ARO 10 – румынский джип, который дарили семьям с десятью детьми
4 160

ARO 10 – румынский джип, который дарили семьям с десятью детьми

Хотя история компании ARO исторически не связана с другим румынским предприятием Dacia, имеется один интересный факт. Когда модель ARO 10 начала продаваться в Великобритании, то на местном рынке получила имя Dacia Duster (это было первым упоминанием такого названия).


Внедорожник стал дополнением к более мощным автомобилям 24-й серии. Она оказалась более компактной, близкой по параметрам к нашей «Ниве». Но технологически заметно ей уступала. Несмотря на это, небольшие партии румынских джипов отправлялись на экспорт. Правда, после значительной доработки.

ARO 10 – румынский джип, который дарили семьям с десятью детьмиКомпактный румынский джип. Фото: youtube.com

Производство «младшего брата» стартовало в 1979 году. Основой ему служила несущая рама. Передние колеса опирались на поперечные трапеции, а задние – на продольные треугольные рычаги. ARO 10 имел компактные параметры:

✅ длина – 3594 мм
✅ ширина – 1600 мм
✅ высота – 1740 мм

Относительный комфорт обеспечивали винтовые пружины и телескопические амортизаторы. Рулевое управление – червячное, тормоза – дисковые. Обратим внимание и на другие показатели автомобиля:

✅ рабочий объем двигателя – 1289 куб. см
✅ мощность – 54 л. с
✅ колесная база – 2400 мм
✅ максимальная скорость – 110 км/ч

Правда, в реальности автомобиль выдавал не более 90 км/ч. А перед стартом всегда предстоял необычный ритуал: выйдя из-за руля, приходилось крутить регуляторы в центрах передних колес для соединения ступиц с трансмиссией. Коробка передач у ARO 10 была 4-ступенчатой, механической.

Другие технические параметры и новый двигатель


Различные модификации джипа имели вес 1050/1280 кг и расходовали до 14 литров горючего / 100 км. Топливный бак вмещал 53 литра, так что об особой автономности модели говорить не приходится. Внутреннее пространство составляло 1600 литров. Речь идет о грузе, весом не более чем полтонны (включая экипаж внедорожника).

Выпускавшийся с 1979 года ARO 10 имел двухдверный кузов и ряд модификаций. До середины 80-х он компоновался исключительно 1,3-литровым двигателем.


Простая и довольно сырая конструкция с рядом уязвимых мест не помешала румынскому джипу стать востребованным в других странах. Главным образом, в социалистических государствах Европы. Так или иначе, но девять из десяти выпущенных ARO 10 колесили не по румынским дорогам. Для дополнительного интереса предлагался ряд вариантов сборки:

✅ классическая «десятка»
✅ фургон с брезентовой крышей и опускающимся задом – «10.1»
✅ с дополнительной откидной скамейкой – «10.3»
✅ с жесткой крышей и дверями на две секции – «10.4»
✅ 5-местный с фиксированной крышей и увеличиваемым багажником

С 1984 года появились более мощные силовые агрегаты. Сначала увеличили рабочий объем базового: 1397 куб. см / 63 л. с. Это позволило паспортную «максималку» довести до 118 км/ч. В данном случае французский мотор доработали по румынской лицензии. Чуть позже появился четырехцилиндровый 1,6-литровый двигатель (1557 куб. см / 73 л. с).

Преодолевает подъемы до 70 %. Фото: youtube.com

Если в соседних странах ARO 10 стали нередким явлением на дорогах, то в самой Румынии все обстояло немного иначе. Частные лица здесь могли приобрести такой автомобиль только с одобрения Министерства экономики. Или даже разрешения самого румынского лидера Николае Чаушеску. Еще и цена при этом могла превышать обычную в три раза! В таких условиях, понятно, желающих находилось немного.

Зато в приоритете стояла поставка автомобилей для нужд армии и государственных организаций. И такой интересный момент. Еще в 60-х руководитель государства законодательно запретил аборты. А в румынской культуре и без того привычным было иметь много детей. Чтобы заинтересовать таких граждан и свести на нет возможные недовольства, Чаушеску запланировал каждой румынской семье, имеющей по 10 и более детей, подарить по джипу ARO 10! Кажется, это не вышло за рамки обычной демагогии, но идея, безусловно, очень хорошая.

