
Двухэтажный автобус AEC Routemaster – один из символов британской столицы
Когда люди, ни разу не посещавшие Британские острова, хотят себе представить Лондон, то что приходит им на ум? Правильно, Биг Бэн, постоянные туманы и… двухэтажные автобусы. Да, уже давно и накрепко в нашем сознании такая необычная техника связана именно с британской столицей.
А ведь двухярусный общественный транспорт появлялся и в других мегаполисах планеты, даже в Москве. Но там они имели проходящую природу. И только в Лондоне такие автобусы приобрели статус местного бренда.
Символ британской столицы. Фото: youtube.com
Идея их создания уходит в тяжелые послевоенные годы. Конечно, Великобритания не пострадала так сильно от бомбежек, как материковая Европа, но экономический кризис прекрасно ощущался и на Туманном Альбионе. Поэтому основными целями, ставившимися для общественного транспорта британской столицы конца 40-х, являлись:
✅ удобство обслуживания
✅ повышенная вместимость
✅ низкая ремонтная энергозатратность
✅ достойная замена имеющимся троллейбусам
Именно разрабатываемая новинка оптимально учла все перечисленные пожелания. Поэтому и не удивительна ее популярность, растянувшаяся на многие десятилетия. И статус местной достопримечательности также. Впрочем, пора перейти к рассмотрению самого создания лондонской легенды.
Компания London Transport (LT) и ее предшественник London General уже давно рассматривали идею создания специально разработанных двухэтажных автобусов для экспресс-услуг Green Line. В 1931 году экспериментальный 6-колесный двухэтажный аппарат AEC Renown типа LT поступил в опытную эксплуатацию, но не пользовался особой популярностью.
Во время и сразу после Второй мировой войны стандартные двухэтажные автобусы цвета «зеленой линии» использовались для маршрутов с наибольшим пассажиропотоком. Но они не предлагали никаких особых функций по сравнению с обычными автобусами. В конце 40-х один из таких салонов переделали в полноценный автобус Green Line с более роскошной внутренней отделкой. Несмотря на множество слабых мест в конструкции, именно его можно считать прародителем будущего серийного образца.
Когда в период с 1954 по 1957 год LT приступила к постройке четырех прототипов Routemaster, один из них собрали как автобус Green Line. CRL4, позже переименованный в RMC4, оказался популярным и успешным в эксплуатации. В результате этого LT сделала решительный шаг и заказала партию из 68 единиц RMC Routemaster для поставки в 1962 году как замену одноэтажным автобусам. В серийных образцах присутствовал ряд улучшений:
✅ сидения с глубокой оббивкой
✅ больше места для ног
✅ флуоресцентное освещение
✅ двери платформы с электроприводом
✅ багажники
✅ пневмоподвеска
Механическая часть транспорта также получила иное передаточное число, обеспечившее более высокий скоростной режим. Кузова окрасили в стандартный тон, добавив рельефный логотип в виде «яблочка» на верхних боковых панелях. Не забыли и о новомодной фишке 50-х – двойных передних фарах.
Популярность новых автобусов RMC росла параллельно со знаменитой британской группой The Beatles. Также, как и легендарным музыкантам, им предстояло стать визитной карточкой островного государства. Видя эффективность использования данной конструкции, городской муниципалитет сделал дозаказ в 1965 году. К уже курсирующим по Лондону «двухэтажкам», добавились еще 43 единицы более длинного типа RCL.
Ярко-красный окрас всегда привлекал к себе внимание. Фото: youtube.com
Казалось, что их ждет такое же славное будущее, но в транспортном мире назревали некоторые перемены. Если эпоха «ливерпульской четверки» завершилась уже в конце десятилетия, подобное же ждало и лондонский автобус. На это имелось две важные причины: рост парка частных автомобилей и жесткая конкуренция со стороны рельсового транспорта.
И первое, и второе указало на слабые места и недостаточную рентабельность Routemaster. Для их обслуживания требовалось два человека (водитель и кондуктор). Также невозможно было установить и оптимальную частоту движения. С начала 70-х класс автобусов Routemaster заменили загородные автобусы.
Вновь возвращаясь к истории британских музыкантов, напомню, что такое явление как «битломания» на многие десятилетия пережило группу, благодаря которой оно появилось. То же самое можно сказать и о двухэтажных лондонских автобусах. Хотя их выпуск прекратили в 1968 года, история легендарного городского транспорта продлилась до наших дней.
На открытую заднюю площадку можно войти всегда. Фото: youtube.com
Routemaster предназначался прежде всего для использования на городских маршрутах. Хотя небольшое количество автобусов поставлено авиакомпаниям British European Airways и Northern General Transport Company. За все время собрано 2876 единиц техники. Примерно 1200 из них существуют и сегодня. Давайте обратим внимание на технические ноу-хау, способствующие его популярности в начале 60-х годов прошлого столетия.
Первым, что можно отметить, это полное отсутствие дверей в традиционном понимании. Имелась лишь открытая задняя площадка. Сегодня за такой подход нещадно «побили бы камнями», как за явный признак повышенной опасности получения травм. Но меньшее количество транспорта и размеренный темп его движения шесть десятилетий назад, говорили об обратном. При открытом входе можно в любой момент войти или выйти из двухэтажного автобуса. Особенно хорошо это для тех, кто живет далеко от остановки или любит частенько опаздывать.
Простые сидения в салоне. Фото: youtube.com
Еще один объект критики – высокая входная ступенька. Да, для инвалидов-колясочников или просто пожилых людей – явный минус. Но не будем забывать, что в то время еще не особо задумывались над удобствами для пассажиров с ограниченными возможностями. Такое понятие как пандус было далеко от повсеместного распространения. Ну, да, ладно, обратим больше внимание на технические показатели Routemaster в цифрах (в скобках – отличия модели RCL):
✅ 6-цилиндровый дизельный двигатель
✅ рабочий объем – 9,6 (11,3) л
✅ мощность – 115 л. с
✅ КПП – 4-ступенчатая, автомат/полуавтомат
✅ сидячих мест – 57 (72)
✅ длина – 8,38 (9,14) м
ширина – 2,44 м
высота – 4,38 м
снаряженная масса – 7,35 (8,23) т
В 1970 году весь парк Country Bus & Green Line перешел в собственность недавно созданной компании London Country Bus Services (LCBS). Девять лет спустя один из двухэтажных автобусов № 1461 выкупили для обучения водителей. Позже его перекрасили в красный цвет и использовали на пригородном маршруте из Ист-Энда в Лондон.
Несмотря на уход с основных маршрутов, Routemaster продолжал непрерывно использоваться в течение полувека на узких британских улочках. В 2005 году официально завершилась его эксплуатация, но и по сегодняшний день легендарный автобус продолжает курсировать на одном из исторических маршрутов в центральной части Лондона.
Так Routemaster смог прожить дольше нескольких сменивших его моделей. Последние из красных RMC выведены из эксплуатации в центре Лондона в 2003 году. Небольшое их количество сохранилось как автобусы, арендуемые в частном порядке, в «парках наследия» некоторых лондонских автобусных компаний.
На второй ярус нужно подниматься по лестнице. Фото: youtube.com
Один из них любезно передан в музей компанией Stagecoach. Традиционный красный городской транспорт стал одной из знаменитых достопримечательностей Лондона. Многие туристические атрибуты по-прежнему имеют изображения Routemaste, как визитной карточки города.
А ведь двухярусный общественный транспорт появлялся и в других мегаполисах планеты, даже в Москве. Но там они имели проходящую природу. И только в Лондоне такие автобусы приобрели статус местного бренда.

