ЗиУ-682 – советский троллейбус, который мы часто ждали на остановке
Троллейбусы в СССР встречались во всех крупных городах. Интересно, что появление самого массового советского электробуса связано с отказом от этого типа общественного транспорта в Европе.
Работа над ЗиУ-9, который был предтечей 682 модели, началась в 1966 году. Эта машина впоследствии стала не только самой популярной в Советском Союзе, но и во всем мире.
До ЗиУ-9 в СССР трудились ЗиУ-5. Во второй половине 1960-х годов стало ясно, что эта модель устарела. Стране нужны более вместительные, долговечные и скоростные троллейбусы. А самое главное – они должны стать трехдверными.
Дело в том, что с 1961 года контроль оплаты проезда и реализацией проездных билетов занимались кондукторы, работающие в салонах. Чтобы не пропускать безбилетников, все пассажиры заходили через заднюю дверь, а выходили в переднюю.
В Венгрии стали заказывать Икарусы, а на Троллейбусном заводе имени Урицкого взялись разрабатывать модель трехдверной электрической машины.
Новый троллейбус должен был получить ряд нововведений:
ЗиУ-9 имел несущий сварной кузов, составленный из крупногабаритных панелей для упрощения и удешевления серийного производства.
Новый троллейбус должен был получить автоматизированную систему поддержания уровня дорожного просвета и высокую плавность хода.
Прототип ЗиУ-9 изготовили в 1971 году. Он быстро прошел все заводские и государственные испытания, был одобрен для серийного производства. Оно началось в 1972, когда троллейбус уже переименовали в ЗиУ-682, согласно системе обозначения.
Во второй половине 1972 г. начался выпуск новой модификации. Ее назвали ЗиУ-682Б. Эта версия стала массовой, в отличие от предыдущей, которая выпускалась небольшими партиями. Трехдверные троллейбусы изначально хотели использовать по определенным правилам для пассажиров, по аналогии с двухдверными.
В заднюю дверь предполагалось только заходить, в переднюю – выходить, средняя считалась универсальной. Но водители, отделенные от пассажиров перегородкой, решили по-своему. Отдельной двери у них не было, приходилось использовать переднюю. Многие просто не открывали ее пассажирам, реагируя разве что на гнев пенсионеров.
Кстати, такое негласное правило действовало вплоть до середины 1990-х годов – переднюю дверь водители открывать не любили.
В 1973 г. ЗиУ-682Б были подвергнуты модернизации. Название троллейбуса после этого не изменилось, но машина получила некоторые усовершенствования.
Изменения после модернизации:
Кроме того, троллейбус получил множество мелких усовершенствований.
Модернизации советской техники велись по своему принципу. Важным считалось не только устранить недостатки и доработать конструкцию, но и уменьшить стоимость всеми возможными способами.
Троллейбус ЗиУ-682Б был подвергнут масштабной модернизации в 1976 году, после чего он получил букву «В» в названии. Основные изменения не коснулись внешнего вида, зато в подвеске вместо реактивных тяг начали использоваться рессоры. Прежняя система оказалась слишком сложной и недолговечной.
Салон лишился одного светильника – их стало 11 вместо 12. Форточек, которых было до этого в каждом окне по одной, стало в два раза меньше. Количество потолочных люков тоже сократилось – теперь их было три.
Некоторые троллейбусы оборудовали электрическими штангоуловителями, но эту опцию получали только по специальному заказу. В качестве штатной система появилась на ЗиУ-682Г с 1996 года.
В 1983 г. троллейбусы были немного изменены внешне. Габаритные огни, называемые водителями «лодочками», заменили на новые, другой, унифицированной формы.
Начиная с 1984 г. троллейбусы стали выпускать без понижения уровня пола на задней накопительной площадке. Связано это с недостаточной жесткостью кузова – были случаи, когда пол просто проваливался если там скапливалось много пассажиров.
В 1985 году были внешне изменены указатели поворотов и сигнальные огни.
Через год на Троллейбусном заводе имени Урицкого начали выпускать переходную модификацию ЗиУ-682В0В. Основное отличие – это пневматический привод механизма открывания дверей.
Были в Советском Союзе и сочлененные модели на базе ЗиУ-682. Они назывались ЗиУ-10 или 683 по новой терминологии. Появились эти модели значительно позже – первая опытная партия в 1978 году.
Но серийное производство тогда наладить не смогли, его развернули только с 1986 г. Выпускали эту модель в небольшом количестве, и часть из них сразу шла за границу. Советские троллейбусы поставлялись и долго эксплуатировались в Испании, Греции, некоторых странах Латинской Америки. Естественно, сборка на экспорт отличалась высоким качеством.
