ARO 10 – румынский джип, который дарили семьям с десятью детьми
Хотя история компании ARO исторически не связана с другим румынским предприятием Dacia, имеется один интересный факт. Когда модель ARO 10 начала продаваться в Великобритании, то на местном рынке получила имя Dacia Duster (это было первым упоминанием такого названия).
Внедорожник стал дополнением к более мощным автомобилям 24-й серии. Она оказалась более компактной, близкой по параметрам к нашей «Ниве». Но технологически заметно ей уступала. Несмотря на это, небольшие партии румынских джипов отправлялись на экспорт. Правда, после значительной доработки.
Производство «младшего брата» стартовало в 1979 году. Основой ему служила несущая рама. Передние колеса опирались на поперечные трапеции, а задние – на продольные треугольные рычаги. ARO 10 имел компактные параметры:
✅ длина – 3594 мм
✅ ширина – 1600 мм
✅ высота – 1740 мм
Относительный комфорт обеспечивали винтовые пружины и телескопические амортизаторы. Рулевое управление – червячное, тормоза – дисковые. Обратим внимание и на другие показатели автомобиля:
✅ рабочий объем двигателя – 1289 куб. см
✅ мощность – 54 л. с
✅ колесная база – 2400 мм
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
Правда, в реальности автомобиль выдавал не более 90 км/ч. А перед стартом всегда предстоял необычный ритуал: выйдя из-за руля, приходилось крутить регуляторы в центрах передних колес для соединения ступиц с трансмиссией. Коробка передач у ARO 10 была 4-ступенчатой, механической.
Различные модификации джипа имели вес 1050/1280 кг и расходовали до 14 литров горючего / 100 км. Топливный бак вмещал 53 литра, так что об особой автономности модели говорить не приходится. Внутреннее пространство составляло 1600 литров. Речь идет о грузе, весом не более чем полтонны (включая экипаж внедорожника).
Простая и довольно сырая конструкция с рядом уязвимых мест не помешала румынскому джипу стать востребованным в других странах. Главным образом, в социалистических государствах Европы. Так или иначе, но девять из десяти выпущенных ARO 10 колесили не по румынским дорогам. Для дополнительного интереса предлагался ряд вариантов сборки:
✅ классическая «десятка»
✅ фургон с брезентовой крышей и опускающимся задом – «10.1»
✅ с дополнительной откидной скамейкой – «10.3»
✅ с жесткой крышей и дверями на две секции – «10.4»
✅ 5-местный с фиксированной крышей и увеличиваемым багажником
С 1984 года появились более мощные силовые агрегаты. Сначала увеличили рабочий объем базового: 1397 куб. см / 63 л. с. Это позволило паспортную «максималку» довести до 118 км/ч. В данном случае французский мотор доработали по румынской лицензии. Чуть позже появился четырехцилиндровый 1,6-литровый двигатель (1557 куб. см / 73 л. с).
Если в соседних странах ARO 10 стали нередким явлением на дорогах, то в самой Румынии все обстояло немного иначе. Частные лица здесь могли приобрести такой автомобиль только с одобрения Министерства экономики. Или даже разрешения самого румынского лидера Николае Чаушеску. Еще и цена при этом могла превышать обычную в три раза! В таких условиях, понятно, желающих находилось немного.
Зато в приоритете стояла поставка автомобилей для нужд армии и государственных организаций. И такой интересный момент. Еще в 60-х руководитель государства законодательно запретил аборты. А в румынской культуре и без того привычным было иметь много детей. Чтобы заинтересовать таких граждан и свести на нет возможные недовольства, Чаушеску запланировал каждой румынской семье, имеющей по 10 и более детей, подарить по джипу ARO 10! Кажется, это не вышло за рамки обычной демагогии, но идея, безусловно, очень хорошая.
Автомобиль имел скромный клиренс в 225 мм, ведь он компоновался 14-дюймовыми колесами. Но это не помешало джипу успешно преодолевать подъемы до 70 %, 60-сантиметровый брод и 30-градусный уклон в бок. ARO 10 мог также буксировать прицеп массой до 800 кг.
Невысокое качество не стало помехой для румынского автомобиля, продаваемого в Великобританию почти десять лет (1984-1993 гг.). Но здесь пришлось прибегнуть к маркетинговому ходу. Раскручивание нового бренда ARO стало бы для румынов неподъемным грузом, поэтому британцы имели дело с Dacia 10 или Dacia Duster. Экспортный вариант имел следующие технические показатели:
✅ рабочий объем – 1,3 (1,4) л
✅ максимальная скорость – 129 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 27 секунд
✅ базовая цена – 4150 фунтов стерлингов
Понятно, что такая очень низкая цена в придачу с правым рулем стали основой интереса со стороны британских потребителей. А вот в Италии пошли немного дальше. Для удовлетворения пожеланий местных синьоров потребовалась серьезная модификация конструкции.
Первым импортером румынских джипов на Апеннины стала ACM (Ali-Ciemme SpA) из Пьяццано-ди-Атесса. Предприимчивые итальянцы основали подразделение ARO-Ciemme и с ноября 1988 года занялись их основательной доработкой. Во главу угла поставили установку достойных силовых агрегатов.
