Гордость социалистической Румынии – Dacia 1300/1310
Если сегодня заговорить о румынской марке Dacia, то сразу вспомнятся Logan или Duster. Но в социалистический период страны имелась еще одна модель, прославившая балканского производителя по всей Восточной Европе. О ней мы и вспомним в этом материале.
Начало истории уходит своими корнями в 1966 год. Именно тогда появилось двухстороннее соглашение. Информация, содержащаяся в нем, подтверждала будущее сотрудничество правительства социалистической Румынии и французского концерна Renault. В то время «12-я» модель этой компании уже получила европейское признание. Именно она и послужила базой для дальнейшего лицензионного выпуска новых автомобилей на мощностях в Миовенах.
Но перипетии судьбы слегка подкорректировали планы производителей. Поэтому первой на румынский конвейер встала другая французская модель – Renault 8. Лицензионный автомобиль получил название Dacia 1100. Первый из них собрали в Миовенах 20 августа 1968 года.
К концу 60-х Dacia переживала период становления, являясь очень молодой компанией. Сотрудничество с французской стороной успешно развивалось и пришел черед заняться сборкой модели с большим объемом двигателя.
Как и в первом случае, румыны не стали «изобретать велосипед». Они просто добавили к имени своего знаменитого исторического региона числовое обозначения объема установленного в автомобиле силового агрегата. Он, кстати, был копией двигателя от Renault 12.
К началу следующего десятилетия румынская Dacia 1300 стала одним из самых современных автомобилей в Восточной Европе. Интересно, что к концу ее производства, который случился 37 лет спустя, румынский авто, напротив, являлся одним из европейских ветеранов.
Автомобили собирали из импортируемых деталей, а их серийное производство стартовало в 1970 году. С этого времени все чаще предприятие в Миовенах отдавало предпочтение сотрудничеству с отечественными партнерами. Количество запчастей, производимых румынскими заводами, год от года постоянно росло. Это сказалось на том, что стартовая цена новинки приобрела более демократичные показатели. А вот качество отдельных экземпляров техники, к сожалению, оказалось не на высоте. Тем не менее Dacia 1300 для своего времени обладала рядом преимуществ:
✅ достаточным комфортом
✅ высоким уровнем пассивной безопасности
✅ хорошей динамикой
Имелся у румынов и еще один плюс. У «Шкоды-100» из 70-х был задний привод и мотор, расположенный в задней части. У «Жигулей» двигатель устанавливался спереди, но привод оставался задний. Dacia 1300, в отличии от ведущих моделей социалистических стран, являлась не только переднемоторной, но и переднеприводной. Советский и чехословацкий автопром представил подобные конструкции лишь полтора десятилетия спустя.
Учитывая все вышесказанное, автомобиль стал гордостью не слишком-то развитой в техническом отношении Румынии. Поэтому со временем он оброс множеством всевозможных модификаций. Вот основные характеристики базовой модели:
✅ длина – 4340 мм
✅ колесная база – 2441 мм
✅ рабочий объем двигателя – 1,3 л
✅ мощность – 54,5 л. с
Высокая популярность автомобиля привела к тому, что им хотели обладать не только рядовые румыны. Но для элиты необходимо было сделать что-то особенное. Так появилась, как сказали бы сейчас, люксовая версия «1301» для высокопоставленных чиновников румынской компартии. Спецвариант получил следующие дополнения:
✅ форсированный двигатель
✅ черную окраску кузова
✅ контрастный салон в красных тонах
✅ литые диски
✅ двухсторонние зеркала
✅ заводскую автомагнитолу
Эта версия выпускалась лимитированной партией. А вот появившаяся в 1973 году модификация в кузове универсал получила гораздо большее распространение. Этот более практичный автомобиль имел французский прототип и получил ряд доработок конструкции, по сравнению с базовым седаном. Кроме увеличенного багажного отделения, ими оказались усиленный задний мост и большая полезная масса.
Силового агрегата изменения не коснулись, а сам универсал, несмотря на популярность, имел гораздо меньший тираж, чем у базовой модели. Позже запустили в производство еще несколько модификаций. Среди них: фургон с тонированными боковыми стеклами и 2-местный пикап «1302», представленный в 1975 году. Кстати, годом ранее румынское предприятие вышло на запланированный уровень выпуска – 50 000 автомобилей в год. Большая часть из них отправлялась на экспорт.
