
Блеск и нищета индийских железных дорог
По протяженности железнодорожных линий Индия занимает четвертое место в мире, уступая лишь России, США и Китаю. Общая длина пути превышает 63 тысячи километров, а ежегодный пассажиропоток оценивается в 6 миллиардов пассажиров.
Более 90 % всего железнодорожного хозяйства страны находится под управлением государственного национального оператора Indian Railways.
Пассажирское сообщение на индийских железных дорогах охватывает всю территорию страны, включая труднодоступные предгорья Гималаев. Имеется стыковка с соседними странами: Пакистаном, Непалом и Бангладеш. Работает и железнодорожный паром на остров Шри-Ланка. Однако международных пассажирских поездов нет.

Типичный поезд в Индии. Фото: youtube.com
Основные магистрали традиционно связывают между собой столицу Индии и крупнейшие города страны. По маршрутам из Нью-Дели в Калькутту, Ченнаи и Мумбаи ежедневно курсируют специальные поезда Rajdhani Express («Раджани Экспресс»).
Размерность колеи индийских стальных магистралей отличается разнообразием. Здесь существует пять вариантов железнодорожного полотна, которые не стыкуются между собой. Большая часть поездов движется по широкой колее 1676 мм. Кроме того, существует несколько узкоколейных участков путей.

Горная железная дорога Нилгири с шириной колеи 1000 мм. Фото: youtube.com
На юго-востоке страны проложено более 17 000 км железнодорожного полотна шириной 1000 мм, а в горных районах построены уникальные пути с колеей 762 и 610 мм. С 2017 года ведется строительство высокоскоростной магистрали по европейскому стандарту 1435 мм от Ахмадабада до Мумбаи. В Индии электрифицирована лишь пятая часть железных дорог, поэтому большую часть в локомотивном парке занимают тепловозы местного производства. Не отказываются индийские железные дороги и от паровой тяги. Около 28 % парка локомотивов приходится на паровозы.

Индийский паровоз на регулярном рейсе. Фото: youtube.com
В крупных городах на электрифицированных участках пути эксплуатируются электропоезда, которые пользуются большой популярностью среди местных жителей. Непривычному к образу жизни индусов туристу лучше воздержаться от поездки на местной электричке в час пик.
Вагоны большинства индийских поездов сложно назвать комфортными, за исключением туристических составов и экспрессов Rajdhani Express. Местные жители непритязательны к комфорту и перемещаются в весьма потрепанных вагонах. Поэтому при покупке билета нужно обращать на класс обслуживания, о чем речь пойдет ниже.
В данный момент национальные перевозчик активно обновляет парк вагонов, в том числе и при участии нашей страны. Консорциум «Трансмашхолдинг» выиграл тендер на поставку в Индию 120 электропоездов на общую сумму более 1,6 млрд долларов. Предполагается, что скоро в крупнейших городах страны будут курсировать российские «Иволги».
Непосвященный иностранный турист легко запутается в классах индийских вагонов. И это немудрено – ведь, в отличие от привычных в России плацкартов, купе и СВ, здесь более 30 типов обслуживания. Однако среди них можно выделить пять основных классов, в остальные виды вагонов билеты туристу лучше не приобретать.
Классические купейные вагоны с кондиционерами на индийских железных дорогах относятся к первому классу. Они входят далеко не во все составы, поскольку не пользуются популярностью из-за цены, которая сопоставима со стоимостью авиабилета. Это единственный тип вагонов, где пассажиры едут в изолированных купе. В каждом помещении может быть две либо четыре полки, и заранее невозможно рассчитать, в какое купе куплен билет.

