Гордость социалистической Румынии – Dacia 1300/1310
Если сегодня заговорить о румынской марке Dacia, то сразу вспомнятся Logan или Duster. Но в социалистический период страны имелась еще одна модель, прославившая балканского производителя по всей Восточной Европе. О ней мы и вспомним в этом материале.
Начало истории уходит своими корнями в 1966 год. Именно тогда появилось двухстороннее соглашение. Информация, содержащаяся в нем, подтверждала будущее сотрудничество правительства социалистической Румынии и французского концерна Renault. В то время «12-я» модель этой компании уже получила европейское признание. Именно она и послужила базой для дальнейшего лицензионного выпуска новых автомобилей на мощностях в Миовенах.
Но перипетии судьбы слегка подкорректировали планы производителей. Поэтому первой на румынский конвейер встала другая французская модель – Renault 8. Лицензионный автомобиль получил название Dacia 1100. Первый из них собрали в Миовенах 20 августа 1968 года.
К концу 60-х Dacia переживала период становления, являясь очень молодой компанией. Сотрудничество с французской стороной успешно развивалось и пришел черед заняться сборкой модели с большим объемом двигателя.
Как и в первом случае, румыны не стали «изобретать велосипед». Они просто добавили к имени своего знаменитого исторического региона числовое обозначения объема установленного в автомобиле силового агрегата. Он, кстати, был копией двигателя от Renault 12.
К началу следующего десятилетия румынская Dacia 1300 стала одним из самых современных автомобилей в Восточной Европе. Интересно, что к концу ее производства, который случился 37 лет спустя, румынский авто, напротив, являлся одним из европейских ветеранов.
Автомобили собирали из импортируемых деталей, а их серийное производство стартовало в 1970 году. С этого времени все чаще предприятие в Миовенах отдавало предпочтение сотрудничеству с отечественными партнерами. Количество запчастей, производимых румынскими заводами, год от года постоянно росло. Это сказалось на том, что стартовая цена новинки приобрела более демократичные показатели. А вот качество отдельных экземпляров техники, к сожалению, оказалось не на высоте. Тем не менее Dacia 1300 для своего времени обладала рядом преимуществ:
✅ достаточным комфортом
✅ высоким уровнем пассивной безопасности
✅ хорошей динамикой
Имелся у румынов и еще один плюс. У «Шкоды-100» из 70-х был задний привод и мотор, расположенный в задней части. У «Жигулей» двигатель устанавливался спереди, но привод оставался задний. Dacia 1300, в отличии от ведущих моделей социалистических стран, являлась не только переднемоторной, но и переднеприводной. Советский и чехословацкий автопром представил подобные конструкции лишь полтора десятилетия спустя.
Учитывая все вышесказанное, автомобиль стал гордостью не слишком-то развитой в техническом отношении Румынии. Поэтому со временем он оброс множеством всевозможных модификаций. Вот основные характеристики базовой модели:
✅ длина – 4340 мм
✅ колесная база – 2441 мм
✅ рабочий объем двигателя – 1,3 л
✅ мощность – 54,5 л. с
Высокая популярность автомобиля привела к тому, что им хотели обладать не только рядовые румыны. Но для элиты необходимо было сделать что-то особенное. Так появилась, как сказали бы сейчас, люксовая версия «1301» для высокопоставленных чиновников румынской компартии. Спецвариант получил следующие дополнения:
✅ форсированный двигатель
✅ черную окраску кузова
✅ контрастный салон в красных тонах
✅ литые диски
✅ двухсторонние зеркала
✅ заводскую автомагнитолу
Эта версия выпускалась лимитированной партией. А вот появившаяся в 1973 году модификация в кузове универсал получила гораздо большее распространение. Этот более практичный автомобиль имел французский прототип и получил ряд доработок конструкции, по сравнению с базовым седаном. Кроме увеличенного багажного отделения, ими оказались усиленный задний мост и большая полезная масса.
Силового агрегата изменения не коснулись, а сам универсал, несмотря на популярность, имел гораздо меньший тираж, чем у базовой модели. Позже запустили в производство еще несколько модификаций. Среди них: фургон с тонированными боковыми стеклами и 2-местный пикап «1302», представленный в 1975 году. Кстати, годом ранее румынское предприятие вышло на запланированный уровень выпуска – 50 000 автомобилей в год. Большая часть из них отправлялась на экспорт.
В процессе производства проходили постепенные модернизации, но первый настоящий фэйслифтинг ожидал модель осенью 1979 года. Дело в том, что французская лицензия истекла годом ранее, и румыны получили полную свободу действий. Автомобиль получил новый индекс – Dacia 1310. Этому сопутствовали следующие перемены:
✅ новая пластиковая маска с четырьмя круглыми фарами
✅ частично пластиковые бамперы с встроенными поворотниками
✅ задние фонари нового дизайна
✅ второе зеркало заднего вида
Немало изменений появилось и внутри автомобиля. В первую очередь, это переработанная панель приборов и более богатое оснащение. Теперь Dacia 1310 могла собираться в базовой или роскошной комплектации для всех без исключения клиентов. Обновилась и модификация с кузовом универсал. А вот новый пикап Dacia 1304 получил простую кабину и откидные борта погрузочной площадки.
