Pesa Fokstrot – трамвай совместного производства для российской столицы
Производство трамвайной техники в польском городе Быдгощ ведет свою историю от 2006 года. Именно тогда компания Pesa Bydgoszcz создала свой первый экземпляр городского рельсового транспорта. В последующие два года на мощностях завода собиралась модель Tramicus. Стабильный спрос на продукцию побудил компанию в 2010 году перейти к улучшенной версии универсальной техники семейства Swing.
Так удачно совпало, что в том же году муниципалитет города Ченстохова объявил новый тендер. Он был связан с запланированным пуском новой трамвайной линии. Так потребовался новый подвижной состав в виде низкопольных трамваев. В целом, техника из Быдгоща имела следующие характеристики:
✅ длина – б. 26 м
✅ составность – 5 секций
✅ установка кузова на трех жестких тележках
В целом, 220-тысячный город не просто нуждался в новых трамваях, имелось к ним еще одно особое условие. Новый участок, вводимый в эксплуатацию, имел неважное качество полотна. Это, в свою очередь, требовало надежной техники с минимальной статической нагрузкой на ось.
Заказанные параметры даже оказались ниже показателей, предусмотренных польским стандартом. В дополнение к перечисленному добавился еще один пункт: все вагоны должны иметь поворотные тележки с классической осевой колесной парой. Pesa смогла удовлетворить все пожелания будущих владельцев.
Важной вехой в истории производителя стало сотрудничество с одной из самых крупных в мире трамвайных систем, охватывающую всю Верхнюю Силезию (Silesian Interurbans). В 2012 году они закупили тридцать единиц новой техники, получившей наименование Pesa Twist-Step.
Серьезный иностранный заказ повысил имидж Pesa Bydgoszcz. Поэтому скоро подтянулись заказы и от других польских городов: 2014 год – 36 трамваев для Кракова, в 2015-м – несколько единиц Pesa Twist для Вроцлава. Но уделим больше внимания московскому варианту транспорта.
Сделанные для России трамваи не просто так получили иное наименование. Это было связано с рядом условий, выдвинутых «Московским трамваем», сделавшим такой серьезный заказ. Чтобы соответствовать им, полякам понадобилось сотрудничество с местным производителем – заводом «Уралвагонзавод». По сути, Pesa Fokstrot стал совместным детищем польской компании и УВЗ.
2
Экономические и политические сложности не позволили осуществить проект в полной мере. В российскую столицу поставили лишь половину от запланированного числа единиц рельсовой техники. После этого сотрудничество поставили на длительную паузу. А полякам пришлось искать новых клиентов.
Конструкторы учитывали тот факт, что транспортное средство готовилось к эксплуатации в климатической зоне с низкими зимними температурами. Поэтому внутри салона, кроме системы кондиционирования, установлены средства обогрева пассажирской части и кабины водителя.
В плане безопасности и комфорта москвичам предложили затемненные окна и эргономичные сидения. Удобство процесса посадки/высадки обеспечивала полностью низкопольная конструкция. Этот же факт и широкий входной проем содействуют беспрепятственному входу и передвижению вглубь салона трамвая. Позаботились и о пассажирах с ограниченными возможностями передвижения. Для них существует специальная выдвижная посадочная платформа. Так можно выделить целый ряд преимуществ Pesa Fokstrot:
✅ высокие стандарты безопасности поездки
✅ комфорт для инвалидов-колясочников
✅ широкий температурный диапазон эксплуатации
К этому следует добавить возможность использования бесплатного Wi-Fi на борту. Соответственно, имеются и разъемы зарядных устройств для мобильных телефонов. В целом, конструкция трамвая специально адаптирована к потребностям рынка постсоветских стран – его узлы выполнены по требованиям норм безопасности и ГОСТ. А процесс его диагностики осуществляется онлайн. В плане нормы устойчивости к столкновению мы имеем дело с параметрами EN 15227:
✅ одно транспортное средство аналогичной массы
✅ грузовой автомобиль
✅ грузовой и легковой автомобили
В случае непредвиденного ДТП безопасность экипажу обеспечат специально спроектированные зоны контролируемых точек защемления. Они же могут помочь избежать повреждений или деформации самого кузова транспортного средства. Pesa Fokstrot создавался таким образом, чтобы выдерживать сложные условия эксплуатации и некоторые перегрузки. Вот общие параметры транспортного средства:
✅ общая длина состава – 26 255 мм
✅ ширина кузова трамвая – 2300/2650 мм (в зависимости от модификации)
✅ высота – 3700 мм
✅ количество сидячих мест – 56/80
✅ количество стоячих мест – 124/155
✅ высота входа – 370 мм
Повторимся, что Pesa Fokstrot – полностью низкопольная конструкция. Чтобы приспособить технику для различного использования, производитель предлагает три варианта исполнения: 1000-миллиметровая узкоколейка, европейские 1435 мм и российские 1520 мм. Думаю, всем ясно, что в Москву отправлялись вагоны последнего варианта комплектации.
