
AWZ P70 – предок «Трабанта»
Многие из сегодняшних любителей автомобильной тематики легко ответят на следующий вопрос: назовите марки легковых автомобилей из ГДР. Реакция будет почти молниеносной – «Вартбург» и «Трабант». И, конечно, во многом это верно. Ведь именно они олицетворяли автомобильную историю ныне не существующей страны в последние пару-тройку десятилетий. Однако имеется и одно «но»…
Германская Демократическая Республика просуществовала немногим более сорока лет. Не надо быть великим математиком, чтобы прийти к однозначному выводу: должна быть еще и «дотрабантная» история. Именно так, и сегодня мы поговорим о ней. Я имею в виду, о предке знаменитого «гэдээровского» «Трабанта».
Большой компанией на таком не поездишь. Фото: youtube.com
В те времена все производители старались предложить миниатюрную модель легкового автомобиля. Только пережившие страшную войну люди не были слишком богатые. Но жизнь продолжалась, и хотелось в нее привнести максимум комфорта. Иметь собственные колеса являлось одной из важных его составляющих. Не минула идея создания компактного автомобиля и послевоенную ГДР. Впрочем, здесь он прижился, успешно выпускаясь до начала 90-х.
По сути, его корни уходят в довоенный DKW F8. Точнее сказать, в основанную на нем IFA F8, появившуюся в 1949 году. Автомобиль успешно выпускался в течение шести лет. После этого настал черед преобразований. P70 отличался от предшественников новым понтонным корпусом и укороченной колесной базой.
Поэтому у экспертов часто фигурирует общая для обоих наименований аббревиатура – P70. Она расшифровывалась как Personenkraftwagen (легковой автомобиль) с 700-кубовым мотором. После американского Chevrolet Corvette восточногерманская модель стала второй в мире с пластиковым корпусом.
P70 изначально задумывался в качестве переходного варианта. Главная цель, которая перед ним ставилась производителями – проверка нового пластмассового материала (дюропласта), изобретенного местным инженером Вольфганом Бартелем. Его впервые использовали при производстве кузова, поэтому проводились всесторонние исследования на предмет массового применения в автомобилестроении.
Скромный и милый. Фото: youtube.com
Еще одной важной причиной того, что P70 не мог стать массовой моделью ГДР, стала его довольно высокая цена. Эту миссию взял на себя преемник, который и сегодня считается одним из символов ушедшей страны. Он появился на несколько лет позже (в 1958 году), поэтому смог получить звучное для конца десятилетия имя Trabant («спутник»). Уже на следующий год P70 «сошел с дистанции», уступив место более дешевому и современному сопернику.
P70 наделили рамной конструкцией, при этом кузов имел деревяный каркас, обшитый термореактивными деталями. В отличие от предшественника автомобиль получил модифицированный двигатель с рядом новшеств:
✅ силовой агрегат повернули на 180 градусов
✅ КПП расположили перед передней осью
✅ радиатор установили за двигателем
Двигатель имел термосифонное охлаждение без вентилятора. Такая простая и несовершенная система часто становилась причиной закипания охлаждающей жидкости. Особенно это случалось в жаркое время года или при длительной езде на первой передаче. Его параметры оказались следующими:
✅ двухцилиндровый двухтактник
✅ рабочий объем – 690 куб. см
✅ мощность – 22 л. с
✅ крутящий момент – 3500 об/мин
Он имел жидкостное охлаждение. По сравнению с двигателем IFA F8, получил измененную конструкцию алюминиевых головок блока цилиндров и свечи зажигания, расположенные по центру. Это добавило автомобилю резвости и мощности. Крутящий момент до 53 Нм передавался на передние колеса через многодисковое мокрое сцепление и несинхронизированную трехступенчатую коробку передач с блокировкой холостого хода. Карбюратор BVF подавал в двигатель смесь бензина и масла со степенью сжатия 6,8:1, а рычаг КПП расположили на приборной панели.
Первая версия AWZ P70 Zwickau представляла собой четырехместную двухдверную модель (тюдор). Он имел ступенчатую заднюю часть и колесную базу 2380 мм. Общие габариты небольшого автомобиля в цифрах выглядели так: 3740 х 1500 х 1480 мм. На деревянную основу кузова закрепили детали из новомодного дюропласта. Легкий и устойчивый к порезам материал успешно заменил листовую сталь глубокой вытяжки. Так добились двух целей: поэкономили дефицитный в ГДР материал и заметно облегчили конструкцию.
700-кубовый двигатель спереди. Фото: youtube.com
Автомобиль получил важные черты дизайна, ставшие стандартом в начале будущего десятилетия. Это гладкие формы с простой разделенной панелью, фары, встроенные в передние крылья и передние поворотники с ними рядом. В остальном, все довольно банально: отсутствие вентиляции окон и возможность попасть в багажное отделение только изнутри салона.
Указанные выше моменты и другие проявившиеся проблемы вызвали недовольство заказчиков. Они массово жаловались на плохое оснащение, что повлекло за собой ряд усовершенствований, выполненных в 1956 году. Теперь окна получили раздвижные стекла. Со временем и доступ к багажнику вывели наружу. Для этого использовали откидную крышку. В модификации «тюдор» ее сделали выдвижной. В целом за недолгий срок производства автомобиль получил три варианта сборки кузова:
✅ тюдор
✅ универсал
✅ купе
Весной 1956 года к тюдор добавился трехдверный универсал. Большие задние двери открывались в левую сторону, обеспечивая отличный доступ к увеличенному багажному отсеку за сложенными задними сидениями. AWZ P70 Kombi завоевал большую популярность именно благодаря размеру места для хранения вещей. До средних стоек крыша универсала была идентична тюдор, но обтянута искусственной кожей.
За рулем P70. Фото: youtube.com
Первоначальная версия автомобиля поставлялась и с выдвижной крышей. Автомобиль со снаряженной массой около 800 кг мог разгоняться до 90 км/ч. Он имел переднюю независимую подвеску на поперечных рычагах и жесткий мост с поперечной листовой рессорой сзади. На всех колесах применили барабанные тормоза.
Весной следующего года компания предложила самую элегантную модификацию в кузове купе. Здесь капот, крышу и крышку багажника выполнили из листовой стали. Спортивный дизайн автомобиля помог ему получить признание даже за рубежом. Здесь мы имеем дело с переработанной решеткой радиатора и возможностью опускать окна при помощи ручки.
Конечно, спортивных характеристик от стандартного силового агрегата ожидать не приходилось. Он мог разгоняться всего лишь до 100 км/ч, потребляя около 8 литров бензина на 100 км. Меньше чем за три года продано около 1500 единиц версии автомобиля в кузове купе.
Сегодня это – уже история. Фото: youtube.com
Как уже упоминалось, самым уязвимым местом P70 стала его цена: 9250 марок ГДР за базовую версию и 9900 – за универсал. Купе и вовсе стоило на внутреннем рынке 11 700 марок. И это при среднемесячной зарплате, в то время не выходившей за пределы 500 марок ГДР! За четыре года собрано более 36 000 P70 в различных версиях. После этого настала пора намного более дешевого «Трабанта», ставшего на самом деле народным автомобилем ГДР.
Германская Демократическая Республика просуществовала немногим более сорока лет. Не надо быть великим математиком, чтобы прийти к однозначному выводу: должна быть еще и «дотрабантная» история. Именно так, и сегодня мы поговорим о ней. Я имею в виду, о предке знаменитого «гэдээровского» «Трабанта».

