
Финские грузовики Sisu на советских стройках
Несмотря на то, что в СССР была широко развита отрасль производства грузовых автомобилей, имелись там и свои белые пятна. Выпускавшиеся у нас ЗИЛ, МАЗ и другие являлись прекрасными рабочими лошадками. Без них не обходилась ни одна советская стройка, и не решались повседневные вопросы советской экономики.
Однако для каких-либо особых назначений требовалась специальная техника. Вот с этим как раз и было у нас туго. Ведь все грузовики выпускались по шаблону, выносливые, неприхотливые, но узкой специализации. Например, для дальнобоя приходилось закупать технику чехословацкого, шведского и западногерманского производства. Не лучше обстояло дело и с транспортом для работы в суровых условиях Крайнего Севера.
Надежные трудяги. Фото: youtube.com
Здесь сильно выручали чехословацкие «Татры», во множестве экспортируемые из этой страны. К ним присоединилась и еще одна марка. Она была родом из северной и холодной страны, поэтому неудивительно, что производитель изготовил ряд моделей, предназначенных именно для работы в условиях сверхнизких температур. Может, для кого-то это станет откровением, но страна-производитель – это Финляндия, а марка грузовых автомобилей – Sisu.
Для финской компании такое сотрудничество со странами, имеющими территории у Северного полярного круга – не в новинку. Ведь Sisu ведет свои историю с начала 30-х. Тогда один из финских производителей автомобильной техники начал обосновываться в регионе Северной Европы.
После окончания Второй мировой войны начались хозяйственные перемены. Более чем на два десятилетия автопроизводителя подвергли процессу национализации. На этот период он перешел во владение государственной компании Vanajan Autotehdas Oy.
В 1968 году все вернулось на круги своя. Sisu снова стал независимым предприятием. До того как это произошло, бывшие владельцы компании заключили в 50-х годах договор с британской Leyland Motors Limited. Это позволило комплектовать финские грузовики дизелями британского производства. К 70-м годам линейка используемых двигателей расширилась – к ней добавились дизельные моторы Rolls Royce. Такой факт улучшил качество производимой техники и добавил ей вес в глазах иностранных потребителей.
Однако, независимое плавание продлилось совсем недолго. Не прошло и десяти лет такого управления, как в 1975 году скончался Тор Нессинг. Он на тот момент являлся единоличным владельцем и руководителем компании. Не оставалось иного выхода, как вновь вернуть Sisu под государственное крыло.
Многие грузовики Sisu трудились в суровых условиях. Фото: youtube.com
Произошли в это время и иные перемены. Во всем мире прославились мощные и выносливые американские грузовики дальнего следования. Понятно, что главную роль в том, чтобы они добились столь высоких результатов, сыграло то, что находилось у них под капотом. Поэтому и неудивительно, что заполучить в свой грузовик «американское сердце» захотелось и «горячим финским парням».
К этому времени финская компания завоевала высокую репутацию у пользователей на европейском континенте. Многие страны с суровым климатом готовы были закупать технику компании Sisu. Грузовики ценились шоферской братией за целый ряд преимуществ:
✅ надежность конструкции
✅ удобная и просторная кабина
✅ сразу два обогревателя
✅ сидения с амортизацией
✅ хорошая шумоизоляция
В общем, несмотря на то что Финляндию сложно было отнести к ведущим производителям грузовой техники в Европе, дело свое они знали и делали очень хорошо. Не удивительно, что на пороге 70-х Советский Союз закупил почти тысячную партию финских тяжелых грузовиков. Среди них оказались:
✅ лесовозы
✅ классические тягачи
✅ транспорт для перевозки скоропортящейся продукции
Ввиду того, что дальнейшего сотрудничества не последовало, в Союзе нашлось относительно немного тех, кто сель за руль импортного автомобиля. Те же, кто имел такую возможность, однозначно оставляли восторженные отзывы о них. Это и не удивительно, ведь сравнивать приходилось с неприхотливыми конструкциями все тех же МАЗ или ЗИЛ.
Тем не менее, финнов было за что похвалить. Ведь они создали технику для человека. Летом в кабине шофер не обливался потом (имелась эффективная вентиляция). Зимой пара обогревателей не давала замерзнуть. Амортизирующее сидение делало работу максимально комфортной, а отличная конструкция кабины удачно дополняла общий ансамбль.
В 4-осных Sisu при движении порожняком подняты сразу две оси. Фото: youtube.com
Что и говорить, эти автомобили могли прекрасно работать (и водители внутри них также), когда столбик термометра опускался до отметки «-70». Не удивительно, что их успешно многие годы эксплуатировали на Крайнем Севере. Да и качество сборки у этих авто обычно не подводило.
С упомянутого ранее времени началась жаркая борьба за «место под капотом» между английскими производителями и американскими конкурентами из Cummins. Она велась за явным преимуществом последних, что привело к вытеснению англичан из финского рынка. К началу 90-х дизельные моторы Cummins устанавливались на весь модельный ряд финского производителя:
✅ 8х2
✅ 8х4
✅ 10х4
Но время беспощадно. И успешно устранив одного конкурента, американская компания Cummins не заметила, как на европейском рынке у них появился новый, более успешный противник. В 1997 году Sisu подписала соглашение о партнерстве с известной французской компанией. Оно включало в себя закупку комплектующих от Renault VI и последующий импорт автомобилей этой марки в Финляндию.
За рулем Sisu Polar. Фото: youtube.com
После этого последовал ряд перепродаж прав на реализацию. Сначала финское правительство сделало это в пользу отечественной промышленной группы Partek Oy. В 2002 году все перешло в собственность другой компании – Kone Oy, которая спустя два года вновь перепродала свои права.
В наше время Sisu специализируется в первую очередь на выпуске тяжелой грузовой техники в сборе с различными надстройками. Весь технологический процесс происходит непосредственно на самом финском предприятии. С 2006 года им предлагается транспорт, специализирующийся в следующих сегментах:
✅ краны
✅ другая строительная спецтехника
✅ дорожные грузовики
✅ лесовозы
✅ транспорт для перевозки различных материалов
Многим специалистам финский бренд Sisu известен прежде всего как производитель тяжелой грузовой техники. Основные перемены произошли в начале «десятых». После своего современного возрождения в 2011 году как Sisu Auto, компания представила новую линейку под названием Polar. В наши дни они компонуются двигателями, соответствующими требованиям Евро-6.
Sisu и сегодня востребованы в карьерах и других местах. Фото: youtube.com
В представленный немногим более десяти лет назад модельный ряд входят: строительная техника, лесовозы, коммунальные машины, автокраны и буксировщики тяжелой техники. Больше о грузовиках, произведенных в тесном сотрудничестве с немецким концерном Daimler AG, мы постараемся рассказать вам в одном из будущих материалов.
Однако для каких-либо особых назначений требовалась специальная техника. Вот с этим как раз и было у нас туго. Ведь все грузовики выпускались по шаблону, выносливые, неприхотливые, но узкой специализации. Например, для дальнобоя приходилось закупать технику чехословацкого, шведского и западногерманского производства. Не лучше обстояло дело и с транспортом для работы в суровых условиях Крайнего Севера.

