
Востребованные торговые прицепы от «МАЗ-Купава»
В советской экономике все двигалось размеренно и каких-то особых движений на местах не требовалось. Сверху спускали план, а исполнители реализовывали его и претворяли в жизнь. Но в конце 80-х картина стала заметно меняться. Появились кооперативы и другие диковинные прежде формы предпринимательства. Идти в ногу с новыми веяниями приходилось и автомобильным предприятиям страны.
Правда, не все оказались к этому готовы, а кто-то элементарно не хотел ничего менять. Последствия такой инертности аукнулись в середине 90-х, когда многие наши автопредприятия просто ушли в историю. Совсем иная картина сложилась на Минском автозаводе. Как все мы прекрасно знаем, он и сегодня процветает, успешно производя широкий спектр транспортной продукции.
Таким было скромное начало. Фото: youtube.com
Залог такой положительной динамики закладывали еще четыре десятилетия назад. Тогда в руководстве МАЗ преобладали креативно мыслящие люди. Вспомним хотя бы некоторых из них: генерального директора М. Ф. Лавриновича и технического директора Г. А. Исаевича. Именно им и руководимому талантливыми организаторами коллективу принадлежала первая в Союзе идея. Минский автозавод предложил в конце 80-х вариант создания финансово-промышленной группы.
Сейчас это может не произвести впечатления, но попробуем вернуться на четыре десятилетия назад. Когда пресекалась на корню любая коммерция, взять и предложить явно капиталистический вариант – для этого потребовалось мужество. Как покажет наш дальнейший рассказ, руководители и коллектив МАЗ рискнули не зря – в конце их ждало «шампанское»!
Михаилу Федоровичу повезло со временем руководства. Окажись он у руля МАЗ на пару десятилетий раньше и его коммерческий пыл обязательно довел до беды. Но времена поменялись, и он сначала лоббировал создание ОАО «Приорбанк» (офис находился в здании заводоуправления предприятия), а позже оказался в числе вдохновителей новой идеи.
Прицеп «Купава» 821002. Фото: youtube.com
Белорусы делали прекрасные грузовики, но в других транспортных сферах явно не хватало опыта и навыков. Поэтому Исаевич вышел на словенскую фирму, которая занималась выпуском туристических прицепов. После заключения взаимных договоренностей у минского предприятия открылась возможность сборки подобных конструкций по лицензии. Конечно, изготовление продукции по чужим чертежам всегда легче, чем делать что-то с нуля. Но не будем забывать в каких условиях минчане начинали свое дело: кризис в стране, абсолютно новое направление, недостаток коммерческого опыта.
На предприятии выделили целый цех на переоборудование и последующий выпуск новой продукции. Именно здесь собирались первые прицепы «МАЗ-Купава», заслужившие уважение и огромную популярность у советских автолюбителей. К сожалению, подобная картина продлилась совсем недолго. Последние пару лет существования СССР люди с удовольствием обзаводились удобными и надежными прицепами, планируя их предстоящее использование:
✅ летний отпуск
✅ поездка в лес
✅ поездка на море (озеро)
✅ путешествия по стране
В начале 90-х все это еще казалось вполне реальным. Но с наступлением гиперинфляции и смутных времен ситуация сильно изменилась. Наступивший криминальный период в истории страны поставил крест на дальнейшем продвижении и продаже туристических прицепов. Спрос на них резко упал. И главной причиной стали не денежные затруднения, а вопрос безопасности. Ведь люди, еще вчера жившие в относительно безопасной стране, вдруг оказались в гуще бандитских разборок. В таких условиях уже мало у кого оставалось желание путешествовать и отдыхать дикарем.