В процессе производства проходили постепенные модернизации, но первый настоящий фэйслифтинг ожидал модель осенью 1979 года. Дело в том, что французская лицензия истекла годом ранее, и румыны получили полную свободу действий. Автомобиль получил новый индекс – Dacia 1310. Этому сопутствовали следующие перемены:
✅ новая пластиковая маска с четырьмя круглыми фарами
✅ частично пластиковые бамперы с встроенными поворотниками
✅ задние фонари нового дизайна
✅ второе зеркало заднего вида
Немало изменений появилось и внутри автомобиля. В первую очередь, это переработанная панель приборов и более богатое оснащение. Теперь Dacia 1310 могла собираться в базовой или роскошной комплектации для всех без исключения клиентов. Обновилась и модификация с кузовом универсал. А вот новый пикап Dacia 1304 получил простую кабину и откидные борта погрузочной площадки.
Под капотом у новинки изменений почти не произошло. За исключением небольших доработок и увеличения степени сжатия, снизивших расход топлива. Интересно, что наряду с этим компания представила и 2-дверное концепт-купе Brasovia с укороченной колесной базой. Полностью заменить на конвейере предшественника «1310-й» смог только в 1980 году.
Немного поработав с двигателями и изменив диаметр цилиндра, румынские инженеры предложили модификации «1210» и «1410» с соответствующими рабочими объемами. Правда, менее мощный автомобиль не имел спроса и быстро был снят с производства. В 1981 году появилось купе 1410 Sport, основанное на концепции Brasovia. Оно имела 62,5-мощный мотор и укороченную на 200 мм базу. В течение десятилетия смогли собрать менее пяти тысяч экземпляров для внутреннего рынка.
Следующей моделью завода в 1987 году стала Dacia 1320. Здесь мы имеем дело уже с хэтчбеком. Учитывая непростые времена, он часто грешил плохим качеством сборки. Несмотря на это, до начала 90-х успели собрать ок. 2500 штук таких автомобилей. Он стал ступенькой для дальнейшей модернизации линейки.
Новый тип «1325 Liberta» начала 90-х получил укороченный зад (длина – 4151 мм). Но скрыть конструкцию происхождением из 60-х было уже совсем непросто. Но для основательных перемен не имелось ни подходящей обстановки, ни достаточных средств. Не помог и появившийся бензиновый 1,6-литровый двигатель собственной разработки.
С 1998 года началась последняя фаза доработок конструкции Dacia 1310. Изменения коснулись передней части, с иной решеткой радиатора и фарами. В начале нашего века автомобиль получил новые наименования: седан стал просто Berlina, а универсал – Break. В это же время рождается преемник – Dacia Nova. Но автомобиль еще сохраняет востребованность на несколько лет, благодаря низкой цене и доступности запасных частей.
Основное производство модели «1310» продлилось до июля 2004 года. За все время общий тираж румынских седанов составил 1 959 730 штук. А вот последняя Dacia на базе Renault 12 сошла с конвейера 8 декабря 2006 года. Это был полноприводный пикап «1307». Всего за весь период производства выпущено почти 319 000 таких конструкций всех модификаций.
Начало истории уходит своими корнями в 1966 год. Именно тогда появилось двухстороннее соглашение. Информация, содержащаяся в нем, подтверждала будущее сотрудничество правительства социалистической Румынии и французского концерна Renault. В то время «12-я» модель этой компании уже получила европейское признание. Именно она и послужила базой для дальнейшего лицензионного выпуска новых автомобилей на мощностях в Миовенах.
Самый современный автомобиль Восточной Европы 70-х. Фото: youtube.com
Но перипетии судьбы слегка подкорректировали планы производителей. Поэтому первой на румынский конвейер встала другая французская модель – Renault 8. Лицензионный автомобиль получил название Dacia 1100. Первый из них собрали в Миовенах 20 августа 1968 года.
Переход к модели, ставшей бестселлером следующих десятилетий
К концу 60-х Dacia переживала период становления, являясь очень молодой компанией. Сотрудничество с французской стороной успешно развивалось и пришел черед заняться сборкой модели с большим объемом двигателя.
Первый лицензионный Renault 12 появился только через год, 23 августа 1969 года. Два месяца спустя автомобиль, получивший название Dacia 1300, представили широкой публике. Его ждала долгая и успешная история.
Как и в первом случае, румыны не стали «изобретать велосипед». Они просто добавили к имени своего знаменитого исторического региона числовое обозначения объема установленного в автомобиле силового агрегата. Он, кстати, был копией двигателя от Renault 12.
К началу следующего десятилетия румынская Dacia 1300 стала одним из самых современных автомобилей в Восточной Европе. Интересно, что к концу ее производства, который случился 37 лет спустя, румынский авто, напротив, являлся одним из европейских ветеранов.
