Pesa Fokstrot – трамвай совместного производства для российской столицы
Производство трамвайной техники в польском городе Быдгощ ведет свою историю от 2006 года. Именно тогда компания Pesa Bydgoszcz создала свой первый экземпляр городского рельсового транспорта. В последующие два года на мощностях завода собиралась модель Tramicus. Стабильный спрос на продукцию побудил компанию в 2010 году перейти к улучшенной версии универсальной техники семейства Swing.
Так удачно совпало, что в том же году муниципалитет города Ченстохова объявил новый тендер. Он был связан с запланированным пуском новой трамвайной линии. Так потребовался новый подвижной состав в виде низкопольных трамваев. В целом, техника из Быдгоща имела следующие характеристики:
✅ длина – б. 26 м
✅ составность – 5 секций
✅ установка кузова на трех жестких тележках
В целом, 220-тысячный город не просто нуждался в новых трамваях, имелось к ним еще одно особое условие. Новый участок, вводимый в эксплуатацию, имел неважное качество полотна. Это, в свою очередь, требовало надежной техники с минимальной статической нагрузкой на ось.
Заказанные параметры даже оказались ниже показателей, предусмотренных польским стандартом. В дополнение к перечисленному добавился еще один пункт: все вагоны должны иметь поворотные тележки с классической осевой колесной парой. Pesa смогла удовлетворить все пожелания будущих владельцев.
Важной вехой в истории производителя стало сотрудничество с одной из самых крупных в мире трамвайных систем, охватывающую всю Верхнюю Силезию (Silesian Interurbans). В 2012 году они закупили тридцать единиц новой техники, получившей наименование Pesa Twist-Step.
Серьезный иностранный заказ повысил имидж Pesa Bydgoszcz. Поэтому скоро подтянулись заказы и от других польских городов: 2014 год – 36 трамваев для Кракова, в 2015-м – несколько единиц Pesa Twist для Вроцлава. Но уделим больше внимания московскому варианту транспорта.
Сделанные для России трамваи не просто так получили иное наименование. Это было связано с рядом условий, выдвинутых «Московским трамваем», сделавшим такой серьезный заказ. Чтобы соответствовать им, полякам понадобилось сотрудничество с местным производителем – заводом «Уралвагонзавод». По сути, Pesa Fokstrot стал совместным детищем польской компании и УВЗ.
2
Экономические и политические сложности не позволили осуществить проект в полной мере. В российскую столицу поставили лишь половину от запланированного числа единиц рельсовой техники. После этого сотрудничество поставили на длительную паузу. А полякам пришлось искать новых клиентов.
Конструкторы учитывали тот факт, что транспортное средство готовилось к эксплуатации в климатической зоне с низкими зимними температурами. Поэтому внутри салона, кроме системы кондиционирования, установлены средства обогрева пассажирской части и кабины водителя.
В плане безопасности и комфорта москвичам предложили затемненные окна и эргономичные сидения. Удобство процесса посадки/высадки обеспечивала полностью низкопольная конструкция. Этот же факт и широкий входной проем содействуют беспрепятственному входу и передвижению вглубь салона трамвая. Позаботились и о пассажирах с ограниченными возможностями передвижения. Для них существует специальная выдвижная посадочная платформа. Так можно выделить целый ряд преимуществ Pesa Fokstrot:
✅ высокие стандарты безопасности поездки
✅ комфорт для инвалидов-колясочников
✅ широкий температурный диапазон эксплуатации
К этому следует добавить возможность использования бесплатного Wi-Fi на борту. Соответственно, имеются и разъемы зарядных устройств для мобильных телефонов. В целом, конструкция трамвая специально адаптирована к потребностям рынка постсоветских стран – его узлы выполнены по требованиям норм безопасности и ГОСТ. А процесс его диагностики осуществляется онлайн. В плане нормы устойчивости к столкновению мы имеем дело с параметрами EN 15227:
✅ одно транспортное средство аналогичной массы
✅ грузовой автомобиль
✅ грузовой и легковой автомобили
В случае непредвиденного ДТП безопасность экипажу обеспечат специально спроектированные зоны контролируемых точек защемления. Они же могут помочь избежать повреждений или деформации самого кузова транспортного средства. Pesa Fokstrot создавался таким образом, чтобы выдерживать сложные условия эксплуатации и некоторые перегрузки. Вот общие параметры транспортного средства:
✅ общая длина состава – 26 255 мм
✅ ширина кузова трамвая – 2300/2650 мм (в зависимости от модификации)
✅ высота – 3700 мм
✅ количество сидячих мест – 56/80
✅ количество стоячих мест – 124/155
✅ высота входа – 370 мм
Повторимся, что Pesa Fokstrot – полностью низкопольная конструкция. Чтобы приспособить технику для различного использования, производитель предлагает три варианта исполнения: 1000-миллиметровая узкоколейка, европейские 1435 мм и российские 1520 мм. Думаю, всем ясно, что в Москву отправлялись вагоны последнего варианта комплектации.
