
Джип конца 60-х из Новой Зеландии – Skoda Trekka
Когда мы говорим об автомобильных странах мира, то вряд ли станем включать в этот список Новую Зеландию. Кто-то скажет, что в этом островном государстве и вовсе нет своего автопрома. Это не совсем так. Со своими разработками все сложно, а вот лицензионные версии. Впрочем, не будем забегать вперед, а расскажем все по порядку.
В довоенные и послевоенные годы оригинальное шасси чехословацкой «Шкоды» с независимой подвеской всех колес и жесткой хребтовой рамой высоко ценилось по всей Европе. Эта конструкция не раз доказывала свою исключительную долговечность, причем в самых неблагоприятных условиях эксплуатации. К этому стоит добавить, что грамотно подобранные передаточные числа позволили заднеприводным чехословацким автомобилям уверенно чувствовать себя и на пересеченной местности.
Skoda Trekka с жесткой крышей. Фото: youtube.com
Здесь стоит отдельно вспомнить знаменитый автопробег из 30-х на четырех автомобилях Popular, протянувшийся через большую часть Евразии, до индийской Калькутты. В том же ряду стоят и две длительные поездки на моделях Rapid. В первом случае мы имеем дело с кругосветкой на полукабриолете. Во втором – панафриканский заезд на другом автомобиле той же модели. Хорошая выносливость позволяла марке Skoda стоять на вооружении в чехословацкой и других армиях Европы.
С 1959 года настала пора Skoda Octavia. Этот автомобиль получил высокую потребительскую оценку, многие в то время хотели обзавестись надежным и относительно недорогим авто. Причем, его популярность простиралась далеко за пределы небольшой Чехословакии. Новая модель нашла своих покупателей в десятках стран мира. Вошло в этот список и далекое островное государство Новая Зеландия.
По существовавшим в то время (сейчас часто тоже бывает не лучше) логистическим, налоговым и таможенным препятствиям, автомобили поставлялись в виде «конструктора для сборки». Да, гораздо выгоднее было отправить на экспорт почти через весь мир комплект полностью разобранных деталей.
Руль, конечно, справа. Фото: youtube.com
На месте в Новой Зеландии сборку комплектов из Чехословакии обеспечивал местный генеральный импортер бренда Skoda – компания Motor Industries International, расположенная в Отахуху. Чехи также активно участвовали в местном проекте первого новозеландского вездехода. Его предназначением стало удовлетворение нужд:
✅ фермеров
✅ ремесленников
✅ бизнес-поездок
Чтобы обеспечить техническую поддержку специалистам из другого полушария, в 1965 году туда откомандировали из Млада-Болеслава бывшего руководителя отдела разработки кузовов Йозефа Велебного. Его помощь оказалась весьма кстати, ведь для субтропического морского климата оригинальное авто не было оптимальным. Понадобились серьезные доработки кузова, которые успешно завершили уже на месте.
Для тропиков требовался не обычный автомобиль, а конструкция с повышенной проходимостью. Поэтому оригинальный кузов и шасси нуждались в некоторой доработке. Ее результатом стал исторически первый автомобиль, спроектированный и полностью произведенный в Новой Зеландии.
Его выполнили в параметрах джипа, привлекая к разработке чехословацких специалистов. В целом, доработкой занимались представители генерального импортера, самой Skoda и некоторых местных специализированных компаний.
Производством новинки занималась компания Motor Industries в городе Отахуху. Сюда из Чехословакии поступали комплекты из двигателя, трансмиссии и моста. Кузов джипа разрабатывали уже на месте. За его конструкцией стоял опытный технолог – местный дизайнер Джордж Тейлор. Всемерную поддержку ему оказывал Велебный из ЧССР. Также чешский специалист помог с запуском производства в Отахуху. Вот отличие новинки от оригинала:
✅ укороченная колесная база (с 2389 до 2165 мм)