Автомобили собирали из импортируемых деталей, а их серийное производство стартовало в 1970 году. С этого времени все чаще предприятие в Миовенах отдавало предпочтение сотрудничеству с отечественными партнерами. Количество запчастей, производимых румынскими заводами, год от года постоянно росло. Это сказалось на том, что стартовая цена новинки приобрела более демократичные показатели. А вот качество отдельных экземпляров техники, к сожалению, оказалось не на высоте. Тем не менее Dacia 1300 для своего времени обладала рядом преимуществ:
✅ достаточным комфортом
✅ высоким уровнем пассивной безопасности
✅ хорошей динамикой
Имелся у румынов и еще один плюс. У «Шкоды-100» из 70-х был задний привод и мотор, расположенный в задней части. У «Жигулей» двигатель устанавливался спереди, но привод оставался задний. Dacia 1300, в отличии от ведущих моделей социалистических стран, являлась не только переднемоторной, но и переднеприводной. Советский и чехословацкий автопром представил подобные конструкции лишь полтора десятилетия спустя.
Силовой агрегат и модификации
Учитывая все вышесказанное, автомобиль стал гордостью не слишком-то развитой в техническом отношении Румынии. Поэтому со временем он оброс множеством всевозможных модификаций. Вот основные характеристики базовой модели:
✅ длина – 4340 мм
✅ колесная база – 2441 мм
✅ рабочий объем двигателя – 1,3 л
✅ мощность – 54,5 л. с
Высокая популярность автомобиля привела к тому, что им хотели обладать не только рядовые румыны. Но для элиты необходимо было сделать что-то особенное. Так появилась, как сказали бы сейчас, люксовая версия «1301» для высокопоставленных чиновников румынской компартии. Спецвариант получил следующие дополнения:
✅ форсированный двигатель
✅ черную окраску кузова
✅ контрастный салон в красных тонах
✅ литые диски
✅ двухсторонние зеркала
✅ заводскую автомагнитолу
Эта версия выпускалась лимитированной партией. А вот появившаяся в 1973 году модификация в кузове универсал получила гораздо большее распространение. Этот более практичный автомобиль имел французский прототип и получил ряд доработок конструкции, по сравнению с базовым седаном. Кроме увеличенного багажного отделения, ими оказались усиленный задний мост и большая полезная масса.
Сбоку и сзади он производил неоднозначное впечатление. Фото: youtube.com
Силового агрегата изменения не коснулись, а сам универсал, несмотря на популярность, имел гораздо меньший тираж, чем у базовой модели. Позже запустили в производство еще несколько модификаций. Среди них: фургон с тонированными боковыми стеклами и 2-местный пикап «1302», представленный в 1975 году. Кстати, годом ранее румынское предприятие вышло на запланированный уровень выпуска – 50 000 автомобилей в год. Большая часть из них отправлялась на экспорт.
Первый серьезный фэйслифтинг
В процессе производства проходили постепенные модернизации, но первый настоящий фэйслифтинг ожидал модель осенью 1979 года. Дело в том, что французская лицензия истекла годом ранее, и румыны получили полную свободу действий. Автомобиль получил новый индекс – Dacia 1310. Этому сопутствовали следующие перемены:
✅ новая пластиковая маска с четырьмя круглыми фарами
✅ частично пластиковые бамперы с встроенными поворотниками
✅ задние фонари нового дизайна
✅ второе зеркало заднего вида
Немало изменений появилось и внутри автомобиля. В первую очередь, это переработанная панель приборов и более богатое оснащение. Теперь Dacia 1310 могла собираться в базовой или роскошной комплектации для всех без исключения клиентов. Обновилась и модификация с кузовом универсал. А вот новый пикап Dacia 1304 получил простую кабину и откидные борта погрузочной площадки.
С 1979 года появилась Dacia 1310. Фото: youtube.com
Под капотом у новинки изменений почти не произошло. За исключением небольших доработок и увеличения степени сжатия, снизивших расход топлива. Интересно, что наряду с этим компания представила и 2-дверное концепт-купе Brasovia с укороченной колесной базой. Полностью заменить на конвейере предшественника «1310-й» смог только в 1980 году.
Немного поработав с двигателями и изменив диаметр цилиндра, румынские инженеры предложили модификации «1210» и «1410» с соответствующими рабочими объемами. Правда, менее мощный автомобиль не имел спроса и быстро был снят с производства. В 1981 году появилось купе 1410 Sport, основанное на концепции Brasovia. Оно имела 62,5-мощный мотор и укороченную на 200 мм базу. В течение десятилетия смогли собрать менее пяти тысяч экземпляров для внутреннего рынка.
Последующие обновления и завершение выпуска
Следующей моделью завода в 1987 году стала Dacia 1320. Здесь мы имеем дело уже с хэтчбеком. Учитывая непростые времена, он часто грешил плохим качеством сборки. Несмотря на это, до начала 90-х успели собрать ок. 2500 штук таких автомобилей. Он стал ступенькой для дальнейшей модернизации линейки.