Среди других технических моментов стоит упомянуть максимальную скорость, которая составляет 75 км/ч. А вот мощность тяговых двигателей (в зависимости от сборки) колеблется от 600 до 750 Вт. Возможно оборудование одно- или двухсторонних выходов из вагона. Диапазон рабочих температур впечатляет: от +40 до -40 градусов по Цельсию. По паспорту срок службы трамвайных вагонов указан до 35 лет. Правда, в московском трамвайном парке вряд ли будет возможность убедится в этом на практике.
Непреодолимые противоречия, сложившиеся в отношениях между двумя странами, буквально похоронили перспективное взаимовыгодное сотрудничество. Правда, в июле 2016 года забрезжила небольшая надежда. Тогда компаньон польской фирмы «Уралвагонзавод» подтвердил, что недопоставленные в Москву трамваи Pesa Fokstrot в будущем все же придут в столичное депо.
В итоге, сроки не были указаны, а общее количество оказавшихся на столичных рельсах импортных трамваев застыло на показателе 70 единиц. Более того, для нормальной эксплуатации техники необходим еще и комплект запасных частей.
Производители оставили этот вопрос открытым. Поэтому количество Pesa Fokstrot на ходу составляет не более 20 %. И их число, естественно, будет постоянно уменьшаться. Ведь любая серьезная поломка приведет к тому, что технику просто поставят «на прикол».
Сложившуюся транспортную проблему, в свое время, власти Москвы решили другим способом. Был объявлен тендер на поставку 150 трехкамерных трамвайных вагонов. Одним из его условий стало правило допуска компаний, базирующихся в рамках Евразийского экономического союза (Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения). В таких условиях «Мосгортранс» мог больше не переживать о будущих проблемах с запчастями на поставляемые трамваи.
Так удачно совпало, что в том же году муниципалитет города Ченстохова объявил новый тендер. Он был связан с запланированным пуском новой трамвайной линии. Так потребовался новый подвижной состав в виде низкопольных трамваев. В целом, техника из Быдгоща имела следующие характеристики:
✅ длина – б. 26 м
✅ составность – 5 секций
✅ установка кузова на трех жестких тележках
В целом, 220-тысячный город не просто нуждался в новых трамваях, имелось к ним еще одно особое условие. Новый участок, вводимый в эксплуатацию, имел неважное качество полотна. Это, в свою очередь, требовало надежной техники с минимальной статической нагрузкой на ось.
Pesa Twist на улицах Кракова. Фото: youtube.com
Заказанные параметры даже оказались ниже показателей, предусмотренных польским стандартом. В дополнение к перечисленному добавился еще один пункт: все вагоны должны иметь поворотные тележки с классической осевой колесной парой. Pesa смогла удовлетворить все пожелания будущих владельцев.
Трамваи для российской столицы
Важной вехой в истории производителя стало сотрудничество с одной из самых крупных в мире трамвайных систем, охватывающую всю Верхнюю Силезию (Silesian Interurbans). В 2012 году они закупили тридцать единиц новой техники, получившей наименование Pesa Twist-Step.
На следующий год в число клиентов производителя трамваев добавилась российская столица. Из Москвы поступил серьезный заказ на 120 единиц новой модификации Pesa Fokstrot (ее изготавливали на базе Twist-Step).
Серьезный иностранный заказ повысил имидж Pesa Bydgoszcz. Поэтому скоро подтянулись заказы и от других польских городов: 2014 год – 36 трамваев для Кракова, в 2015-м – несколько единиц Pesa Twist для Вроцлава. Но уделим больше внимания московскому варианту транспорта.
Сделанные для России трамваи не просто так получили иное наименование. Это было связано с рядом условий, выдвинутых «Московским трамваем», сделавшим такой серьезный заказ. Чтобы соответствовать им, полякам понадобилось сотрудничество с местным производителем – заводом «Уралвагонзавод». По сути, Pesa Fokstrot стал совместным детищем польской компании и УВЗ.
2
Fokstrot, изготовленный для «Мосгортранса». Фото: youtube.com
Экономические и политические сложности не позволили осуществить проект в полной мере. В российскую столицу поставили лишь половину от запланированного числа единиц рельсовой техники. После этого сотрудничество поставили на длительную паузу. А полякам пришлось искать новых клиентов.
