
Урания-2: яхта из Петербурга, достигшая Антарктиды
Морские просторы издревле манили к себе искателей приключений. И русские моряки исключением не являлись, совершая подчас весьма сложные экспедиции с целью прославить свою страну. Это в полной мере относится к команде энтузиастов, задумавших в 90-х годах прошлого века дойти под парусом до Антарктиды.
В это время страна переживала не лучшие времена, и команда под руководством опытного путешественника и члена Русского географического общества Геннадия Карпенко строила уникальную яхту по индивидуальному проекту в условиях крайне ограниченного бюджета.

Яхта «Урания-2» в походе. Фото: журнал Yacht Russia
Однако уверенность и настойчивость участников будущей экспедиции позволила реализовать задуманное. Яхта «Урания-2», названная в честь музы астрономии, была спущена на воду в Санкт-Петербурге в 1994 году.
Круизная яхта «Урания-2» предназначалась для дальних автономных походов вплоть до кругосветного плавания, в том числе в экстремальных условиях высоких широт. Строительство судна велось на заводе «Северная верфь» в российской северной столице. Особое внимание было уделено прочности и вместительности корпуса яхты, поэтому она получилась не слишком грациозной, но крепкой и относительно комфортабельной.

Яхта «Урания-2» в Антарктике. Фото: журнал Yacht Russia
Полная длина корпуса «Урании-2» составляла лишь 22 метра вместо привычных 24-30 метров для современных яхт океанского класса. Это было предопределено экономией средств при ее постройке. Каждый дополнительный метр мог критически повлиять на бюджет организаторов экспедиции. Небольшая длина определила особенности общей архитектуры судна. Округлая форма корпуса с длинной килевой линией позволила значительно увеличить вместительность внутреннего пространства яхты.
Необходимы параметры остойчивости были достигнуты благодаря размещению в нижней части корпуса бетонного балласта массой 12 тонн, в результате чего общий вес «Урании-2» составил почти 70 тонн.
Парусное вооружение яхты состояло из десяти парусов общей площадью 300 кв.м., из которых 8- кв.м. приходилось на грот и еще 75,5 кв.м. – на кливер. Помогать парусам в случае необходимости должен был двигатель. Разработчики выбрали 150-сильный дизельный мотор Scania. На борту судна размещалось шесть топливных цистерн общей емкостью 4,4 м.куб, что обеспечивало автономность хода без парусов до 800 морских миль.

«Урания-2» рассекает океанские просторы. Фото: журнал Yacht Russia
Для обеспечения яхты электроэнергией был установлен советский дизельный генератор, его дополнял резервный, навешенный на двигатель. Внутри «Урании» было проложено несколько километров электросетей постоянного и переменного тока. Иностранных гостей судна больше всего поражали системы водоснабжения и водоотведения. Российские разработчики не ИМЛИ достаточного опыта в создании подобных яхт, поэтому трубы, провода и прочие инженерные сети густой сетью покрывали трюм и машинное отделение «Урании-2».
Поскольку яхте предстояло длительное плавание, создатели тщательно проработали комфорт путешественников. Внутри корпуса было оборудовано пять двухместных кают, просторная кают-компания, камбуз и даже одноместная сауна. Первоначально на судне было четыре гальюна, однако два из них позже были переоборудованы в дополнительные места для хранения снаряжения.
Яхта «Урания-2» проектировалась для уникального кругосветного плавания в меридиональном направлении. Несколько позже цели экспедиции были подкорректированы, однако от достижения Антарктиды путешественники не отказались.
Спуск яхты на воду прошел в торжественной обстановке 23 ноября 1994 года. На протяжении следующих трех лет судно проходило испытания в Балтийском и Северных морях, попутно устранялись все выявленные недостатки. В целом в арктических широтах «Урания-2» чувствовала себя уверенно.
В 1998 году команда отважных путешественников под руководством заслуженного путешественника России, мастера спорта по туризму и члена Русского географического общества Георгия Карпенко покинула Санкт-Петербург.
На первом этапе яхта прошла вдоль всей Европы, заходя в гавани Германии, Англии, Испании и Португалии. Российских мореплавателей тепло встретили на выставке «ЭКСПО-98» в Лиссабоне, после чего «Урания-2» отбыла к Канарским островам и далее взяла курс через Атлантический океан к берегам Бразилии.
– написал впоследствии в своей книге Георгий Карпенко.

Пингвины встречали путешественников. Фото: Alex Petrenko/wikimedia.org
Последняя длительная стоянка была организована в самом южном городе Земли – аргентинском Ушуае, откуда команда направилась на юг и далее вдоль южного полярного круга на запад.
К сожалению, в экстремальных условиях Антарктики пришли в негодность некоторые паруса яхты, а также вышел из строя двигатель. Экипаж принял решение вернуться в Аргентину. Здесь яхту пришлось продать, чтобы выручить деньги на билеты домой. С тех пор «Урания-2» ржавеет в порту Мар-дель-Плата и, скорее всего, будет утилизирована.
Однако морякам удалось достичь берегов Антарктиды, благодаря чему «Урания-2» стала первым парусным судном, достигшим ледяного континента после легендарного Фаддея Беллинсгаузена.
В это время страна переживала не лучшие времена, и команда под руководством опытного путешественника и члена Русского географического общества Геннадия Карпенко строила уникальную яхту по индивидуальному проекту в условиях крайне ограниченного бюджета.

