Ford Zephyr и Zodiac Mark III (1962–66): последние чисто британские Ford
В 1962 году британский бизнесмен с ограниченным бюджетом, захотев укрепить свою репутацию, искал идеальный вариант автомобиля. Среди требований: шесть цилиндров, роскошный и просторный салон, вместительный багажник. Для этого подходил лишь один реальный претендент: Ford Zephyr 6 Mark III.
По сути, линейка Zephyr / Zodiac Mark III основана на предыдущих больших британских Ford. Zephyr 6 оснащен тем же 2,5-литровым двигателем, с карбюратором Zenith (диаметр / ход: 82,6 x 79,5 мм) со степенью сжатия 8.3. Максимальная мощность 106 л. с при 4750 об/мин и крутящим моментом 180 Нм при 2000 об/мин.
Все это передается на усиленную заднюю ось, через четырехступенчатую механическую коробку передач. Автомобиль весом 1240 кг разменивал первую сотню за 14 секунд. Максимальная скорость данного аппарата достигала 160 км/ч. Расход составляет 12 литров на 100 км.
Zephyr оснащен также двухскоростными дворниками. Кузов седана Zephyr 6 имел те же размеры, что и его предшественник «четвертой модели», и отличался только вогнутой передней частью маски. Она была разделена посередине, со встроенными круглыми фарами в придачу. Весь процесс испытаний оказался уникальным для британского автомобиля тех времен.
Компания Abbotts из Фарнхэма (графство Суррей) поставила в дополнение к четырехдверным седанам, пятидверный универсал 213E, являющийся его модификацией. В нем имелось по три боковых окна с каждой стороны, и задняя багажная дверь, открывающаяся вверх.
Таким образом в компании решили расширить спектр спроса на модель. Ведь не секрет, что мелкие фермеры или бизнесмены предпочитают автомобили с солидным размером багажного отделения. Решили учесть и их интересы.
Роскошная версия Zephyr 6 носила название Zodiac. От базовой модели она отличалась прежде всего следующими элементами:
✅ четырьмя фонарями
✅ измененной решеткой радиатора
✅ сквозной задней дверью
Возвращаясь к Zodiac, стоит отметить, что он отличался четырьмя узкими хромированными полосами под дверью багажника. Имелись и другие «плюшки»:
✅ улучшенная обивка сидений
✅ модифицированная приборная панель
✅ передние сиденья с подогревом
Последний элемент предоставлялся по желанию клиента. Их могли изготавливать на тканевой или кожаной основе. Более эксклюзивная версия называлась Executive. В ней устанавливался 2,5-литровый шестицилиндровый двигатель с увеличенной до 109 л. с мощностью. А четырехступенчатая полностью синхронизированная коробка передач могла переключаться рычагом под рулевым колесом. Она имела передние дисковые и задние барабанные тормоза.
Многие задавались одним вопросом, как в автомобиле длинной 4,5 метра с огромным багажным отделением, нашлось еще и место для пассажиров? Но, похоже, довольных клиентов все устраивало. Ведь объемы продаж все время сохранялись на достойном уровне. Zephyr Mark III имел достаточную ширину, для размещения шестерых пассажиров, а вот местом для ног пришлось все-таки пожертвовать.
Zephyr и Zodiac Mark III продавались лучше, чем Mark II, но и производство данной модели длилось недолго. За несколько месяцев до его окончания в январе 1966 года была добавлена самая дорогая версия Executive. Zephyr и Zodiac можно считать последними автомобилями, разработанными британским отделением Ford.
После этого началось сотрудничество с немецким филиалом из Кельна. Так что модели Transit, Escort и Consul / Granada являлись результатом тесного внутриевропейского партнерства.
Британские Ford продавались только для Северной Америки, и то в небольших количествах. Но название Zephyr ранее использовал американский Ford. К примеру, Lincoln-Zephyr 1936 года выпуска был менее производительным большим седаном, Lincoln и Mercury Zephyr конца семидесятых годов выпуска имели модификацию Ford Fairmont.
