Первая модель троллейбуса для чехословацкой столицы 30-х – Praha TOT
Находясь в выставочном павильоне пражского музея общественного транспорта MHD, испытываешь особые чувства. Ведь у каждого местного экспоната на колесах долгая и неповторимая история. Рядом с ними словно возвращаешься на многие десятилетия назад, в те времена, когда все было совсем другое. В том числе, городской транспорт и требования к нему.
Так после почти двух десятков лет независимости в чехословацкой столице созрели к тому, чтобы пустить там первый троллейбус. Страна в техническом отношении была довольно развитой, поэтому к середине 30-х местные производители представили сразу три прототипа перспективного городского электротранспорта. Свой вариант предложила каждая из чехословацких автомобильных компаний того времени:
✅ Skoda
✅ Tatra
✅ CKD (Praha)
Вся проблема состояла в том, что в стране впервые собирались использовать такой тип транспорта. Соответственно, и местные производители абсолютно не имели опыта в конструировании и выпуске троллейбусной техники. Так представители столичного муниципалитета пытались найти оптимальный вариант, который во второй половине десятилетия должен быть выехать на пражские улицы.
Компания CKD (Praha), как и многие после нее, пошла по самой простой дороге: новое транспортное средство создавалось на базе уже существующей модели автобуса Praha TOV. Получившийся в итоге троллейбус получил обозначение TOT. Он представлял из себя 3-осную конструкцию с задними ведущими колесами.
Упомянутый автобус поделился своим шасси с новой конструкцией. Правда, его пришлось дорабатывать, чтобы установить тяговые двигатели и другое электрооборудование. Их автором выступила сама компания CKD. Позже троллейбус отправился на импровизированный испытательный полигон для троллейбуса в Высочанах. Чтобы проверки проходили максимально корректно, этот участок отделили от недавно построенной общественной троллейбусной сети.
Если посмотреть на конструкцию, то она кажется выглядящей зеркально. Это и не удивительно, ведь до конца 30-х в Чехословакии сохранялось левостороннее движение. Поэтому рабочее место водителя троллейбуса расположено справа, а входные двери пассажирского отсека – на левом борту. У первого прототипа они были четырехстворчатого типа. Позже конструкцию доработали и серийный троллейбус получил уже двухстворчатые пассажирские двери.
Praha TOT успешно эксплуатировались на пражских троллейбусных маршрутах вплоть до фашистской оккупации. В эти же годы проходила и их сборка на столичном предприятии. Позже троллейбус, переживший войну, попал «на постой» в Бустеградский сад, где использовался не по назначению. К счастью, в последние годы существования единой Чехословакии его отыскали и сохранили для будущей поколений как исторический артефакт.
Конечно, по современным меркам он выглядит немного угловато. Тем не менее, явным анахронизмом его тоже нельзя назвать. Если вспомнить, что это конструкция почти 90-летней давности, и сравнить Praha TOT с его современниками, то он будет выглядеть очень даже неплохо.
Если говорить о прототипе, то он имел смешанный (деревянно-металлический) кузов. В серийных образцах инженеры предложили более практичную конструкцию из листового металла. Она крепилась к раме шасси. Классическое, надежное и практичное решение.
Если заглянуть внутрь образца городского электротранспорта 30-х, то мы увидим непривычную для нас картину. Стоит сразу отметить, что он не был каким-то особенным. Просто в те времена были в ходу именно такие особенности устройства внутреннего дизайна пассажирского пространства:
✅ сидения, расположенные продольно
✅ черная окраска чехлов
✅ кожаная оббивка всех мест для сидения
Остановимся на каждом из этих моментов чуть подробнее. Продольные сидения и сегодня можно встретить в некоторых метровагонах. Теперь мы с вами знаем, что эта традиция пошла с довоенных времен. Как по мне, то такое расположение не только проигрывает в эргономике. Оно еще и доставляет некоторые неудобства пассажирам. Ведь ехать боком довольно неудобно. Особенно тем, кто имеет проблемы с вестибулярным аппаратом.
Черный цвет может показаться очень практичным, но также он слишком официален и мрачен. Поэтому сегодня редко можно встретить такую цветовую гамму в вагонах общественного транспорта. Напротив, более веселые и яркие тона способны поднять настроение и сделать поездку более приятной.
Использование натуральной кожи сегодня возможно только для люксовых спецверсий. Как видите, девять десятилетий назад с этим было намного проще. В общем, нельзя сказать однозначно, какой из вариантов лучше. Просто, разные эпохи – разный подход.
