
ЗиУ-682 – советский троллейбус, который мы часто ждали на остановке
Троллейбусы в СССР встречались во всех крупных городах. Интересно, что появление самого массового советского электробуса связано с отказом от этого типа общественного транспорта в Европе.
Работа над ЗиУ-9, который был предтечей 682 модели, началась в 1966 году. Эта машина впоследствии стала не только самой популярной в Советском Союзе, но и во всем мире.
До ЗиУ-9 в СССР трудились ЗиУ-5. Во второй половине 1960-х годов стало ясно, что эта модель устарела. Стране нужны более вместительные, долговечные и скоростные троллейбусы. А самое главное – они должны стать трехдверными.
ЗиУ-5 хорош, но маловат. Фото: Youtube.com
Дело в том, что с 1961 года контроль оплаты проезда и реализацией проездных билетов занимались кондукторы, работающие в салонах. Чтобы не пропускать безбилетников, все пассажиры заходили через заднюю дверь, а выходили в переднюю.
В Венгрии стали заказывать Икарусы, а на Троллейбусном заводе имени Урицкого взялись разрабатывать модель трехдверной электрической машины.
Новый троллейбус должен был получить ряд нововведений:
ЗиУ-9 имел несущий сварной кузов, составленный из крупногабаритных панелей для упрощения и удешевления серийного производства.
ЗиУ-9 стал лицом больших советских городов. Фото: Youtube.com
Новый троллейбус должен был получить автоматизированную систему поддержания уровня дорожного просвета и высокую плавность хода.
Прототип ЗиУ-9 изготовили в 1971 году. Он быстро прошел все заводские и государственные испытания, был одобрен для серийного производства. Оно началось в 1972, когда троллейбус уже переименовали в ЗиУ-682, согласно системе обозначения.
Во второй половине 1972 г. начался выпуск новой модификации. Ее назвали ЗиУ-682Б. Эта версия стала массовой, в отличие от предыдущей, которая выпускалась небольшими партиями. Трехдверные троллейбусы изначально хотели использовать по определенным правилам для пассажиров, по аналогии с двухдверными.
В заднюю дверь предполагалось только заходить, в переднюю – выходить, средняя считалась универсальной. Но водители, отделенные от пассажиров перегородкой, решили по-своему. Отдельной двери у них не было, приходилось использовать переднюю. Многие просто не открывали ее пассажирам, реагируя разве что на гнев пенсионеров.
Кстати, такое негласное правило действовало вплоть до середины 1990-х годов – переднюю дверь водители открывать не любили.
В 1973 г. ЗиУ-682Б были подвергнуты модернизации. Название троллейбуса после этого не изменилось, но машина получила некоторые усовершенствования.
Те самые колесные арки на ранних моделях. Фото: Youtube.com
Изменения после модернизации:
Кроме того, троллейбус получил множество мелких усовершенствований.
Модернизации советской техники велись по своему принципу. Важным считалось не только устранить недостатки и доработать конструкцию, но и уменьшить стоимость всеми возможными способами.
Троллейбус ЗиУ-682Б был подвергнут масштабной модернизации в 1976 году, после чего он получил букву «В» в названии. Основные изменения не коснулись внешнего вида, зато в подвеске вместо реактивных тяг начали использоваться рессоры. Прежняя система оказалась слишком сложной и недолговечной.
Салон лишился одного светильника – их стало 11 вместо 12. Форточек, которых было до этого в каждом окне по одной, стало в два раза меньше. Количество потолочных люков тоже сократилось – теперь их было три.
Кабина водителя отличалась спартанскими удобствами. Фото: Youtube.com
Некоторые троллейбусы оборудовали электрическими штангоуловителями, но эту опцию получали только по специальному заказу. В качестве штатной система появилась на ЗиУ-682Г с 1996 года.
В 1983 г. троллейбусы были немного изменены внешне. Габаритные огни, называемые водителями «лодочками», заменили на новые, другой, унифицированной формы.
Начиная с 1984 г. троллейбусы стали выпускать без понижения уровня пола на задней накопительной площадке. Связано это с недостаточной жесткостью кузова – были случаи, когда пол просто проваливался если там скапливалось много пассажиров.
В 1985 году были внешне изменены указатели поворотов и сигнальные огни.
Через год на Троллейбусном заводе имени Урицкого начали выпускать переходную модификацию ЗиУ-682В0В. Основное отличие – это пневматический привод механизма открывания дверей.
Были в Советском Союзе и сочлененные модели на базе ЗиУ-682. Они назывались ЗиУ-10 или 683 по новой терминологии. Появились эти модели значительно позже – первая опытная партия в 1978 году.
Один из опытных ЗиУ-683. Фото: Youtube.com
Но серийное производство тогда наладить не смогли, его развернули только с 1986 г. Выпускали эту модель в небольшом количестве, и часть из них сразу шла за границу. Советские троллейбусы поставлялись и долго эксплуатировались в Испании, Греции, некоторых странах Латинской Америки. Естественно, сборка на экспорт отличалась высоким качеством.
ЗиУ-683Б выпускались с 1986 по 1993 гг. Всего с конвейера сошло 806 таких машин.
Во второй половине 80-х годов стало ясно, что советские троллейбусы устарели и срочно нуждаются в масштабной модернизации. Хотя на конвейере вовсю шел выпуск ЗиУ-682В, уже в 1988 году была собрана партия опытных 682Г.
Модель внедряли в производство постепенно – до 1991 г. она собиралась параллельно с предыдущей модификацией троллейбуса, вытесняя ее с конвейера.
Новая машина получила множество доработок, как снаружи, так и внутри:
Водительская кабина тоже была серьезно переработана – она удобнее и эргономичнее. Перегородка стала глухой, дверь из отсека – шире.
Развал Советского Союза серьезно повлиял на дела Троллейбусного завода Урицкого. Объемы выпуска сократились в десятки раз. Производство переименовали в ЗАО «Тролза», с 2020 года он называется Энгельсский завод электрического транспорта.
ЗиУ-682Г 2006 года выпуска. Фото: Youtube.com
В 1990-х несколько предприятий в России выпускали свои варианты ЗиУ-682 под другими названиями. Часто они просто закупали комплекты запчастей у производителя и реставрировали старые списанные троллейбусы.
ЗиУ-682 в различных модификациях поставлялись более чем 20 стран, став самым массовым общественным электротранспортом в мире.
Модель выпускалась серийно до 2013 года, потом завод отказался от нее. Но с 2014 по 2016 гг. по спецзаказу было выпущено как минимум несколько троллейбусов.
К сожалению, в настоящее время ЗиУ-682 любой модификации осталось немного. С обновлением троллейбусных парков их постепенно резали на металл, разбирали на запчасти. В итоге осталось всего несколько десятков экземпляров по всем городам СНГ, возможно, что где-то они еще продолжают эксплуатироваться.
Работа над ЗиУ-9, который был предтечей 682 модели, началась в 1966 году. Эта машина впоследствии стала не только самой популярной в Советском Союзе, но и во всем мире.
Причины появления трехдверных троллейбусов
До ЗиУ-9 в СССР трудились ЗиУ-5. Во второй половине 1960-х годов стало ясно, что эта модель устарела. Стране нужны более вместительные, долговечные и скоростные троллейбусы. А самое главное – они должны стать трехдверными.

