Иж-350 – первый массовый советский мотоцикл из Ижевска
Мотоциклы, производимые в Ижевске, до сих пор катаются по российским дорогам. Хватает их и в других странах бывшего Советского Союза. Хотя, встречаются они в основном в сельской местности.
Увы, но ценность эти модели для большинства владельцев не представляют. Да и выглядят не очень – как правило, собирается техника из того, что есть в гараже и сарае. Благо, «Планеты» и «Юпитеры» разных моделей и годов выпуска позволяют комбинировать варианты.
А то, что смотрятся не очень – так это не страшно. Ведь основная задача таких мотоциклов – доставка бренного тела владельца до точки назначения. Иногда просто душа болит, видя байки в таком состоянии. Хорошо, что есть люди, скрупулезно восстанавливающие советскую технику.
Кстати, мотоциклы Иж выпускались до 2008 года. Но сегодня не будет вспоминать последние потуги отечественного предприятия сохранить производство после развала Советского Союза. Хотя, там немало интересных страниц. Наша задача – рассказать про первые серийные модели.
Разговор пойдет про Иж-350. Этот мотоцикл познакомил основную массу советских граждан со среднекубатурными моделями. Но начнем мы, пожалуй, с мелкосерийных.
Первой моделью, которую освоил Ижевский завод в 1933 году, стал Иж-7. Сразу нужно отметить, что это не собственная разработка, а копия Красного Октября Л–300. Тот, в свою очередь, тоже не сами придумали – сделали по образу и подобию немецкого DKW Luxus 300.
Чтобы удешевить производство, Иж-7 упростили:
✅ Убрали багажник
✅ Исчезли передние щитки
✅ Появились круглые подножки вместо плоских
✅ Классическую ручку газа заменили на поворотную манетку
Всего собрали более 5,7 тысячи мотоциклов с объемом двигателя 300 см3.
В 1938 году появился Иж-8. Новую модель серьезно доработали. Например, мощность мотора повысили с 5,5 до 8 л. с. Примитивное маховичное магнето уже тогда заменили на связку генератор и аккумулятор.
В 1940 году появился мотоцикл Иж-9. Модель оснащалась все тем же двигателем на 300 «кубиков», но уже с мощностью 9 л. с. Тогда же было решено заложить основу для новой модели – с мотором на 350 см3.
Следующий мотоцикл получил название Иж-12. Чтобы упростить запуск в серию, взяли шасси Иж-9, установив в раму новый двигатель.
Вот только серийным ему стать было не суждено – помешало начало Великой Отечественной войны.
Уже в 1945 году стало ясно – советским гражданам срочно нужен дешевый и доступный транспорт. Конечно, в идеале это должны были быть автомобили, только по факту, в разрушенной стране люди старались побыстрее отстроиться – денег не хватало даже на это.
Поэтому велосипеды и мотоциклы были в приоритете, особенно в сельской местности. В самый раз Ижевскому заводу вспомнить про побочное производство, тем более, что выпуск оружия можно было частично сворачивать.
Только Иж-12 так и оставался опытной моделью. Чтобы поставить его на конвейер, требовались станки и линия, а ее не было. Ведь довоенные мотоциклы Иж являлись по сути моделями ручной сборки.
Кстати, наладить выпуск полной копии DKW NZ-350 было не так-то просто. Завод оказался разбит, часть станков взорвано, техническая документация неполная. Пришлось ремонтировать оборудование, а сделать это при имеющихся технологиях в СССР оказалось непросто.
Но использовав части от разных станков, привлекая специалистов, больше вручную, производство удалось наладить менее чем за год. Конструкция мотоцикла осталась практически неизменной по отношению к DKW NZ-350, но ряд приборов и электрооборудования были советскими.
Модель Иж-350 выпускалась с 1946 по 1951 годы. За 5 лет завод собрал около 127 тысяч мотоциклов.
Считается, что Иж-350 является полной копией DKW NZ-350. Да в его основе лежит схема немецкой модели, но это отечественная двухколесная техника.
