Barkas B 1000: 30-летняя история микроавтобуса из ГДР
Начальной точкой отсчета истории Barkas B 1000 можно считать основание компании Framo в Саксонии. Это ровно 100 лет назад сделал датский инженер Йорген Скафте Расмуссен. Ее первоначальным предназначением являлась сборка комплектующих для транспорта марки DKW.
Очень быстро новая компания развила успех, перейдя к выпуску собственной продукции. В ее числе оказались сразу несколько позиций: трехколесные велосипеды, легковые автомобили и коммерческий транспорт. Все это продолжалось до конца 30-х, когда война вмешалась в деятельность компании, соответственно ее перепрофилировав. Но в конце 40-х завод в Хайнихене, оставшийся в восточной части страны, смог вернуться к привычному производству грузовых автомобилей.
Уже осенью 1949 года там собрали первые 500-кубовые V 501/2. Сначала на них устанавливался 2-цилиндровый двигатель, позже его заменили на рядный 3-цилиндровый. Потом проводились его постепенные доводки, завершившиеся в 1954 году радикальной модернизацией.
Новый 900-кубовый мотор установили на автомобиль, сохранивший классику жанра: привычный капот спереди, задний привод и рамная конструкция с деревяным каркасом. Бортовой грузовичок способен был взять до 850 кг груза, развивая максимальную скорость 82 км/ч. Он имел носовую часть с утопленными в крылья фарами и 28-сильный силовой агрегат.
В конце 50-х пришло время разработок нового коммерческого автомобиля. Первый прототип выполнили в виде фургона. Он имел два кардинальных отличия от своих предшественников: бескапотную кабину и переднеприводную конструкцию. Старались в нем придерживаться и задач, поставленных руководством страны: увеличение внутреннего пространства и выгодное соотношение грузоподъемности и собственного веса автомобиля. Не забывали и о максимальной унификации деталей с другими моделями, производимыми в ГДР.
С 1957 года компания сменила название на древнефиникийское Barkas («быстрый» или «молния»). Новинку представили ответственным госорганам, после чего начались ее активные испытания. Изначально автомобиль оснастили мотором от Wartburg 311 (900 куб. см и 40 л. с). В таком исполнении за несколько лет появилось 39 предсерийных образцов с разными типами кузовов. Но в серию коммерческий транспорт вышел уже с новым силовым агрегатом.
Так на начало 60-х Barkas B 1000 можно назвать вполне современным автомобилем. Ежемесячник Kraftfahrzeugtechnik высоко оценил его крутящий момент, сопоставимый с гораздо более мощными четырехтактными двигателями. Другими особенностями новинки можно считать:
✅ однодисковое сухое сцепление
✅ синхронизированную 4-ступенчатую КПП
✅ подрулевой переключатель
✅ максимальную скорость – 110 км/ч
Производство разделили между двумя предприятиями. В Карл-Маркс-Штадте выполняли сварку кузова, позже перевозимого на завод в Хайнихене. Окончательная сборка автомобилей проводилась уже на мощностях последнего.
Эксперты, участвующие в оценке ходовых качеств микроавтобуса, отметили как положительные, так и отрицательные моменты. К первому отнесли способность устойчиво проходить поворот, сравнимую с легковушками. А вот минусов нашлось побольше:
✅ отсутствие пятой передачи
✅ сложное рулевое управление
✅ долгий старт при холодном запуске
✅ повышенный шум в салоне
✅ тугой стояночный тормоз
Несмотря на все это, коммерческий транспорт успешно запустили в серию. Он простоял на конвейере 30 лет. Со временем появилось множество вариантов исполнения кузова Barkas B 1000.
Первичный фургон имел следующие параметры: 4520х1860х1850 мм. Очень скоро за ним последовали другие версии исполнения автомобиля. Вот их динамика появления:
✅ 1963 год – скорая с двухярусными кроватями
✅ 1964-й – 5-местный универсал и 8-местный микроавтобус
✅ 1965-й – трехсторонняя платформа с деревянным кузовом
✅ 1966-й – холодильная установка и вращающаяся лестница
Кстати, у платформы решили давнюю проблему с тормозами. У некоторых из них также установили 70-литровый бензобак. В начале 70-х Barkas B 1000 на улицах Восточной Германии встречался довольно часто. Со временем его приспособили для выполнения различных работ: передвижная мастерская, ремонт уличного освещения или катафалк.
