Востребованные торговые прицепы от «МАЗ-Купава»
В советской экономике все двигалось размеренно и каких-то особых движений на местах не требовалось. Сверху спускали план, а исполнители реализовывали его и претворяли в жизнь. Но в конце 80-х картина стала заметно меняться. Появились кооперативы и другие диковинные прежде формы предпринимательства. Идти в ногу с новыми веяниями приходилось и автомобильным предприятиям страны.
Правда, не все оказались к этому готовы, а кто-то элементарно не хотел ничего менять. Последствия такой инертности аукнулись в середине 90-х, когда многие наши автопредприятия просто ушли в историю. Совсем иная картина сложилась на Минском автозаводе. Как все мы прекрасно знаем, он и сегодня процветает, успешно производя широкий спектр транспортной продукции.
Залог такой положительной динамики закладывали еще четыре десятилетия назад. Тогда в руководстве МАЗ преобладали креативно мыслящие люди. Вспомним хотя бы некоторых из них: генерального директора М. Ф. Лавриновича и технического директора Г. А. Исаевича. Именно им и руководимому талантливыми организаторами коллективу принадлежала первая в Союзе идея. Минский автозавод предложил в конце 80-х вариант создания финансово-промышленной группы.
Сейчас это может не произвести впечатления, но попробуем вернуться на четыре десятилетия назад. Когда пресекалась на корню любая коммерция, взять и предложить явно капиталистический вариант – для этого потребовалось мужество. Как покажет наш дальнейший рассказ, руководители и коллектив МАЗ рискнули не зря – в конце их ждало «шампанское»!
Михаилу Федоровичу повезло со временем руководства. Окажись он у руля МАЗ на пару десятилетий раньше и его коммерческий пыл обязательно довел до беды. Но времена поменялись, и он сначала лоббировал создание ОАО «Приорбанк» (офис находился в здании заводоуправления предприятия), а позже оказался в числе вдохновителей новой идеи.
Белорусы делали прекрасные грузовики, но в других транспортных сферах явно не хватало опыта и навыков. Поэтому Исаевич вышел на словенскую фирму, которая занималась выпуском туристических прицепов. После заключения взаимных договоренностей у минского предприятия открылась возможность сборки подобных конструкций по лицензии. Конечно, изготовление продукции по чужим чертежам всегда легче, чем делать что-то с нуля. Но не будем забывать в каких условиях минчане начинали свое дело: кризис в стране, абсолютно новое направление, недостаток коммерческого опыта.
На предприятии выделили целый цех на переоборудование и последующий выпуск новой продукции. Именно здесь собирались первые прицепы «МАЗ-Купава», заслужившие уважение и огромную популярность у советских автолюбителей. К сожалению, подобная картина продлилась совсем недолго. Последние пару лет существования СССР люди с удовольствием обзаводились удобными и надежными прицепами, планируя их предстоящее использование:
✅ летний отпуск
✅ поездка в лес
✅ поездка на море (озеро)
✅ путешествия по стране
В начале 90-х все это еще казалось вполне реальным. Но с наступлением гиперинфляции и смутных времен ситуация сильно изменилась. Наступивший криминальный период в истории страны поставил крест на дальнейшем продвижении и продаже туристических прицепов. Спрос на них резко упал. И главной причиной стали не денежные затруднения, а вопрос безопасности. Ведь люди, еще вчера жившие в относительно безопасной стране, вдруг оказались в гуще бандитских разборок. В таких условиях уже мало у кого оставалось желание путешествовать и отдыхать дикарем.
Такой резкий переход от эйфории к проблеме сбыта мог выбить из седла кого угодно. Но белорусы смогли выдержать удар. Помочь сориентироваться в новых обстоятельствах им помогло то, что стало происходить с их продукцией в середине 90-х. Когда стало уже не до туризма, многие владельцы пытались найти применение купленным прицепам. Некоторые их переоборудовали в импровизированные жилые мини-вагончики. Это оказалось неплохой идеей во время пребывания на дачных участках или при строительстве там стационарных домиков.
Еще одной направлением стала продажа или передача в пользование больше не нужных прицепов новой категории граждан: торговцам передвижных ларьков. За эту идею и ухватились в Минске, решив реализовать ее в заводском масштабе. Получив техническую и ресурсную поддержку от основного предприятия, на «МАЗ-Купава» перешли к выпуску продукции нового направления:
✅ термокузовов для отечественных грузовиков
✅ термокузовов для европейских моделей
✅ термоприцепов для передвижной торговли с лотка
На предприятии постарались максимально расширить ассортимент, предложив свой вариант для каждого отечественного шасси. Теперь изотермические фургоны и автомагазины стали визитной карточкой предприятия.