Сборка Praha TOT продолжалась до конца десятилетия. Всего с 1936 по 1939 годы успели собрать 12 экземпляров 10,2-метровых конструкций (прототип на 5 см длиннее). В целом первый пражский троллейбус имел следующие параметры (в скобках – отличие первого образца):
✅ длина – 10,2 (10,25) м
✅ ширина – 2,45 м
✅ высота над коллекторами – 3,3 м
✅ вес – 10,7 (10,3) т
✅ максимальная скорость – 50 (45) км/ч
✅ мест для сидения – 33 (32)
✅ стоячих мест – 47 (46)
У прототипа были отличия и в отношении электродвигателей. Они имели мощность 2 х 36,8 кВт, в то время как на серийные устанавливались 2 х 46 кВт. Последний экземпляр покинул заводской конвейер накануне Второй мировой войны.
Во второй половине 40-х Praha TOT продолжали исправно курсировать по пражским улицам. Экземпляр, который сейчас выставлен в музее, в 1952 году ненадолго поступил в аренду для нужд города Дечин. Но ничего не вышло из-за поломки. Окончательный вывод из эксплуатации произошел в 1959 году. Он стал последним бортом из плеяды первых пражских троллейбусов.
После этого транспортное средство в течение трех десятилетий использовалось не по назначению – в качестве садового домика. Время и суровые условия эксплуатации не пощадили его и к началу 90-х сложно было в этом убожестве опознать первый пражский троллейбус. Но скоро забрезжила небольшая надежда.
С 1991 года предпринимались немалые усилия по поиску и восстановлению старых транспортных средств, колесивших в прошлые десятилетия по улицам Праги. Хотя с 1972 года «Пражский троллейбус» ушел в историю (с 2017 года предпринимались попытки реанимировать этот транспорт), первый борт, родом из 1936 года, несомненно представлял большую ценность для истории.
По этой причине остатки троллейбуса в 1995 году передали музею MHD (бывшее трамвайное депо в Стржешовицах). Там коллектив (руководимый Ондржеем Лаской) с 2010 года предпринял грандиозные усилия по восстановлению первозданного вида Praha TOT. Основная часть реставрационных работ была закончена совсем недавно.
Директор музея заметил, что работы проводились в центральных мастерских, удалось даже сохранить больше не используемую оригинальную раскраску, сочетающую три цвета:
✅ красный
✅ кремовый
✅ белый
Внутренний интерьер машины теперь обшит деревом, установлены потолочные светильники. Правда, не оригинальные, а изготовленные по сохранившемуся шаблону. Полностью восстановленный Praha TOT в честь 86-летия местного троллейбусного движения снова выехал на улицы старой Праги 28 августа 2022 года. Так же, как и почти девять десятилетий назад.
Так после почти двух десятков лет независимости в чехословацкой столице созрели к тому, чтобы пустить там первый троллейбус. Страна в техническом отношении была довольно развитой, поэтому к середине 30-х местные производители представили сразу три прототипа перспективного городского электротранспорта. Свой вариант предложила каждая из чехословацких автомобильных компаний того времени:
✅ Skoda
✅ Tatra
✅ CKD (Praha)
Вся проблема состояла в том, что в стране впервые собирались использовать такой тип транспорта. Соответственно, и местные производители абсолютно не имели опыта в конструировании и выпуске троллейбусной техники. Так представители столичного муниципалитета пытались найти оптимальный вариант, который во второй половине десятилетия должен быть выехать на пражские улицы.
Руль справа, а пассажирские двери – слева. Фото автора
Компания CKD (Praha), как и многие после нее, пошла по самой простой дороге: новое транспортное средство создавалось на базе уже существующей модели автобуса Praha TOV. Получившийся в итоге троллейбус получил обозначение TOT. Он представлял из себя 3-осную конструкцию с задними ведущими колесами.
Появление первого пражского троллейбуса
Упомянутый автобус поделился своим шасси с новой конструкцией. Правда, его пришлось дорабатывать, чтобы установить тяговые двигатели и другое электрооборудование. Их автором выступила сама компания CKD. Позже троллейбус отправился на импровизированный испытательный полигон для троллейбуса в Высочанах. Чтобы проверки проходили максимально корректно, этот участок отделили от недавно построенной общественной троллейбусной сети.
Первый прототип Praha TOT поступил в распоряжение пражской мэрии 28 августа 1936 года. Он получил регистрационный номер «303» и поступил в эксплуатацию параллельно с коллегами-конкурентами: Skoda 1Тр и Tatra Т86
.Если посмотреть на конструкцию, то она кажется выглядящей зеркально. Это и не удивительно, ведь до конца 30-х в Чехословакии сохранялось левостороннее движение. Поэтому рабочее место водителя троллейбуса расположено справа, а входные двери пассажирского отсека – на левом борту. У первого прототипа они были четырехстворчатого типа. Позже конструкцию доработали и серийный троллейбус получил уже двухстворчатые пассажирские двери.
Praha TOT успешно эксплуатировались на пражских троллейбусных маршрутах вплоть до фашистской оккупации. В эти же годы проходила и их сборка на столичном предприятии. Позже троллейбус, переживший войну, попал «на постой» в Бустеградский сад, где использовался не по назначению. К счастью, в последние годы существования единой Чехословакии его отыскали и сохранили для будущей поколений как исторический артефакт.
