Успешно совершен первый в мире пилотируемый полет на жидком водороде
Компания H2FLY, базирующаяся в Штутгарте, Германия, является разработчиком систем водородно-электрической трансмиссии для самолетов. На днях она объявила о том, что успешно завершила первый в мире пилотируемый полет электрического самолета, работающего на жидком водороде.
Согласно опубликованному пресс-релизу, самолет продемонстрировал безопасную и эффективную работу во время многочисленных летных испытаний.
Как сообщается, в рамках тестовой компании было выполнено всего четыре полета, один из которых длился более трех часов. Полеты осуществлялись с аэродрома в Мариборе (Словения) на пилотируемом демонстрационном воздушном судне HY4. Самолет оснащен силовой установкой, работающей на водородно-электрических топливных элементах с криогенно хранимом жидким водородом.
Как известно, жидкий водород является одной из немногих технологий, которые могут дать реальный шанс обезуглеродить дальнюю авиацию. Это чистое топливо несет в себе примерно в 2,8 раза больше энергии, чем аналогичный по весу авиакеросин, что также имеет огромное значение для развития отрасли.
С другой стороны, работать с этим видом топлива довольно проблематично. Чтобы сохранить его в жидком виде, необходимо поддерживать температуру, близкую к абсолютному нулю. Он кипит при температуре всего -253 градуса по Цельсию, учитывая уровень окружающего давления. А учитывая тот факт, что по объему его плотность энергии гораздо ниже, чем по весу, для переноса необходимого количества энергии потребуется топливный бак, раза в четыре превышающий по размеру объем для обычного реактивного топлива.
Тем не менее, команда H2Fly учла все эти аспекты, и пришла к решению использовать сжиженный криогенный водород. Это позволило значительно снизить вес и объем бака, и тем самым увеличить дальность полета и полезную нагрузку.
Как заявили в компании, им удалось удвоить максимальную дальность своего двухфюзеляжного четырехместного самолета Pipistrel Taurus HY4 при переходе с газообразного водородного топлива на жидкое. Этот показатель увеличился с 750 км до 1500 км. Обе эти цифры явно превосходят возможности сегодняшней, относительно тяжелой, аккумуляторной технологии.
Успех тестов, проводимых на небольшом и легком, маловысотном испытательном самолете, вдохновил разработчиков на дальнейшие эксперименты. На базе HY4 будет создана 19-и местная модель. В перспективе планируется масштабировать технологию до размеров, соответствующих коммерческим пассажирским и грузовым перевозкам.
В настоящий момент компания работает над модульным энергоблоком следующего поколения. Речь идет о разработке новой системы топливных элементов H2F-175, которая будет способна обеспечивать полный диапазон мощности на высоте полета до 27 000 футов (8,2 км). Она предназначена для оснащения региональных авиалайнеров вместимостью от 20 до 80 мест.
Естественно, на полноценную интеграцию инновационной технологии потребуется определенное время. Поэтому H2Fly не называет пока никаких конкретных дат, однако рассчитывает, что со всеми этапами тестирования и последующим получением сертификата безопасности, внедрение этих силовых агрегатов в коммерческую эксплуатацию произойдет ориентировочно в середине 2030-х годов.
По мнению участников проекта, факт успешного первого полета является историческим моментом в области авиастроения. А решение одной из самых сложных задач открывает огромные перспективы в вопросах развития экологически чистых авиаперевозок без выбросов.
Согласно опубликованному пресс-релизу, самолет продемонстрировал безопасную и эффективную работу во время многочисленных летных испытаний.
Как сообщается, в рамках тестовой компании было выполнено всего четыре полета, один из которых длился более трех часов. Полеты осуществлялись с аэродрома в Мариборе (Словения) на пилотируемом демонстрационном воздушном судне HY4. Самолет оснащен силовой установкой, работающей на водородно-электрических топливных элементах с криогенно хранимом жидким водородом.
Экспериментальный HY4 управляется одним пилотом. Фото: YouTube.com
Как известно, жидкий водород является одной из немногих технологий, которые могут дать реальный шанс обезуглеродить дальнюю авиацию. Это чистое топливо несет в себе примерно в 2,8 раза больше энергии, чем аналогичный по весу авиакеросин, что также имеет огромное значение для развития отрасли.
С другой стороны, работать с этим видом топлива довольно проблематично. Чтобы сохранить его в жидком виде, необходимо поддерживать температуру, близкую к абсолютному нулю. Он кипит при температуре всего -253 градуса по Цельсию, учитывая уровень окружающего давления. А учитывая тот факт, что по объему его плотность энергии гораздо ниже, чем по весу, для переноса необходимого количества энергии потребуется топливный бак, раза в четыре превышающий по размеру объем для обычного реактивного топлива.
Тем не менее, команда H2Fly учла все эти аспекты, и пришла к решению использовать сжиженный криогенный водород. Это позволило значительно снизить вес и объем бака, и тем самым увеличить дальность полета и полезную нагрузку.
HY4 выруливает на взлетную полосу. Фото: YouTube.com
Как заявили в компании, им удалось удвоить максимальную дальность своего двухфюзеляжного четырехместного самолета Pipistrel Taurus HY4 при переходе с газообразного водородного топлива на жидкое. Этот показатель увеличился с 750 км до 1500 км. Обе эти цифры явно превосходят возможности сегодняшней, относительно тяжелой, аккумуляторной технологии.
Успех тестов, проводимых на небольшом и легком, маловысотном испытательном самолете, вдохновил разработчиков на дальнейшие эксперименты. На базе HY4 будет создана 19-и местная модель. В перспективе планируется масштабировать технологию до размеров, соответствующих коммерческим пассажирским и грузовым перевозкам.
В настоящий момент компания работает над модульным энергоблоком следующего поколения. Речь идет о разработке новой системы топливных элементов H2F-175, которая будет способна обеспечивать полный диапазон мощности на высоте полета до 27 000 футов (8,2 км). Она предназначена для оснащения региональных авиалайнеров вместимостью от 20 до 80 мест.
Тестовый полет водородного HY4 подтвердил высокую эффективность технологии. Фото: YouTube.com
Естественно, на полноценную интеграцию инновационной технологии потребуется определенное время. Поэтому H2Fly не называет пока никаких конкретных дат, однако рассчитывает, что со всеми этапами тестирования и последующим получением сертификата безопасности, внедрение этих силовых агрегатов в коммерческую эксплуатацию произойдет ориентировочно в середине 2030-х годов.
По мнению участников проекта, факт успешного первого полета является историческим моментом в области авиастроения. А решение одной из самых сложных задач открывает огромные перспективы в вопросах развития экологически чистых авиаперевозок без выбросов.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...