Долгая история польских тракторов URSUS с печальным концом
Все началось в Варшаве в 1893 году. В те времена компания еще не была Ursus и занималась производством изделий из железа для сахарной и пищевой промышленности, винокурен. Нынешняя линейка, то есть трактора, появилась немного позже.
В 1902 году произошло увеличение ассортимента производства и изменение названия компании, теперь она именовалась Ursus. Уже в 1913 году предприятие стало основным изготовителем силовых агрегатов в стране.
За этот период выдали 6000 двигателей различных типов, мощностью от 5 до 450 л. с, занявших свое место в сельском хозяйстве. В 1916 –1918 годах компанией был подготовлен первый прототип собственного трактора.
Первоначальные проекты развития компании предполагали выпуск двигателей и сельскохозяйственных тракторов мощностью до 600 «лошадок». Но производственные и финансовые трудности, а также политическая ситуация привели к расширению программы по контрактам для армии.
Выпуск продолжился вплоть до 1927 года. В начале 40-х ситуация сильно изменилась. Во время Второй мировой войны компания ставила на поток:
✅ мотоциклы
✅ авиационные стационарные двигатели
✅ бронированную и колесную технику
Уже в 1946 году возобновилось изготовление тракторов, но на этот раз на базе немецкой марки Lanz Bulldog. Первый из них сошел с конвейера в следующем году. С 1948 года началась разработка полностью отечественного трактора.
В 1960 году предприятие было подключено к серийному изготовлению легендарного трактора Ursus C-325, прототип которого построили еще в 1957 году. C-325 являлся конкурентом чехословацких, немецких и английских агрегатов. Эта модель стала прародителем всего семейства легких тракторов. Производство Ursus C-325 с его модернизированными версиями развивалось так:
✅ C-328 с 1963 года
✅ C-330 с 1967 года
✅ C-335 в экспортной версии
Продолжался выпуск непрерывно в течение 34 лет, то есть до 1993 года. В 1961 году компания подписала соглашение о сотрудничестве с Чехословакией. Таким образом, с конвейера начали сходить трактора на базе моделей Zetor. Тесное сотрудничество соседних государств продолжалось до конца 1994 года.
В 1971 году компания выбрала путь развития, основанный на лицензионном производстве американских тракторов Massey Ferguson. В 1983 году Ursus смогла нарастить промышленные мощности и дойти до отметки 50 тысяч изготовленных единиц техники в год.
В 70-х годах предприятие Ursus, под руководством Эдварда Герека, являлось объектом огромной инвестиционной программы. Одним из ее пунктов был большой кредит в заграничных банках с целью экспорта современного на то время оборудования.
В качестве долгосрочных целей ставилось укрепление промышленности и рост внутренней экономики страны. Спустя несколько лет польской компании предоставили еще один транш общей суммой в 7,9 млн. долларов.
К этому присоединился заем от частных американских банков с целью закупки станков в компании Ingersoll Milling Machine Company. Также пытались закупать оборудование у еще одного американского производителя – Gleason. К глубокому сожалению, такие инвестиционные проекты не смогли помочь компании избежать краха, оставив страну с огромной суммой внешнего долга.
Польские трактора неоднократно выставлялись на внутренних и зарубежных выставках. В 1998 – 2003 годах произведена модернизация техники Ursus. Для улучшения их эргономики разработали иной дизайн – в них внедрили совершенно новые детали:
✅ шторки
✅ крылья
✅ пластиковую крышу кабины
В 2018 году чешский производитель Zetor представил новые модели небольших тракторов серий Hortus и Utilix. Эти типы сельскохозяйственного оборудования, кроме чехов, производятся корейской компанией TEAM.
Такая же ситуация сложилась и у производителя Ursus. Он начал сотрудничать с корейским заводом, но компании Branson. Новый Ursus предназначен для тех же целей, что и модели Hortus и Utilix от Zetora. Поэтому он используется не только в сельском хозяйстве, но в лесоводстве и муниципальном секторе.
Ursus C-350B имеет короткую колесную базу и высокий угол поворота передних колес (до 56 градусов). Это дает большое преимущество, которое пригождается в труднодоступных местах и лесоводстве. Трактор оснащен четырехцилиндровым дизельным мотором корейского производителя Kukje. Тот же самый двигатель устанавливается в «классический» аппарат Bransona. Силовой агрегат имеет следующие параметры:
✅ рабочий объем – 2,3 литра
✅ мощность – 47 л. с при 2600 об/мин
✅ максимальная скорость – 33 км/ч
✅ грузоподъемность – 1,65 т
Несмотря на то, что данный двигатель не должен соответствовать стандарту выбросов Stage IIIA, он имеет все необходимые для этого параметры. Силовой агрегат соединен с классической, простой в использовании 12-скоростной коробкой переключения передач.
