Долгая история польских тракторов URSUS с печальным концом
Все началось в Варшаве в 1893 году. В те времена компания еще не была Ursus и занималась производством изделий из железа для сахарной и пищевой промышленности, винокурен. Нынешняя линейка, то есть трактора, появилась немного позже.
В 1902 году произошло увеличение ассортимента производства и изменение названия компании, теперь она именовалась Ursus. Уже в 1913 году предприятие стало основным изготовителем силовых агрегатов в стране.
За этот период выдали 6000 двигателей различных типов, мощностью от 5 до 450 л. с, занявших свое место в сельском хозяйстве. В 1916 –1918 годах компанией был подготовлен первый прототип собственного трактора.
Первоначальные проекты развития компании предполагали выпуск двигателей и сельскохозяйственных тракторов мощностью до 600 «лошадок». Но производственные и финансовые трудности, а также политическая ситуация привели к расширению программы по контрактам для армии.
Выпуск продолжился вплоть до 1927 года. В начале 40-х ситуация сильно изменилась. Во время Второй мировой войны компания ставила на поток:
✅ мотоциклы
✅ авиационные стационарные двигатели
✅ бронированную и колесную технику
Уже в 1946 году возобновилось изготовление тракторов, но на этот раз на базе немецкой марки Lanz Bulldog. Первый из них сошел с конвейера в следующем году. С 1948 года началась разработка полностью отечественного трактора.
В 1960 году предприятие было подключено к серийному изготовлению легендарного трактора Ursus C-325, прототип которого построили еще в 1957 году. C-325 являлся конкурентом чехословацких, немецких и английских агрегатов. Эта модель стала прародителем всего семейства легких тракторов. Производство Ursus C-325 с его модернизированными версиями развивалось так:
✅ C-328 с 1963 года
✅ C-330 с 1967 года
✅ C-335 в экспортной версии
Продолжался выпуск непрерывно в течение 34 лет, то есть до 1993 года. В 1961 году компания подписала соглашение о сотрудничестве с Чехословакией. Таким образом, с конвейера начали сходить трактора на базе моделей Zetor. Тесное сотрудничество соседних государств продолжалось до конца 1994 года.
В 1971 году компания выбрала путь развития, основанный на лицензионном производстве американских тракторов Massey Ferguson. В 1983 году Ursus смогла нарастить промышленные мощности и дойти до отметки 50 тысяч изготовленных единиц техники в год.
В 70-х годах предприятие Ursus, под руководством Эдварда Герека, являлось объектом огромной инвестиционной программы. Одним из ее пунктов был большой кредит в заграничных банках с целью экспорта современного на то время оборудования.
В качестве долгосрочных целей ставилось укрепление промышленности и рост внутренней экономики страны. Спустя несколько лет польской компании предоставили еще один транш общей суммой в 7,9 млн. долларов.
К этому присоединился заем от частных американских банков с целью закупки станков в компании Ingersoll Milling Machine Company. Также пытались закупать оборудование у еще одного американского производителя – Gleason. К глубокому сожалению, такие инвестиционные проекты не смогли помочь компании избежать краха, оставив страну с огромной суммой внешнего долга.
Польские трактора неоднократно выставлялись на внутренних и зарубежных выставках. В 1998 – 2003 годах произведена модернизация техники Ursus. Для улучшения их эргономики разработали иной дизайн – в них внедрили совершенно новые детали:
✅ шторки
✅ крылья
✅ пластиковую крышу кабины
В 2018 году чешский производитель Zetor представил новые модели небольших тракторов серий Hortus и Utilix. Эти типы сельскохозяйственного оборудования, кроме чехов, производятся корейской компанией TEAM.
Такая же ситуация сложилась и у производителя Ursus. Он начал сотрудничать с корейским заводом, но компании Branson. Новый Ursus предназначен для тех же целей, что и модели Hortus и Utilix от Zetora. Поэтому он используется не только в сельском хозяйстве, но в лесоводстве и муниципальном секторе.
Ursus C-350B имеет короткую колесную базу и высокий угол поворота передних колес (до 56 градусов). Это дает большое преимущество, которое пригождается в труднодоступных местах и лесоводстве. Трактор оснащен четырехцилиндровым дизельным мотором корейского производителя Kukje. Тот же самый двигатель устанавливается в «классический» аппарат Bransona. Силовой агрегат имеет следующие параметры:
✅ рабочий объем – 2,3 литра
✅ мощность – 47 л. с при 2600 об/мин
✅ максимальная скорость – 33 км/ч
✅ грузоподъемность – 1,65 т
Несмотря на то, что данный двигатель не должен соответствовать стандарту выбросов Stage IIIA, он имеет все необходимые для этого параметры. Силовой агрегат соединен с классической, простой в использовании 12-скоростной коробкой переключения передач.
К началу 80-х предприятием были вложены 25 миллиардов в бесполезные и незавершенные инвестиционные проекты страны. Для их успешной реализации предполагалось вложение суммы вдвое больше. Но, не срослось и завод Ursus стал основным из пострадавших от этой проблемы.