Такой резкий переход от эйфории к проблеме сбыта мог выбить из седла кого угодно. Но белорусы смогли выдержать удар. Помочь сориентироваться в новых обстоятельствах им помогло то, что стало происходить с их продукцией в середине 90-х. Когда стало уже не до туризма, многие владельцы пытались найти применение купленным прицепам. Некоторые их переоборудовали в импровизированные жилые мини-вагончики. Это оказалось неплохой идеей во время пребывания на дачных участках или при строительстве там стационарных домиков.
Надежное соединение с транспортирующим автомобилем. Фото: youtube.com
Еще одной направлением стала продажа или передача в пользование больше не нужных прицепов новой категории граждан: торговцам передвижных ларьков. За эту идею и ухватились в Минске, решив реализовать ее в заводском масштабе. Получив техническую и ресурсную поддержку от основного предприятия, на «МАЗ-Купава» перешли к выпуску продукции нового направления:
✅ термокузовов для отечественных грузовиков
✅ термокузовов для европейских моделей
✅ термоприцепов для передвижной торговли с лотка
На предприятии постарались максимально расширить ассортимент, предложив свой вариант для каждого отечественного шасси. Теперь изотермические фургоны и автомагазины стали визитной карточкой предприятия.
Спустя два с половиной десятилетия компания не только не сдала позиции, а заметно продвинулась вперед. Ее ассортимент сегодня включает более двух сотен позиций. И это только базовая комплектация. Ведь для каждого заказчика существует индивидуальный подход, позволяющий разнообразить внутреннюю начинку в зависимости от дальнейшего использования техники:
✅ установка в прицепе аккумуляторных батарей
✅ прицепы с ДВС и бортовым вводом
✅ закругленная или скругленная форма прицепа
В последнем случае речь идет лишь о внешнем дизайне и предпочтениях будущего владельца. С технической стороны особых различий нет. В обоих случаях кузова изготавливают из сэндвич-панелей:
✅ снаружи – стеклонаполненный пластик
✅ внутри – бумажно-слоистый пластик
✅ наполнитель – полистирол
✅ крыша – оцинкованная сталь
Габариты техники сопоставимы с размерами стандартной кухни в современных квартирах: 6 х 2,1 х 2,1 метра. Такие прицепы популярны у заведений передвижной мелкой торговли или передвижных уличных кафе.
Чтобы передвижной аппарат мог автономно функционировать, его снабдили целым рядом оборудования. Во-первых, это две 20-литровых канистры в паре с раковиной и контактным краном. Завершает композицию погружной насос.
Внутренний интерьер – по желанию заказчика. Фото: youtube.com
Все функционирует благодаря 12-вольтному блоку питания и энергии от генератора. В случае установки на борт ДВС, он является источником энергии. При его отсутствии, предусмотрен бортовой ввод для подключения к общей энергосети.
Для обслуживающего персонала предусмотрели отдельное помещение в виде гардеробного шкафа. Холодильные витрины для торговли предоставляются белорусской фирмой «МИКАМ». Утепленные стены «Купавы» позволяют длительный период поддерживать комфортную внутреннюю температуру. Так их можно использовать в любое время года.
Прицеп размером с кухню. Фото: youtube.com
Сервисное обслуживание на территории Беларуси осуществляет самой фирмой. За границей – дилерскими центрами МАЗ. Можно не сомневаться, что дома или торговые точки на колесах и дальше будут пользоваться спросом у множества клиентов. А само предприятие «МАЗ-Купава» служит прекрасным доказательством того, что дело, начатое в сложные времена, но при мудром руководстве, может стать успешным.
Правда, не все оказались к этому готовы, а кто-то элементарно не хотел ничего менять. Последствия такой инертности аукнулись в середине 90-х, когда многие наши автопредприятия просто ушли в историю. Совсем иная картина сложилась на Минском автозаводе. Как все мы прекрасно знаем, он и сегодня процветает, успешно производя широкий спектр транспортной продукции.