В те времена все производители старались предложить миниатюрную модель легкового автомобиля. Только пережившие страшную войну люди не были слишком богатые. Но жизнь продолжалась, и хотелось в нее привнести максимум комфорта. Иметь собственные колеса являлось одной из важных его составляющих. Не минула идея создания компактного автомобиля и послевоенную ГДР. Впрочем, здесь он прижился, успешно выпускаясь до начала 90-х.
Как родился компактный автомобиль ГДР
По сути, его корни уходят в довоенный DKW F8. Точнее сказать, в основанную на нем IFA F8, появившуюся в 1949 году. Автомобиль успешно выпускался в течение шести лет. После этого настал черед преобразований. P70 отличался от предшественников новым понтонным корпусом и укороченной колесной базой.
Первоначальным названием модели в 1955 году стало AWZ P70 Zwickau. Все потому, что ее производителем являлся VEB Automobilwerk Zwickau. После появления VEB Sachsenring Automobilwerke Zwickau они получили название Sachsenring P70.
Поэтому у экспертов часто фигурирует общая для обоих наименований аббревиатура – P70. Она расшифровывалась как Personenkraftwagen (легковой автомобиль) с 700-кубовым мотором. После американского Chevrolet Corvette восточногерманская модель стала второй в мире с пластиковым корпусом.
P70 изначально задумывался в качестве переходного варианта. Главная цель, которая перед ним ставилась производителями – проверка нового пластмассового материала (дюропласта), изобретенного местным инженером Вольфганом Бартелем. Его впервые использовали при производстве кузова, поэтому проводились всесторонние исследования на предмет массового применения в автомобилестроении.

