ЗиУ-682 – советский троллейбус, который мы часто ждали на остановке
Троллейбусы в СССР встречались во всех крупных городах. Интересно, что появление самого массового советского электробуса связано с отказом от этого типа общественного транспорта в Европе.
Работа над ЗиУ-9, который был предтечей 682 модели, началась в 1966 году. Эта машина впоследствии стала не только самой популярной в Советском Союзе, но и во всем мире.
До ЗиУ-9 в СССР трудились ЗиУ-5. Во второй половине 1960-х годов стало ясно, что эта модель устарела. Стране нужны более вместительные, долговечные и скоростные троллейбусы. А самое главное – они должны стать трехдверными.
Дело в том, что с 1961 года контроль оплаты проезда и реализацией проездных билетов занимались кондукторы, работающие в салонах. Чтобы не пропускать безбилетников, все пассажиры заходили через заднюю дверь, а выходили в переднюю.
В Венгрии стали заказывать Икарусы, а на Троллейбусном заводе имени Урицкого взялись разрабатывать модель трехдверной электрической машины.
Новый троллейбус должен был получить ряд нововведений:
ЗиУ-9 имел несущий сварной кузов, составленный из крупногабаритных панелей для упрощения и удешевления серийного производства.
Новый троллейбус должен был получить автоматизированную систему поддержания уровня дорожного просвета и высокую плавность хода.
Прототип ЗиУ-9 изготовили в 1971 году. Он быстро прошел все заводские и государственные испытания, был одобрен для серийного производства. Оно началось в 1972, когда троллейбус уже переименовали в ЗиУ-682, согласно системе обозначения.
Во второй половине 1972 г. начался выпуск новой модификации. Ее назвали ЗиУ-682Б. Эта версия стала массовой, в отличие от предыдущей, которая выпускалась небольшими партиями. Трехдверные троллейбусы изначально хотели использовать по определенным правилам для пассажиров, по аналогии с двухдверными.
В заднюю дверь предполагалось только заходить, в переднюю – выходить, средняя считалась универсальной. Но водители, отделенные от пассажиров перегородкой, решили по-своему. Отдельной двери у них не было, приходилось использовать переднюю. Многие просто не открывали ее пассажирам, реагируя разве что на гнев пенсионеров.
Кстати, такое негласное правило действовало вплоть до середины 1990-х годов – переднюю дверь водители открывать не любили.
В 1973 г. ЗиУ-682Б были подвергнуты модернизации. Название троллейбуса после этого не изменилось, но машина получила некоторые усовершенствования.
Изменения после модернизации:
Кроме того, троллейбус получил множество мелких усовершенствований.
Модернизации советской техники велись по своему принципу. Важным считалось не только устранить недостатки и доработать конструкцию, но и уменьшить стоимость всеми возможными способами.
Троллейбус ЗиУ-682Б был подвергнут масштабной модернизации в 1976 году, после чего он получил букву «В» в названии. Основные изменения не коснулись внешнего вида, зато в подвеске вместо реактивных тяг начали использоваться рессоры. Прежняя система оказалась слишком сложной и недолговечной.
Салон лишился одного светильника – их стало 11 вместо 12. Форточек, которых было до этого в каждом окне по одной, стало в два раза меньше. Количество потолочных люков тоже сократилось – теперь их было три.
Некоторые троллейбусы оборудовали электрическими штангоуловителями, но эту опцию получали только по специальному заказу. В качестве штатной система появилась на ЗиУ-682Г с 1996 года.
В 1983 г. троллейбусы были немного изменены внешне. Габаритные огни, называемые водителями «лодочками», заменили на новые, другой, унифицированной формы.
Начиная с 1984 г. троллейбусы стали выпускать без понижения уровня пола на задней накопительной площадке. Связано это с недостаточной жесткостью кузова – были случаи, когда пол просто проваливался если там скапливалось много пассажиров.
В 1985 году были внешне изменены указатели поворотов и сигнальные огни.
Через год на Троллейбусном заводе имени Урицкого начали выпускать переходную модификацию ЗиУ-682В0В. Основное отличие – это пневматический привод механизма открывания дверей.
Были в Советском Союзе и сочлененные модели на базе ЗиУ-682. Они назывались ЗиУ-10 или 683 по новой терминологии. Появились эти модели значительно позже – первая опытная партия в 1978 году.
Но серийное производство тогда наладить не смогли, его развернули только с 1986 г. Выпускали эту модель в небольшом количестве, и часть из них сразу шла за границу. Советские троллейбусы поставлялись и долго эксплуатировались в Испании, Греции, некоторых странах Латинской Америки. Естественно, сборка на экспорт отличалась высоким качеством.