Во-первых, нужно сразу объяснить, за что советское правительство забрало в счет репараций оборудование. Завод DKW поставлял свои мотоциклы для армии – это автоматически делало предприятие виновным в ущербе, причиненном СССР и союзникам. Кстати, последние не сильно и потерпели, особенно американцы. Но это не мешало им забирать все, что нравилось.
Во-вторых, узлы и агрегаты были советскими, хоть их и постарались скопировать максимально точно. В-третьих, инженеры из СССР серьезно доработали модель, хоть внешне это и не заметно. Главное отличие – это адаптация к более суровым условиям эксплуатации. Ведь советские дороги были куда хуже, чем в Германии, особенно после войны.
Иж-350 оказался лучше по ряду показателей:
✅ Выносливей
✅ Проходимей
✅ Ремонтопригодность на порядок выше за счет упрощения конструкции
Но немецкий байк однозначно надежнее. Детали у него из более качественных металлов. Особенно это касается модификаций, изготавливаемых для армии.
Вполне возможно, что Иж-350 могли сделать не только таким же надежным, как DKW NZ-350, но и более ресурсным. Но модель эта предназначалась для гражданского рынка. Главное для СССР было снижение стоимости байка, в первую очередь, за счет массовости и упрощения.
Иж-350 получил простой двухтактный двигатель с объемом 346 см3. Мощность как у немецкой модели – 11,5 л. с., причем при 4 тысячах оборотов. Ничего общего с современными спортбайками, которые с этой отметки на тахометре только начинают ехать.
Двухтактный мотор – это необходимость заправлять мотоцикл бензиново-масляной смесью. В качестве последнего ингредиента использовались автолы. Впрочем, в СССР были специальные заправки, где из «пистолета» лились именно смеси для двухтактных двигателей.
Правда, такие колонки стояли на АЗС, а те были только в крупных населенных пунктах и на трассах. В деревнях приходилось мешать бензин с маслом самостоятельно в соотношении 1 к 25. Молодежь часто переливала смазку, после чего мотоцикл превращался в генератор дыма.
Иж-350 был карбюраторный, впрочем, как и все серийные модели Ижевского завода до 2008 года. Настраивать систему питания умели почти все владельцы, как и ремонтировать свою технику.
Коробка передач у мотоцикла четырехступенчатая. Скорости можно было переключать как педалью с левой стороны картера, так и дублирующим рычагом на правом боку бензобака. Разгонялся Иж-350 до 90 км/ч. Этого хватало для советских дорог второй половины 50-х.
Мотоцикл выпускался в основном одноместным. Сзади был багажник. Впрочем, иногда встречаются экземпляры с дополнительным сиденьем. Не совсем понятно – это заводское исполнение или уже «художество» отдельных владельцев. А вот у немецкого DKW NZ-350 такие версии точно были.
Уровень комфорта у мотоцикла низкий – ведь заднее колесо не подрессоренное – как в велосипеде. Зато устойчивость и управляемость высока, естественно, с учетом года выпуска.
В конце нужно сказать пару слов о спортивной модификации – она называлась Иж-350С. Этот мотоцикл выпускали с 1948 года. Модель получила телескопическую вилку вместо устаревшей параллелограммной. Сзади появились пружинно-гидравлические амортизаторы и свечная подвеска.
Мощность Иж-350С увеличили до 15 л. с. Эти мотоциклы в серию не пошли, но именно на их основе, участвуя в различных соревнованиях, производитель отрабатывал новые «фишки» для будущих серийных моделей.
Найти Иж-350 в продаже еще можно. Они встречаются обычно в 1-3 экземплярах. Просят за эти мотоциклы от 200 тысяч рублей, но это будет скорее всего «уколхоженный» вариант. За отреставрированный Иж-350 в идеальном состоянии хотят уже полмиллиона.
Увы, но ценность эти модели для большинства владельцев не представляют. Да и выглядят не очень – как правило, собирается техника из того, что есть в гараже и сарае. Благо, «Планеты» и «Юпитеры» разных моделей и годов выпуска позволяют комбинировать варианты.
А то, что смотрятся не очень – так это не страшно. Ведь основная задача таких мотоциклов – доставка бренного тела владельца до точки назначения. Иногда просто душа болит, видя байки в таком состоянии. Хорошо, что есть люди, скрупулезно восстанавливающие советскую технику.