✅ кузов совместной разработки Тейлора и Велебного
✅ внешний дизайн
Эти моменты позволяли новозеландским специалистам испытывать гордость. Ведь они не просто занимались лицензионной сборкой плодов чужого интеллектуального труда. Ребята сами неплохо поработали, создав во многом оригинальную конструкцию. Остановимся подробнее на ее параметрах и показателях.
Начиная с 1966 года в Отахуху стартовало серийное производство джипа Skoda Trekka. Он получил модифицированное шасси и стал национальной гордостью страны с менее чем 3-миллионным населением. Со временем джип и вовсе приобрел культовый статус автомобильного первенца.
Задние пассажиры размещались по-армейски. Фото: youtube.com
При его конструировании применили укороченное шасси. Хотя от этого заметно пострадал комфорт, но в приоритете были совсем другие цели. Для местного бездорожья на первом месте стояла повышенная проходимость. И этой цели вполне смогли добиться. Базовая Trekka получила следующие параметры:
✅ длина – 3550 мм
✅ ширина – 1600 мм
✅ высота – 2040 мм
Последний из них мог зависеть от типа предлагаемого кузова. Ведь со временем автомобиль получил ряд модификаций. Базовый трехдверный джип мог иметь два или восемь посадочных мест. Также и крыша устанавливалась трех типов: фиксированная, выдвижная брезентовая или ламинированная. Немного позже клиентам предложили модификацию STW с кузовом универсал. Чтобы увеличить круг потенциальных клиентов, имелась пляжная версия авто. Неплохой ход для государства, со всех сторон омываемого океаном.
В Новой Зеландии он стал культовой моделью. Фото: youtube.com
Уже в 1967 году Skoda Trekka нашла своих первых 750 покупателей. Правда, в силу своего происхождения, автомобиль никогда не имел полного привода. Думаю, самое время уделить внимание техническим показателям, скоростным характеристикам и силовому агрегату автомобиля. Вот как они выглядят в цифрах:
✅ дорожный просвет – 190 мм
✅ передаточное число заднего моста – 5,25 (у оригинала – 4,78)
✅ рабочий объем двигателя – 1221 куб. см
✅ мощность – 47 л. с
✅ максимальный крутящий момент – 87 Нм при 3000 об/мин
Двигатель располагался продольно спереди и представлял собой четырехцилиндровую верхнеклапанную конструкцию. Синхронизированная трансмиссия предлагала четыре передачи, а механический дуэт позволял машине двигаться со скоростью до 110 км/ч. В качестве дополнительного оборудования имелся дифференциал Balanced Traction, улучшавший проходимость заднеприводного автомобиля.
В январе 1968 года в Отахуху собрали тысячный экземпляр. Со временем успешный автомобиль начал экспортироваться в небольших объемах в соседние государства – Фиджи и Океанию. Отдельные комплекты в виде разобранных образцов Skoda Trekka также отправлялись в Пакистан и Австралию. В регионе по достоинству оценили детище чехословацко-новозеландского сотрудничества.
Сегодня автомобиль ценится у коллекционеров. Фото: youtube.com
Начавшийся в страну экспорт японских внедорожников, заметно снизил интерес к Skoda Trekka. Производство первого джипа островного государства продолжилось до 1972 года. За это время выпущено около 2800 экземпляров (по другим данным – от 2500 до 3000 штук). В 1973 году история авто подошла к концу. К этому времени его экспортная география достигла Вьетнама. Сегодня эта модель имеет ценность для коллекционеров, как в самой Новой Зеландии, так и в Чехии.
В довоенные и послевоенные годы оригинальное шасси чехословацкой «Шкоды» с независимой подвеской всех колес и жесткой хребтовой рамой высоко ценилось по всей Европе. Эта конструкция не раз доказывала свою исключительную долговечность, причем в самых неблагоприятных условиях эксплуатации. К этому стоит добавить, что грамотно подобранные передаточные числа позволили заднеприводным чехословацким автомобилям уверенно чувствовать себя и на пересеченной местности.