К началу 80-х предприятием были вложены 25 миллиардов в бесполезные и незавершенные инвестиционные проекты страны. Для их успешной реализации предполагалось вложение суммы вдвое больше. Но, не срослось и завод Ursus стал основным из пострадавших от этой проблемы.
К этому времени стоимость закупленного у западных партнеров оборудования приблизилась к 3,6 миллиарда польских злотых. Складские помещения в Ursus просто ломились от неиспользованных и лишних расходных материалов. Вот один из таких примеров: запас в 1,6 млн шурупов. И речь идет о модели, которая использовалась очень нечасто.
Некоторые в это время понимали бесперспективность таких обширных планов. Поэтому постройка новых складских помещений прекратилась. Теперь расходные материалы остались гнить и ржаветь снаружи. Руководство компании потратило почти 1 миллиард, стараясь создать собственную версию трактора Massey Ferguson.
Но проблемы с лицензией закрыли ей путь на Запад, а ввиду высокой цены в Восточной Европе тоже найти покупателей было нелегко. Из предполагаемых 75 тысяч тракторов в год смогли собрать всего 500.
В 2007 году Турецкий холдинг Uzel приобрел 51 % пакета акций Ursus. Турки и польская компания стали обладателями AGCO Massey Ferguson. С 2011 года польская фирма перешла в собственность Pol-Mot. В последующие времена Ursus увеличивала свой бизнес в Центральной Европе и других странах. Новой перспективной нишей стало планирование производства электробусов.
Планов имелось немало, но компания все больше погрязала в долгах. Не помогло ни сотрудничество в 2013 году с украинской компанией Bogdan, ни последующий африканский вояж. Ursus обеспечил выпуск осей и электрооборудования для 38 троллейбусов польско-украинского производства. Их в течение почти трех лет поставляли для городской инфраструктуры Люблина. Модель получила обозначение Ursus T70116.
На фоне этих событий появился новый 10-миллионный контракт на экспорт 3000 тракторов в Эфиопию. Но, в 2019 году компания Ursus столкнулась с новой проблемой, связанной с огромными прошлогодними убытками в сумме более 12 миллионов евро. Не помогли и попытки реструктуризации компании. В итоге судебных разбирательств, ее признали банкротом. Вот такой печальный конец оказался у Ursus с более чем 125-летней историей.
В 1902 году произошло увеличение ассортимента производства и изменение названия компании, теперь она именовалась Ursus. Уже в 1913 году предприятие стало основным изготовителем силовых агрегатов в стране.
Легендарный Ursus C-325. Фото: youtube.com
За этот период выдали 6000 двигателей различных типов, мощностью от 5 до 450 л. с, занявших свое место в сельском хозяйстве. В 1916 –1918 годах компанией был подготовлен первый прототип собственного трактора.
Начало сборки собственных конструкций
Первоначальные проекты развития компании предполагали выпуск двигателей и сельскохозяйственных тракторов мощностью до 600 «лошадок». Но производственные и финансовые трудности, а также политическая ситуация привели к расширению программы по контрактам для армии.
В 1923 году началось серийное производство первых польских тракторов. Их построили на основе одной из моделей американской Case IH.
Выпуск продолжился вплоть до 1927 года. В начале 40-х ситуация сильно изменилась. Во время Второй мировой войны компания ставила на поток:
✅ мотоциклы
✅ авиационные стационарные двигатели
✅ бронированную и колесную технику
Уже в 1946 году возобновилось изготовление тракторов, но на этот раз на базе немецкой марки Lanz Bulldog. Первый из них сошел с конвейера в следующем году. С 1948 года началась разработка полностью отечественного трактора.
С-328 на пашне. Фото: youtube.com
В 1960 году предприятие было подключено к серийному изготовлению легендарного трактора Ursus C-325, прототип которого построили еще в 1957 году. C-325 являлся конкурентом чехословацких, немецких и английских агрегатов. Эта модель стала прародителем всего семейства легких тракторов. Производство Ursus C-325 с его модернизированными версиями развивалось так:
✅ C-328 с 1963 года
✅ C-330 с 1967 года
✅ C-335 в экспортной версии
Продолжался выпуск непрерывно в течение 34 лет, то есть до 1993 года. В 1961 году компания подписала соглашение о сотрудничестве с Чехословакией. Таким образом, с конвейера начали сходить трактора на базе моделей Zetor. Тесное сотрудничество соседних государств продолжалось до конца 1994 года.
Инвестиции в Ursus
В 1971 году компания выбрала путь развития, основанный на лицензионном производстве американских тракторов Massey Ferguson. В 1983 году Ursus смогла нарастить промышленные мощности и дойти до отметки 50 тысяч изготовленных единиц техники в год.
В 70-х годах предприятие Ursus, под руководством Эдварда Герека, являлось объектом огромной инвестиционной программы. Одним из ее пунктов был большой кредит в заграничных банках с целью экспорта современного на то время оборудования.
