И об одной из таких прекрасных моделей мы и вспомним сегодня. Но сначала обратимся к истокам. А они были очень непростыми. Самое начало 90-х подсказывало, что вскоре всех ждут кардинальные перемены. Но творческие изыскания коллектива ВАЗ продолжались и в таких кризисных условиях.
Многие модификации TMS успешно участвовали в гонках. Фото: youtube.com
Постепенно у местных инженеров родилась новая модель – ВАЗ-2110 (или попросту «десятка»). Автомобилю придали современные формы и подготовили к представлению широкой публике. Символично, что ее впервые показали за считанные дни до завершения советской эпохи – в декабре 1991 года. Это произошло на автомобильной выставке в Москве.
Поэтому дальнейшее продвижение новинки связано уже не с Горбачевым, который сошел с политической сцены, а с Б. Н. Ельциным. Первого российского президента познакомили с ВАЗ-2110 примерно год спустя. Но до серийного производства оставалось еще около трех лет. И, как оказалось позже, предсерийные образцы довольно сильно отличались от тех, которые в итоге вышли в серию.
Вообще над этим автомобилем так долго работали, что многие и не надеялись увидеть его на заводском конвейере. Первые идеи появились еще во второй половине 70-х. Потом в 1983-м их воплотили в макете (в дизайне чувствовались веяния от немецкого Opel).
За рулем Lada Priora TMS Sport. Фото: youtube.com
Ее рабочее название на тот момент определяли как ВАЗ-2112. Позже пошли дальнейшие доработки, которые уперлись в итоге в эпоху всеобщего развала. Удивительно, но этот автомобиль смогли довести до логического завершения и даже создали немало достойных его модификаций. За это мы сегодня можем быть благодарны мужественному коллективу завода и всем, кто не опустил руки в почти безысходном положении.
Подарок для всех от «ТМС Моторспорт»
Все уже привыкли, что у таких именитых фирм, как Mercedes имеются «придворные» в виде AMG, создающие спорткары с выдающимися способностями. Есть подобное сотрудничество и у Волжского завода с расположенным рядом ООО «ТМС Моторспорт». Эта компания как раз и специализируется на переделках отечественных серийных моделей в мощные гоночные автомобили. В свое время они обратили внимание и на ВАЗ-2110.
В 2000 году стартовал проект сборки спорткаров на базе «десятки». Так появился быстрая и мощная LADA TMS 1.6. Автомобиль добился прекрасных результатов в спорте, поэтому заслужил всеобщее уважение и почтение. Знаковым стало и то, что под его капотом расположился силовой агрегат отечественного производства.
На стыке веков уже не было проблем в плане сотрудничества с ведущими автопроизводителями Европы. Многие спортивные версии ВАЗ получили двигатели иностранного производства. Тем интересней пример TMS 1.6, где решили использовать собственный 1,6-литровый мотор. В результате получили следующие показатели:
✅ бензиновый 4-цилиндровый двигатель
✅ рабочий объем – 1597 куб. см
✅ мощность – 130 (в следующих вариантах – 176) л. с
✅ максимальная скорость – 200 км/ч
✅ разгон до первой «сотни» – за 10,5 секунд
При его создании использовали высокие технологии и последние разработки в области автомобилестроения. После форсирования двигатель показал упомянутые выше прекрасные показатели, как в мощностном, так и в скоростном режиме. Сам спорткар получился не только быстрым, но качественным и надежным. Ниже рассмотрим его технические показатели немного подробнее.
Преимущества отличного авто в его конструкции
Первым делом инженерам пришлось доводить коробку передач, чтобы она соответствовала мощностным возможностям автомобиля. Это было успешно реализовано. Позже принялись за трансмиссию. Улучшение ее показателей привели к оптимальным эксплуатационным возможностям гоночной версии.