Идея их создания уходит в тяжелые послевоенные годы. Конечно, Великобритания не пострадала так сильно от бомбежек, как материковая Европа, но экономический кризис прекрасно ощущался и на Туманном Альбионе. Поэтому основными целями, ставившимися для общественного транспорта британской столицы конца 40-х, являлись:
✅ удобство обслуживания
✅ повышенная вместимость
✅ низкая ремонтная энергозатратность
✅ достойная замена имеющимся троллейбусам
Именно разрабатываемая новинка оптимально учла все перечисленные пожелания. Поэтому и не удивительна ее популярность, растянувшаяся на многие десятилетия. И статус местной достопримечательности также. Впрочем, пора перейти к рассмотрению самого создания лондонской легенды.
AEC Routemaster – новый и необычный лондонский городской автобус
Компания London Transport (LT) и ее предшественник London General уже давно рассматривали идею создания специально разработанных двухэтажных автобусов для экспресс-услуг Green Line. В 1931 году экспериментальный 6-колесный двухэтажный аппарат AEC Renown типа LT поступил в опытную эксплуатацию, но не пользовался особой популярностью.
Во время и сразу после Второй мировой войны стандартные двухэтажные автобусы цвета «зеленой линии» использовались для маршрутов с наибольшим пассажиропотоком. Но они не предлагали никаких особых функций по сравнению с обычными автобусами. В конце 40-х один из таких салонов переделали в полноценный автобус Green Line с более роскошной внутренней отделкой. Несмотря на множество слабых мест в конструкции, именно его можно считать прародителем будущего серийного образца.
AEC Routemaster – модель двухэтажного автобуса, построенная компанией Associated Equipment Company. Как прототип он был предложен в 1954 году и выпускался до 1968 года. В серийном производстве – с 1958 года.
Когда в период с 1954 по 1957 год LT приступила к постройке четырех прототипов Routemaster, один из них собрали как автобус Green Line. CRL4, позже переименованный в RMC4, оказался популярным и успешным в эксплуатации. В результате этого LT сделала решительный шаг и заказала партию из 68 единиц RMC Routemaster для поставки в 1962 году как замену одноэтажным автобусам. В серийных образцах присутствовал ряд улучшений:
✅ сидения с глубокой оббивкой
✅ больше места для ног
✅ флуоресцентное освещение
✅ двери платформы с электроприводом
✅ багажники
✅ пневмоподвеска
Механическая часть транспорта также получила иное передаточное число, обеспечившее более высокий скоростной режим. Кузова окрасили в стандартный тон, добавив рельефный логотип в виде «яблочка» на верхних боковых панелях. Не забыли и о новомодной фишке 50-х – двойных передних фарах.
Долгая и успешная эксплуатация
Популярность новых автобусов RMC росла параллельно со знаменитой британской группой The Beatles. Также, как и легендарным музыкантам, им предстояло стать визитной карточкой островного государства. Видя эффективность использования данной конструкции, городской муниципалитет сделал дозаказ в 1965 году. К уже курсирующим по Лондону «двухэтажкам», добавились еще 43 единицы более длинного типа RCL.