Экспортная 335-я модель. Фото: youtube.com
В качестве долгосрочных целей ставилось укрепление промышленности и рост внутренней экономики страны. Спустя несколько лет польской компании предоставили еще один транш общей суммой в 7,9 млн. долларов.
К этому присоединился заем от частных американских банков с целью закупки станков в компании Ingersoll Milling Machine Company. Также пытались закупать оборудование у еще одного американского производителя – Gleason. К глубокому сожалению, такие инвестиционные проекты не смогли помочь компании избежать краха, оставив страну с огромной суммой внешнего долга.
Современные успехи компании
Польские трактора неоднократно выставлялись на внутренних и зарубежных выставках. В 1998 – 2003 годах произведена модернизация техники Ursus. Для улучшения их эргономики разработали иной дизайн – в них внедрили совершенно новые детали:
✅ шторки
✅ крылья
✅ пластиковую крышу кабины
В 2018 году чешский производитель Zetor представил новые модели небольших тракторов серий Hortus и Utilix. Эти типы сельскохозяйственного оборудования, кроме чехов, производятся корейской компанией TEAM.
Такая же ситуация сложилась и у производителя Ursus. Он начал сотрудничать с корейским заводом, но компании Branson. Новый Ursus предназначен для тех же целей, что и модели Hortus и Utilix от Zetora. Поэтому он используется не только в сельском хозяйстве, но в лесоводстве и муниципальном секторе.
Ursus C-350B имеет короткую колесную базу и высокий угол поворота передних колес (до 56 градусов). Это дает большое преимущество, которое пригождается в труднодоступных местах и лесоводстве. Трактор оснащен четырехцилиндровым дизельным мотором корейского производителя Kukje. Тот же самый двигатель устанавливается в «классический» аппарат Bransona. Силовой агрегат имеет следующие параметры:
✅ рабочий объем – 2,3 литра
✅ мощность – 47 л. с при 2600 об/мин
✅ максимальная скорость – 33 км/ч
✅ грузоподъемность – 1,65 т
Несмотря на то, что данный двигатель не должен соответствовать стандарту выбросов Stage IIIA, он имеет все необходимые для этого параметры. Силовой агрегат соединен с классической, простой в использовании 12-скоростной коробкой переключения передач.
Последние годы компании
К началу 80-х предприятием были вложены 25 миллиардов в бесполезные и незавершенные инвестиционные проекты страны. Для их успешной реализации предполагалось вложение суммы вдвое больше. Но, не срослось и завод Ursus стал основным из пострадавших от этой проблемы.
330-я модификация польского трактора. Фото: youtube.com
К этому времени стоимость закупленного у западных партнеров оборудования приблизилась к 3,6 миллиарда польских злотых. Складские помещения в Ursus просто ломились от неиспользованных и лишних расходных материалов. Вот один из таких примеров: запас в 1,6 млн шурупов. И речь идет о модели, которая использовалась очень нечасто.
Некоторые в это время понимали бесперспективность таких обширных планов. Поэтому постройка новых складских помещений прекратилась. Теперь расходные материалы остались гнить и ржаветь снаружи. Руководство компании потратило почти 1 миллиард, стараясь создать собственную версию трактора Massey Ferguson.
Но проблемы с лицензией закрыли ей путь на Запад, а ввиду высокой цены в Восточной Европе тоже найти покупателей было нелегко. Из предполагаемых 75 тысяч тракторов в год смогли собрать всего 500.
В 2007 году Турецкий холдинг Uzel приобрел 51 % пакета акций Ursus. Турки и польская компания стали обладателями AGCO Massey Ferguson. С 2011 года польская фирма перешла в собственность Pol-Mot. В последующие времена Ursus увеличивала свой бизнес в Центральной Европе и других странах. Новой перспективной нишей стало планирование производства электробусов.
Троллейбус для Люблина. Фото: youtube.com
Планов имелось немало, но компания все больше погрязала в долгах. Не помогло ни сотрудничество в 2013 году с украинской компанией Bogdan, ни последующий африканский вояж. Ursus обеспечил выпуск осей и электрооборудования для 38 троллейбусов польско-украинского производства. Их в течение почти трех лет поставляли для городской инфраструктуры Люблина. Модель получила обозначение Ursus T70116.
На фоне этих событий появился новый 10-миллионный контракт на экспорт 3000 тракторов в Эфиопию. Но, в 2019 году компания Ursus столкнулась с новой проблемой, связанной с огромными прошлогодними убытками в сумме более 12 миллионов евро. Не помогли и попытки реструктуризации компании. В итоге судебных разбирательств, ее признали банкротом. Вот такой печальный конец оказался у Ursus с более чем 125-летней историей.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Увеличение штрафов в 40 раз и не только – последние изменения для автомобилистов
В новом видео на YouTube-канале «Александр Шумский» автор рассказывает об очередных изменениях в правилах дорожного движения, которые могут значительно...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....