
Первая модель троллейбуса для чехословацкой столицы 30-х – Praha TOT
Находясь в выставочном павильоне пражского музея общественного транспорта MHD, испытываешь особые чувства. Ведь у каждого местного экспоната на колесах долгая и неповторимая история. Рядом с ними словно возвращаешься на многие десятилетия назад, в те времена, когда все было совсем другое. В том числе, городской транспорт и требования к нему.
Так после почти двух десятков лет независимости в чехословацкой столице созрели к тому, чтобы пустить там первый троллейбус. Страна в техническом отношении была довольно развитой, поэтому к середине 30-х местные производители представили сразу три прототипа перспективного городского электротранспорта. Свой вариант предложила каждая из чехословацких автомобильных компаний того времени:
✅ Skoda
✅ Tatra
✅ CKD (Praha)
Вся проблема состояла в том, что в стране впервые собирались использовать такой тип транспорта. Соответственно, и местные производители абсолютно не имели опыта в конструировании и выпуске троллейбусной техники. Так представители столичного муниципалитета пытались найти оптимальный вариант, который во второй половине десятилетия должен быть выехать на пражские улицы.
Руль справа, а пассажирские двери – слева. Фото автора
Компания CKD (Praha), как и многие после нее, пошла по самой простой дороге: новое транспортное средство создавалось на базе уже существующей модели автобуса Praha TOV. Получившийся в итоге троллейбус получил обозначение TOT. Он представлял из себя 3-осную конструкцию с задними ведущими колесами.
Упомянутый автобус поделился своим шасси с новой конструкцией. Правда, его пришлось дорабатывать, чтобы установить тяговые двигатели и другое электрооборудование. Их автором выступила сама компания CKD. Позже троллейбус отправился на импровизированный испытательный полигон для троллейбуса в Высочанах. Чтобы проверки проходили максимально корректно, этот участок отделили от недавно построенной общественной троллейбусной сети.
Если посмотреть на конструкцию, то она кажется выглядящей зеркально. Это и не удивительно, ведь до конца 30-х в Чехословакии сохранялось левостороннее движение. Поэтому рабочее место водителя троллейбуса расположено справа, а входные двери пассажирского отсека – на левом борту. У первого прототипа они были четырехстворчатого типа. Позже конструкцию доработали и серийный троллейбус получил уже двухстворчатые пассажирские двери.
Praha TOT успешно эксплуатировались на пражских троллейбусных маршрутах вплоть до фашистской оккупации. В эти же годы проходила и их сборка на столичном предприятии. Позже троллейбус, переживший войну, попал «на постой» в Бустеградский сад, где использовался не по назначению. К счастью, в последние годы существования единой Чехословакии его отыскали и сохранили для будущей поколений как исторический артефакт.
Конечно, по современным меркам он выглядит немного угловато. Тем не менее, явным анахронизмом его тоже нельзя назвать. Если вспомнить, что это конструкция почти 90-летней давности, и сравнить Praha TOT с его современниками, то он будет выглядеть очень даже неплохо.
Черные продольные сидения из натуральной кожи. Фото автора
Если говорить о прототипе, то он имел смешанный (деревянно-металлический) кузов. В серийных образцах инженеры предложили более практичную конструкцию из листового металла. Она крепилась к раме шасси. Классическое, надежное и практичное решение.
Если заглянуть внутрь образца городского электротранспорта 30-х, то мы увидим непривычную для нас картину. Стоит сразу отметить, что он не был каким-то особенным. Просто в те времена были в ходу именно такие особенности устройства внутреннего дизайна пассажирского пространства:
✅ сидения, расположенные продольно
✅ черная окраска чехлов
✅ кожаная оббивка всех мест для сидения
Остановимся на каждом из этих моментов чуть подробнее. Продольные сидения и сегодня можно встретить в некоторых метровагонах. Теперь мы с вами знаем, что эта традиция пошла с довоенных времен. Как по мне, то такое расположение не только проигрывает в эргономике. Оно еще и доставляет некоторые неудобства пассажирам. Ведь ехать боком довольно неудобно. Особенно тем, кто имеет проблемы с вестибулярным аппаратом.
Черный цвет может показаться очень практичным, но также он слишком официален и мрачен. Поэтому сегодня редко можно встретить такую цветовую гамму в вагонах общественного транспорта. Напротив, более веселые и яркие тона способны поднять настроение и сделать поездку более приятной.
После реставрации установили табличку с годом выпуска. Фото автора
Использование натуральной кожи сегодня возможно только для люксовых спецверсий. Как видите, девять десятилетий назад с этим было намного проще. В общем, нельзя сказать однозначно, какой из вариантов лучше. Просто, разные эпохи – разный подход.
Сборка Praha TOT продолжалась до конца десятилетия. Всего с 1936 по 1939 годы успели собрать 12 экземпляров 10,2-метровых конструкций (прототип на 5 см длиннее). В целом первый пражский троллейбус имел следующие параметры (в скобках – отличие первого образца):
✅ длина – 10,2 (10,25) м
✅ ширина – 2,45 м
✅ высота над коллекторами – 3,3 м
✅ вес – 10,7 (10,3) т
✅ максимальная скорость – 50 (45) км/ч
✅ мест для сидения – 33 (32)
✅ стоячих мест – 47 (46)
У прототипа были отличия и в отношении электродвигателей. Они имели мощность 2 х 36,8 кВт, в то время как на серийные устанавливались 2 х 46 кВт. Последний экземпляр покинул заводской конвейер накануне Второй мировой войны.
Во второй половине 40-х Praha TOT продолжали исправно курсировать по пражским улицам. Экземпляр, который сейчас выставлен в музее, в 1952 году ненадолго поступил в аренду для нужд города Дечин. Но ничего не вышло из-за поломки. Окончательный вывод из эксплуатации произошел в 1959 году. Он стал последним бортом из плеяды первых пражских троллейбусов.
Оригинальную окраску сохранили. Фото автора
После этого транспортное средство в течение трех десятилетий использовалось не по назначению – в качестве садового домика. Время и суровые условия эксплуатации не пощадили его и к началу 90-х сложно было в этом убожестве опознать первый пражский троллейбус. Но скоро забрезжила небольшая надежда.
С 1991 года предпринимались немалые усилия по поиску и восстановлению старых транспортных средств, колесивших в прошлые десятилетия по улицам Праги. Хотя с 1972 года «Пражский троллейбус» ушел в историю (с 2017 года предпринимались попытки реанимировать этот транспорт), первый борт, родом из 1936 года, несомненно представлял большую ценность для истории.
По этой причине остатки троллейбуса в 1995 году передали музею MHD (бывшее трамвайное депо в Стржешовицах). Там коллектив (руководимый Ондржеем Лаской) с 2010 года предпринял грандиозные усилия по восстановлению первозданного вида Praha TOT. Основная часть реставрационных работ была закончена совсем недавно.
Рядом с одним из преемников. Фото автора
Директор музея заметил, что работы проводились в центральных мастерских, удалось даже сохранить больше не используемую оригинальную раскраску, сочетающую три цвета:
✅ красный
✅ кремовый
✅ белый
Внутренний интерьер машины теперь обшит деревом, установлены потолочные светильники. Правда, не оригинальные, а изготовленные по сохранившемуся шаблону. Полностью восстановленный Praha TOT в честь 86-летия местного троллейбусного движения снова выехал на улицы старой Праги 28 августа 2022 года. Так же, как и почти девять десятилетий назад.
Так после почти двух десятков лет независимости в чехословацкой столице созрели к тому, чтобы пустить там первый троллейбус. Страна в техническом отношении была довольно развитой, поэтому к середине 30-х местные производители представили сразу три прототипа перспективного городского электротранспорта. Свой вариант предложила каждая из чехословацких автомобильных компаний того времени:
✅ Skoda
✅ Tatra
✅ CKD (Praha)
Вся проблема состояла в том, что в стране впервые собирались использовать такой тип транспорта. Соответственно, и местные производители абсолютно не имели опыта в конструировании и выпуске троллейбусной техники. Так представители столичного муниципалитета пытались найти оптимальный вариант, который во второй половине десятилетия должен быть выехать на пражские улицы.