Купе первого класса в индийском поезде. Фото: youtube.com
Самый многочисленный второй класс делится на несколько подклассов в зависимости от уровня комфорта. Самый дорогой из них, но при этом примерно в восемь раз дешевле первого класса – это второй класс с кондиционером и двумя полками 2AC. Размещение в таких вагонах идентично российскому плацкарту. Салон разделен на четырехместные секции, отделенные занавесками от коридора, имеются и парные боковые места. В таких вагонах обычно ездят довольно состоятельные люди, здесь выдают чистое белье и регулярно работают уборщики.
На треть дешевле обойдется поездка в классе 3AC. Салон такого вагона аналогичен предыдущему классу, однако в секциях вагона полки размещаются в 3 яруса. Всего в 9 шестиместных полу-купе и на боковых двухъярусных местах размещается 72 пассажира. Окна в вагонах не открываются, но работает кондиционер. Белье в такой вагон лучше брать свое, поскольку могут выдать не слишком чистое.
Большинство индусов путешествуют по стране во втором спальном классе без кондиционера, который обозначается SL (sleeper class). Расположение полок аналогично классу 3AC. Внешне такие вагоны легко отличить по наличию решеток на окнах.

Экстерьер вагона sleeper class. Фото: Ravi Dwivedi/wikimedia.com
Кондиционеры в этом классе отсутствуют, их с успехом заменяет отсутствие стекол и работа потолочных вентиляторов. Главным достоинством таких вагонов является цена. Это наиболее дешевый способ путешествовать по Индии. Белье в классе SL не выдается, но небогатых индусов такой уровень комфорта устраивает.
Самый бюджетный способ перемещаться по железным дорогам Индии – сесть в вагон класса General, обозначаемый GN. Это вагоны с сидячими местами, входящие в составы как пригородных поездов, так и во все поезда дальнего следования. Билеты в такой вагон обычно приобретают на вокзале перед отправлением, если других мест уже нет.

Экстерьер вагона general class. Фото Adityamadhav83/wikimedia.org
Заполняемость практически не лимитирована, поэтому местные жители размещаются в проходах и тамбурах, а порой и свисают из дверей вагона. В большинстве поездов предусмотрены отдельные вагоны класса General для женщин.
В поездах, следующих днем, встречаются сидячие вагоны более высокого класса с креслами самолетного типа и кондиционерами, но на такие рейсы билеты стоит приобретать заблаговременно.
Во всех классах и типах вагонов имеется по четыре туалета. Они размещены попарно в торцах салона: один для европейцев и один для индусов. Туалетной бумаги не предусмотрено, но в санузлах часто убирают и поддерживают относительную чистоту.
Курсируют по железным дорогам Индии и туристические поезда, поражающие своей роскошью. Поездка в таких составах может обойтись в несколько тысяч долларов.

Вагон-ресторан поезда «Экспресс махараджей». Фото Simon Pielow /wikimedia.org
Самый роскошный из них гордо носит имя «Экспресс махараджей», путешествие на нем стоит от 900 американских долларов в сутки. Но речь о нем пойдет в одной из наших следующих публикаций.
Проезд в самом массовом классе и дешевом SL в обычном поезде стоит 0,25 рупии (30 российских копеек) за 1 километр пути. К примеру, проезд из Нью-Дели до города Мумбаи на ночном поезде обойдется в 620 рупий (730 рублей). Билет в более комфортный класс АС3 с бельем стоит почти втрое дороже – 1630 рупий (1900 рублей), но все равно дешевле, чем в поезде РЖД на аналогичное расстояние. Правда, и комфорт другой.
Поездка первым классом обойдется уже в 3955 рупий (4700 рублей) на обычном поезде или 5600 рупий (6700рублей) на фирменном «Раджани Экспресс». Это сопоставимо с ценой двухчасового перелета на авиакомпании Air India.

«Раджани экспресс» маршрута Нью-Дели - Мумбаи. Фото Nikhil B/wikimedia.org
Билеты иностранному туристу на индийский поезд можно приобрести тремя способами. Самый простой и одновременно дорогой – обратиться в специальные агентства. Офисы продаж железнодорожных билетов имеются во всех крупных городах. Но их сотрудники легко могут втрое увеличить первоначальную стоимость билета, пользуясь неосведомленностью иностранца.
На вокзалах крупных городов существуют специальные офисы, где можно купить билеты на поезд по специально выделенной для иностранных туристов квоте. Они называются International Tourist Bureau и имеются на вокзалах Калькутты, Нью-Дели, Варанаси и еще нескольких городов. Такие офисы будут полезны, если в кассах обычных билетов в хорошие вагоны уже нет. При этом переплата за услугу будет минимальна.
Наконец, третий, и самый привычный способ – покупка на официальном сайте индийских железных дорог. Раньше приобрести билеты таким образом могли лишь счастливые обладатели индийской сим-карты. С 2018 года сервис переехал на новую платформу и доступен для всех. Адрес ресурса: www.irctc.co.in.

