Trabant 1.1 (1988-1991): последняя попытка выжить
Одной из основных задач, поставленных перед чехословацко-германским сотрудничеством в сфере автомобилестроения середины 70-х, являлась замена силового агрегата. Да, промышленность ГДР все это время использовала ужасно устаревшие двухтактники, и с этим необходимо было что-то делать. Особенно эта проблема встала остро, когда незыблемость Восточного блока начала подвергаться серьезным испытаниям на прочность.
Восточные немцы прекрасно понимали, что потепление в отношениях между двумя Германиями сулит одно из двух: поставку в страну промышленных продуктов продвинутых западных соседей или объединение страны. А, скорее всего, и то, и другое. В принципе, так оно и произошло. А в таких конкурентных условиях точно не было места для устаревших конструкций с двухтактными двигателями.
Руководство завода, выпускавшего самый маленький автомобиль страны Trabant, попыталось выдать удар на упреждение. В первой половине 80-х отношения между двумя соседними странами стали настолько теплыми, что появилась возможность использования западногерманских технологий. Благодаря такому сотрудничеству произошла серьезная омологация конструкции автомобиля Trabant, включавшая:
✅ четырехтактный двигатель Volkswagen
✅ немного измененный кузов
✅ радикально переделанный интерьер
✅ новую ходовая часть
Теперь казалось, что конкурентоспособность автомобиля должна вырасти и «мы еще поборемся». Но вязкая система местной экономики и здесь создавала дополнительные сложности. Ведь обновление готовилось еще в самом начале десятилетия, вот только для его осуществления требовалось одобрение на самом верху.
Всем сторонникам сотрудничества с ведущими производителями Европы и спасителям марки Trabant пришлось очень нелегко. Чтобы получить возможность использования лицензионного четырехтактника от Volkswagen, требовалось разрешение руководства ЦК СЕПГ. А вот секретарь ведущей партии ГДР по плановой экономике Гюнтер Миттаг был явно не в восторге от союза с «бундесами». Поэтому он всегда негативно высказывался о лицензионном двигателе и всячески тормозил процесс.
С начала лета и до конца осени 1983 года представители IFA (обладатель всех автомобильных товарных знаков в ГДР) вели переговоры с Volkswagen. На кону стоял четырехцилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения серии ЕА111. Вторая сторона готова была предоставить эту модель для серийного производства обновленного автомобиля. Вот только одобрения правительства ГДР пришлось ждать целый год.
Кстати, параллельно обзавелись и лицензией на выпуск 1,27-литровых четырехтактных двигателей для автомобилей марки Wartburg. Производство этих силовых агрегатов начали на мощностях компании VEB Barkas-Werke в Карл-Маркс-Штадте. Ведь до появления новых моделей автомобилей предстояло освоить выпуск силовых агрегатов для них.
После того, как огромная сумма бюджетных средств ушла на оплату и выпуск лицензии, пришлось отказаться от первоначальной идеи радикальных перемен. Прототипы полностью обновленного автомобиля заменил рядовой фейслифтинг базовой «601-й» модели. Как говорится, «простирай ножки по одежке». Результатом стали незначительные изменения экстерьера:
✅ функциональная решетка радиатора (с 16 отверстиями слева для охлаждения)
✅ капот из листовой стали
✅ усиление передней стенки и креплений
При этом, металлический пол и каркас сохранились. Подобно, как и другие термореактивные панели. А вот заливную горловину 28-литрового топливного бака наконец-то выполнили в классическом стиле. Расположить ее пришлось на правом заднем крыле. С новым мотором больших габаритов спереди для нее места уже не нашлось. Первые испытания принесли и разочарования. Новый четырехтактный Trabant расходовал примерно 8 литров горючего на 100 км, что для такого малолитражного автомобиля сложно назвать достижением. Среди других перемен стоит упомянуть:
✅ задние фонари, объединенные в общий блок
✅ стойки McPherson на передней оси
✅ винтовые пружины
✅ дисковые тормоза
Среди того, что осталось неизменным, числились задние барабанные тормоза и шасси с колесной базой 2020 мм. Чугунный двигатель оказался потяжелей воздушного двухтактника. Поэтому задний мост с наклонными рычагами получил вместо листовых рессор спиральную подвеску. Такую же начали с апреля 1988 года ставить и на базовый Trabant 601.
Осталась и полностью синхронизированная 4-ступенчатая КПП с однодисковым сухим сцеплением. Теперь она управляла более мощным 41-сильным мотором с передним приводом. А вот рычаг переключения перенесли в пол. Изменилось и рабочее место водителя: четырехспицевый руль (от модификации 601 S de Luxe) и приборная панель с доминирующей парой круглых элементов.
Со спидометром и тахометром там соседствовали указатели давления масла, уровня топлива, термометр охлаждающей жидкости и ряд переключателей. Передние сидения снабдили высокими спинками и автоматическими ремнями безопасности. Пытались тоже устроить и сзади, но не дошел ход. Поэтому ограничились лишь установкой… креплений под них.