Под капотом у новинки изменений почти не произошло. За исключением небольших доработок и увеличения степени сжатия, снизивших расход топлива. Интересно, что наряду с этим компания представила и 2-дверное концепт-купе Brasovia с укороченной колесной базой. Полностью заменить на конвейере предшественника «1310-й» смог только в 1980 году.
Немного поработав с двигателями и изменив диаметр цилиндра, румынские инженеры предложили модификации «1210» и «1410» с соответствующими рабочими объемами. Правда, менее мощный автомобиль не имел спроса и быстро был снят с производства. В 1981 году появилось купе 1410 Sport, основанное на концепции Brasovia. Оно имела 62,5-мощный мотор и укороченную на 200 мм базу. В течение десятилетия смогли собрать менее пяти тысяч экземпляров для внутреннего рынка.
Следующей моделью завода в 1987 году стала Dacia 1320. Здесь мы имеем дело уже с хэтчбеком. Учитывая непростые времена, он часто грешил плохим качеством сборки. Несмотря на это, до начала 90-х успели собрать ок. 2500 штук таких автомобилей. Он стал ступенькой для дальнейшей модернизации линейки.
Новый тип «1325 Liberta» начала 90-х получил укороченный зад (длина – 4151 мм). Но скрыть конструкцию происхождением из 60-х было уже совсем непросто. Но для основательных перемен не имелось ни подходящей обстановки, ни достаточных средств. Не помог и появившийся бензиновый 1,6-литровый двигатель собственной разработки.
С 1998 года началась последняя фаза доработок конструкции Dacia 1310. Изменения коснулись передней части, с иной решеткой радиатора и фарами. В начале нашего века автомобиль получил новые наименования: седан стал просто Berlina, а универсал – Break. В это же время рождается преемник – Dacia Nova. Но автомобиль еще сохраняет востребованность на несколько лет, благодаря низкой цене и доступности запасных частей.
Основное производство модели «1310» продлилось до июля 2004 года. За все время общий тираж румынских седанов составил 1 959 730 штук. А вот последняя Dacia на базе Renault 12 сошла с конвейера 8 декабря 2006 года. Это был полноприводный пикап «1307». Всего за весь период производства выпущено почти 319 000 таких конструкций всех модификаций.
Начало истории уходит своими корнями в 1966 год. Именно тогда появилось двухстороннее соглашение. Информация, содержащаяся в нем, подтверждала будущее сотрудничество правительства социалистической Румынии и французского концерна Renault. В то время «12-я» модель этой компании уже получила европейское признание. Именно она и послужила базой для дальнейшего лицензионного выпуска новых автомобилей на мощностях в Миовенах.
Самый современный автомобиль Восточной Европы 70-х. Фото: youtube.com
Но перипетии судьбы слегка подкорректировали планы производителей. Поэтому первой на румынский конвейер встала другая французская модель – Renault 8. Лицензионный автомобиль получил название Dacia 1100. Первый из них собрали в Миовенах 20 августа 1968 года.
Переход к модели, ставшей бестселлером следующих десятилетий
К концу 60-х Dacia переживала период становления, являясь очень молодой компанией. Сотрудничество с французской стороной успешно развивалось и пришел черед заняться сборкой модели с большим объемом двигателя.
Первый лицензионный Renault 12 появился только через год, 23 августа 1969 года. Два месяца спустя автомобиль, получивший название Dacia 1300, представили широкой публике. Его ждала долгая и успешная история.
Как и в первом случае, румыны не стали «изобретать велосипед». Они просто добавили к имени своего знаменитого исторического региона числовое обозначения объема установленного в автомобиле силового агрегата. Он, кстати, был копией двигателя от Renault 12.
К началу следующего десятилетия румынская Dacia 1300 стала одним из самых современных автомобилей в Восточной Европе. Интересно, что к концу ее производства, который случился 37 лет спустя, румынский авто, напротив, являлся одним из европейских ветеранов.
Автомобили собирали из импортируемых деталей, а их серийное производство стартовало в 1970 году. С этого времени все чаще предприятие в Миовенах отдавало предпочтение сотрудничеству с отечественными партнерами. Количество запчастей, производимых румынскими заводами, год от года постоянно росло. Это сказалось на том, что стартовая цена новинки приобрела более демократичные показатели. А вот качество отдельных экземпляров техники, к сожалению, оказалось не на высоте. Тем не менее Dacia 1300 для своего времени обладала рядом преимуществ:
✅ достаточным комфортом
✅ высоким уровнем пассивной безопасности
✅ хорошей динамикой
Имелся у румынов и еще один плюс. У «Шкоды-100» из 70-х был задний привод и мотор, расположенный в задней части. У «Жигулей» двигатель устанавливался спереди, но привод оставался задний. Dacia 1300, в отличии от ведущих моделей социалистических стран, являлась не только переднемоторной, но и переднеприводной. Советский и чехословацкий автопром представил подобные конструкции лишь полтора десятилетия спустя.
