Chevrolet Corvair: репрессии и поздняя реабилитация «отца» советского «Запорожца»
1 422

Chevrolet Corvair: репрессии и поздняя реабилитация «отца» советского «Запорожца»

Даже интернетовские поисковики умудрились его «забыть» или задвинуть в дальний угол памяти: по запросу «Шевроле Корвэйр» норовят подсунуть «Корвет». Модели связаны, конечно. Но мы, совершенно проникнувшие душой к скандальному Chevrolet Corvair, хотим стряхнуть пыль десятилетий именно с этой машины.


Под толстым слоем обнаруживаем клевету и наговоры, шпионаж, коммерческий провал, последующее восстановление доброго имени. Чтобы вспомнить все, понять и оценить, отправимся в 60-тые…

Созидатели и разрушители


Роль личности в истории неоспорима: одни работают на прогресс, толкают вперед науку и производство, другие тормозят все, что могут. И все великие, значимые. Даже вторые, способные только критиковать и палки в колеса вставлять.

Chevrolet Corvair: репрессии и поздняя реабилитация «отца» советского «Запорожца» Chevrolet Corvair – модель, которая заполнила пустующую нишу американских компактов. Фото: YouTube.com

К нашему герою имели отношение две неординарные личности. Во всяком случае, они были ключевыми фигурами в судьбе модели.

Эдвард Николас Коул – создатель


Насыщенную биографию инженера-конструктора 1909 года рождения уложим в несколько строк, хотя этот самородок достоин большего. Сначала была крестьянская ферма, где Эд с энтузиазмом доил коров, собирал транзисторные приемники для друзей и мечтал о моторах. К 16-ти годам у него во дворе уже стояли два ржавых тазика, отдаленно напоминавших автомобили.

Затем последовала учеба в General Motors Institute. В 1933 году молодое дарование работает в компании «Кадиллак», где через 13 лет занимает пост главного инженера. В 1952 Коула переводят на аналогичную должность в «Шеви». Позднее Эдвард сядет в самое высокое, президентское кресло «Джи Эм».

Chevrolet Corvair: эту модель Эд Коул разрабатывал тайно. Фото: YouTube.com

А в середине 50-х он создал линейку Chevrolet, ставшую хитом. Уже в этот период инженер начинает работать над компакт-моделью. Начальство не разрешало. Коротышки? Американцы любят гигантские машины, длинные капоты, килограммы хрома, десятки декоративных элементов!

Между тем, по дорогам Штатов уже весело колесил очаровательный кроха VW Beetle («Фольксваген Жук») и прочие европейские «народные» авто. Раскручивалась и популярность «Рамблера» от American Motors Corporation.

В стране к 1957 году начала проседать экономика. Коул, в отличие от руководства, предвидел: население очень скоро потребует недорогие экономичные машины непривычного компакт-класса.

Chevrolet Corvair: отсутствие радиаторной решетки вызывало недоумение американцев. Фото: YouTube.com

Не раздражая начальство, под прикрытием исследований для австралийского филиала осторожный Эд разрабатывает новую конструкцию. «Окей» от боссов Коул получил только в 1958 году, когда «Форд» и «Крайслер» уже не скрывали, что тоже готовятся занять пустующую нишу компактов моделями «Фалькон» и «Вэлиент». Но восторженно встреченный прессой Chevrolet Corvair опередил соперников: премьеру отпраздновали в 1959 году.

Население отнеслось к модели более сдержано, чем газетчики: непривычно! И радиаторной решетки нет, в которой обычно столько красоты. Вскоре несколько машин попали в аварии…

Журнал MotorTrend назвал «Корвэйр» своим «Автомобилем года». Фото: YouTube.com

Разве такого не случается с другими авто, особенно, когда их производят сотнями тысяч? Но американец не будет таковым, если не подаст в суд на производителя, когда у него поломалась копеечная зубная щетка. А тут целый автомобиль. На защиту потерпевших встал злой гений – второй ключевой персонаж в истории «Корвэйра».

Ральф Нейдер – разрушитель


Невероятно, но некомпетентность одного горлопана, выскочки, поборника прав потребителей может погубить отличную модель. Им был молодой адвокат Ральф Нейдер. Не то, чтобы негодяй. Просто карьерист, который делал имя, ступая по головам, не разбираясь в вопросе профессионально.

Архивное фото ДТП с участие «Шевроле Корвэйр». Фото: YouTube.com

Когда пошли ДТП с участием Chevrolet Corvair, юрист выступил с книгой «Опасен на любой скорости». В одной аварии, к слову, пострадал известный американский юморист Эрни Ковач: газетную истерию представить несложно.

Одну главу своего труда Ральф целиком посвятил продукту «Шевроле». Без знания дела, не имея водительских прав и не умея управлять машиной, критикан развил тему, как производители скрывают правду о конструктивных недоработках автомобилей.

Chevrolet Corvair стоил меньше 2 тыс. долларов – шесть средних зарплат американского жителя. Фото: YouTube.com

Шел 1965 год, модель уже 6 лет стояла на конвейере. Начавшиеся, было, бойкие продажи пошли на спад: в год выхода книги «Шеви» продал 250 тыс. экземпляров, в 1966-ом цифра сократилась до 100 тыс., а еще через время упала до критических для автогиганта 60 тыс. машин. Вот пример, как режут без ножа.

