Блеск и нищета индийских железных дорог
По протяженности железнодорожных линий Индия занимает четвертое место в мире, уступая лишь России, США и Китаю. Общая длина пути превышает 63 тысячи километров, а ежегодный пассажиропоток оценивается в 6 миллиардов пассажиров.
Более 90 % всего железнодорожного хозяйства страны находится под управлением государственного национального оператора Indian Railways.
Пассажирское сообщение на индийских железных дорогах охватывает всю территорию страны, включая труднодоступные предгорья Гималаев. Имеется стыковка с соседними странами: Пакистаном, Непалом и Бангладеш. Работает и железнодорожный паром на остров Шри-Ланка. Однако международных пассажирских поездов нет.
Типичный поезд в Индии. Фото: youtube.com
Основные магистрали традиционно связывают между собой столицу Индии и крупнейшие города страны. По маршрутам из Нью-Дели в Калькутту, Ченнаи и Мумбаи ежедневно курсируют специальные поезда Rajdhani Express («Раджани Экспресс»).
Размерность колеи индийских стальных магистралей отличается разнообразием. Здесь существует пять вариантов железнодорожного полотна, которые не стыкуются между собой. Большая часть поездов движется по широкой колее 1676 мм. Кроме того, существует несколько узкоколейных участков путей.
Горная железная дорога Нилгири с шириной колеи 1000 мм. Фото: youtube.com
На юго-востоке страны проложено более 17 000 км железнодорожного полотна шириной 1000 мм, а в горных районах построены уникальные пути с колеей 762 и 610 мм. С 2017 года ведется строительство высокоскоростной магистрали по европейскому стандарту 1435 мм от Ахмадабада до Мумбаи. В Индии электрифицирована лишь пятая часть железных дорог, поэтому большую часть в локомотивном парке занимают тепловозы местного производства. Не отказываются индийские железные дороги и от паровой тяги. Около 28 % парка локомотивов приходится на паровозы.
Индийский паровоз на регулярном рейсе. Фото: youtube.com
В крупных городах на электрифицированных участках пути эксплуатируются электропоезда, которые пользуются большой популярностью среди местных жителей. Непривычному к образу жизни индусов туристу лучше воздержаться от поездки на местной электричке в час пик.
Вагоны большинства индийских поездов сложно назвать комфортными, за исключением туристических составов и экспрессов Rajdhani Express. Местные жители непритязательны к комфорту и перемещаются в весьма потрепанных вагонах. Поэтому при покупке билета нужно обращать на класс обслуживания, о чем речь пойдет ниже.
В данный момент национальные перевозчик активно обновляет парк вагонов, в том числе и при участии нашей страны. Консорциум «Трансмашхолдинг» выиграл тендер на поставку в Индию 120 электропоездов на общую сумму более 1,6 млрд долларов. Предполагается, что скоро в крупнейших городах страны будут курсировать российские «Иволги».
Непосвященный иностранный турист легко запутается в классах индийских вагонов. И это немудрено – ведь, в отличие от привычных в России плацкартов, купе и СВ, здесь более 30 типов обслуживания. Однако среди них можно выделить пять основных классов, в остальные виды вагонов билеты туристу лучше не приобретать.
Классические купейные вагоны с кондиционерами на индийских железных дорогах относятся к первому классу. Они входят далеко не во все составы, поскольку не пользуются популярностью из-за цены, которая сопоставима со стоимостью авиабилета. Это единственный тип вагонов, где пассажиры едут в изолированных купе. В каждом помещении может быть две либо четыре полки, и заранее невозможно рассчитать, в какое купе куплен билет.
Купе первого класса в индийском поезде. Фото: youtube.com
Самый многочисленный второй класс делится на несколько подклассов в зависимости от уровня комфорта. Самый дорогой из них, но при этом примерно в восемь раз дешевле первого класса – это второй класс с кондиционером и двумя полками 2AC. Размещение в таких вагонах идентично российскому плацкарту. Салон разделен на четырехместные секции, отделенные занавесками от коридора, имеются и парные боковые места. В таких вагонах обычно ездят довольно состоятельные люди, здесь выдают чистое белье и регулярно работают уборщики.
