ARO 10 – румынский джип, который дарили семьям с десятью детьми
Хотя история компании ARO исторически не связана с другим румынским предприятием Dacia, имеется один интересный факт. Когда модель ARO 10 начала продаваться в Великобритании, то на местном рынке получила имя Dacia Duster (это было первым упоминанием такого названия).
Внедорожник стал дополнением к более мощным автомобилям 24-й серии. Она оказалась более компактной, близкой по параметрам к нашей «Ниве». Но технологически заметно ей уступала. Несмотря на это, небольшие партии румынских джипов отправлялись на экспорт. Правда, после значительной доработки.
Производство «младшего брата» стартовало в 1979 году. Основой ему служила несущая рама. Передние колеса опирались на поперечные трапеции, а задние – на продольные треугольные рычаги. ARO 10 имел компактные параметры:
✅ длина – 3594 мм
✅ ширина – 1600 мм
✅ высота – 1740 мм
Относительный комфорт обеспечивали винтовые пружины и телескопические амортизаторы. Рулевое управление – червячное, тормоза – дисковые. Обратим внимание и на другие показатели автомобиля:
✅ рабочий объем двигателя – 1289 куб. см
✅ мощность – 54 л. с
✅ колесная база – 2400 мм
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
Правда, в реальности автомобиль выдавал не более 90 км/ч. А перед стартом всегда предстоял необычный ритуал: выйдя из-за руля, приходилось крутить регуляторы в центрах передних колес для соединения ступиц с трансмиссией. Коробка передач у ARO 10 была 4-ступенчатой, механической.
Различные модификации джипа имели вес 1050/1280 кг и расходовали до 14 литров горючего / 100 км. Топливный бак вмещал 53 литра, так что об особой автономности модели говорить не приходится. Внутреннее пространство составляло 1600 литров. Речь идет о грузе, весом не более чем полтонны (включая экипаж внедорожника).
Простая и довольно сырая конструкция с рядом уязвимых мест не помешала румынскому джипу стать востребованным в других странах. Главным образом, в социалистических государствах Европы. Так или иначе, но девять из десяти выпущенных ARO 10 колесили не по румынским дорогам. Для дополнительного интереса предлагался ряд вариантов сборки:
✅ классическая «десятка»
✅ фургон с брезентовой крышей и опускающимся задом – «10.1»
✅ с дополнительной откидной скамейкой – «10.3»
✅ с жесткой крышей и дверями на две секции – «10.4»
✅ 5-местный с фиксированной крышей и увеличиваемым багажником
С 1984 года появились более мощные силовые агрегаты. Сначала увеличили рабочий объем базового: 1397 куб. см / 63 л. с. Это позволило паспортную «максималку» довести до 118 км/ч. В данном случае французский мотор доработали по румынской лицензии. Чуть позже появился четырехцилиндровый 1,6-литровый двигатель (1557 куб. см / 73 л. с).
Если в соседних странах ARO 10 стали нередким явлением на дорогах, то в самой Румынии все обстояло немного иначе. Частные лица здесь могли приобрести такой автомобиль только с одобрения Министерства экономики. Или даже разрешения самого румынского лидера Николае Чаушеску. Еще и цена при этом могла превышать обычную в три раза! В таких условиях, понятно, желающих находилось немного.
Зато в приоритете стояла поставка автомобилей для нужд армии и государственных организаций. И такой интересный момент. Еще в 60-х руководитель государства законодательно запретил аборты. А в румынской культуре и без того привычным было иметь много детей. Чтобы заинтересовать таких граждан и свести на нет возможные недовольства, Чаушеску запланировал каждой румынской семье, имеющей по 10 и более детей, подарить по джипу ARO 10! Кажется, это не вышло за рамки обычной демагогии, но идея, безусловно, очень хорошая.
Автомобиль имел скромный клиренс в 225 мм, ведь он компоновался 14-дюймовыми колесами. Но это не помешало джипу успешно преодолевать подъемы до 70 %, 60-сантиметровый брод и 30-градусный уклон в бок. ARO 10 мог также буксировать прицеп массой до 800 кг.
Невысокое качество не стало помехой для румынского автомобиля, продаваемого в Великобританию почти десять лет (1984-1993 гг.). Но здесь пришлось прибегнуть к маркетинговому ходу. Раскручивание нового бренда ARO стало бы для румынов неподъемным грузом, поэтому британцы имели дело с Dacia 10 или Dacia Duster. Экспортный вариант имел следующие технические показатели:
✅ рабочий объем – 1,3 (1,4) л
✅ максимальная скорость – 129 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 27 секунд
✅ базовая цена – 4150 фунтов стерлингов
Понятно, что такая очень низкая цена в придачу с правым рулем стали основой интереса со стороны британских потребителей. А вот в Италии пошли немного дальше. Для удовлетворения пожеланий местных синьоров потребовалась серьезная модификация конструкции.
Первым импортером румынских джипов на Апеннины стала ACM (Ali-Ciemme SpA) из Пьяццано-ди-Атесса. Предприимчивые итальянцы основали подразделение ARO-Ciemme и с ноября 1988 года занялись их основательной доработкой. Во главу угла поставили установку достойных силовых агрегатов.