Этих автомобилей выпустили почти 2 млн. Фото: youtube.com
Новый тип «1325 Liberta» начала 90-х получил укороченный зад (длина – 4151 мм). Но скрыть конструкцию происхождением из 60-х было уже совсем непросто. Но для основательных перемен не имелось ни подходящей обстановки, ни достаточных средств. Не помог и появившийся бензиновый 1,6-литровый двигатель собственной разработки.
С 1998 года началась последняя фаза доработок конструкции Dacia 1310. Изменения коснулись передней части, с иной решеткой радиатора и фарами. В начале нашего века автомобиль получил новые наименования: седан стал просто Berlina, а универсал – Break. В это же время рождается преемник – Dacia Nova. Но автомобиль еще сохраняет востребованность на несколько лет, благодаря низкой цене и доступности запасных частей.
Dacia 1310 (Turbo). Фото: youtube.com
Основное производство модели «1310» продлилось до июля 2004 года. За все время общий тираж румынских седанов составил 1 959 730 штук. А вот последняя Dacia на базе Renault 12 сошла с конвейера 8 декабря 2006 года. Это был полноприводный пикап «1307». Всего за весь период производства выпущено почти 319 000 таких конструкций всех модификаций.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новые изменения в правилах обгона – штрафуют вплоть до лишения прав
Автомобиль позволяет серьезно экономить время. Но некоторым и этого мало. Они считают, что им нужно быстрее всех, соответственно нарушают скоростной режим и...
Что осталось от китайского внедорожника после 6 тыс. км настоящего ралли «Шелковый путь»
Российские автолюбители еще с опаской относятся к китайским машинам. Чаще всего это обусловлено недоверием к брендам, которое можно охарактеризовать одним...
Планируется выпуск новой модификации МС-21
Информацией об этом поделился первый вице-премьер РФ. Какая «реинкарнация» может ожидать отечественный авиалайнер читайте в нашем материале....
Новые штрафы ждут российских автомобилистов с сентября
Многие водители плохо знают правила дорожного движения. Это не значит, что они ездить не умеют – уже привыкли и адаптировались передвигаться по ситуации. А ПДД...
В России появится революционный тип дорожной разметки
Уже совсем скоро российские дороги научатся «петь» в буквальном смысле этого слова. Технология призвана повысить уровень безопасности, оповещая об изменении...
Новое российское судно «Бастион» поступило в эксплуатацию
Это экскурсионно-прогулочный катамаран, построенный на Средне-Невской верфи. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Как выглядят самые маленькие летательные аппараты в мире
В этой подборке представлены разнообразные летательные аппараты. Открывают сборник миниатюрные одноместные самолеты Colombian Cri-Cri и BD-5J. Первый...
Соболь NN 4х4 начнут выпускать в специальном внедорожном исполнении
На сайтах официальных дилеров уже есть изображение новинки. А предварительно заказать предлагают пока только стандартные полноприводные модификации....
Подборка нетипичных мотоциклов, еще продающихся на вторичном рынке
На российском б/у рынке можно приобрести разные мотоциклы. Особенно интересны старые модели, ведь новые, как не крути, это продукт современной, «одноразовой»...
Чуйский тракт – самая красивая дорога России
История и перспективы развития одной из самых красивых дорог мира....
«Кобра» CSX2000 – первая из «змей» Шелби, или история американского Ильи Муромца
Вы тоже втайне от жены давили газ до упора, загоняли стрелку спидометра за максимальную отметку? Тогда вы классный автогонщик: детища Керролла Шелби не оставят...
Паровой двигатель своими руками – подойдет, если не будет электричества и бензина
Современный человек не представляет жизнь без электричества. Впрочем, он этого не замечает. А вот когда свет выключается, начинаются проблемы. Делать нечего,...
«Роскосмос» готовится к старту пилотируемого корабля «Союз МС-26»
На Байконуре почти все готово к отправке 72-ой экспедиции на МКС....
«Нива» с деталями от Mercedes и BMW – уникальный проект за 5 млн рублей
«Ниву» по праву можно считать одним из самых популярных внедорожников в России. Этот автомобиль существует в разнообразных конфигурациях, но еще больше...
«Фордзон-Путиловец» – один из первых советских тракторов с американской «родословной»
Благодарить за эту модель нужно в первую очередь Генри Форда лично. Он буквально навязал трактор своим партнерам, а потом продал его Советскому Союзу....
Land Rover обновил внедорожник Discovery
Изменений немного. Появился новый цвет, доработали оснащение. Есть две версии – с бензиновым турбомотором и легким гибридом....