Здесь стоит отдельно вспомнить знаменитый автопробег из 30-х на четырех автомобилях Popular, протянувшийся через большую часть Евразии, до индийской Калькутты. В том же ряду стоят и две длительные поездки на моделях Rapid. В первом случае мы имеем дело с кругосветкой на полукабриолете. Во втором – панафриканский заезд на другом автомобиле той же модели. Хорошая выносливость позволяла марке Skoda стоять на вооружении в чехословацкой и других армиях Европы.
С 1959 года настала пора Skoda Octavia. Этот автомобиль получил высокую потребительскую оценку, многие в то время хотели обзавестись надежным и относительно недорогим авто. Причем, его популярность простиралась далеко за пределы небольшой Чехословакии. Новая модель нашла своих покупателей в десятках стран мира. Вошло в этот список и далекое островное государство Новая Зеландия.
По существовавшим в то время (сейчас часто тоже бывает не лучше) логистическим, налоговым и таможенным препятствиям, автомобили поставлялись в виде «конструктора для сборки». Да, гораздо выгоднее было отправить на экспорт почти через весь мир комплект полностью разобранных деталей.

На месте в Новой Зеландии сборку комплектов из Чехословакии обеспечивал местный генеральный импортер бренда Skoda – компания Motor Industries International, расположенная в Отахуху. Чехи также активно участвовали в местном проекте первого новозеландского вездехода. Его предназначением стало удовлетворение нужд:
✅ фермеров
✅ ремесленников
✅ бизнес-поездок
Чтобы обеспечить техническую поддержку специалистам из другого полушария, в 1965 году туда откомандировали из Млада-Болеслава бывшего руководителя отдела разработки кузовов Йозефа Велебного. Его помощь оказалась весьма кстати, ведь для субтропического морского климата оригинальное авто не было оптимальным. Понадобились серьезные доработки кузова, которые успешно завершили уже на месте.
Первый новозеландский джип
Для тропиков требовался не обычный автомобиль, а конструкция с повышенной проходимостью. Поэтому оригинальный кузов и шасси нуждались в некоторой доработке. Ее результатом стал исторически первый автомобиль, спроектированный и полностью произведенный в Новой Зеландии.
Его выполнили в параметрах джипа, привлекая к разработке чехословацких специалистов. В целом, доработкой занимались представители генерального импортера, самой Skoda и некоторых местных специализированных компаний.
Результатом стал новый чехословацко-новозеландский внедорожник Skoda Trekka. С модифицированным шасси Octavia Super он стал первым новозеландским легковым автомобилем, разработанным с помощью чехословацких поставщиков для удовлетворения потребностей местных клиентов.
Производством новинки занималась компания Motor Industries в городе Отахуху. Сюда из Чехословакии поступали комплекты из двигателя, трансмиссии и моста. Кузов джипа разрабатывали уже на месте. За его конструкцией стоял опытный технолог – местный дизайнер Джордж Тейлор. Всемерную поддержку ему оказывал Велебный из ЧССР. Также чешский специалист помог с запуском производства в Отахуху. Вот отличие новинки от оригинала:
✅ укороченная колесная база (с 2389 до 2165 мм)
✅ кузов совместной разработки Тейлора и Велебного
✅ внешний дизайн
Эти моменты позволяли новозеландским специалистам испытывать гордость. Ведь они не просто занимались лицензионной сборкой плодов чужого интеллектуального труда. Ребята сами неплохо поработали, создав во многом оригинальную конструкцию. Остановимся подробнее на ее параметрах и показателях.
Skoda Trekka в цифрах и характеристиках
Начиная с 1966 года в Отахуху стартовало серийное производство джипа Skoda Trekka. Он получил модифицированное шасси и стал национальной гордостью страны с менее чем 3-миллионным населением. Со временем джип и вовсе приобрел культовый статус автомобильного первенца.

При его конструировании применили укороченное шасси. Хотя от этого заметно пострадал комфорт, но в приоритете были совсем другие цели. Для местного бездорожья на первом месте стояла повышенная проходимость. И этой цели вполне смогли добиться. Базовая Trekka получила следующие параметры:
✅ длина – 3550 мм
✅ ширина – 1600 мм
✅ высота – 2040 мм
Последний из них мог зависеть от типа предлагаемого кузова. Ведь со временем автомобиль получил ряд модификаций. Базовый трехдверный джип мог иметь два или восемь посадочных мест. Также и крыша устанавливалась трех типов: фиксированная, выдвижная брезентовая или ламинированная. Немного позже клиентам предложили модификацию STW с кузовом универсал. Чтобы увеличить круг потенциальных клиентов, имелась пляжная версия авто. Неплохой ход для государства, со всех сторон омываемого океаном.

Уже в 1967 году Skoda Trekka нашла своих первых 750 покупателей. Правда, в силу своего происхождения, автомобиль никогда не имел полного привода. Думаю, самое время уделить внимание техническим показателям, скоростным характеристикам и силовому агрегату автомобиля. Вот как они выглядят в цифрах:
✅ дорожный просвет – 190 мм
✅ передаточное число заднего моста – 5,25 (у оригинала – 4,78)
✅ рабочий объем двигателя – 1221 куб. см
✅ мощность – 47 л. с
✅ максимальный крутящий момент – 87 Нм при 3000 об/мин
Двигатель располагался продольно спереди и представлял собой четырехцилиндровую верхнеклапанную конструкцию. Синхронизированная трансмиссия предлагала четыре передачи, а механический дуэт позволял машине двигаться со скоростью до 110 км/ч. В качестве дополнительного оборудования имелся дифференциал Balanced Traction, улучшавший проходимость заднеприводного автомобиля.
Экспортная история и завершение производства
В январе 1968 года в Отахуху собрали тысячный экземпляр. Со временем успешный автомобиль начал экспортироваться в небольших объемах в соседние государства – Фиджи и Океанию. Отдельные комплекты в виде разобранных образцов Skoda Trekka также отправлялись в Пакистан и Австралию. В регионе по достоинству оценили детище чехословацко-новозеландского сотрудничества.

Начавшийся в страну экспорт японских внедорожников, заметно снизил интерес к Skoda Trekka. Производство первого джипа островного государства продолжилось до 1972 года. За это время выпущено около 2800 экземпляров (по другим данным – от 2500 до 3000 штук). В 1973 году история авто подошла к концу. К этому времени его экспортная география достигла Вьетнама. Сегодня эта модель имеет ценность для коллекционеров, как в самой Новой Зеландии, так и в Чехии.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Открыт предзаказ на Lada «Искра» – почему российские водители не спешат покупать?
Автомобиль предназначен для тех, кому мало «Гранты», но не совсем хватает на «Весту». Часть дилеров уже получила демо-экземпляры машины, но перспективы пока...