
Renault 4 CV – автомобиль, родом из середины 40-х
История заднемоторных легковых автомобилей Renault ведет свою историю со времен Второй мировой войны. Первый тип этой серии позже получил наименование 4 CV. А вот его разработка очень сильно напоминала чехословацкую «Яву-перак».
В условиях немецкой оккупации заниматься мирными разработками было не только сложно, но и опасно для жизни. Но отчаянные французские парни верили, что война и фашизм – не навсегда. А после, в мирной жизни, обязательно понадобятся хорошие и надежные гражданские автомобили. И будущее вполне оправдало их надежды. Технический руководитель предприятия начала 40-х хотя и имел немецкие корни (его звали Вильгельм фон Урах) любил Францию и предпочитал смотреть сквозь пальцы на проектирование, которое велось у него под носом.
В начале 50-х он был в тренде. Фото: youtube.com
Подобным образом поступил и руководитель завода Луи Рено. Когда он узнал, о том, что происходит в его вотчине, то вынужден был вызвать виновных на серьезный разговор. Он завершился на положительной ноте и разработки продолжились дальше. Правда, на всякий случай, их маскировали под задачу вторичного приоритета.
После войны предстоящая модель могла получить легкий шарм от «фолькса». Но этому воспрепятствовал новый руководитель Renault Пьер Лефашо. Активный борец с фашизмом не только постарался, чтобы попытка привлечь к разработке легендарного Порше в качестве консультанта потерпела неудачу. Француз поспособствовал тому, что знаменитый конструктор и его сын ненадолго оказались за решеткой как использовавшие принудительный труд во время войны.
Само предприятие Renault к концу десятилетия оказалось национализированным. А его продукция поступало во многие страны, в том числе, и на восточноевропейский рынок. Сюда продали тысячи новых автомобилей (в одну только Чехословакию экспортировано более 5000 Renault 4 CV). Правда, до нашего государства они так и не дошли.
У первых покупателей разных стран (особенно, молодежи), за свою характерную конструкцию, автомобиль получил не совсем благовидное прозвище – «черепаха». Однако, ни на дороге, ни по уровню продаж этот автомобиль вовсе не проявлял качеств упомянутого пресмыкающегося.
Первый заднеприводный автомобиль французского предприятия появился в очень непростые времена и простоял на конвейере около 15 лет. Его первый прототип происходил от легендарного двухдверного немецкого «Жука». Но позже французы вернулись к собственной концепции, применив четырехдверный кузов в базовых пропорциях, использованных позже в серийном производстве.
Передняя дверь, открывающаяся в непривычную сторону. Фото: youtube.com
На первом представлении широкой публике в рамках «Парижского автосалона–1946», автомобиль ждал настоящий триумф. К сожалению, Луи Рено не дожил до этого радостного дня. Обвиненный в сотрудничестве с фашистами, инженер и бизнесмен умер в тюрьме почти за два года до этого события.
В начале сентября 1946 года новый руководитель Пьер Лефоше представил Renault 4 CV публике, а неделей раньше – представителям местных СМИ. Еще год понадобился для того, чтобы начать серийное производство. Новый автомобиль обладал следующими особенностями:
✅ 4-местный салон
✅ задние двигатель и привод
✅ вместительный багажник впереди
✅ вертикально установленная впереди «запаска»
Интересным конструкторским решением стала установка радиатора посредине автомобиля, между спинками задних сидений и силовым агрегатом. Удивительно, но при серьезном ремонте первого, подразумевалась разборка второго. Настоящий трэш для любого автолюбителя! А вот передняя часть с хромированными накладками стала прекрасным дизайнерским решением от производителей.
В последующие годы проходила постепенная модернизация автомобиля. К 1956 году появилась модификация, которая отправилась на рынки социалистических стран. Она имела следующие показатели:
✅ рядный четырехцилиндровый двигатель
✅ жидкостное охлаждение
✅ 3-ступенчатая механическая КПП
✅ рабочий объем – 747 куб. см
✅ мощность – 17 л. с
Все колеса имели независимую подвеску с винтовыми пружинами и телескопическими амортизаторами. К этому следует добавить барабанные тормоза с жидкостным управлением. Другие технические параметры Renault 4 CV:
✅ масса – 585 кг (люкс) или 615 кг (полукабриолет)
✅ максимальная скорость – 100 км/ч
✅ расход топлива – 6 л / 100 км
✅ колесная база – 2100 мм
А вот габаритные размеры у автомобиля оказались довольно скромными: 3630 х 1430 х 1470 мм. После модернизации середины 50-х он получил новую более массивную переднюю решетку и ряд других внутренних усовершенствований. Новые владельцы Renault 4 CV остались под приятным впечатлением. А срок эксплуатации надежных автомобилей растянулся на несколько десятилетий. При этом и спрос на рынках многих стран значительно превышал предложения.
Неудивительно, что в этих условиях нашлись желающие «пойти другим путем». Среди них – японский производитель Hino. Эта компания просто купила лицензию и начала сборку собственной копии французского Renault 4 CV.
Скромная приборная панель. Фото: youtube.com
Дополнительным стимулом для приобретения этого автомобиля стала его более чем демократичная цена. К примеру, к началу 1961 года на рынках Восточной Европы сложилась следующая ситуация. Местный автопром предлагал Skoda Octavia примерно за 3,5 тыс. советских рублей, а Wartburg 900 – за 3,2 тысячи. А вот Renault 4 CV обходился в сумму, эквивалентную 2750 советских денежных знаков.
Когда специальных спортивных версий не хватало, то и обычные автомобили могли участвовать в соревнованиях. Даже имеющие под капотом микролитражный мотор. Renault 4 CV также поучаствовал в двух из них: ралли Монте-Карло и гонке на выносливость «24 часа Ле-Мана». Когда Франсуа Лэндон выиграл свой класс в знаменитой гонке на горе Ванту в 1948 году, автопроизводитель назначил его главой спортивного отдела и заводским водителем.
Задняя часть в стиле конца 40-х. Фото: youtube.com
Три года спустя ему покорился класс S750 в гонке «24 часа Ле-Мана» на 4 CV с двигателем повышенной мощности. В 1949 году Луи и Жан-Луи Розье (отец и сын) финишировали тринадцатыми на ралли Монте-Карло. Так они привели команду Renault 4 CV к победе в классе 750/1100 куб. см. Другие члены команды также заняли третье, пятое и шестое места в своей категории.
До 6 июля 1961 года компания произвела 1 105 547 автомобилей модели Renault 4 CV. Ее преемником на заводском конвейере стал не менее успешный Renault R4. Этот универсал имел уже совершенно другую концепцию спереди.
Сегодня их остались единицы. Фото: youtube.com
В конце осталось лишь добавить, что под занавес 60-х Франсуа Лэндон организовал специальный прокат гоночных автомобилей марки Renault. Он предназначался для водителей из стран Восточной Европы. Это служит лишним подтверждением популярности 4 CV в этом регионе.
В условиях немецкой оккупации заниматься мирными разработками было не только сложно, но и опасно для жизни. Но отчаянные французские парни верили, что война и фашизм – не навсегда. А после, в мирной жизни, обязательно понадобятся хорошие и надежные гражданские автомобили. И будущее вполне оправдало их надежды. Технический руководитель предприятия начала 40-х хотя и имел немецкие корни (его звали Вильгельм фон Урах) любил Францию и предпочитал смотреть сквозь пальцы на проектирование, которое велось у него под носом.

