
Chevrolet Nova: от бюджетного компакта до голливудской легенды
Связка «Chevrolet» и «маслкар» рождает в умах большинства людей образы легендарной Impala и Camaro. Но есть в модельном ряду детройтской компании еще один интересный экземпляр – Nova. В отличие от пятиметровой «баржи» в лице Impala «Нова» создавалась как более компактный седан начального уровня. Забегая вперед – получилось неплохо, и модель обрела коммерческий успех.
Изначально компактный седан носил наименование Chevy II и позиционировался как доступная для большинства американцев альтернатива модных в 60-е годы XX века маслкаров. Слово Nova все же в названии фигурировало, но только в отношении экземпляров с топовой комплектацией. Только в 1969 году модель стала официально называться Chevrolet Nova с приходом уже третьего поколения.
Несмотря на длину более 4,8 метра, автомобиль относился к компактным. Фото: youtube.com
Chevy II создавался по образцу Ford Falcon – компактного американского седана, появившегося на рынке на пару лет раньше, а именно в 1960 году. Будущая Nova неоднократно модернизировалась и претерпевала изменения в кузове, но все экземпляры имели технологическую преемственность. Давайте посмотрим, как видоизменялись характеристики и дизайн машины все ее три поколения.
Первое поколение Chevrolet Nova стало своего рода попыткой компании реабилитироваться после ошибок, совершенных в отношении седана Corvair. Новинка 1962 года получила сразу шесть видов кузова на выбор покупателя, в числе которых был универсал, двухдверное купе и даже кабриолет.
С завода Nova получали рядную 2,5-литровую «четверку» на неприлично малые 90 л. с. или более интересную 3,2-литровую «шестерку» на 120 л. с. Штатная установка V8 не предусматривалась, но места под капотом для нее хватало. В связи с этим дилеры сами ставили различные «восьмерки».
Классический дизайн на современных трассах выглядит необычно и привлекает взгляды. Фото: youtube.com
Впервые заводской V8 появился под капотом первого поколения Nova в 1964 году. Он развивал 195 л. с. мощности и имел объем 4,64 литра. Через год компания выпустила еще более мощный вариант с 5,4-литровым V8 на 300 л. с. Вот это уже можно было уверенно называть бюджетным маслкаром.
Во втором поколении Chevrolet Nova сохранила большинство технических решений своего предка, но сильно прибавила в плане безопасности и получила новый кузов. Автомобиль стал ближе к уже упомянутому раньше Chevrolet Camaro за счет использования аналогичной платформы при сборке.
Инженеры серьезно пересмотрели безопасность бюджетного маслкара. Вот что они изменили:
✅ перенесли замок зажигания на колонку руля для снижения риска травмирования ключом
✅ заменили некоторые оригинальные элементы салона на более травмобезопасные детали
✅ установили двухконтурную тормозную систему и энергопоглощающую рулевую колонку
✅ вместо обычных передних сидений поставили спортивные ковшеобразные кресла Strato
Экстерьер стал более агрессивным и брутальным за счет увеличения моторного отсека под монтаж более объемных и мощных двигателей V8. Однако, вместе с этим пострадала вместительность авто. В салоне стало еще теснее, чем в первом поколении, и его эргономика в целом вызывала вопросы.
Начиная с 1969 года на автомобили Chevrolet Nova перестают устанавливать ДВС объемом больше 5,7 литра. Маломощные «четверки» тоже вышли из употребления, так как уже не могли показывать достойную динамику в автомобиле, изрядно потяжелевшем с момента выхода первого поколения.
В 1975 году маслкар для «работяг» в очередной раз был серьезно переработан, в честь чего модель исторически вошла в стадию третьего поколения. Кузов стал более квадратным – сделан он был по образу и подобию флагмана в лице полноразмерного седана Chevrolet Caprice. Машина получила новую переднюю подвеску и три люксовых модификации, называвшиеся как Custom, LN и Concours.