Казалось, что их ждет такое же славное будущее, но в транспортном мире назревали некоторые перемены. Если эпоха «ливерпульской четверки» завершилась уже в конце десятилетия, подобное же ждало и лондонский автобус. На это имелось две важные причины: рост парка частных автомобилей и жесткая конкуренция со стороны рельсового транспорта.
И первое, и второе указало на слабые места и недостаточную рентабельность Routemaster. Для их обслуживания требовалось два человека (водитель и кондуктор). Также невозможно было установить и оптимальную частоту движения. С начала 70-х класс автобусов Routemaster заменили загородные автобусы.
Вновь возвращаясь к истории британских музыкантов, напомню, что такое явление как «битломания» на многие десятилетия пережило группу, благодаря которой оно появилось. То же самое можно сказать и о двухэтажных лондонских автобусах. Хотя их выпуск прекратили в 1968 года, история легендарного городского транспорта продлилась до наших дней.

Routemaster предназначался прежде всего для использования на городских маршрутах. Хотя небольшое количество автобусов поставлено авиакомпаниям British European Airways и Northern General Transport Company. За все время собрано 2876 единиц техники. Примерно 1200 из них существуют и сегодня. Давайте обратим внимание на технические ноу-хау, способствующие его популярности в начале 60-х годов прошлого столетия.
Техническая сторона и параметры Routemaster
Первым, что можно отметить, это полное отсутствие дверей в традиционном понимании. Имелась лишь открытая задняя площадка. Сегодня за такой подход нещадно «побили бы камнями», как за явный признак повышенной опасности получения травм. Но меньшее количество транспорта и размеренный темп его движения шесть десятилетий назад, говорили об обратном. При открытом входе можно в любой момент войти или выйти из двухэтажного автобуса. Особенно хорошо это для тех, кто живет далеко от остановки или любит частенько опаздывать.

Еще один объект критики – высокая входная ступенька. Да, для инвалидов-колясочников или просто пожилых людей – явный минус. Но не будем забывать, что в то время еще не особо задумывались над удобствами для пассажиров с ограниченными возможностями. Такое понятие как пандус было далеко от повсеместного распространения. Ну, да, ладно, обратим больше внимание на технические показатели Routemaster в цифрах (в скобках – отличия модели RCL):
✅ 6-цилиндровый дизельный двигатель
✅ рабочий объем – 9,6 (11,3) л
✅ мощность – 115 л. с
✅ КПП – 4-ступенчатая, автомат/полуавтомат
✅ сидячих мест – 57 (72)
✅ длина – 8,38 (9,14) м
ширина – 2,44 м
высота – 4,38 м
снаряженная масса – 7,35 (8,23) т
В 1970 году весь парк Country Bus & Green Line перешел в собственность недавно созданной компании London Country Bus Services (LCBS). Девять лет спустя один из двухэтажных автобусов № 1461 выкупили для обучения водителей. Позже его перекрасили в красный цвет и использовали на пригородном маршруте из Ист-Энда в Лондон.
Современная история Routemaster
Несмотря на уход с основных маршрутов, Routemaster продолжал непрерывно использоваться в течение полувека на узких британских улочках. В 2005 году официально завершилась его эксплуатация, но и по сегодняшний день легендарный автобус продолжает курсировать на одном из исторических маршрутов в центральной части Лондона.
Так Routemaster смог прожить дольше нескольких сменивших его моделей. Последние из красных RMC выведены из эксплуатации в центре Лондона в 2003 году. Небольшое их количество сохранилось как автобусы, арендуемые в частном порядке, в «парках наследия» некоторых лондонских автобусных компаний.

Один из них любезно передан в музей компанией Stagecoach. Традиционный красный городской транспорт стал одной из знаменитых достопримечательностей Лондона. Многие туристические атрибуты по-прежнему имеют изображения Routemaste, как визитной карточки города.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....