Подобным образом поступил и руководитель завода Луи Рено. Когда он узнал, о том, что происходит в его вотчине, то вынужден был вызвать виновных на серьезный разговор. Он завершился на положительной ноте и разработки продолжились дальше. Правда, на всякий случай, их маскировали под задачу вторичного приоритета.
Один из первых автомобилей в мирной Европе
После войны предстоящая модель могла получить легкий шарм от «фолькса». Но этому воспрепятствовал новый руководитель Renault Пьер Лефашо. Активный борец с фашизмом не только постарался, чтобы попытка привлечь к разработке легендарного Порше в качестве консультанта потерпела неудачу. Француз поспособствовал тому, что знаменитый конструктор и его сын ненадолго оказались за решеткой как использовавшие принудительный труд во время войны.
Поэтому можно сказать, что появившийся в 1946 году Renault 4 CV оказался истинно французским автомобилем. Он собирался на мощностях в Бийанкуре. Его ждал неплохой успех, выразившийся в японской лицензионной сборке и предложению на рынке Восточной Европы.
Само предприятие Renault к концу десятилетия оказалось национализированным. А его продукция поступало во многие страны, в том числе, и на восточноевропейский рынок. Сюда продали тысячи новых автомобилей (в одну только Чехословакию экспортировано более 5000 Renault 4 CV). Правда, до нашего государства они так и не дошли.
У первых покупателей разных стран (особенно, молодежи), за свою характерную конструкцию, автомобиль получил не совсем благовидное прозвище – «черепаха». Однако, ни на дороге, ни по уровню продаж этот автомобиль вовсе не проявлял качеств упомянутого пресмыкающегося.
Непростой путь к славе
Первый заднеприводный автомобиль французского предприятия появился в очень непростые времена и простоял на конвейере около 15 лет. Его первый прототип происходил от легендарного двухдверного немецкого «Жука». Но позже французы вернулись к собственной концепции, применив четырехдверный кузов в базовых пропорциях, использованных позже в серийном производстве.

