Pesa Fokstrot – трамвай совместного производства для российской столицы
Производство трамвайной техники в польском городе Быдгощ ведет свою историю от 2006 года. Именно тогда компания Pesa Bydgoszcz создала свой первый экземпляр городского рельсового транспорта. В последующие два года на мощностях завода собиралась модель Tramicus. Стабильный спрос на продукцию побудил компанию в 2010 году перейти к улучшенной версии универсальной техники семейства Swing.
Так удачно совпало, что в том же году муниципалитет города Ченстохова объявил новый тендер. Он был связан с запланированным пуском новой трамвайной линии. Так потребовался новый подвижной состав в виде низкопольных трамваев. В целом, техника из Быдгоща имела следующие характеристики:
✅ длина – б. 26 м
✅ составность – 5 секций
✅ установка кузова на трех жестких тележках
В целом, 220-тысячный город не просто нуждался в новых трамваях, имелось к ним еще одно особое условие. Новый участок, вводимый в эксплуатацию, имел неважное качество полотна. Это, в свою очередь, требовало надежной техники с минимальной статической нагрузкой на ось.
Заказанные параметры даже оказались ниже показателей, предусмотренных польским стандартом. В дополнение к перечисленному добавился еще один пункт: все вагоны должны иметь поворотные тележки с классической осевой колесной парой. Pesa смогла удовлетворить все пожелания будущих владельцев.
Важной вехой в истории производителя стало сотрудничество с одной из самых крупных в мире трамвайных систем, охватывающую всю Верхнюю Силезию (Silesian Interurbans). В 2012 году они закупили тридцать единиц новой техники, получившей наименование Pesa Twist-Step.
Серьезный иностранный заказ повысил имидж Pesa Bydgoszcz. Поэтому скоро подтянулись заказы и от других польских городов: 2014 год – 36 трамваев для Кракова, в 2015-м – несколько единиц Pesa Twist для Вроцлава. Но уделим больше внимания московскому варианту транспорта.
Сделанные для России трамваи не просто так получили иное наименование. Это было связано с рядом условий, выдвинутых «Московским трамваем», сделавшим такой серьезный заказ. Чтобы соответствовать им, полякам понадобилось сотрудничество с местным производителем – заводом «Уралвагонзавод». По сути, Pesa Fokstrot стал совместным детищем польской компании и УВЗ.
2
Экономические и политические сложности не позволили осуществить проект в полной мере. В российскую столицу поставили лишь половину от запланированного числа единиц рельсовой техники. После этого сотрудничество поставили на длительную паузу. А полякам пришлось искать новых клиентов.
Конструкторы учитывали тот факт, что транспортное средство готовилось к эксплуатации в климатической зоне с низкими зимними температурами. Поэтому внутри салона, кроме системы кондиционирования, установлены средства обогрева пассажирской части и кабины водителя.
В плане безопасности и комфорта москвичам предложили затемненные окна и эргономичные сидения. Удобство процесса посадки/высадки обеспечивала полностью низкопольная конструкция. Этот же факт и широкий входной проем содействуют беспрепятственному входу и передвижению вглубь салона трамвая. Позаботились и о пассажирах с ограниченными возможностями передвижения. Для них существует специальная выдвижная посадочная платформа. Так можно выделить целый ряд преимуществ Pesa Fokstrot:
✅ высокие стандарты безопасности поездки
✅ комфорт для инвалидов-колясочников
✅ широкий температурный диапазон эксплуатации
К этому следует добавить возможность использования бесплатного Wi-Fi на борту. Соответственно, имеются и разъемы зарядных устройств для мобильных телефонов. В целом, конструкция трамвая специально адаптирована к потребностям рынка постсоветских стран – его узлы выполнены по требованиям норм безопасности и ГОСТ. А процесс его диагностики осуществляется онлайн. В плане нормы устойчивости к столкновению мы имеем дело с параметрами EN 15227:
✅ одно транспортное средство аналогичной массы
✅ грузовой автомобиль
✅ грузовой и легковой автомобили
В случае непредвиденного ДТП безопасность экипажу обеспечат специально спроектированные зоны контролируемых точек защемления. Они же могут помочь избежать повреждений или деформации самого кузова транспортного средства. Pesa Fokstrot создавался таким образом, чтобы выдерживать сложные условия эксплуатации и некоторые перегрузки. Вот общие параметры транспортного средства:
✅ общая длина состава – 26 255 мм
✅ ширина кузова трамвая – 2300/2650 мм (в зависимости от модификации)
✅ высота – 3700 мм
✅ количество сидячих мест – 56/80
✅ количество стоячих мест – 124/155
✅ высота входа – 370 мм
Повторимся, что Pesa Fokstrot – полностью низкопольная конструкция. Чтобы приспособить технику для различного использования, производитель предлагает три варианта исполнения: 1000-миллиметровая узкоколейка, европейские 1435 мм и российские 1520 мм. Думаю, всем ясно, что в Москву отправлялись вагоны последнего варианта комплектации.
