
ARO 10 – румынский джип, который дарили семьям с десятью детьми
Хотя история компании ARO исторически не связана с другим румынским предприятием Dacia, имеется один интересный факт. Когда модель ARO 10 начала продаваться в Великобритании, то на местном рынке получила имя Dacia Duster (это было первым упоминанием такого названия).
Внедорожник стал дополнением к более мощным автомобилям 24-й серии. Она оказалась более компактной, близкой по параметрам к нашей «Ниве». Но технологически заметно ей уступала. Несмотря на это, небольшие партии румынских джипов отправлялись на экспорт. Правда, после значительной доработки.
Компактный румынский джип. Фото: youtube.com
Производство «младшего брата» стартовало в 1979 году. Основой ему служила несущая рама. Передние колеса опирались на поперечные трапеции, а задние – на продольные треугольные рычаги. ARO 10 имел компактные параметры:
✅ длина – 3594 мм
✅ ширина – 1600 мм
✅ высота – 1740 мм
Относительный комфорт обеспечивали винтовые пружины и телескопические амортизаторы. Рулевое управление – червячное, тормоза – дисковые. Обратим внимание и на другие показатели автомобиля:
✅ рабочий объем двигателя – 1289 куб. см
✅ мощность – 54 л. с
✅ колесная база – 2400 мм
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
Правда, в реальности автомобиль выдавал не более 90 км/ч. А перед стартом всегда предстоял необычный ритуал: выйдя из-за руля, приходилось крутить регуляторы в центрах передних колес для соединения ступиц с трансмиссией. Коробка передач у ARO 10 была 4-ступенчатой, механической.
Различные модификации джипа имели вес 1050/1280 кг и расходовали до 14 литров горючего / 100 км. Топливный бак вмещал 53 литра, так что об особой автономности модели говорить не приходится. Внутреннее пространство составляло 1600 литров. Речь идет о грузе, весом не более чем полтонны (включая экипаж внедорожника).
Простая и довольно сырая конструкция с рядом уязвимых мест не помешала румынскому джипу стать востребованным в других странах. Главным образом, в социалистических государствах Европы. Так или иначе, но девять из десяти выпущенных ARO 10 колесили не по румынским дорогам. Для дополнительного интереса предлагался ряд вариантов сборки:
✅ классическая «десятка»
✅ фургон с брезентовой крышей и опускающимся задом – «10.1»
✅ с дополнительной откидной скамейкой – «10.3»
✅ с жесткой крышей и дверями на две секции – «10.4»
✅ 5-местный с фиксированной крышей и увеличиваемым багажником
С 1984 года появились более мощные силовые агрегаты. Сначала увеличили рабочий объем базового: 1397 куб. см / 63 л. с. Это позволило паспортную «максималку» довести до 118 км/ч. В данном случае французский мотор доработали по румынской лицензии. Чуть позже появился четырехцилиндровый 1,6-литровый двигатель (1557 куб. см / 73 л. с).
Преодолевает подъемы до 70 %. Фото: youtube.com
Если в соседних странах ARO 10 стали нередким явлением на дорогах, то в самой Румынии все обстояло немного иначе. Частные лица здесь могли приобрести такой автомобиль только с одобрения Министерства экономики. Или даже разрешения самого румынского лидера Николае Чаушеску. Еще и цена при этом могла превышать обычную в три раза! В таких условиях, понятно, желающих находилось немного.
Зато в приоритете стояла поставка автомобилей для нужд армии и государственных организаций. И такой интересный момент. Еще в 60-х руководитель государства законодательно запретил аборты. А в румынской культуре и без того привычным было иметь много детей. Чтобы заинтересовать таких граждан и свести на нет возможные недовольства, Чаушеску запланировал каждой румынской семье, имеющей по 10 и более детей, подарить по джипу ARO 10! Кажется, это не вышло за рамки обычной демагогии, но идея, безусловно, очень хорошая.
Автомобиль имел скромный клиренс в 225 мм, ведь он компоновался 14-дюймовыми колесами. Но это не помешало джипу успешно преодолевать подъемы до 70 %, 60-сантиметровый брод и 30-градусный уклон в бок. ARO 10 мог также буксировать прицеп массой до 800 кг.
Традиционно – запаска сзади. Фото: youtube.com
Невысокое качество не стало помехой для румынского автомобиля, продаваемого в Великобританию почти десять лет (1984-1993 гг.). Но здесь пришлось прибегнуть к маркетинговому ходу. Раскручивание нового бренда ARO стало бы для румынов неподъемным грузом, поэтому британцы имели дело с Dacia 10 или Dacia Duster. Экспортный вариант имел следующие технические показатели:
✅ рабочий объем – 1,3 (1,4) л
✅ максимальная скорость – 129 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 27 секунд
✅ базовая цена – 4150 фунтов стерлингов
Понятно, что такая очень низкая цена в придачу с правым рулем стали основой интереса со стороны британских потребителей. А вот в Италии пошли немного дальше. Для удовлетворения пожеланий местных синьоров потребовалась серьезная модификация конструкции.
Первым импортером румынских джипов на Апеннины стала ACM (Ali-Ciemme SpA) из Пьяццано-ди-Атесса. Предприимчивые итальянцы основали подразделение ARO-Ciemme и с ноября 1988 года занялись их основательной доработкой. Во главу угла поставили установку достойных силовых агрегатов.
До марта 1991 года это были атмосферники Volkswagen (1588 куб. см / 54 л. с). Позже их заменили турбодизели (1595 куб. см / 69/75 л. с). Здесь автомобили получили название Enduro x4. Они поставлялись в двухместном исполнении, как с жесткой, так и с брезентовой крышей. Джипы получили решетку радиатора в цвет кузова и расширители крыльев.
Приборная панель ARO 10. Фото: youtube.com
Немецкие агрегаты частично решили проблему с румынским качеством. Но у марки ARO репутация уже оказалась заметно подмочена, поэтому серьезных объемов продаж добиться не удалось. Автомобилей продали в Италии очень мало, а в 1992 году они и вовсе исчезли с местного рынка.
В Румынии же годовое производство ARO 10 продолжало расти. Если в 1989 году оно составило 8 тысяч автомобилей, то в последующие годы приблизилось к отметке в 10 000. Французы немного подтянули качество джипа, предложив в августе 1991 года дизельный двигатель Renault (1870 куб. см / 65 л. с). Он имел 5-ступенчатую коробку передач и поднял максимальную скорость автомобиля до 120 км/ч. В 1993 году также доработали систему охлаждения. Появились и новые варианты сборки джипов:
✅ 5-дверные закрытые с базой 2650 мм
✅ 4-дверные пикапы с двойной кабиной
✅ модификации с другими силовыми агрегатами
Это – бензиновые от VW (1595 куб. см / 76 л. с) и дизели от Peugeot (1905 куб. см / 69 л. с). Но с 1994 года началось резкое снижение спроса. Из-за этого на заводе ввели двухсменный режим работы вместо трехсменного.
Но ситуацию еще пытались спасти. В 1995 году машины получили усиленные мосты, со следующего сезона предлагался и гидроусилитель руля (у версии Green City). Существовало множество специальных моделей, доработанных самими импортерами.
Одна из последних модификаций. Фото: youtube.com
С 1997 года модификация «Спартана» выпускалась в основном на экспорт. Она полностью оправдала свое название, имея вырезные двери и брезентовую крышу, натянутую на защитный каркас за передними сиденьями. Лобовое стекло сделали складным, а четыре сиденья – раздельными.
ARO SA прекратила серийное производство в сентябре 2003 года, когда почти 68 % акций были проданы за 180 тысяч долларов кубино-американскому бизнесмену Джону Пересу. Но это лишь приблизило печальный конец. Летом 2006 года компания ARO объявила о своем банкротстве.
Внедорожник стал дополнением к более мощным автомобилям 24-й серии. Она оказалась более компактной, близкой по параметрам к нашей «Ниве». Но технологически заметно ей уступала. Несмотря на это, небольшие партии румынских джипов отправлялись на экспорт. Правда, после значительной доработки.