Прежде чем дошло дело до полноценного серийного автомобиля, мы имели дело с тремя партиями предсерийных автомобилей. Их количество в последние годы восьмого десятилетия, росло от партии к партии, в общей сложности достигнув почти тысячи экземпляров.
Через несколько месяцев появилась вторая партия предсерийников в количестве 722 автомобиля (по другим данным – до 850 штук). У обоих партий присутствовали элементы от прежних моделей: металлические бамперы с черной окантовкой и зеркала старой формы.
В августе 1989-го выпущена последняя предсерийная партия. У этих автомобилей присутствовал дизайн, который получили и последующие серийные Trabant 1.1. Автомобиль имел следующие параметры:
✅ длина – 3,52 м
✅ ширина – 1,53 м
✅ высота – 1,42 м
Эксперты раскритиковали его, как конструкцию, не имеющую будущего (и, к сожалению, оказались правы). А вот компания-производитель попыталась защищаться. Руководство IFA заявило в интервью журналу Kraftfahrzeugtechnik, что «новинка намного лучше, чем кажется на первый взгляд». Довольно высокая цена и серьезные политические перемены в стране помешали своевременному завершению проекта.
21 мая 1990 года стало началом серийной истории Trabant 1.1. Короткой и с печальным концом. Помимо классического Tudor и трехдверного Universal, вновь появились Tramps. В зависимости от модификации, автомобили весили 680 / 740 кг. Они могли развивать невиданные для модели 126 км/ч на своих 13-дюймовых колесах.
Но эра дюропластовых малогабаритных автомобилей стремительно приближалась к своему финалу. Спустя всего 11 дней после начала выпуска модели, подписан исторический договор о союзе в различных сферах деятельности между ФРГ и ГДР. В Восточную Германию хлынул широкий поток моделей производства западного соседа.
Серийный выпуск Трабанта 1.1 продолжался менее 12 месяцев. 30 апреля 1991 года в 14:51 с конвейера сошёл последний из 39 474 единиц. Розовый Universal, и одновременно последний автомобиль марки, под аплодисменты работников завода покинул закрывающуюся заводскую линию. Но еще существовал проект Einer von 444, о котором постараемся рассказать вам в другой раз.
Восточные немцы прекрасно понимали, что потепление в отношениях между двумя Германиями сулит одно из двух: поставку в страну промышленных продуктов продвинутых западных соседей или объединение страны. А, скорее всего, и то, и другое. В принципе, так оно и произошло. А в таких конкурентных условиях точно не было места для устаревших конструкций с двухтактными двигателями.
Многие из них выпущены с кузовом универсал. Фото: youtube.com
Руководство завода, выпускавшего самый маленький автомобиль страны Trabant, попыталось выдать удар на упреждение. В первой половине 80-х отношения между двумя соседними странами стали настолько теплыми, что появилась возможность использования западногерманских технологий. Благодаря такому сотрудничеству произошла серьезная омологация конструкции автомобиля Trabant, включавшая:
✅ четырехтактный двигатель Volkswagen
✅ немного измененный кузов
✅ радикально переделанный интерьер
✅ новую ходовая часть
Теперь казалось, что конкурентоспособность автомобиля должна вырасти и «мы еще поборемся». Но вязкая система местной экономики и здесь создавала дополнительные сложности. Ведь обновление готовилось еще в самом начале десятилетия, вот только для его осуществления требовалось одобрение на самом верху.
Разрешение правительства, которое задержало получение лицензии
Всем сторонникам сотрудничества с ведущими производителями Европы и спасителям марки Trabant пришлось очень нелегко. Чтобы получить возможность использования лицензионного четырехтактника от Volkswagen, требовалось разрешение руководства ЦК СЕПГ. А вот секретарь ведущей партии ГДР по плановой экономике Гюнтер Миттаг был явно не в восторге от союза с «бундесами». Поэтому он всегда негативно высказывался о лицензионном двигателе и всячески тормозил процесс.
16 отверстий слева для охлаждения. Фото: youtube.com
С начала лета и до конца осени 1983 года представители IFA (обладатель всех автомобильных товарных знаков в ГДР) вели переговоры с Volkswagen. На кону стоял четырехцилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения серии ЕА111. Вторая сторона готова была предоставить эту модель для серийного производства обновленного автомобиля. Вот только одобрения правительства ГДР пришлось ждать целый год.
Необходимое разрешение появилось 9 октября 1984 года. Спустя месяц, 12 ноября, достигнуто окончательное соглашение. Так был сделан исторический шаг на пути к появлению Trabant 1.1. Но впереди еще ждало много работы.
Кстати, параллельно обзавелись и лицензией на выпуск 1,27-литровых четырехтактных двигателей для автомобилей марки Wartburg. Производство этих силовых агрегатов начали на мощностях компании VEB Barkas-Werke в Карл-Маркс-Штадте. Ведь до появления новых моделей автомобилей предстояло освоить выпуск силовых агрегатов для них.