Залог такой положительной динамики закладывали еще четыре десятилетия назад. Тогда в руководстве МАЗ преобладали креативно мыслящие люди. Вспомним хотя бы некоторых из них: генерального директора М. Ф. Лавриновича и технического директора Г. А. Исаевича. Именно им и руководимому талантливыми организаторами коллективу принадлежала первая в Союзе идея. Минский автозавод предложил в конце 80-х вариант создания финансово-промышленной группы.
Сейчас это может не произвести впечатления, но попробуем вернуться на четыре десятилетия назад. Когда пресекалась на корню любая коммерция, взять и предложить явно капиталистический вариант – для этого потребовалось мужество. Как покажет наш дальнейший рассказ, руководители и коллектив МАЗ рискнули не зря – в конце их ждало «шампанское»!
От банка – до туристических автоприцепов
Михаилу Федоровичу повезло со временем руководства. Окажись он у руля МАЗ на пару десятилетий раньше и его коммерческий пыл обязательно довел до беды. Но времена поменялись, и он сначала лоббировал создание ОАО «Приорбанк» (офис находился в здании заводоуправления предприятия), а позже оказался в числе вдохновителей новой идеи.

Белорусы делали прекрасные грузовики, но в других транспортных сферах явно не хватало опыта и навыков. Поэтому Исаевич вышел на словенскую фирму, которая занималась выпуском туристических прицепов. После заключения взаимных договоренностей у минского предприятия открылась возможность сборки подобных конструкций по лицензии. Конечно, изготовление продукции по чужим чертежам всегда легче, чем делать что-то с нуля. Но не будем забывать в каких условиях минчане начинали свое дело: кризис в стране, абсолютно новое направление, недостаток коммерческого опыта.
Новинка произвела ошеломительный эффект. Спрос на прицепы от «Туртранс» оказался неимоверным. Дошло до того, что директору вновь образованного предприятия пришлось самолично устанавливать очередность в службе сбыта компании.
На предприятии выделили целый цех на переоборудование и последующий выпуск новой продукции. Именно здесь собирались первые прицепы «МАЗ-Купава», заслужившие уважение и огромную популярность у советских автолюбителей. К сожалению, подобная картина продлилась совсем недолго. Последние пару лет существования СССР люди с удовольствием обзаводились удобными и надежными прицепами, планируя их предстоящее использование:
✅ летний отпуск
✅ поездка в лес
✅ поездка на море (озеро)
✅ путешествия по стране
В начале 90-х все это еще казалось вполне реальным. Но с наступлением гиперинфляции и смутных времен ситуация сильно изменилась. Наступивший криминальный период в истории страны поставил крест на дальнейшем продвижении и продаже туристических прицепов. Спрос на них резко упал. И главной причиной стали не денежные затруднения, а вопрос безопасности. Ведь люди, еще вчера жившие в относительно безопасной стране, вдруг оказались в гуще бандитских разборок. В таких условиях уже мало у кого оставалось желание путешествовать и отдыхать дикарем.
Новый поворот или «держи нос по ветру»
Такой резкий переход от эйфории к проблеме сбыта мог выбить из седла кого угодно. Но белорусы смогли выдержать удар. Помочь сориентироваться в новых обстоятельствах им помогло то, что стало происходить с их продукцией в середине 90-х. Когда стало уже не до туризма, многие владельцы пытались найти применение купленным прицепам. Некоторые их переоборудовали в импровизированные жилые мини-вагончики. Это оказалось неплохой идеей во время пребывания на дачных участках или при строительстве там стационарных домиков.

Еще одной направлением стала продажа или передача в пользование больше не нужных прицепов новой категории граждан: торговцам передвижных ларьков. За эту идею и ухватились в Минске, решив реализовать ее в заводском масштабе. Получив техническую и ресурсную поддержку от основного предприятия, на «МАЗ-Купава» перешли к выпуску продукции нового направления:
✅ термокузовов для отечественных грузовиков
✅ термокузовов для европейских моделей
✅ термоприцепов для передвижной торговли с лотка
На предприятии постарались максимально расширить ассортимент, предложив свой вариант для каждого отечественного шасси. Теперь изотермические фургоны и автомагазины стали визитной карточкой предприятия.
Спустя два с половиной десятилетия компания не только не сдала позиции, а заметно продвинулась вперед. Ее ассортимент сегодня включает более двух сотен позиций. И это только базовая комплектация. Ведь для каждого заказчика существует индивидуальный подход, позволяющий разнообразить внутреннюю начинку в зависимости от дальнейшего использования техники:
✅ установка в прицепе аккумуляторных батарей
✅ прицепы с ДВС и бортовым вводом
✅ закругленная или скругленная форма прицепа
В последнем случае речь идет лишь о внешнем дизайне и предпочтениях будущего владельца. С технической стороны особых различий нет. В обоих случаях кузова изготавливают из сэндвич-панелей:
✅ снаружи – стеклонаполненный пластик
✅ внутри – бумажно-слоистый пластик
✅ наполнитель – полистирол
✅ крыша – оцинкованная сталь
Габариты техники сопоставимы с размерами стандартной кухни в современных квартирах: 6 х 2,1 х 2,1 метра. Такие прицепы популярны у заведений передвижной мелкой торговли или передвижных уличных кафе.
Внутреннее устройство и потенциальные клиенты
Чтобы передвижной аппарат мог автономно функционировать, его снабдили целым рядом оборудования. Во-первых, это две 20-литровых канистры в паре с раковиной и контактным краном. Завершает композицию погружной насос.

Все функционирует благодаря 12-вольтному блоку питания и энергии от генератора. В случае установки на борт ДВС, он является источником энергии. При его отсутствии, предусмотрен бортовой ввод для подключения к общей энергосети.
Для обслуживающего персонала предусмотрели отдельное помещение в виде гардеробного шкафа. Холодильные витрины для торговли предоставляются белорусской фирмой «МИКАМ». Утепленные стены «Купавы» позволяют длительный период поддерживать комфортную внутреннюю температуру. Так их можно использовать в любое время года.

Сервисное обслуживание на территории Беларуси осуществляет самой фирмой. За границей – дилерскими центрами МАЗ. Можно не сомневаться, что дома или торговые точки на колесах и дальше будут пользоваться спросом у множества клиентов. А само предприятие «МАЗ-Купава» служит прекрасным доказательством того, что дело, начатое в сложные времена, но при мудром руководстве, может стать успешным.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...