Ford GT40 – эти спортивные автомобили посрамили Ferrari
Компания Форд как-то не ассоциируется в России со спортивными достижениями. Хотя, если подумать, можно вспомнить знаменитый Ford Mustang. Только это не совсем про спорт.
«Мустанг» – типичный пони-кар. Его главная задача – «пускать пыль в глаза». То есть, реветь двигателем, стартовать с визгом резины и привлекать окружающих. Это сравнительно дешевый автомобиль, не предназначенный для рекордов.
Но была у компании Форд одна интересная модель в 1960-х – это GT40. Эта машина блистала на трассах, а создали ее для единственной цели – победа в гонке «24 часа Ле-Мана».
А еще параллельно нужно было «наказать» Ferrari. Для гордых итальянцев это позор – проиграть какому-то Форду. Тем более, что в Европе эти модели ассоциировались с простыми и доступными автомобилями.
Забегая вперед, нужно отметить, что Ford GT40 действительно смог победить в гонке «24 часа Ле-Мана» и обойти Ferrari. Впрочем, давайте разбираться с самого начала.
Автомобильные гонки – это зрелище, с этим никто не спорит. Но для крупных бизнесменов они в первую очередь дают возможность прорекламировать себя.
В начале 1960-х компания Форд уже вовсю участвовала в различных ралли. А еще американский производитель поставлял моторы для F-1. Этого казалось мало – Генри Форд II, который был внуком «того самого» основателя, решил победить в гонке «24 часа Ле-Мана».
Время выбрали удачное – компания Феррари как раз находилась на грани банкротства. А ведь итальянские гоночные автомобили побеждали в «24 часа Ле-Мана».
Форд договорился с Энцо Феррари о покупке бренда. Но импульсивный итальянец «дал заднюю» и отказался от сделки.
Глава Ford был в ярости. Он потерял:
✅ Время
✅ Деньги
✅ Репутацию
Было решено наказать Ferrari. Так в 1963 году подготовили первый Ford GT/101. Этот автомобиль положил начало знаменитой гоночной серии.
Первая массовая модель, если ее можно так назвать, учитывая узкую специализацию, появилась в 1963 году. GT переводится как Grand Touring, а цифра 40 в индексе означает высоту кузова в дюймах.
Если разбираться, то автомобиль недалеко ушел от базовой Lola. Модель получила стальную раму типа полумонокок. Для облегчения кузовных панелей их изготовили из пластика.
Мотор расположен по центру – это типичная конструкция для спортивных автомобилей, чтобы добиться идеальной развесовки. Силовой агрегат на 350 л. с. с объемом 4,2 литра. Двигатель работал в паре с 4-МКПП, размещенной с ним в едином блоке.
Дебют GT40 в профессиональной сфере состоялся в Нюрбургринге. Единственный построенный автомобиль не смог пройти дистанцию в тысячу километров. Инженеры не доработали подвеску – именно из-за проблем с ней у машины не получилось закончить гонку.
К следующим соревнованиям подготовили уже три GT40. Автомобили не дошли до финиша, а один вообще разбился.
1964 год прошел примерно с тем же успехом. Руководству компании Форд было ясно – нужно менять подход и сотрудничать с более компетентными специалистами. Таким стал Кэррол Шелби, заменивший Эрика Бродли.
После этого Ford GT40 изменился:
✅ Переработали аэродинамику
✅ Появился двигатель V8 с объемом 4,7 литра
✅ Коробку передач заменили на пятиступенчатую механику от ZF
Новые машины начали занимать призовые места в гонках, но выступление в «24 часа Ле-Мана» оказалось неудачным. Из шести автомобилей ни один не дошел до финиша.
В 1966 году правила соревнований в классе GT изменились. Теперь в них могли участвовать только модели, продающиеся на «гражданском» рынке. Так Ford GT40 стал серийным. С 1966 по 1967 годы продали 87 Ford GT40 Mk I. Стоили они от 15 тысяч долларов, что для того времени было значительной суммой.
Появление автомобиля следующего поколения напрямую связано с доработками модели для гонки «24 часа Ле-Мана». Еще в 1965 году собрали пару прототипов с новыми двигателями. Чтобы увеличить тягу, взяли силовой агрегат от Galaxie – это V8 с объемом 7 литров и мощностью, доведенной до 485 л. с.
Именно эти автомобили начали побеждать в гонках, поэтому производитель решил сделать серийную модель Ford GT40 Mk II. Эта машина выпускалась с 1965 по 1966 годы.
В 1965 году инженеры спортивного подразделения Ford Advanced Vehicles пытались разгадать секрет успеха Ferrari. Кто-то выдвинул мнение, что связано это с отсутствием верха у итальянских суперкаров. Так появился Ford GT40 Roadster Prototype.
Вот только теория оказалась нежизнеспособной. Первые же заезды доказали, что никакого преимущества у родстера перед купе нет. Более того – водитель испытывает дополнительный дискомфорт.
В 1965 году сделала еще один родстер – с алюминиевой рамой для облегчения конструкции. Это Ford GT40 X-1 Roadster. К серии Mk II его относят по той причине, что Кэрролл Шелби заменил мотор на семилитровый силовой агрегат.
Редкая версия, выпускавшаяся с 1967 по 1969 годы. За это время собрали всего 7 экземпляров. Этот автомобиль не участвовал в гонках, а построили его только ради продаж на «гражданском» рынке.
Ford GT40 Mk III сделан на шасси Mk I, но его облагородили для привлечения внимания обеспеченных клиентов. Двигатель тут с объемом 4,7 литра на 306 л. с.
Учитывая цену в 18,5 тысячи долларов, модель стала самой дорогой в линейке производителя. Ничего удивительного, что ее покупать не хотели.
Эта версия отличается от предыдущих в первую очередь своим происхождением. Автомобиль разрабатывался в США, вообще без участия британских специалистов.
Основной причиной появления Mk IV стал избыточный вес модели. Поэтому разработали J-Car с алюминиевым силовым каркасом в основе. Кузов сделали из стеклопластика. К сожалению, аэродинамику не проработали. Считается, что именно это стало причиной катастрофы, в которой потеряли не только машину, но и гонщика.
Вероятно, Ford GT40 продолжили бы модернизировать, увеличивая объем и мощность двигателей. Но в 1968 году правила изменили. Прототипам ограничили объем моторов до 3-х литров. Для Ford GT40 осталось место в Группе-4. Да и то, только для уже позабытого Mk I, ведь объем двигателей тоже ограничили до 5 литров.
В 1968-1969 годах Ford GT40 побеждал в гонке «24 часа Ле-Мана». Кстати, это единственная модель из США, сумевшая добиться этого. И разговор не о победе два года подряд. Ни один из американских автопроизводителей кроме Форд так и не сумел выпустить модель, хоть раз занявшую первое место в гонке «24 часа Ле-Мана».
Вот к чему привело соперничество между Генри Фордом II и Энцо Феррари, не сумевшим сдержать слово. Американец вряд ли бы прилагал столько усилий, не желай он посрамить и наказать своего несостоявшегося партнера.
Сейчас Ford GT40 в любой модификации считается коллекционным автомобилем. Купить его сложно, зато в продаже часто встречаются реплики легендарного спорткара. Никакой ценности они не представляют, но фанаты покупают их или даже делают самостоятельно.
«Мустанг» – типичный пони-кар. Его главная задача – «пускать пыль в глаза». То есть, реветь двигателем, стартовать с визгом резины и привлекать окружающих. Это сравнительно дешевый автомобиль, не предназначенный для рекордов.
Но была у компании Форд одна интересная модель в 1960-х – это GT40. Эта машина блистала на трассах, а создали ее для единственной цели – победа в гонке «24 часа Ле-Мана».
Рядом с автомобилем из 60-х модель 2005 года. Фото: Youtube.com
А еще параллельно нужно было «наказать» Ferrari. Для гордых итальянцев это позор – проиграть какому-то Форду. Тем более, что в Европе эти модели ассоциировались с простыми и доступными автомобилями.
Забегая вперед, нужно отметить, что Ford GT40 действительно смог победить в гонке «24 часа Ле-Мана» и обойти Ferrari. Впрочем, давайте разбираться с самого начала.
История
Автомобильные гонки – это зрелище, с этим никто не спорит. Но для крупных бизнесменов они в первую очередь дают возможность прорекламировать себя.
Редкий Ford GT40 Mk I. Фото: Youtube.com
В начале 1960-х компания Форд уже вовсю участвовала в различных ралли. А еще американский производитель поставлял моторы для F-1. Этого казалось мало – Генри Форд II, который был внуком «того самого» основателя, решил победить в гонке «24 часа Ле-Мана».
Время выбрали удачное – компания Феррари как раз находилась на грани банкротства. А ведь итальянские гоночные автомобили побеждали в «24 часа Ле-Мана».
Форд договорился с Энцо Феррари о покупке бренда. Но импульсивный итальянец «дал заднюю» и отказался от сделки.
Глава Ford был в ярости. Он потерял:
✅ Время
✅ Деньги
✅ Репутацию
Было решено наказать Ferrari. Так в 1963 году подготовили первый Ford GT/101. Этот автомобиль положил начало знаменитой гоночной серии.
Ford GT40
Первая массовая модель, если ее можно так назвать, учитывая узкую специализацию, появилась в 1963 году. GT переводится как Grand Touring, а цифра 40 в индексе означает высоту кузова в дюймах.
Этот автомобиль еще кое-что может на треке. Фото: Youtube.com
Если разбираться, то автомобиль недалеко ушел от базовой Lola. Модель получила стальную раму типа полумонокок. Для облегчения кузовных панелей их изготовили из пластика.
Мотор расположен по центру – это типичная конструкция для спортивных автомобилей, чтобы добиться идеальной развесовки. Силовой агрегат на 350 л. с. с объемом 4,2 литра. Двигатель работал в паре с 4-МКПП, размещенной с ним в едином блоке.
Дебют GT40 в профессиональной сфере состоялся в Нюрбургринге. Единственный построенный автомобиль не смог пройти дистанцию в тысячу километров. Инженеры не доработали подвеску – именно из-за проблем с ней у машины не получилось закончить гонку.
К следующим соревнованиям подготовили уже три GT40. Автомобили не дошли до финиша, а один вообще разбился.
Двигатель Ford GT40 Mk I. Фото: Youtube.com
1964 год прошел примерно с тем же успехом. Руководству компании Форд было ясно – нужно менять подход и сотрудничать с более компетентными специалистами. Таким стал Кэррол Шелби, заменивший Эрика Бродли.
После этого Ford GT40 изменился:
✅ Переработали аэродинамику
✅ Появился двигатель V8 с объемом 4,7 литра
✅ Коробку передач заменили на пятиступенчатую механику от ZF
Новые машины начали занимать призовые места в гонках, но выступление в «24 часа Ле-Мана» оказалось неудачным. Из шести автомобилей ни один не дошел до финиша.
В 1966 году правила соревнований в классе GT изменились. Теперь в них могли участвовать только модели, продающиеся на «гражданском» рынке. Так Ford GT40 стал серийным. С 1966 по 1967 годы продали 87 Ford GT40 Mk I. Стоили они от 15 тысяч долларов, что для того времени было значительной суммой.
Ford GT40 Mk II и Roadster Prototype
Появление автомобиля следующего поколения напрямую связано с доработками модели для гонки «24 часа Ле-Мана». Еще в 1965 году собрали пару прототипов с новыми двигателями. Чтобы увеличить тягу, взяли силовой агрегат от Galaxie – это V8 с объемом 7 литров и мощностью, доведенной до 485 л. с.
Средняя цена этого автомобиля – около 1,5 млн долларов. Фото: Youtube.com
Именно эти автомобили начали побеждать в гонках, поэтому производитель решил сделать серийную модель Ford GT40 Mk II. Эта машина выпускалась с 1965 по 1966 годы.
До 100 км/ч автомобиль разгонялся за 5,2 секунды, но это далеко не самое его главное достижение. Новый семилитровый двигатель оказался надежным, с огромным запасом прочности, позволяющим выдерживать длительные гонки.
В 1965 году инженеры спортивного подразделения Ford Advanced Vehicles пытались разгадать секрет успеха Ferrari. Кто-то выдвинул мнение, что связано это с отсутствием верха у итальянских суперкаров. Так появился Ford GT40 Roadster Prototype.
Вот только теория оказалась нежизнеспособной. Первые же заезды доказали, что никакого преимущества у родстера перед купе нет. Более того – водитель испытывает дополнительный дискомфорт.
Редчайший прототип Ford GT40 Roadster Prototype. Фото: Youtube.com
В 1965 году сделала еще один родстер – с алюминиевой рамой для облегчения конструкции. Это Ford GT40 X-1 Roadster. К серии Mk II его относят по той причине, что Кэрролл Шелби заменил мотор на семилитровый силовой агрегат.
Mk III
Редкая версия, выпускавшаяся с 1967 по 1969 годы. За это время собрали всего 7 экземпляров. Этот автомобиль не участвовал в гонках, а построили его только ради продаж на «гражданском» рынке.
Этот автомобиль разрабатывался для продажи всем желающим, которых не набралось даже десятка. Фото: Youtube.com
Ford GT40 Mk III сделан на шасси Mk I, но его облагородили для привлечения внимания обеспеченных клиентов. Двигатель тут с объемом 4,7 литра на 306 л. с.
Несмотря на ряд дополнений, вроде кожаного салона и опциональных телевизора с кондиционером, Mk III оказался неудобным и «топорно» сделанным автомобилем.
Учитывая цену в 18,5 тысячи долларов, модель стала самой дорогой в линейке производителя. Ничего удивительного, что ее покупать не хотели.
Ford GT40 Mk IV
Эта версия отличается от предыдущих в первую очередь своим происхождением. Автомобиль разрабатывался в США, вообще без участия британских специалистов.
Эту модификацию разрабатывали только в США. Фото: Youtube.com
Основной причиной появления Mk IV стал избыточный вес модели. Поэтому разработали J-Car с алюминиевым силовым каркасом в основе. Кузов сделали из стеклопластика. К сожалению, аэродинамику не проработали. Считается, что именно это стало причиной катастрофы, в которой потеряли не только машину, но и гонщика.
Уже серийный Ford GT40 Mk IV получил новый каркас безопасности и аэродинамический кузов. Всего было выпущено 9 автомобилей этой модификации.
Вероятно, Ford GT40 продолжили бы модернизировать, увеличивая объем и мощность двигателей. Но в 1968 году правила изменили. Прототипам ограничили объем моторов до 3-х литров. Для Ford GT40 осталось место в Группе-4. Да и то, только для уже позабытого Mk I, ведь объем двигателей тоже ограничили до 5 литров.
Современный Ford GT. Фото: Youtube.com
В 1968-1969 годах Ford GT40 побеждал в гонке «24 часа Ле-Мана». Кстати, это единственная модель из США, сумевшая добиться этого. И разговор не о победе два года подряд. Ни один из американских автопроизводителей кроме Форд так и не сумел выпустить модель, хоть раз занявшую первое место в гонке «24 часа Ле-Мана».
Вот к чему привело соперничество между Генри Фордом II и Энцо Феррари, не сумевшим сдержать слово. Американец вряд ли бы прилагал столько усилий, не желай он посрамить и наказать своего несостоявшегося партнера.
Сейчас Ford GT40 в любой модификации считается коллекционным автомобилем. Купить его сложно, зато в продаже часто встречаются реплики легендарного спорткара. Никакой ценности они не представляют, но фанаты покупают их или даже делают самостоятельно.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
Rolls-Royce и будущее авиации: как инновации UltraFan меняют игру в строении авиадвигателей
Бренд Rolls-Royce всегда был синонимом роскоши, инноваций и высоких технологий, но их достижения простираются далеко за пределы автомобилей. Мало кто знает,...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
В России появился флагманский вертолет «Аурус»
Все комплектующие произведены в России. Воздушное судно можно эксплуатировать в любых климатических и географических зонах....
Внедорожники УАЗ оперативно доработали на заводе – критика подействовала
Забеспокоившись из-за критики на правительственном уровне, руководство Sollers поспешило доработать автомобили. И это первый случай массовых переделок из-за...
Самолет SSJ-100 становится еще более российским
Проект локализации лайнера продолжается. Теперь еще один элемент фюзеляжа производится в России....
При «вскрытии» Гранта удивила автомеханика
Чем может похвастаться «Гранта», которую в столице продают за 1,6 млн рублей? Конечно же, кондиционером, шестнадцатиклапанным двигателем времен «Приоры»,...
«В условиях вечной мерзлоты» – на самой сложный трассе России сдали новые участки
Федеральная трасса считалась одной из самых сложных из-за климата, низкого качества покрытия, а также несоответствия стандартам на многих участках. Теперь...
«Ил» - ВАСО представил свой, полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя
С ним, как ожидается, эффективность сохранения тяги самолета улучшится до оптимальных показателей. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
ВАЗ-2151 – неизвестный российский универсал
Заднеприводные автомобили марки ВАЗ до сих пор пользуются высокой популярностью в России. Более того, ВАЗ-2107 недавно стал самой распространенной моделью в...
УАЗ анонсировал скорое обновление «Хантера»
И не только. Сразу несколько модернизированных моделей выйдут на рынок с небольшим интервалом. Более подробно об этом читайте в нашем материале....
В Нижнем Новгороде наладят выпуск отсеков для отечественного лайнера
А именно для пассажирского МС-21. Для этого на авиастроительном предприятии «Сокол» откроют новый производственный участок. Подробнее об этом читайте в нашем...
Jawa против Иж Юпитера – какой из мотоциклов советских времен окажется быстрее?
Споры о том, какой мотоцикл лучше, в советское время возникали периодически. Как правило, велись они в легком и среднем классах. Например, считалось, что...
Как поступают владельцы электромобилей, подтопленных во время урагана Милтон
После затопления такие машины пожароопасны. А еще эти авто потом продают.... Риски значительно возросли из-за последствий урагана Милтон....