Первая модель троллейбуса для чехословацкой столицы 30-х – Praha TOT
781

Первая модель троллейбуса для чехословацкой столицы 30-х – Praha TOT

Находясь в выставочном павильоне пражского музея общественного транспорта MHD, испытываешь особые чувства. Ведь у каждого местного экспоната на колесах долгая и неповторимая история. Рядом с ними словно возвращаешься на многие десятилетия назад, в те времена, когда все было совсем другое. В том числе, городской транспорт и требования к нему.


Так после почти двух десятков лет независимости в чехословацкой столице созрели к тому, чтобы пустить там первый троллейбус. Страна в техническом отношении была довольно развитой, поэтому к середине 30-х местные производители представили сразу три прототипа перспективного городского электротранспорта. Свой вариант предложила каждая из чехословацких автомобильных компаний того времени:

✅ Skoda
✅ Tatra
✅ CKD (Praha)

Вся проблема состояла в том, что в стране впервые собирались использовать такой тип транспорта. Соответственно, и местные производители абсолютно не имели опыта в конструировании и выпуске троллейбусной техники. Так представители столичного муниципалитета пытались найти оптимальный вариант, который во второй половине десятилетия должен быть выехать на пражские улицы.

Первая модель троллейбуса для чехословацкой столицы 30-х – Praha TOTРуль справа, а пассажирские двери – слева. Фото автора

Компания CKD (Praha), как и многие после нее, пошла по самой простой дороге: новое транспортное средство создавалось на базе уже существующей модели автобуса Praha TOV. Получившийся в итоге троллейбус получил обозначение TOT. Он представлял из себя 3-осную конструкцию с задними ведущими колесами.

Появление первого пражского троллейбуса


Упомянутый автобус поделился своим шасси с новой конструкцией. Правда, его пришлось дорабатывать, чтобы установить тяговые двигатели и другое электрооборудование. Их автором выступила сама компания CKD. Позже троллейбус отправился на импровизированный испытательный полигон для троллейбуса в Высочанах. Чтобы проверки проходили максимально корректно, этот участок отделили от недавно построенной общественной троллейбусной сети.

Первый прототип Praha TOT поступил в распоряжение пражской мэрии 28 августа 1936 года. Он получил регистрационный номер «303» и поступил в эксплуатацию параллельно с коллегами-конкурентами: Skoda 1Тр и Tatra Т86
.

Если посмотреть на конструкцию, то она кажется выглядящей зеркально. Это и не удивительно, ведь до конца 30-х в Чехословакии сохранялось левостороннее движение. Поэтому рабочее место водителя троллейбуса расположено справа, а входные двери пассажирского отсека – на левом борту. У первого прототипа они были четырехстворчатого типа. Позже конструкцию доработали и серийный троллейбус получил уже двухстворчатые пассажирские двери.

Praha TOT успешно эксплуатировались на пражских троллейбусных маршрутах вплоть до фашистской оккупации. В эти же годы проходила и их сборка на столичном предприятии. Позже троллейбус, переживший войну, попал «на постой» в Бустеградский сад, где использовался не по назначению. К счастью, в последние годы существования единой Чехословакии его отыскали и сохранили для будущей поколений как исторический артефакт.

Внутренний интерьер и внешний дизайн


Конечно, по современным меркам он выглядит немного угловато. Тем не менее, явным анахронизмом его тоже нельзя назвать. Если вспомнить, что это конструкция почти 90-летней давности, и сравнить Praha TOT с его современниками, то он будет выглядеть очень даже неплохо.

Черные продольные сидения из натуральной кожи. Фото автора

Если говорить о прототипе, то он имел смешанный (деревянно-металлический) кузов. В серийных образцах инженеры предложили более практичную конструкцию из листового металла. Она крепилась к раме шасси. Классическое, надежное и практичное решение.