Все пошло как-то не так
После того, как огромная сумма бюджетных средств ушла на оплату и выпуск лицензии, пришлось отказаться от первоначальной идеи радикальных перемен. Прототипы полностью обновленного автомобиля заменил рядовой фейслифтинг базовой «601-й» модели. Как говорится, «простирай ножки по одежке». Результатом стали незначительные изменения экстерьера:
✅ функциональная решетка радиатора (с 16 отверстиями слева для охлаждения)
✅ капот из листовой стали
✅ усиление передней стенки и креплений
При этом, металлический пол и каркас сохранились. Подобно, как и другие термореактивные панели. А вот заливную горловину 28-литрового топливного бака наконец-то выполнили в классическом стиле. Расположить ее пришлось на правом заднем крыле. С новым мотором больших габаритов спереди для нее места уже не нашлось. Первые испытания принесли и разочарования. Новый четырехтактный Trabant расходовал примерно 8 литров горючего на 100 км, что для такого малолитражного автомобиля сложно назвать достижением. Среди других перемен стоит упомянуть:
✅ задние фонари, объединенные в общий блок
✅ стойки McPherson на передней оси
✅ винтовые пружины
✅ дисковые тормоза
Среди того, что осталось неизменным, числились задние барабанные тормоза и шасси с колесной базой 2020 мм. Чугунный двигатель оказался потяжелей воздушного двухтактника. Поэтому задний мост с наклонными рычагами получил вместо листовых рессор спиральную подвеску. Такую же начали с апреля 1988 года ставить и на базовый Trabant 601.
Силовой агрегат 1.1. Фото: youtube.com
Осталась и полностью синхронизированная 4-ступенчатая КПП с однодисковым сухим сцеплением. Теперь она управляла более мощным 41-сильным мотором с передним приводом. А вот рычаг переключения перенесли в пол. Изменилось и рабочее место водителя: четырехспицевый руль (от модификации 601 S de Luxe) и приборная панель с доминирующей парой круглых элементов.
Со спидометром и тахометром там соседствовали указатели давления масла, уровня топлива, термометр охлаждающей жидкости и ряд переключателей. Передние сидения снабдили высокими спинками и автоматическими ремнями безопасности. Пытались тоже устроить и сзади, но не дошел ход. Поэтому ограничились лишь установкой… креплений под них.
«Нулевая» серия, растянувшаяся на несколько лет
Прежде чем дошло дело до полноценного серийного автомобиля, мы имели дело с тремя партиями предсерийных автомобилей. Их количество в последние годы восьмого десятилетия, росло от партии к партии, в общей сложности достигнув почти тысячи экземпляров.
На вновь построенном заводе в Мозеле к декабрю 1988 года собрали 150 новых предсерийных Trabant. В это число вошли и три десятка автомобилей с кузовом универсал.
Через несколько месяцев появилась вторая партия предсерийников в количестве 722 автомобиля (по другим данным – до 850 штук). У обоих партий присутствовали элементы от прежних моделей: металлические бамперы с черной окантовкой и зеркала старой формы.
Задние стопы в стиле Trabant. Фото: youtube.com
В августе 1989-го выпущена последняя предсерийная партия. У этих автомобилей присутствовал дизайн, который получили и последующие серийные Trabant 1.1. Автомобиль имел следующие параметры:
✅ длина – 3,52 м
✅ ширина – 1,53 м
✅ высота – 1,42 м
Эксперты раскритиковали его, как конструкцию, не имеющую будущего (и, к сожалению, оказались правы). А вот компания-производитель попыталась защищаться. Руководство IFA заявило в интервью журналу Kraftfahrzeugtechnik, что «новинка намного лучше, чем кажется на первый взгляд». Довольно высокая цена и серьезные политические перемены в стране помешали своевременному завершению проекта.
Короткая история Trabant 1.1
21 мая 1990 года стало началом серийной истории Trabant 1.1. Короткой и с печальным концом. Помимо классического Tudor и трехдверного Universal, вновь появились Tramps. В зависимости от модификации, автомобили весили 680 / 740 кг. Они могли развивать невиданные для модели 126 км/ч на своих 13-дюймовых колесах.
Мог бы стать и таким (прототип). Фото: youtube.com
Но эра дюропластовых малогабаритных автомобилей стремительно приближалась к своему финалу. Спустя всего 11 дней после начала выпуска модели, подписан исторический договор о союзе в различных сферах деятельности между ФРГ и ГДР. В Восточную Германию хлынул широкий поток моделей производства западного соседа.
Серийный выпуск Трабанта 1.1 продолжался менее 12 месяцев. 30 апреля 1991 года в 14:51 с конвейера сошёл последний из 39 474 единиц. Розовый Universal, и одновременно последний автомобиль марки, под аплодисменты работников завода покинул закрывающуюся заводскую линию. Но еще существовал проект Einer von 444, о котором постараемся рассказать вам в другой раз.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...