Спустя два с половиной десятилетия компания не только не сдала позиции, а заметно продвинулась вперед. Ее ассортимент сегодня включает более двух сотен позиций. И это только базовая комплектация. Ведь для каждого заказчика существует индивидуальный подход, позволяющий разнообразить внутреннюю начинку в зависимости от дальнейшего использования техники:
✅ установка в прицепе аккумуляторных батарей
✅ прицепы с ДВС и бортовым вводом
✅ закругленная или скругленная форма прицепа
В последнем случае речь идет лишь о внешнем дизайне и предпочтениях будущего владельца. С технической стороны особых различий нет. В обоих случаях кузова изготавливают из сэндвич-панелей:
✅ снаружи – стеклонаполненный пластик
✅ внутри – бумажно-слоистый пластик
✅ наполнитель – полистирол
✅ крыша – оцинкованная сталь
Габариты техники сопоставимы с размерами стандартной кухни в современных квартирах: 6 х 2,1 х 2,1 метра. Такие прицепы популярны у заведений передвижной мелкой торговли или передвижных уличных кафе.
Чтобы передвижной аппарат мог автономно функционировать, его снабдили целым рядом оборудования. Во-первых, это две 20-литровых канистры в паре с раковиной и контактным краном. Завершает композицию погружной насос.
Все функционирует благодаря 12-вольтному блоку питания и энергии от генератора. В случае установки на борт ДВС, он является источником энергии. При его отсутствии, предусмотрен бортовой ввод для подключения к общей энергосети.
Для обслуживающего персонала предусмотрели отдельное помещение в виде гардеробного шкафа. Холодильные витрины для торговли предоставляются белорусской фирмой «МИКАМ». Утепленные стены «Купавы» позволяют длительный период поддерживать комфортную внутреннюю температуру. Так их можно использовать в любое время года.
Сервисное обслуживание на территории Беларуси осуществляет самой фирмой. За границей – дилерскими центрами МАЗ. Можно не сомневаться, что дома или торговые точки на колесах и дальше будут пользоваться спросом у множества клиентов. А само предприятие «МАЗ-Купава» служит прекрасным доказательством того, что дело, начатое в сложные времена, но при мудром руководстве, может стать успешным.
Правда, не все оказались к этому готовы, а кто-то элементарно не хотел ничего менять. Последствия такой инертности аукнулись в середине 90-х, когда многие наши автопредприятия просто ушли в историю. Совсем иная картина сложилась на Минском автозаводе. Как все мы прекрасно знаем, он и сегодня процветает, успешно производя широкий спектр транспортной продукции.
Таким было скромное начало. Фото: youtube.com
Залог такой положительной динамики закладывали еще четыре десятилетия назад. Тогда в руководстве МАЗ преобладали креативно мыслящие люди. Вспомним хотя бы некоторых из них: генерального директора М. Ф. Лавриновича и технического директора Г. А. Исаевича. Именно им и руководимому талантливыми организаторами коллективу принадлежала первая в Союзе идея. Минский автозавод предложил в конце 80-х вариант создания финансово-промышленной группы.
Сейчас это может не произвести впечатления, но попробуем вернуться на четыре десятилетия назад. Когда пресекалась на корню любая коммерция, взять и предложить явно капиталистический вариант – для этого потребовалось мужество. Как покажет наш дальнейший рассказ, руководители и коллектив МАЗ рискнули не зря – в конце их ждало «шампанское»!
От банка – до туристических автоприцепов
Михаилу Федоровичу повезло со временем руководства. Окажись он у руля МАЗ на пару десятилетий раньше и его коммерческий пыл обязательно довел до беды. Но времена поменялись, и он сначала лоббировал создание ОАО «Приорбанк» (офис находился в здании заводоуправления предприятия), а позже оказался в числе вдохновителей новой идеи.
Прицеп «Купава» 821002. Фото: youtube.com
Белорусы делали прекрасные грузовики, но в других транспортных сферах явно не хватало опыта и навыков. Поэтому Исаевич вышел на словенскую фирму, которая занималась выпуском туристических прицепов. После заключения взаимных договоренностей у минского предприятия открылась возможность сборки подобных конструкций по лицензии. Конечно, изготовление продукции по чужим чертежам всегда легче, чем делать что-то с нуля. Но не будем забывать в каких условиях минчане начинали свое дело: кризис в стране, абсолютно новое направление, недостаток коммерческого опыта.
Новинка произвела ошеломительный эффект. Спрос на прицепы от «Туртранс» оказался неимоверным. Дошло до того, что директору вновь образованного предприятия пришлось самолично устанавливать очередность в службе сбыта компании.