Официальный сайт индийских железных дорог
За регистрацию пользователя с иностранным номером сервис взимает комиссию 100 рупий, сам процесс не вызовет вопросов у пользователей.
Отдельного упоминания заслуживают узкоколейные линии, проложенные в труднодоступных и живописных предгорьях Гималаев и Каракорума. Таких на территории Индии три:
✅ Горная железная дорога Нилгири с шириной колеи 1000 мм
✅ Гималайский маршрут Силигури – Дарджилинг с колеей 610 мм
✅ Дорога Калка-Шимла с 762-мм колеей
Все упомянутые железные дороги имеют статус всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и уникальны каждая по-своему. К примеру, на протяжении всего лишь 96 км маршрута Калка-Шимла имеется 103 туннеля и 900 невероятных кривых, а количеству мостов этой железной дороги позавидует Санкт-Петербург. Здесь их более 800.

Горные узкоколейки необычайно живописны. Фото: Joyson92/wikimedia.org
Стоимость проезда на узкоколейках отличается от цены билета на обычные пассажирские поезда. Самый дорогой проезд – на гималайском маршруте. Движение здесь организовано в расчете на туристов. За билет в первый класс поезда, состоящего из двух вагонов под паровой тягой на расстояние 79 км от Сислигури до Дарджилинга придется заплатить 1100 рупий.
Для местных жителей к некоторым составам цепляют вагон, напоминающий автобус времен Второй мировой войны, который вмещает лишь 14 пассажиров.
В целом, индийские пассажирские поезда в любой точке страны оставят неизгладимое впечатление на российского путешественника. Аутентичные вагоны, общительные местные жители и живописные виды за окном гарантируют не меньше положительных эмоций, чем отдых в отеле на Гоа.
Более 90 % всего железнодорожного хозяйства страны находится под управлением государственного национального оператора Indian Railways.
Маршрутная сеть и подвижной состав
Пассажирское сообщение на индийских железных дорогах охватывает всю территорию страны, включая труднодоступные предгорья Гималаев. Имеется стыковка с соседними странами: Пакистаном, Непалом и Бангладеш. Работает и железнодорожный паром на остров Шри-Ланка. Однако международных пассажирских поездов нет.

Типичный поезд в Индии. Фото: youtube.com
Основные магистрали традиционно связывают между собой столицу Индии и крупнейшие города страны. По маршрутам из Нью-Дели в Калькутту, Ченнаи и Мумбаи ежедневно курсируют специальные поезда Rajdhani Express («Раджани Экспресс»).
Размерность колеи индийских стальных магистралей отличается разнообразием. Здесь существует пять вариантов железнодорожного полотна, которые не стыкуются между собой. Большая часть поездов движется по широкой колее 1676 мм. Кроме того, существует несколько узкоколейных участков путей.

Горная железная дорога Нилгири с шириной колеи 1000 мм. Фото: youtube.com
На юго-востоке страны проложено более 17 000 км железнодорожного полотна шириной 1000 мм, а в горных районах построены уникальные пути с колеей 762 и 610 мм. С 2017 года ведется строительство высокоскоростной магистрали по европейскому стандарту 1435 мм от Ахмадабада до Мумбаи. В Индии электрифицирована лишь пятая часть железных дорог, поэтому большую часть в локомотивном парке занимают тепловозы местного производства. Не отказываются индийские железные дороги и от паровой тяги. Около 28 % парка локомотивов приходится на паровозы.

