Ford GT40 – эти спортивные автомобили посрамили Ferrari
935

Ford GT40 – эти спортивные автомобили посрамили Ferrari

Компания Форд как-то не ассоциируется в России со спортивными достижениями. Хотя, если подумать, можно вспомнить знаменитый Ford Mustang. Только это не совсем про спорт.


«Мустанг» – типичный пони-кар. Его главная задача – «пускать пыль в глаза». То есть, реветь двигателем, стартовать с визгом резины и привлекать окружающих. Это сравнительно дешевый автомобиль, не предназначенный для рекордов.

Но была у компании Форд одна интересная модель в 1960-х – это GT40. Эта машина блистала на трассах, а создали ее для единственной цели – победа в гонке «24 часа Ле-Мана».

Ford GT40 – эти спортивные автомобили посрамили FerrariРядом с автомобилем из 60-х модель 2005 года. Фото: Youtube.com

А еще параллельно нужно было «наказать» Ferrari. Для гордых итальянцев это позор – проиграть какому-то Форду. Тем более, что в Европе эти модели ассоциировались с простыми и доступными автомобилями.

Забегая вперед, нужно отметить, что Ford GT40 действительно смог победить в гонке «24 часа Ле-Мана» и обойти Ferrari. Впрочем, давайте разбираться с самого начала.

История


Автомобильные гонки – это зрелище, с этим никто не спорит. Но для крупных бизнесменов они в первую очередь дают возможность прорекламировать себя.

Редкий Ford GT40 Mk I. Фото: Youtube.com

В начале 1960-х компания Форд уже вовсю участвовала в различных ралли. А еще американский производитель поставлял моторы для F-1. Этого казалось мало – Генри Форд II, который был внуком «того самого» основателя, решил победить в гонке «24 часа Ле-Мана».

Время выбрали удачное – компания Феррари как раз находилась на грани банкротства. А ведь итальянские гоночные автомобили побеждали в «24 часа Ле-Мана».

Форд договорился с Энцо Феррари о покупке бренда. Но импульсивный итальянец «дал заднюю» и отказался от сделки.

Глава Ford был в ярости. Он потерял:

✅ Время
✅ Деньги
✅ Репутацию

Было решено наказать Ferrari. Так в 1963 году подготовили первый Ford GT/101. Этот автомобиль положил начало знаменитой гоночной серии.

Ford GT40


Первая массовая модель, если ее можно так назвать, учитывая узкую специализацию, появилась в 1963 году. GT переводится как Grand Touring, а цифра 40 в индексе означает высоту кузова в дюймах.

Этот автомобиль еще кое-что может на треке. Фото: Youtube.com

Если разбираться, то автомобиль недалеко ушел от базовой Lola. Модель получила стальную раму типа полумонокок. Для облегчения кузовных панелей их изготовили из пластика.

Мотор расположен по центру – это типичная конструкция для спортивных автомобилей, чтобы добиться идеальной развесовки. Силовой агрегат на 350 л. с. с объемом 4,2 литра. Двигатель работал в паре с 4-МКПП, размещенной с ним в едином блоке.

Дебют GT40 в профессиональной сфере состоялся в Нюрбургринге. Единственный построенный автомобиль не смог пройти дистанцию в тысячу километров. Инженеры не доработали подвеску – именно из-за проблем с ней у машины не получилось закончить гонку.

К следующим соревнованиям подготовили уже три GT40. Автомобили не дошли до финиша, а один вообще разбился.

Двигатель Ford GT40 Mk I. Фото: Youtube.com

1964 год прошел примерно с тем же успехом. Руководству компании Форд было ясно – нужно менять подход и сотрудничать с более компетентными специалистами. Таким стал Кэррол Шелби, заменивший Эрика Бродли.

После этого Ford GT40 изменился:

✅ Переработали аэродинамику
✅ Появился двигатель V8 с объемом 4,7 литра
✅ Коробку передач заменили на пятиступенчатую механику от ZF

Новые машины начали занимать призовые места в гонках, но выступление в «24 часа Ле-Мана» оказалось неудачным. Из шести автомобилей ни один не дошел до финиша.

В 1966 году правила соревнований в классе GT изменились. Теперь в них могли участвовать только модели, продающиеся на «гражданском» рынке. Так Ford GT40 стал серийным. С 1966 по 1967 годы продали 87 Ford GT40 Mk I. Стоили они от 15 тысяч долларов, что для того времени было значительной суммой.

