.d-md-none .d-lg-block bibimot

Pesa Fokstrot – трамвай совместного производства для российской столицы

Pesa Fokstrot – трамвай совместного производства для российской столицы
Производство трамвайной техники в польском городе Быдгощ ведет свою историю от 2006 года. Именно тогда компания Pesa Bydgoszcz создала свой первый экземпляр городского рельсового транспорта. В последующие два года на мощностях завода собиралась модель Tramicus. Стабильный спрос на продукцию побудил компанию в 2010 году перейти к улучшенной версии универсальной техники семейства Swing.


Так удачно совпало, что в том же году муниципалитет города Ченстохова объявил новый тендер. Он был связан с запланированным пуском новой трамвайной линии. Так потребовался новый подвижной состав в виде низкопольных трамваев. В целом, техника из Быдгоща имела следующие характеристики:

✅ длина – б. 26 м
✅ составность – 5 секций
✅ установка кузова на трех жестких тележках

В целом, 220-тысячный город не просто нуждался в новых трамваях, имелось к ним еще одно особое условие. Новый участок, вводимый в эксплуатацию, имел неважное качество полотна. Это, в свою очередь, требовало надежной техники с минимальной статической нагрузкой на ось.

Pesa Fokstrot – трамвай совместного производства для российской столицыPesa Twist на улицах Кракова. Фото: youtube.com

Заказанные параметры даже оказались ниже показателей, предусмотренных польским стандартом. В дополнение к перечисленному добавился еще один пункт: все вагоны должны иметь поворотные тележки с классической осевой колесной парой. Pesa смогла удовлетворить все пожелания будущих владельцев.

Трамваи для российской столицы


Важной вехой в истории производителя стало сотрудничество с одной из самых крупных в мире трамвайных систем, охватывающую всю Верхнюю Силезию (Silesian Interurbans). В 2012 году они закупили тридцать единиц новой техники, получившей наименование Pesa Twist-Step.

На следующий год в число клиентов производителя трамваев добавилась российская столица. Из Москвы поступил серьезный заказ на 120 единиц новой модификации Pesa Fokstrot (ее изготавливали на базе Twist-Step).


Серьезный иностранный заказ повысил имидж Pesa Bydgoszcz. Поэтому скоро подтянулись заказы и от других польских городов: 2014 год – 36 трамваев для Кракова, в 2015-м – несколько единиц Pesa Twist для Вроцлава. Но уделим больше внимания московскому варианту транспорта.

Сделанные для России трамваи не просто так получили иное наименование. Это было связано с рядом условий, выдвинутых «Московским трамваем», сделавшим такой серьезный заказ. Чтобы соответствовать им, полякам понадобилось сотрудничество с местным производителем – заводом «Уралвагонзавод». По сути, Pesa Fokstrot стал совместным детищем польской компании и УВЗ.

2
Fokstrot, изготовленный для «Мосгортранса». Фото: youtube.com

Экономические и политические сложности не позволили осуществить проект в полной мере. В российскую столицу поставили лишь половину от запланированного числа единиц рельсовой техники. После этого сотрудничество поставили на длительную паузу. А полякам пришлось искать новых клиентов.

Технические особенности Pesa Fokstrot


Конструкторы учитывали тот факт, что транспортное средство готовилось к эксплуатации в климатической зоне с низкими зимними температурами. Поэтому внутри салона, кроме системы кондиционирования, установлены средства обогрева пассажирской части и кабины водителя.