Дело в том, что с 1961 года контроль оплаты проезда и реализацией проездных билетов занимались кондукторы, работающие в салонах. Чтобы не пропускать безбилетников, все пассажиры заходили через заднюю дверь, а выходили в переднюю.
Когда было решено сократить количество кондукторов, талоны начали продавать в специальных кассах. После этого появилась возможность использовать общественный транспорт с тремя или более дверями.
В Венгрии стали заказывать Икарусы, а на Троллейбусном заводе имени Урицкого взялись разрабатывать модель трехдверной электрической машины.
ЗиУ-9
Новый троллейбус должен был получить ряд нововведений:
- ? Уменьшенный передний свес – чтобы управляемая ось не перегружалась
- ? Привод дверей планировали сделать электромеханическим
- ? Двигатель увеличенной мощности
- ? Гидроусилитель руля
ЗиУ-9 имел несущий сварной кузов, составленный из крупногабаритных панелей для упрощения и удешевления серийного производства.

Новый троллейбус должен был получить автоматизированную систему поддержания уровня дорожного просвета и высокую плавность хода.
Прототип ЗиУ-9 изготовили в 1971 году. Он быстро прошел все заводские и государственные испытания, был одобрен для серийного производства. Оно началось в 1972, когда троллейбус уже переименовали в ЗиУ-682, согласно системе обозначения.
ЗиУ-682Б
Во второй половине 1972 г. начался выпуск новой модификации. Ее назвали ЗиУ-682Б. Эта версия стала массовой, в отличие от предыдущей, которая выпускалась небольшими партиями. Трехдверные троллейбусы изначально хотели использовать по определенным правилам для пассажиров, по аналогии с двухдверными.
В заднюю дверь предполагалось только заходить, в переднюю – выходить, средняя считалась универсальной. Но водители, отделенные от пассажиров перегородкой, решили по-своему. Отдельной двери у них не было, приходилось использовать переднюю. Многие просто не открывали ее пассажирам, реагируя разве что на гнев пенсионеров.
Кстати, такое негласное правило действовало вплоть до середины 1990-х годов – переднюю дверь водители открывать не любили.
В 1973 г. ЗиУ-682Б были подвергнуты модернизации. Название троллейбуса после этого не изменилось, но машина получила некоторые усовершенствования.