Ford GT40 Mk II и Roadster Prototype


Появление автомобиля следующего поколения напрямую связано с доработками модели для гонки «24 часа Ле-Мана». Еще в 1965 году собрали пару прототипов с новыми двигателями. Чтобы увеличить тягу, взяли силовой агрегат от Galaxie – это V8 с объемом 7 литров и мощностью, доведенной до 485 л. с.

Средняя цена этого автомобиля – около 1,5 млн долларов. Фото: Youtube.com

Именно эти автомобили начали побеждать в гонках, поэтому производитель решил сделать серийную модель Ford GT40 Mk II. Эта машина выпускалась с 1965 по 1966 годы.

До 100 км/ч автомобиль разгонялся за 5,2 секунды, но это далеко не самое его главное достижение. Новый семилитровый двигатель оказался надежным, с огромным запасом прочности, позволяющим выдерживать длительные гонки.

В 1965 году инженеры спортивного подразделения Ford Advanced Vehicles пытались разгадать секрет успеха Ferrari. Кто-то выдвинул мнение, что связано это с отсутствием верха у итальянских суперкаров. Так появился Ford GT40 Roadster Prototype.

Вот только теория оказалась нежизнеспособной. Первые же заезды доказали, что никакого преимущества у родстера перед купе нет. Более того – водитель испытывает дополнительный дискомфорт.

Редчайший прототип Ford GT40 Roadster Prototype. Фото: Youtube.com

В 1965 году сделала еще один родстер – с алюминиевой рамой для облегчения конструкции. Это Ford GT40 X-1 Roadster. К серии Mk II его относят по той причине, что Кэрролл Шелби заменил мотор на семилитровый силовой агрегат.

Mk III


Редкая версия, выпускавшаяся с 1967 по 1969 годы. За это время собрали всего 7 экземпляров. Этот автомобиль не участвовал в гонках, а построили его только ради продаж на «гражданском» рынке.

Этот автомобиль разрабатывался для продажи всем желающим, которых не набралось даже десятка. Фото: Youtube.com

Ford GT40 Mk III сделан на шасси Mk I, но его облагородили для привлечения внимания обеспеченных клиентов. Двигатель тут с объемом 4,7 литра на 306 л. с.

Несмотря на ряд дополнений, вроде кожаного салона и опциональных телевизора с кондиционером, Mk III оказался неудобным и «топорно» сделанным автомобилем.

Учитывая цену в 18,5 тысячи долларов, модель стала самой дорогой в линейке производителя. Ничего удивительного, что ее покупать не хотели.

Ford GT40 Mk IV


Эта версия отличается от предыдущих в первую очередь своим происхождением. Автомобиль разрабатывался в США, вообще без участия британских специалистов.

Эту модификацию разрабатывали только в США. Фото: Youtube.com

Основной причиной появления Mk IV стал избыточный вес модели. Поэтому разработали J-Car с алюминиевым силовым каркасом в основе. Кузов сделали из стеклопластика. К сожалению, аэродинамику не проработали. Считается, что именно это стало причиной катастрофы, в которой потеряли не только машину, но и гонщика.

Уже серийный Ford GT40 Mk IV получил новый каркас безопасности и аэродинамический кузов. Всего было выпущено 9 автомобилей этой модификации.

Вероятно, Ford GT40 продолжили бы модернизировать, увеличивая объем и мощность двигателей. Но в 1968 году правила изменили. Прототипам ограничили объем моторов до 3-х литров. Для Ford GT40 осталось место в Группе-4. Да и то, только для уже позабытого Mk I, ведь объем двигателей тоже ограничили до 5 литров.

Современный Ford GT. Фото: Youtube.com

В 1968-1969 годах Ford GT40 побеждал в гонке «24 часа Ле-Мана». Кстати, это единственная модель из США, сумевшая добиться этого. И разговор не о победе два года подряд. Ни один из американских автопроизводителей кроме Форд так и не сумел выпустить модель, хоть раз занявшую первое место в гонке «24 часа Ле-Мана».

Вот к чему привело соперничество между Генри Фордом II и Энцо Феррари, не сумевшим сдержать слово. Американец вряд ли бы прилагал столько усилий, не желай он посрамить и наказать своего несостоявшегося партнера.

Сейчас Ford GT40 в любой модификации считается коллекционным автомобилем. Купить его сложно, зато в продаже часто встречаются реплики легендарного спорткара. Никакой ценности они не представляют, но фанаты покупают их или даже делают самостоятельно.
А вам нравится Ford GT40?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....