До марта 1991 года это были атмосферники Volkswagen (1588 куб. см / 54 л. с). Позже их заменили турбодизели (1595 куб. см / 69/75 л. с). Здесь автомобили получили название Enduro x4. Они поставлялись в двухместном исполнении, как с жесткой, так и с брезентовой крышей. Джипы получили решетку радиатора в цвет кузова и расширители крыльев.
Немецкие агрегаты частично решили проблему с румынским качеством. Но у марки ARO репутация уже оказалась заметно подмочена, поэтому серьезных объемов продаж добиться не удалось. Автомобилей продали в Италии очень мало, а в 1992 году они и вовсе исчезли с местного рынка.
В Румынии же годовое производство ARO 10 продолжало расти. Если в 1989 году оно составило 8 тысяч автомобилей, то в последующие годы приблизилось к отметке в 10 000. Французы немного подтянули качество джипа, предложив в августе 1991 года дизельный двигатель Renault (1870 куб. см / 65 л. с). Он имел 5-ступенчатую коробку передач и поднял максимальную скорость автомобиля до 120 км/ч. В 1993 году также доработали систему охлаждения. Появились и новые варианты сборки джипов:
✅ 5-дверные закрытые с базой 2650 мм
✅ 4-дверные пикапы с двойной кабиной
✅ модификации с другими силовыми агрегатами
Это – бензиновые от VW (1595 куб. см / 76 л. с) и дизели от Peugeot (1905 куб. см / 69 л. с). Но с 1994 года началось резкое снижение спроса. Из-за этого на заводе ввели двухсменный режим работы вместо трехсменного.
Но ситуацию еще пытались спасти. В 1995 году машины получили усиленные мосты, со следующего сезона предлагался и гидроусилитель руля (у версии Green City). Существовало множество специальных моделей, доработанных самими импортерами.
С 1997 года модификация «Спартана» выпускалась в основном на экспорт. Она полностью оправдала свое название, имея вырезные двери и брезентовую крышу, натянутую на защитный каркас за передними сиденьями. Лобовое стекло сделали складным, а четыре сиденья – раздельными.
ARO SA прекратила серийное производство в сентябре 2003 года, когда почти 68 % акций были проданы за 180 тысяч долларов кубино-американскому бизнесмену Джону Пересу. Но это лишь приблизило печальный конец. Летом 2006 года компания ARO объявила о своем банкротстве.
Внедорожник стал дополнением к более мощным автомобилям 24-й серии. Она оказалась более компактной, близкой по параметрам к нашей «Ниве». Но технологически заметно ей уступала. Несмотря на это, небольшие партии румынских джипов отправлялись на экспорт. Правда, после значительной доработки.
Компактный румынский джип. Фото: youtube.com
Производство «младшего брата» стартовало в 1979 году. Основой ему служила несущая рама. Передние колеса опирались на поперечные трапеции, а задние – на продольные треугольные рычаги. ARO 10 имел компактные параметры:
✅ длина – 3594 мм
✅ ширина – 1600 мм
✅ высота – 1740 мм
Относительный комфорт обеспечивали винтовые пружины и телескопические амортизаторы. Рулевое управление – червячное, тормоза – дисковые. Обратим внимание и на другие показатели автомобиля:
✅ рабочий объем двигателя – 1289 куб. см
✅ мощность – 54 л. с
✅ колесная база – 2400 мм
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
Правда, в реальности автомобиль выдавал не более 90 км/ч. А перед стартом всегда предстоял необычный ритуал: выйдя из-за руля, приходилось крутить регуляторы в центрах передних колес для соединения ступиц с трансмиссией. Коробка передач у ARO 10 была 4-ступенчатой, механической.
Другие технические параметры и новый двигатель
Различные модификации джипа имели вес 1050/1280 кг и расходовали до 14 литров горючего / 100 км. Топливный бак вмещал 53 литра, так что об особой автономности модели говорить не приходится. Внутреннее пространство составляло 1600 литров. Речь идет о грузе, весом не более чем полтонны (включая экипаж внедорожника).
Выпускавшийся с 1979 года ARO 10 имел двухдверный кузов и ряд модификаций. До середины 80-х он компоновался исключительно 1,3-литровым двигателем.
Простая и довольно сырая конструкция с рядом уязвимых мест не помешала румынскому джипу стать востребованным в других странах. Главным образом, в социалистических государствах Европы. Так или иначе, но девять из десяти выпущенных ARO 10 колесили не по румынским дорогам. Для дополнительного интереса предлагался ряд вариантов сборки:
✅ классическая «десятка»
✅ фургон с брезентовой крышей и опускающимся задом – «10.1»
✅ с дополнительной откидной скамейкой – «10.3»
✅ с жесткой крышей и дверями на две секции – «10.4»
✅ 5-местный с фиксированной крышей и увеличиваемым багажником
С 1984 года появились более мощные силовые агрегаты. Сначала увеличили рабочий объем базового: 1397 куб. см / 63 л. с. Это позволило паспортную «максималку» довести до 118 км/ч. В данном случае французский мотор доработали по румынской лицензии. Чуть позже появился четырехцилиндровый 1,6-литровый двигатель (1557 куб. см / 73 л. с).