ЗиУ-683Б выпускались с 1986 по 1993 гг. Всего с конвейера сошло 806 таких машин.
Во второй половине 80-х годов стало ясно, что советские троллейбусы устарели и срочно нуждаются в масштабной модернизации. Хотя на конвейере вовсю шел выпуск ЗиУ-682В, уже в 1988 году была собрана партия опытных 682Г.
Модель внедряли в производство постепенно – до 1991 г. она собиралась параллельно с предыдущей модификацией троллейбуса, вытесняя ее с конвейера.
Новая машина получила множество доработок, как снаружи, так и внутри:
Водительская кабина тоже была серьезно переработана – она удобнее и эргономичнее. Перегородка стала глухой, дверь из отсека – шире.
Развал Советского Союза серьезно повлиял на дела Троллейбусного завода Урицкого. Объемы выпуска сократились в десятки раз. Производство переименовали в ЗАО «Тролза», с 2020 года он называется Энгельсский завод электрического транспорта.
В 1990-х несколько предприятий в России выпускали свои варианты ЗиУ-682 под другими названиями. Часто они просто закупали комплекты запчастей у производителя и реставрировали старые списанные троллейбусы.
ЗиУ-682 в различных модификациях поставлялись более чем 20 стран, став самым массовым общественным электротранспортом в мире.
Модель выпускалась серийно до 2013 года, потом завод отказался от нее. Но с 2014 по 2016 гг. по спецзаказу было выпущено как минимум несколько троллейбусов.
К сожалению, в настоящее время ЗиУ-682 любой модификации осталось немного. С обновлением троллейбусных парков их постепенно резали на металл, разбирали на запчасти. В итоге осталось всего несколько десятков экземпляров по всем городам СНГ, возможно, что где-то они еще продолжают эксплуатироваться.
Работа над ЗиУ-9, который был предтечей 682 модели, началась в 1966 году. Эта машина впоследствии стала не только самой популярной в Советском Союзе, но и во всем мире.
Причины появления трехдверных троллейбусов
До ЗиУ-9 в СССР трудились ЗиУ-5. Во второй половине 1960-х годов стало ясно, что эта модель устарела. Стране нужны более вместительные, долговечные и скоростные троллейбусы. А самое главное – они должны стать трехдверными.
ЗиУ-5 хорош, но маловат. Фото: Youtube.com
Дело в том, что с 1961 года контроль оплаты проезда и реализацией проездных билетов занимались кондукторы, работающие в салонах. Чтобы не пропускать безбилетников, все пассажиры заходили через заднюю дверь, а выходили в переднюю.
Когда было решено сократить количество кондукторов, талоны начали продавать в специальных кассах. После этого появилась возможность использовать общественный транспорт с тремя или более дверями.
В Венгрии стали заказывать Икарусы, а на Троллейбусном заводе имени Урицкого взялись разрабатывать модель трехдверной электрической машины.
ЗиУ-9
Новый троллейбус должен был получить ряд нововведений:
- ? Уменьшенный передний свес – чтобы управляемая ось не перегружалась
- ? Привод дверей планировали сделать электромеханическим
- ? Двигатель увеличенной мощности
- ? Гидроусилитель руля
ЗиУ-9 имел несущий сварной кузов, составленный из крупногабаритных панелей для упрощения и удешевления серийного производства.
ЗиУ-9 стал лицом больших советских городов. Фото: Youtube.com
Новый троллейбус должен был получить автоматизированную систему поддержания уровня дорожного просвета и высокую плавность хода.
Прототип ЗиУ-9 изготовили в 1971 году. Он быстро прошел все заводские и государственные испытания, был одобрен для серийного производства. Оно началось в 1972, когда троллейбус уже переименовали в ЗиУ-682, согласно системе обозначения.
ЗиУ-682Б
Во второй половине 1972 г. начался выпуск новой модификации. Ее назвали ЗиУ-682Б. Эта версия стала массовой, в отличие от предыдущей, которая выпускалась небольшими партиями. Трехдверные троллейбусы изначально хотели использовать по определенным правилам для пассажиров, по аналогии с двухдверными.
В заднюю дверь предполагалось только заходить, в переднюю – выходить, средняя считалась универсальной. Но водители, отделенные от пассажиров перегородкой, решили по-своему. Отдельной двери у них не было, приходилось использовать переднюю. Многие просто не открывали ее пассажирам, реагируя разве что на гнев пенсионеров.
Кстати, такое негласное правило действовало вплоть до середины 1990-х годов – переднюю дверь водители открывать не любили.
В 1973 г. ЗиУ-682Б были подвергнуты модернизации. Название троллейбуса после этого не изменилось, но машина получила некоторые усовершенствования.