В апреле 1962 года Ford заменил всю линейку Zephyr и Zodiac Mark II модернизированными моделями Mark III (211E). Они имели ряд общих с Mark II механических деталей конструкции. Размеры габаритов от предшественников не отличались. Колесная база также осталась на прежнем уровне – 2718 мм (107 дюймов). Внешние размеры Zephyr 4:
✅ длина – 4591 мм
✅ ширина – 1759 мм
✅ высота – 1454 мм
Как видите, они стали на несколько дюймов больше. На заднюю ось модели Ford Zephyr 4 взгромоздился рядный четырехцилиндровый двигатель, имеющий объем 1,7 литра и выдававший 68 л. с. Автомобиль унаследовал его от модели Consul.
Коробка передач стандартная, четырехступенчатая «механика» с синхронизацией всех скоростей. По желанию клиента за отдельную плату устанавливалась автоматическая КПП. В стандартной комплектации также имелись передние дисковые тормоза.
Дизайн кузова разрабатывался канадцем Роем Брауном, который в свое время участвовал в создании модельного ряда Edsel и Cortina. Задняя часть автомобиля с плавниками и вертикальными задними фонарями вдохновлена дизайном итальянского исследования Frua. Спереди имелась прямоугольная решетка, вогнутая вовнутрь с круглыми фарами, расположенными по бокам маски.
Конечно, Zephyr 4 и 6 нельзя назвать слишком роскошными. Чтобы снизить цену на автомобиль, обогрев и омыватель ветрового стекла оказались в списке дополнительных опций. По крайней мере, хотя бы вакуумные стеклоочистители Mark II заменили на двухскоростные электродвигатели.
Попытка американского Ford оснастить Mark III барабанными тормозами была сорвана, так как прототип буквально не тормозил вообще. Как и подобало его более высокой цене, Zephyr 6 комплектовался передним складным подлокотником, служащим для поддержки водителя и его комфорта. Автомобиль обладал плавностью хода и предлагался по цене ниже 1000 фунтов стерлингов.
«Большой Ford» стал любимым для многих провинциальных полицейских. Слишком громоздкий для обычных патрульных обязанностей, он вполне подходил для городских работ с хорошим сервисным обслуживанием, которое предоставлял Dagenham. На Zephyr 6 Police Special устанавливался двигатель от версии Zodiac с доработками и улучшенной настройкой, в которую вошли:
✅ провода для необходимого оборудования
✅ улучшенная подвеска
✅ модифицированный щиток приборов
✅ откалиброванный спидометр
✅ напольный рычаг переключения передач
Он оказался с более точными передаточными числами, чем у стандартной коробки. Несколько моделей Zephyr 6 Estates использовались экипажами для работы на автомагистралях. Там ускорение автомобиля было более чем достаточным в эпоху, предвещающую введению ограничения скорости.
Но имелась одна проблема и заключалась она в том, что Zephyr 6 был склонен к отклонению от маршрута во время движения на высокой скорости. Это происходило из-за распределения веса автомобиля, но изобретательный водитель полиции в Девоне придумал «техническую доработку»: бетонный бордюр, помещенный в багажник.
Срок службы Mark III оказался недолговечным, поэтому еще в 1963 году Ford планировал выпуск Mark IV. Но на Mark III Zephyr 6 до сих пор вспоминаются образы Брайана Блаженного или Колина Уэлланда («Тачки Z»), крутящих огромное бакелитовое колесо и кричащих: «BD to Z Victor 1!».
По сути, линейка Zephyr / Zodiac Mark III основана на предыдущих больших британских Ford. Zephyr 6 оснащен тем же 2,5-литровым двигателем, с карбюратором Zenith (диаметр / ход: 82,6 x 79,5 мм) со степенью сжатия 8.3. Максимальная мощность 106 л. с при 4750 об/мин и крутящим моментом 180 Нм при 2000 об/мин.