На предприятии выделили целый цех на переоборудование и последующий выпуск новой продукции. Именно здесь собирались первые прицепы «МАЗ-Купава», заслужившие уважение и огромную популярность у советских автолюбителей. К сожалению, подобная картина продлилась совсем недолго. Последние пару лет существования СССР люди с удовольствием обзаводились удобными и надежными прицепами, планируя их предстоящее использование:
✅ летний отпуск
✅ поездка в лес
✅ поездка на море (озеро)
✅ путешествия по стране
В начале 90-х все это еще казалось вполне реальным. Но с наступлением гиперинфляции и смутных времен ситуация сильно изменилась. Наступивший криминальный период в истории страны поставил крест на дальнейшем продвижении и продаже туристических прицепов. Спрос на них резко упал. И главной причиной стали не денежные затруднения, а вопрос безопасности. Ведь люди, еще вчера жившие в относительно безопасной стране, вдруг оказались в гуще бандитских разборок. В таких условиях уже мало у кого оставалось желание путешествовать и отдыхать дикарем.
Новый поворот или «держи нос по ветру»
Такой резкий переход от эйфории к проблеме сбыта мог выбить из седла кого угодно. Но белорусы смогли выдержать удар. Помочь сориентироваться в новых обстоятельствах им помогло то, что стало происходить с их продукцией в середине 90-х. Когда стало уже не до туризма, многие владельцы пытались найти применение купленным прицепам. Некоторые их переоборудовали в импровизированные жилые мини-вагончики. Это оказалось неплохой идеей во время пребывания на дачных участках или при строительстве там стационарных домиков.
Надежное соединение с транспортирующим автомобилем. Фото: youtube.com
Еще одной направлением стала продажа или передача в пользование больше не нужных прицепов новой категории граждан: торговцам передвижных ларьков. За эту идею и ухватились в Минске, решив реализовать ее в заводском масштабе. Получив техническую и ресурсную поддержку от основного предприятия, на «МАЗ-Купава» перешли к выпуску продукции нового направления:
✅ термокузовов для отечественных грузовиков
✅ термокузовов для европейских моделей
✅ термоприцепов для передвижной торговли с лотка
На предприятии постарались максимально расширить ассортимент, предложив свой вариант для каждого отечественного шасси. Теперь изотермические фургоны и автомагазины стали визитной карточкой предприятия.
Спустя два с половиной десятилетия компания не только не сдала позиции, а заметно продвинулась вперед. Ее ассортимент сегодня включает более двух сотен позиций. И это только базовая комплектация. Ведь для каждого заказчика существует индивидуальный подход, позволяющий разнообразить внутреннюю начинку в зависимости от дальнейшего использования техники:
✅ установка в прицепе аккумуляторных батарей
✅ прицепы с ДВС и бортовым вводом
✅ закругленная или скругленная форма прицепа
В последнем случае речь идет лишь о внешнем дизайне и предпочтениях будущего владельца. С технической стороны особых различий нет. В обоих случаях кузова изготавливают из сэндвич-панелей:
✅ снаружи – стеклонаполненный пластик
✅ внутри – бумажно-слоистый пластик
✅ наполнитель – полистирол
✅ крыша – оцинкованная сталь
Габариты техники сопоставимы с размерами стандартной кухни в современных квартирах: 6 х 2,1 х 2,1 метра. Такие прицепы популярны у заведений передвижной мелкой торговли или передвижных уличных кафе.
Внутреннее устройство и потенциальные клиенты
Чтобы передвижной аппарат мог автономно функционировать, его снабдили целым рядом оборудования. Во-первых, это две 20-литровых канистры в паре с раковиной и контактным краном. Завершает композицию погружной насос.
Внутренний интерьер – по желанию заказчика. Фото: youtube.com
Все функционирует благодаря 12-вольтному блоку питания и энергии от генератора. В случае установки на борт ДВС, он является источником энергии. При его отсутствии, предусмотрен бортовой ввод для подключения к общей энергосети.
Для обслуживающего персонала предусмотрели отдельное помещение в виде гардеробного шкафа. Холодильные витрины для торговли предоставляются белорусской фирмой «МИКАМ». Утепленные стены «Купавы» позволяют длительный период поддерживать комфортную внутреннюю температуру. Так их можно использовать в любое время года.
Прицеп размером с кухню. Фото: youtube.com
Сервисное обслуживание на территории Беларуси осуществляет самой фирмой. За границей – дилерскими центрами МАЗ. Можно не сомневаться, что дома или торговые точки на колесах и дальше будут пользоваться спросом у множества клиентов. А само предприятие «МАЗ-Купава» служит прекрасным доказательством того, что дело, начатое в сложные времена, но при мудром руководстве, может стать успешным.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Увеличение штрафов в 40 раз и не только – последние изменения для автомобилистов
В новом видео на YouTube-канале «Александр Шумский» автор рассказывает об очередных изменениях в правилах дорожного движения, которые могут значительно...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....