ЗиУ-682 – советский троллейбус, который мы часто ждали на остановке
10 110

ЗиУ-682 – советский троллейбус, который мы часто ждали на остановке

Троллейбусы в СССР встречались во всех крупных городах. Интересно, что появление самого массового советского электробуса связано с отказом от этого типа общественного транспорта в Европе.


Работа над ЗиУ-9, который был предтечей 682 модели, началась в 1966 году. Эта машина впоследствии стала не только самой популярной в Советском Союзе, но и во всем мире.

Причины появления трехдверных троллейбусов


До ЗиУ-9 в СССР трудились ЗиУ-5. Во второй половине 1960-х годов стало ясно, что эта модель устарела. Стране нужны более вместительные, долговечные и скоростные троллейбусы. А самое главное – они должны стать трехдверными.

ЗиУ-682 – советский троллейбус, который мы часто ждали на остановкеЗиУ-5 хорош, но маловат. Фото: Youtube.com


Дело в том, что с 1961 года контроль оплаты проезда и реализацией проездных билетов занимались кондукторы, работающие в салонах. Чтобы не пропускать безбилетников, все пассажиры заходили через заднюю дверь, а выходили в переднюю.

Когда было решено сократить количество кондукторов, талоны начали продавать в специальных кассах. После этого появилась возможность использовать общественный транспорт с тремя или более дверями.


В Венгрии стали заказывать Икарусы, а на Троллейбусном заводе имени Урицкого взялись разрабатывать модель трехдверной электрической машины.

ЗиУ-9


Новый троллейбус должен был получить ряд нововведений:

  • ? Уменьшенный передний свес – чтобы управляемая ось не перегружалась
  • ? Привод дверей планировали сделать электромеханическим
  • ? Двигатель увеличенной мощности
  • ? Гидроусилитель руля


ЗиУ-9 имел несущий сварной кузов, составленный из крупногабаритных панелей для упрощения и удешевления серийного производства.

ЗиУ-9 стал лицом больших советских городов. Фото: Youtube.com


Новый троллейбус должен был получить автоматизированную систему поддержания уровня дорожного просвета и высокую плавность хода.
Прототип ЗиУ-9 изготовили в 1971 году. Он быстро прошел все заводские и государственные испытания, был одобрен для серийного производства. Оно началось в 1972, когда троллейбус уже переименовали в ЗиУ-682, согласно системе обозначения.

ЗиУ-682Б


Во второй половине 1972 г. начался выпуск новой модификации. Ее назвали ЗиУ-682Б. Эта версия стала массовой, в отличие от предыдущей, которая выпускалась небольшими партиями. Трехдверные троллейбусы изначально хотели использовать по определенным правилам для пассажиров, по аналогии с двухдверными.

В заднюю дверь предполагалось только заходить, в переднюю – выходить, средняя считалась универсальной. Но водители, отделенные от пассажиров перегородкой, решили по-своему. Отдельной двери у них не было, приходилось использовать переднюю. Многие просто не открывали ее пассажирам, реагируя разве что на гнев пенсионеров.

Кстати, такое негласное правило действовало вплоть до середины 1990-х годов – переднюю дверь водители открывать не любили.
В 1973 г. ЗиУ-682Б были подвергнуты модернизации. Название троллейбуса после этого не изменилось, но машина получила некоторые усовершенствования.

Те самые колесные арки на ранних моделях. Фото: Youtube.com


Изменения после модернизации:

  • ? Колесные арки стали круглыми, до этого они имели угловатую форму
  • ? Электродвигатель ДК-207Г заменили на более мощный ДК-210


Кроме того, троллейбус получил множество мелких усовершенствований.

ЗиУ-682В


Модернизации советской техники велись по своему принципу. Важным считалось не только устранить недостатки и доработать конструкцию, но и уменьшить стоимость всеми возможными способами.

Троллейбус ЗиУ-682Б был подвергнут масштабной модернизации в 1976 году, после чего он получил букву «В» в названии. Основные изменения не коснулись внешнего вида, зато в подвеске вместо реактивных тяг начали использоваться рессоры. Прежняя система оказалась слишком сложной и недолговечной.