Последние Иж Планета 5 сошли с конвейера в 2008 году. Фото: Youtube.com
Кстати, мотоциклы Иж выпускались до 2008 года. Но сегодня не будет вспоминать последние потуги отечественного предприятия сохранить производство после развала Советского Союза. Хотя, там немало интересных страниц. Наша задача – рассказать про первые серийные модели.
Разговор пойдет про Иж-350. Этот мотоцикл познакомил основную массу советских граждан со среднекубатурными моделями. Но начнем мы, пожалуй, с мелкосерийных.
Довоенный период
Первой моделью, которую освоил Ижевский завод в 1933 году, стал Иж-7. Сразу нужно отметить, что это не собственная разработка, а копия Красного Октября Л–300. Тот, в свою очередь, тоже не сами придумали – сделали по образу и подобию немецкого DKW Luxus 300.
Чтобы удешевить производство, Иж-7 упростили:
✅ Убрали багажник
✅ Исчезли передние щитки
✅ Появились круглые подножки вместо плоских
✅ Классическую ручку газа заменили на поворотную манетку
Всего собрали более 5,7 тысячи мотоциклов с объемом двигателя 300 см3.
Иж-7 сейчас найти в продаже очень сложно. Фото: Youtube.com
В 1938 году появился Иж-8. Новую модель серьезно доработали. Например, мощность мотора повысили с 5,5 до 8 л. с. Примитивное маховичное магнето уже тогда заменили на связку генератор и аккумулятор.
В 1940 году появился мотоцикл Иж-9. Модель оснащалась все тем же двигателем на 300 «кубиков», но уже с мощностью 9 л. с. Тогда же было решено заложить основу для новой модели – с мотором на 350 см3.
Следующий мотоцикл получил название Иж-12. Чтобы упростить запуск в серию, взяли шасси Иж-9, установив в раму новый двигатель.
Вот только серийным ему стать было не суждено – помешало начало Великой Отечественной войны.
Появление Иж-350
Уже в 1945 году стало ясно – советским гражданам срочно нужен дешевый и доступный транспорт. Конечно, в идеале это должны были быть автомобили, только по факту, в разрушенной стране люди старались побыстрее отстроиться – денег не хватало даже на это.
DKW NZ-350 был популярен в Германии. Фото: Youtube.com
Поэтому велосипеды и мотоциклы были в приоритете, особенно в сельской местности. В самый раз Ижевскому заводу вспомнить про побочное производство, тем более, что выпуск оружия можно было частично сворачивать.
Только Иж-12 так и оставался опытной моделью. Чтобы поставить его на конвейер, требовались станки и линия, а ее не было. Ведь довоенные мотоциклы Иж являлись по сути моделями ручной сборки.
Выход нашли – завод DKW находился как раз в зоне советского влияния, поэтому линию и все станки по производству модели NZ-350 вывезли в Советский Союз. Вместе с ним в Ижевск приехали немецкие инженеры и вся техническая документация.
Кстати, наладить выпуск полной копии DKW NZ-350 было не так-то просто. Завод оказался разбит, часть станков взорвано, техническая документация неполная. Пришлось ремонтировать оборудование, а сделать это при имеющихся технологиях в СССР оказалось непросто.
Иж-9 в 1945 году уже безнадежно устарел. Фото: Youtube.com
Но использовав части от разных станков, привлекая специалистов, больше вручную, производство удалось наладить менее чем за год. Конструкция мотоцикла осталась практически неизменной по отношению к DKW NZ-350, но ряд приборов и электрооборудования были советскими.
Модель Иж-350 выпускалась с 1946 по 1951 годы. За 5 лет завод собрал около 127 тысяч мотоциклов.
Копия или нет?
Считается, что Иж-350 является полной копией DKW NZ-350. Да в его основе лежит схема немецкой модели, но это отечественная двухколесная техника.
Спидометр у Иж-350 вмонтирован в корпус фары. Фото: Youtube.com
Во-первых, нужно сразу объяснить, за что советское правительство забрало в счет репараций оборудование. Завод DKW поставлял свои мотоциклы для армии – это автоматически делало предприятие виновным в ущербе, причиненном СССР и союзникам. Кстати, последние не сильно и потерпели, особенно американцы. Но это не мешало им забирать все, что нравилось.