Ими пользовались немецкие почтальоны и пожарные. На микроавтобусах перевозили туристов и студентов. Ремонтные мастерские удлиняли шасси, делая из них эвакуатор. Умельцы несколько из них переделали в трактора. Вот буквенное обозначение разных модификаций:
✅ FR – классическое шасси
✅ HP – бортовая платформа
✅ KA – двухместный фургон
✅ KB – микроавтобус
✅ KK – скорая помощь
✅ КМ – 5-местный универсал
Так Barkas B 1000 стал по истине народным коммерческим автомобилем ГДР. Со временем для этого множества понадобились доработки и изменения.
За 30 лет активной эксплуатации Barkas B 1000 претерпел ряд модернизаций различной степени. Так уже в октябре 1963 года переключатель передач перекочевал в привычное место на полу. В то же время автомобиль получил двухконтурную тормозную систему. Чуть позже на Barkas начали устанавливать новые, более комфортные сидения и улучшили систему обогрева.
В 1964 году настал черед электроники. Появилось 12-вольтное питание и более мощная 500-ватная электроустановка. Теперь противотуманки могли функционировать более корректно. Улучшилась и кузовная сварка (жалобы на проблемы в этом отношении сошли на нет). С 1966 по 1968 годы добавили возможность отдельного приобретения верхнего багажника, выхлопы со сниженным шумом и появилась пожарка с выдвижной лестницей.
Год спустя пришло время замены силового агрегата. Им стал 45-сильный мотор от новой «353-й» модели. Но даже возросшей мощности не всегда хватало для различного функционала автомобиля. Ведь к началу 70-х существовало 28 вариантов исполнения Barkas B 1000.
1974 год стал рекордным в производстве модели – 8176 экземпляров. Дальше ее ожидала модернизация светотехники и улучшение пассивной безопасности. Спустя год появились двухточечные ремни безопасности для водителя. С 1978-го их установили и для всех пассажиров в салоне. Стояночный тормоз теперь располагался около водительского сидения, вентиляция стала эффективней и моторный отсек получил новый карбюратор.
22 февраля 1980 года в торжественной обстановке с конвейера выкатили 100-тысячный Barkas B 1000. Но в воздухе уже витали ветры кардинальных политических перемен. Положительным моментом стала возможность приобретения микроавтобуса частными лицами. Цена была неподъемной (16 000 бундесмарок) для жителей Восточной Германии, но люди прибегали к взаимовыручке, и продажи все-таки были.
8 апреля 1987 года количество выпущенных авто выросло до 150 тысяч экземпляров. Спустя два месяца появилась удобная раздвижная дверь справа. Примерно в то же время озвучили идею замены силового агрегата. Классический двухтактник безнадежно устарел. Ему на смену пришел лицензионный 4-цилиндровый VW EA111 с рабочим объемом 1,27 л. Осенью 1989 года к нему присоединился Barkas BM880, мощностью 58,5 л. с. Чуть позже появился новый прототип автомобиля с обилием пластика, круглыми фарами и угловыми указателями поворота. В серию он так и не пошел, потому что история компании приближалась к своему финалу.
Barkas B 1000 пережил падение Берлинской стены. Но ненадолго. В новых экономических реалиях сохранение коммерческого транспорта анахроничной конструкции представлялось нецелесообразным. Спрос на него сильно упал, несмотря на снижение реализационной цены. Уже 1 июля 1990 года (еще до официального объединения Германии) марка Barkas прекратила свое существование. Всего успели выпустить 179 500 штук B 1000.
Очень быстро новая компания развила успех, перейдя к выпуску собственной продукции. В ее числе оказались сразу несколько позиций: трехколесные велосипеды, легковые автомобили и коммерческий транспорт. Все это продолжалось до конца 30-х, когда война вмешалась в деятельность компании, соответственно ее перепрофилировав. Но в конце 40-х завод в Хайнихене, оставшийся в восточной части страны, смог вернуться к привычному производству грузовых автомобилей.
Стильный микроавтобус из ГДР. Фото: youtube.com
Уже осенью 1949 года там собрали первые 500-кубовые V 501/2. Сначала на них устанавливался 2-цилиндровый двигатель, позже его заменили на рядный 3-цилиндровый. Потом проводились его постепенные доводки, завершившиеся в 1954 году радикальной модернизацией.
Новый 900-кубовый мотор установили на автомобиль, сохранивший классику жанра: привычный капот спереди, задний привод и рамная конструкция с деревяным каркасом. Бортовой грузовичок способен был взять до 850 кг груза, развивая максимальную скорость 82 км/ч. Он имел носовую часть с утопленными в крылья фарами и 28-сильный силовой агрегат.