Ford Zephyr образца 1957 года. Фото: youtube.com
Все это передается на усиленную заднюю ось, через четырехступенчатую механическую коробку передач. Автомобиль весом 1240 кг разменивал первую сотню за 14 секунд. Максимальная скорость данного аппарата достигала 160 км/ч. Расход составляет 12 литров на 100 км.
Каким представлялся автомобиль в глазах будущих клиентов
Zephyr оснащен также двухскоростными дворниками. Кузов седана Zephyr 6 имел те же размеры, что и его предшественник «четвертой модели», и отличался только вогнутой передней частью маски. Она была разделена посередине, со встроенными круглыми фарами в придачу. Весь процесс испытаний оказался уникальным для британского автомобиля тех времен.
Местных потребителей привлекал целый ряд особенностей. Новинка Zephyr им точно пришлась ко двору. Прежде всего потенциальных клиентов привлекал дизайн от их местного отделения Ford.
Компания Abbotts из Фарнхэма (графство Суррей) поставила в дополнение к четырехдверным седанам, пятидверный универсал 213E, являющийся его модификацией. В нем имелось по три боковых окна с каждой стороны, и задняя багажная дверь, открывающаяся вверх.
Руль справа и сплошной диван. Фото: youtube.com
Таким образом в компании решили расширить спектр спроса на модель. Ведь не секрет, что мелкие фермеры или бизнесмены предпочитают автомобили с солидным размером багажного отделения. Решили учесть и их интересы.
Роскошная версия Zephyr 6 носила название Zodiac. От базовой модели она отличалась прежде всего следующими элементами:
✅ четырьмя фонарями
✅ измененной решеткой радиатора
✅ сквозной задней дверью
Возвращаясь к Zodiac, стоит отметить, что он отличался четырьмя узкими хромированными полосами под дверью багажника. Имелись и другие «плюшки»:
✅ улучшенная обивка сидений
✅ модифицированная приборная панель
✅ передние сиденья с подогревом
Последний элемент предоставлялся по желанию клиента. Их могли изготавливать на тканевой или кожаной основе. Более эксклюзивная версия называлась Executive. В ней устанавливался 2,5-литровый шестицилиндровый двигатель с увеличенной до 109 л. с мощностью. А четырехступенчатая полностью синхронизированная коробка передач могла переключаться рычагом под рулевым колесом. Она имела передние дисковые и задние барабанные тормоза.
Вместе с немцами
Многие задавались одним вопросом, как в автомобиле длинной 4,5 метра с огромным багажным отделением, нашлось еще и место для пассажиров? Но, похоже, довольных клиентов все устраивало. Ведь объемы продаж все время сохранялись на достойном уровне. Zephyr Mark III имел достаточную ширину, для размещения шестерых пассажиров, а вот местом для ног пришлось все-таки пожертвовать.
Zephyr и Zodiac Mark III продавались лучше, чем Mark II, но и производство данной модели длилось недолго. За несколько месяцев до его окончания в январе 1966 года была добавлена самая дорогая версия Executive. Zephyr и Zodiac можно считать последними автомобилями, разработанными британским отделением Ford.
Модели выглядели довольно представительно. Фото: youtube.com
После этого началось сотрудничество с немецким филиалом из Кельна. Так что модели Transit, Escort и Consul / Granada являлись результатом тесного внутриевропейского партнерства.
Британские Ford продавались только для Северной Америки, и то в небольших количествах. Но название Zephyr ранее использовал американский Ford. К примеру, Lincoln-Zephyr 1936 года выпуска был менее производительным большим седаном, Lincoln и Mercury Zephyr конца семидесятых годов выпуска имели модификацию Ford Fairmont.
Ford Zephyr четвертого поколения
В апреле 1962 года Ford заменил всю линейку Zephyr и Zodiac Mark II модернизированными моделями Mark III (211E). Они имели ряд общих с Mark II механических деталей конструкции. Размеры габаритов от предшественников не отличались. Колесная база также осталась на прежнем уровне – 2718 мм (107 дюймов). Внешние размеры Zephyr 4:
✅ длина – 4591 мм
✅ ширина – 1759 мм
✅ высота – 1454 мм
Как видите, они стали на несколько дюймов больше. На заднюю ось модели Ford Zephyr 4 взгромоздился рядный четырехцилиндровый двигатель, имеющий объем 1,7 литра и выдававший 68 л. с. Автомобиль унаследовал его от модели Consul.
