60 лет назад из Ленинграда в Москву отправился дневной экспресс «Аврора»
Работа по повышению скорости движения поездов на маршруте между двумя столицами началась задолго до появления современных «Сапсанов». Первый рекорд был установлен ровно 180 лет назад. В 1853 году пассажирский состав на паровой тяге проследовал из Петербурга в Москву со скоростью 60 км/ч вместо привычных для того времени 25 км/ч.
На протяжении следующего века совершенствовалась путевая инфраструктура, разрабатывались уникальные паровозы, благодаря чему росла скорость движения поездов. На пике развития локомотивы на паровой тяге смогли достичь скорости 175 км/ч. В 1962 году была завершена электрификация главного хода маршрута Москва – Ленинград, и на линию вышли новые экспрессы.
В начале 1963 года на Октябрьскую железную дорогу поступили первые чехословацкие электровозы ЧС-2, а в июне в первый рейс вышел скоростной дневной фирменный поезд №9/10 «Аврора». С этого момента «Красная стрела» утратила статус самого быстрого экспресса СССР и стала элитным ночным спальным поездом.
Вагон поезда «Аврора» образца 1964 года. Фото: youtube.com
Первоначально состав состоял из вагонов Калининского (нынче Тверского) вагоностроительного завода, окрашенных в темно-вишневый цвет с желтым оконным поясом. Фирменная надпись была выполнена накладными буквами. Специально для будущей «Авроры» были разработаны новые колесные тележки, которые могли обеспечивать движение со скоростью до 180 км/ч. Кардинально была решена проблема торможения: на новые вагоны впервые устанавливались специальные дисковые тормоза. К подобному решению конструкторы завода вернулись лишь спустя 40 лет.
Колесная тележка вагона из состава «Авроры». Фото: youtube.com
Главная особенность состава «Авроры» заключалась в отсутствии подвагонных генераторов. Питание всех вагонов происходило от специального отдельного вагона-электростанции при помощи высоковольтной магистрали вдоль всего поезда.
Конструкторы тщательно позаботились и о комфорте пассажиров. Салон открытого типа без перегородок был оборудован креслами самолетного типа. В вагонах были установлены установки искусственного климата и люминесцентные лампы освещения. Окна состава впервые были выполнены без форточек и опускались целиком. Все сиденья были радиофицированы, а для семей с детьми предусматривались специальные места в начале и конце вагонов. Здесь по желанию пассажира на стену навешивалась специальная съемная детская кроватка.
Салон вагона «Авроры» в 60-х годах. Фото: youtube.com
В свой первый рейс «Аврора» преодолела путь от Ленинграда до столицы СССР за 5 часов 27 минут. Со временем росла длина состава, а вместе с тем падала и скорость экспресса. Ко второй половине 70-х годов прошлого века поезд «вырос» с девяти до двенадцати вагонов, а время в пути увеличилось на полтора часа. В 1979 году в Советский Союз поступили первые двухсекционные пассажирские электровозы ЧС-6 из дружественной Чехословакии. Сам поезд сменил номер и стал курсировать под №159/160.
Электровоз ЧС-6 в голове скорого поезда. Фото: Fæ/wikimedia.org
Это позволило не только нарастить длину «Авроры» до 15 вагонов, но и вернуться к скорости 160 км/ч. С этого времени пассажиры дневного экспресса добирались с Ленинградского вокзала столицы до Московского вокзала в Ленинграде за 5 часов 30 минут, что сопоставимо с современными «Ласточками». По пути поезд останавливался на станциях Бологое и Калинин (нынешняя Тверь).
Вагонное расписание движения поезда. Фото: youtube.com
Со сменой локомотива вагоны состава сменили и окраску. Теперь они были окрашены в серо-голубой цвет с темно-синей полосой по низу вагона и красной надписью «Аврора». В 60-х - 80-х годах этот экспресс считался фешенебельным дневным поездом, и купить на него билет было нелегко. К слову, проезд на «Авроре» в 1986 году стоил 12 рублей – столько же, сколько билет в купе «Красной стрелы». На обычном поезде между столицами можно было доехать за 10 рублей, а рейс на Ту-104 стоил 14 рублей с пассажира.