Внутренний интерьер и внешний дизайн
Конечно, по современным меркам он выглядит немного угловато. Тем не менее, явным анахронизмом его тоже нельзя назвать. Если вспомнить, что это конструкция почти 90-летней давности, и сравнить Praha TOT с его современниками, то он будет выглядеть очень даже неплохо.
Черные продольные сидения из натуральной кожи. Фото автора
Если говорить о прототипе, то он имел смешанный (деревянно-металлический) кузов. В серийных образцах инженеры предложили более практичную конструкцию из листового металла. Она крепилась к раме шасси. Классическое, надежное и практичное решение.
Если заглянуть внутрь образца городского электротранспорта 30-х, то мы увидим непривычную для нас картину. Стоит сразу отметить, что он не был каким-то особенным. Просто в те времена были в ходу именно такие особенности устройства внутреннего дизайна пассажирского пространства:
✅ сидения, расположенные продольно
✅ черная окраска чехлов
✅ кожаная оббивка всех мест для сидения
Остановимся на каждом из этих моментов чуть подробнее. Продольные сидения и сегодня можно встретить в некоторых метровагонах. Теперь мы с вами знаем, что эта традиция пошла с довоенных времен. Как по мне, то такое расположение не только проигрывает в эргономике. Оно еще и доставляет некоторые неудобства пассажирам. Ведь ехать боком довольно неудобно. Особенно тем, кто имеет проблемы с вестибулярным аппаратом.
Черный цвет может показаться очень практичным, но также он слишком официален и мрачен. Поэтому сегодня редко можно встретить такую цветовую гамму в вагонах общественного транспорта. Напротив, более веселые и яркие тона способны поднять настроение и сделать поездку более приятной.
После реставрации установили табличку с годом выпуска. Фото автора
Использование натуральной кожи сегодня возможно только для люксовых спецверсий. Как видите, девять десятилетий назад с этим было намного проще. В общем, нельзя сказать однозначно, какой из вариантов лучше. Просто, разные эпохи – разный подход.
Технические характеристики и завершение производства
Сборка Praha TOT продолжалась до конца десятилетия. Всего с 1936 по 1939 годы успели собрать 12 экземпляров 10,2-метровых конструкций (прототип на 5 см длиннее). В целом первый пражский троллейбус имел следующие параметры (в скобках – отличие первого образца):
✅ длина – 10,2 (10,25) м
✅ ширина – 2,45 м
✅ высота над коллекторами – 3,3 м
✅ вес – 10,7 (10,3) т
✅ максимальная скорость – 50 (45) км/ч
✅ мест для сидения – 33 (32)
✅ стоячих мест – 47 (46)
У прототипа были отличия и в отношении электродвигателей. Они имели мощность 2 х 36,8 кВт, в то время как на серийные устанавливались 2 х 46 кВт. Последний экземпляр покинул заводской конвейер накануне Второй мировой войны.
Во второй половине 40-х Praha TOT продолжали исправно курсировать по пражским улицам. Экземпляр, который сейчас выставлен в музее, в 1952 году ненадолго поступил в аренду для нужд города Дечин. Но ничего не вышло из-за поломки. Окончательный вывод из эксплуатации произошел в 1959 году. Он стал последним бортом из плеяды первых пражских троллейбусов.
Оригинальную окраску сохранили. Фото автора
После этого транспортное средство в течение трех десятилетий использовалось не по назначению – в качестве садового домика. Время и суровые условия эксплуатации не пощадили его и к началу 90-х сложно было в этом убожестве опознать первый пражский троллейбус. Но скоро забрезжила небольшая надежда.
Как экспонат музея общественного транспорта
С 1991 года предпринимались немалые усилия по поиску и восстановлению старых транспортных средств, колесивших в прошлые десятилетия по улицам Праги. Хотя с 1972 года «Пражский троллейбус» ушел в историю (с 2017 года предпринимались попытки реанимировать этот транспорт), первый борт, родом из 1936 года, несомненно представлял большую ценность для истории.
По этой причине остатки троллейбуса в 1995 году передали музею MHD (бывшее трамвайное депо в Стржешовицах). Там коллектив (руководимый Ондржеем Лаской) с 2010 года предпринял грандиозные усилия по восстановлению первозданного вида Praha TOT. Основная часть реставрационных работ была закончена совсем недавно.
Рядом с одним из преемников. Фото автора
Директор музея заметил, что работы проводились в центральных мастерских, удалось даже сохранить больше не используемую оригинальную раскраску, сочетающую три цвета:
✅ красный
✅ кремовый
✅ белый
Внутренний интерьер машины теперь обшит деревом, установлены потолочные светильники. Правда, не оригинальные, а изготовленные по сохранившемуся шаблону. Полностью восстановленный Praha TOT в честь 86-летия местного троллейбусного движения снова выехал на улицы старой Праги 28 августа 2022 года. Так же, как и почти девять десятилетий назад.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....