Иж-350 – первый массовый советский мотоцикл из Ижевска
19 415

Иж-350 – первый массовый советский мотоцикл из Ижевска

Мотоциклы, производимые в Ижевске, до сих пор катаются по российским дорогам. Хватает их и в других странах бывшего Советского Союза. Хотя, встречаются они в основном в сельской местности.


Увы, но ценность эти модели для большинства владельцев не представляют. Да и выглядят не очень – как правило, собирается техника из того, что есть в гараже и сарае. Благо, «Планеты» и «Юпитеры» разных моделей и годов выпуска позволяют комбинировать варианты.

А то, что смотрятся не очень – так это не страшно. Ведь основная задача таких мотоциклов – доставка бренного тела владельца до точки назначения. Иногда просто душа болит, видя байки в таком состоянии. Хорошо, что есть люди, скрупулезно восстанавливающие советскую технику.

Иж-350 – первый массовый советский мотоцикл из ИжевскаПоследние Иж Планета 5 сошли с конвейера в 2008 году. Фото: Youtube.com

Кстати, мотоциклы Иж выпускались до 2008 года. Но сегодня не будет вспоминать последние потуги отечественного предприятия сохранить производство после развала Советского Союза. Хотя, там немало интересных страниц. Наша задача – рассказать про первые серийные модели.
Разговор пойдет про Иж-350. Этот мотоцикл познакомил основную массу советских граждан со среднекубатурными моделями. Но начнем мы, пожалуй, с мелкосерийных.

Довоенный период


Первой моделью, которую освоил Ижевский завод в 1933 году, стал Иж-7. Сразу нужно отметить, что это не собственная разработка, а копия Красного Октября Л–300. Тот, в свою очередь, тоже не сами придумали – сделали по образу и подобию немецкого DKW Luxus 300.

Чтобы удешевить производство, Иж-7 упростили:

✅ Убрали багажник
✅ Исчезли передние щитки
✅ Появились круглые подножки вместо плоских
✅ Классическую ручку газа заменили на поворотную манетку

Всего собрали более 5,7 тысячи мотоциклов с объемом двигателя 300 см3.

Иж-7 сейчас найти в продаже очень сложно. Фото: Youtube.com

В 1938 году появился Иж-8. Новую модель серьезно доработали. Например, мощность мотора повысили с 5,5 до 8 л. с. Примитивное маховичное магнето уже тогда заменили на связку генератор и аккумулятор.

В 1940 году появился мотоцикл Иж-9. Модель оснащалась все тем же двигателем на 300 «кубиков», но уже с мощностью 9 л. с. Тогда же было решено заложить основу для новой модели – с мотором на 350 см3.

Следующий мотоцикл получил название Иж-12. Чтобы упростить запуск в серию, взяли шасси Иж-9, установив в раму новый двигатель.
Вот только серийным ему стать было не суждено – помешало начало Великой Отечественной войны.

Появление Иж-350


Уже в 1945 году стало ясно – советским гражданам срочно нужен дешевый и доступный транспорт. Конечно, в идеале это должны были быть автомобили, только по факту, в разрушенной стране люди старались побыстрее отстроиться – денег не хватало даже на это.

DKW NZ-350 был популярен в Германии. Фото: Youtube.com

Поэтому велосипеды и мотоциклы были в приоритете, особенно в сельской местности. В самый раз Ижевскому заводу вспомнить про побочное производство, тем более, что выпуск оружия можно было частично сворачивать.

Только Иж-12 так и оставался опытной моделью. Чтобы поставить его на конвейер, требовались станки и линия, а ее не было. Ведь довоенные мотоциклы Иж являлись по сути моделями ручной сборки.

Выход нашли – завод DKW находился как раз в зоне советского влияния, поэтому линию и все станки по производству модели NZ-350 вывезли в Советский Союз. Вместе с ним в Ижевск приехали немецкие инженеры и вся техническая документация.

Кстати, наладить выпуск полной копии DKW NZ-350 было не так-то просто. Завод оказался разбит, часть станков взорвано, техническая документация неполная. Пришлось ремонтировать оборудование, а сделать это при имеющихся технологиях в СССР оказалось непросто.

Иж-9 в 1945 году уже безнадежно устарел. Фото: Youtube.com

Но использовав части от разных станков, привлекая специалистов, больше вручную, производство удалось наладить менее чем за год. Конструкция мотоцикла осталась практически неизменной по отношению к DKW NZ-350, но ряд приборов и электрооборудования были советскими.

Модель Иж-350 выпускалась с 1946 по 1951 годы. За 5 лет завод собрал около 127 тысяч мотоциклов.

