УАЗ-2970 – дизель-электрический микроавтобус и другие малоизвестные гибриды
Автомобили УАЗ – это воплощение технологий прошлого в современном мире. Годы идут, а внедорожники СГР («Буханка») и Хантер (469) остаются внешне и конструктивно все теми же, что и в Советском Союзе.
Но случалось, что Ульяновский автомобильный завод выпускал интересные гибриды, равных которым не было не только в СССР и России, но и во всем мире. Уже слышали про УАЗ-2970 – дизель-электрический микроавтобус, показанный в 2006 году? Но это далеко не все интересные отечественные разработки.
Начать стоит с 1974 года, когда специалисты Ульяновского автомобильного завода совместно с коллегами из ВНИИЭМ Минэлектротехпром создали опытную партию полноценных электрокаров УАЗ-451МИ.
Всего было изготовлено пять экземпляров без традиционных двигателей внутреннего сгорания, работающие на переменном токе. Идея была не нова – к тому времени опыты с электрокарами проводили разные организации в Советском Союзе, хотя новатором всегда выступал НАМИ.
Ничего удивительного, что при таком весе УАЗ-451МИ не отличался большим запасом хода. Конечно, инженеры постарались максимально облегчить конструкцию, для чего сделали фургон из алюминия, но это помогло мало.
Пять опытных экземпляров 1974 модельного года имели внешние зарядные устройства, поэтому «заправляться» можно было только в специальном боксе. О том, что электроавтомобили являлись вполне работоспособными, говорит тот факт, что их использовали для грузоперевозок колбасных изделий с Черкизовского мясокомбината.
В 1978 году появилась новая партия электрокаров УАЗ-451МИ – улучшенной версии.
Отличия:
Всего за один час АКБ заполнялись до 70%, так что достаточно было подключать их в розетку во время погрузочно-разгрузочных работ.
Внешне УАЗ-451МИ новой партии практически не отличались от бензиновых версий. Но на борту была крупная надпись «Электро», красноречиво намекающая на необычность модели.
Внутри у УАЗ-451МИ было только две педали, а вместо стандартной приборной панели у автомобиля имелись вольтметры и амперметры, как в троллейбусах.
Грузоподъемности в 500 кг для электрокаров было явно недостаточно. Поэтому в 1980 году Ульяновский автомобильный завод начал штучный выпуск новой модели. УАЗ-3801 получил грузоподъемность 650 или 800 кг (информация в разных источниках отличается).
Батареи «переехали» в кузов, там для них появился специальный отсек.
Всего с 1980 по 1985 гг. было изготовлено 65 цельнометаллических фургонов УАЗ-3801. Первые экземпляры имели запас хода до 50 км. Самые поздние версии получили систему рекуперации, благодаря чему аккумуляторы заряжались во время торможения. В городских условиях пробег возрос до 75 км.
Самым интересным гибридом Ульяновского автомобильного завода стал УАЗ-2970. Этот микроавтобус, оснащенный дизельно-электрическим двигателем, был показан в 2006 году на выставке военной техники.
Когда была начата разработка этого автомобиля, точно неизвестно, но не позже 2003 года.
Идея была интересная, но исполнение подкачало – несмотря на заставленный АКБ грузовой отсек, запас хода на электричестве составлял всего 30 км, а расход топлива достигал 11,5 литра на 100 км. Для дизеля – это очень много и не понятно, в чем смысл, и экономия. Плюс выглядел УАЗ-2970 откровенно топорно и некрасиво.
Планировалось, что странный гибрид пойдет на вооружения Российской Армии, но от него отказались. Прототип ехать не желал, хотя при вывешивании колеса крутились. Аккумуляторы были обычные, автомобильные (стартерные) и занимали весь кузов. Понятно, что ни о каких испытаниях при таком исполнении не могло быть и речи.
Но винить конструкторов Ульяновского автомобильного завода не стоит – они сделали, что получалось в условиях отсутствия финансирования. Компания Соллерс не сочла нужным вкладывать деньги в странный гибрид и эта разработка осталась опытной.
Одновременно с УАЗ-2970, сторонние специалисты разрабатывали ходовую модель нового военного внедорожника. С 2003 по 2006 гг. тюнинговое подразделение CARDI СКБ «МАМИ» собрало интересный автомобиль. Заказчиком проекта выступал Ульяновский завод.
В отличие от УАЗ-2970, ходовой макет от стороннего производителя получился внешне более симпатичным, и он был способен передвигаться своим ходом.
Особенности модели:
Автомобиль был забракован российскими военными, поэтому дальнейшего развития не получил.
