Гордость социалистической Румынии – Dacia 1300/1310
3 160

Гордость социалистической Румынии – Dacia 1300/1310

Если сегодня заговорить о румынской марке Dacia, то сразу вспомнятся Logan или Duster. Но в социалистический период страны имелась еще одна модель, прославившая балканского производителя по всей Восточной Европе. О ней мы и вспомним в этом материале.


Начало истории уходит своими корнями в 1966 год. Именно тогда появилось двухстороннее соглашение. Информация, содержащаяся в нем, подтверждала будущее сотрудничество правительства социалистической Румынии и французского концерна Renault. В то время «12-я» модель этой компании уже получила европейское признание. Именно она и послужила базой для дальнейшего лицензионного выпуска новых автомобилей на мощностях в Миовенах.

Гордость социалистической Румынии – Dacia 1300/1310Самый современный автомобиль Восточной Европы 70-х. Фото: youtube.com

Но перипетии судьбы слегка подкорректировали планы производителей. Поэтому первой на румынский конвейер встала другая французская модель – Renault 8. Лицензионный автомобиль получил название Dacia 1100. Первый из них собрали в Миовенах 20 августа 1968 года.

Переход к модели, ставшей бестселлером следующих десятилетий


К концу 60-х Dacia переживала период становления, являясь очень молодой компанией. Сотрудничество с французской стороной успешно развивалось и пришел черед заняться сборкой модели с большим объемом двигателя.

Первый лицензионный Renault 12 появился только через год, 23 августа 1969 года. Два месяца спустя автомобиль, получивший название Dacia 1300, представили широкой публике. Его ждала долгая и успешная история.


Как и в первом случае, румыны не стали «изобретать велосипед». Они просто добавили к имени своего знаменитого исторического региона числовое обозначения объема установленного в автомобиле силового агрегата. Он, кстати, был копией двигателя от Renault 12.

К началу следующего десятилетия румынская Dacia 1300 стала одним из самых современных автомобилей в Восточной Европе. Интересно, что к концу ее производства, который случился 37 лет спустя, румынский авто, напротив, являлся одним из европейских ветеранов.

Автомобили собирали из импортируемых деталей, а их серийное производство стартовало в 1970 году. С этого времени все чаще предприятие в Миовенах отдавало предпочтение сотрудничеству с отечественными партнерами. Количество запчастей, производимых румынскими заводами, год от года постоянно росло. Это сказалось на том, что стартовая цена новинки приобрела более демократичные показатели. А вот качество отдельных экземпляров техники, к сожалению, оказалось не на высоте. Тем не менее Dacia 1300 для своего времени обладала рядом преимуществ:

✅ достаточным комфортом
✅ высоким уровнем пассивной безопасности
✅ хорошей динамикой

Имелся у румынов и еще один плюс. У «Шкоды-100» из 70-х был задний привод и мотор, расположенный в задней части. У «Жигулей» двигатель устанавливался спереди, но привод оставался задний. Dacia 1300, в отличии от ведущих моделей социалистических стран, являлась не только переднемоторной, но и переднеприводной. Советский и чехословацкий автопром представил подобные конструкции лишь полтора десятилетия спустя.

Силовой агрегат и модификации


Учитывая все вышесказанное, автомобиль стал гордостью не слишком-то развитой в техническом отношении Румынии. Поэтому со временем он оброс множеством всевозможных модификаций. Вот основные характеристики базовой модели:

✅ длина – 4340 мм
✅ колесная база – 2441 мм
✅ рабочий объем двигателя – 1,3 л
✅ мощность – 54,5 л. с

Высокая популярность автомобиля привела к тому, что им хотели обладать не только рядовые румыны. Но для элиты необходимо было сделать что-то особенное. Так появилась, как сказали бы сейчас, люксовая версия «1301» для высокопоставленных чиновников румынской компартии. Спецвариант получил следующие дополнения:

✅ форсированный двигатель
✅ черную окраску кузова
✅ контрастный салон в красных тонах
✅ литые диски
✅ двухсторонние зеркала
✅ заводскую автомагнитолу

Эта версия выпускалась лимитированной партией. А вот появившаяся в 1973 году модификация в кузове универсал получила гораздо большее распространение. Этот более практичный автомобиль имел французский прототип и получил ряд доработок конструкции, по сравнению с базовым седаном. Кроме увеличенного багажного отделения, ими оказались усиленный задний мост и большая полезная масса.