Коробка передач стандартная, четырехступенчатая «механика» с синхронизацией всех скоростей. По желанию клиента за отдельную плату устанавливалась автоматическая КПП. В стандартной комплектации также имелись передние дисковые тормоза.
Дизайн кузова разрабатывался канадцем Роем Брауном, который в свое время участвовал в создании модельного ряда Edsel и Cortina. Задняя часть автомобиля с плавниками и вертикальными задними фонарями вдохновлена дизайном итальянского исследования Frua. Спереди имелась прямоугольная решетка, вогнутая вовнутрь с круглыми фарами, расположенными по бокам маски.
Гоночная версия автомобиля. Фото: youtube.com
Конечно, Zephyr 4 и 6 нельзя назвать слишком роскошными. Чтобы снизить цену на автомобиль, обогрев и омыватель ветрового стекла оказались в списке дополнительных опций. По крайней мере, хотя бы вакуумные стеклоочистители Mark II заменили на двухскоростные электродвигатели.
Попытка американского Ford оснастить Mark III барабанными тормозами была сорвана, так как прототип буквально не тормозил вообще. Как и подобало его более высокой цене, Zephyr 6 комплектовался передним складным подлокотником, служащим для поддержки водителя и его комфорта. Автомобиль обладал плавностью хода и предлагался по цене ниже 1000 фунтов стерлингов.
«Большой Ford» стал любимым для многих провинциальных полицейских. Слишком громоздкий для обычных патрульных обязанностей, он вполне подходил для городских работ с хорошим сервисным обслуживанием, которое предоставлял Dagenham. На Zephyr 6 Police Special устанавливался двигатель от версии Zodiac с доработками и улучшенной настройкой, в которую вошли:
✅ провода для необходимого оборудования
✅ улучшенная подвеска
✅ модифицированный щиток приборов
✅ откалиброванный спидометр
✅ напольный рычаг переключения передач
Он оказался с более точными передаточными числами, чем у стандартной коробки. Несколько моделей Zephyr 6 Estates использовались экипажами для работы на автомагистралях. Там ускорение автомобиля было более чем достаточным в эпоху, предвещающую введению ограничения скорости.
И сегодня Zodiac вызывает живой интерес. Фото: youtube.com
Но имелась одна проблема и заключалась она в том, что Zephyr 6 был склонен к отклонению от маршрута во время движения на высокой скорости. Это происходило из-за распределения веса автомобиля, но изобретательный водитель полиции в Девоне придумал «техническую доработку»: бетонный бордюр, помещенный в багажник.
Срок службы Mark III оказался недолговечным, поэтому еще в 1963 году Ford планировал выпуск Mark IV. Но на Mark III Zephyr 6 до сих пор вспоминаются образы Брайана Блаженного или Колина Уэлланда («Тачки Z»), крутящих огромное бакелитовое колесо и кричащих: «BD to Z Victor 1!».
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Замена Ан-2 или «долгострой» – когда полетит «Байкал»
Самолет впервые показали в 2021 году. С того момента менялись сроки, комплектующие. В этом материале мы обсудим предысторию «Байкала», а также его состояние...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
VICTORY A11 FLY – брутальный флагман российской верфи
Этот обзор на YouTube-канале «Люди и лодки» посвящен одному из самых впечатляющих катеров, доступных сегодня на российском рынке. Лодка с флайбриджем и тремя...
Первые в мире «Жигули» с V16 из бензопил наконец-то поехали
Помните недавний эксперимент команды YouTube-канала «Гараж 54» с изготовлением двигателя V16 из бензопил? Они все-таки установили эту необычную поделку в...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...