Renault 4 CV – автомобиль, родом из середины 40-х
518

Renault 4 CV – автомобиль, родом из середины 40-х

История заднемоторных легковых автомобилей Renault ведет свою историю со времен Второй мировой войны. Первый тип этой серии позже получил наименование 4 CV. А вот его разработка очень сильно напоминала чехословацкую «Яву-перак».


В условиях немецкой оккупации заниматься мирными разработками было не только сложно, но и опасно для жизни. Но отчаянные французские парни верили, что война и фашизм – не навсегда. А после, в мирной жизни, обязательно понадобятся хорошие и надежные гражданские автомобили. И будущее вполне оправдало их надежды. Технический руководитель предприятия начала 40-х хотя и имел немецкие корни (его звали Вильгельм фон Урах) любил Францию и предпочитал смотреть сквозь пальцы на проектирование, которое велось у него под носом.

Renault 4 CV – автомобиль, родом из середины 40-хВ начале 50-х он был в тренде. Фото: youtube.com

Подобным образом поступил и руководитель завода Луи Рено. Когда он узнал, о том, что происходит в его вотчине, то вынужден был вызвать виновных на серьезный разговор. Он завершился на положительной ноте и разработки продолжились дальше. Правда, на всякий случай, их маскировали под задачу вторичного приоритета.

Один из первых автомобилей в мирной Европе


После войны предстоящая модель могла получить легкий шарм от «фолькса». Но этому воспрепятствовал новый руководитель Renault Пьер Лефашо. Активный борец с фашизмом не только постарался, чтобы попытка привлечь к разработке легендарного Порше в качестве консультанта потерпела неудачу. Француз поспособствовал тому, что знаменитый конструктор и его сын ненадолго оказались за решеткой как использовавшие принудительный труд во время войны.

Поэтому можно сказать, что появившийся в 1946 году Renault 4 CV оказался истинно французским автомобилем. Он собирался на мощностях в Бийанкуре. Его ждал неплохой успех, выразившийся в японской лицензионной сборке и предложению на рынке Восточной Европы.


Само предприятие Renault к концу десятилетия оказалось национализированным. А его продукция поступало во многие страны, в том числе, и на восточноевропейский рынок. Сюда продали тысячи новых автомобилей (в одну только Чехословакию экспортировано более 5000 Renault 4 CV). Правда, до нашего государства они так и не дошли.

У первых покупателей разных стран (особенно, молодежи), за свою характерную конструкцию, автомобиль получил не совсем благовидное прозвище – «черепаха». Однако, ни на дороге, ни по уровню продаж этот автомобиль вовсе не проявлял качеств упомянутого пресмыкающегося.

Непростой путь к славе


Первый заднеприводный автомобиль французского предприятия появился в очень непростые времена и простоял на конвейере около 15 лет. Его первый прототип происходил от легендарного двухдверного немецкого «Жука». Но позже французы вернулись к собственной концепции, применив четырехдверный кузов в базовых пропорциях, использованных позже в серийном производстве.

Передняя дверь, открывающаяся в непривычную сторону. Фото: youtube.com

На первом представлении широкой публике в рамках «Парижского автосалона–1946», автомобиль ждал настоящий триумф. К сожалению, Луи Рено не дожил до этого радостного дня. Обвиненный в сотрудничестве с фашистами, инженер и бизнесмен умер в тюрьме почти за два года до этого события.

В начале сентября 1946 года новый руководитель Пьер Лефоше представил Renault 4 CV публике, а неделей раньше – представителям местных СМИ. Еще год понадобился для того, чтобы начать серийное производство. Новый автомобиль обладал следующими особенностями:

✅ 4-местный салон
✅ задние двигатель и привод
✅ вместительный багажник впереди
✅ вертикально установленная впереди «запаска»

Интересным конструкторским решением стала установка радиатора посредине автомобиля, между спинками задних сидений и силовым агрегатом. Удивительно, но при серьезном ремонте первого, подразумевалась разборка второго. Настоящий трэш для любого автолюбителя! А вот передняя часть с хромированными накладками стала прекрасным дизайнерским решением от производителей.

Более миллиона «черепах» на дорогах разных стран


В последующие годы проходила постепенная модернизация автомобиля. К 1956 году появилась модификация, которая отправилась на рынки социалистических стран. Она имела следующие показатели:

✅ рядный четырехцилиндровый двигатель
✅ жидкостное охлаждение
✅ 3-ступенчатая механическая КПП
✅ рабочий объем – 747 куб. см
✅ мощность – 17 л. с

Все колеса имели независимую подвеску с винтовыми пружинами и телескопическими амортизаторами. К этому следует добавить барабанные тормоза с жидкостным управлением. Другие технические параметры Renault 4 CV:

✅ масса – 585 кг (люкс) или 615 кг (полукабриолет)
✅ максимальная скорость – 100 км/ч
✅ расход топлива – 6 л / 100 км
✅ колесная база – 2100 мм

А вот габаритные размеры у автомобиля оказались довольно скромными: 3630 х 1430 х 1470 мм. После модернизации середины 50-х он получил новую более массивную переднюю решетку и ряд других внутренних усовершенствований. Новые владельцы Renault 4 CV остались под приятным впечатлением. А срок эксплуатации надежных автомобилей растянулся на несколько десятилетий. При этом и спрос на рынках многих стран значительно превышал предложения.

Неудивительно, что в этих условиях нашлись желающие «пойти другим путем». Среди них – японский производитель Hino. Эта компания просто купила лицензию и начала сборку собственной копии французского Renault 4 CV.

Скромная приборная панель. Фото: youtube.com

Дополнительным стимулом для приобретения этого автомобиля стала его более чем демократичная цена. К примеру, к началу 1961 года на рынках Восточной Европы сложилась следующая ситуация. Местный автопром предлагал Skoda Octavia примерно за 3,5 тыс. советских рублей, а Wartburg 900 – за 3,2 тысячи. А вот Renault 4 CV обходился в сумму, эквивалентную 2750 советских денежных знаков.

Спортивные успехи и завершение выпуска


Когда специальных спортивных версий не хватало, то и обычные автомобили могли участвовать в соревнованиях. Даже имеющие под капотом микролитражный мотор. Renault 4 CV также поучаствовал в двух из них: ралли Монте-Карло и гонке на выносливость «24 часа Ле-Мана». Когда Франсуа Лэндон выиграл свой класс в знаменитой гонке на горе Ванту в 1948 году, автопроизводитель назначил его главой спортивного отдела и заводским водителем.

Задняя часть в стиле конца 40-х. Фото: youtube.com

Три года спустя ему покорился класс S750 в гонке «24 часа Ле-Мана» на 4 CV с двигателем повышенной мощности. В 1949 году Луи и Жан-Луи Розье (отец и сын) финишировали тринадцатыми на ралли Монте-Карло. Так они привели команду Renault 4 CV к победе в классе 750/1100 куб. см. Другие члены команды также заняли третье, пятое и шестое места в своей категории.

До 6 июля 1961 года компания произвела 1 105 547 автомобилей модели Renault 4 CV. Ее преемником на заводском конвейере стал не менее успешный Renault R4. Этот универсал имел уже совершенно другую концепцию спереди.

Сегодня их остались единицы. Фото: youtube.com

В конце осталось лишь добавить, что под занавес 60-х Франсуа Лэндон организовал специальный прокат гоночных автомобилей марки Renault. Он предназначался для водителей из стран Восточной Европы. Это служит лишним подтверждением популярности 4 CV в этом регионе.
Что известно вам о Renault 4 CV?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас