Ford GT40 – эти спортивные автомобили посрамили Ferrari
Компания Форд как-то не ассоциируется в России со спортивными достижениями. Хотя, если подумать, можно вспомнить знаменитый Ford Mustang. Только это не совсем про спорт.
«Мустанг» – типичный пони-кар. Его главная задача – «пускать пыль в глаза». То есть, реветь двигателем, стартовать с визгом резины и привлекать окружающих. Это сравнительно дешевый автомобиль, не предназначенный для рекордов.
Но была у компании Форд одна интересная модель в 1960-х – это GT40. Эта машина блистала на трассах, а создали ее для единственной цели – победа в гонке «24 часа Ле-Мана».
А еще параллельно нужно было «наказать» Ferrari. Для гордых итальянцев это позор – проиграть какому-то Форду. Тем более, что в Европе эти модели ассоциировались с простыми и доступными автомобилями.
Забегая вперед, нужно отметить, что Ford GT40 действительно смог победить в гонке «24 часа Ле-Мана» и обойти Ferrari. Впрочем, давайте разбираться с самого начала.
Автомобильные гонки – это зрелище, с этим никто не спорит. Но для крупных бизнесменов они в первую очередь дают возможность прорекламировать себя.
В начале 1960-х компания Форд уже вовсю участвовала в различных ралли. А еще американский производитель поставлял моторы для F-1. Этого казалось мало – Генри Форд II, который был внуком «того самого» основателя, решил победить в гонке «24 часа Ле-Мана».
Время выбрали удачное – компания Феррари как раз находилась на грани банкротства. А ведь итальянские гоночные автомобили побеждали в «24 часа Ле-Мана».
Форд договорился с Энцо Феррари о покупке бренда. Но импульсивный итальянец «дал заднюю» и отказался от сделки.
Глава Ford был в ярости. Он потерял:
✅ Время
✅ Деньги
✅ Репутацию
Было решено наказать Ferrari. Так в 1963 году подготовили первый Ford GT/101. Этот автомобиль положил начало знаменитой гоночной серии.
Первая массовая модель, если ее можно так назвать, учитывая узкую специализацию, появилась в 1963 году. GT переводится как Grand Touring, а цифра 40 в индексе означает высоту кузова в дюймах.
Если разбираться, то автомобиль недалеко ушел от базовой Lola. Модель получила стальную раму типа полумонокок. Для облегчения кузовных панелей их изготовили из пластика.
Мотор расположен по центру – это типичная конструкция для спортивных автомобилей, чтобы добиться идеальной развесовки. Силовой агрегат на 350 л. с. с объемом 4,2 литра. Двигатель работал в паре с 4-МКПП, размещенной с ним в едином блоке.
Дебют GT40 в профессиональной сфере состоялся в Нюрбургринге. Единственный построенный автомобиль не смог пройти дистанцию в тысячу километров. Инженеры не доработали подвеску – именно из-за проблем с ней у машины не получилось закончить гонку.
К следующим соревнованиям подготовили уже три GT40. Автомобили не дошли до финиша, а один вообще разбился.
1964 год прошел примерно с тем же успехом. Руководству компании Форд было ясно – нужно менять подход и сотрудничать с более компетентными специалистами. Таким стал Кэррол Шелби, заменивший Эрика Бродли.
После этого Ford GT40 изменился:
✅ Переработали аэродинамику
✅ Появился двигатель V8 с объемом 4,7 литра
✅ Коробку передач заменили на пятиступенчатую механику от ZF
Новые машины начали занимать призовые места в гонках, но выступление в «24 часа Ле-Мана» оказалось неудачным. Из шести автомобилей ни один не дошел до финиша.
В 1966 году правила соревнований в классе GT изменились. Теперь в них могли участвовать только модели, продающиеся на «гражданском» рынке. Так Ford GT40 стал серийным. С 1966 по 1967 годы продали 87 Ford GT40 Mk I. Стоили они от 15 тысяч долларов, что для того времени было значительной суммой.
Появление автомобиля следующего поколения напрямую связано с доработками модели для гонки «24 часа Ле-Мана». Еще в 1965 году собрали пару прототипов с новыми двигателями. Чтобы увеличить тягу, взяли силовой агрегат от Galaxie – это V8 с объемом 7 литров и мощностью, доведенной до 485 л. с.
Именно эти автомобили начали побеждать в гонках, поэтому производитель решил сделать серийную модель Ford GT40 Mk II. Эта машина выпускалась с 1965 по 1966 годы.
В 1965 году инженеры спортивного подразделения Ford Advanced Vehicles пытались разгадать секрет успеха Ferrari. Кто-то выдвинул мнение, что связано это с отсутствием верха у итальянских суперкаров. Так появился Ford GT40 Roadster Prototype.
Вот только теория оказалась нежизнеспособной. Первые же заезды доказали, что никакого преимущества у родстера перед купе нет. Более того – водитель испытывает дополнительный дискомфорт.
В 1965 году сделала еще один родстер – с алюминиевой рамой для облегчения конструкции. Это Ford GT40 X-1 Roadster. К серии Mk II его относят по той причине, что Кэрролл Шелби заменил мотор на семилитровый силовой агрегат.
Редкая версия, выпускавшаяся с 1967 по 1969 годы. За это время собрали всего 7 экземпляров. Этот автомобиль не участвовал в гонках, а построили его только ради продаж на «гражданском» рынке.
Ford GT40 Mk III сделан на шасси Mk I, но его облагородили для привлечения внимания обеспеченных клиентов. Двигатель тут с объемом 4,7 литра на 306 л. с.
Учитывая цену в 18,5 тысячи долларов, модель стала самой дорогой в линейке производителя. Ничего удивительного, что ее покупать не хотели.
Эта версия отличается от предыдущих в первую очередь своим происхождением. Автомобиль разрабатывался в США, вообще без участия британских специалистов.
Основной причиной появления Mk IV стал избыточный вес модели. Поэтому разработали J-Car с алюминиевым силовым каркасом в основе. Кузов сделали из стеклопластика. К сожалению, аэродинамику не проработали. Считается, что именно это стало причиной катастрофы, в которой потеряли не только машину, но и гонщика.
Вероятно, Ford GT40 продолжили бы модернизировать, увеличивая объем и мощность двигателей. Но в 1968 году правила изменили. Прототипам ограничили объем моторов до 3-х литров. Для Ford GT40 осталось место в Группе-4. Да и то, только для уже позабытого Mk I, ведь объем двигателей тоже ограничили до 5 литров.
В 1968-1969 годах Ford GT40 побеждал в гонке «24 часа Ле-Мана». Кстати, это единственная модель из США, сумевшая добиться этого. И разговор не о победе два года подряд. Ни один из американских автопроизводителей кроме Форд так и не сумел выпустить модель, хоть раз занявшую первое место в гонке «24 часа Ле-Мана».
Вот к чему привело соперничество между Генри Фордом II и Энцо Феррари, не сумевшим сдержать слово. Американец вряд ли бы прилагал столько усилий, не желай он посрамить и наказать своего несостоявшегося партнера.
Сейчас Ford GT40 в любой модификации считается коллекционным автомобилем. Купить его сложно, зато в продаже часто встречаются реплики легендарного спорткара. Никакой ценности они не представляют, но фанаты покупают их или даже делают самостоятельно.
«Мустанг» – типичный пони-кар. Его главная задача – «пускать пыль в глаза». То есть, реветь двигателем, стартовать с визгом резины и привлекать окружающих. Это сравнительно дешевый автомобиль, не предназначенный для рекордов.
Но была у компании Форд одна интересная модель в 1960-х – это GT40. Эта машина блистала на трассах, а создали ее для единственной цели – победа в гонке «24 часа Ле-Мана».
Рядом с автомобилем из 60-х модель 2005 года. Фото: Youtube.com
А еще параллельно нужно было «наказать» Ferrari. Для гордых итальянцев это позор – проиграть какому-то Форду. Тем более, что в Европе эти модели ассоциировались с простыми и доступными автомобилями.
Забегая вперед, нужно отметить, что Ford GT40 действительно смог победить в гонке «24 часа Ле-Мана» и обойти Ferrari. Впрочем, давайте разбираться с самого начала.
История
Автомобильные гонки – это зрелище, с этим никто не спорит. Но для крупных бизнесменов они в первую очередь дают возможность прорекламировать себя.
Редкий Ford GT40 Mk I. Фото: Youtube.com
В начале 1960-х компания Форд уже вовсю участвовала в различных ралли. А еще американский производитель поставлял моторы для F-1. Этого казалось мало – Генри Форд II, который был внуком «того самого» основателя, решил победить в гонке «24 часа Ле-Мана».
Время выбрали удачное – компания Феррари как раз находилась на грани банкротства. А ведь итальянские гоночные автомобили побеждали в «24 часа Ле-Мана».
Форд договорился с Энцо Феррари о покупке бренда. Но импульсивный итальянец «дал заднюю» и отказался от сделки.
Глава Ford был в ярости. Он потерял:
✅ Время
✅ Деньги
✅ Репутацию
Было решено наказать Ferrari. Так в 1963 году подготовили первый Ford GT/101. Этот автомобиль положил начало знаменитой гоночной серии.
Ford GT40
Первая массовая модель, если ее можно так назвать, учитывая узкую специализацию, появилась в 1963 году. GT переводится как Grand Touring, а цифра 40 в индексе означает высоту кузова в дюймах.
Этот автомобиль еще кое-что может на треке. Фото: Youtube.com
Если разбираться, то автомобиль недалеко ушел от базовой Lola. Модель получила стальную раму типа полумонокок. Для облегчения кузовных панелей их изготовили из пластика.
Мотор расположен по центру – это типичная конструкция для спортивных автомобилей, чтобы добиться идеальной развесовки. Силовой агрегат на 350 л. с. с объемом 4,2 литра. Двигатель работал в паре с 4-МКПП, размещенной с ним в едином блоке.
Дебют GT40 в профессиональной сфере состоялся в Нюрбургринге. Единственный построенный автомобиль не смог пройти дистанцию в тысячу километров. Инженеры не доработали подвеску – именно из-за проблем с ней у машины не получилось закончить гонку.
К следующим соревнованиям подготовили уже три GT40. Автомобили не дошли до финиша, а один вообще разбился.
Двигатель Ford GT40 Mk I. Фото: Youtube.com
1964 год прошел примерно с тем же успехом. Руководству компании Форд было ясно – нужно менять подход и сотрудничать с более компетентными специалистами. Таким стал Кэррол Шелби, заменивший Эрика Бродли.
После этого Ford GT40 изменился:
✅ Переработали аэродинамику
✅ Появился двигатель V8 с объемом 4,7 литра
✅ Коробку передач заменили на пятиступенчатую механику от ZF
Новые машины начали занимать призовые места в гонках, но выступление в «24 часа Ле-Мана» оказалось неудачным. Из шести автомобилей ни один не дошел до финиша.
В 1966 году правила соревнований в классе GT изменились. Теперь в них могли участвовать только модели, продающиеся на «гражданском» рынке. Так Ford GT40 стал серийным. С 1966 по 1967 годы продали 87 Ford GT40 Mk I. Стоили они от 15 тысяч долларов, что для того времени было значительной суммой.
Ford GT40 Mk II и Roadster Prototype
Появление автомобиля следующего поколения напрямую связано с доработками модели для гонки «24 часа Ле-Мана». Еще в 1965 году собрали пару прототипов с новыми двигателями. Чтобы увеличить тягу, взяли силовой агрегат от Galaxie – это V8 с объемом 7 литров и мощностью, доведенной до 485 л. с.