Особенности конструкции и недоработки Chevrolet Corvair


Но не сказать, что у адвоката совсем не было оснований для обвинений. Но они исходили не из технических ошибок, а из особенностей конструкции и управления машиной.

Базовой версией был 4-дверный седан. Думая над компактной моделью, Эд Коул опирался на европейский опыт: двигатель на корме, привод задний, как на «Жуке». Привычная американцам компоновка (мотор спереди, привод на заднюю ось) потребовала бы прокладки трансмиссионного тоннеля. Последний съел бы часть внутреннего пространства, и где же тут компакт?

Под капотом Chevrolet Corvair. Фото: YouTube.com

Итак, заднемоторная и заднеприводная модель с воздушным охлаждением. А как же иначе? Ведь если поставить водяное охлаждение с радиатором на версию с задним расположением агрегата, то пришлось бы опутать патрубками всю машину. С выбранной Коулом компоновкой можно не сомневаться, что 60 % веса авто шло на задний мост. Логично, что корму заносило в поворотах. Тем более, авторезина тех времен не отличалась высокими сцепными свойствами.

Этот вопрос нужно было бы решить доработкой независимой по кругу подвески с косыми рычагами спереди и качающимися полуосями сзади. Стоило бы установить стабилизаторы поперечной устойчивости. Однако стаб на 4 доллара удорожал бы машину, а мы помним на примере Plymouth Barracuda, что в те годы значил для производителя лишний доллар. Да и в наши, пожалуй.

Сэкономили, называется… Занос и потеря управляемости машиной с колесной базой 2,7 м начинался неожиданно и требовал опыта, чтобы выправить ситуацию на дороге. А американец к этому не привык. Бедолага впадал в ступор и совершал ДТП. На предупреждение производителя про давление в шинах (1.8 бар сзади, 1 бар спереди) никто внимания не обращал. Почему VW Beetle не преподносил подобных сюрпризов? Маломощный был.

Chevrolet Corvair: так выглядит подламывание колес, когда задняя подвеска с качающимися полуосями, но без стаба. Фото: YouTube.com

А наш герой с диванами в базовой версии нес под капотом 2296 см3-объемный 6-цилиндровый оппозитный двигатель мощностью 80 или 95 л. с. КПП – 3-диапазонная механика, опционально – автомат на две скорости. Позднее моторы стали сильнее – 2375 см3, 2683 см3. А в гамме кузовов появились кабриолеты, пикапы, универсалы.

Гонения и реабилитация


Р. Нейдер, может, и не нанес бы такой сокрушительный удар по репутации «Шевроле Корвэйр», но само руководство компанией подпортило дело. Директорат (не безосновательно) учуял в нападках на модель происки конкурентов: больше грешили на «Порше». Материалы книги посчитали заказными и, чтобы подтвердить догадку, приставили к адвокату частных сыщиков. Те, бездари, спалились…

Очередная волна шумихи в прессе убедила пользователей, что производитель точно скрывает от общественности конструктивные промахи. Повернуть покупателя лицом к производителю не помогло даже ультрамодное купе Monza.

В машине были раздельные сиденья вместо переднего дивана, стабилизаторы поперечной устойчивости, более спортивный распредвал, турбонаддув. С последним мощность на выходе составляла 150 и даже 180 л. с.

Салон Chevrolet Corvair соответствует высокому классу производителя. Фото: YouTube.com

Chevrolet Corvair выходил с 1959 по 1969 годы. Всего реализовано 1,7 млн экземпляров. В 1971 году «Джи Эм» инициировал проведение ряда тестов, с целью реабилитации модели. Сначала Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB), а затем Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) сравнивали одноклассников из компаний «Фольксваген», «Порше», «Плимут», «Мерседес». Криминала не нашли: все автомобили демонстрировали примерно равные показатели. Но поезд уже ушел…

Заключение


Справедливости ради нужно сказать, что возглавлять список «Худших автомобилей в истории» «Корвэйр» стал не только с подачи «поборника справедливости» Нейдера. В 1964 году «Голубой овал» («Форд») выбросил на рынок «Мустанга». Что тут скажешь: брутальный и нахрапистый положил к своим ногам весь автомобильный мир.

А откуда шло вдохновение? Да от Chevrolet Corvair! Наш герой был музой не для одного «Мустанга». Совершенно оригинальная внешность, чистые кузовные линии, пропорции угадываются в некоторых моделях и по эту сторону океана.

Chevrolet Corvair – прообраз нашего «Запорожца». Фото: YouTube.com

Это NSU Prinz 4 1963 и советский «ушастый» ЗАЗ-968. Если кто-то хочет оспорить «отцовство» «Корвэйра» по отношению к нашему любимчику «Запору», покажите другой кузов в виде мыльницы. А зловредный характер? Своеволие? А независимость: хочу – еду, хочу – стою на переезде, хоть плюнь мне в фары. Тяжелая генетика сказывается…
А вы считаете Chevrolet Corvair одним из худших автомобилей в истории?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....