Востребованные торговые прицепы от «МАЗ-Купава»
В советской экономике все двигалось размеренно и каких-то особых движений на местах не требовалось. Сверху спускали план, а исполнители реализовывали его и претворяли в жизнь. Но в конце 80-х картина стала заметно меняться. Появились кооперативы и другие диковинные прежде формы предпринимательства. Идти в ногу с новыми веяниями приходилось и автомобильным предприятиям страны.
Правда, не все оказались к этому готовы, а кто-то элементарно не хотел ничего менять. Последствия такой инертности аукнулись в середине 90-х, когда многие наши автопредприятия просто ушли в историю. Совсем иная картина сложилась на Минском автозаводе. Как все мы прекрасно знаем, он и сегодня процветает, успешно производя широкий спектр транспортной продукции.
Залог такой положительной динамики закладывали еще четыре десятилетия назад. Тогда в руководстве МАЗ преобладали креативно мыслящие люди. Вспомним хотя бы некоторых из них: генерального директора М. Ф. Лавриновича и технического директора Г. А. Исаевича. Именно им и руководимому талантливыми организаторами коллективу принадлежала первая в Союзе идея. Минский автозавод предложил в конце 80-х вариант создания финансово-промышленной группы.
Сейчас это может не произвести впечатления, но попробуем вернуться на четыре десятилетия назад. Когда пресекалась на корню любая коммерция, взять и предложить явно капиталистический вариант – для этого потребовалось мужество. Как покажет наш дальнейший рассказ, руководители и коллектив МАЗ рискнули не зря – в конце их ждало «шампанское»!
Михаилу Федоровичу повезло со временем руководства. Окажись он у руля МАЗ на пару десятилетий раньше и его коммерческий пыл обязательно довел до беды. Но времена поменялись, и он сначала лоббировал создание ОАО «Приорбанк» (офис находился в здании заводоуправления предприятия), а позже оказался в числе вдохновителей новой идеи.
Белорусы делали прекрасные грузовики, но в других транспортных сферах явно не хватало опыта и навыков. Поэтому Исаевич вышел на словенскую фирму, которая занималась выпуском туристических прицепов. После заключения взаимных договоренностей у минского предприятия открылась возможность сборки подобных конструкций по лицензии. Конечно, изготовление продукции по чужим чертежам всегда легче, чем делать что-то с нуля. Но не будем забывать в каких условиях минчане начинали свое дело: кризис в стране, абсолютно новое направление, недостаток коммерческого опыта.
На предприятии выделили целый цех на переоборудование и последующий выпуск новой продукции. Именно здесь собирались первые прицепы «МАЗ-Купава», заслужившие уважение и огромную популярность у советских автолюбителей. К сожалению, подобная картина продлилась совсем недолго. Последние пару лет существования СССР люди с удовольствием обзаводились удобными и надежными прицепами, планируя их предстоящее использование:
✅ летний отпуск
✅ поездка в лес
✅ поездка на море (озеро)
✅ путешествия по стране
В начале 90-х все это еще казалось вполне реальным. Но с наступлением гиперинфляции и смутных времен ситуация сильно изменилась. Наступивший криминальный период в истории страны поставил крест на дальнейшем продвижении и продаже туристических прицепов. Спрос на них резко упал. И главной причиной стали не денежные затруднения, а вопрос безопасности. Ведь люди, еще вчера жившие в относительно безопасной стране, вдруг оказались в гуще бандитских разборок. В таких условиях уже мало у кого оставалось желание путешествовать и отдыхать дикарем.
Такой резкий переход от эйфории к проблеме сбыта мог выбить из седла кого угодно. Но белорусы смогли выдержать удар. Помочь сориентироваться в новых обстоятельствах им помогло то, что стало происходить с их продукцией в середине 90-х. Когда стало уже не до туризма, многие владельцы пытались найти применение купленным прицепам. Некоторые их переоборудовали в импровизированные жилые мини-вагончики. Это оказалось неплохой идеей во время пребывания на дачных участках или при строительстве там стационарных домиков.
Еще одной направлением стала продажа или передача в пользование больше не нужных прицепов новой категории граждан: торговцам передвижных ларьков. За эту идею и ухватились в Минске, решив реализовать ее в заводском масштабе. Получив техническую и ресурсную поддержку от основного предприятия, на «МАЗ-Купава» перешли к выпуску продукции нового направления:
✅ термокузовов для отечественных грузовиков
✅ термокузовов для европейских моделей
✅ термоприцепов для передвижной торговли с лотка
На предприятии постарались максимально расширить ассортимент, предложив свой вариант для каждого отечественного шасси. Теперь изотермические фургоны и автомагазины стали визитной карточкой предприятия.