Яхта «Урания-2» в походе. Фото: журнал Yacht Russia
Однако уверенность и настойчивость участников будущей экспедиции позволила реализовать задуманное. Яхта «Урания-2», названная в честь музы астрономии, была спущена на воду в Санкт-Петербурге в 1994 году.
Единственный экземпляр для покорения Антарктики
Круизная яхта «Урания-2» предназначалась для дальних автономных походов вплоть до кругосветного плавания, в том числе в экстремальных условиях высоких широт. Строительство судна велось на заводе «Северная верфь» в российской северной столице. Особое внимание было уделено прочности и вместительности корпуса яхты, поэтому она получилась не слишком грациозной, но крепкой и относительно комфортабельной.

Яхта «Урания-2» в Антарктике. Фото: журнал Yacht Russia
Полная длина корпуса «Урании-2» составляла лишь 22 метра вместо привычных 24-30 метров для современных яхт океанского класса. Это было предопределено экономией средств при ее постройке. Каждый дополнительный метр мог критически повлиять на бюджет организаторов экспедиции. Небольшая длина определила особенности общей архитектуры судна. Округлая форма корпуса с длинной килевой линией позволила значительно увеличить вместительность внутреннего пространства яхты.
Необходимы параметры остойчивости были достигнуты благодаря размещению в нижней части корпуса бетонного балласта массой 12 тонн, в результате чего общий вес «Урании-2» составил почти 70 тонн.
Парусное вооружение яхты состояло из десяти парусов общей площадью 300 кв.м., из которых 8- кв.м. приходилось на грот и еще 75,5 кв.м. – на кливер. Помогать парусам в случае необходимости должен был двигатель. Разработчики выбрали 150-сильный дизельный мотор Scania. На борту судна размещалось шесть топливных цистерн общей емкостью 4,4 м.куб, что обеспечивало автономность хода без парусов до 800 морских миль.

«Урания-2» рассекает океанские просторы. Фото: журнал Yacht Russia
Для обеспечения яхты электроэнергией был установлен советский дизельный генератор, его дополнял резервный, навешенный на двигатель. Внутри «Урании» было проложено несколько километров электросетей постоянного и переменного тока. Иностранных гостей судна больше всего поражали системы водоснабжения и водоотведения. Российские разработчики не ИМЛИ достаточного опыта в создании подобных яхт, поэтому трубы, провода и прочие инженерные сети густой сетью покрывали трюм и машинное отделение «Урании-2».
Поскольку яхте предстояло длительное плавание, создатели тщательно проработали комфорт путешественников. Внутри корпуса было оборудовано пять двухместных кают, просторная кают-компания, камбуз и даже одноместная сауна. Первоначально на судне было четыре гальюна, однако два из них позже были переоборудованы в дополнительные места для хранения снаряжения.
Первые после Беллинсгаузена
Яхта «Урания-2» проектировалась для уникального кругосветного плавания в меридиональном направлении. Несколько позже цели экспедиции были подкорректированы, однако от достижения Антарктиды путешественники не отказались.
Спуск яхты на воду прошел в торжественной обстановке 23 ноября 1994 года. На протяжении следующих трех лет судно проходило испытания в Балтийском и Северных морях, попутно устранялись все выявленные недостатки. В целом в арктических широтах «Урания-2» чувствовала себя уверенно.
В 1998 году команда отважных путешественников под руководством заслуженного путешественника России, мастера спорта по туризму и члена Русского географического общества Георгия Карпенко покинула Санкт-Петербург.
На первом этапе яхта прошла вдоль всей Европы, заходя в гавани Германии, Англии, Испании и Португалии. Российских мореплавателей тепло встретили на выставке «ЭКСПО-98» в Лиссабоне, после чего «Урания-2» отбыла к Канарским островам и далее взяла курс через Атлантический океан к берегам Бразилии.
Первые сутки — шторм в проливе Дрейка, волна 5-6 метров. Вторые и третьи сутки — просто крепкий ветер. «Урания-2» летает с горы на гору и в общем-то неплохо держит удары, которыми славится знаменитый пролив. Последние сутки перед Антарктидой яхта идет в окружении тысячи пингвинов Адели, плывущих, как и мы, к ледовым берегам из океана
– написал впоследствии в своей книге Георгий Карпенко.

Пингвины встречали путешественников. Фото: Alex Petrenko/wikimedia.org
Последняя длительная стоянка была организована в самом южном городе Земли – аргентинском Ушуае, откуда команда направилась на юг и далее вдоль южного полярного круга на запад.
К сожалению, в экстремальных условиях Антарктики пришли в негодность некоторые паруса яхты, а также вышел из строя двигатель. Экипаж принял решение вернуться в Аргентину. Здесь яхту пришлось продать, чтобы выручить деньги на билеты домой. С тех пор «Урания-2» ржавеет в порту Мар-дель-Плата и, скорее всего, будет утилизирована.
Однако морякам удалось достичь берегов Антарктиды, благодаря чему «Урания-2» стала первым парусным судном, достигшим ледяного континента после легендарного Фаддея Беллинсгаузена.
- A_Punko
- журнал Yacht Russia, Журнал «Катера и яхты», 1995 год, Alex Petrenko/wikimedia.org
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....