В плане безопасности и комфорта москвичам предложили затемненные окна и эргономичные сидения. Удобство процесса посадки/высадки обеспечивала полностью низкопольная конструкция. Этот же факт и широкий входной проем содействуют беспрепятственному входу и передвижению вглубь салона трамвая. Позаботились и о пассажирах с ограниченными возможностями передвижения. Для них существует специальная выдвижная посадочная платформа. Так можно выделить целый ряд преимуществ Pesa Fokstrot:

✅ высокие стандарты безопасности поездки
✅ комфорт для инвалидов-колясочников
✅ широкий температурный диапазон эксплуатации

К этому следует добавить возможность использования бесплатного Wi-Fi на борту. Соответственно, имеются и разъемы зарядных устройств для мобильных телефонов. В целом, конструкция трамвая специально адаптирована к потребностям рынка постсоветских стран – его узлы выполнены по требованиям норм безопасности и ГОСТ. А процесс его диагностики осуществляется онлайн. В плане нормы устойчивости к столкновению мы имеем дело с параметрами EN 15227:

✅ одно транспортное средство аналогичной массы
✅ грузовой автомобиль
✅ грузовой и легковой автомобили

В случае непредвиденного ДТП безопасность экипажу обеспечат специально спроектированные зоны контролируемых точек защемления. Они же могут помочь избежать повреждений или деформации самого кузова транспортного средства. Pesa Fokstrot создавался таким образом, чтобы выдерживать сложные условия эксплуатации и некоторые перегрузки. Вот общие параметры транспортного средства:

✅ общая длина состава – 26 255 мм
✅ ширина кузова трамвая – 2300/2650 мм (в зависимости от модификации)
✅ высота – 3700 мм
✅ количество сидячих мест – 56/80
✅ количество стоячих мест – 124/155
✅ высота входа – 370 мм

Повторимся, что Pesa Fokstrot – полностью низкопольная конструкция. Чтобы приспособить технику для различного использования, производитель предлагает три варианта исполнения: 1000-миллиметровая узкоколейка, европейские 1435 мм и российские 1520 мм. Думаю, всем ясно, что в Москву отправлялись вагоны последнего варианта комплектации.

Сидения в праздничной расцветке. Фото: youtube.com

Среди других технических моментов стоит упомянуть максимальную скорость, которая составляет 75 км/ч. А вот мощность тяговых двигателей (в зависимости от сборки) колеблется от 600 до 750 Вт. Возможно оборудование одно- или двухсторонних выходов из вагона. Диапазон рабочих температур впечатляет: от +40 до -40 градусов по Цельсию. По паспорту срок службы трамвайных вагонов указан до 35 лет. Правда, в московском трамвайном парке вряд ли будет возможность убедится в этом на практике.

Новые попытки, так и не увенчавшиеся успехом


Непреодолимые противоречия, сложившиеся в отношениях между двумя странами, буквально похоронили перспективное взаимовыгодное сотрудничество. Правда, в июле 2016 года забрезжила небольшая надежда. Тогда компаньон польской фирмы «Уралвагонзавод» подтвердил, что недопоставленные в Москву трамваи Pesa Fokstrot в будущем все же придут в столичное депо.

О стоячих пассажирах также позаботились. Фото: youtube.com

В итоге, сроки не были указаны, а общее количество оказавшихся на столичных рельсах импортных трамваев застыло на показателе 70 единиц. Более того, для нормальной эксплуатации техники необходим еще и комплект запасных частей.

Производители оставили этот вопрос открытым. Поэтому количество Pesa Fokstrot на ходу составляет не более 20 %. И их число, естественно, будет постоянно уменьшаться. Ведь любая серьезная поломка приведет к тому, что технику просто поставят «на прикол».

Их все меньше на московских маршрутах. Фото: youtube.com

Сложившуюся транспортную проблему, в свое время, власти Москвы решили другим способом. Был объявлен тендер на поставку 150 трехкамерных трамвайных вагонов. Одним из его условий стало правило допуска компаний, базирующихся в рамках Евразийского экономического союза (Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения). В таких условиях «Мосгортранс» мог больше не переживать о будущих проблемах с запчастями на поставляемые трамваи.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Нужен ли был Москве Pesa Fokstrot?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Стильные и современные трамваи Skoda 15Т и другиеСовременный российский трамвай «Витязь»