Среди других технических моментов стоит упомянуть максимальную скорость, которая составляет 75 км/ч. А вот мощность тяговых двигателей (в зависимости от сборки) колеблется от 600 до 750 Вт. Возможно оборудование одно- или двухсторонних выходов из вагона. Диапазон рабочих температур впечатляет: от +40 до -40 градусов по Цельсию. По паспорту срок службы трамвайных вагонов указан до 35 лет. Правда, в московском трамвайном парке вряд ли будет возможность убедится в этом на практике.
Непреодолимые противоречия, сложившиеся в отношениях между двумя странами, буквально похоронили перспективное взаимовыгодное сотрудничество. Правда, в июле 2016 года забрезжила небольшая надежда. Тогда компаньон польской фирмы «Уралвагонзавод» подтвердил, что недопоставленные в Москву трамваи Pesa Fokstrot в будущем все же придут в столичное депо.
В итоге, сроки не были указаны, а общее количество оказавшихся на столичных рельсах импортных трамваев застыло на показателе 70 единиц. Более того, для нормальной эксплуатации техники необходим еще и комплект запасных частей.
Производители оставили этот вопрос открытым. Поэтому количество Pesa Fokstrot на ходу составляет не более 20 %. И их число, естественно, будет постоянно уменьшаться. Ведь любая серьезная поломка приведет к тому, что технику просто поставят «на прикол».
Сложившуюся транспортную проблему, в свое время, власти Москвы решили другим способом. Был объявлен тендер на поставку 150 трехкамерных трамвайных вагонов. Одним из его условий стало правило допуска компаний, базирующихся в рамках Евразийского экономического союза (Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения). В таких условиях «Мосгортранс» мог больше не переживать о будущих проблемах с запчастями на поставляемые трамваи.
Так удачно совпало, что в том же году муниципалитет города Ченстохова объявил новый тендер. Он был связан с запланированным пуском новой трамвайной линии. Так потребовался новый подвижной состав в виде низкопольных трамваев. В целом, техника из Быдгоща имела следующие характеристики:
✅ длина – б. 26 м
✅ составность – 5 секций
✅ установка кузова на трех жестких тележках
В целом, 220-тысячный город не просто нуждался в новых трамваях, имелось к ним еще одно особое условие. Новый участок, вводимый в эксплуатацию, имел неважное качество полотна. Это, в свою очередь, требовало надежной техники с минимальной статической нагрузкой на ось.
Pesa Twist на улицах Кракова. Фото: youtube.com
Заказанные параметры даже оказались ниже показателей, предусмотренных польским стандартом. В дополнение к перечисленному добавился еще один пункт: все вагоны должны иметь поворотные тележки с классической осевой колесной парой. Pesa смогла удовлетворить все пожелания будущих владельцев.
Трамваи для российской столицы
Важной вехой в истории производителя стало сотрудничество с одной из самых крупных в мире трамвайных систем, охватывающую всю Верхнюю Силезию (Silesian Interurbans). В 2012 году они закупили тридцать единиц новой техники, получившей наименование Pesa Twist-Step.
На следующий год в число клиентов производителя трамваев добавилась российская столица. Из Москвы поступил серьезный заказ на 120 единиц новой модификации Pesa Fokstrot (ее изготавливали на базе Twist-Step).
Серьезный иностранный заказ повысил имидж Pesa Bydgoszcz. Поэтому скоро подтянулись заказы и от других польских городов: 2014 год – 36 трамваев для Кракова, в 2015-м – несколько единиц Pesa Twist для Вроцлава. Но уделим больше внимания московскому варианту транспорта.