Изменения после модернизации:
- ? Колесные арки стали круглыми, до этого они имели угловатую форму
- ? Электродвигатель ДК-207Г заменили на более мощный ДК-210
Кроме того, троллейбус получил множество мелких усовершенствований.
ЗиУ-682В
Модернизации советской техники велись по своему принципу. Важным считалось не только устранить недостатки и доработать конструкцию, но и уменьшить стоимость всеми возможными способами.
Троллейбус ЗиУ-682Б был подвергнут масштабной модернизации в 1976 году, после чего он получил букву «В» в названии. Основные изменения не коснулись внешнего вида, зато в подвеске вместо реактивных тяг начали использоваться рессоры. Прежняя система оказалась слишком сложной и недолговечной.
Салон лишился одного светильника – их стало 11 вместо 12. Форточек, которых было до этого в каждом окне по одной, стало в два раза меньше. Количество потолочных люков тоже сократилось – теперь их было три.

Некоторые троллейбусы оборудовали электрическими штангоуловителями, но эту опцию получали только по специальному заказу. В качестве штатной система появилась на ЗиУ-682Г с 1996 года.
В 1983 г. троллейбусы были немного изменены внешне. Габаритные огни, называемые водителями «лодочками», заменили на новые, другой, унифицированной формы.
Начиная с 1984 г. троллейбусы стали выпускать без понижения уровня пола на задней накопительной площадке. Связано это с недостаточной жесткостью кузова – были случаи, когда пол просто проваливался если там скапливалось много пассажиров.
В 1985 году были внешне изменены указатели поворотов и сигнальные огни.
Следующая модернизация произошла в 1988 г. Тогда электродвигатель ДК-210 был заменен на ДК-213.
Через год на Троллейбусном заводе имени Урицкого начали выпускать переходную модификацию ЗиУ-682В0В. Основное отличие – это пневматический привод механизма открывания дверей.
Троллейбус с «гармошкой»
Были в Советском Союзе и сочлененные модели на базе ЗиУ-682. Они назывались ЗиУ-10 или 683 по новой терминологии. Появились эти модели значительно позже – первая опытная партия в 1978 году.

Но серийное производство тогда наладить не смогли, его развернули только с 1986 г. Выпускали эту модель в небольшом количестве, и часть из них сразу шла за границу. Советские троллейбусы поставлялись и долго эксплуатировались в Испании, Греции, некоторых странах Латинской Америки. Естественно, сборка на экспорт отличалась высоким качеством.
ЗиУ-683Б выпускались с 1986 по 1993 гг. Всего с конвейера сошло 806 таких машин.
ЗиУ-682Г
Во второй половине 80-х годов стало ясно, что советские троллейбусы устарели и срочно нуждаются в масштабной модернизации. Хотя на конвейере вовсю шел выпуск ЗиУ-682В, уже в 1988 году была собрана партия опытных 682Г.
Модель внедряли в производство постепенно – до 1991 г. она собиралась параллельно с предыдущей модификацией троллейбуса, вытесняя ее с конвейера.
Новая машина получила множество доработок, как снаружи, так и внутри:
- ? Решетка воздухозаборника разместилась сразу под лобовым стеклом
- ? Окна с форточками по правому борту изменили свое расположение
- ? В салоне увеличили число стоячих мест за счет замены части двухрядных сидений на одинарные
Водительская кабина тоже была серьезно переработана – она удобнее и эргономичнее. Перегородка стала глухой, дверь из отсека – шире.
Развал Советского Союза серьезно повлиял на дела Троллейбусного завода Урицкого. Объемы выпуска сократились в десятки раз. Производство переименовали в ЗАО «Тролза», с 2020 года он называется Энгельсский завод электрического транспорта.

В 1990-х несколько предприятий в России выпускали свои варианты ЗиУ-682 под другими названиями. Часто они просто закупали комплекты запчастей у производителя и реставрировали старые списанные троллейбусы.
ЗиУ-682 в различных модификациях поставлялись более чем 20 стран, став самым массовым общественным электротранспортом в мире.
Модель выпускалась серийно до 2013 года, потом завод отказался от нее. Но с 2014 по 2016 гг. по спецзаказу было выпущено как минимум несколько троллейбусов.
К сожалению, в настоящее время ЗиУ-682 любой модификации осталось немного. С обновлением троллейбусных парков их постепенно резали на металл, разбирали на запчасти. В итоге осталось всего несколько десятков экземпляров по всем городам СНГ, возможно, что где-то они еще продолжают эксплуатироваться.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Nissan успешно конкурирует с китайскими электромобилями на их «поле»
В Поднебесной стартовали продажи нового седана от японского бренда. Модель, на удивление, оказалась востребованной. Как «Ниссан» это удалось?...