Спустя два с половиной десятилетия компания не только не сдала позиции, а заметно продвинулась вперед. Ее ассортимент сегодня включает более двух сотен позиций. И это только базовая комплектация. Ведь для каждого заказчика существует индивидуальный подход, позволяющий разнообразить внутреннюю начинку в зависимости от дальнейшего использования техники:
✅ установка в прицепе аккумуляторных батарей
✅ прицепы с ДВС и бортовым вводом
✅ закругленная или скругленная форма прицепа
В последнем случае речь идет лишь о внешнем дизайне и предпочтениях будущего владельца. С технической стороны особых различий нет. В обоих случаях кузова изготавливают из сэндвич-панелей:
✅ снаружи – стеклонаполненный пластик
✅ внутри – бумажно-слоистый пластик
✅ наполнитель – полистирол
✅ крыша – оцинкованная сталь
Габариты техники сопоставимы с размерами стандартной кухни в современных квартирах: 6 х 2,1 х 2,1 метра. Такие прицепы популярны у заведений передвижной мелкой торговли или передвижных уличных кафе.
Чтобы передвижной аппарат мог автономно функционировать, его снабдили целым рядом оборудования. Во-первых, это две 20-литровых канистры в паре с раковиной и контактным краном. Завершает композицию погружной насос.
Все функционирует благодаря 12-вольтному блоку питания и энергии от генератора. В случае установки на борт ДВС, он является источником энергии. При его отсутствии, предусмотрен бортовой ввод для подключения к общей энергосети.
Для обслуживающего персонала предусмотрели отдельное помещение в виде гардеробного шкафа. Холодильные витрины для торговли предоставляются белорусской фирмой «МИКАМ». Утепленные стены «Купавы» позволяют длительный период поддерживать комфортную внутреннюю температуру. Так их можно использовать в любое время года.
Сервисное обслуживание на территории Беларуси осуществляет самой фирмой. За границей – дилерскими центрами МАЗ. Можно не сомневаться, что дома или торговые точки на колесах и дальше будут пользоваться спросом у множества клиентов. А само предприятие «МАЗ-Купава» служит прекрасным доказательством того, что дело, начатое в сложные времена, но при мудром руководстве, может стать успешным.
Правда, не все оказались к этому готовы, а кто-то элементарно не хотел ничего менять. Последствия такой инертности аукнулись в середине 90-х, когда многие наши автопредприятия просто ушли в историю. Совсем иная картина сложилась на Минском автозаводе. Как все мы прекрасно знаем, он и сегодня процветает, успешно производя широкий спектр транспортной продукции.
Таким было скромное начало. Фото: youtube.com
Залог такой положительной динамики закладывали еще четыре десятилетия назад. Тогда в руководстве МАЗ преобладали креативно мыслящие люди. Вспомним хотя бы некоторых из них: генерального директора М. Ф. Лавриновича и технического директора Г. А. Исаевича. Именно им и руководимому талантливыми организаторами коллективу принадлежала первая в Союзе идея. Минский автозавод предложил в конце 80-х вариант создания финансово-промышленной группы.
Сейчас это может не произвести впечатления, но попробуем вернуться на четыре десятилетия назад. Когда пресекалась на корню любая коммерция, взять и предложить явно капиталистический вариант – для этого потребовалось мужество. Как покажет наш дальнейший рассказ, руководители и коллектив МАЗ рискнули не зря – в конце их ждало «шампанское»!
От банка – до туристических автоприцепов
Михаилу Федоровичу повезло со временем руководства. Окажись он у руля МАЗ на пару десятилетий раньше и его коммерческий пыл обязательно довел до беды. Но времена поменялись, и он сначала лоббировал создание ОАО «Приорбанк» (офис находился в здании заводоуправления предприятия), а позже оказался в числе вдохновителей новой идеи.
Прицеп «Купава» 821002. Фото: youtube.com
Белорусы делали прекрасные грузовики, но в других транспортных сферах явно не хватало опыта и навыков. Поэтому Исаевич вышел на словенскую фирму, которая занималась выпуском туристических прицепов. После заключения взаимных договоренностей у минского предприятия открылась возможность сборки подобных конструкций по лицензии. Конечно, изготовление продукции по чужим чертежам всегда легче, чем делать что-то с нуля. Но не будем забывать в каких условиях минчане начинали свое дело: кризис в стране, абсолютно новое направление, недостаток коммерческого опыта.
Новинка произвела ошеломительный эффект. Спрос на прицепы от «Туртранс» оказался неимоверным. Дошло до того, что директору вновь образованного предприятия пришлось самолично устанавливать очередность в службе сбыта компании.