Сбоку и сзади он производил неоднозначное впечатление. Фото: youtube.com

Силового агрегата изменения не коснулись, а сам универсал, несмотря на популярность, имел гораздо меньший тираж, чем у базовой модели. Позже запустили в производство еще несколько модификаций. Среди них: фургон с тонированными боковыми стеклами и 2-местный пикап «1302», представленный в 1975 году. Кстати, годом ранее румынское предприятие вышло на запланированный уровень выпуска – 50 000 автомобилей в год. Большая часть из них отправлялась на экспорт.

Первый серьезный фэйслифтинг


В процессе производства проходили постепенные модернизации, но первый настоящий фэйслифтинг ожидал модель осенью 1979 года. Дело в том, что французская лицензия истекла годом ранее, и румыны получили полную свободу действий. Автомобиль получил новый индекс – Dacia 1310. Этому сопутствовали следующие перемены:

✅ новая пластиковая маска с четырьмя круглыми фарами
✅ частично пластиковые бамперы с встроенными поворотниками
✅ задние фонари нового дизайна
✅ второе зеркало заднего вида

Немало изменений появилось и внутри автомобиля. В первую очередь, это переработанная панель приборов и более богатое оснащение. Теперь Dacia 1310 могла собираться в базовой или роскошной комплектации для всех без исключения клиентов. Обновилась и модификация с кузовом универсал. А вот новый пикап Dacia 1304 получил простую кабину и откидные борта погрузочной площадки.

С 1979 года появилась Dacia 1310. Фото: youtube.com

Под капотом у новинки изменений почти не произошло. За исключением небольших доработок и увеличения степени сжатия, снизивших расход топлива. Интересно, что наряду с этим компания представила и 2-дверное концепт-купе Brasovia с укороченной колесной базой. Полностью заменить на конвейере предшественника «1310-й» смог только в 1980 году.

Немного поработав с двигателями и изменив диаметр цилиндра, румынские инженеры предложили модификации «1210» и «1410» с соответствующими рабочими объемами. Правда, менее мощный автомобиль не имел спроса и быстро был снят с производства. В 1981 году появилось купе 1410 Sport, основанное на концепции Brasovia. Оно имела 62,5-мощный мотор и укороченную на 200 мм базу. В течение десятилетия смогли собрать менее пяти тысяч экземпляров для внутреннего рынка.

Последующие обновления и завершение выпуска


Следующей моделью завода в 1987 году стала Dacia 1320. Здесь мы имеем дело уже с хэтчбеком. Учитывая непростые времена, он часто грешил плохим качеством сборки. Несмотря на это, до начала 90-х успели собрать ок. 2500 штук таких автомобилей. Он стал ступенькой для дальнейшей модернизации линейки.

Этих автомобилей выпустили почти 2 млн. Фото: youtube.com

Новый тип «1325 Liberta» начала 90-х получил укороченный зад (длина – 4151 мм). Но скрыть конструкцию происхождением из 60-х было уже совсем непросто. Но для основательных перемен не имелось ни подходящей обстановки, ни достаточных средств. Не помог и появившийся бензиновый 1,6-литровый двигатель собственной разработки.

С 1998 года началась последняя фаза доработок конструкции Dacia 1310. Изменения коснулись передней части, с иной решеткой радиатора и фарами. В начале нашего века автомобиль получил новые наименования: седан стал просто Berlina, а универсал – Break. В это же время рождается преемник – Dacia Nova. Но автомобиль еще сохраняет востребованность на несколько лет, благодаря низкой цене и доступности запасных частей.

Dacia 1310 (Turbo). Фото: youtube.com

Основное производство модели «1310» продлилось до июля 2004 года. За все время общий тираж румынских седанов составил 1 959 730 штук. А вот последняя Dacia на базе Renault 12 сошла с конвейера 8 декабря 2006 года. Это был полноприводный пикап «1307». Всего за весь период производства выпущено почти 319 000 таких конструкций всех модификаций.
Какому автомобилю из соцстран 70-х вы отдали бы предпочтение?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....