Во-вторых, узлы и агрегаты были советскими, хоть их и постарались скопировать максимально точно. В-третьих, инженеры из СССР серьезно доработали модель, хоть внешне это и не заметно. Главное отличие – это адаптация к более суровым условиям эксплуатации. Ведь советские дороги были куда хуже, чем в Германии, особенно после войны.
Иж-350 оказался лучше по ряду показателей:
✅ Выносливей
✅ Проходимей
✅ Ремонтопригодность на порядок выше за счет упрощения конструкции
Но немецкий байк однозначно надежнее. Детали у него из более качественных металлов. Особенно это касается модификаций, изготавливаемых для армии.
Даже в таком состоянии найти этот мотоцикл уже сложно. Фото: Youtube.com
Вполне возможно, что Иж-350 могли сделать не только таким же надежным, как DKW NZ-350, но и более ресурсным. Но модель эта предназначалась для гражданского рынка. Главное для СССР было снижение стоимости байка, в первую очередь, за счет массовости и упрощения.
Конструктивные особенности
Иж-350 получил простой двухтактный двигатель с объемом 346 см3. Мощность как у немецкой модели – 11,5 л. с., причем при 4 тысячах оборотов. Ничего общего с современными спортбайками, которые с этой отметки на тахометре только начинают ехать.
Это ржавое чудо срочно нуждается в реставрации. Фото: Youtube.com
Двухтактный мотор – это необходимость заправлять мотоцикл бензиново-масляной смесью. В качестве последнего ингредиента использовались автолы. Впрочем, в СССР были специальные заправки, где из «пистолета» лились именно смеси для двухтактных двигателей.
Правда, такие колонки стояли на АЗС, а те были только в крупных населенных пунктах и на трассах. В деревнях приходилось мешать бензин с маслом самостоятельно в соотношении 1 к 25. Молодежь часто переливала смазку, после чего мотоцикл превращался в генератор дыма.
Иж-350 был карбюраторный, впрочем, как и все серийные модели Ижевского завода до 2008 года. Настраивать систему питания умели почти все владельцы, как и ремонтировать свою технику.
Дублирующий рычаг переключения передач на баке решили оставить. Фото: Youtube.com
Коробка передач у мотоцикла четырехступенчатая. Скорости можно было переключать как педалью с левой стороны картера, так и дублирующим рычагом на правом боку бензобака. Разгонялся Иж-350 до 90 км/ч. Этого хватало для советских дорог второй половины 50-х.
Мотоцикл выпускался в основном одноместным. Сзади был багажник. Впрочем, иногда встречаются экземпляры с дополнительным сиденьем. Не совсем понятно – это заводское исполнение или уже «художество» отдельных владельцев. А вот у немецкого DKW NZ-350 такие версии точно были.
Уровень комфорта у мотоцикла низкий – ведь заднее колесо не подрессоренное – как в велосипеде. Зато устойчивость и управляемость высока, естественно, с учетом года выпуска.
И немного ностальгии по 50-м годам. Фото: Youtube.com
В конце нужно сказать пару слов о спортивной модификации – она называлась Иж-350С. Этот мотоцикл выпускали с 1948 года. Модель получила телескопическую вилку вместо устаревшей параллелограммной. Сзади появились пружинно-гидравлические амортизаторы и свечная подвеска.
Мощность Иж-350С увеличили до 15 л. с. Эти мотоциклы в серию не пошли, но именно на их основе, участвуя в различных соревнованиях, производитель отрабатывал новые «фишки» для будущих серийных моделей.
Найти Иж-350 в продаже еще можно. Они встречаются обычно в 1-3 экземплярах. Просят за эти мотоциклы от 200 тысяч рублей, но это будет скорее всего «уколхоженный» вариант. За отреставрированный Иж-350 в идеальном состоянии хотят уже полмиллиона.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Увеличение штрафов в 40 раз и не только – последние изменения для автомобилистов
В новом видео на YouTube-канале «Александр Шумский» автор рассказывает об очередных изменениях в правилах дорожного движения, которые могут значительно...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....