16 августа 1988 года фирменный дневной экспресс не появился на станции Бологое в определенное расписанием время 18 часов 28 минут. Вскоре выяснилось, что состав «Авроры» потерпел крушение между станциями Березайка и Поплавенец в 10 км от Бологого. Из-за плохого состояния железнодорожного полотна на скорости около 155 км/ч с рельс сошел локомотив ЧС-6-017 и все 15 вагонов поезда. В опрокинувшемся вагоне-ресторане возник пожар, который распространился на весь состав.
К месту ЧП тут же были направлены пожарные расчеты и машины скорой помощи не только от ближайшего города, но и из Боровичей, Вышнего Волочка и Удомли. Однако из-за болотистой местности подъезд к месту трагедии был затруднен. Из-за сильного пожара прибывший пожарный поезд быстро исчерпал запасы воды. Спасательная операция продолжалась более суток. Движение остальных поездов было остановлено на 15 часов, составы сообщением Москва – Ленинград шли в объезд через Чудово – Новгород. Были повреждены более полукилометра железнодорожного пути и 2,5 км электрической контактной сети.
Кадры ликвидации последствий крушения. Фото: youtube.com
В результате катастрофы по официальным данным погиб 31 человек, еще более 100 пострадали. Одним из факторов, спровоцировавших столь большое количество пострадавших и погибших пассажиров «Авроры», назвали неудачную конструкцию сидений. При резком торможении они сорвались с креплений и вместе с людьми и багажом улетели в переднюю часть салона. Это привело к тяжелым травмам и гибели пассажиров.
После трагедии состав поезда был кардинально изменен. Теперь «Аврора» состояла из немецких вагонов, произведенных в Аммендорфе и Герлице. Однако привычные купе с лежачими местами были сохранены лишь в штабных вагонах.
Интерьер штабного вагона «Авроры» в 1986 году. Фото: youtube.com
В остальных были оборудованы сидячие места, по 6 в каждом купе. Верхние полки были демонтированы. Аналогичное решение уже было к этому времени реализовано на фирменном поезде «Илья Репин», ходившем из Ленинграда в Хельсинки.
В начале двухтысячных годов дневной экспресс вновь был составлен из сидячих вагонов с креслами самолетного типа, сделанных в соответствии со всеми современными требованиями безопасности. Но на маршруте Москва – Санкт-Петербург уже с 1984 года работали первые высокоскоростные мотор-вагонные поезда Эр-200, которые преодолевали путь на час быстрее, чем «Аврора». Но фирменный экспресс выигрывал в комфорте, считался более престижным, и поэтому оставался в расписании. До 2009 года скоростная рижская электричка и поезд 159/160 мирно сосуществовали на главной пассажирской железнодорожной линии страны. Даже сейчас в музее РЖД в Санкт-Петербурге вагон «Авроры» стоит рядом с головным вагоном Эр-200.
Эр-200 (слева) и вагон из состава «Авроры» (справа) в музее РЖД. Фото: Andrey Filippov/wikimedia.org
Но весной 2009 года в России пришли первые поезда «Сапсан», развивающие скорость 250 км/ч. Время в пути между двумя столицами сократилось до 4 часов, и необходимость в «Авроре» отпала. В апреле 2010 года ставший легендарным дневной экспресс совершил последний рейс из Петербурга в Москву. Вскоре его номер 159/160 получил один из новых «Сапсанов». Некоторое время высвободившийся состав выходил на привычный маршрут под №257/258 в дни высокого спроса.
Впоследствии на РЖД была принята новая нумерация скоростных поездов, и принадлежавший ранее «Авроре» номер 159/160 перешел к новому поезду Москва – Петрозаводск. Этот состав, полностью состоящий из новых купейных двухэтажных вагонов, курсирует с 2019 года между российской столицей и Петрозаводском через Санкт-Петербург, Выборг и Сортавалу.