Сделанные для России трамваи не просто так получили иное наименование. Это было связано с рядом условий, выдвинутых «Московским трамваем», сделавшим такой серьезный заказ. Чтобы соответствовать им, полякам понадобилось сотрудничество с местным производителем – заводом «Уралвагонзавод». По сути, Pesa Fokstrot стал совместным детищем польской компании и УВЗ.
2
Fokstrot, изготовленный для «Мосгортранса». Фото: youtube.com
Экономические и политические сложности не позволили осуществить проект в полной мере. В российскую столицу поставили лишь половину от запланированного числа единиц рельсовой техники. После этого сотрудничество поставили на длительную паузу. А полякам пришлось искать новых клиентов.
Технические особенности Pesa Fokstrot
Конструкторы учитывали тот факт, что транспортное средство готовилось к эксплуатации в климатической зоне с низкими зимними температурами. Поэтому внутри салона, кроме системы кондиционирования, установлены средства обогрева пассажирской части и кабины водителя.
В плане безопасности и комфорта москвичам предложили затемненные окна и эргономичные сидения. Удобство процесса посадки/высадки обеспечивала полностью низкопольная конструкция. Этот же факт и широкий входной проем содействуют беспрепятственному входу и передвижению вглубь салона трамвая. Позаботились и о пассажирах с ограниченными возможностями передвижения. Для них существует специальная выдвижная посадочная платформа. Так можно выделить целый ряд преимуществ Pesa Fokstrot:
✅ высокие стандарты безопасности поездки
✅ комфорт для инвалидов-колясочников
✅ широкий температурный диапазон эксплуатации
К этому следует добавить возможность использования бесплатного Wi-Fi на борту. Соответственно, имеются и разъемы зарядных устройств для мобильных телефонов. В целом, конструкция трамвая специально адаптирована к потребностям рынка постсоветских стран – его узлы выполнены по требованиям норм безопасности и ГОСТ. А процесс его диагностики осуществляется онлайн. В плане нормы устойчивости к столкновению мы имеем дело с параметрами EN 15227:
✅ одно транспортное средство аналогичной массы
✅ грузовой автомобиль
✅ грузовой и легковой автомобили
В случае непредвиденного ДТП безопасность экипажу обеспечат специально спроектированные зоны контролируемых точек защемления. Они же могут помочь избежать повреждений или деформации самого кузова транспортного средства. Pesa Fokstrot создавался таким образом, чтобы выдерживать сложные условия эксплуатации и некоторые перегрузки. Вот общие параметры транспортного средства:
✅ общая длина состава – 26 255 мм
✅ ширина кузова трамвая – 2300/2650 мм (в зависимости от модификации)
✅ высота – 3700 мм
✅ количество сидячих мест – 56/80
✅ количество стоячих мест – 124/155
✅ высота входа – 370 мм
Повторимся, что Pesa Fokstrot – полностью низкопольная конструкция. Чтобы приспособить технику для различного использования, производитель предлагает три варианта исполнения: 1000-миллиметровая узкоколейка, европейские 1435 мм и российские 1520 мм. Думаю, всем ясно, что в Москву отправлялись вагоны последнего варианта комплектации.
Сидения в праздничной расцветке. Фото: youtube.com
Среди других технических моментов стоит упомянуть максимальную скорость, которая составляет 75 км/ч. А вот мощность тяговых двигателей (в зависимости от сборки) колеблется от 600 до 750 Вт. Возможно оборудование одно- или двухсторонних выходов из вагона. Диапазон рабочих температур впечатляет: от +40 до -40 градусов по Цельсию. По паспорту срок службы трамвайных вагонов указан до 35 лет. Правда, в московском трамвайном парке вряд ли будет возможность убедится в этом на практике.
Новые попытки, так и не увенчавшиеся успехом
Непреодолимые противоречия, сложившиеся в отношениях между двумя странами, буквально похоронили перспективное взаимовыгодное сотрудничество. Правда, в июле 2016 года забрезжила небольшая надежда. Тогда компаньон польской фирмы «Уралвагонзавод» подтвердил, что недопоставленные в Москву трамваи Pesa Fokstrot в будущем все же придут в столичное депо.
О стоячих пассажирах также позаботились. Фото: youtube.com
В итоге, сроки не были указаны, а общее количество оказавшихся на столичных рельсах импортных трамваев застыло на показателе 70 единиц. Более того, для нормальной эксплуатации техники необходим еще и комплект запасных частей.