Еще одной важной причиной того, что P70 не мог стать массовой моделью ГДР, стала его довольно высокая цена. Эту миссию взял на себя преемник, который и сегодня считается одним из символов ушедшей страны. Он появился на несколько лет позже (в 1958 году), поэтому смог получить звучное для конца десятилетия имя Trabant («спутник»). Уже на следующий год P70 «сошел с дистанции», уступив место более дешевому и современному сопернику.
Особенности конструкции и двигателя
P70 наделили рамной конструкцией, при этом кузов имел деревяный каркас, обшитый термореактивными деталями. В отличие от предшественника автомобиль получил модифицированный двигатель с рядом новшеств:
✅ силовой агрегат повернули на 180 градусов
✅ КПП расположили перед передней осью
✅ радиатор установили за двигателем
Двигатель имел термосифонное охлаждение без вентилятора. Такая простая и несовершенная система часто становилась причиной закипания охлаждающей жидкости. Особенно это случалось в жаркое время года или при длительной езде на первой передаче. Его параметры оказались следующими:
✅ двухцилиндровый двухтактник
✅ рабочий объем – 690 куб. см
✅ мощность – 22 л. с
✅ крутящий момент – 3500 об/мин
Он имел жидкостное охлаждение. По сравнению с двигателем IFA F8, получил измененную конструкцию алюминиевых головок блока цилиндров и свечи зажигания, расположенные по центру. Это добавило автомобилю резвости и мощности. Крутящий момент до 53 Нм передавался на передние колеса через многодисковое мокрое сцепление и несинхронизированную трехступенчатую коробку передач с блокировкой холостого хода. Карбюратор BVF подавал в двигатель смесь бензина и масла со степенью сжатия 6,8:1, а рычаг КПП расположили на приборной панели.
Первая версия AWZ P70 Zwickau представляла собой четырехместную двухдверную модель (тюдор). Он имел ступенчатую заднюю часть и колесную базу 2380 мм. Общие габариты небольшого автомобиля в цифрах выглядели так: 3740 х 1500 х 1480 мм. На деревянную основу кузова закрепили детали из новомодного дюропласта. Легкий и устойчивый к порезам материал успешно заменил листовую сталь глубокой вытяжки. Так добились двух целей: поэкономили дефицитный в ГДР материал и заметно облегчили конструкцию.

Автомобиль получил важные черты дизайна, ставшие стандартом в начале будущего десятилетия. Это гладкие формы с простой разделенной панелью, фары, встроенные в передние крылья и передние поворотники с ними рядом. В остальном, все довольно банально: отсутствие вентиляции окон и возможность попасть в багажное отделение только изнутри салона.
Нарекания и дальнейшая модернизация
Указанные выше моменты и другие проявившиеся проблемы вызвали недовольство заказчиков. Они массово жаловались на плохое оснащение, что повлекло за собой ряд усовершенствований, выполненных в 1956 году. Теперь окна получили раздвижные стекла. Со временем и доступ к багажнику вывели наружу. Для этого использовали откидную крышку. В модификации «тюдор» ее сделали выдвижной. В целом за недолгий срок производства автомобиль получил три варианта сборки кузова:
✅ тюдор
✅ универсал
✅ купе
Весной 1956 года к тюдор добавился трехдверный универсал. Большие задние двери открывались в левую сторону, обеспечивая отличный доступ к увеличенному багажному отсеку за сложенными задними сидениями. AWZ P70 Kombi завоевал большую популярность именно благодаря размеру места для хранения вещей. До средних стоек крыша универсала была идентична тюдор, но обтянута искусственной кожей.

Первоначальная версия автомобиля поставлялась и с выдвижной крышей. Автомобиль со снаряженной массой около 800 кг мог разгоняться до 90 км/ч. Он имел переднюю независимую подвеску на поперечных рычагах и жесткий мост с поперечной листовой рессорой сзади. На всех колесах применили барабанные тормоза.
Весной следующего года компания предложила самую элегантную модификацию в кузове купе. Здесь капот, крышу и крышку багажника выполнили из листовой стали. Спортивный дизайн автомобиля помог ему получить признание даже за рубежом. Здесь мы имеем дело с переработанной решеткой радиатора и возможностью опускать окна при помощи ручки.
Конечно, спортивных характеристик от стандартного силового агрегата ожидать не приходилось. Он мог разгоняться всего лишь до 100 км/ч, потребляя около 8 литров бензина на 100 км. Меньше чем за три года продано около 1500 единиц версии автомобиля в кузове купе.

Как уже упоминалось, самым уязвимым местом P70 стала его цена: 9250 марок ГДР за базовую версию и 9900 – за универсал. Купе и вовсе стоило на внутреннем рынке 11 700 марок. И это при среднемесячной зарплате, в то время не выходившей за пределы 500 марок ГДР! За четыре года собрано более 36 000 P70 в различных версиях. После этого настала пора намного более дешевого «Трабанта», ставшего на самом деле народным автомобилем ГДР.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...