ЗиУ-683Б выпускались с 1986 по 1993 гг. Всего с конвейера сошло 806 таких машин.
Во второй половине 80-х годов стало ясно, что советские троллейбусы устарели и срочно нуждаются в масштабной модернизации. Хотя на конвейере вовсю шел выпуск ЗиУ-682В, уже в 1988 году была собрана партия опытных 682Г.
Модель внедряли в производство постепенно – до 1991 г. она собиралась параллельно с предыдущей модификацией троллейбуса, вытесняя ее с конвейера.
Новая машина получила множество доработок, как снаружи, так и внутри:
Водительская кабина тоже была серьезно переработана – она удобнее и эргономичнее. Перегородка стала глухой, дверь из отсека – шире.
Развал Советского Союза серьезно повлиял на дела Троллейбусного завода Урицкого. Объемы выпуска сократились в десятки раз. Производство переименовали в ЗАО «Тролза», с 2020 года он называется Энгельсский завод электрического транспорта.
В 1990-х несколько предприятий в России выпускали свои варианты ЗиУ-682 под другими названиями. Часто они просто закупали комплекты запчастей у производителя и реставрировали старые списанные троллейбусы.
ЗиУ-682 в различных модификациях поставлялись более чем 20 стран, став самым массовым общественным электротранспортом в мире.
Модель выпускалась серийно до 2013 года, потом завод отказался от нее. Но с 2014 по 2016 гг. по спецзаказу было выпущено как минимум несколько троллейбусов.
К сожалению, в настоящее время ЗиУ-682 любой модификации осталось немного. С обновлением троллейбусных парков их постепенно резали на металл, разбирали на запчасти. В итоге осталось всего несколько десятков экземпляров по всем городам СНГ, возможно, что где-то они еще продолжают эксплуатироваться.
Работа над ЗиУ-9, который был предтечей 682 модели, началась в 1966 году. Эта машина впоследствии стала не только самой популярной в Советском Союзе, но и во всем мире.
Причины появления трехдверных троллейбусов
До ЗиУ-9 в СССР трудились ЗиУ-5. Во второй половине 1960-х годов стало ясно, что эта модель устарела. Стране нужны более вместительные, долговечные и скоростные троллейбусы. А самое главное – они должны стать трехдверными.
ЗиУ-5 хорош, но маловат. Фото: Youtube.com
Дело в том, что с 1961 года контроль оплаты проезда и реализацией проездных билетов занимались кондукторы, работающие в салонах. Чтобы не пропускать безбилетников, все пассажиры заходили через заднюю дверь, а выходили в переднюю.
Когда было решено сократить количество кондукторов, талоны начали продавать в специальных кассах. После этого появилась возможность использовать общественный транспорт с тремя или более дверями.
В Венгрии стали заказывать Икарусы, а на Троллейбусном заводе имени Урицкого взялись разрабатывать модель трехдверной электрической машины.
ЗиУ-9
Новый троллейбус должен был получить ряд нововведений:
- ? Уменьшенный передний свес – чтобы управляемая ось не перегружалась
- ? Привод дверей планировали сделать электромеханическим
- ? Двигатель увеличенной мощности
- ? Гидроусилитель руля
ЗиУ-9 имел несущий сварной кузов, составленный из крупногабаритных панелей для упрощения и удешевления серийного производства.
ЗиУ-9 стал лицом больших советских городов. Фото: Youtube.com
Новый троллейбус должен был получить автоматизированную систему поддержания уровня дорожного просвета и высокую плавность хода.
Прототип ЗиУ-9 изготовили в 1971 году. Он быстро прошел все заводские и государственные испытания, был одобрен для серийного производства. Оно началось в 1972, когда троллейбус уже переименовали в ЗиУ-682, согласно системе обозначения.
ЗиУ-682Б
Во второй половине 1972 г. начался выпуск новой модификации. Ее назвали ЗиУ-682Б. Эта версия стала массовой, в отличие от предыдущей, которая выпускалась небольшими партиями. Трехдверные троллейбусы изначально хотели использовать по определенным правилам для пассажиров, по аналогии с двухдверными.
В заднюю дверь предполагалось только заходить, в переднюю – выходить, средняя считалась универсальной. Но водители, отделенные от пассажиров перегородкой, решили по-своему. Отдельной двери у них не было, приходилось использовать переднюю. Многие просто не открывали ее пассажирам, реагируя разве что на гнев пенсионеров.
Кстати, такое негласное правило действовало вплоть до середины 1990-х годов – переднюю дверь водители открывать не любили.
В 1973 г. ЗиУ-682Б были подвергнуты модернизации. Название троллейбуса после этого не изменилось, но машина получила некоторые усовершенствования.
