителя подвергли процессу национализации. На этот период он перешел во владение государственной компании Vanajan Autotehdas Oy.
В 1968 году все вернулось на круги своя. Sisu снова стал независимым предприятием. До того как это произошло, бывшие владельцы компании заключили в 50-х годах договор с британской Leyland Motors Limited. Это позволило комплектовать финские грузовики дизелями британского производства. К 70-м годам линейка используемых двигателей расширилась – к ней добавились дизельные моторы Rolls Royce. Такой факт улучшил качество производимой техники и добавил ей вес в глазах иностранных потребителей.
Однако, независимое плавание продлилось совсем недолго. Не прошло и десяти лет такого управления, как в 1975 году скончался Тор Нессинг. Он на тот момент являлся единоличным владельцем и руководителем компании. Не оставалось иного выхода, как вновь вернуть Sisu под государственное крыло.
Произошли в это время и иные перемены. Во всем мире прославились мощные и выносливые американские грузовики дальнего следования. Понятно, что главную роль в том, чтобы они добились столь высоких результатов, сыграло то, что находилось у них под капотом. Поэтому и неудивительно, что заполучить в свой грузовик «американское сердце» захотелось и «горячим финским парням».
К этому времени финская компания завоевала высокую репутацию у пользователей на европейском континенте. Многие страны с суровым климатом готовы были закупать технику компании Sisu. Грузовики ценились шоферской братией за целый ряд преимуществ:
✅ надежность конструкции
✅ удобная и просторная кабина
✅ сразу два обогревателя
✅ сидения с амортизацией
✅ хорошая шумоизоляция
В общем, несмотря на то что Финляндию сложно было отнести к ведущим производителям грузовой техники в Европе, дело свое они знали и делали очень хорошо. Не удивительно, что на пороге 70-х Советский Союз закупил почти тысячную партию финских тяжелых грузовиков. Среди них оказались:
✅ лесовозы
✅ классические тягачи
✅ транспорт для перевозки скоропортящейся продукции
Ввиду того, что дальнейшего сотрудничества не последовало, в Союзе нашлось относительно немного тех, кто сель за руль импортного автомобиля. Те же, кто имел такую возможность, однозначно оставляли восторженные отзывы о них. Это и не удивительно, ведь сравнивать приходилось с неприхотливыми конструкциями все тех же МАЗ или ЗИЛ.
Тем не менее, финнов было за что похвалить. Ведь они создали технику для человека. Летом в кабине шофер не обливался потом (имелась эффективная вентиляция). Зимой пара обогревателей не давала замерзнуть. Амортизирующее сидение делало работу максимально комфортной, а отличная конструкция кабины удачно дополняла общий ансамбль.
Что и говорить, эти автомобили могли прекрасно работать (и водители внутри них также), когда столбик термометра опускался до отметки «-70». Не удивительно, что их успешно многие годы эксплуатировали на Крайнем Севере. Да и качество сборки у этих авто обычно не подводило.
С упомянутого ранее времени началась жаркая борьба за «место под капотом» между английскими производителями и американскими конкурентами из Cummins. Она велась за явным преимуществом последних, что привело к вытеснению англичан из финского рынка. К началу 90-х дизельные моторы Cummins устанавливались на весь модельный ряд финского производителя:
✅ 8х2
✅ 8х4
✅ 10х4
Но время беспощадно. И успешно устранив одного конкурента, американская компания Cummins не заметила, как на европейском рынке у них появился новый, более успешный противник. В 1997 году Sisu подписала соглашение о партнерстве с известной французской компанией. Оно включало в себя закупку комплектующих от Renault VI и последующий импорт автомобилей этой марки в Финляндию.
После этого последовал ряд перепродаж прав на реализацию. Сначала финское правительство сделало это в пользу отечественной промышленной группы Partek Oy. В 2002 году все перешло в собственность другой компании – Kone Oy, которая спустя два года вновь перепродала свои права.