Учитывая использование автомобиля на пределе его возможностей, конструкцию снабдили стабилизатором поперечной устойчивости. Его установили в задней балке. Кроме этого, компания предложила двухтрубные амортизаторы с газовым заполнением собственного производства. Ужесточили и переднюю балку, применив шарниры растяжек.
Стильная Lada Priora TMS Sport. Фото: youtube.com
Понятное дело, что высокая скорость требует и надежных тормозов. В этом отношении пошли по непроторенной дорожке, избрав оригинальную тормозную систему. Передние использовали от компании Graf (вентилируемые), а задние – дисковые. Ручной тормоз получил механический привод. Применили конструкторы и еще ряд успешных нововведений:
✅ повышенная эргономика обеспечила комфорт в управлении автомобилем
✅ стильный обвес спорткара создал прекрасный внешний вид
✅ оригинальные аэродинамические линии содействовали экономичности двигателя
Последнее особенно явно проявляется во время использования автомобиля на дорогах автобанов. Сбалансированы между передней и задней частью LADA TMS 1.6 подъемные силы при движении на высокой скорости. Чтобы заметно уменьшить температуру двигателя, работающего на высоких оборотах, увеличили интенсивность воздушного потока на входе в радиатор. Успешные выступления и отличные показатели сделали автомобиль одной из самых быстрых модификаций «десятки». А среди вариантов с отечественным мотором ей и вовсе нет равных. Поэтому сотрудничество с компанией TMS продолжилось и в дальнейшем.
Новые спорткары от TMS
Спортивная мастерская TMS пыталась развить успех, привнеся в свои модели больше мощности, спортивной внешности и ходовых качеств. Так, спустя десятилетие, появилась Lada Kalina TMS 1.8 Turbo. В этом случае сохранилась традиция использования отечественных силовых агрегатов.
Правда, для улучшения показателей, инженерам пришлось немного исхитрится. Взяв за основу стандартный 1,6-литровый двигатель, они расточили его, увеличив объем до 1,77 литра. Это позволило получить автомобиль с характеристиками, которые делают его достойным конкурентом для многих иностранных быстрых хэтчбеков:
✅ мощность двигателя – 202 л. с
✅ максимальный крутящий момент – 310 Нм
✅ КПП – 6-ступенчатая «механика» с самоблокирующимся дифференциалом
Сюда можно добавить переднеприводную конструкцию и турбокомпрессор Garrett GT 17. Производитель спорткаров очень постарался, чтобы создать достойный образец техники, с которым не было бы «за державу обидно». Благодаря небольшой снаряженной массе в 1180 кг он даже превосходил многих из конкурентов.
Тест Lada Kalina 1.6 TMS Sport. Фото: youtube.com
Еще один пример – Lada Priora TMS Sport. Ее можно назвать символической отсылкой к истории участия российской заводской команды в чемпионате мира по кузовным гонкам (WTCC). Автомобиль получил не только белую окраску, но и ряд пластиковых деталей кузова. В том числе, задний спойлер.
Над стандартным 1,6-литровым мотором заметно потрудились. Применив новый впускной и выпускной тракты, новые распредвалы и карту блока управления, мощность заметно увеличили: с 98 до 122 л. с. Конечно, по современным меркам, это более чем скромно. Но, напомним, что Priora намного легче конкурентов – 1088 кг. К тому же укороченная 5-ступенчатая КПП обеспечила ей отличную динамику.
В «плюс» стоит записать более жесткое шасси и крутое рулевое управление. Автомобиль на 16-дюймовых колесах получил новую оббивку салона и сидения с выраженной боковой направленностью. Lada Priora TMS Sport предлагался для продажи на европейский рынок по цене 14,5 тыс. евро.
И это уже не просто «Лада». Фото: youtube.com
Вспомним и о 5-дверном одноместном хэтчбеке. На этом 900-килограммовом автомобиле, развивавшем скорость до 200 км/ч, Алексей Дудукало выступал в российских зимних ледовых гонках. В 2012 году он стал экспонатом автовыставки AMI Лейпциг.