На первом представлении широкой публике в рамках «Парижского автосалона–1946», автомобиль ждал настоящий триумф. К сожалению, Луи Рено не дожил до этого радостного дня. Обвиненный в сотрудничестве с фашистами, инженер и бизнесмен умер в тюрьме почти за два года до этого события.
В начале сентября 1946 года новый руководитель Пьер Лефоше представил Renault 4 CV публике, а неделей раньше – представителям местных СМИ. Еще год понадобился для того, чтобы начать серийное производство. Новый автомобиль обладал следующими особенностями:
✅ 4-местный салон
✅ задние двигатель и привод
✅ вместительный багажник впереди
✅ вертикально установленная впереди «запаска»
Интересным конструкторским решением стала установка радиатора посредине автомобиля, между спинками задних сидений и силовым агрегатом. Удивительно, но при серьезном ремонте первого, подразумевалась разборка второго. Настоящий трэш для любого автолюбителя! А вот передняя часть с хромированными накладками стала прекрасным дизайнерским решением от производителей.
Более миллиона «черепах» на дорогах разных стран
В последующие годы проходила постепенная модернизация автомобиля. К 1956 году появилась модификация, которая отправилась на рынки социалистических стран. Она имела следующие показатели:
✅ рядный четырехцилиндровый двигатель
✅ жидкостное охлаждение
✅ 3-ступенчатая механическая КПП
✅ рабочий объем – 747 куб. см
✅ мощность – 17 л. с
Все колеса имели независимую подвеску с винтовыми пружинами и телескопическими амортизаторами. К этому следует добавить барабанные тормоза с жидкостным управлением. Другие технические параметры Renault 4 CV:
✅ масса – 585 кг (люкс) или 615 кг (полукабриолет)
✅ максимальная скорость – 100 км/ч
✅ расход топлива – 6 л / 100 км
✅ колесная база – 2100 мм
А вот габаритные размеры у автомобиля оказались довольно скромными: 3630 х 1430 х 1470 мм. После модернизации середины 50-х он получил новую более массивную переднюю решетку и ряд других внутренних усовершенствований. Новые владельцы Renault 4 CV остались под приятным впечатлением. А срок эксплуатации надежных автомобилей растянулся на несколько десятилетий. При этом и спрос на рынках многих стран значительно превышал предложения.
Неудивительно, что в этих условиях нашлись желающие «пойти другим путем». Среди них – японский производитель Hino. Эта компания просто купила лицензию и начала сборку собственной копии французского Renault 4 CV.

Дополнительным стимулом для приобретения этого автомобиля стала его более чем демократичная цена. К примеру, к началу 1961 года на рынках Восточной Европы сложилась следующая ситуация. Местный автопром предлагал Skoda Octavia примерно за 3,5 тыс. советских рублей, а Wartburg 900 – за 3,2 тысячи. А вот Renault 4 CV обходился в сумму, эквивалентную 2750 советских денежных знаков.
Спортивные успехи и завершение выпуска
Когда специальных спортивных версий не хватало, то и обычные автомобили могли участвовать в соревнованиях. Даже имеющие под капотом микролитражный мотор. Renault 4 CV также поучаствовал в двух из них: ралли Монте-Карло и гонке на выносливость «24 часа Ле-Мана». Когда Франсуа Лэндон выиграл свой класс в знаменитой гонке на горе Ванту в 1948 году, автопроизводитель назначил его главой спортивного отдела и заводским водителем.