В наше время Sisu специализируется в первую очередь на выпуске тяжелой грузовой техники в сборе с различными надстройками. Весь технологический процесс происходит непосредственно на самом финском предприятии. С 2006 года им предлагается транспорт, специализирующийся в следующих сегментах:
✅ краны
✅ другая строительная спецтехника
✅ дорожные грузовики
✅ лесовозы
✅ транспорт для перевозки различных материалов
Многим специалистам финский бренд Sisu известен прежде всего как производитель тяжелой грузовой техники. Основные перемены произошли в начале «десятых». После своего современного возрождения в 2011 году как Sisu Auto, компания представила новую линейку под названием Polar. В наши дни они компонуются двигателями, соответствующими требованиям Евро-6.
В представленный немногим более десяти лет назад модельный ряд входят: строительная техника, лесовозы, коммунальные машины, автокраны и буксировщики тяжелой техники. Больше о грузовиках, произведенных в тесном сотрудничестве с немецким концерном Daimler AG, мы постараемся рассказать вам в одном из будущих материалов.
Однако для каких-либо особых назначений требовалась специальная техника. Вот с этим как раз и было у нас туго. Ведь все грузовики выпускались по шаблону, выносливые, неприхотливые, но узкой специализации. Например, для дальнобоя приходилось закупать технику чехословацкого, шведского и западногерманского производства. Не лучше обстояло дело и с транспортом для работы в суровых условиях Крайнего Севера.
Надежные трудяги. Фото: youtube.com
Здесь сильно выручали чехословацкие «Татры», во множестве экспортируемые из этой страны. К ним присоединилась и еще одна марка. Она была родом из северной и холодной страны, поэтому неудивительно, что производитель изготовил ряд моделей, предназначенных именно для работы в условиях сверхнизких температур. Может, для кого-то это станет откровением, но страна-производитель – это Финляндия, а марка грузовых автомобилей – Sisu.
Старая и успешная компания
Для финской компании такое сотрудничество со странами, имеющими территории у Северного полярного круга – не в новинку. Ведь Sisu ведет свои историю с начала 30-х. Тогда один из финских производителей автомобильной техники начал обосновываться в регионе Северной Европы.
Годом рождения компании считается 1931-й. Спустя двенадцать лет грузовики марки Sisu стали производиться на новом автомобильном заводе в городе Хямеэнлинне. Он находится примерно в 100 километрах от финской столицы Хельсинки
. После окончания Второй мировой войны начались хозяйственные перемены. Более чем на два десятилетия автопроизводителя подвергли процессу национализации. На этот период он перешел во владение государственной компании Vanajan Autotehdas Oy.
В 1968 году все вернулось на круги своя. Sisu снова стал независимым предприятием. До того как это произошло, бывшие владельцы компании заключили в 50-х годах договор с британской Leyland Motors Limited. Это позволило комплектовать финские грузовики дизелями британского производства. К 70-м годам линейка используемых двигателей расширилась – к ней добавились дизельные моторы Rolls Royce. Такой факт улучшил качество производимой техники и добавил ей вес в глазах иностранных потребителей.
Однако, независимое плавание продлилось совсем недолго. Не прошло и десяти лет такого управления, как в 1975 году скончался Тор Нессинг. Он на тот момент являлся единоличным владельцем и руководителем компании. Не оставалось иного выхода, как вновь вернуть Sisu под государственное крыло.
Многие грузовики Sisu трудились в суровых условиях. Фото: youtube.com
Произошли в это время и иные перемены. Во всем мире прославились мощные и выносливые американские грузовики дальнего следования. Понятно, что главную роль в том, чтобы они добились столь высоких результатов, сыграло то, что находилось у них под капотом. Поэтому и неудивительно, что заполучить в свой грузовик «американское сердце» захотелось и «горячим финским парням».
