УАЗ-2970 – дизель-электрический микроавтобус и другие малоизвестные гибриды
Автомобили УАЗ – это воплощение технологий прошлого в современном мире. Годы идут, а внедорожники СГР («Буханка») и Хантер (469) остаются внешне и конструктивно все теми же, что и в Советском Союзе.
Но случалось, что Ульяновский автомобильный завод выпускал интересные гибриды, равных которым не было не только в СССР и России, но и во всем мире. Уже слышали про УАЗ-2970 – дизель-электрический микроавтобус, показанный в 2006 году? Но это далеко не все интересные отечественные разработки.
Начать стоит с 1974 года, когда специалисты Ульяновского автомобильного завода совместно с коллегами из ВНИИЭМ Минэлектротехпром создали опытную партию полноценных электрокаров УАЗ-451МИ.
Всего было изготовлено пять экземпляров без традиционных двигателей внутреннего сгорания, работающие на переменном токе. Идея была не нова – к тому времени опыты с электрокарами проводили разные организации в Советском Союзе, хотя новатором всегда выступал НАМИ.
Ничего удивительного, что при таком весе УАЗ-451МИ не отличался большим запасом хода. Конечно, инженеры постарались максимально облегчить конструкцию, для чего сделали фургон из алюминия, но это помогло мало.
Пять опытных экземпляров 1974 модельного года имели внешние зарядные устройства, поэтому «заправляться» можно было только в специальном боксе. О том, что электроавтомобили являлись вполне работоспособными, говорит тот факт, что их использовали для грузоперевозок колбасных изделий с Черкизовского мясокомбината.
В 1978 году появилась новая партия электрокаров УАЗ-451МИ – улучшенной версии.
Отличия:
Всего за один час АКБ заполнялись до 70%, так что достаточно было подключать их в розетку во время погрузочно-разгрузочных работ.
Внешне УАЗ-451МИ новой партии практически не отличались от бензиновых версий. Но на борту была крупная надпись «Электро», красноречиво намекающая на необычность модели.
Внутри у УАЗ-451МИ было только две педали, а вместо стандартной приборной панели у автомобиля имелись вольтметры и амперметры, как в троллейбусах.
Грузоподъемности в 500 кг для электрокаров было явно недостаточно. Поэтому в 1980 году Ульяновский автомобильный завод начал штучный выпуск новой модели. УАЗ-3801 получил грузоподъемность 650 или 800 кг (информация в разных источниках отличается).
Батареи «переехали» в кузов, там для них появился специальный отсек.
Всего с 1980 по 1985 гг. было изготовлено 65 цельнометаллических фургонов УАЗ-3801. Первые экземпляры имели запас хода до 50 км. Самые поздние версии получили систему рекуперации, благодаря чему аккумуляторы заряжались во время торможения. В городских условиях пробег возрос до 75 км.
Самым интересным гибридом Ульяновского автомобильного завода стал УАЗ-2970. Этот микроавтобус, оснащенный дизельно-электрическим двигателем, был показан в 2006 году на выставке военной техники.
Когда была начата разработка этого автомобиля, точно неизвестно, но не позже 2003 года.
Идея была интересная, но исполнение подкачало – несмотря на заставленный АКБ грузовой отсек, запас хода на электричестве составлял всего 30 км, а расход топлива достигал 11,5 литра на 100 км. Для дизеля – это очень много и не понятно, в чем смысл, и экономия. Плюс выглядел УАЗ-2970 откровенно топорно и некрасиво.
Планировалось, что странный гибрид пойдет на вооружения Российской Армии, но от него отказались. Прототип ехать не желал, хотя при вывешивании колеса крутились. Аккумуляторы были обычные, автомобильные (стартерные) и занимали весь кузов. Понятно, что ни о каких испытаниях при таком исполнении не могло быть и речи.
Но винить конструкторов Ульяновского автомобильного завода не стоит – они сделали, что получалось в условиях отсутствия финансирования. Компания Соллерс не сочла нужным вкладывать деньги в странный гибрид и эта разработка осталась опытной.
Одновременно с УАЗ-2970, сторонние специалисты разрабатывали ходовую модель нового военного внедорожника. С 2003 по 2006 гг. тюнинговое подразделение CARDI СКБ «МАМИ» собрало интересный автомобиль. Заказчиком проекта выступал Ульяновский завод.
В отличие от УАЗ-2970, ходовой макет от стороннего производителя получился внешне более симпатичным, и он был способен передвигаться своим ходом.
Особенности модели:
Автомобиль был забракован российскими военными, поэтому дальнейшего развития не получил.