К этому времени стоимость закупленного у западных партнеров оборудования приблизилась к 3,6 миллиарда польских злотых. Складские помещения в Ursus просто ломились от неиспользованных и лишних расходных материалов. Вот один из таких примеров: запас в 1,6 млн шурупов. И речь идет о модели, которая использовалась очень нечасто.
Некоторые в это время понимали бесперспективность таких обширных планов. Поэтому постройка новых складских помещений прекратилась. Теперь расходные материалы остались гнить и ржаветь снаружи. Руководство компании потратило почти 1 миллиард, стараясь создать собственную версию трактора Massey Ferguson.
Но проблемы с лицензией закрыли ей путь на Запад, а ввиду высокой цены в Восточной Европе тоже найти покупателей было нелегко. Из предполагаемых 75 тысяч тракторов в год смогли собрать всего 500.
В 2007 году Турецкий холдинг Uzel приобрел 51 % пакета акций Ursus. Турки и польская компания стали обладателями AGCO Massey Ferguson. С 2011 года польская фирма перешла в собственность Pol-Mot. В последующие времена Ursus увеличивала свой бизнес в Центральной Европе и других странах. Новой перспективной нишей стало планирование производства электробусов.
Планов имелось немало, но компания все больше погрязала в долгах. Не помогло ни сотрудничество в 2013 году с украинской компанией Bogdan, ни последующий африканский вояж. Ursus обеспечил выпуск осей и электрооборудования для 38 троллейбусов польско-украинского производства. Их в течение почти трех лет поставляли для городской инфраструктуры Люблина. Модель получила обозначение Ursus T70116.
На фоне этих событий появился новый 10-миллионный контракт на экспорт 3000 тракторов в Эфиопию. Но, в 2019 году компания Ursus столкнулась с новой проблемой, связанной с огромными прошлогодними убытками в сумме более 12 миллионов евро. Не помогли и попытки реструктуризации компании. В итоге судебных разбирательств, ее признали банкротом. Вот такой печальный конец оказался у Ursus с более чем 125-летней историей.
В 1902 году произошло увеличение ассортимента производства и изменение названия компании, теперь она именовалась Ursus. Уже в 1913 году предприятие стало основным изготовителем силовых агрегатов в стране.
Легендарный Ursus C-325. Фото: youtube.com
За этот период выдали 6000 двигателей различных типов, мощностью от 5 до 450 л. с, занявших свое место в сельском хозяйстве. В 1916 –1918 годах компанией был подготовлен первый прототип собственного трактора.
Начало сборки собственных конструкций
Первоначальные проекты развития компании предполагали выпуск двигателей и сельскохозяйственных тракторов мощностью до 600 «лошадок». Но производственные и финансовые трудности, а также политическая ситуация привели к расширению программы по контрактам для армии.
В 1923 году началось серийное производство первых польских тракторов. Их построили на основе одной из моделей американской Case IH.
Выпуск продолжился вплоть до 1927 года. В начале 40-х ситуация сильно изменилась. Во время Второй мировой войны компания ставила на поток:
✅ мотоциклы
✅ авиационные стационарные двигатели
✅ бронированную и колесную технику
Уже в 1946 году возобновилось изготовление тракторов, но на этот раз на базе немецкой марки Lanz Bulldog. Первый из них сошел с конвейера в следующем году. С 1948 года началась разработка полностью отечественного трактора.
С-328 на пашне. Фото: youtube.com
В 1960 году предприятие было подключено к серийному изготовлению легендарного трактора Ursus C-325, прототип которого построили еще в 1957 году. C-325 являлся конкурентом чехословацких, немецких и английских агрегатов. Эта модель стала прародителем всего семейства легких тракторов. Производство Ursus C-325 с его модернизированными версиями развивалось так:
✅ C-328 с 1963 года
✅ C-330 с 1967 года
✅ C-335 в экспортной версии
Продолжался выпуск непрерывно в течение 34 лет, то есть до 1993 года. В 1961 году компания подписала соглашение о сотрудничестве с Чехословакией. Таким образом, с конвейера начали сходить трактора на базе моделей Zetor. Тесное сотрудничество соседних государств продолжалось до конца 1994 года.
Инвестиции в Ursus
В 1971 году компания выбрала путь развития, основанный на лицензионном производстве американских тракторов Massey Ferguson. В 1983 году Ursus смогла нарастить промышленные мощности и дойти до отметки 50 тысяч изготовленных единиц техники в год.
В 70-х годах предприятие Ursus, под руководством Эдварда Герека, являлось объектом огромной инвестиционной программы. Одним из ее пунктов был большой кредит в заграничных банках с целью экспорта современного на то время оборудования.
Экспортная 335-я модель. Фото: youtube.com
В качестве долгосрочных целей ставилось укрепление промышленности и рост внутренней экономики страны. Спустя несколько лет польской компании предоставили еще один транш общей суммой в 7,9 млн. долларов.
