Финские грузовики Sisu на советских стройках
1 113

Финские грузовики Sisu на советских стройках

Несмотря на то, что в СССР была широко развита отрасль производства грузовых автомобилей, имелись там и свои белые пятна. Выпускавшиеся у нас ЗИЛ, МАЗ и другие являлись прекрасными рабочими лошадками. Без них не обходилась ни одна советская стройка, и не решались повседневные вопросы советской экономики.


Однако для каких-либо особых назначений требовалась специальная техника. Вот с этим как раз и было у нас туго. Ведь все грузовики выпускались по шаблону, выносливые, неприхотливые, но узкой специализации. Например, для дальнобоя приходилось закупать технику чехословацкого, шведского и западногерманского производства. Не лучше обстояло дело и с транспортом для работы в суровых условиях Крайнего Севера.

Финские грузовики Sisu на советских стройкахНадежные трудяги. Фото: youtube.com

Здесь сильно выручали чехословацкие «Татры», во множестве экспортируемые из этой страны. К ним присоединилась и еще одна марка. Она была родом из северной и холодной страны, поэтому неудивительно, что производитель изготовил ряд моделей, предназначенных именно для работы в условиях сверхнизких температур. Может, для кого-то это станет откровением, но страна-производитель – это Финляндия, а марка грузовых автомобилей – Sisu.

Старая и успешная компания


Для финской компании такое сотрудничество со странами, имеющими территории у Северного полярного круга – не в новинку. Ведь Sisu ведет свои историю с начала 30-х. Тогда один из финских производителей автомобильной техники начал обосновываться в регионе Северной Европы.

Годом рождения компании считается 1931-й. Спустя двенадцать лет грузовики марки Sisu стали производиться на новом автомобильном заводе в городе Хямеэнлинне. Он находится примерно в 100 километрах от финской столицы Хельсинки
.

После окончания Второй мировой войны начались хозяйственные перемены. Более чем на два десятилетия автопроизводителя подвергли процессу национализации. На этот период он перешел во владение государственной компании Vanajan Autotehdas Oy.

В 1968 году все вернулось на круги своя. Sisu снова стал независимым предприятием. До того как это произошло, бывшие владельцы компании заключили в 50-х годах договор с британской Leyland Motors Limited. Это позволило комплектовать финские грузовики дизелями британского производства. К 70-м годам линейка используемых двигателей расширилась – к ней добавились дизельные моторы Rolls Royce. Такой факт улучшил качество производимой техники и добавил ей вес в глазах иностранных потребителей.

Однако, независимое плавание продлилось совсем недолго. Не прошло и десяти лет такого управления, как в 1975 году скончался Тор Нессинг. Он на тот момент являлся единоличным владельцем и руководителем компании. Не оставалось иного выхода, как вновь вернуть Sisu под государственное крыло.

Многие грузовики Sisu трудились в суровых условиях. Фото: youtube.com

Произошли в это время и иные перемены. Во всем мире прославились мощные и выносливые американские грузовики дальнего следования. Понятно, что главную роль в том, чтобы они добились столь высоких результатов, сыграло то, что находилось у них под капотом. Поэтому и неудивительно, что заполучить в свой грузовик «американское сердце» захотелось и «горячим финским парням».

Дорога на Крайний Север Советского Союза


К этому времени финская компания завоевала высокую репутацию у пользователей на европейском континенте. Многие страны с суровым климатом готовы были закупать технику компании Sisu. Грузовики ценились шоферской братией за целый ряд преимуществ:

✅ надежность конструкции
✅ удобная и просторная кабина
✅ сразу два обогревателя
✅ сидения с амортизацией
✅ хорошая шумоизоляция

В общем, несмотря на то что Финляндию сложно было отнести к ведущим производителям грузовой техники в Европе, дело свое они знали и делали очень хорошо. Не удивительно, что на пороге 70-х Советский Союз закупил почти тысячную партию финских тяжелых грузовиков. Среди них оказались:

✅ лесовозы
✅ классические тягачи
✅ транспорт для перевозки скоропортящейся продукции

Ввиду того, что дальнейшего сотрудничества не последовало, в Союзе нашлось относительно немного тех, кто сель за руль импортного автомобиля. Те же, кто имел такую возможность, однозначно оставляли восторженные отзывы о них. Это и не удивительно, ведь сравнивать приходилось с неприхотливыми конструкциями все тех же МАЗ или ЗИЛ.

Тем не менее, финнов было за что похвалить. Ведь они создали технику для человека. Летом в кабине шофер не обливался потом (имелась эффективная вентиляция). Зимой пара обогревателей не давала замерзнуть. Амортизирующее сидение делало работу максимально комфортной, а отличная конструкция кабины удачно дополняла общий ансамбль.

В 4-осных Sisu при движении порожняком подняты сразу две оси. Фото: youtube.com

Что и говорить, эти автомобили могли прекрасно работать (и водители внутри них также), когда столбик термометра опускался до отметки «-70». Не удивительно, что их успешно многие годы эксплуатировали на Крайнем Севере. Да и качество сборки у этих авто обычно не подводило.

Современная история и перипетии


С упомянутого ранее времени началась жаркая борьба за «место под капотом» между английскими производителями и американскими конкурентами из Cummins. Она велась за явным преимуществом последних, что привело к вытеснению англичан из финского рынка. К началу 90-х дизельные моторы Cummins устанавливались на весь модельный ряд финского производителя:

✅ 8х2
✅ 8х4
✅ 10х4

Но время беспощадно. И успешно устранив одного конкурента, американская компания Cummins не заметила, как на европейском рынке у них появился новый, более успешный противник. В 1997 году Sisu подписала соглашение о партнерстве с известной французской компанией. Оно включало в себя закупку комплектующих от Renault VI и последующий импорт автомобилей этой марки в Финляндию.

За рулем Sisu Polar. Фото: youtube.com

После этого последовал ряд перепродаж прав на реализацию. Сначала финское правительство сделало это в пользу отечественной промышленной группы Partek Oy. В 2002 году все перешло в собственность другой компании – Kone Oy, которая спустя два года вновь перепродала свои права.


В наше время Sisu специализируется в первую очередь на выпуске тяжелой грузовой техники в сборе с различными надстройками. Весь технологический процесс происходит непосредственно на самом финском предприятии. С 2006 года им предлагается транспорт, специализирующийся в следующих сегментах:

✅ краны
✅ другая строительная спецтехника
✅ дорожные грузовики
✅ лесовозы
✅ транспорт для перевозки различных материалов

Многим специалистам финский бренд Sisu известен прежде всего как производитель тяжелой грузовой техники. Основные перемены произошли в начале «десятых». После своего современного возрождения в 2011 году как Sisu Auto, компания представила новую линейку под названием Polar. В наши дни они компонуются двигателями, соответствующими требованиям Евро-6.

Sisu и сегодня востребованы в карьерах и других местах. Фото: youtube.com

В представленный немногим более десяти лет назад модельный ряд входят: строительная техника, лесовозы, коммунальные машины, автокраны и буксировщики тяжелой техники. Больше о грузовиках, произведенных в тесном сотрудничестве с немецким концерном Daimler AG, мы постараемся рассказать вам в одном из будущих материалов.
Что вам известно о финском производителе Sisu?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....