Индийский паровоз на регулярном рейсе. Фото: youtube.com
В крупных городах на электрифицированных участках пути эксплуатируются электропоезда, которые пользуются большой популярностью среди местных жителей. Непривычному к образу жизни индусов туристу лучше воздержаться от поездки на местной электричке в час пик.
Вагоны большинства индийских поездов сложно назвать комфортными, за исключением туристических составов и экспрессов Rajdhani Express. Местные жители непритязательны к комфорту и перемещаются в весьма потрепанных вагонах. Поэтому при покупке билета нужно обращать на класс обслуживания, о чем речь пойдет ниже.
В данный момент национальные перевозчик активно обновляет парк вагонов, в том числе и при участии нашей страны. Консорциум «Трансмашхолдинг» выиграл тендер на поставку в Индию 120 электропоездов на общую сумму более 1,6 млрд долларов. Предполагается, что скоро в крупнейших городах страны будут курсировать российские «Иволги».
Классы вагонов в индийских поездах
Непосвященный иностранный турист легко запутается в классах индийских вагонов. И это немудрено – ведь, в отличие от привычных в России плацкартов, купе и СВ, здесь более 30 типов обслуживания. Однако среди них можно выделить пять основных классов, в остальные виды вагонов билеты туристу лучше не приобретать.
Классические купейные вагоны с кондиционерами на индийских железных дорогах относятся к первому классу. Они входят далеко не во все составы, поскольку не пользуются популярностью из-за цены, которая сопоставима со стоимостью авиабилета. Это единственный тип вагонов, где пассажиры едут в изолированных купе. В каждом помещении может быть две либо четыре полки, и заранее невозможно рассчитать, в какое купе куплен билет.

Купе первого класса в индийском поезде. Фото: youtube.com
Самый многочисленный второй класс делится на несколько подклассов в зависимости от уровня комфорта. Самый дорогой из них, но при этом примерно в восемь раз дешевле первого класса – это второй класс с кондиционером и двумя полками 2AC. Размещение в таких вагонах идентично российскому плацкарту. Салон разделен на четырехместные секции, отделенные занавесками от коридора, имеются и парные боковые места. В таких вагонах обычно ездят довольно состоятельные люди, здесь выдают чистое белье и регулярно работают уборщики.
На треть дешевле обойдется поездка в классе 3AC. Салон такого вагона аналогичен предыдущему классу, однако в секциях вагона полки размещаются в 3 яруса. Всего в 9 шестиместных полу-купе и на боковых двухъярусных местах размещается 72 пассажира. Окна в вагонах не открываются, но работает кондиционер. Белье в такой вагон лучше брать свое, поскольку могут выдать не слишком чистое.
Большинство индусов путешествуют по стране во втором спальном классе без кондиционера, который обозначается SL (sleeper class). Расположение полок аналогично классу 3AC. Внешне такие вагоны легко отличить по наличию решеток на окнах.

Экстерьер вагона sleeper class. Фото: Ravi Dwivedi/wikimedia.com
Кондиционеры в этом классе отсутствуют, их с успехом заменяет отсутствие стекол и работа потолочных вентиляторов. Главным достоинством таких вагонов является цена. Это наиболее дешевый способ путешествовать по Индии. Белье в классе SL не выдается, но небогатых индусов такой уровень комфорта устраивает.
Самый бюджетный способ перемещаться по железным дорогам Индии – сесть в вагон класса General, обозначаемый GN. Это вагоны с сидячими местами, входящие в составы как пригородных поездов, так и во все поезда дальнего следования. Билеты в такой вагон обычно приобретают на вокзале перед отправлением, если других мест уже нет.

Экстерьер вагона general class. Фото Adityamadhav83/wikimedia.org
Заполняемость практически не лимитирована, поэтому местные жители размещаются в проходах и тамбурах, а порой и свисают из дверей вагона. В большинстве поездов предусмотрены отдельные вагоны класса General для женщин.
В поездах, следующих днем, встречаются сидячие вагоны более высокого класса с креслами самолетного типа и кондиционерами, но на такие рейсы билеты стоит приобретать заблаговременно.
Во всех классах и типах вагонов имеется по четыре туалета. Они размещены попарно в торцах салона: один для европейцев и один для индусов. Туалетной бумаги не предусмотрено, но в санузлах часто убирают и поддерживают относительную чистоту.
Курсируют по железным дорогам Индии и туристические поезда, поражающие своей роскошью. Поездка в таких составах может обойтись в несколько тысяч долларов.