Здесь сильно выручали чехословацкие «Татры», во множестве экспортируемые из этой страны. К ним присоединилась и еще одна марка. Она была родом из северной и холодной страны, поэтому неудивительно, что производитель изготовил ряд моделей, предназначенных именно для работы в условиях сверхнизких температур. Может, для кого-то это станет откровением, но страна-производитель – это Финляндия, а марка грузовых автомобилей – Sisu.
Старая и успешная компания
Для финской компании такое сотрудничество со странами, имеющими территории у Северного полярного круга – не в новинку. Ведь Sisu ведет свои историю с начала 30-х. Тогда один из финских производителей автомобильной техники начал обосновываться в регионе Северной Европы.
Годом рождения компании считается 1931-й. Спустя двенадцать лет грузовики марки Sisu стали производиться на новом автомобильном заводе в городе Хямеэнлинне. Он находится примерно в 100 километрах от финской столицы Хельсинки
. После окончания Второй мировой войны начались хозяйственные перемены. Более чем на два десятилетия автопроизводителя подвергли процессу национализации. На этот период он перешел во владение государственной компании Vanajan Autotehdas Oy.
В 1968 году все вернулось на круги своя. Sisu снова стал независимым предприятием. До того как это произошло, бывшие владельцы компании заключили в 50-х годах договор с британской Leyland Motors Limited. Это позволило комплектовать финские грузовики дизелями британского производства. К 70-м годам линейка используемых двигателей расширилась – к ней добавились дизельные моторы Rolls Royce. Такой факт улучшил качество производимой техники и добавил ей вес в глазах иностранных потребителей.
Однако, независимое плавание продлилось совсем недолго. Не прошло и десяти лет такого управления, как в 1975 году скончался Тор Нессинг. Он на тот момент являлся единоличным владельцем и руководителем компании. Не оставалось иного выхода, как вновь вернуть Sisu под государственное крыло.

