Rambler от AMC: бродяга на американских дорогах
1 893

Rambler от AMC: бродяга на американских дорогах

Поспешим заверить: о нищете и попрошайничестве речи нет. А «Бродяга» – перевод названия линейки автомобилей компании American Motors Corporation. Почему AMC выбрала такое имя своим вполне респектабельным машинам, история умалчивает. Но «Рэмблеры» – компактные и шустрые – вышли на американские трассы в 50-60-х годах прошлого века.


Несколько странноватые на вид автомобили сначала неуверенно, а потом нахально затесались на дорожной полосе между «Кадиллаками», «Фордами», «Шевроле», «Линкольнами» и прочими гигантами. Дело обернулось так, что производители чуть не 6-метровых средств передвижения, по примеру American Motors, начали в спешке перестраивать конвейеры.

Сегодня корпорация AMC в истории автомобильной отрасли числится в рубрике «Забытые имена». Короткая у кого-то память…

American Motors Corporation – 1954-1987 гг


На заре автомобилестроения предприятия размножались неведомым способом и невероятными темпами. Машины собирали в бывших конюшнях, заброшенных красильнях, ангарах и складах. Битва за покупателя шла жесточайшая.

Rambler от AMC: бродяга на американских дорогах Rambler American: производитель взял курс на бюджетные компактные модели. Фото: YouTube.com

Чтобы выжить, производители объединялись в корпорации и, уже будучи мегакомпаниями, поглощали мелких производителей. В итоге сложилось, что тон в Америке задавали «Форд», «Джи Эм» и «Крайслер» – «Большая тройка».

Кто решился бы при таких акулах бизнеса замахнуться даже на крошечный сегмент авторынка? Нашлись отчаянные головы, которые, продумав стратегию и тактику, решили объединить Hudson Motors и Nash-Kelvinator и стать равными, если не перещеголять детройтцев.

Шел 1954 год. Инициировал рискованную сделку Джордж Мейсон из Nash при поддержке известного политика Джорджа Ромни (1907-1995). Дж. Мейсон считал: единственным условием выживания в конкуренции с «Большой тройкой» будет отказ от «прожорливых монстров». То есть предложил переход на бюджетные компакт-модели.

Rambler American: колесная база компакта примерно соответствует «Волге» ГАЗ-24. Фото: YouTube.com

Немаловажным моментом, правда, была и банальная нехватка денег: при слиянии компаний актив составлял $355 млн. Немного: на большие, роскошные и дорогие машины капитала не хватало. Мейсон умер через год после образования AMC.

Дж. Ромни, занявший его место, очень скоро убедился в гениальном предвидении соратника. Став руководителем предприятия, Ромни продолжил развивать компактный класс. Большое значение придавал унификации моделей между собой: легче управляться с шасси и автокомпонентами.

Дальнейшее развитие компании


Америка быстро восстановила экономику после Второй мировой. Зажила счастливо, весело гоняла по дорогам огромные вычурные и кичливые машины. Но тут из Европы хлынул поток миниатюрных машинок: «Фольксваген Жук», «Фиат» 500 и прочих.

Rambler American: первый в сегменте С-класса. Фото: YouTube.com

Малообеспеченная часть населения кинулась активно скупать дешевые модели. И, пока большие производители раздумывали (пример – Chevrolet Corvair), AMC выпустила на дороги своих «Рамблеров» (более привычная для нас транскрипция).

Спад экономики в 1958 году, вину за который возлагают на 34-того Президента США Эйзенхауэра, способствовал еще большей популярности экономичных недорогих машин. Вот тут «Бродяги» вынесли на своих субтильных плечиках и не самых мощных моторах компанию American Motors Corporation далеко вперед.

Хваленные GM, Ford и Chrysler не смогли вовремя предложить достойную альтернативу компактам AMC. В результате компания оставалась полностью самостоятельной, независимой и реализовывала в 60-х по 450 тыс. автомобилей в год. Более того, в 1961-ом заняла третье место среди американских автопроизводителей. Каково?..

Бесхитростно оформленная корма Rambler American. Фото: YouTube.com

При смене руководства в 1962 году корпорация начала выпускать полноразмерные машины. Принявший дела генеральный директор Рой Эбернети был уверен, что с новой линейкой они точно станут ровней автогигинтам. В модельном ряду появились замечательные спорткары Javelin и AMX, но затратное производство чуть не привело к финансовому краху: $12 млн убытка ежегодно.

