Востребованные торговые прицепы от «МАЗ-Купава»
232

Востребованные торговые прицепы от «МАЗ-Купава»

В советской экономике все двигалось размеренно и каких-то особых движений на местах не требовалось. Сверху спускали план, а исполнители реализовывали его и претворяли в жизнь. Но в конце 80-х картина стала заметно меняться. Появились кооперативы и другие диковинные прежде формы предпринимательства. Идти в ногу с новыми веяниями приходилось и автомобильным предприятиям страны.


Правда, не все оказались к этому готовы, а кто-то элементарно не хотел ничего менять. Последствия такой инертности аукнулись в середине 90-х, когда многие наши автопредприятия просто ушли в историю. Совсем иная картина сложилась на Минском автозаводе. Как все мы прекрасно знаем, он и сегодня процветает, успешно производя широкий спектр транспортной продукции.

Востребованные торговые прицепы от «МАЗ-Купава»Таким было скромное начало. Фото: youtube.com

Залог такой положительной динамики закладывали еще четыре десятилетия назад. Тогда в руководстве МАЗ преобладали креативно мыслящие люди. Вспомним хотя бы некоторых из них: генерального директора М. Ф. Лавриновича и технического директора Г. А. Исаевича. Именно им и руководимому талантливыми организаторами коллективу принадлежала первая в Союзе идея. Минский автозавод предложил в конце 80-х вариант создания финансово-промышленной группы.

Сейчас это может не произвести впечатления, но попробуем вернуться на четыре десятилетия назад. Когда пресекалась на корню любая коммерция, взять и предложить явно капиталистический вариант – для этого потребовалось мужество. Как покажет наш дальнейший рассказ, руководители и коллектив МАЗ рискнули не зря – в конце их ждало «шампанское»!

От банка – до туристических автоприцепов


Михаилу Федоровичу повезло со временем руководства. Окажись он у руля МАЗ на пару десятилетий раньше и его коммерческий пыл обязательно довел до беды. Но времена поменялись, и он сначала лоббировал создание ОАО «Приорбанк» (офис находился в здании заводоуправления предприятия), а позже оказался в числе вдохновителей новой идеи.

Прицеп «Купава» 821002. Фото: youtube.com

Белорусы делали прекрасные грузовики, но в других транспортных сферах явно не хватало опыта и навыков. Поэтому Исаевич вышел на словенскую фирму, которая занималась выпуском туристических прицепов. После заключения взаимных договоренностей у минского предприятия открылась возможность сборки подобных конструкций по лицензии. Конечно, изготовление продукции по чужим чертежам всегда легче, чем делать что-то с нуля. Но не будем забывать в каких условиях минчане начинали свое дело: кризис в стране, абсолютно новое направление, недостаток коммерческого опыта.

Новинка произвела ошеломительный эффект. Спрос на прицепы от «Туртранс» оказался неимоверным. Дошло до того, что директору вновь образованного предприятия пришлось самолично устанавливать очередность в службе сбыта компании.


На предприятии выделили целый цех на переоборудование и последующий выпуск новой продукции. Именно здесь собирались первые прицепы «МАЗ-Купава», заслужившие уважение и огромную популярность у советских автолюбителей. К сожалению, подобная картина продлилась совсем недолго. Последние пару лет существования СССР люди с удовольствием обзаводились удобными и надежными прицепами, планируя их предстоящее использование:

✅ летний отпуск
✅ поездка в лес
✅ поездка на море (озеро)
✅ путешествия по стране

В начале 90-х все это еще казалось вполне реальным. Но с наступлением гиперинфляции и смутных времен ситуация сильно изменилась. Наступивший криминальный период в истории страны поставил крест на дальнейшем продвижении и продаже туристических прицепов. Спрос на них резко упал. И главной причиной стали не денежные затруднения, а вопрос безопасности. Ведь люди, еще вчера жившие в относительно безопасной стране, вдруг оказались в гуще бандитских разборок. В таких условиях уже мало у кого оставалось желание путешествовать и отдыхать дикарем.