Произошли в это время и иные перемены. Во всем мире прославились мощные и выносливые американские грузовики дальнего следования. Понятно, что главную роль в том, чтобы они добились столь высоких результатов, сыграло то, что находилось у них под капотом. Поэтому и неудивительно, что заполучить в свой грузовик «американское сердце» захотелось и «горячим финским парням».
Дорога на Крайний Север Советского Союза
К этому времени финская компания завоевала высокую репутацию у пользователей на европейском континенте. Многие страны с суровым климатом готовы были закупать технику компании Sisu. Грузовики ценились шоферской братией за целый ряд преимуществ:
✅ надежность конструкции
✅ удобная и просторная кабина
✅ сразу два обогревателя
✅ сидения с амортизацией
✅ хорошая шумоизоляция
В общем, несмотря на то что Финляндию сложно было отнести к ведущим производителям грузовой техники в Европе, дело свое они знали и делали очень хорошо. Не удивительно, что на пороге 70-х Советский Союз закупил почти тысячную партию финских тяжелых грузовиков. Среди них оказались:
✅ лесовозы
✅ классические тягачи
✅ транспорт для перевозки скоропортящейся продукции
Ввиду того, что дальнейшего сотрудничества не последовало, в Союзе нашлось относительно немного тех, кто сель за руль импортного автомобиля. Те же, кто имел такую возможность, однозначно оставляли восторженные отзывы о них. Это и не удивительно, ведь сравнивать приходилось с неприхотливыми конструкциями все тех же МАЗ или ЗИЛ.
Тем не менее, финнов было за что похвалить. Ведь они создали технику для человека. Летом в кабине шофер не обливался потом (имелась эффективная вентиляция). Зимой пара обогревателей не давала замерзнуть. Амортизирующее сидение делало работу максимально комфортной, а отличная конструкция кабины удачно дополняла общий ансамбль.

Что и говорить, эти автомобили могли прекрасно работать (и водители внутри них также), когда столбик термометра опускался до отметки «-70». Не удивительно, что их успешно многие годы эксплуатировали на Крайнем Севере. Да и качество сборки у этих авто обычно не подводило.
Современная история и перипетии
С упомянутого ранее времени началась жаркая борьба за «место под капотом» между английскими производителями и американскими конкурентами из Cummins. Она велась за явным преимуществом последних, что привело к вытеснению англичан из финского рынка. К началу 90-х дизельные моторы Cummins устанавливались на весь модельный ряд финского производителя:
✅ 8х2
✅ 8х4
✅ 10х4
Но время беспощадно. И успешно устранив одного конкурента, американская компания Cummins не заметила, как на европейском рынке у них появился новый, более успешный противник. В 1997 году Sisu подписала соглашение о партнерстве с известной французской компанией. Оно включало в себя закупку комплектующих от Renault VI и последующий импорт автомобилей этой марки в Финляндию.

После этого последовал ряд перепродаж прав на реализацию. Сначала финское правительство сделало это в пользу отечественной промышленной группы Partek Oy. В 2002 году все перешло в собственность другой компании – Kone Oy, которая спустя два года вновь перепродала свои права.
В наше время Sisu специализируется в первую очередь на выпуске тяжелой грузовой техники в сборе с различными надстройками. Весь технологический процесс происходит непосредственно на самом финском предприятии. С 2006 года им предлагается транспорт, специализирующийся в следующих сегментах:
✅ краны
✅ другая строительная спецтехника
✅ дорожные грузовики
✅ лесовозы
✅ транспорт для перевозки различных материалов
Многим специалистам финский бренд Sisu известен прежде всего как производитель тяжелой грузовой техники. Основные перемены произошли в начале «десятых». После своего современного возрождения в 2011 году как Sisu Auto, компания представила новую линейку под названием Polar. В наши дни они компонуются двигателями, соответствующими требованиям Евро-6.

В представленный немногим более десяти лет назад модельный ряд входят: строительная техника, лесовозы, коммунальные машины, автокраны и буксировщики тяжелой техники. Больше о грузовиках, произведенных в тесном сотрудничестве с немецким концерном Daimler AG, мы постараемся рассказать вам в одном из будущих материалов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....