Западноевропейская история ARO 10


Автомобиль имел скромный клиренс в 225 мм, ведь он компоновался 14-дюймовыми колесами. Но это не помешало джипу успешно преодолевать подъемы до 70 %, 60-сантиметровый брод и 30-градусный уклон в бок. ARO 10 мог также буксировать прицеп массой до 800 кг.

Традиционно – запаска сзади. Фото: youtube.com

Невысокое качество не стало помехой для румынского автомобиля, продаваемого в Великобританию почти десять лет (1984-1993 гг.). Но здесь пришлось прибегнуть к маркетинговому ходу. Раскручивание нового бренда ARO стало бы для румынов неподъемным грузом, поэтому британцы имели дело с Dacia 10 или Dacia Duster. Экспортный вариант имел следующие технические показатели:

✅ рабочий объем – 1,3 (1,4) л
✅ максимальная скорость – 129 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 27 секунд
✅ базовая цена – 4150 фунтов стерлингов

Понятно, что такая очень низкая цена в придачу с правым рулем стали основой интереса со стороны британских потребителей. А вот в Италии пошли немного дальше. Для удовлетворения пожеланий местных синьоров потребовалась серьезная модификация конструкции.

Первым импортером румынских джипов на Апеннины стала ACM (Ali-Ciemme SpA) из Пьяццано-ди-Атесса. Предприимчивые итальянцы основали подразделение ARO-Ciemme и с ноября 1988 года занялись их основательной доработкой. Во главу угла поставили установку достойных силовых агрегатов.

До марта 1991 года это были атмосферники Volkswagen (1588 куб. см / 54 л. с). Позже их заменили турбодизели (1595 куб. см / 69/75 л. с). Здесь автомобили получили название Enduro x4. Они поставлялись в двухместном исполнении, как с жесткой, так и с брезентовой крышей. Джипы получили решетку радиатора в цвет кузова и расширители крыльев.

Приборная панель ARO 10. Фото: youtube.com

Немецкие агрегаты частично решили проблему с румынским качеством. Но у марки ARO репутация уже оказалась заметно подмочена, поэтому серьезных объемов продаж добиться не удалось. Автомобилей продали в Италии очень мало, а в 1992 году они и вовсе исчезли с местного рынка.

Дальнейшая история и ее завершение


В Румынии же годовое производство ARO 10 продолжало расти. Если в 1989 году оно составило 8 тысяч автомобилей, то в последующие годы приблизилось к отметке в 10 000. Французы немного подтянули качество джипа, предложив в августе 1991 года дизельный двигатель Renault (1870 куб. см / 65 л. с). Он имел 5-ступенчатую коробку передач и поднял максимальную скорость автомобиля до 120 км/ч. В 1993 году также доработали систему охлаждения. Появились и новые варианты сборки джипов:

✅ 5-дверные закрытые с базой 2650 мм
✅ 4-дверные пикапы с двойной кабиной
✅ модификации с другими силовыми агрегатами

Это – бензиновые от VW (1595 куб. см / 76 л. с) и дизели от Peugeot (1905 куб. см / 69 л. с). Но с 1994 года началось резкое снижение спроса. Из-за этого на заводе ввели двухсменный режим работы вместо трехсменного.

Но ситуацию еще пытались спасти. В 1995 году машины получили усиленные мосты, со следующего сезона предлагался и гидроусилитель руля (у версии Green City). Существовало множество специальных моделей, доработанных самими импортерами.

Одна из последних модификаций. Фото: youtube.com

С 1997 года модификация «Спартана» выпускалась в основном на экспорт. Она полностью оправдала свое название, имея вырезные двери и брезентовую крышу, натянутую на защитный каркас за передними сиденьями. Лобовое стекло сделали складным, а четыре сиденья – раздельными.

ARO SA прекратила серийное производство в сентябре 2003 года, когда почти 68 % акций были проданы за 180 тысяч долларов кубино-американскому бизнесмену Джону Пересу. Но это лишь приблизило печальный конец. Летом 2006 года компания ARO объявила о своем банкротстве.
Как думаете, почему ARO 10 были так популярны?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....