Компания CKD (Praha), как и многие после нее, пошла по самой простой дороге: новое транспортное средство создавалось на базе уже существующей модели автобуса Praha TOV. Получившийся в итоге троллейбус получил обозначение TOT. Он представлял из себя 3-осную конструкцию с задними ведущими колесами.
Появление первого пражского троллейбуса
Упомянутый автобус поделился своим шасси с новой конструкцией. Правда, его пришлось дорабатывать, чтобы установить тяговые двигатели и другое электрооборудование. Их автором выступила сама компания CKD. Позже троллейбус отправился на импровизированный испытательный полигон для троллейбуса в Высочанах. Чтобы проверки проходили максимально корректно, этот участок отделили от недавно построенной общественной троллейбусной сети.
Первый прототип Praha TOT поступил в распоряжение пражской мэрии 28 августа 1936 года. Он получил регистрационный номер «303» и поступил в эксплуатацию параллельно с коллегами-конкурентами: Skoda 1Тр и Tatra Т86
.Если посмотреть на конструкцию, то она кажется выглядящей зеркально. Это и не удивительно, ведь до конца 30-х в Чехословакии сохранялось левостороннее движение. Поэтому рабочее место водителя троллейбуса расположено справа, а входные двери пассажирского отсека – на левом борту. У первого прототипа они были четырехстворчатого типа. Позже конструкцию доработали и серийный троллейбус получил уже двухстворчатые пассажирские двери.
Praha TOT успешно эксплуатировались на пражских троллейбусных маршрутах вплоть до фашистской оккупации. В эти же годы проходила и их сборка на столичном предприятии. Позже троллейбус, переживший войну, попал «на постой» в Бустеградский сад, где использовался не по назначению. К счастью, в последние годы существования единой Чехословакии его отыскали и сохранили для будущей поколений как исторический артефакт.
Внутренний интерьер и внешний дизайн
Конечно, по современным меркам он выглядит немного угловато. Тем не менее, явным анахронизмом его тоже нельзя назвать. Если вспомнить, что это конструкция почти 90-летней давности, и сравнить Praha TOT с его современниками, то он будет выглядеть очень даже неплохо.