Производство «младшего брата» стартовало в 1979 году. Основой ему служила несущая рама. Передние колеса опирались на поперечные трапеции, а задние – на продольные треугольные рычаги. ARO 10 имел компактные параметры:
✅ длина – 3594 мм
✅ ширина – 1600 мм
✅ высота – 1740 мм
Относительный комфорт обеспечивали винтовые пружины и телескопические амортизаторы. Рулевое управление – червячное, тормоза – дисковые. Обратим внимание и на другие показатели автомобиля:
✅ рабочий объем двигателя – 1289 куб. см
✅ мощность – 54 л. с
✅ колесная база – 2400 мм
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
Правда, в реальности автомобиль выдавал не более 90 км/ч. А перед стартом всегда предстоял необычный ритуал: выйдя из-за руля, приходилось крутить регуляторы в центрах передних колес для соединения ступиц с трансмиссией. Коробка передач у ARO 10 была 4-ступенчатой, механической.
Другие технические параметры и новый двигатель
Различные модификации джипа имели вес 1050/1280 кг и расходовали до 14 литров горючего / 100 км. Топливный бак вмещал 53 литра, так что об особой автономности модели говорить не приходится. Внутреннее пространство составляло 1600 литров. Речь идет о грузе, весом не более чем полтонны (включая экипаж внедорожника).
Выпускавшийся с 1979 года ARO 10 имел двухдверный кузов и ряд модификаций. До середины 80-х он компоновался исключительно 1,3-литровым двигателем.
Простая и довольно сырая конструкция с рядом уязвимых мест не помешала румынскому джипу стать востребованным в других странах. Главным образом, в социалистических государствах Европы. Так или иначе, но девять из десяти выпущенных ARO 10 колесили не по румынским дорогам. Для дополнительного интереса предлагался ряд вариантов сборки:
✅ классическая «десятка»
✅ фургон с брезентовой крышей и опускающимся задом – «10.1»
✅ с дополнительной откидной скамейкой – «10.3»
✅ с жесткой крышей и дверями на две секции – «10.4»
✅ 5-местный с фиксированной крышей и увеличиваемым багажником
С 1984 года появились более мощные силовые агрегаты. Сначала увеличили рабочий объем базового: 1397 куб. см / 63 л. с. Это позволило паспортную «максималку» довести до 118 км/ч. В данном случае французский мотор доработали по румынской лицензии. Чуть позже появился четырехцилиндровый 1,6-литровый двигатель (1557 куб. см / 73 л. с).