Производители оставили этот вопрос открытым. Поэтому количество Pesa Fokstrot на ходу составляет не более 20 %. И их число, естественно, будет постоянно уменьшаться. Ведь любая серьезная поломка приведет к тому, что технику просто поставят «на прикол».
Их все меньше на московских маршрутах. Фото: youtube.com
Сложившуюся транспортную проблему, в свое время, власти Москвы решили другим способом. Был объявлен тендер на поставку 150 трехкамерных трамвайных вагонов. Одним из его условий стало правило допуска компаний, базирующихся в рамках Евразийского экономического союза (Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения). В таких условиях «Мосгортранс» мог больше не переживать о будущих проблемах с запчастями на поставляемые трамваи.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ил-96-300: взлет спустя десять лет простоя
Взгляните на фото: это не свалка – перед вами воздушное судно, готовящееся к взлету. Авиалайнер построили в 1992-м году, в 2008-м он совершил последний...
Возвращение легенды: запущен амбициозный проект «Волга 2025»
Не кажется ли вам, что автомобили «Волга» застряли в прошлом, и было бы справедливо дать этому бренду продолжение? Именно так подумала команда YouTube-канала...
Lada Aura поступили в распоряжение российских чиновников – они не слишком довольны
Первая партия автомобилей уже отправлена к заказчикам. Но чиновникам не нравится отечественный «премиум»....
Зачем трактору треугольные гусеницы
Проходимость обычного гусеничного трактора, казалось бы, вне сомнений. Но нет: зачем-то понадобилось его усовершенствовать и поставить движитель в виде...
Испытания российского авиалайнера SJ-100 проходят успешно – подробности
Оказывается, импортозамещенный самолет стал лучше. А намеченные испытания идут по плану....
Самые нестандартные грузоперевозки: риск и необходимость
Как перевезти дом или трубу длиной в несколько десятков метров, огромный трактор, целый корабль, буровую вышку? Все это решает интереснейшая (и рисковая!)...
Амуро-Якутская магистраль: вечная мерзлота и американские тепловозы
Амуро-Якутская магистраль – важная составляющая транспортной сети Сибири и Дальнего Востока. Железная дорога имеет большие перспективы развития....
Российские внедорожники «Капитан» – лучше, чем УАЗ Пикап и «Профи»
В полку российских внедорожников прибыло. Компания «Промтех» решила запустить в серийное производство пикапы. Внешне они напоминают известные японские модели,...
Пермские ученые нашли способ сделать самолеты тише
Всего одна деталь может сделать российские самолеты тише. Первые лабораторные исследования удачно завешены. Подробнее читайте в нашем материале....
Корейские автобренды возвращаются в Россию – KGM, бывший SsangYong, сделает это официально
Бренд будет предлагать кроссоверы как с передним, так и с полным приводом. Пока неизвестно, будут ли в российской линейке рамные внедорожники....
Новейшие российские авиадвигатели покажут на китайской выставке – мнения россиян
Обещают показать такие двигатели, которые даже в России официально не демонстрировали. Выставка пройдет с 12 по 17 ноября 2024 года....
Двигатель ПД-35 стал на шаг ближе к сертификации
Разработка двигателя для тяжелого транспортного самолета длится уже восемь лет. Теперь проект заметно продвинулся....
Двойной выжим сцепления и перегазовка: что это, когда и зачем
Эти две операции сегодня почти забыты. А ведь когда-то их незнание могло привести к поломке коробки передач. Так что же делали советские водители грузовиков,...
Корпус первой опоры ВК-1600В создали с применением аддитивной методики
Она позволяет сократить время налаживания производственных процессов. Технология позволяет уменьшить вес детали, что помогает улучшить летные характеристики....
Советский ЛАЗ 1979-го года: возвращение к «жизни» после 15 лет свалки
Советскому автобусу ЛАЗ-965Н, представленному в ролике, исполняется 45 лет, из которых 15 он проторчал на свалке. Естественно, такое даром не проходит: кто-то...
Легенда советских портов: уникальный буксир «Кит»
Этот буксирный катер – настоящий артефакт советской морской инженерии, созданный для учебных целей и до сих пор находящийся на службе. Построенный в 1950 году,...