Силовой агрегат и модификации
Учитывая все вышесказанное, автомобиль стал гордостью не слишком-то развитой в техническом отношении Румынии. Поэтому со временем он оброс множеством всевозможных модификаций. Вот основные характеристики базовой модели:
✅ длина – 4340 мм
✅ колесная база – 2441 мм
✅ рабочий объем двигателя – 1,3 л
✅ мощность – 54,5 л. с
Высокая популярность автомобиля привела к тому, что им хотели обладать не только рядовые румыны. Но для элиты необходимо было сделать что-то особенное. Так появилась, как сказали бы сейчас, люксовая версия «1301» для высокопоставленных чиновников румынской компартии. Спецвариант получил следующие дополнения:
✅ форсированный двигатель
✅ черную окраску кузова
✅ контрастный салон в красных тонах
✅ литые диски
✅ двухсторонние зеркала
✅ заводскую автомагнитолу
Эта версия выпускалась лимитированной партией. А вот появившаяся в 1973 году модификация в кузове универсал получила гораздо большее распространение. Этот более практичный автомобиль имел французский прототип и получил ряд доработок конструкции, по сравнению с базовым седаном. Кроме увеличенного багажного отделения, ими оказались усиленный задний мост и большая полезная масса.
Сбоку и сзади он производил неоднозначное впечатление. Фото: youtube.com
Силового агрегата изменения не коснулись, а сам универсал, несмотря на популярность, имел гораздо меньший тираж, чем у базовой модели. Позже запустили в производство еще несколько модификаций. Среди них: фургон с тонированными боковыми стеклами и 2-местный пикап «1302», представленный в 1975 году. Кстати, годом ранее румынское предприятие вышло на запланированный уровень выпуска – 50 000 автомобилей в год. Большая часть из них отправлялась на экспорт.
Первый серьезный фэйслифтинг
В процессе производства проходили постепенные модернизации, но первый настоящий фэйслифтинг ожидал модель осенью 1979 года. Дело в том, что французская лицензия истекла годом ранее, и румыны получили полную свободу действий. Автомобиль получил новый индекс – Dacia 1310. Этому сопутствовали следующие перемены:
✅ новая пластиковая маска с четырьмя круглыми фарами
✅ частично пластиковые бамперы с встроенными поворотниками
✅ задние фонари нового дизайна
✅ второе зеркало заднего вида
Немало изменений появилось и внутри автомобиля. В первую очередь, это переработанная панель приборов и более богатое оснащение. Теперь Dacia 1310 могла собираться в базовой или роскошной комплектации для всех без исключения клиентов. Обновилась и модификация с кузовом универсал. А вот новый пикап Dacia 1304 получил простую кабину и откидные борта погрузочной площадки.
С 1979 года появилась Dacia 1310. Фото: youtube.com
Под капотом у новинки изменений почти не произошло. За исключением небольших доработок и увеличения степени сжатия, снизивших расход топлива. Интересно, что наряду с этим компания представила и 2-дверное концепт-купе Brasovia с укороченной колесной базой. Полностью заменить на конвейере предшественника «1310-й» смог только в 1980 году.
Немного поработав с двигателями и изменив диаметр цилиндра, румынские инженеры предложили модификации «1210» и «1410» с соответствующими рабочими объемами. Правда, менее мощный автомобиль не имел спроса и быстро был снят с производства. В 1981 году появилось купе 1410 Sport, основанное на концепции Brasovia. Оно имела 62,5-мощный мотор и укороченную на 200 мм базу. В течение десятилетия смогли собрать менее пяти тысяч экземпляров для внутреннего рынка.
Последующие обновления и завершение выпуска
Следующей моделью завода в 1987 году стала Dacia 1320. Здесь мы имеем дело уже с хэтчбеком. Учитывая непростые времена, он часто грешил плохим качеством сборки. Несмотря на это, до начала 90-х успели собрать ок. 2500 штук таких автомобилей. Он стал ступенькой для дальнейшей модернизации линейки.
Этих автомобилей выпустили почти 2 млн. Фото: youtube.com
Новый тип «1325 Liberta» начала 90-х получил укороченный зад (длина – 4151 мм). Но скрыть конструкцию происхождением из 60-х было уже совсем непросто. Но для основательных перемен не имелось ни подходящей обстановки, ни достаточных средств. Не помог и появившийся бензиновый 1,6-литровый двигатель собственной разработки.
С 1998 года началась последняя фаза доработок конструкции Dacia 1310. Изменения коснулись передней части, с иной решеткой радиатора и фарами. В начале нашего века автомобиль получил новые наименования: седан стал просто Berlina, а универсал – Break. В это же время рождается преемник – Dacia Nova. Но автомобиль еще сохраняет востребованность на несколько лет, благодаря низкой цене и доступности запасных частей.
Dacia 1310 (Turbo). Фото: youtube.com
Основное производство модели «1310» продлилось до июля 2004 года. За все время общий тираж румынских седанов составил 1 959 730 штук. А вот последняя Dacia на базе Renault 12 сошла с конвейера 8 декабря 2006 года. Это был полноприводный пикап «1307». Всего за весь период производства выпущено почти 319 000 таких конструкций всех модификаций.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...