Если заглянуть внутрь образца городского электротранспорта 30-х, то мы увидим непривычную для нас картину. Стоит сразу отметить, что он не был каким-то особенным. Просто в те времена были в ходу именно такие особенности устройства внутреннего дизайна пассажирского пространства:

✅ сидения, расположенные продольно
✅ черная окраска чехлов
✅ кожаная оббивка всех мест для сидения

Остановимся на каждом из этих моментов чуть подробнее. Продольные сидения и сегодня можно встретить в некоторых метровагонах. Теперь мы с вами знаем, что эта традиция пошла с довоенных времен. Как по мне, то такое расположение не только проигрывает в эргономике. Оно еще и доставляет некоторые неудобства пассажирам. Ведь ехать боком довольно неудобно. Особенно тем, кто имеет проблемы с вестибулярным аппаратом.

Черный цвет может показаться очень практичным, но также он слишком официален и мрачен. Поэтому сегодня редко можно встретить такую цветовую гамму в вагонах общественного транспорта. Напротив, более веселые и яркие тона способны поднять настроение и сделать поездку более приятной.

После реставрации установили табличку с годом выпуска. Фото автора

Использование натуральной кожи сегодня возможно только для люксовых спецверсий. Как видите, девять десятилетий назад с этим было намного проще. В общем, нельзя сказать однозначно, какой из вариантов лучше. Просто, разные эпохи – разный подход.

Технические характеристики и завершение производства


Сборка Praha TOT продолжалась до конца десятилетия. Всего с 1936 по 1939 годы успели собрать 12 экземпляров 10,2-метровых конструкций (прототип на 5 см длиннее). В целом первый пражский троллейбус имел следующие параметры (в скобках – отличие первого образца):

✅ длина – 10,2 (10,25) м
✅ ширина – 2,45 м
✅ высота над коллекторами – 3,3 м
✅ вес – 10,7 (10,3) т
✅ максимальная скорость – 50 (45) км/ч
✅ мест для сидения – 33 (32)
✅ стоячих мест – 47 (46)

У прототипа были отличия и в отношении электродвигателей. Они имели мощность 2 х 36,8 кВт, в то время как на серийные устанавливались 2 х 46 кВт. Последний экземпляр покинул заводской конвейер накануне Второй мировой войны.

Во второй половине 40-х Praha TOT продолжали исправно курсировать по пражским улицам. Экземпляр, который сейчас выставлен в музее, в 1952 году ненадолго поступил в аренду для нужд города Дечин. Но ничего не вышло из-за поломки. Окончательный вывод из эксплуатации произошел в 1959 году. Он стал последним бортом из плеяды первых пражских троллейбусов.

Оригинальную окраску сохранили. Фото автора

После этого транспортное средство в течение трех десятилетий использовалось не по назначению – в качестве садового домика. Время и суровые условия эксплуатации не пощадили его и к началу 90-х сложно было в этом убожестве опознать первый пражский троллейбус. Но скоро забрезжила небольшая надежда.

Как экспонат музея общественного транспорта


С 1991 года предпринимались немалые усилия по поиску и восстановлению старых транспортных средств, колесивших в прошлые десятилетия по улицам Праги. Хотя с 1972 года «Пражский троллейбус» ушел в историю (с 2017 года предпринимались попытки реанимировать этот транспорт), первый борт, родом из 1936 года, несомненно представлял большую ценность для истории.

По этой причине остатки троллейбуса в 1995 году передали музею MHD (бывшее трамвайное депо в Стржешовицах). Там коллектив (руководимый Ондржеем Лаской) с 2010 года предпринял грандиозные усилия по восстановлению первозданного вида Praha TOT. Основная часть реставрационных работ была закончена совсем недавно.

Рядом с одним из преемников. Фото автора

Директор музея заметил, что работы проводились в центральных мастерских, удалось даже сохранить больше не используемую оригинальную раскраску, сочетающую три цвета:

✅ красный
✅ кремовый
✅ белый

Внутренний интерьер машины теперь обшит деревом, установлены потолочные светильники. Правда, не оригинальные, а изготовленные по сохранившемуся шаблону. Полностью восстановленный Praha TOT в честь 86-летия местного троллейбусного движения снова выехал на улицы старой Праги 28 августа 2022 года. Так же, как и почти девять десятилетий назад.
Что вы знаете о троллейбусе Praha TOT?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....