На территории Чешской Республики существует сразу несколько операторов, занимающихся регулярными перевозками внутри страны и в соседние государства. Об одном из них RegioJet мы уже рассказывали вам в наших прошлых материалах. Кстати, он единственный, основной пакет акций которого принадлежит гражданам Чехии. Все остальные – плоды творения немецкого бизнеса.
Вход по электронным или бумажным билетам. Фото автора
Это и не удивительно, ведь экономическая экспансия ФРГ в соседние страны довольно высока. Чего только стоят супермаркеты Lidl и Kaufland, чувствующие себя как дома в Польше, Чехии или Словакии. Они, подобно детям кукушки, легко вытеснили и устранили местных конкурентов. Подобное происходит и в транспортной сфере.
Так что рассматриваемый сегодня автобус принадлежит немецкой компании-перевозчику Arriva. Хотя изначально она и являлась британской, но в 2010 году полностью поглощена Deutsche Bahn. С того времени она стала германским перевозчиком Европы со штаб-квартирой в британском Сандерленде.
Лучшая цена и новые впечатления
Если честно, то мой выбор в сторону «немецкого качества» произошел вовсе не из соображений попробовать что-то новенькое. Сработала элементарная прагматичность. Поездка была быстрее, а цена – ниже. Ну, вот мы уже невзначай и начали обещанное сравнение двух перевозчиков, работающих на территории Чешской Республики.
В качестве базового автобуса компания использует Irizar i6S. Он представлен в бирюзовых, стремящихся к небесным, тонах Arriva. Дополняет композицию крупная надпись на правом борту сзади, с указанием компании-перевозчика.
Еще при просмотре на интернет-странице, можно было увидеть, что данный оператор позволяет сэкономить на 100-километровом маршруте от 15 до 45 минут. К тому же и финансовая сторона сулила приятную выгоду: на 10-20 крон дешевле, чем у конкурента.
Самое интересное, что отправление двух автобусов до чешской столицы происходило в одно и то же время. Вот только маршруты проходили в разных направлениях. Просто Arriva выбрали прямое движение, что экономило время в пути, но лишало возможности подбора попутных пассажиров из других городов. RegioJet, напротив, выбрал длинный путь. Это позволяет максимально заполнять салон уже в процессе движения.
Удобная посадка в салон. Фото автора
Итак, разместившись в салоне Irizar i6S, принадлежащего Arriva, я решил проверить свои ощущения, на предмет сравнения с RegioJet (модель автобуса Irizar РВ). Ну, и поделиться ими с вами. Конструкция автобусов сходная: вход пассажиров через переднюю дверь, огромный багажный отсек и комфортные сидения в салоне. Кажется, что похожего очень много. Но, и различий нашлось тоже немало.
Заняв свое место, я сразу обратил внимание на некую бюджетность оформления внутреннего пространства. В отличие от RegioJet, здесь нет личного планшета для каждого пассажира. По ним желающие могут бесплатно читать местные новости и просматривать выбранные фильмы. У Arriva на этом месте имелся скромный откидной столик.
Также мне показалось, что и для ног немного меньше места. Хотя, может, это только личное восприятие. В остальном – все похоже:
✅ рельефные сидения с высоким подголовником
✅ сплошная верхняя багажная полка
✅ личная вентиляция через небольшой верхний ввод с заслонкой
Как только мы отправились в путь, у меня создалась неоднозначное впечатление. Сразу я заметил, что подвеска у автобуса компании Arriva чуть жестче. Я это записал в «минус». Но, в процессе движения, открылась и положительная ее сторона. Все дело в том, что Чехия – страна многих возвышенностей и небольших горных комплексов. Поэтому для местных дорог вполне обычны резкие повороты и всевозможные зигзаги. Я их очень болезненно переношу, но куда деваться?