На треть дешевле обойдется поездка в классе 3AC. Салон такого вагона аналогичен предыдущему классу, однако в секциях вагона полки размещаются в 3 яруса. Всего в 9 шестиместных полу-купе и на боковых двухъярусных местах размещается 72 пассажира. Окна в вагонах не открываются, но работает кондиционер. Белье в такой вагон лучше брать свое, поскольку могут выдать не слишком чистое.
Большинство индусов путешествуют по стране во втором спальном классе без кондиционера, который обозначается SL (sleeper class). Расположение полок аналогично классу 3AC. Внешне такие вагоны легко отличить по наличию решеток на окнах.
Экстерьер вагона sleeper class. Фото: Ravi Dwivedi/wikimedia.com
Кондиционеры в этом классе отсутствуют, их с успехом заменяет отсутствие стекол и работа потолочных вентиляторов. Главным достоинством таких вагонов является цена. Это наиболее дешевый способ путешествовать по Индии. Белье в классе SL не выдается, но небогатых индусов такой уровень комфорта устраивает.
Самый бюджетный способ перемещаться по железным дорогам Индии – сесть в вагон класса General, обозначаемый GN. Это вагоны с сидячими местами, входящие в составы как пригородных поездов, так и во все поезда дальнего следования. Билеты в такой вагон обычно приобретают на вокзале перед отправлением, если других мест уже нет.
Экстерьер вагона general class. Фото Adityamadhav83/wikimedia.org
Заполняемость практически не лимитирована, поэтому местные жители размещаются в проходах и тамбурах, а порой и свисают из дверей вагона. В большинстве поездов предусмотрены отдельные вагоны класса General для женщин.
В поездах, следующих днем, встречаются сидячие вагоны более высокого класса с креслами самолетного типа и кондиционерами, но на такие рейсы билеты стоит приобретать заблаговременно.
Во всех классах и типах вагонов имеется по четыре туалета. Они размещены попарно в торцах салона: один для европейцев и один для индусов. Туалетной бумаги не предусмотрено, но в санузлах часто убирают и поддерживают относительную чистоту.
Курсируют по железным дорогам Индии и туристические поезда, поражающие своей роскошью. Поездка в таких составах может обойтись в несколько тысяч долларов.
Вагон-ресторан поезда «Экспресс махараджей». Фото Simon Pielow /wikimedia.org
Самый роскошный из них гордо носит имя «Экспресс махараджей», путешествие на нем стоит от 900 американских долларов в сутки. Но речь о нем пойдет в одной из наших следующих публикаций.
Проезд в самом массовом классе и дешевом SL в обычном поезде стоит 0,25 рупии (30 российских копеек) за 1 километр пути. К примеру, проезд из Нью-Дели до города Мумбаи на ночном поезде обойдется в 620 рупий (730 рублей). Билет в более комфортный класс АС3 с бельем стоит почти втрое дороже – 1630 рупий (1900 рублей), но все равно дешевле, чем в поезде РЖД на аналогичное расстояние. Правда, и комфорт другой.
Поездка первым классом обойдется уже в 3955 рупий (4700 рублей) на обычном поезде или 5600 рупий (6700рублей) на фирменном «Раджани Экспресс». Это сопоставимо с ценой двухчасового перелета на авиакомпании Air India.
«Раджани экспресс» маршрута Нью-Дели - Мумбаи. Фото Nikhil B/wikimedia.org
Билеты иностранному туристу на индийский поезд можно приобрести тремя способами. Самый простой и одновременно дорогой – обратиться в специальные агентства. Офисы продаж железнодорожных билетов имеются во всех крупных городах. Но их сотрудники легко могут втрое увеличить первоначальную стоимость билета, пользуясь неосведомленностью иностранца.
На вокзалах крупных городов существуют специальные офисы, где можно купить билеты на поезд по специально выделенной для иностранных туристов квоте. Они называются International Tourist Bureau и имеются на вокзалах Калькутты, Нью-Дели, Варанаси и еще нескольких городов. Такие офисы будут полезны, если в кассах обычных билетов в хорошие вагоны уже нет. При этом переплата за услугу будет минимальна.
