А ведь двухярусный общественный транспорт появлялся и в других мегаполисах планеты, даже в Москве. Но там они имели проходящую природу. И только в Лондоне такие автобусы приобрели статус местного бренда.
Символ британской столицы. Фото: youtube.com
Идея их создания уходит в тяжелые послевоенные годы. Конечно, Великобритания не пострадала так сильно от бомбежек, как материковая Европа, но экономический кризис прекрасно ощущался и на Туманном Альбионе. Поэтому основными целями, ставившимися для общественного транспорта британской столицы конца 40-х, являлись:
✅ удобство обслуживания
✅ повышенная вместимость
✅ низкая ремонтная энергозатратность
✅ достойная замена имеющимся троллейбусам
Именно разрабатываемая новинка оптимально учла все перечисленные пожелания. Поэтому и не удивительна ее популярность, растянувшаяся на многие десятилетия. И статус местной достопримечательности также. Впрочем, пора перейти к рассмотрению самого создания лондонской легенды.
AEC Routemaster – новый и необычный лондонский городской автобус
Компания London Transport (LT) и ее предшественник London General уже давно рассматривали идею создания специально разработанных двухэтажных автобусов для экспресс-услуг Green Line. В 1931 году экспериментальный 6-колесный двухэтажный аппарат AEC Renown типа LT поступил в опытную эксплуатацию, но не пользовался особой популярностью.
Во время и сразу после Второй мировой войны стандартные двухэтажные автобусы цвета «зеленой линии» использовались для маршрутов с наибольшим пассажиропотоком. Но они не предлагали никаких особых функций по сравнению с обычными автобусами. В конце 40-х один из таких салонов переделали в полноценный автобус Green Line с более роскошной внутренней отделкой. Несмотря на множество слабых мест в конструкции, именно его можно считать прародителем будущего серийного образца.
AEC Routemaster – модель двухэтажного автобуса, построенная компанией Associated Equipment Company. Как прототип он был предложен в 1954 году и выпускался до 1968 года. В серийном производстве – с 1958 года.
Когда в период с 1954 по 1957 год LT приступила к постройке четырех прототипов Routemaster, один из них собрали как автобус Green Line. CRL4, позже переименованный в RMC4, оказался популярным и успешным в эксплуатации. В результате этого LT сделала решительный шаг и заказала партию из 68 единиц RMC Routemaster для поставки в 1962 году как замену одноэтажным автобусам. В серийных образцах присутствовал ряд улучшений:
✅ сидения с глубокой оббивкой
✅ больше места для ног
✅ флуоресцентное освещение
✅ двери платформы с электроприводом
✅ багажники
✅ пневмоподвеска
Механическая часть транспорта также получила иное передаточное число, обеспечившее более высокий скоростной режим. Кузова окрасили в стандартный тон, добавив рельефный логотип в виде «яблочка» на верхних боковых панелях. Не забыли и о новомодной фишке 50-х – двойных передних фарах.
Долгая и успешная эксплуатация
Популярность новых автобусов RMC росла параллельно со знаменитой британской группой The Beatles. Также, как и легендарным музыкантам, им предстояло стать визитной карточкой островного государства. Видя эффективность использования данной конструкции, городской муниципалитет сделал дозаказ в 1965 году. К уже курсирующим по Лондону «двухэтажкам», добавились еще 43 единицы более длинного типа RCL.
Ярко-красный окрас всегда привлекал к себе внимание. Фото: youtube.com
Казалось, что их ждет такое же славное будущее, но в транспортном мире назревали некоторые перемены. Если эпоха «ливерпульской четверки» завершилась уже в конце десятилетия, подобное же ждало и лондонский автобус. На это имелось две важные причины: рост парка частных автомобилей и жесткая конкуренция со стороны рельсового транспорта.
И первое, и второе указало на слабые места и недостаточную рентабельность Routemaster. Для их обслуживания требовалось два человека (водитель и кондуктор). Также невозможно было установить и оптимальную частоту движения. С начала 70-х класс автобусов Routemaster заменили загородные автобусы.
Вновь возвращаясь к истории британских музыкантов, напомню, что такое явление как «битломания» на многие десятилетия пережило группу, благодаря которой оно появилось. То же самое можно сказать и о двухэтажных лондонских автобусах. Хотя их выпуск прекратили в 1968 года, история легендарного городского транспорта продлилась до наших дней.
На открытую заднюю площадку можно войти всегда. Фото: youtube.com
Routemaster предназначался прежде всего для использования на городских маршрутах. Хотя небольшое количество автобусов поставлено авиакомпаниям British European Airways и Northern General Transport Company. За все время собрано 2876 единиц техники. Примерно 1200 из них существуют и сегодня. Давайте обратим внимание на технические ноу-хау, способствующие его популярности в начале 60-х годов прошлого столетия.
Техническая сторона и параметры Routemaster
Первым, что можно отметить, это полное отсутствие дверей в традиционном понимании. Имелась лишь открытая задняя площадка. Сегодня за такой подход нещадно «побили бы камнями», как за явный признак повышенной опасности получения травм. Но меньшее количество транспорта и размеренный темп его движения шесть десятилетий назад, говорили об обратном. При открытом входе можно в любой момент войти или выйти из двухэтажного автобуса. Особенно хорошо это для тех, кто живет далеко от остановки или любит частенько опаздывать.
Простые сидения в салоне. Фото: youtube.com
Еще один объект критики – высокая входная ступенька. Да, для инвалидов-колясочников или просто пожилых людей – явный минус. Но не будем забывать, что в то время еще не особо задумывались над удобствами для пассажиров с ограниченными возможностями. Такое понятие как пандус было далеко от повсеместного распространения. Ну, да, ладно, обратим больше внимание на технические показатели Routemaster в цифрах (в скобках – отличия модели RCL):
✅ 6-цилиндровый дизельный двигатель
✅ рабочий объем – 9,6 (11,3) л
✅ мощность – 115 л. с
✅ КПП – 4-ступенчатая, автомат/полуавтомат
✅ сидячих мест – 57 (72)
✅ длина – 8,38 (9,14) м
ширина – 2,44 м
высота – 4,38 м
снаряженная масса – 7,35 (8,23) т
В 1970 году весь парк Country Bus & Green Line перешел в собственность недавно созданной компании London Country Bus Services (LCBS). Девять лет спустя один из двухэтажных автобусов № 1461 выкупили для обучения водителей. Позже его перекрасили в красный цвет и использовали на пригородном маршруте из Ист-Энда в Лондон.
Современная история Routemaster
Несмотря на уход с основных маршрутов, Routemaster продолжал непрерывно использоваться в течение полувека на узких британских улочках. В 2005 году официально завершилась его эксплуатация, но и по сегодняшний день легендарный автобус продолжает курсировать на одном из исторических маршрутов в центральной части Лондона.
Так Routemaster смог прожить дольше нескольких сменивших его моделей. Последние из красных RMC выведены из эксплуатации в центре Лондона в 2003 году. Небольшое их количество сохранилось как автобусы, арендуемые в частном порядке, в «парках наследия» некоторых лондонских автобусных компаний.
На второй ярус нужно подниматься по лестнице. Фото: youtube.com
Один из них любезно передан в музей компанией Stagecoach. Традиционный красный городской транспорт стал одной из знаменитых достопримечательностей Лондона. Многие туристические атрибуты по-прежнему имеют изображения Routemaste, как визитной карточки города.