После неудачного опыта с военными внедорожниками 2006 года, на Ульяновском автомобильном заводе переключились на коммерческий транспорт. В 2010 г. появился прототип UAZ-Cargo с гибридной бензиново-электрической силовой установкой.
Новинка не привлекла особого внимания, да и сам производитель не стал позиционировать ее, как серийную. Это была просто опытная разработка, денег на запуск ее в производство компания Соллерс не выделила.
Электрический мотор способен как передавать усилия на колеса автомобиля, так и работать в качестве генератора. Расход топлива UAZ-Cargo значительно ниже, чем у бензиновой модели, но машина была слишком дорогостоящей для запуска в серийное производство.
В 2013 году появился новый прототип от Ульяновского автомобильного завода. В этот раз производитель серьезно подошел к вопросу, создав гибридную модель на шасси Патриота. Этот внедорожник тоже не стал серийным.
Через год была предпринята попытка еще раз вернуться к запуску в серию коммерческого UAZ-Cargo. Создав несколько образцов, Ульяновский автомобильный завод даже занялся рекламой своего гибрида.
Единственным серьезным плюсом UAZ-Cargo была возможность использовать автомобиль как генератор. Это в перспективе предполагало эксплуатацию машины в качестве передвижной торговой точки с холодильным оборудованием даже в самых глухих уголках страны.
Но и этот гибридный автомобиль не стал серийным. Владельцы Ульяновского завода не стали финансировать запуск модели в производство.
Гибридные и электрические УАЗы так и остались прототипами и опытными образцами. Компания Соллерс также пока не планирует финансирование этой области.
Но случалось, что Ульяновский автомобильный завод выпускал интересные гибриды, равных которым не было не только в СССР и России, но и во всем мире. Уже слышали про УАЗ-2970 – дизель-электрический микроавтобус, показанный в 2006 году? Но это далеко не все интересные отечественные разработки.
УАЗ-451МИ
Начать стоит с 1974 года, когда специалисты Ульяновского автомобильного завода совместно с коллегами из ВНИИЭМ Минэлектротехпром создали опытную партию полноценных электрокаров УАЗ-451МИ.
Самый первый УАЗ-451МИ. Фото: Youtube.com
Всего было изготовлено пять экземпляров без традиционных двигателей внутреннего сгорания, работающие на переменном токе. Идея была не нова – к тому времени опыты с электрокарами проводили разные организации в Советском Союзе, хотя новатором всегда выступал НАМИ.
Внешне УАЗ-451МИ были похожи на грузовые «Головастики» с кузовом типа фургон. Аккумуляторов было много – они занимали почти весь отсек. Для груза оставался запас в 500 кг. Зато полная масса автомобиля составляла 2,4 тонны.
Ничего удивительного, что при таком весе УАЗ-451МИ не отличался большим запасом хода. Конечно, инженеры постарались максимально облегчить конструкцию, для чего сделали фургон из алюминия, но это помогло мало.
Пять опытных экземпляров 1974 модельного года имели внешние зарядные устройства, поэтому «заправляться» можно было только в специальном боксе. О том, что электроавтомобили являлись вполне работоспособными, говорит тот факт, что их использовали для грузоперевозок колбасных изделий с Черкизовского мясокомбината.
В 1978 году появилась новая партия электрокаров УАЗ-451МИ – улучшенной версии.
Отличия:
- ? Цельнометаллический кузов
- ? Установка блоков аккумуляторных батарей под полом на раме
- ? Зарядное устройство разместили на автомобиле, что позволяло «заправляться» от любой электроточки
Всего за один час АКБ заполнялись до 70%, так что достаточно было подключать их в розетку во время погрузочно-разгрузочных работ.
Второе поколение УАЗ-451МИ. Фото: Youtube.com
Внешне УАЗ-451МИ новой партии практически не отличались от бензиновых версий. Но на борту была крупная надпись «Электро», красноречиво намекающая на необычность модели.
Внутри у УАЗ-451МИ было только две педали, а вместо стандартной приборной панели у автомобиля имелись вольтметры и амперметры, как в троллейбусах.
УАЗ-3801
Грузоподъемности в 500 кг для электрокаров было явно недостаточно. Поэтому в 1980 году Ульяновский автомобильный завод начал штучный выпуск новой модели. УАЗ-3801 получил грузоподъемность 650 или 800 кг (информация в разных источниках отличается).
Батареи «переехали» в кузов, там для них появился специальный отсек.
Всего с 1980 по 1985 гг. было изготовлено 65 цельнометаллических фургонов УАЗ-3801. Первые экземпляры имели запас хода до 50 км. Самые поздние версии получили систему рекуперации, благодаря чему аккумуляторы заряжались во время торможения. В городских условиях пробег возрос до 75 км.
