Успешно совершен первый в мире пилотируемый полет на жидком водороде
Компания H2FLY, базирующаяся в Штутгарте, Германия, является разработчиком систем водородно-электрической трансмиссии для самолетов. На днях она объявила о том, что успешно завершила первый в мире пилотируемый полет электрического самолета, работающего на жидком водороде.
Согласно опубликованному пресс-релизу, самолет продемонстрировал безопасную и эффективную работу во время многочисленных летных испытаний.
Как сообщается, в рамках тестовой компании было выполнено всего четыре полета, один из которых длился более трех часов. Полеты осуществлялись с аэродрома в Мариборе (Словения) на пилотируемом демонстрационном воздушном судне HY4. Самолет оснащен силовой установкой, работающей на водородно-электрических топливных элементах с криогенно хранимом жидким водородом.
Как известно, жидкий водород является одной из немногих технологий, которые могут дать реальный шанс обезуглеродить дальнюю авиацию. Это чистое топливо несет в себе примерно в 2,8 раза больше энергии, чем аналогичный по весу авиакеросин, что также имеет огромное значение для развития отрасли.
С другой стороны, работать с этим видом топлива довольно проблематично. Чтобы сохранить его в жидком виде, необходимо поддерживать температуру, близкую к абсолютному нулю. Он кипит при температуре всего -253 градуса по Цельсию, учитывая уровень окружающего давления. А учитывая тот факт, что по объему его плотность энергии гораздо ниже, чем по весу, для переноса необходимого количества энергии потребуется топливный бак, раза в четыре превышающий по размеру объем для обычного реактивного топлива.
Тем не менее, команда H2Fly учла все эти аспекты, и пришла к решению использовать сжиженный криогенный водород. Это позволило значительно снизить вес и объем бака, и тем самым увеличить дальность полета и полезную нагрузку.
Как заявили в компании, им удалось удвоить максимальную дальность своего двухфюзеляжного четырехместного самолета Pipistrel Taurus HY4 при переходе с газообразного водородного топлива на жидкое. Этот показатель увеличился с 750 км до 1500 км. Обе эти цифры явно превосходят возможности сегодняшней, относительно тяжелой, аккумуляторной технологии.
Успех тестов, проводимых на небольшом и легком, маловысотном испытательном самолете, вдохновил разработчиков на дальнейшие эксперименты. На базе HY4 будет создана 19-и местная модель. В перспективе планируется масштабировать технологию до размеров, соответствующих коммерческим пассажирским и грузовым перевозкам.
В настоящий момент компания работает над модульным энергоблоком следующего поколения. Речь идет о разработке новой системы топливных элементов H2F-175, которая будет способна обеспечивать полный диапазон мощности на высоте полета до 27 000 футов (8,2 км). Она предназначена для оснащения региональных авиалайнеров вместимостью от 20 до 80 мест.
Естественно, на полноценную интеграцию инновационной технологии потребуется определенное время. Поэтому H2Fly не называет пока никаких конкретных дат, однако рассчитывает, что со всеми этапами тестирования и последующим получением сертификата безопасности, внедрение этих силовых агрегатов в коммерческую эксплуатацию произойдет ориентировочно в середине 2030-х годов.
По мнению участников проекта, факт успешного первого полета является историческим моментом в области авиастроения. А решение одной из самых сложных задач открывает огромные перспективы в вопросах развития экологически чистых авиаперевозок без выбросов.
Согласно опубликованному пресс-релизу, самолет продемонстрировал безопасную и эффективную работу во время многочисленных летных испытаний.
Как сообщается, в рамках тестовой компании было выполнено всего четыре полета, один из которых длился более трех часов. Полеты осуществлялись с аэродрома в Мариборе (Словения) на пилотируемом демонстрационном воздушном судне HY4. Самолет оснащен силовой установкой, работающей на водородно-электрических топливных элементах с криогенно хранимом жидким водородом.
Экспериментальный HY4 управляется одним пилотом. Фото: YouTube.com
Как известно, жидкий водород является одной из немногих технологий, которые могут дать реальный шанс обезуглеродить дальнюю авиацию. Это чистое топливо несет в себе примерно в 2,8 раза больше энергии, чем аналогичный по весу авиакеросин, что также имеет огромное значение для развития отрасли.
С другой стороны, работать с этим видом топлива довольно проблематично. Чтобы сохранить его в жидком виде, необходимо поддерживать температуру, близкую к абсолютному нулю. Он кипит при температуре всего -253 градуса по Цельсию, учитывая уровень окружающего давления. А учитывая тот факт, что по объему его плотность энергии гораздо ниже, чем по весу, для переноса необходимого количества энергии потребуется топливный бак, раза в четыре превышающий по размеру объем для обычного реактивного топлива.
Тем не менее, команда H2Fly учла все эти аспекты, и пришла к решению использовать сжиженный криогенный водород. Это позволило значительно снизить вес и объем бака, и тем самым увеличить дальность полета и полезную нагрузку.
HY4 выруливает на взлетную полосу. Фото: YouTube.com
Как заявили в компании, им удалось удвоить максимальную дальность своего двухфюзеляжного четырехместного самолета Pipistrel Taurus HY4 при переходе с газообразного водородного топлива на жидкое. Этот показатель увеличился с 750 км до 1500 км. Обе эти цифры явно превосходят возможности сегодняшней, относительно тяжелой, аккумуляторной технологии.
Успех тестов, проводимых на небольшом и легком, маловысотном испытательном самолете, вдохновил разработчиков на дальнейшие эксперименты. На базе HY4 будет создана 19-и местная модель. В перспективе планируется масштабировать технологию до размеров, соответствующих коммерческим пассажирским и грузовым перевозкам.
В настоящий момент компания работает над модульным энергоблоком следующего поколения. Речь идет о разработке новой системы топливных элементов H2F-175, которая будет способна обеспечивать полный диапазон мощности на высоте полета до 27 000 футов (8,2 км). Она предназначена для оснащения региональных авиалайнеров вместимостью от 20 до 80 мест.
Тестовый полет водородного HY4 подтвердил высокую эффективность технологии. Фото: YouTube.com
Естественно, на полноценную интеграцию инновационной технологии потребуется определенное время. Поэтому H2Fly не называет пока никаких конкретных дат, однако рассчитывает, что со всеми этапами тестирования и последующим получением сертификата безопасности, внедрение этих силовых агрегатов в коммерческую эксплуатацию произойдет ориентировочно в середине 2030-х годов.
По мнению участников проекта, факт успешного первого полета является историческим моментом в области авиастроения. А решение одной из самых сложных задач открывает огромные перспективы в вопросах развития экологически чистых авиаперевозок без выбросов.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...