Три года спустя ему покорился класс S750 в гонке «24 часа Ле-Мана» на 4 CV с двигателем повышенной мощности. В 1949 году Луи и Жан-Луи Розье (отец и сын) финишировали тринадцатыми на ралли Монте-Карло. Так они привели команду Renault 4 CV к победе в классе 750/1100 куб. см. Другие члены команды также заняли третье, пятое и шестое места в своей категории.
До 6 июля 1961 года компания произвела 1 105 547 автомобилей модели Renault 4 CV. Ее преемником на заводском конвейере стал не менее успешный Renault R4. Этот универсал имел уже совершенно другую концепцию спереди.

В конце осталось лишь добавить, что под занавес 60-х Франсуа Лэндон организовал специальный прокат гоночных автомобилей марки Renault. Он предназначался для водителей из стран Восточной Европы. Это служит лишним подтверждением популярности 4 CV в этом регионе.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

С 1 февраля за авто старше 10 лет грозит штраф
Новые правила вступили в силу с 1 февраля и предусматривают штраф в размере от 2000 до 5000 руб. при наличии технических неисправностей....

Между Россией и КНДР построят автомобильный мост – мнения водителей
Правительство уже выбрало исполнителя работ. Согласно проекту, мост будет готов к началу 2027 года....

Производство Ил-76 хотят расширить
А у Ил-114, который должен решить вопрос с нехваткой региональных самолетов в нашей стране, просматриваются хорошие перспективы в плане экспорта. Подробности в...

«Урал» покорил новые вершины – обещают выпускать по 25 тысяч грузовиков в год
На предприятии запускают новый сборочный комплекс. Там есть и полноценный конвейер....

Серийный образец авиадвигателя ПД-8 впервые показали широкой публике
Силовая установка предназначена для SJ-100. На выставке присутствовали и другие долгожданные агрегаты для нашей авиации....

В России будут выпускать тракторы «Владимирец»
Только под новым брендом, и, похоже, это будут переименованные «китайцы». Подробнее о проекте читайте в нашем материале....

S7 Group показала финальную версию «Танго» – началось серийное производство
Вместе с легким самолетом российская компания показала полностью отечественный двигатель АПД-520. Для бельгийского мотора нашлась достойная замена....

Одобрен третий этап строительства Ленского моста
Строительство началось в конце 2024 года. Проект одобрен лично Президентом РФ....

В Петербурге начнется серийное производство тягачей БАЗ
Новые машины смогут перевозить до 20 тонн. Немалая часть комплектующих производится в России....

ГАЗ показал несколько семейных минивэнов – они пойдут в серию
Сделаны они на шасси стандартных моделей. А что, так можно было?...

Выпуск SJ-100 ускорят – в России откроют новое производство двигателей ПД-8
Это будет крупный логистический центр в Хабаровском крае. При нем появится участок для сборки авиадвигателей....

Boeing «приземлился» – компания терпит рекордные убытки из-за космического проекта
Сумма получилась даже больше, чем ВВП Сербии. Похоже компании придется выпускать одни лишь самолеты, а на звезды только посматривать....

«Нива» в кузове пикап еще и с заводским кунгом
Классическая «Нива» – машина, которая обрела статус культовой в России. Она относительно доступная, легко модернизируемая и с недорогими запасными частями....

Первый советский эндуро: что не получилось у «Верховина 6 Спорт»?
Советские мопеды – это не просто техника, а целая эпоха. «Верховина 6 Спорт» – один из самых интересных и необычных представителей навсегда ушедшего времени....

«Газель» и «Соболь» теперь продаются с усовершенствованными двигателями
Это моторы класса «Евро-5», и достались они не всем моделям. Кстати, двигатели отечественные, но с «китайским колоритом»....

КАМАЗ готов к выпуску новинок – проведена масштабная модернизация заводов
В общей сложности было задействовано более 1400 специалистов. Улучшение и ремонт оборудования проводился на всех основных подразделениях....