УАЗ-2970
Самым интересным гибридом Ульяновского автомобильного завода стал УАЗ-2970. Этот микроавтобус, оснащенный дизельно-электрическим двигателем, был показан в 2006 году на выставке военной техники.
Это УАЗ-3801, сохранившийся до наших дней. Фото: Youtube.com
Когда была начата разработка этого автомобиля, точно неизвестно, но не позже 2003 года.
Что интересно – модель создана на основе дизельного мотора ЗМЗ-5143, который только начали серийно устанавливать на УАЗы с 2006 г. Два электродвигателя крутили колеса, а дизель – генератор, отвечающий за зарядку аккумуляторов.
Идея была интересная, но исполнение подкачало – несмотря на заставленный АКБ грузовой отсек, запас хода на электричестве составлял всего 30 км, а расход топлива достигал 11,5 литра на 100 км. Для дизеля – это очень много и не понятно, в чем смысл, и экономия. Плюс выглядел УАЗ-2970 откровенно топорно и некрасиво.
Планировалось, что странный гибрид пойдет на вооружения Российской Армии, но от него отказались. Прототип ехать не желал, хотя при вывешивании колеса крутились. Аккумуляторы были обычные, автомобильные (стартерные) и занимали весь кузов. Понятно, что ни о каких испытаниях при таком исполнении не могло быть и речи.
Откровенно неудачный дизайн и грубое исполнение. Фото: Youtube.com
Но винить конструкторов Ульяновского автомобильного завода не стоит – они сделали, что получалось в условиях отсутствия финансирования. Компания Соллерс не сочла нужным вкладывать деньги в странный гибрид и эта разработка осталась опытной.
Военный ходовой макет от СКБ «МАМИ» тюнингового ателье CARDI
Одновременно с УАЗ-2970, сторонние специалисты разрабатывали ходовую модель нового военного внедорожника. С 2003 по 2006 гг. тюнинговое подразделение CARDI СКБ «МАМИ» собрало интересный автомобиль. Заказчиком проекта выступал Ульяновский завод.
В отличие от УАЗ-2970, ходовой макет от стороннего производителя получился внешне более симпатичным, и он был способен передвигаться своим ходом.
Особенности модели:
- ? Дизель-электрический гибридный двигатель от УАЗ-2970
- ? Вместимость 9 человек
- ? Грузоподъемность – 1 тонна
- ? Модульная конструкция
Автомобиль был забракован российскими военными, поэтому дальнейшего развития не получил.
Гибридный UAZ-Cargo и Патриот
После неудачного опыта с военными внедорожниками 2006 года, на Ульяновском автомобильном заводе переключились на коммерческий транспорт. В 2010 г. появился прототип UAZ-Cargo с гибридной бензиново-электрической силовой установкой.
Ходовая модель МАМИ уже внешне куда более интересная. Фото: Youtube.com
Новинка не привлекла особого внимания, да и сам производитель не стал позиционировать ее, как серийную. Это была просто опытная разработка, денег на запуск ее в производство компания Соллерс не выделила.
Среди интересных особенностей гибридного UAZ-Cargo стоит отметить приемно-распределительное устройство между ДВС и электродвигателем. Оно создано на основе стандартной раздаточной коробки УАЗ.
Электрический мотор способен как передавать усилия на колеса автомобиля, так и работать в качестве генератора. Расход топлива UAZ-Cargo значительно ниже, чем у бензиновой модели, но машина была слишком дорогостоящей для запуска в серийное производство.
В 2013 году появился новый прототип от Ульяновского автомобильного завода. В этот раз производитель серьезно подошел к вопросу, создав гибридную модель на шасси Патриота. Этот внедорожник тоже не стал серийным.
Одна из последних разработок – электрическая модификация Хантера. Фото: Youtube.com
Через год была предпринята попытка еще раз вернуться к запуску в серию коммерческого UAZ-Cargo. Создав несколько образцов, Ульяновский автомобильный завод даже занялся рекламой своего гибрида.
Несмотря на прошедшие года, ничего нового в UAZ-Cargo не появилось. Запас чистого хода на электричестве составлял всего 40 км. В рекламе говорилось об экономии топлива, но стоимость гибрида и его вес по факту делали покупку нового автомобиля бессмысленной.
Единственным серьезным плюсом UAZ-Cargo была возможность использовать автомобиль как генератор. Это в перспективе предполагало эксплуатацию машины в качестве передвижной торговой точки с холодильным оборудованием даже в самых глухих уголках страны.
Но и этот гибридный автомобиль не стал серийным. Владельцы Ульяновского завода не стали финансировать запуск модели в производство.
Гибридные и электрические УАЗы так и остались прототипами и опытными образцами. Компания Соллерс также пока не планирует финансирование этой области.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...