Один из вариантов V8 под капотом Chevy Nova. Фото: youtube.com
Моторная линейка в третьем поколении включала три двигателя: один V6 на 105 л. с. и два V8 – 5,0 и 5,7 литра объемом. В 1977 году в строй вернулась экономичная 2,5-литровая рядная «четверка». Надо заметить, что это не тот же двигатель, который устанавливался изначально в 1962 году. Вместо него взяли новый мотор Iron Duke, любезно позаимствованный у коммерческих автомобилей GM.
Последним для модели изменением стала замена круглых фар на квадратных в 1979 году. В том же году Nova передала бразды правления в сегменте малому семейному автомобилю в лице Chevrolet Citation. Увы, это была уже совсем иная машина без бунтарского духа, характерного для маслкаров.
Аскетичный интерьер с минимумом индикаторов и органов управления. Фото: youtube.com
В период с 1982 по 1988 годы в США выпускался автомобиль Toyota Corolla под названием Chevrolet Nova. Он не имел никакого отношения к оригинальной «Нова» за исключением ее наименования и положения в модельном ряду производителя. Этот момент мы отметили во избежание путаницы.
Chevrolet Nova – автомобиль, крайне излюбленный режиссерами и сценаристами многих фильмов времен 70-80-х годов XX века. Модель часто появлялась в голливудских кинолентах, из-за чего стала известной далеко за пределами родины. На ней разъезжали герои таких фильмов, как «Плохие парни», «Полицейский из Беверли-Хиллз», «Поездка в Америку», «Форрест Гамп», «Крестный отец», «Рокки V», «Доказательство смерти» и многих других. На Nova прокатился и «Терминатор».
Довольно много экземпляров отлично сохранились до наших дней. Фото: youtube.com
Особо ярым фанатом модели стал небезызвестный Квентин Тарантино. Кроме уже упомянутой его картины «Доказательство смерти» есть еще две, в которых мелькает Nova. Речь о культовом фильме «Криминальное чтиво» и не менее популярном криминальном боевике из 80-х «Бешеные псы».
Chevrolet Nova часто появляется не только в фильмах, но и в американской телевизионной рекламе. Любят ее и некоторые популярные музыкальные коллективы. Например, Metallica использовала компактный маслкар в своих клипах, набравших многомиллионные просмотры по ТВ и на YouTube.
Так как последние экземпляры Chevrolet Nova сошли с конвейера в неприлично далеком 1979 году, найти ее в хорошем состоянии можно разве что на американских аукционах либо же в коллекциях. Цена автомобиля сильно варьируется от одного экземпляра к другому в зависимости от поколения, комплектации, технического состояния и года выпуска. Тем не менее, некоторые цифры у нас есть.
Некоторые экземпляры подвергаются тюнингу для участия в заездах по прямой. Фото: youtube.com
Если опираться на статистику 823 продаж за последние 5 лет, минимальный ценник за Chevrolet Nova составляет 5,250 долларов США. Почти все самые дешевые экземпляры относятся к первому поколению и пребывают далеко не в лучшем техническом состоянии. Средняя цена автомобиля составляет около 46005 долларов США. Самые дорогие экземпляры из частных коллекций продают за 350-400 тысяч.
Chevy II, а позднее Nova – автомобиль, который начинался как бюджетная «лошадка», однако смог продержаться на рынке целых 18 лет и оставил за собой внушительный след в истории классических компактных автомобилей США. Коммерческий успех модели обусловлен в том числе ее удачным брутальным дизайном. Можно не сомневаться – она заняла свое место в зале славы 60-70-х годов.
История в три поколения
Изначально компактный седан носил наименование Chevy II и позиционировался как доступная для большинства американцев альтернатива модных в 60-е годы XX века маслкаров. Слово Nova все же в названии фигурировало, но только в отношении экземпляров с топовой комплектацией. Только в 1969 году модель стала официально называться Chevrolet Nova с приходом уже третьего поколения.