Наконец, третий, и самый привычный способ – покупка на официальном сайте индийских железных дорог. Раньше приобрести билеты таким образом могли лишь счастливые обладатели индийской сим-карты. С 2018 года сервис переехал на новую платформу и доступен для всех. Адрес ресурса: www.irctc.co.in.
Официальный сайт индийских железных дорог
За регистрацию пользователя с иностранным номером сервис взимает комиссию 100 рупий, сам процесс не вызовет вопросов у пользователей.
Отдельного упоминания заслуживают узкоколейные линии, проложенные в труднодоступных и живописных предгорьях Гималаев и Каракорума. Таких на территории Индии три:
✅ Горная железная дорога Нилгири с шириной колеи 1000 мм
✅ Гималайский маршрут Силигури – Дарджилинг с колеей 610 мм
✅ Дорога Калка-Шимла с 762-мм колеей
Все упомянутые железные дороги имеют статус всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и уникальны каждая по-своему. К примеру, на протяжении всего лишь 96 км маршрута Калка-Шимла имеется 103 туннеля и 900 невероятных кривых, а количеству мостов этой железной дороги позавидует Санкт-Петербург. Здесь их более 800.
Горные узкоколейки необычайно живописны. Фото: Joyson92/wikimedia.org
Стоимость проезда на узкоколейках отличается от цены билета на обычные пассажирские поезда. Самый дорогой проезд – на гималайском маршруте. Движение здесь организовано в расчете на туристов. За билет в первый класс поезда, состоящего из двух вагонов под паровой тягой на расстояние 79 км от Сислигури до Дарджилинга придется заплатить 1100 рупий.
Для местных жителей к некоторым составам цепляют вагон, напоминающий автобус времен Второй мировой войны, который вмещает лишь 14 пассажиров.
В целом, индийские пассажирские поезда в любой точке страны оставят неизгладимое впечатление на российского путешественника. Аутентичные вагоны, общительные местные жители и живописные виды за окном гарантируют не меньше положительных эмоций, чем отдых в отеле на Гоа.
Более 90 % всего железнодорожного хозяйства страны находится под управлением государственного национального оператора Indian Railways.
Маршрутная сеть и подвижной состав
Пассажирское сообщение на индийских железных дорогах охватывает всю территорию страны, включая труднодоступные предгорья Гималаев. Имеется стыковка с соседними странами: Пакистаном, Непалом и Бангладеш. Работает и железнодорожный паром на остров Шри-Ланка. Однако международных пассажирских поездов нет.
Типичный поезд в Индии. Фото: youtube.com
Основные магистрали традиционно связывают между собой столицу Индии и крупнейшие города страны. По маршрутам из Нью-Дели в Калькутту, Ченнаи и Мумбаи ежедневно курсируют специальные поезда Rajdhani Express («Раджани Экспресс»).
Размерность колеи индийских стальных магистралей отличается разнообразием. Здесь существует пять вариантов железнодорожного полотна, которые не стыкуются между собой. Большая часть поездов движется по широкой колее 1676 мм. Кроме того, существует несколько узкоколейных участков путей.
Горная железная дорога Нилгири с шириной колеи 1000 мм. Фото: youtube.com
На юго-востоке страны проложено более 17 000 км железнодорожного полотна шириной 1000 мм, а в горных районах построены уникальные пути с колеей 762 и 610 мм. С 2017 года ведется строительство высокоскоростной магистрали по европейскому стандарту 1435 мм от Ахмадабада до Мумбаи. В Индии электрифицирована лишь пятая часть железных дорог, поэтому большую часть в локомотивном парке занимают тепловозы местного производства. Не отказываются индийские железные дороги и от паровой тяги. Около 28 % парка локомотивов приходится на паровозы.
Индийский паровоз на регулярном рейсе. Фото: youtube.com
В крупных городах на электрифицированных участках пути эксплуатируются электропоезда, которые пользуются большой популярностью среди местных жителей. Непривычному к образу жизни индусов туристу лучше воздержаться от поездки на местной электричке в час пик.