Преодолевает подъемы до 70 %. Фото: youtube.com
Если в соседних странах ARO 10 стали нередким явлением на дорогах, то в самой Румынии все обстояло немного иначе. Частные лица здесь могли приобрести такой автомобиль только с одобрения Министерства экономики. Или даже разрешения самого румынского лидера Николае Чаушеску. Еще и цена при этом могла превышать обычную в три раза! В таких условиях, понятно, желающих находилось немного.
Зато в приоритете стояла поставка автомобилей для нужд армии и государственных организаций. И такой интересный момент. Еще в 60-х руководитель государства законодательно запретил аборты. А в румынской культуре и без того привычным было иметь много детей. Чтобы заинтересовать таких граждан и свести на нет возможные недовольства, Чаушеску запланировал каждой румынской семье, имеющей по 10 и более детей, подарить по джипу ARO 10! Кажется, это не вышло за рамки обычной демагогии, но идея, безусловно, очень хорошая.
Западноевропейская история ARO 10
Автомобиль имел скромный клиренс в 225 мм, ведь он компоновался 14-дюймовыми колесами. Но это не помешало джипу успешно преодолевать подъемы до 70 %, 60-сантиметровый брод и 30-градусный уклон в бок. ARO 10 мог также буксировать прицеп массой до 800 кг.
Традиционно – запаска сзади. Фото: youtube.com
Невысокое качество не стало помехой для румынского автомобиля, продаваемого в Великобританию почти десять лет (1984-1993 гг.). Но здесь пришлось прибегнуть к маркетинговому ходу. Раскручивание нового бренда ARO стало бы для румынов неподъемным грузом, поэтому британцы имели дело с Dacia 10 или Dacia Duster. Экспортный вариант имел следующие технические показатели:
✅ рабочий объем – 1,3 (1,4) л
✅ максимальная скорость – 129 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 27 секунд
✅ базовая цена – 4150 фунтов стерлингов
Понятно, что такая очень низкая цена в придачу с правым рулем стали основой интереса со стороны британских потребителей. А вот в Италии пошли немного дальше. Для удовлетворения пожеланий местных синьоров потребовалась серьезная модификация конструкции.
Первым импортером румынских джипов на Апеннины стала ACM (Ali-Ciemme SpA) из Пьяццано-ди-Атесса. Предприимчивые итальянцы основали подразделение ARO-Ciemme и с ноября 1988 года занялись их основательной доработкой. Во главу угла поставили установку достойных силовых агрегатов.
До марта 1991 года это были атмосферники Volkswagen (1588 куб. см / 54 л. с). Позже их заменили турбодизели (1595 куб. см / 69/75 л. с). Здесь автомобили получили название Enduro x4. Они поставлялись в двухместном исполнении, как с жесткой, так и с брезентовой крышей. Джипы получили решетку радиатора в цвет кузова и расширители крыльев.
Приборная панель ARO 10. Фото: youtube.com
Немецкие агрегаты частично решили проблему с румынским качеством. Но у марки ARO репутация уже оказалась заметно подмочена, поэтому серьезных объемов продаж добиться не удалось. Автомобилей продали в Италии очень мало, а в 1992 году они и вовсе исчезли с местного рынка.
Дальнейшая история и ее завершение
В Румынии же годовое производство ARO 10 продолжало расти. Если в 1989 году оно составило 8 тысяч автомобилей, то в последующие годы приблизилось к отметке в 10 000. Французы немного подтянули качество джипа, предложив в августе 1991 года дизельный двигатель Renault (1870 куб. см / 65 л. с). Он имел 5-ступенчатую коробку передач и поднял максимальную скорость автомобиля до 120 км/ч. В 1993 году также доработали систему охлаждения. Появились и новые варианты сборки джипов:
✅ 5-дверные закрытые с базой 2650 мм
✅ 4-дверные пикапы с двойной кабиной
✅ модификации с другими силовыми агрегатами
Это – бензиновые от VW (1595 куб. см / 76 л. с) и дизели от Peugeot (1905 куб. см / 69 л. с). Но с 1994 года началось резкое снижение спроса. Из-за этого на заводе ввели двухсменный режим работы вместо трехсменного.
Но ситуацию еще пытались спасти. В 1995 году машины получили усиленные мосты, со следующего сезона предлагался и гидроусилитель руля (у версии Green City). Существовало множество специальных моделей, доработанных самими импортерами.
Одна из последних модификаций. Фото: youtube.com
С 1997 года модификация «Спартана» выпускалась в основном на экспорт. Она полностью оправдала свое название, имея вырезные двери и брезентовую крышу, натянутую на защитный каркас за передними сиденьями. Лобовое стекло сделали складным, а четыре сиденья – раздельными.
ARO SA прекратила серийное производство в сентябре 2003 года, когда почти 68 % акций были проданы за 180 тысяч долларов кубино-американскому бизнесмену Джону Пересу. Но это лишь приблизило печальный конец. Летом 2006 года компания ARO объявила о своем банкротстве.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...