На протяжении следующего века совершенствовалась путевая инфраструктура, разрабатывались уникальные паровозы, благодаря чему росла скорость движения поездов. На пике развития локомотивы на паровой тяге смогли достичь скорости 175 км/ч. В 1962 году была завершена электрификация главного хода маршрута Москва – Ленинград, и на линию вышли новые экспрессы.
Начало пути
В начале 1963 года на Октябрьскую железную дорогу поступили первые чехословацкие электровозы ЧС-2, а в июне в первый рейс вышел скоростной дневной фирменный поезд №9/10 «Аврора». С этого момента «Красная стрела» утратила статус самого быстрого экспресса СССР и стала элитным ночным спальным поездом.
Вагон поезда «Аврора» образца 1964 года. Фото: youtube.com
Первоначально состав состоял из вагонов Калининского (нынче Тверского) вагоностроительного завода, окрашенных в темно-вишневый цвет с желтым оконным поясом. Фирменная надпись была выполнена накладными буквами. Специально для будущей «Авроры» были разработаны новые колесные тележки, которые могли обеспечивать движение со скоростью до 180 км/ч. Кардинально была решена проблема торможения: на новые вагоны впервые устанавливались специальные дисковые тормоза. К подобному решению конструкторы завода вернулись лишь спустя 40 лет.
Колесная тележка вагона из состава «Авроры». Фото: youtube.com
Главная особенность состава «Авроры» заключалась в отсутствии подвагонных генераторов. Питание всех вагонов происходило от специального отдельного вагона-электростанции при помощи высоковольтной магистрали вдоль всего поезда.
Конструкторы тщательно позаботились и о комфорте пассажиров. Салон открытого типа без перегородок был оборудован креслами самолетного типа. В вагонах были установлены установки искусственного климата и люминесцентные лампы освещения. Окна состава впервые были выполнены без форточек и опускались целиком. Все сиденья были радиофицированы, а для семей с детьми предусматривались специальные места в начале и конце вагонов. Здесь по желанию пассажира на стену навешивалась специальная съемная детская кроватка.
Салон вагона «Авроры» в 60-х годах. Фото: youtube.com
В свой первый рейс «Аврора» преодолела путь от Ленинграда до столицы СССР за 5 часов 27 минут. Со временем росла длина состава, а вместе с тем падала и скорость экспресса. Ко второй половине 70-х годов прошлого века поезд «вырос» с девяти до двенадцати вагонов, а время в пути увеличилось на полтора часа. В 1979 году в Советский Союз поступили первые двухсекционные пассажирские электровозы ЧС-6 из дружественной Чехословакии. Сам поезд сменил номер и стал курсировать под №159/160.
Электровоз ЧС-6 в голове скорого поезда. Фото: Fæ/wikimedia.org
Это позволило не только нарастить длину «Авроры» до 15 вагонов, но и вернуться к скорости 160 км/ч. С этого времени пассажиры дневного экспресса добирались с Ленинградского вокзала столицы до Московского вокзала в Ленинграде за 5 часов 30 минут, что сопоставимо с современными «Ласточками». По пути поезд останавливался на станциях Бологое и Калинин (нынешняя Тверь).
Вагонное расписание движения поезда. Фото: youtube.com
Со сменой локомотива вагоны состава сменили и окраску. Теперь они были окрашены в серо-голубой цвет с темно-синей полосой по низу вагона и красной надписью «Аврора». В 60-х - 80-х годах этот экспресс считался фешенебельным дневным поездом, и купить на него билет было нелегко. К слову, проезд на «Авроре» в 1986 году стоил 12 рублей – столько же, сколько билет в купе «Красной стрелы». На обычном поезде между столицами можно было доехать за 10 рублей, а рейс на Ту-104 стоил 14 рублей с пассажира.