Если в соседних странах ARO 10 стали нередким явлением на дорогах, то в самой Румынии все обстояло немного иначе. Частные лица здесь могли приобрести такой автомобиль только с одобрения Министерства экономики. Или даже разрешения самого румынского лидера Николае Чаушеску. Еще и цена при этом могла превышать обычную в три раза! В таких условиях, понятно, желающих находилось немного.
Зато в приоритете стояла поставка автомобилей для нужд армии и государственных организаций. И такой интересный момент. Еще в 60-х руководитель государства законодательно запретил аборты. А в румынской культуре и без того привычным было иметь много детей. Чтобы заинтересовать таких граждан и свести на нет возможные недовольства, Чаушеску запланировал каждой румынской семье, имеющей по 10 и более детей, подарить по джипу ARO 10! Кажется, это не вышло за рамки обычной демагогии, но идея, безусловно, очень хорошая.
Западноевропейская история ARO 10
Автомобиль имел скромный клиренс в 225 мм, ведь он компоновался 14-дюймовыми колесами. Но это не помешало джипу успешно преодолевать подъемы до 70 %, 60-сантиметровый брод и 30-градусный уклон в бок. ARO 10 мог также буксировать прицеп массой до 800 кг.

Невысокое качество не стало помехой для румынского автомобиля, продаваемого в Великобританию почти десять лет (1984-1993 гг.). Но здесь пришлось прибегнуть к маркетинговому ходу. Раскручивание нового бренда ARO стало бы для румынов неподъемным грузом, поэтому британцы имели дело с Dacia 10 или Dacia Duster. Экспортный вариант имел следующие технические показатели:
✅ рабочий объем – 1,3 (1,4) л
✅ максимальная скорость – 129 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 27 секунд
✅ базовая цена – 4150 фунтов стерлингов
Понятно, что такая очень низкая цена в придачу с правым рулем стали основой интереса со стороны британских потребителей. А вот в Италии пошли немного дальше. Для удовлетворения пожеланий местных синьоров потребовалась серьезная модификация конструкции.
Первым импортером румынских джипов на Апеннины стала ACM (Ali-Ciemme SpA) из Пьяццано-ди-Атесса. Предприимчивые итальянцы основали подразделение ARO-Ciemme и с ноября 1988 года занялись их основательной доработкой. Во главу угла поставили установку достойных силовых агрегатов.
До марта 1991 года это были атмосферники Volkswagen (1588 куб. см / 54 л. с). Позже их заменили турбодизели (1595 куб. см / 69/75 л. с). Здесь автомобили получили название Enduro x4. Они поставлялись в двухместном исполнении, как с жесткой, так и с брезентовой крышей. Джипы получили решетку радиатора в цвет кузова и расширители крыльев.

Немецкие агрегаты частично решили проблему с румынским качеством. Но у марки ARO репутация уже оказалась заметно подмочена, поэтому серьезных объемов продаж добиться не удалось. Автомобилей продали в Италии очень мало, а в 1992 году они и вовсе исчезли с местного рынка.
Дальнейшая история и ее завершение
В Румынии же годовое производство ARO 10 продолжало расти. Если в 1989 году оно составило 8 тысяч автомобилей, то в последующие годы приблизилось к отметке в 10 000. Французы немного подтянули качество джипа, предложив в августе 1991 года дизельный двигатель Renault (1870 куб. см / 65 л. с). Он имел 5-ступенчатую коробку передач и поднял максимальную скорость автомобиля до 120 км/ч. В 1993 году также доработали систему охлаждения. Появились и новые варианты сборки джипов:
✅ 5-дверные закрытые с базой 2650 мм
✅ 4-дверные пикапы с двойной кабиной
✅ модификации с другими силовыми агрегатами
Это – бензиновые от VW (1595 куб. см / 76 л. с) и дизели от Peugeot (1905 куб. см / 69 л. с). Но с 1994 года началось резкое снижение спроса. Из-за этого на заводе ввели двухсменный режим работы вместо трехсменного.
Но ситуацию еще пытались спасти. В 1995 году машины получили усиленные мосты, со следующего сезона предлагался и гидроусилитель руля (у версии Green City). Существовало множество специальных моделей, доработанных самими импортерами.

С 1997 года модификация «Спартана» выпускалась в основном на экспорт. Она полностью оправдала свое название, имея вырезные двери и брезентовую крышу, натянутую на защитный каркас за передними сиденьями. Лобовое стекло сделали складным, а четыре сиденья – раздельными.
ARO SA прекратила серийное производство в сентябре 2003 года, когда почти 68 % акций были проданы за 180 тысяч долларов кубино-американскому бизнесмену Джону Пересу. Но это лишь приблизило печальный конец. Летом 2006 года компания ARO объявила о своем банкротстве.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....