Копия или нет?


Считается, что Иж-350 является полной копией DKW NZ-350. Да в его основе лежит схема немецкой модели, но это отечественная двухколесная техника.

Спидометр у Иж-350 вмонтирован в корпус фары. Фото: Youtube.com

Во-первых, нужно сразу объяснить, за что советское правительство забрало в счет репараций оборудование. Завод DKW поставлял свои мотоциклы для армии – это автоматически делало предприятие виновным в ущербе, причиненном СССР и союзникам. Кстати, последние не сильно и потерпели, особенно американцы. Но это не мешало им забирать все, что нравилось.

Во-вторых, узлы и агрегаты были советскими, хоть их и постарались скопировать максимально точно. В-третьих, инженеры из СССР серьезно доработали модель, хоть внешне это и не заметно. Главное отличие – это адаптация к более суровым условиям эксплуатации. Ведь советские дороги были куда хуже, чем в Германии, особенно после войны.

Иж-350 оказался лучше по ряду показателей:

✅ Выносливей
✅ Проходимей
✅ Ремонтопригодность на порядок выше за счет упрощения конструкции

Но немецкий байк однозначно надежнее. Детали у него из более качественных металлов. Особенно это касается модификаций, изготавливаемых для армии.

Даже в таком состоянии найти этот мотоцикл уже сложно. Фото: Youtube.com

Вполне возможно, что Иж-350 могли сделать не только таким же надежным, как DKW NZ-350, но и более ресурсным. Но модель эта предназначалась для гражданского рынка. Главное для СССР было снижение стоимости байка, в первую очередь, за счет массовости и упрощения.

Конструктивные особенности


Иж-350 получил простой двухтактный двигатель с объемом 346 см3. Мощность как у немецкой модели – 11,5 л. с., причем при 4 тысячах оборотов. Ничего общего с современными спортбайками, которые с этой отметки на тахометре только начинают ехать.

Это ржавое чудо срочно нуждается в реставрации. Фото: Youtube.com

Двухтактный мотор – это необходимость заправлять мотоцикл бензиново-масляной смесью. В качестве последнего ингредиента использовались автолы. Впрочем, в СССР были специальные заправки, где из «пистолета» лились именно смеси для двухтактных двигателей.

Правда, такие колонки стояли на АЗС, а те были только в крупных населенных пунктах и на трассах. В деревнях приходилось мешать бензин с маслом самостоятельно в соотношении 1 к 25. Молодежь часто переливала смазку, после чего мотоцикл превращался в генератор дыма.

Иж-350 был карбюраторный, впрочем, как и все серийные модели Ижевского завода до 2008 года. Настраивать систему питания умели почти все владельцы, как и ремонтировать свою технику.

Дублирующий рычаг переключения передач на баке решили оставить. Фото: Youtube.com

Коробка передач у мотоцикла четырехступенчатая. Скорости можно было переключать как педалью с левой стороны картера, так и дублирующим рычагом на правом боку бензобака. Разгонялся Иж-350 до 90 км/ч. Этого хватало для советских дорог второй половины 50-х.

Мотоцикл выпускался в основном одноместным. Сзади был багажник. Впрочем, иногда встречаются экземпляры с дополнительным сиденьем. Не совсем понятно – это заводское исполнение или уже «художество» отдельных владельцев. А вот у немецкого DKW NZ-350 такие версии точно были.

Уровень комфорта у мотоцикла низкий – ведь заднее колесо не подрессоренное – как в велосипеде. Зато устойчивость и управляемость высока, естественно, с учетом года выпуска.

И немного ностальгии по 50-м годам. Фото: Youtube.com

В конце нужно сказать пару слов о спортивной модификации – она называлась Иж-350С. Этот мотоцикл выпускали с 1948 года. Модель получила телескопическую вилку вместо устаревшей параллелограммной. Сзади появились пружинно-гидравлические амортизаторы и свечная подвеска.

Мощность Иж-350С увеличили до 15 л. с. Эти мотоциклы в серию не пошли, но именно на их основе, участвуя в различных соревнованиях, производитель отрабатывал новые «фишки» для будущих серийных моделей.

Найти Иж-350 в продаже еще можно. Они встречаются обычно в 1-3 экземплярах. Просят за эти мотоциклы от 200 тысяч рублей, но это будет скорее всего «уколхоженный» вариант. За отреставрированный Иж-350 в идеальном состоянии хотят уже полмиллиона.
А вам нравится Иж-350?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Як-18Т снова вернут в «строй»

Як-18Т снова вернут в «строй»

С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России

«Везува С2» – сделано в России

Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Полируем фары картоном

Полируем фары картоном

Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...