Вагоны большинства индийских поездов сложно назвать комфортными, за исключением туристических составов и экспрессов Rajdhani Express. Местные жители непритязательны к комфорту и перемещаются в весьма потрепанных вагонах. Поэтому при покупке билета нужно обращать на класс обслуживания, о чем речь пойдет ниже.
В данный момент национальные перевозчик активно обновляет парк вагонов, в том числе и при участии нашей страны. Консорциум «Трансмашхолдинг» выиграл тендер на поставку в Индию 120 электропоездов на общую сумму более 1,6 млрд долларов. Предполагается, что скоро в крупнейших городах страны будут курсировать российские «Иволги».
Классы вагонов в индийских поездах
Непосвященный иностранный турист легко запутается в классах индийских вагонов. И это немудрено – ведь, в отличие от привычных в России плацкартов, купе и СВ, здесь более 30 типов обслуживания. Однако среди них можно выделить пять основных классов, в остальные виды вагонов билеты туристу лучше не приобретать.
Классические купейные вагоны с кондиционерами на индийских железных дорогах относятся к первому классу. Они входят далеко не во все составы, поскольку не пользуются популярностью из-за цены, которая сопоставима со стоимостью авиабилета. Это единственный тип вагонов, где пассажиры едут в изолированных купе. В каждом помещении может быть две либо четыре полки, и заранее невозможно рассчитать, в какое купе куплен билет.
Купе первого класса в индийском поезде. Фото: youtube.com
Самый многочисленный второй класс делится на несколько подклассов в зависимости от уровня комфорта. Самый дорогой из них, но при этом примерно в восемь раз дешевле первого класса – это второй класс с кондиционером и двумя полками 2AC. Размещение в таких вагонах идентично российскому плацкарту. Салон разделен на четырехместные секции, отделенные занавесками от коридора, имеются и парные боковые места. В таких вагонах обычно ездят довольно состоятельные люди, здесь выдают чистое белье и регулярно работают уборщики.
На треть дешевле обойдется поездка в классе 3AC. Салон такого вагона аналогичен предыдущему классу, однако в секциях вагона полки размещаются в 3 яруса. Всего в 9 шестиместных полу-купе и на боковых двухъярусных местах размещается 72 пассажира. Окна в вагонах не открываются, но работает кондиционер. Белье в такой вагон лучше брать свое, поскольку могут выдать не слишком чистое.
Большинство индусов путешествуют по стране во втором спальном классе без кондиционера, который обозначается SL (sleeper class). Расположение полок аналогично классу 3AC. Внешне такие вагоны легко отличить по наличию решеток на окнах.
Экстерьер вагона sleeper class. Фото: Ravi Dwivedi/wikimedia.com
Кондиционеры в этом классе отсутствуют, их с успехом заменяет отсутствие стекол и работа потолочных вентиляторов. Главным достоинством таких вагонов является цена. Это наиболее дешевый способ путешествовать по Индии. Белье в классе SL не выдается, но небогатых индусов такой уровень комфорта устраивает.
Самый бюджетный способ перемещаться по железным дорогам Индии – сесть в вагон класса General, обозначаемый GN. Это вагоны с сидячими местами, входящие в составы как пригородных поездов, так и во все поезда дальнего следования. Билеты в такой вагон обычно приобретают на вокзале перед отправлением, если других мест уже нет.
Экстерьер вагона general class. Фото Adityamadhav83/wikimedia.org
Заполняемость практически не лимитирована, поэтому местные жители размещаются в проходах и тамбурах, а порой и свисают из дверей вагона. В большинстве поездов предусмотрены отдельные вагоны класса General для женщин.
В поездах, следующих днем, встречаются сидячие вагоны более высокого класса с креслами самолетного типа и кондиционерами, но на такие рейсы билеты стоит приобретать заблаговременно.
Во всех классах и типах вагонов имеется по четыре туалета. Они размещены попарно в торцах салона: один для европейцев и один для индусов. Туалетной бумаги не предусмотрено, но в санузлах часто убирают и поддерживают относительную чистоту.
Курсируют по железным дорогам Индии и туристические поезда, поражающие своей роскошью. Поездка в таких составах может обойтись в несколько тысяч долларов.