Chevy II создавался по образцу Ford Falcon – компактного американского седана, появившегося на рынке на пару лет раньше, а именно в 1960 году. Будущая Nova неоднократно модернизировалась и претерпевала изменения в кузове, но все экземпляры имели технологическую преемственность. Давайте посмотрим, как видоизменялись характеристики и дизайн машины все ее три поколения.
Первое (1962 – 1967)
Первое поколение Chevrolet Nova стало своего рода попыткой компании реабилитироваться после ошибок, совершенных в отношении седана Corvair. Новинка 1962 года получила сразу шесть видов кузова на выбор покупателя, в числе которых был универсал, двухдверное купе и даже кабриолет.
С завода Nova получали рядную 2,5-литровую «четверку» на неприлично малые 90 л. с. или более интересную 3,2-литровую «шестерку» на 120 л. с. Штатная установка V8 не предусматривалась, но места под капотом для нее хватало. В связи с этим дилеры сами ставили различные «восьмерки».

Впервые заводской V8 появился под капотом первого поколения Nova в 1964 году. Он развивал 195 л. с. мощности и имел объем 4,64 литра. Через год компания выпустила еще более мощный вариант с 5,4-литровым V8 на 300 л. с. Вот это уже можно было уверенно называть бюджетным маслкаром.
Второе (1968 – 1974)
Во втором поколении Chevrolet Nova сохранила большинство технических решений своего предка, но сильно прибавила в плане безопасности и получила новый кузов. Автомобиль стал ближе к уже упомянутому раньше Chevrolet Camaro за счет использования аналогичной платформы при сборке.
Инженеры серьезно пересмотрели безопасность бюджетного маслкара. Вот что они изменили:
✅ перенесли замок зажигания на колонку руля для снижения риска травмирования ключом
✅ заменили некоторые оригинальные элементы салона на более травмобезопасные детали
✅ установили двухконтурную тормозную систему и энергопоглощающую рулевую колонку
✅ вместо обычных передних сидений поставили спортивные ковшеобразные кресла Strato
Экстерьер стал более агрессивным и брутальным за счет увеличения моторного отсека под монтаж более объемных и мощных двигателей V8. Однако, вместе с этим пострадала вместительность авто. В салоне стало еще теснее, чем в первом поколении, и его эргономика в целом вызывала вопросы.
Начиная с 1969 года на автомобили Chevrolet Nova перестают устанавливать ДВС объемом больше 5,7 литра. Маломощные «четверки» тоже вышли из употребления, так как уже не могли показывать достойную динамику в автомобиле, изрядно потяжелевшем с момента выхода первого поколения.
Третье (1975 – 1979)
В 1975 году маслкар для «работяг» в очередной раз был серьезно переработан, в честь чего модель исторически вошла в стадию третьего поколения. Кузов стал более квадратным – сделан он был по образу и подобию флагмана в лице полноразмерного седана Chevrolet Caprice. Машина получила новую переднюю подвеску и три люксовых модификации, называвшиеся как Custom, LN и Concours.

Моторная линейка в третьем поколении включала три двигателя: один V6 на 105 л. с. и два V8 – 5,0 и 5,7 литра объемом. В 1977 году в строй вернулась экономичная 2,5-литровая рядная «четверка». Надо заметить, что это не тот же двигатель, который устанавливался изначально в 1962 году. Вместо него взяли новый мотор Iron Duke, любезно позаимствованный у коммерческих автомобилей GM.
Последним для модели изменением стала замена круглых фар на квадратных в 1979 году. В том же году Nova передала бразды правления в сегменте малому семейному автомобилю в лице Chevrolet Citation. Увы, это была уже совсем иная машина без бунтарского духа, характерного для маслкаров.

В период с 1982 по 1988 годы в США выпускался автомобиль Toyota Corolla под названием Chevrolet Nova. Он не имел никакого отношения к оригинальной «Нова» за исключением ее наименования и положения в модельном ряду производителя. Этот момент мы отметили во избежание путаницы.
Почему авто стало легендой?
Chevrolet Nova – автомобиль, крайне излюбленный режиссерами и сценаристами многих фильмов времен 70-80-х годов XX века. Модель часто появлялась в голливудских кинолентах, из-за чего стала известной далеко за пределами родины. На ней разъезжали герои таких фильмов, как «Плохие парни», «Полицейский из Беверли-Хиллз», «Поездка в Америку», «Форрест Гамп», «Крестный отец», «Рокки V», «Доказательство смерти» и многих других. На Nova прокатился и «Терминатор».

Особо ярым фанатом модели стал небезызвестный Квентин Тарантино. Кроме уже упомянутой его картины «Доказательство смерти» есть еще две, в которых мелькает Nova. Речь о культовом фильме «Криминальное чтиво» и не менее популярном криминальном боевике из 80-х «Бешеные псы».
Chevrolet Nova часто появляется не только в фильмах, но и в американской телевизионной рекламе. Любят ее и некоторые популярные музыкальные коллективы. Например, Metallica использовала компактный маслкар в своих клипах, набравших многомиллионные просмотры по ТВ и на YouTube.
Сколько стоит легенда сегодня?
Так как последние экземпляры Chevrolet Nova сошли с конвейера в неприлично далеком 1979 году, найти ее в хорошем состоянии можно разве что на американских аукционах либо же в коллекциях. Цена автомобиля сильно варьируется от одного экземпляра к другому в зависимости от поколения, комплектации, технического состояния и года выпуска. Тем не менее, некоторые цифры у нас есть.

Если опираться на статистику 823 продаж за последние 5 лет, минимальный ценник за Chevrolet Nova составляет 5,250 долларов США. Почти все самые дешевые экземпляры относятся к первому поколению и пребывают далеко не в лучшем техническом состоянии. Средняя цена автомобиля составляет около 46005 долларов США. Самые дорогие экземпляры из частных коллекций продают за 350-400 тысяч.
Заключение
Chevy II, а позднее Nova – автомобиль, который начинался как бюджетная «лошадка», однако смог продержаться на рынке целых 18 лет и оставил за собой внушительный след в истории классических компактных автомобилей США. Коммерческий успех модели обусловлен в том числе ее удачным брутальным дизайном. Можно не сомневаться – она заняла свое место в зале славы 60-70-х годов.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...