Средняя цена этого автомобиля – около 1,5 млн долларов. Фото: Youtube.com
Именно эти автомобили начали побеждать в гонках, поэтому производитель решил сделать серийную модель Ford GT40 Mk II. Эта машина выпускалась с 1965 по 1966 годы.
До 100 км/ч автомобиль разгонялся за 5,2 секунды, но это далеко не самое его главное достижение. Новый семилитровый двигатель оказался надежным, с огромным запасом прочности, позволяющим выдерживать длительные гонки.
В 1965 году инженеры спортивного подразделения Ford Advanced Vehicles пытались разгадать секрет успеха Ferrari. Кто-то выдвинул мнение, что связано это с отсутствием верха у итальянских суперкаров. Так появился Ford GT40 Roadster Prototype.
Вот только теория оказалась нежизнеспособной. Первые же заезды доказали, что никакого преимущества у родстера перед купе нет. Более того – водитель испытывает дополнительный дискомфорт.
Редчайший прототип Ford GT40 Roadster Prototype. Фото: Youtube.com
В 1965 году сделала еще один родстер – с алюминиевой рамой для облегчения конструкции. Это Ford GT40 X-1 Roadster. К серии Mk II его относят по той причине, что Кэрролл Шелби заменил мотор на семилитровый силовой агрегат.
Mk III
Редкая версия, выпускавшаяся с 1967 по 1969 годы. За это время собрали всего 7 экземпляров. Этот автомобиль не участвовал в гонках, а построили его только ради продаж на «гражданском» рынке.
Этот автомобиль разрабатывался для продажи всем желающим, которых не набралось даже десятка. Фото: Youtube.com
Ford GT40 Mk III сделан на шасси Mk I, но его облагородили для привлечения внимания обеспеченных клиентов. Двигатель тут с объемом 4,7 литра на 306 л. с.
Несмотря на ряд дополнений, вроде кожаного салона и опциональных телевизора с кондиционером, Mk III оказался неудобным и «топорно» сделанным автомобилем.
Учитывая цену в 18,5 тысячи долларов, модель стала самой дорогой в линейке производителя. Ничего удивительного, что ее покупать не хотели.
Ford GT40 Mk IV
Эта версия отличается от предыдущих в первую очередь своим происхождением. Автомобиль разрабатывался в США, вообще без участия британских специалистов.
Эту модификацию разрабатывали только в США. Фото: Youtube.com
Основной причиной появления Mk IV стал избыточный вес модели. Поэтому разработали J-Car с алюминиевым силовым каркасом в основе. Кузов сделали из стеклопластика. К сожалению, аэродинамику не проработали. Считается, что именно это стало причиной катастрофы, в которой потеряли не только машину, но и гонщика.
Уже серийный Ford GT40 Mk IV получил новый каркас безопасности и аэродинамический кузов. Всего было выпущено 9 автомобилей этой модификации.
Вероятно, Ford GT40 продолжили бы модернизировать, увеличивая объем и мощность двигателей. Но в 1968 году правила изменили. Прототипам ограничили объем моторов до 3-х литров. Для Ford GT40 осталось место в Группе-4. Да и то, только для уже позабытого Mk I, ведь объем двигателей тоже ограничили до 5 литров.
Современный Ford GT. Фото: Youtube.com
В 1968-1969 годах Ford GT40 побеждал в гонке «24 часа Ле-Мана». Кстати, это единственная модель из США, сумевшая добиться этого. И разговор не о победе два года подряд. Ни один из американских автопроизводителей кроме Форд так и не сумел выпустить модель, хоть раз занявшую первое место в гонке «24 часа Ле-Мана».
Вот к чему привело соперничество между Генри Фордом II и Энцо Феррари, не сумевшим сдержать слово. Американец вряд ли бы прилагал столько усилий, не желай он посрамить и наказать своего несостоявшегося партнера.
Сейчас Ford GT40 в любой модификации считается коллекционным автомобилем. Купить его сложно, зато в продаже часто встречаются реплики легендарного спорткара. Никакой ценности они не представляют, но фанаты покупают их или даже делают самостоятельно.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...