Вагон-ресторан поезда «Экспресс махараджей». Фото Simon Pielow /wikimedia.org
Самый роскошный из них гордо носит имя «Экспресс махараджей», путешествие на нем стоит от 900 американских долларов в сутки. Но речь о нем пойдет в одной из наших следующих публикаций.
Сколько стоит и как купить туристу билет на индийский поезд
Проезд в самом массовом классе и дешевом SL в обычном поезде стоит 0,25 рупии (30 российских копеек) за 1 километр пути. К примеру, проезд из Нью-Дели до города Мумбаи на ночном поезде обойдется в 620 рупий (730 рублей). Билет в более комфортный класс АС3 с бельем стоит почти втрое дороже – 1630 рупий (1900 рублей), но все равно дешевле, чем в поезде РЖД на аналогичное расстояние. Правда, и комфорт другой.
Поездка первым классом обойдется уже в 3955 рупий (4700 рублей) на обычном поезде или 5600 рупий (6700рублей) на фирменном «Раджани Экспресс». Это сопоставимо с ценой двухчасового перелета на авиакомпании Air India.
«Раджани экспресс» маршрута Нью-Дели - Мумбаи. Фото Nikhil B/wikimedia.org
Билеты иностранному туристу на индийский поезд можно приобрести тремя способами. Самый простой и одновременно дорогой – обратиться в специальные агентства. Офисы продаж железнодорожных билетов имеются во всех крупных городах. Но их сотрудники легко могут втрое увеличить первоначальную стоимость билета, пользуясь неосведомленностью иностранца.
На вокзалах крупных городов существуют специальные офисы, где можно купить билеты на поезд по специально выделенной для иностранных туристов квоте. Они называются International Tourist Bureau и имеются на вокзалах Калькутты, Нью-Дели, Варанаси и еще нескольких городов. Такие офисы будут полезны, если в кассах обычных билетов в хорошие вагоны уже нет. При этом переплата за услугу будет минимальна.
Наконец, третий, и самый привычный способ – покупка на официальном сайте индийских железных дорог. Раньше приобрести билеты таким образом могли лишь счастливые обладатели индийской сим-карты. С 2018 года сервис переехал на новую платформу и доступен для всех. Адрес ресурса: www.irctc.co.in.
Официальный сайт индийских железных дорог
За регистрацию пользователя с иностранным номером сервис взимает комиссию 100 рупий, сам процесс не вызовет вопросов у пользователей.
Высокогорные поезда, ставшие объектом культурного наследия ЮНЕСКО
Отдельного упоминания заслуживают узкоколейные линии, проложенные в труднодоступных и живописных предгорьях Гималаев и Каракорума. Таких на территории Индии три:
✅ Горная железная дорога Нилгири с шириной колеи 1000 мм
✅ Гималайский маршрут Силигури – Дарджилинг с колеей 610 мм
✅ Дорога Калка-Шимла с 762-мм колеей
Все упомянутые железные дороги имеют статус всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и уникальны каждая по-своему. К примеру, на протяжении всего лишь 96 км маршрута Калка-Шимла имеется 103 туннеля и 900 невероятных кривых, а количеству мостов этой железной дороги позавидует Санкт-Петербург. Здесь их более 800.
Горные узкоколейки необычайно живописны. Фото: Joyson92/wikimedia.org
Стоимость проезда на узкоколейках отличается от цены билета на обычные пассажирские поезда. Самый дорогой проезд – на гималайском маршруте. Движение здесь организовано в расчете на туристов. За билет в первый класс поезда, состоящего из двух вагонов под паровой тягой на расстояние 79 км от Сислигури до Дарджилинга придется заплатить 1100 рупий.
Для местных жителей к некоторым составам цепляют вагон, напоминающий автобус времен Второй мировой войны, который вмещает лишь 14 пассажиров.
В целом, индийские пассажирские поезда в любой точке страны оставят неизгладимое впечатление на российского путешественника. Аутентичные вагоны, общительные местные жители и живописные виды за окном гарантируют не меньше положительных эмоций, чем отдых в отеле на Гоа.
- A_Punko
- youtube.com, Adityamadhav83/wikimedia.org, Simon Pielow /wikimedia.org, Nikhil B/wikimedia.org, Joyson92/wikimedia.org
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....