Успешно совершен первый в мире пилотируемый полет на жидком водороде
4 346

Успешно совершен первый в мире пилотируемый полет на жидком водороде

Компания H2FLY, базирующаяся в Штутгарте, Германия, является разработчиком систем водородно-электрической трансмиссии для самолетов. На днях она объявила о том, что успешно завершила первый в мире пилотируемый полет электрического самолета, работающего на жидком водороде.


Согласно опубликованному пресс-релизу, самолет продемонстрировал безопасную и эффективную работу во время многочисленных летных испытаний.

Как сообщается, в рамках тестовой компании было выполнено всего четыре полета, один из которых длился более трех часов. Полеты осуществлялись с аэродрома в Мариборе (Словения) на пилотируемом демонстрационном воздушном судне HY4. Самолет оснащен силовой установкой, работающей на водородно-электрических топливных элементах с ​​криогенно хранимом жидким водородом.

Успешно совершен первый в мире пилотируемый полет на жидком водородеЭкспериментальный HY4 управляется одним пилотом. Фото: YouTube.com

Как известно, жидкий водород является одной из немногих технологий, которые могут дать реальный шанс обезуглеродить дальнюю авиацию. Это чистое топливо несет в себе примерно в 2,8 раза больше энергии, чем аналогичный по весу авиакеросин, что также имеет огромное значение для развития отрасли.

С другой стороны, работать с этим видом топлива довольно проблематично. Чтобы сохранить его в жидком виде, необходимо поддерживать температуру, близкую к абсолютному нулю. Он кипит при температуре всего -253 градуса по Цельсию, учитывая уровень окружающего давления. А учитывая тот факт, что по объему его плотность энергии гораздо ниже, чем по весу, для переноса необходимого количества энергии потребуется топливный бак, раза в четыре превышающий по размеру объем для обычного реактивного топлива.

Тем не менее, команда H2Fly учла все эти аспекты, и пришла к решению использовать сжиженный криогенный водород. Это позволило значительно снизить вес и объем бака, и тем самым увеличить дальность полета и полезную нагрузку.

HY4 выруливает на взлетную полосу. Фото: YouTube.com

Как заявили в компании, им удалось удвоить максимальную дальность своего двухфюзеляжного четырехместного самолета Pipistrel Taurus HY4 при переходе с газообразного водородного топлива на жидкое. Этот показатель увеличился с 750 км до 1500 км. Обе эти цифры явно превосходят возможности сегодняшней, относительно тяжелой, аккумуляторной технологии.

Успех тестов, проводимых на небольшом и легком, маловысотном испытательном самолете, вдохновил разработчиков на дальнейшие эксперименты. На базе HY4 будет создана 19-и местная модель. В перспективе планируется масштабировать технологию до размеров, соответствующих коммерческим пассажирским и грузовым перевозкам.

В настоящий момент компания работает над модульным энергоблоком следующего поколения. Речь идет о разработке новой системы топливных элементов H2F-175, которая будет способна обеспечивать полный диапазон мощности на высоте полета до 27 000 футов (8,2 км). Она предназначена для оснащения региональных авиалайнеров вместимостью от 20 до 80 мест.
Тестовый полет водородного HY4 подтвердил высокую эффективность технологии. Фото: YouTube.com

Естественно, на полноценную интеграцию инновационной технологии потребуется определенное время. Поэтому H2Fly не называет пока никаких конкретных дат, однако рассчитывает, что со всеми этапами тестирования и последующим получением сертификата безопасности, внедрение этих силовых агрегатов в коммерческую эксплуатацию произойдет ориентировочно в середине 2030-х годов.

По мнению участников проекта, факт успешного первого полета является историческим моментом в области авиастроения. А решение одной из самых сложных задач открывает огромные перспективы в вопросах развития экологически чистых авиаперевозок без выбросов.
А как вы относитесь к водородным самолетам?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....