После неудачного опыта с военными внедорожниками 2006 года, на Ульяновском автомобильном заводе переключились на коммерческий транспорт. В 2010 г. появился прототип UAZ-Cargo с гибридной бензиново-электрической силовой установкой.
Новинка не привлекла особого внимания, да и сам производитель не стал позиционировать ее, как серийную. Это была просто опытная разработка, денег на запуск ее в производство компания Соллерс не выделила.
Электрический мотор способен как передавать усилия на колеса автомобиля, так и работать в качестве генератора. Расход топлива UAZ-Cargo значительно ниже, чем у бензиновой модели, но машина была слишком дорогостоящей для запуска в серийное производство.
В 2013 году появился новый прототип от Ульяновского автомобильного завода. В этот раз производитель серьезно подошел к вопросу, создав гибридную модель на шасси Патриота. Этот внедорожник тоже не стал серийным.
Через год была предпринята попытка еще раз вернуться к запуску в серию коммерческого UAZ-Cargo. Создав несколько образцов, Ульяновский автомобильный завод даже занялся рекламой своего гибрида.
Единственным серьезным плюсом UAZ-Cargo была возможность использовать автомобиль как генератор. Это в перспективе предполагало эксплуатацию машины в качестве передвижной торговой точки с холодильным оборудованием даже в самых глухих уголках страны.
Но и этот гибридный автомобиль не стал серийным. Владельцы Ульяновского завода не стали финансировать запуск модели в производство.
Гибридные и электрические УАЗы так и остались прототипами и опытными образцами. Компания Соллерс также пока не планирует финансирование этой области.
Но случалось, что Ульяновский автомобильный завод выпускал интересные гибриды, равных которым не было не только в СССР и России, но и во всем мире. Уже слышали про УАЗ-2970 – дизель-электрический микроавтобус, показанный в 2006 году? Но это далеко не все интересные отечественные разработки.
УАЗ-451МИ
Начать стоит с 1974 года, когда специалисты Ульяновского автомобильного завода совместно с коллегами из ВНИИЭМ Минэлектротехпром создали опытную партию полноценных электрокаров УАЗ-451МИ.
Самый первый УАЗ-451МИ. Фото: Youtube.com
Всего было изготовлено пять экземпляров без традиционных двигателей внутреннего сгорания, работающие на переменном токе. Идея была не нова – к тому времени опыты с электрокарами проводили разные организации в Советском Союзе, хотя новатором всегда выступал НАМИ.
Внешне УАЗ-451МИ были похожи на грузовые «Головастики» с кузовом типа фургон. Аккумуляторов было много – они занимали почти весь отсек. Для груза оставался запас в 500 кг. Зато полная масса автомобиля составляла 2,4 тонны.
Ничего удивительного, что при таком весе УАЗ-451МИ не отличался большим запасом хода. Конечно, инженеры постарались максимально облегчить конструкцию, для чего сделали фургон из алюминия, но это помогло мало.
Пять опытных экземпляров 1974 модельного года имели внешние зарядные устройства, поэтому «заправляться» можно было только в специальном боксе. О том, что электроавтомобили являлись вполне работоспособными, говорит тот факт, что их использовали для грузоперевозок колбасных изделий с Черкизовского мясокомбината.
В 1978 году появилась новая партия электрокаров УАЗ-451МИ – улучшенной версии.
Отличия:
- ? Цельнометаллический кузов
- ? Установка блоков аккумуляторных батарей под полом на раме
- ? Зарядное устройство разместили на автомобиле, что позволяло «заправляться» от любой электроточки
Всего за один час АКБ заполнялись до 70%, так что достаточно было подключать их в розетку во время погрузочно-разгрузочных работ.
Второе поколение УАЗ-451МИ. Фото: Youtube.com
Внешне УАЗ-451МИ новой партии практически не отличались от бензиновых версий. Но на борту была крупная надпись «Электро», красноречиво намекающая на необычность модели.
Внутри у УАЗ-451МИ было только две педали, а вместо стандартной приборной панели у автомобиля имелись вольтметры и амперметры, как в троллейбусах.
УАЗ-3801
Грузоподъемности в 500 кг для электрокаров было явно недостаточно. Поэтому в 1980 году Ульяновский автомобильный завод начал штучный выпуск новой модели. УАЗ-3801 получил грузоподъемность 650 или 800 кг (информация в разных источниках отличается).
Батареи «переехали» в кузов, там для них появился специальный отсек.
Всего с 1980 по 1985 гг. было изготовлено 65 цельнометаллических фургонов УАЗ-3801. Первые экземпляры имели запас хода до 50 км. Самые поздние версии получили систему рекуперации, благодаря чему аккумуляторы заряжались во время торможения. В городских условиях пробег возрос до 75 км.