До марта 1991 года это были атмосферники Volkswagen (1588 куб. см / 54 л. с). Позже их заменили турбодизели (1595 куб. см / 69/75 л. с). Здесь автомобили получили название Enduro x4. Они поставлялись в двухместном исполнении, как с жесткой, так и с брезентовой крышей. Джипы получили решетку радиатора в цвет кузова и расширители крыльев.
Немецкие агрегаты частично решили проблему с румынским качеством. Но у марки ARO репутация уже оказалась заметно подмочена, поэтому серьезных объемов продаж добиться не удалось. Автомобилей продали в Италии очень мало, а в 1992 году они и вовсе исчезли с местного рынка.
В Румынии же годовое производство ARO 10 продолжало расти. Если в 1989 году оно составило 8 тысяч автомобилей, то в последующие годы приблизилось к отметке в 10 000. Французы немного подтянули качество джипа, предложив в августе 1991 года дизельный двигатель Renault (1870 куб. см / 65 л. с). Он имел 5-ступенчатую коробку передач и поднял максимальную скорость автомобиля до 120 км/ч. В 1993 году также доработали систему охлаждения. Появились и новые варианты сборки джипов:
✅ 5-дверные закрытые с базой 2650 мм
✅ 4-дверные пикапы с двойной кабиной
✅ модификации с другими силовыми агрегатами
Это – бензиновые от VW (1595 куб. см / 76 л. с) и дизели от Peugeot (1905 куб. см / 69 л. с). Но с 1994 года началось резкое снижение спроса. Из-за этого на заводе ввели двухсменный режим работы вместо трехсменного.
Но ситуацию еще пытались спасти. В 1995 году машины получили усиленные мосты, со следующего сезона предлагался и гидроусилитель руля (у версии Green City). Существовало множество специальных моделей, доработанных самими импортерами.
С 1997 года модификация «Спартана» выпускалась в основном на экспорт. Она полностью оправдала свое название, имея вырезные двери и брезентовую крышу, натянутую на защитный каркас за передними сиденьями. Лобовое стекло сделали складным, а четыре сиденья – раздельными.
ARO SA прекратила серийное производство в сентябре 2003 года, когда почти 68 % акций были проданы за 180 тысяч долларов кубино-американскому бизнесмену Джону Пересу. Но это лишь приблизило печальный конец. Летом 2006 года компания ARO объявила о своем банкротстве.
Внедорожник стал дополнением к более мощным автомобилям 24-й серии. Она оказалась более компактной, близкой по параметрам к нашей «Ниве». Но технологически заметно ей уступала. Несмотря на это, небольшие партии румынских джипов отправлялись на экспорт. Правда, после значительной доработки.
Компактный румынский джип. Фото: youtube.com
Производство «младшего брата» стартовало в 1979 году. Основой ему служила несущая рама. Передние колеса опирались на поперечные трапеции, а задние – на продольные треугольные рычаги. ARO 10 имел компактные параметры:
✅ длина – 3594 мм
✅ ширина – 1600 мм
✅ высота – 1740 мм
Относительный комфорт обеспечивали винтовые пружины и телескопические амортизаторы. Рулевое управление – червячное, тормоза – дисковые. Обратим внимание и на другие показатели автомобиля:
✅ рабочий объем двигателя – 1289 куб. см
✅ мощность – 54 л. с
✅ колесная база – 2400 мм
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
Правда, в реальности автомобиль выдавал не более 90 км/ч. А перед стартом всегда предстоял необычный ритуал: выйдя из-за руля, приходилось крутить регуляторы в центрах передних колес для соединения ступиц с трансмиссией. Коробка передач у ARO 10 была 4-ступенчатой, механической.
Другие технические параметры и новый двигатель
Различные модификации джипа имели вес 1050/1280 кг и расходовали до 14 литров горючего / 100 км. Топливный бак вмещал 53 литра, так что об особой автономности модели говорить не приходится. Внутреннее пространство составляло 1600 литров. Речь идет о грузе, весом не более чем полтонны (включая экипаж внедорожника).
Выпускавшийся с 1979 года ARO 10 имел двухдверный кузов и ряд модификаций. До середины 80-х он компоновался исключительно 1,3-литровым двигателем.
Простая и довольно сырая конструкция с рядом уязвимых мест не помешала румынскому джипу стать востребованным в других странах. Главным образом, в социалистических государствах Европы. Так или иначе, но девять из десяти выпущенных ARO 10 колесили не по румынским дорогам. Для дополнительного интереса предлагался ряд вариантов сборки:
✅ классическая «десятка»
✅ фургон с брезентовой крышей и опускающимся задом – «10.1»
✅ с дополнительной откидной скамейкой – «10.3»
✅ с жесткой крышей и дверями на две секции – «10.4»
✅ 5-местный с фиксированной крышей и увеличиваемым багажником
С 1984 года появились более мощные силовые агрегаты. Сначала увеличили рабочий объем базового: 1397 куб. см / 63 л. с. Это позволило паспортную «максималку» довести до 118 км/ч. В данном случае французский мотор доработали по румынской лицензии. Чуть позже появился четырехцилиндровый 1,6-литровый двигатель (1557 куб. см / 73 л. с).