Дорога на Крайний Север Советского Союза
К этому времени финская компания завоевала высокую репутацию у пользователей на европейском континенте. Многие страны с суровым климатом готовы были закупать технику компании Sisu. Грузовики ценились шоферской братией за целый ряд преимуществ:
✅ надежность конструкции
✅ удобная и просторная кабина
✅ сразу два обогревателя
✅ сидения с амортизацией
✅ хорошая шумоизоляция
В общем, несмотря на то что Финляндию сложно было отнести к ведущим производителям грузовой техники в Европе, дело свое они знали и делали очень хорошо. Не удивительно, что на пороге 70-х Советский Союз закупил почти тысячную партию финских тяжелых грузовиков. Среди них оказались:
✅ лесовозы
✅ классические тягачи
✅ транспорт для перевозки скоропортящейся продукции
Ввиду того, что дальнейшего сотрудничества не последовало, в Союзе нашлось относительно немного тех, кто сель за руль импортного автомобиля. Те же, кто имел такую возможность, однозначно оставляли восторженные отзывы о них. Это и не удивительно, ведь сравнивать приходилось с неприхотливыми конструкциями все тех же МАЗ или ЗИЛ.
Тем не менее, финнов было за что похвалить. Ведь они создали технику для человека. Летом в кабине шофер не обливался потом (имелась эффективная вентиляция). Зимой пара обогревателей не давала замерзнуть. Амортизирующее сидение делало работу максимально комфортной, а отличная конструкция кабины удачно дополняла общий ансамбль.
В 4-осных Sisu при движении порожняком подняты сразу две оси. Фото: youtube.com
Что и говорить, эти автомобили могли прекрасно работать (и водители внутри них также), когда столбик термометра опускался до отметки «-70». Не удивительно, что их успешно многие годы эксплуатировали на Крайнем Севере. Да и качество сборки у этих авто обычно не подводило.
Современная история и перипетии
С упомянутого ранее времени началась жаркая борьба за «место под капотом» между английскими производителями и американскими конкурентами из Cummins. Она велась за явным преимуществом последних, что привело к вытеснению англичан из финского рынка. К началу 90-х дизельные моторы Cummins устанавливались на весь модельный ряд финского производителя:
✅ 8х2
✅ 8х4
✅ 10х4
Но время беспощадно. И успешно устранив одного конкурента, американская компания Cummins не заметила, как на европейском рынке у них появился новый, более успешный противник. В 1997 году Sisu подписала соглашение о партнерстве с известной французской компанией. Оно включало в себя закупку комплектующих от Renault VI и последующий импорт автомобилей этой марки в Финляндию.
За рулем Sisu Polar. Фото: youtube.com
После этого последовал ряд перепродаж прав на реализацию. Сначала финское правительство сделало это в пользу отечественной промышленной группы Partek Oy. В 2002 году все перешло в собственность другой компании – Kone Oy, которая спустя два года вновь перепродала свои права.
В наше время Sisu специализируется в первую очередь на выпуске тяжелой грузовой техники в сборе с различными надстройками. Весь технологический процесс происходит непосредственно на самом финском предприятии. С 2006 года им предлагается транспорт, специализирующийся в следующих сегментах:
✅ краны
✅ другая строительная спецтехника
✅ дорожные грузовики
✅ лесовозы
✅ транспорт для перевозки различных материалов
Многим специалистам финский бренд Sisu известен прежде всего как производитель тяжелой грузовой техники. Основные перемены произошли в начале «десятых». После своего современного возрождения в 2011 году как Sisu Auto, компания представила новую линейку под названием Polar. В наши дни они компонуются двигателями, соответствующими требованиям Евро-6.
Sisu и сегодня востребованы в карьерах и других местах. Фото: youtube.com
В представленный немногим более десяти лет назад модельный ряд входят: строительная техника, лесовозы, коммунальные машины, автокраны и буксировщики тяжелой техники. Больше о грузовиках, произведенных в тесном сотрудничестве с немецким концерном Daimler AG, мы постараемся рассказать вам в одном из будущих материалов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....