Если говорить о прототипе, то он имел смешанный (деревянно-металлический) кузов. В серийных образцах инженеры предложили более практичную конструкцию из листового металла. Она крепилась к раме шасси. Классическое, надежное и практичное решение.
Если заглянуть внутрь образца городского электротранспорта 30-х, то мы увидим непривычную для нас картину. Стоит сразу отметить, что он не был каким-то особенным. Просто в те времена были в ходу именно такие особенности устройства внутреннего дизайна пассажирского пространства:
✅ сидения, расположенные продольно
✅ черная окраска чехлов
✅ кожаная оббивка всех мест для сидения
Остановимся на каждом из этих моментов чуть подробнее. Продольные сидения и сегодня можно встретить в некоторых метровагонах. Теперь мы с вами знаем, что эта традиция пошла с довоенных времен. Как по мне, то такое расположение не только проигрывает в эргономике. Оно еще и доставляет некоторые неудобства пассажирам. Ведь ехать боком довольно неудобно. Особенно тем, кто имеет проблемы с вестибулярным аппаратом.
Черный цвет может показаться очень практичным, но также он слишком официален и мрачен. Поэтому сегодня редко можно встретить такую цветовую гамму в вагонах общественного транспорта. Напротив, более веселые и яркие тона способны поднять настроение и сделать поездку более приятной.

Использование натуральной кожи сегодня возможно только для люксовых спецверсий. Как видите, девять десятилетий назад с этим было намного проще. В общем, нельзя сказать однозначно, какой из вариантов лучше. Просто, разные эпохи – разный подход.
Технические характеристики и завершение производства
Сборка Praha TOT продолжалась до конца десятилетия. Всего с 1936 по 1939 годы успели собрать 12 экземпляров 10,2-метровых конструкций (прототип на 5 см длиннее). В целом первый пражский троллейбус имел следующие параметры (в скобках – отличие первого образца):
✅ длина – 10,2 (10,25) м
✅ ширина – 2,45 м
✅ высота над коллекторами – 3,3 м
✅ вес – 10,7 (10,3) т
✅ максимальная скорость – 50 (45) км/ч
✅ мест для сидения – 33 (32)
✅ стоячих мест – 47 (46)
У прототипа были отличия и в отношении электродвигателей. Они имели мощность 2 х 36,8 кВт, в то время как на серийные устанавливались 2 х 46 кВт. Последний экземпляр покинул заводской конвейер накануне Второй мировой войны.
Во второй половине 40-х Praha TOT продолжали исправно курсировать по пражским улицам. Экземпляр, который сейчас выставлен в музее, в 1952 году ненадолго поступил в аренду для нужд города Дечин. Но ничего не вышло из-за поломки. Окончательный вывод из эксплуатации произошел в 1959 году. Он стал последним бортом из плеяды первых пражских троллейбусов.

После этого транспортное средство в течение трех десятилетий использовалось не по назначению – в качестве садового домика. Время и суровые условия эксплуатации не пощадили его и к началу 90-х сложно было в этом убожестве опознать первый пражский троллейбус. Но скоро забрезжила небольшая надежда.
Как экспонат музея общественного транспорта
С 1991 года предпринимались немалые усилия по поиску и восстановлению старых транспортных средств, колесивших в прошлые десятилетия по улицам Праги. Хотя с 1972 года «Пражский троллейбус» ушел в историю (с 2017 года предпринимались попытки реанимировать этот транспорт), первый борт, родом из 1936 года, несомненно представлял большую ценность для истории.
По этой причине остатки троллейбуса в 1995 году передали музею MHD (бывшее трамвайное депо в Стржешовицах). Там коллектив (руководимый Ондржеем Лаской) с 2010 года предпринял грандиозные усилия по восстановлению первозданного вида Praha TOT. Основная часть реставрационных работ была закончена совсем недавно.

Директор музея заметил, что работы проводились в центральных мастерских, удалось даже сохранить больше не используемую оригинальную раскраску, сочетающую три цвета:
✅ красный
✅ кремовый
✅ белый
Внутренний интерьер машины теперь обшит деревом, установлены потолочные светильники. Правда, не оригинальные, а изготовленные по сохранившемуся шаблону. Полностью восстановленный Praha TOT в честь 86-летия местного троллейбусного движения снова выехал на улицы старой Праги 28 августа 2022 года. Так же, как и почти девять десятилетий назад.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...