Технические особенности Pesa Fokstrot
Конструкторы учитывали тот факт, что транспортное средство готовилось к эксплуатации в климатической зоне с низкими зимними температурами. Поэтому внутри салона, кроме системы кондиционирования, установлены средства обогрева пассажирской части и кабины водителя.
В плане безопасности и комфорта москвичам предложили затемненные окна и эргономичные сидения. Удобство процесса посадки/высадки обеспечивала полностью низкопольная конструкция. Этот же факт и широкий входной проем содействуют беспрепятственному входу и передвижению вглубь салона трамвая. Позаботились и о пассажирах с ограниченными возможностями передвижения. Для них существует специальная выдвижная посадочная платформа. Так можно выделить целый ряд преимуществ Pesa Fokstrot:
✅ высокие стандарты безопасности поездки
✅ комфорт для инвалидов-колясочников
✅ широкий температурный диапазон эксплуатации
К этому следует добавить возможность использования бесплатного Wi-Fi на борту. Соответственно, имеются и разъемы зарядных устройств для мобильных телефонов. В целом, конструкция трамвая специально адаптирована к потребностям рынка постсоветских стран – его узлы выполнены по требованиям норм безопасности и ГОСТ. А процесс его диагностики осуществляется онлайн. В плане нормы устойчивости к столкновению мы имеем дело с параметрами EN 15227:
✅ одно транспортное средство аналогичной массы
✅ грузовой автомобиль
✅ грузовой и легковой автомобили
В случае непредвиденного ДТП безопасность экипажу обеспечат специально спроектированные зоны контролируемых точек защемления. Они же могут помочь избежать повреждений или деформации самого кузова транспортного средства. Pesa Fokstrot создавался таким образом, чтобы выдерживать сложные условия эксплуатации и некоторые перегрузки. Вот общие параметры транспортного средства:
✅ общая длина состава – 26 255 мм
✅ ширина кузова трамвая – 2300/2650 мм (в зависимости от модификации)
✅ высота – 3700 мм
✅ количество сидячих мест – 56/80
✅ количество стоячих мест – 124/155
✅ высота входа – 370 мм
Повторимся, что Pesa Fokstrot – полностью низкопольная конструкция. Чтобы приспособить технику для различного использования, производитель предлагает три варианта исполнения: 1000-миллиметровая узкоколейка, европейские 1435 мм и российские 1520 мм. Думаю, всем ясно, что в Москву отправлялись вагоны последнего варианта комплектации.
Сидения в праздничной расцветке. Фото: youtube.com
Среди других технических моментов стоит упомянуть максимальную скорость, которая составляет 75 км/ч. А вот мощность тяговых двигателей (в зависимости от сборки) колеблется от 600 до 750 Вт. Возможно оборудование одно- или двухсторонних выходов из вагона. Диапазон рабочих температур впечатляет: от +40 до -40 градусов по Цельсию. По паспорту срок службы трамвайных вагонов указан до 35 лет. Правда, в московском трамвайном парке вряд ли будет возможность убедится в этом на практике.
Новые попытки, так и не увенчавшиеся успехом
Непреодолимые противоречия, сложившиеся в отношениях между двумя странами, буквально похоронили перспективное взаимовыгодное сотрудничество. Правда, в июле 2016 года забрезжила небольшая надежда. Тогда компаньон польской фирмы «Уралвагонзавод» подтвердил, что недопоставленные в Москву трамваи Pesa Fokstrot в будущем все же придут в столичное депо.
О стоячих пассажирах также позаботились. Фото: youtube.com
В итоге, сроки не были указаны, а общее количество оказавшихся на столичных рельсах импортных трамваев застыло на показателе 70 единиц. Более того, для нормальной эксплуатации техники необходим еще и комплект запасных частей.
Производители оставили этот вопрос открытым. Поэтому количество Pesa Fokstrot на ходу составляет не более 20 %. И их число, естественно, будет постоянно уменьшаться. Ведь любая серьезная поломка приведет к тому, что технику просто поставят «на прикол».
Их все меньше на московских маршрутах. Фото: youtube.com
Сложившуюся транспортную проблему, в свое время, власти Москвы решили другим способом. Был объявлен тендер на поставку 150 трехкамерных трамвайных вагонов. Одним из его условий стало правило допуска компаний, базирующихся в рамках Евразийского экономического союза (Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения). В таких условиях «Мосгортранс» мог больше не переживать о будущих проблемах с запчастями на поставляемые трамваи.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....