Те самые колесные арки на ранних моделях. Фото: Youtube.com
Изменения после модернизации:
- ? Колесные арки стали круглыми, до этого они имели угловатую форму
- ? Электродвигатель ДК-207Г заменили на более мощный ДК-210
Кроме того, троллейбус получил множество мелких усовершенствований.
ЗиУ-682В
Модернизации советской техники велись по своему принципу. Важным считалось не только устранить недостатки и доработать конструкцию, но и уменьшить стоимость всеми возможными способами.
Троллейбус ЗиУ-682Б был подвергнут масштабной модернизации в 1976 году, после чего он получил букву «В» в названии. Основные изменения не коснулись внешнего вида, зато в подвеске вместо реактивных тяг начали использоваться рессоры. Прежняя система оказалась слишком сложной и недолговечной.
Салон лишился одного светильника – их стало 11 вместо 12. Форточек, которых было до этого в каждом окне по одной, стало в два раза меньше. Количество потолочных люков тоже сократилось – теперь их было три.
Кабина водителя отличалась спартанскими удобствами. Фото: Youtube.com
Некоторые троллейбусы оборудовали электрическими штангоуловителями, но эту опцию получали только по специальному заказу. В качестве штатной система появилась на ЗиУ-682Г с 1996 года.
В 1983 г. троллейбусы были немного изменены внешне. Габаритные огни, называемые водителями «лодочками», заменили на новые, другой, унифицированной формы.
Начиная с 1984 г. троллейбусы стали выпускать без понижения уровня пола на задней накопительной площадке. Связано это с недостаточной жесткостью кузова – были случаи, когда пол просто проваливался если там скапливалось много пассажиров.
В 1985 году были внешне изменены указатели поворотов и сигнальные огни.
Следующая модернизация произошла в 1988 г. Тогда электродвигатель ДК-210 был заменен на ДК-213.
Через год на Троллейбусном заводе имени Урицкого начали выпускать переходную модификацию ЗиУ-682В0В. Основное отличие – это пневматический привод механизма открывания дверей.
Троллейбус с «гармошкой»
Были в Советском Союзе и сочлененные модели на базе ЗиУ-682. Они назывались ЗиУ-10 или 683 по новой терминологии. Появились эти модели значительно позже – первая опытная партия в 1978 году.
Один из опытных ЗиУ-683. Фото: Youtube.com
Но серийное производство тогда наладить не смогли, его развернули только с 1986 г. Выпускали эту модель в небольшом количестве, и часть из них сразу шла за границу. Советские троллейбусы поставлялись и долго эксплуатировались в Испании, Греции, некоторых странах Латинской Америки. Естественно, сборка на экспорт отличалась высоким качеством.
ЗиУ-683Б выпускались с 1986 по 1993 гг. Всего с конвейера сошло 806 таких машин.
ЗиУ-682Г
Во второй половине 80-х годов стало ясно, что советские троллейбусы устарели и срочно нуждаются в масштабной модернизации. Хотя на конвейере вовсю шел выпуск ЗиУ-682В, уже в 1988 году была собрана партия опытных 682Г.
Модель внедряли в производство постепенно – до 1991 г. она собиралась параллельно с предыдущей модификацией троллейбуса, вытесняя ее с конвейера.
Новая машина получила множество доработок, как снаружи, так и внутри:
- ? Решетка воздухозаборника разместилась сразу под лобовым стеклом
- ? Окна с форточками по правому борту изменили свое расположение
- ? В салоне увеличили число стоячих мест за счет замены части двухрядных сидений на одинарные
Водительская кабина тоже была серьезно переработана – она удобнее и эргономичнее. Перегородка стала глухой, дверь из отсека – шире.
Развал Советского Союза серьезно повлиял на дела Троллейбусного завода Урицкого. Объемы выпуска сократились в десятки раз. Производство переименовали в ЗАО «Тролза», с 2020 года он называется Энгельсский завод электрического транспорта.
ЗиУ-682Г 2006 года выпуска. Фото: Youtube.com
В 1990-х несколько предприятий в России выпускали свои варианты ЗиУ-682 под другими названиями. Часто они просто закупали комплекты запчастей у производителя и реставрировали старые списанные троллейбусы.
ЗиУ-682 в различных модификациях поставлялись более чем 20 стран, став самым массовым общественным электротранспортом в мире.
Модель выпускалась серийно до 2013 года, потом завод отказался от нее. Но с 2014 по 2016 гг. по спецзаказу было выпущено как минимум несколько троллейбусов.
К сожалению, в настоящее время ЗиУ-682 любой модификации осталось немного. С обновлением троллейбусных парков их постепенно резали на металл, разбирали на запчасти. В итоге осталось всего несколько десятков экземпляров по всем городам СНГ, возможно, что где-то они еще продолжают эксплуатироваться.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...