Те самые колесные арки на ранних моделях. Фото: Youtube.com
Изменения после модернизации:
- ? Колесные арки стали круглыми, до этого они имели угловатую форму
- ? Электродвигатель ДК-207Г заменили на более мощный ДК-210
Кроме того, троллейбус получил множество мелких усовершенствований.
ЗиУ-682В
Модернизации советской техники велись по своему принципу. Важным считалось не только устранить недостатки и доработать конструкцию, но и уменьшить стоимость всеми возможными способами.
Троллейбус ЗиУ-682Б был подвергнут масштабной модернизации в 1976 году, после чего он получил букву «В» в названии. Основные изменения не коснулись внешнего вида, зато в подвеске вместо реактивных тяг начали использоваться рессоры. Прежняя система оказалась слишком сложной и недолговечной.
Салон лишился одного светильника – их стало 11 вместо 12. Форточек, которых было до этого в каждом окне по одной, стало в два раза меньше. Количество потолочных люков тоже сократилось – теперь их было три.
Кабина водителя отличалась спартанскими удобствами. Фото: Youtube.com
Некоторые троллейбусы оборудовали электрическими штангоуловителями, но эту опцию получали только по специальному заказу. В качестве штатной система появилась на ЗиУ-682Г с 1996 года.
В 1983 г. троллейбусы были немного изменены внешне. Габаритные огни, называемые водителями «лодочками», заменили на новые, другой, унифицированной формы.
Начиная с 1984 г. троллейбусы стали выпускать без понижения уровня пола на задней накопительной площадке. Связано это с недостаточной жесткостью кузова – были случаи, когда пол просто проваливался если там скапливалось много пассажиров.
В 1985 году были внешне изменены указатели поворотов и сигнальные огни.
Следующая модернизация произошла в 1988 г. Тогда электродвигатель ДК-210 был заменен на ДК-213.
Через год на Троллейбусном заводе имени Урицкого начали выпускать переходную модификацию ЗиУ-682В0В. Основное отличие – это пневматический привод механизма открывания дверей.
Троллейбус с «гармошкой»
Были в Советском Союзе и сочлененные модели на базе ЗиУ-682. Они назывались ЗиУ-10 или 683 по новой терминологии. Появились эти модели значительно позже – первая опытная партия в 1978 году.
Один из опытных ЗиУ-683. Фото: Youtube.com
Но серийное производство тогда наладить не смогли, его развернули только с 1986 г. Выпускали эту модель в небольшом количестве, и часть из них сразу шла за границу. Советские троллейбусы поставлялись и долго эксплуатировались в Испании, Греции, некоторых странах Латинской Америки. Естественно, сборка на экспорт отличалась высоким качеством.
ЗиУ-683Б выпускались с 1986 по 1993 гг. Всего с конвейера сошло 806 таких машин.
ЗиУ-682Г
Во второй половине 80-х годов стало ясно, что советские троллейбусы устарели и срочно нуждаются в масштабной модернизации. Хотя на конвейере вовсю шел выпуск ЗиУ-682В, уже в 1988 году была собрана партия опытных 682Г.
Модель внедряли в производство постепенно – до 1991 г. она собиралась параллельно с предыдущей модификацией троллейбуса, вытесняя ее с конвейера.
Новая машина получила множество доработок, как снаружи, так и внутри:
- ? Решетка воздухозаборника разместилась сразу под лобовым стеклом
- ? Окна с форточками по правому борту изменили свое расположение
- ? В салоне увеличили число стоячих мест за счет замены части двухрядных сидений на одинарные
Водительская кабина тоже была серьезно переработана – она удобнее и эргономичнее. Перегородка стала глухой, дверь из отсека – шире.
Развал Советского Союза серьезно повлиял на дела Троллейбусного завода Урицкого. Объемы выпуска сократились в десятки раз. Производство переименовали в ЗАО «Тролза», с 2020 года он называется Энгельсский завод электрического транспорта.
ЗиУ-682Г 2006 года выпуска. Фото: Youtube.com
В 1990-х несколько предприятий в России выпускали свои варианты ЗиУ-682 под другими названиями. Часто они просто закупали комплекты запчастей у производителя и реставрировали старые списанные троллейбусы.
ЗиУ-682 в различных модификациях поставлялись более чем 20 стран, став самым массовым общественным электротранспортом в мире.
Модель выпускалась серийно до 2013 года, потом завод отказался от нее. Но с 2014 по 2016 гг. по спецзаказу было выпущено как минимум несколько троллейбусов.
К сожалению, в настоящее время ЗиУ-682 любой модификации осталось немного. С обновлением троллейбусных парков их постепенно резали на металл, разбирали на запчасти. В итоге осталось всего несколько десятков экземпляров по всем городам СНГ, возможно, что где-то они еще продолжают эксплуатироваться.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....