
Успешно совершен первый в мире пилотируемый полет на жидком водороде
Компания H2FLY, базирующаяся в Штутгарте, Германия, является разработчиком систем водородно-электрической трансмиссии для самолетов. На днях она объявила о том, что успешно завершила первый в мире пилотируемый полет электрического самолета, работающего на жидком водороде.
Согласно опубликованному пресс-релизу, самолет продемонстрировал безопасную и эффективную работу во время многочисленных летных испытаний.
Как сообщается, в рамках тестовой компании было выполнено всего четыре полета, один из которых длился более трех часов. Полеты осуществлялись с аэродрома в Мариборе (Словения) на пилотируемом демонстрационном воздушном судне HY4. Самолет оснащен силовой установкой, работающей на водородно-электрических топливных элементах с криогенно хранимом жидким водородом.
Экспериментальный HY4 управляется одним пилотом. Фото: YouTube.com
Как известно, жидкий водород является одной из немногих технологий, которые могут дать реальный шанс обезуглеродить дальнюю авиацию. Это чистое топливо несет в себе примерно в 2,8 раза больше энергии, чем аналогичный по весу авиакеросин, что также имеет огромное значение для развития отрасли.
С другой стороны, работать с этим видом топлива довольно проблематично. Чтобы сохранить его в жидком виде, необходимо поддерживать температуру, близкую к абсолютному нулю. Он кипит при температуре всего -253 градуса по Цельсию, учитывая уровень окружающего давления. А учитывая тот факт, что по объему его плотность энергии гораздо ниже, чем по весу, для переноса необходимого количества энергии потребуется топливный бак, раза в четыре превышающий по размеру объем для обычного реактивного топлива.
Тем не менее, команда H2Fly учла все эти аспекты, и пришла к решению использовать сжиженный криогенный водород. Это позволило значительно снизить вес и объем бака, и тем самым увеличить дальность полета и полезную нагрузку.
HY4 выруливает на взлетную полосу. Фото: YouTube.com
Как заявили в компании, им удалось удвоить максимальную дальность своего двухфюзеляжного четырехместного самолета Pipistrel Taurus HY4 при переходе с газообразного водородного топлива на жидкое. Этот показатель увеличился с 750 км до 1500 км. Обе эти цифры явно превосходят возможности сегодняшней, относительно тяжелой, аккумуляторной технологии.
Успех тестов, проводимых на небольшом и легком, маловысотном испытательном самолете, вдохновил разработчиков на дальнейшие эксперименты. На базе HY4 будет создана 19-и местная модель. В перспективе планируется масштабировать технологию до размеров, соответствующих коммерческим пассажирским и грузовым перевозкам.
В настоящий момент компания работает над модульным энергоблоком следующего поколения. Речь идет о разработке новой системы топливных элементов H2F-175, которая будет способна обеспечивать полный диапазон мощности на высоте полета до 27 000 футов (8,2 км). Она предназначена для оснащения региональных авиалайнеров вместимостью от 20 до 80 мест.
Тестовый полет водородного HY4 подтвердил высокую эффективность технологии. Фото: YouTube.com
Естественно, на полноценную интеграцию инновационной технологии потребуется определенное время. Поэтому H2Fly не называет пока никаких конкретных дат, однако рассчитывает, что со всеми этапами тестирования и последующим получением сертификата безопасности, внедрение этих силовых агрегатов в коммерческую эксплуатацию произойдет ориентировочно в середине 2030-х годов.
По мнению участников проекта, факт успешного первого полета является историческим моментом в области авиастроения. А решение одной из самых сложных задач открывает огромные перспективы в вопросах развития экологически чистых авиаперевозок без выбросов.
Согласно опубликованному пресс-релизу, самолет продемонстрировал безопасную и эффективную работу во время многочисленных летных испытаний.
Как сообщается, в рамках тестовой компании было выполнено всего четыре полета, один из которых длился более трех часов. Полеты осуществлялись с аэродрома в Мариборе (Словения) на пилотируемом демонстрационном воздушном судне HY4. Самолет оснащен силовой установкой, работающей на водородно-электрических топливных элементах с криогенно хранимом жидким водородом.

Как известно, жидкий водород является одной из немногих технологий, которые могут дать реальный шанс обезуглеродить дальнюю авиацию. Это чистое топливо несет в себе примерно в 2,8 раза больше энергии, чем аналогичный по весу авиакеросин, что также имеет огромное значение для развития отрасли.
С другой стороны, работать с этим видом топлива довольно проблематично. Чтобы сохранить его в жидком виде, необходимо поддерживать температуру, близкую к абсолютному нулю. Он кипит при температуре всего -253 градуса по Цельсию, учитывая уровень окружающего давления. А учитывая тот факт, что по объему его плотность энергии гораздо ниже, чем по весу, для переноса необходимого количества энергии потребуется топливный бак, раза в четыре превышающий по размеру объем для обычного реактивного топлива.
Тем не менее, команда H2Fly учла все эти аспекты, и пришла к решению использовать сжиженный криогенный водород. Это позволило значительно снизить вес и объем бака, и тем самым увеличить дальность полета и полезную нагрузку.