Среди других технических моментов стоит упомянуть максимальную скорость, которая составляет 75 км/ч. А вот мощность тяговых двигателей (в зависимости от сборки) колеблется от 600 до 750 Вт. Возможно оборудование одно- или двухсторонних выходов из вагона. Диапазон рабочих температур впечатляет: от +40 до -40 градусов по Цельсию. По паспорту срок службы трамвайных вагонов указан до 35 лет. Правда, в московском трамвайном парке вряд ли будет возможность убедится в этом на практике.
Непреодолимые противоречия, сложившиеся в отношениях между двумя странами, буквально похоронили перспективное взаимовыгодное сотрудничество. Правда, в июле 2016 года забрезжила небольшая надежда. Тогда компаньон польской фирмы «Уралвагонзавод» подтвердил, что недопоставленные в Москву трамваи Pesa Fokstrot в будущем все же придут в столичное депо.
В итоге, сроки не были указаны, а общее количество оказавшихся на столичных рельсах импортных трамваев застыло на показателе 70 единиц. Более того, для нормальной эксплуатации техники необходим еще и комплект запасных частей.
Производители оставили этот вопрос открытым. Поэтому количество Pesa Fokstrot на ходу составляет не более 20 %. И их число, естественно, будет постоянно уменьшаться. Ведь любая серьезная поломка приведет к тому, что технику просто поставят «на прикол».
Сложившуюся транспортную проблему, в свое время, власти Москвы решили другим способом. Был объявлен тендер на поставку 150 трехкамерных трамвайных вагонов. Одним из его условий стало правило допуска компаний, базирующихся в рамках Евразийского экономического союза (Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения). В таких условиях «Мосгортранс» мог больше не переживать о будущих проблемах с запчастями на поставляемые трамваи.
Так удачно совпало, что в том же году муниципалитет города Ченстохова объявил новый тендер. Он был связан с запланированным пуском новой трамвайной линии. Так потребовался новый подвижной состав в виде низкопольных трамваев. В целом, техника из Быдгоща имела следующие характеристики:
✅ длина – б. 26 м
✅ составность – 5 секций
✅ установка кузова на трех жестких тележках
В целом, 220-тысячный город не просто нуждался в новых трамваях, имелось к ним еще одно особое условие. Новый участок, вводимый в эксплуатацию, имел неважное качество полотна. Это, в свою очередь, требовало надежной техники с минимальной статической нагрузкой на ось.
Pesa Twist на улицах Кракова. Фото: youtube.com
Заказанные параметры даже оказались ниже показателей, предусмотренных польским стандартом. В дополнение к перечисленному добавился еще один пункт: все вагоны должны иметь поворотные тележки с классической осевой колесной парой. Pesa смогла удовлетворить все пожелания будущих владельцев.
Трамваи для российской столицы
Важной вехой в истории производителя стало сотрудничество с одной из самых крупных в мире трамвайных систем, охватывающую всю Верхнюю Силезию (Silesian Interurbans). В 2012 году они закупили тридцать единиц новой техники, получившей наименование Pesa Twist-Step.
На следующий год в число клиентов производителя трамваев добавилась российская столица. Из Москвы поступил серьезный заказ на 120 единиц новой модификации Pesa Fokstrot (ее изготавливали на базе Twist-Step).
Серьезный иностранный заказ повысил имидж Pesa Bydgoszcz. Поэтому скоро подтянулись заказы и от других польских городов: 2014 год – 36 трамваев для Кракова, в 2015-м – несколько единиц Pesa Twist для Вроцлава. Но уделим больше внимания московскому варианту транспорта.
Сделанные для России трамваи не просто так получили иное наименование. Это было связано с рядом условий, выдвинутых «Московским трамваем», сделавшим такой серьезный заказ. Чтобы соответствовать им, полякам понадобилось сотрудничество с местным производителем – заводом «Уралвагонзавод». По сути, Pesa Fokstrot стал совместным детищем польской компании и УВЗ.
2
Fokstrot, изготовленный для «Мосгортранса». Фото: youtube.com
Экономические и политические сложности не позволили осуществить проект в полной мере. В российскую столицу поставили лишь половину от запланированного числа единиц рельсовой техники. После этого сотрудничество поставили на длительную паузу. А полякам пришлось искать новых клиентов.