Крушение «Авроры»
16 августа 1988 года фирменный дневной экспресс не появился на станции Бологое в определенное расписанием время 18 часов 28 минут. Вскоре выяснилось, что состав «Авроры» потерпел крушение между станциями Березайка и Поплавенец в 10 км от Бологого. Из-за плохого состояния железнодорожного полотна на скорости около 155 км/ч с рельс сошел локомотив ЧС-6-017 и все 15 вагонов поезда. В опрокинувшемся вагоне-ресторане возник пожар, который распространился на весь состав.
К месту ЧП тут же были направлены пожарные расчеты и машины скорой помощи не только от ближайшего города, но и из Боровичей, Вышнего Волочка и Удомли. Однако из-за болотистой местности подъезд к месту трагедии был затруднен. Из-за сильного пожара прибывший пожарный поезд быстро исчерпал запасы воды. Спасательная операция продолжалась более суток. Движение остальных поездов было остановлено на 15 часов, составы сообщением Москва – Ленинград шли в объезд через Чудово – Новгород. Были повреждены более полукилометра железнодорожного пути и 2,5 км электрической контактной сети.
Кадры ликвидации последствий крушения. Фото: youtube.com
В результате катастрофы по официальным данным погиб 31 человек, еще более 100 пострадали. Одним из факторов, спровоцировавших столь большое количество пострадавших и погибших пассажиров «Авроры», назвали неудачную конструкцию сидений. При резком торможении они сорвались с креплений и вместе с людьми и багажом улетели в переднюю часть салона. Это привело к тяжелым травмам и гибели пассажиров.
После трагедии состав поезда был кардинально изменен. Теперь «Аврора» состояла из немецких вагонов, произведенных в Аммендорфе и Герлице. Однако привычные купе с лежачими местами были сохранены лишь в штабных вагонах.
Интерьер штабного вагона «Авроры» в 1986 году. Фото: youtube.com
В остальных были оборудованы сидячие места, по 6 в каждом купе. Верхние полки были демонтированы. Аналогичное решение уже было к этому времени реализовано на фирменном поезде «Илья Репин», ходившем из Ленинграда в Хельсинки.
Начало эры высокоскоростных электропоездов и закат «Авроры»
В начале двухтысячных годов дневной экспресс вновь был составлен из сидячих вагонов с креслами самолетного типа, сделанных в соответствии со всеми современными требованиями безопасности. Но на маршруте Москва – Санкт-Петербург уже с 1984 года работали первые высокоскоростные мотор-вагонные поезда Эр-200, которые преодолевали путь на час быстрее, чем «Аврора». Но фирменный экспресс выигрывал в комфорте, считался более престижным, и поэтому оставался в расписании. До 2009 года скоростная рижская электричка и поезд 159/160 мирно сосуществовали на главной пассажирской железнодорожной линии страны. Даже сейчас в музее РЖД в Санкт-Петербурге вагон «Авроры» стоит рядом с головным вагоном Эр-200.
Эр-200 (слева) и вагон из состава «Авроры» (справа) в музее РЖД. Фото: Andrey Filippov/wikimedia.org
Но весной 2009 года в России пришли первые поезда «Сапсан», развивающие скорость 250 км/ч. Время в пути между двумя столицами сократилось до 4 часов, и необходимость в «Авроре» отпала. В апреле 2010 года ставший легендарным дневной экспресс совершил последний рейс из Петербурга в Москву. Вскоре его номер 159/160 получил один из новых «Сапсанов». Некоторое время высвободившийся состав выходил на привычный маршрут под №257/258 в дни высокого спроса.
Впоследствии на РЖД была принята новая нумерация скоростных поездов, и принадлежавший ранее «Авроре» номер 159/160 перешел к новому поезду Москва – Петрозаводск. Этот состав, полностью состоящий из новых купейных двухэтажных вагонов, курсирует с 2019 года между российской столицей и Петрозаводском через Санкт-Петербург, Выборг и Сортавалу.
- A_Punko
- Fæ/wikimedia.org, Andrey Filippov/wikimedia.org, youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...