Салон лишился одного светильника – их стало 11 вместо 12. Форточек, которых было до этого в каждом окне по одной, стало в два раза меньше. Количество потолочных люков тоже сократилось – теперь их было три.

Кабина водителя отличалась спартанскими удобствами. Фото: Youtube.com


Некоторые троллейбусы оборудовали электрическими штангоуловителями, но эту опцию получали только по специальному заказу. В качестве штатной система появилась на ЗиУ-682Г с 1996 года.

В 1983 г. троллейбусы были немного изменены внешне. Габаритные огни, называемые водителями «лодочками», заменили на новые, другой, унифицированной формы.

Начиная с 1984 г. троллейбусы стали выпускать без понижения уровня пола на задней накопительной площадке. Связано это с недостаточной жесткостью кузова – были случаи, когда пол просто проваливался если там скапливалось много пассажиров.

В 1985 году были внешне изменены указатели поворотов и сигнальные огни.

Следующая модернизация произошла в 1988 г. Тогда электродвигатель ДК-210 был заменен на ДК-213.


Через год на Троллейбусном заводе имени Урицкого начали выпускать переходную модификацию ЗиУ-682В0В. Основное отличие – это пневматический привод механизма открывания дверей.

Троллейбус с «гармошкой»


Были в Советском Союзе и сочлененные модели на базе ЗиУ-682. Они назывались ЗиУ-10 или 683 по новой терминологии. Появились эти модели значительно позже – первая опытная партия в 1978 году.

Один из опытных ЗиУ-683. Фото: Youtube.com


Но серийное производство тогда наладить не смогли, его развернули только с 1986 г. Выпускали эту модель в небольшом количестве, и часть из них сразу шла за границу. Советские троллейбусы поставлялись и долго эксплуатировались в Испании, Греции, некоторых странах Латинской Америки. Естественно, сборка на экспорт отличалась высоким качеством.

ЗиУ-683Б выпускались с 1986 по 1993 гг. Всего с конвейера сошло 806 таких машин.

ЗиУ-682Г


Во второй половине 80-х годов стало ясно, что советские троллейбусы устарели и срочно нуждаются в масштабной модернизации. Хотя на конвейере вовсю шел выпуск ЗиУ-682В, уже в 1988 году была собрана партия опытных 682Г.

Модель внедряли в производство постепенно – до 1991 г. она собиралась параллельно с предыдущей модификацией троллейбуса, вытесняя ее с конвейера.

Новая машина получила множество доработок, как снаружи, так и внутри:

  • ? Решетка воздухозаборника разместилась сразу под лобовым стеклом
  • ? Окна с форточками по правому борту изменили свое расположение
  • ? В салоне увеличили число стоячих мест за счет замены части двухрядных сидений на одинарные


Водительская кабина тоже была серьезно переработана – она удобнее и эргономичнее. Перегородка стала глухой, дверь из отсека – шире.
Развал Советского Союза серьезно повлиял на дела Троллейбусного завода Урицкого. Объемы выпуска сократились в десятки раз. Производство переименовали в ЗАО «Тролза», с 2020 года он называется Энгельсский завод электрического транспорта.

ЗиУ-682Г 2006 года выпуска. Фото: Youtube.com


В 1990-х несколько предприятий в России выпускали свои варианты ЗиУ-682 под другими названиями. Часто они просто закупали комплекты запчастей у производителя и реставрировали старые списанные троллейбусы.

ЗиУ-682 в различных модификациях поставлялись более чем 20 стран, став самым массовым общественным электротранспортом в мире.
Модель выпускалась серийно до 2013 года, потом завод отказался от нее. Но с 2014 по 2016 гг. по спецзаказу было выпущено как минимум несколько троллейбусов.

К сожалению, в настоящее время ЗиУ-682 любой модификации осталось немного. С обновлением троллейбусных парков их постепенно резали на металл, разбирали на запчасти. В итоге осталось всего несколько десятков экземпляров по всем городам СНГ, возможно, что где-то они еще продолжают эксплуатироваться.
А какие воспоминания ЗиУ-682 вызывает у вас?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...