Вместительный багажный отсек. Фото автора
Так вот, когда у нас начались резкие смены направления движения, я обратил внимание на один момент. Мне показалось, что рассматриваемая техника комфортнее вела себя при таком сложном режиме, в отличие от автобуса RegioJet. Не исключаю и элемент водительского мастерства, ведь в этот раз нас вез опытный шофер с солидным стажем. Думаю, сейчас самое время более детально остановиться на марке используемого автобуса.
Irizar i6S и его обновленная версия
В течение прошлых лет компанией использовалась базовая версия этой модели автобуса. Она появилась еще в 2010 году. В начале осени 2019 года пять таких новых автобусов окрасили в цвета Arriva и выпустили на маршрут из Теплице в Прагу.
Irizar i6S – комфортабельный и вместительный автобус. Его основное назначение – междугородные перевозки. В нашем случае мы имеем дело с 15-метровым вариантом кузова. Вот его показатели:
✅ 13-литровый двигатель Scania
✅ мощность – 450 л. с
✅ автоматизированная коробка передач Opticruise (12 позиций)
✅ вместимость – 63 пассажира
Стоит добавить, что для безопасности технику оснастили системой самозатухания в моторном отсеке. А для облегчения маневрирования применена управляемая задняя ось. Автобусы хорошо зарекомендовали себя на всех маршрутах следования.
Но в прошлом году производитель решил немного доработать модель. Так появился Irizar i6S Efficient. Как это всегда бывает с новинками, его постарались выполнить с рядом преимуществ над предшественником:
✅ почти на тонну меньший вес
✅ улучшенная на 30 % аэродинамика
✅ современные системы предотвращения аварий
Однако, эти улучшения на первый взгляд едва заметны. Ведь внешнего дизайна они, практически, не касались. А вот эффективность, экологичность и экономичность заметно подтянули. Так, снижение веса на 950 кг (по сравнению с базовым автобусом) стало одной из причин уменьшения выбросов и расхода топлива почти на 13 %.
Но улучшения аэродинамики просто невозможно без изменений внешних элементов. Поэтому обновленная версия получила иную переднюю часть, крышу и другую форму передних окон. Еще одно улучшение – возможность замены обычных зеркал заднего вида на цифровые. По словам производителя, положительные перемены коснулись и рабочего места водителя. Теперь его перепроектировали, добавив удобства и эргономики. Параллельно увеличен и угол обзора во время движения.
Водительское пространство. Фото автора
А вот снизить общий вес конструкции позволило использование высокопрочной стали и легких композитных материалов. Это уменьшило общий вес автобуса и оптимизировало нагрузку на ось, более рационально распределив массу всей конструкции. Компания Arriva использует 3-осную версию модели.
Подведения итогов сравнительных характеристик
Думаю, самое время подвести черту в нашем импровизированном соревновании. Ясно, что однозначного победителя в нем не удастся выявить, но постараемся конкретно сосредоточиться на положительных и отрицательных моментах варианта, предлагаемого компанией Arriva. Сначала – о хорошем:
✅ меньшее время в пути
✅ меньшая загруженность салона
✅ лучшее поведение автобуса в крутых поворотах
✅ более дешевая цена билета
Все это – уже очень немало. Но когда мы обратим внимание на другую сторону медали, то мнение уже не будет таким однозначным:
✅ меньше внутренних функций
✅ отсутствие личных планшетов
✅ менее удобная посадка
✅ USB-порты в неудобном месте возле ног
Так или иначе, но у каждого перевозчика есть свои пассажиры, делящиеся на две категории. Во-первых, сознательно отдающие предпочтение компании по личным критериям. Во-вторых, случайные клиенты, выбравшие первый попавшийся маршрут.
USB-порт рядом с полочкой для ног. Фото автора
И цена, эквивалентная полутысячи рублей за 100-километровую поездку – довольно приемлемо по местным расценкам. Кстати, автобусные маршруты с Устецкого края до Праги имеют самые выгодные цены, гораздо ниже, чем стоимость ж/д билетов. А вот внутри самой области лучше путешествовать на электричках, но это уже совсем другая история.