УАЗ-2970
Самым интересным гибридом Ульяновского автомобильного завода стал УАЗ-2970. Этот микроавтобус, оснащенный дизельно-электрическим двигателем, был показан в 2006 году на выставке военной техники.
Это УАЗ-3801, сохранившийся до наших дней. Фото: Youtube.com
Когда была начата разработка этого автомобиля, точно неизвестно, но не позже 2003 года.
Что интересно – модель создана на основе дизельного мотора ЗМЗ-5143, который только начали серийно устанавливать на УАЗы с 2006 г. Два электродвигателя крутили колеса, а дизель – генератор, отвечающий за зарядку аккумуляторов.
Идея была интересная, но исполнение подкачало – несмотря на заставленный АКБ грузовой отсек, запас хода на электричестве составлял всего 30 км, а расход топлива достигал 11,5 литра на 100 км. Для дизеля – это очень много и не понятно, в чем смысл, и экономия. Плюс выглядел УАЗ-2970 откровенно топорно и некрасиво.
Планировалось, что странный гибрид пойдет на вооружения Российской Армии, но от него отказались. Прототип ехать не желал, хотя при вывешивании колеса крутились. Аккумуляторы были обычные, автомобильные (стартерные) и занимали весь кузов. Понятно, что ни о каких испытаниях при таком исполнении не могло быть и речи.
Откровенно неудачный дизайн и грубое исполнение. Фото: Youtube.com
Но винить конструкторов Ульяновского автомобильного завода не стоит – они сделали, что получалось в условиях отсутствия финансирования. Компания Соллерс не сочла нужным вкладывать деньги в странный гибрид и эта разработка осталась опытной.
Военный ходовой макет от СКБ «МАМИ» тюнингового ателье CARDI
Одновременно с УАЗ-2970, сторонние специалисты разрабатывали ходовую модель нового военного внедорожника. С 2003 по 2006 гг. тюнинговое подразделение CARDI СКБ «МАМИ» собрало интересный автомобиль. Заказчиком проекта выступал Ульяновский завод.
В отличие от УАЗ-2970, ходовой макет от стороннего производителя получился внешне более симпатичным, и он был способен передвигаться своим ходом.
Особенности модели:
- ? Дизель-электрический гибридный двигатель от УАЗ-2970
- ? Вместимость 9 человек
- ? Грузоподъемность – 1 тонна
- ? Модульная конструкция
Автомобиль был забракован российскими военными, поэтому дальнейшего развития не получил.
Гибридный UAZ-Cargo и Патриот
После неудачного опыта с военными внедорожниками 2006 года, на Ульяновском автомобильном заводе переключились на коммерческий транспорт. В 2010 г. появился прототип UAZ-Cargo с гибридной бензиново-электрической силовой установкой.
Ходовая модель МАМИ уже внешне куда более интересная. Фото: Youtube.com
Новинка не привлекла особого внимания, да и сам производитель не стал позиционировать ее, как серийную. Это была просто опытная разработка, денег на запуск ее в производство компания Соллерс не выделила.
Среди интересных особенностей гибридного UAZ-Cargo стоит отметить приемно-распределительное устройство между ДВС и электродвигателем. Оно создано на основе стандартной раздаточной коробки УАЗ.
Электрический мотор способен как передавать усилия на колеса автомобиля, так и работать в качестве генератора. Расход топлива UAZ-Cargo значительно ниже, чем у бензиновой модели, но машина была слишком дорогостоящей для запуска в серийное производство.
В 2013 году появился новый прототип от Ульяновского автомобильного завода. В этот раз производитель серьезно подошел к вопросу, создав гибридную модель на шасси Патриота. Этот внедорожник тоже не стал серийным.
Одна из последних разработок – электрическая модификация Хантера. Фото: Youtube.com
Через год была предпринята попытка еще раз вернуться к запуску в серию коммерческого UAZ-Cargo. Создав несколько образцов, Ульяновский автомобильный завод даже занялся рекламой своего гибрида.
Несмотря на прошедшие года, ничего нового в UAZ-Cargo не появилось. Запас чистого хода на электричестве составлял всего 40 км. В рекламе говорилось об экономии топлива, но стоимость гибрида и его вес по факту делали покупку нового автомобиля бессмысленной.
Единственным серьезным плюсом UAZ-Cargo была возможность использовать автомобиль как генератор. Это в перспективе предполагало эксплуатацию машины в качестве передвижной торговой точки с холодильным оборудованием даже в самых глухих уголках страны.
Но и этот гибридный автомобиль не стал серийным. Владельцы Ульяновского завода не стали финансировать запуск модели в производство.
Гибридные и электрические УАЗы так и остались прототипами и опытными образцами. Компания Соллерс также пока не планирует финансирование этой области.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...