К этому присоединился заем от частных американских банков с целью закупки станков в компании Ingersoll Milling Machine Company. Также пытались закупать оборудование у еще одного американского производителя – Gleason. К глубокому сожалению, такие инвестиционные проекты не смогли помочь компании избежать краха, оставив страну с огромной суммой внешнего долга.
Современные успехи компании
Польские трактора неоднократно выставлялись на внутренних и зарубежных выставках. В 1998 – 2003 годах произведена модернизация техники Ursus. Для улучшения их эргономики разработали иной дизайн – в них внедрили совершенно новые детали:
✅ шторки
✅ крылья
✅ пластиковую крышу кабины
В 2018 году чешский производитель Zetor представил новые модели небольших тракторов серий Hortus и Utilix. Эти типы сельскохозяйственного оборудования, кроме чехов, производятся корейской компанией TEAM.
Такая же ситуация сложилась и у производителя Ursus. Он начал сотрудничать с корейским заводом, но компании Branson. Новый Ursus предназначен для тех же целей, что и модели Hortus и Utilix от Zetora. Поэтому он используется не только в сельском хозяйстве, но в лесоводстве и муниципальном секторе.
Ursus C-350B имеет короткую колесную базу и высокий угол поворота передних колес (до 56 градусов). Это дает большое преимущество, которое пригождается в труднодоступных местах и лесоводстве. Трактор оснащен четырехцилиндровым дизельным мотором корейского производителя Kukje. Тот же самый двигатель устанавливается в «классический» аппарат Bransona. Силовой агрегат имеет следующие параметры:
✅ рабочий объем – 2,3 литра
✅ мощность – 47 л. с при 2600 об/мин
✅ максимальная скорость – 33 км/ч
✅ грузоподъемность – 1,65 т
Несмотря на то, что данный двигатель не должен соответствовать стандарту выбросов Stage IIIA, он имеет все необходимые для этого параметры. Силовой агрегат соединен с классической, простой в использовании 12-скоростной коробкой переключения передач.
Последние годы компании
К началу 80-х предприятием были вложены 25 миллиардов в бесполезные и незавершенные инвестиционные проекты страны. Для их успешной реализации предполагалось вложение суммы вдвое больше. Но, не срослось и завод Ursus стал основным из пострадавших от этой проблемы.
330-я модификация польского трактора. Фото: youtube.com
К этому времени стоимость закупленного у западных партнеров оборудования приблизилась к 3,6 миллиарда польских злотых. Складские помещения в Ursus просто ломились от неиспользованных и лишних расходных материалов. Вот один из таких примеров: запас в 1,6 млн шурупов. И речь идет о модели, которая использовалась очень нечасто.
Некоторые в это время понимали бесперспективность таких обширных планов. Поэтому постройка новых складских помещений прекратилась. Теперь расходные материалы остались гнить и ржаветь снаружи. Руководство компании потратило почти 1 миллиард, стараясь создать собственную версию трактора Massey Ferguson.
Но проблемы с лицензией закрыли ей путь на Запад, а ввиду высокой цены в Восточной Европе тоже найти покупателей было нелегко. Из предполагаемых 75 тысяч тракторов в год смогли собрать всего 500.
В 2007 году Турецкий холдинг Uzel приобрел 51 % пакета акций Ursus. Турки и польская компания стали обладателями AGCO Massey Ferguson. С 2011 года польская фирма перешла в собственность Pol-Mot. В последующие времена Ursus увеличивала свой бизнес в Центральной Европе и других странах. Новой перспективной нишей стало планирование производства электробусов.
Троллейбус для Люблина. Фото: youtube.com
Планов имелось немало, но компания все больше погрязала в долгах. Не помогло ни сотрудничество в 2013 году с украинской компанией Bogdan, ни последующий африканский вояж. Ursus обеспечил выпуск осей и электрооборудования для 38 троллейбусов польско-украинского производства. Их в течение почти трех лет поставляли для городской инфраструктуры Люблина. Модель получила обозначение Ursus T70116.
На фоне этих событий появился новый 10-миллионный контракт на экспорт 3000 тракторов в Эфиопию. Но, в 2019 году компания Ursus столкнулась с новой проблемой, связанной с огромными прошлогодними убытками в сумме более 12 миллионов евро. Не помогли и попытки реструктуризации компании. В итоге судебных разбирательств, ее признали банкротом. Вот такой печальный конец оказался у Ursus с более чем 125-летней историей.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Замена Ан-2 или «долгострой» – когда полетит «Байкал»
Самолет впервые показали в 2021 году. С того момента менялись сроки, комплектующие. В этом материале мы обсудим предысторию «Байкала», а также его состояние...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
VICTORY A11 FLY – брутальный флагман российской верфи
Этот обзор на YouTube-канале «Люди и лодки» посвящен одному из самых впечатляющих катеров, доступных сегодня на российском рынке. Лодка с флайбриджем и тремя...
Первые в мире «Жигули» с V16 из бензопил наконец-то поехали
Помните недавний эксперимент команды YouTube-канала «Гараж 54» с изготовлением двигателя V16 из бензопил? Они все-таки установили эту необычную поделку в...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...