Вагон-ресторан поезда «Экспресс махараджей». Фото Simon Pielow /wikimedia.org
Самый роскошный из них гордо носит имя «Экспресс махараджей», путешествие на нем стоит от 900 американских долларов в сутки. Но речь о нем пойдет в одной из наших следующих публикаций.
Сколько стоит и как купить туристу билет на индийский поезд
Проезд в самом массовом классе и дешевом SL в обычном поезде стоит 0,25 рупии (30 российских копеек) за 1 километр пути. К примеру, проезд из Нью-Дели до города Мумбаи на ночном поезде обойдется в 620 рупий (730 рублей). Билет в более комфортный класс АС3 с бельем стоит почти втрое дороже – 1630 рупий (1900 рублей), но все равно дешевле, чем в поезде РЖД на аналогичное расстояние. Правда, и комфорт другой.
Поездка первым классом обойдется уже в 3955 рупий (4700 рублей) на обычном поезде или 5600 рупий (6700рублей) на фирменном «Раджани Экспресс». Это сопоставимо с ценой двухчасового перелета на авиакомпании Air India.

«Раджани экспресс» маршрута Нью-Дели - Мумбаи. Фото Nikhil B/wikimedia.org
Билеты иностранному туристу на индийский поезд можно приобрести тремя способами. Самый простой и одновременно дорогой – обратиться в специальные агентства. Офисы продаж железнодорожных билетов имеются во всех крупных городах. Но их сотрудники легко могут втрое увеличить первоначальную стоимость билета, пользуясь неосведомленностью иностранца.
На вокзалах крупных городов существуют специальные офисы, где можно купить билеты на поезд по специально выделенной для иностранных туристов квоте. Они называются International Tourist Bureau и имеются на вокзалах Калькутты, Нью-Дели, Варанаси и еще нескольких городов. Такие офисы будут полезны, если в кассах обычных билетов в хорошие вагоны уже нет. При этом переплата за услугу будет минимальна.
Наконец, третий, и самый привычный способ – покупка на официальном сайте индийских железных дорог. Раньше приобрести билеты таким образом могли лишь счастливые обладатели индийской сим-карты. С 2018 года сервис переехал на новую платформу и доступен для всех. Адрес ресурса: www.irctc.co.in.

Официальный сайт индийских железных дорог
За регистрацию пользователя с иностранным номером сервис взимает комиссию 100 рупий, сам процесс не вызовет вопросов у пользователей.
Высокогорные поезда, ставшие объектом культурного наследия ЮНЕСКО
Отдельного упоминания заслуживают узкоколейные линии, проложенные в труднодоступных и живописных предгорьях Гималаев и Каракорума. Таких на территории Индии три:
✅ Горная железная дорога Нилгири с шириной колеи 1000 мм
✅ Гималайский маршрут Силигури – Дарджилинг с колеей 610 мм
✅ Дорога Калка-Шимла с 762-мм колеей
Все упомянутые железные дороги имеют статус всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и уникальны каждая по-своему. К примеру, на протяжении всего лишь 96 км маршрута Калка-Шимла имеется 103 туннеля и 900 невероятных кривых, а количеству мостов этой железной дороги позавидует Санкт-Петербург. Здесь их более 800.

Горные узкоколейки необычайно живописны. Фото: Joyson92/wikimedia.org
Стоимость проезда на узкоколейках отличается от цены билета на обычные пассажирские поезда. Самый дорогой проезд – на гималайском маршруте. Движение здесь организовано в расчете на туристов. За билет в первый класс поезда, состоящего из двух вагонов под паровой тягой на расстояние 79 км от Сислигури до Дарджилинга придется заплатить 1100 рупий.
Для местных жителей к некоторым составам цепляют вагон, напоминающий автобус времен Второй мировой войны, который вмещает лишь 14 пассажиров.
В целом, индийские пассажирские поезда в любой точке страны оставят неизгладимое впечатление на российского путешественника. Аутентичные вагоны, общительные местные жители и живописные виды за окном гарантируют не меньше положительных эмоций, чем отдых в отеле на Гоа.
- A_Punko
- youtube.com, Adityamadhav83/wikimedia.org, Simon Pielow /wikimedia.org, Nikhil B/wikimedia.org, Joyson92/wikimedia.org
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....