Технические особенности Pesa Fokstrot
Конструкторы учитывали тот факт, что транспортное средство готовилось к эксплуатации в климатической зоне с низкими зимними температурами. Поэтому внутри салона, кроме системы кондиционирования, установлены средства обогрева пассажирской части и кабины водителя.
В плане безопасности и комфорта москвичам предложили затемненные окна и эргономичные сидения. Удобство процесса посадки/высадки обеспечивала полностью низкопольная конструкция. Этот же факт и широкий входной проем содействуют беспрепятственному входу и передвижению вглубь салона трамвая. Позаботились и о пассажирах с ограниченными возможностями передвижения. Для них существует специальная выдвижная посадочная платформа. Так можно выделить целый ряд преимуществ Pesa Fokstrot:
✅ высокие стандарты безопасности поездки
✅ комфорт для инвалидов-колясочников
✅ широкий температурный диапазон эксплуатации
К этому следует добавить возможность использования бесплатного Wi-Fi на борту. Соответственно, имеются и разъемы зарядных устройств для мобильных телефонов. В целом, конструкция трамвая специально адаптирована к потребностям рынка постсоветских стран – его узлы выполнены по требованиям норм безопасности и ГОСТ. А процесс его диагностики осуществляется онлайн. В плане нормы устойчивости к столкновению мы имеем дело с параметрами EN 15227:
✅ одно транспортное средство аналогичной массы
✅ грузовой автомобиль
✅ грузовой и легковой автомобили
В случае непредвиденного ДТП безопасность экипажу обеспечат специально спроектированные зоны контролируемых точек защемления. Они же могут помочь избежать повреждений или деформации самого кузова транспортного средства. Pesa Fokstrot создавался таким образом, чтобы выдерживать сложные условия эксплуатации и некоторые перегрузки. Вот общие параметры транспортного средства:
✅ общая длина состава – 26 255 мм
✅ ширина кузова трамвая – 2300/2650 мм (в зависимости от модификации)
✅ высота – 3700 мм
✅ количество сидячих мест – 56/80
✅ количество стоячих мест – 124/155
✅ высота входа – 370 мм
Повторимся, что Pesa Fokstrot – полностью низкопольная конструкция. Чтобы приспособить технику для различного использования, производитель предлагает три варианта исполнения: 1000-миллиметровая узкоколейка, европейские 1435 мм и российские 1520 мм. Думаю, всем ясно, что в Москву отправлялись вагоны последнего варианта комплектации.
Сидения в праздничной расцветке. Фото: youtube.com
Среди других технических моментов стоит упомянуть максимальную скорость, которая составляет 75 км/ч. А вот мощность тяговых двигателей (в зависимости от сборки) колеблется от 600 до 750 Вт. Возможно оборудование одно- или двухсторонних выходов из вагона. Диапазон рабочих температур впечатляет: от +40 до -40 градусов по Цельсию. По паспорту срок службы трамвайных вагонов указан до 35 лет. Правда, в московском трамвайном парке вряд ли будет возможность убедится в этом на практике.
Новые попытки, так и не увенчавшиеся успехом
Непреодолимые противоречия, сложившиеся в отношениях между двумя странами, буквально похоронили перспективное взаимовыгодное сотрудничество. Правда, в июле 2016 года забрезжила небольшая надежда. Тогда компаньон польской фирмы «Уралвагонзавод» подтвердил, что недопоставленные в Москву трамваи Pesa Fokstrot в будущем все же придут в столичное депо.
О стоячих пассажирах также позаботились. Фото: youtube.com
В итоге, сроки не были указаны, а общее количество оказавшихся на столичных рельсах импортных трамваев застыло на показателе 70 единиц. Более того, для нормальной эксплуатации техники необходим еще и комплект запасных частей.
Производители оставили этот вопрос открытым. Поэтому количество Pesa Fokstrot на ходу составляет не более 20 %. И их число, естественно, будет постоянно уменьшаться. Ведь любая серьезная поломка приведет к тому, что технику просто поставят «на прикол».
Их все меньше на московских маршрутах. Фото: youtube.com
Сложившуюся транспортную проблему, в свое время, власти Москвы решили другим способом. Был объявлен тендер на поставку 150 трехкамерных трамвайных вагонов. Одним из его условий стало правило допуска компаний, базирующихся в рамках Евразийского экономического союза (Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения). В таких условиях «Мосгортранс» мог больше не переживать о будущих проблемах с запчастями на поставляемые трамваи.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...