Как заявили в компании, им удалось удвоить максимальную дальность своего двухфюзеляжного четырехместного самолета Pipistrel Taurus HY4 при переходе с газообразного водородного топлива на жидкое. Этот показатель увеличился с 750 км до 1500 км. Обе эти цифры явно превосходят возможности сегодняшней, относительно тяжелой, аккумуляторной технологии.
Успех тестов, проводимых на небольшом и легком, маловысотном испытательном самолете, вдохновил разработчиков на дальнейшие эксперименты. На базе HY4 будет создана 19-и местная модель. В перспективе планируется масштабировать технологию до размеров, соответствующих коммерческим пассажирским и грузовым перевозкам.
В настоящий момент компания работает над модульным энергоблоком следующего поколения. Речь идет о разработке новой системы топливных элементов H2F-175, которая будет способна обеспечивать полный диапазон мощности на высоте полета до 27 000 футов (8,2 км). Она предназначена для оснащения региональных авиалайнеров вместимостью от 20 до 80 мест.

Естественно, на полноценную интеграцию инновационной технологии потребуется определенное время. Поэтому H2Fly не называет пока никаких конкретных дат, однако рассчитывает, что со всеми этапами тестирования и последующим получением сертификата безопасности, внедрение этих силовых агрегатов в коммерческую эксплуатацию произойдет ориентировочно в середине 2030-х годов.
По мнению участников проекта, факт успешного первого полета является историческим моментом в области авиастроения. А решение одной из самых сложных задач открывает огромные перспективы в вопросах развития экологически чистых авиаперевозок без выбросов.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас

УАЗ показал «внешность» новейшего «Патриота»
Автомобиль уже во всю испытывают на тестовых площадках и дорогах общего пользования. Компания активно готовится к серийному производству....

Подтверждены сроки выхода перспективного российско-белорусского самолета «Освей»
Проектирование и разработка идут «по плану». Совсем скоро состоится презентация технического облика проекта....

Депутаты заступились за водителей: штрафы уменьшат и могут вернуть уже оплаченные
Российских водителей снова ожидают масштабные изменения в ПДД, которые вызвали горячие споры в Госдуме. Депутаты выступили против повышения штрафов и...

Гибридный дирижабль на воздушной подушке Z1 скоро поступит в эксплуатацию – появился первый заказчик
И даже два. Так что, учитывая тенденции последнего времени, скоро воздушное пространство пополнится десятками, а то и сотнями, таких огромных управляемых...

Новый российский трактор FT-741 – никаких китайских узлов и агрегатов
Пока производители автомобилей постепенно осваивают китайские двигатели, коробки передач и машины целиком, завод ДСТ-Урал неожиданно выпустил интересную модель...

Российский авиадвигатель ПД-8 – наконец он полетел
На днях в небо поднялся импортозамещенный региональный авиалайнер SJ-100. Это событие могло бы случиться раньше, но увы – двигателей не хватало. Сейчас эта...

В Новочеркасске создают комплекс для производства крыльев МС-21
Импортозамещение коснулось столь высоких и сложных технологий. На проект выделили 600 млн рублей....

Испытания SJ-100 ускоряют – линию сборки модернизировали
Стало известно, сколько всего самолетов уже находится в работе. Некоторые экземпляры оказались в шаге от испытаний в воздухе....

Samsung построит девять танкеров-челноков за 1,34 млрд долларов
Они займутся транспортировкой нефти в акватории Бразилии. Прямо сейчас строят еще три таких судна....

Прорыв в небо: первый полет SJ-100 с ПД-8 и будущее МС-21
В мире гражданской авиации наметился важный поворот: Россия делает уверенные шаги в сторону полной импортозамещенности своих авиалайнеров. Видео на...

Под Санкт-Петербургом доработают промышленный дизель М756Б-2 для Беларуси
1000-сильная установка получит электронную регулировки скорости. Основное применение – дизель-поезда....

Два уникальных грузовика ЗИЛ на бездорожье – инженеры против «самодельщиков»
В очередной раз не дают покоя авторам канала «Полигон-98» лавры советских инженеров. В новой поездке они решили проверить, какой грузовик ЗИЛ лучше – заводской...

Маленький «сверхмедленный» самолет бьет рекорды продаж
Речь о гибридно-электрической модели от Electra, которая должна поступить в эксплуатацию в 2028 году. Более подробно о причинах популярности воздушного судна и...

Lada Iskra станет первой моделью АВТОВАЗ с системой iTPMS
Она проще и надежнее, чем dTPMS. Теперь российские машины станут немного безопаснее....

Автомобиль до 200 тысяч рублей – вот что можно купить в Беларуси
Купить автомобиль недорого сейчас просто. Главное, чтобы он был на ходу и в более или менее хорошем состоянии. Это значит, что ржавчина может быть на кузове,...

«Конструктор Егоров» вышел в первый рейс
Корабль умеет ходить и по рекам, и по морям. Поддерживает автоматизированное управление....