На предприятии выделили целый цех на переоборудование и последующий выпуск новой продукции. Именно здесь собирались первые прицепы «МАЗ-Купава», заслужившие уважение и огромную популярность у советских автолюбителей. К сожалению, подобная картина продлилась совсем недолго. Последние пару лет существования СССР люди с удовольствием обзаводились удобными и надежными прицепами, планируя их предстоящее использование:
✅ летний отпуск
✅ поездка в лес
✅ поездка на море (озеро)
✅ путешествия по стране
В начале 90-х все это еще казалось вполне реальным. Но с наступлением гиперинфляции и смутных времен ситуация сильно изменилась. Наступивший криминальный период в истории страны поставил крест на дальнейшем продвижении и продаже туристических прицепов. Спрос на них резко упал. И главной причиной стали не денежные затруднения, а вопрос безопасности. Ведь люди, еще вчера жившие в относительно безопасной стране, вдруг оказались в гуще бандитских разборок. В таких условиях уже мало у кого оставалось желание путешествовать и отдыхать дикарем.
Новый поворот или «держи нос по ветру»
Такой резкий переход от эйфории к проблеме сбыта мог выбить из седла кого угодно. Но белорусы смогли выдержать удар. Помочь сориентироваться в новых обстоятельствах им помогло то, что стало происходить с их продукцией в середине 90-х. Когда стало уже не до туризма, многие владельцы пытались найти применение купленным прицепам. Некоторые их переоборудовали в импровизированные жилые мини-вагончики. Это оказалось неплохой идеей во время пребывания на дачных участках или при строительстве там стационарных домиков.
Надежное соединение с транспортирующим автомобилем. Фото: youtube.com
Еще одной направлением стала продажа или передача в пользование больше не нужных прицепов новой категории граждан: торговцам передвижных ларьков. За эту идею и ухватились в Минске, решив реализовать ее в заводском масштабе. Получив техническую и ресурсную поддержку от основного предприятия, на «МАЗ-Купава» перешли к выпуску продукции нового направления:
✅ термокузовов для отечественных грузовиков
✅ термокузовов для европейских моделей
✅ термоприцепов для передвижной торговли с лотка
На предприятии постарались максимально расширить ассортимент, предложив свой вариант для каждого отечественного шасси. Теперь изотермические фургоны и автомагазины стали визитной карточкой предприятия.
Спустя два с половиной десятилетия компания не только не сдала позиции, а заметно продвинулась вперед. Ее ассортимент сегодня включает более двух сотен позиций. И это только базовая комплектация. Ведь для каждого заказчика существует индивидуальный подход, позволяющий разнообразить внутреннюю начинку в зависимости от дальнейшего использования техники:
✅ установка в прицепе аккумуляторных батарей
✅ прицепы с ДВС и бортовым вводом
✅ закругленная или скругленная форма прицепа
В последнем случае речь идет лишь о внешнем дизайне и предпочтениях будущего владельца. С технической стороны особых различий нет. В обоих случаях кузова изготавливают из сэндвич-панелей:
✅ снаружи – стеклонаполненный пластик
✅ внутри – бумажно-слоистый пластик
✅ наполнитель – полистирол
✅ крыша – оцинкованная сталь
Габариты техники сопоставимы с размерами стандартной кухни в современных квартирах: 6 х 2,1 х 2,1 метра. Такие прицепы популярны у заведений передвижной мелкой торговли или передвижных уличных кафе.
Внутреннее устройство и потенциальные клиенты
Чтобы передвижной аппарат мог автономно функционировать, его снабдили целым рядом оборудования. Во-первых, это две 20-литровых канистры в паре с раковиной и контактным краном. Завершает композицию погружной насос.
Внутренний интерьер – по желанию заказчика. Фото: youtube.com
Все функционирует благодаря 12-вольтному блоку питания и энергии от генератора. В случае установки на борт ДВС, он является источником энергии. При его отсутствии, предусмотрен бортовой ввод для подключения к общей энергосети.
Для обслуживающего персонала предусмотрели отдельное помещение в виде гардеробного шкафа. Холодильные витрины для торговли предоставляются белорусской фирмой «МИКАМ». Утепленные стены «Купавы» позволяют длительный период поддерживать комфортную внутреннюю температуру. Так их можно использовать в любое время года.
Прицеп размером с кухню. Фото: youtube.com
Сервисное обслуживание на территории Беларуси осуществляет самой фирмой. За границей – дилерскими центрами МАЗ. Можно не сомневаться, что дома или торговые точки на колесах и дальше будут пользоваться спросом у множества клиентов. А само предприятие «МАЗ-Купава» служит прекрасным доказательством того, что дело, начатое в сложные времена, но при мудром руководстве, может стать успешным.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....