Новый поворот или «держи нос по ветру»


Такой резкий переход от эйфории к проблеме сбыта мог выбить из седла кого угодно. Но белорусы смогли выдержать удар. Помочь сориентироваться в новых обстоятельствах им помогло то, что стало происходить с их продукцией в середине 90-х. Когда стало уже не до туризма, многие владельцы пытались найти применение купленным прицепам. Некоторые их переоборудовали в импровизированные жилые мини-вагончики. Это оказалось неплохой идеей во время пребывания на дачных участках или при строительстве там стационарных домиков.

Надежное соединение с транспортирующим автомобилем. Фото: youtube.com

Еще одной направлением стала продажа или передача в пользование больше не нужных прицепов новой категории граждан: торговцам передвижных ларьков. За эту идею и ухватились в Минске, решив реализовать ее в заводском масштабе. Получив техническую и ресурсную поддержку от основного предприятия, на «МАЗ-Купава» перешли к выпуску продукции нового направления:

✅ термокузовов для отечественных грузовиков
✅ термокузовов для европейских моделей
✅ термоприцепов для передвижной торговли с лотка

На предприятии постарались максимально расширить ассортимент, предложив свой вариант для каждого отечественного шасси. Теперь изотермические фургоны и автомагазины стали визитной карточкой предприятия.

Спустя два с половиной десятилетия компания не только не сдала позиции, а заметно продвинулась вперед. Ее ассортимент сегодня включает более двух сотен позиций. И это только базовая комплектация. Ведь для каждого заказчика существует индивидуальный подход, позволяющий разнообразить внутреннюю начинку в зависимости от дальнейшего использования техники:

✅ установка в прицепе аккумуляторных батарей
✅ прицепы с ДВС и бортовым вводом
✅ закругленная или скругленная форма прицепа

В последнем случае речь идет лишь о внешнем дизайне и предпочтениях будущего владельца. С технической стороны особых различий нет. В обоих случаях кузова изготавливают из сэндвич-панелей:

✅ снаружи – стеклонаполненный пластик
✅ внутри – бумажно-слоистый пластик
✅ наполнитель – полистирол
✅ крыша – оцинкованная сталь

Габариты техники сопоставимы с размерами стандартной кухни в современных квартирах: 6 х 2,1 х 2,1 метра. Такие прицепы популярны у заведений передвижной мелкой торговли или передвижных уличных кафе.

Внутреннее устройство и потенциальные клиенты


Чтобы передвижной аппарат мог автономно функционировать, его снабдили целым рядом оборудования. Во-первых, это две 20-литровых канистры в паре с раковиной и контактным краном. Завершает композицию погружной насос.

Внутренний интерьер – по желанию заказчика. Фото: youtube.com

Все функционирует благодаря 12-вольтному блоку питания и энергии от генератора. В случае установки на борт ДВС, он является источником энергии. При его отсутствии, предусмотрен бортовой ввод для подключения к общей энергосети.

Для обслуживающего персонала предусмотрели отдельное помещение в виде гардеробного шкафа. Холодильные витрины для торговли предоставляются белорусской фирмой «МИКАМ». Утепленные стены «Купавы» позволяют длительный период поддерживать комфортную внутреннюю температуру. Так их можно использовать в любое время года.

Прицеп размером с кухню. Фото: youtube.com

Сервисное обслуживание на территории Беларуси осуществляет самой фирмой. За границей – дилерскими центрами МАЗ. Можно не сомневаться, что дома или торговые точки на колесах и дальше будут пользоваться спросом у множества клиентов. А само предприятие «МАЗ-Купава» служит прекрасным доказательством того, что дело, начатое в сложные времена, но при мудром руководстве, может стать успешным.
Что вам известно о прицепах «МАЗ-Купава»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Як-18Т снова вернут в «строй»

Як-18Т снова вернут в «строй»

С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
«Везува С2» – сделано в России

«Везува С2» – сделано в России

Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Полируем фары картоном

Полируем фары картоном

Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...