Преодолевает подъемы до 70 %. Фото: youtube.com
Если в соседних странах ARO 10 стали нередким явлением на дорогах, то в самой Румынии все обстояло немного иначе. Частные лица здесь могли приобрести такой автомобиль только с одобрения Министерства экономики. Или даже разрешения самого румынского лидера Николае Чаушеску. Еще и цена при этом могла превышать обычную в три раза! В таких условиях, понятно, желающих находилось немного.
Зато в приоритете стояла поставка автомобилей для нужд армии и государственных организаций. И такой интересный момент. Еще в 60-х руководитель государства законодательно запретил аборты. А в румынской культуре и без того привычным было иметь много детей. Чтобы заинтересовать таких граждан и свести на нет возможные недовольства, Чаушеску запланировал каждой румынской семье, имеющей по 10 и более детей, подарить по джипу ARO 10! Кажется, это не вышло за рамки обычной демагогии, но идея, безусловно, очень хорошая.
Западноевропейская история ARO 10
Автомобиль имел скромный клиренс в 225 мм, ведь он компоновался 14-дюймовыми колесами. Но это не помешало джипу успешно преодолевать подъемы до 70 %, 60-сантиметровый брод и 30-градусный уклон в бок. ARO 10 мог также буксировать прицеп массой до 800 кг.
Традиционно – запаска сзади. Фото: youtube.com
Невысокое качество не стало помехой для румынского автомобиля, продаваемого в Великобританию почти десять лет (1984-1993 гг.). Но здесь пришлось прибегнуть к маркетинговому ходу. Раскручивание нового бренда ARO стало бы для румынов неподъемным грузом, поэтому британцы имели дело с Dacia 10 или Dacia Duster. Экспортный вариант имел следующие технические показатели:
✅ рабочий объем – 1,3 (1,4) л
✅ максимальная скорость – 129 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 27 секунд
✅ базовая цена – 4150 фунтов стерлингов
Понятно, что такая очень низкая цена в придачу с правым рулем стали основой интереса со стороны британских потребителей. А вот в Италии пошли немного дальше. Для удовлетворения пожеланий местных синьоров потребовалась серьезная модификация конструкции.
Первым импортером румынских джипов на Апеннины стала ACM (Ali-Ciemme SpA) из Пьяццано-ди-Атесса. Предприимчивые итальянцы основали подразделение ARO-Ciemme и с ноября 1988 года занялись их основательной доработкой. Во главу угла поставили установку достойных силовых агрегатов.
До марта 1991 года это были атмосферники Volkswagen (1588 куб. см / 54 л. с). Позже их заменили турбодизели (1595 куб. см / 69/75 л. с). Здесь автомобили получили название Enduro x4. Они поставлялись в двухместном исполнении, как с жесткой, так и с брезентовой крышей. Джипы получили решетку радиатора в цвет кузова и расширители крыльев.
Приборная панель ARO 10. Фото: youtube.com
Немецкие агрегаты частично решили проблему с румынским качеством. Но у марки ARO репутация уже оказалась заметно подмочена, поэтому серьезных объемов продаж добиться не удалось. Автомобилей продали в Италии очень мало, а в 1992 году они и вовсе исчезли с местного рынка.
Дальнейшая история и ее завершение
В Румынии же годовое производство ARO 10 продолжало расти. Если в 1989 году оно составило 8 тысяч автомобилей, то в последующие годы приблизилось к отметке в 10 000. Французы немного подтянули качество джипа, предложив в августе 1991 года дизельный двигатель Renault (1870 куб. см / 65 л. с). Он имел 5-ступенчатую коробку передач и поднял максимальную скорость автомобиля до 120 км/ч. В 1993 году также доработали систему охлаждения. Появились и новые варианты сборки джипов:
✅ 5-дверные закрытые с базой 2650 мм
✅ 4-дверные пикапы с двойной кабиной
✅ модификации с другими силовыми агрегатами
Это – бензиновые от VW (1595 куб. см / 76 л. с) и дизели от Peugeot (1905 куб. см / 69 л. с). Но с 1994 года началось резкое снижение спроса. Из-за этого на заводе ввели двухсменный режим работы вместо трехсменного.
Но ситуацию еще пытались спасти. В 1995 году машины получили усиленные мосты, со следующего сезона предлагался и гидроусилитель руля (у версии Green City). Существовало множество специальных моделей, доработанных самими импортерами.
Одна из последних модификаций. Фото: youtube.com
С 1997 года модификация «Спартана» выпускалась в основном на экспорт. Она полностью оправдала свое название, имея вырезные двери и брезентовую крышу, натянутую на защитный каркас за передними сиденьями. Лобовое стекло сделали складным, а четыре сиденья – раздельными.
ARO SA прекратила серийное производство в сентябре 2003 года, когда почти 68 % акций были проданы за 180 тысяч долларов кубино-американскому бизнесмену Джону Пересу. Но это лишь приблизило печальный конец. Летом 2006 года компания ARO объявила о своем банкротстве.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...