В 70-х приобрели марку Jeep. Но все было напрасно: после длительных мытарств AMC не устояла. В 1987 году вошла в Chrysler, чем поспособствовала обновлению и возрождению последнего.

Rambler American


Из многочисленных «Рамблеров» мы выбрали для обзора модель American. Она стояла на ступеньку ниже Rambler Classic и, тем более, Ambassador, считалась самым настоящим C-классом.

Но сначала уточним, что такое «компакт» для Америки. Колесная база таких авто сопоставима с нашей «Волгой» ГАЗ-24. Да уж… тот еще «компакт».

Приборная панель Rambler. Фото: YouTube.com

«Американец» выходил с 1958 по 1960 годы в кузове 2-дверный седан. Директорат экономил каждый цент, поэтому не предложил пользователю разнообразную гамму кузовов. Когда новый автомобиль покинул ворота завода Nash в Кеноше, где были сосредоточены основные мощности, случился казус. Публику массово посетило чувство дежавю: модель уже видели в 1955 году! Только тогда она продавалась под марками Nash и Hudson и не была суперпопулярной.

Просто время компактов на тот исторический момент еще не пришло, и американцы только присматривались к машинам короче 5 метров. А экономическая рецессия Эйзенхауэра 1958 года ярко высветила преимущества небольших моделей. По функционалу компакты не уступали, а во многом и превосходили гигантов.

Длина Rambler American 4 528 мм. Фото: YouTube.com

Цена $1 775 была самой низкой в США, поэтому привлекла массу покупателей, ставших впоследствии фанатами марки. Прибавьте сюда небывало низкий расход топлива – 9,3 л на 100 км пути. Словом, машина пошла в народ.

Полученные прибыли позволили уже на следующий модельный год выбросить на рынок 3-дверный универсал, а затем и 4-дверный седан. Заметим: последний всего на 14 долларов стоил дороже базовой модели.

В этом варианте Rambler American запаска размещена снаружи. Фото: YouTube.com

«Рэмблер» 1958 модельного года эксплуатировал прежнюю платформу, где между осями пролегало 2 540 мм. Но внешность автомобиля модифицировали. Дизайнеры поработали над передком, но не кардинально: заменили радиаторную решетку. Задние крылья тоже слегка переработали: арки перестали закрывать колеса.

Технические характеристики


Четырехтактный бензиновый двигатель имел жидкостное охлаждение. Параметры рядного силового агрегата L-head, расположенного спереди продольно, следующие:

✅ Объем – 3,2 л
✅ Количество цилиндров – 6
✅ Количество клапанов на цилиндр – 2
✅ Мощность – 90 л. с. при 3,8 тыс. об/мин
✅ Момент силы – 203 Н*м при 1,6 тыс. об/мин

В универсалах 1959 года моторы генерировали 125 л. с. Все «Американцы» были заднеприводными и компоновались стандартной 3-ступенчатой механической коробкой. Автоматическую трансмиссию Flash-O-Matic устанавливали опционально.

Под капотом Rambler American. Фото: YouTube.com

Спереди дорожные неровности нивелировала независимая подвеска на пружинах, сзади трудился зависимый механизм на пружинах. Тормоза по кругу стояли барабанные гидравлические.

А что же габаритные размеры компакта? Сложно назвать их мелкими:

✅ Длина – 4 528 мм
✅ Ширина – 1 854 мм
✅ Высота – 1 456 мм

Вес машины составлял 1 106 кг. Система питания была характерной для своего времени – карбюратор. Степень сжатия – 7.3:1.

Заключение


Линейка Rambler появилась в момент образования новой автомобильной компании American Motors Corporation в 1954 году. Основатели неведомым чутьем уловили перемены на послевоенном рынке США.

Rambler American с таким шильдиком и фирменными колесными дисками стоит 10 тыс. долларов. Фото: YouTube.com

Два Джорджа, Мейсон и Ромни, изначально сделали ставку на компактные транспортные средства. Раньше других производителей заняли пустующую нишу C-класса. И не проиграли: соотечественники скоро потребовали функциональные, качественные, но недорогие модели.

Автомобильные критики и пресса в свое время немало потешались над экстерьером машины. Мы не нашли причин для смеха. И вовсе стало не до шуток, когда увидели ценники на «Американца» 1960 года выпуска. Самая дешевая модель попалась за 9 895 долларов, а за универсалы просят от $36 тыс. Вот тебе и «Бродяга» …
Какие чувства пробудил в вас автомобиль Rambler American?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....