Новый прототип L1
В конце 50-х пришло время разработок нового коммерческого автомобиля. Первый прототип выполнили в виде фургона. Он имел два кардинальных отличия от своих предшественников: бескапотную кабину и переднеприводную конструкцию. Старались в нем придерживаться и задач, поставленных руководством страны: увеличение внутреннего пространства и выгодное соотношение грузоподъемности и собственного веса автомобиля. Не забывали и о максимальной унификации деталей с другими моделями, производимыми в ГДР.
Рабочее место водителя. Фото: youtube.com
С 1957 года компания сменила название на древнефиникийское Barkas («быстрый» или «молния»). Новинку представили ответственным госорганам, после чего начались ее активные испытания. Изначально автомобиль оснастили мотором от Wartburg 311 (900 куб. см и 40 л. с). В таком исполнении за несколько лет появилось 39 предсерийных образцов с разными типами кузовов. Но в серию коммерческий транспорт вышел уже с новым силовым агрегатом.
Серийный выпуск Barkas B 1000 стартовал 14 июня 1961 года. Почти перед самым его началом под капот автомобиля установили более мощный двигатель. Им стал трехцилиндровый 42-сильный AWE 312-016 с рабочим объемом 992 куб. см.
Так на начало 60-х Barkas B 1000 можно назвать вполне современным автомобилем. Ежемесячник Kraftfahrzeugtechnik высоко оценил его крутящий момент, сопоставимый с гораздо более мощными четырехтактными двигателями. Другими особенностями новинки можно считать:
✅ однодисковое сухое сцепление
✅ синхронизированную 4-ступенчатую КПП
✅ подрулевой переключатель
✅ максимальную скорость – 110 км/ч
Производство разделили между двумя предприятиями. В Карл-Маркс-Штадте выполняли сварку кузова, позже перевозимого на завод в Хайнихене. Окончательная сборка автомобилей проводилась уже на мощностях последнего.
Эксперты, участвующие в оценке ходовых качеств микроавтобуса, отметили как положительные, так и отрицательные моменты. К первому отнесли способность устойчиво проходить поворот, сравнимую с легковушками. А вот минусов нашлось побольше:
✅ отсутствие пятой передачи
✅ сложное рулевое управление
✅ долгий старт при холодном запуске
✅ повышенный шум в салоне
✅ тугой стояночный тормоз
Несмотря на все это, коммерческий транспорт успешно запустили в серию. Он простоял на конвейере 30 лет. Со временем появилось множество вариантов исполнения кузова Barkas B 1000.
Модификации для различных условий использования
Первичный фургон имел следующие параметры: 4520х1860х1850 мм. Очень скоро за ним последовали другие версии исполнения автомобиля. Вот их динамика появления:
✅ 1963 год – скорая с двухярусными кроватями
✅ 1964-й – 5-местный универсал и 8-местный микроавтобус
✅ 1965-й – трехсторонняя платформа с деревянным кузовом
✅ 1966-й – холодильная установка и вращающаяся лестница
Кстати, у платформы решили давнюю проблему с тормозами. У некоторых из них также установили 70-литровый бензобак. В начале 70-х Barkas B 1000 на улицах Восточной Германии встречался довольно часто. Со временем его приспособили для выполнения различных работ: передвижная мастерская, ремонт уличного освещения или катафалк.
Ими пользовались немецкие почтальоны и пожарные. На микроавтобусах перевозили туристов и студентов. Ремонтные мастерские удлиняли шасси, делая из них эвакуатор. Умельцы несколько из них переделали в трактора. Вот буквенное обозначение разных модификаций:
✅ FR – классическое шасси
✅ HP – бортовая платформа
✅ KA – двухместный фургон
✅ KB – микроавтобус
✅ KK – скорая помощь
✅ КМ – 5-местный универсал
Так Barkas B 1000 стал по истине народным коммерческим автомобилем ГДР. Со временем для этого множества понадобились доработки и изменения.
Небольшие и коренные модернизации
За 30 лет активной эксплуатации Barkas B 1000 претерпел ряд модернизаций различной степени. Так уже в октябре 1963 года переключатель передач перекочевал в привычное место на полу. В то же время автомобиль получил двухконтурную тормозную систему. Чуть позже на Barkas начали устанавливать новые, более комфортные сидения и улучшили систему обогрева.
Грузовая версия Barkas B 1000. Фото: youtube.com
В 1964 году настал черед электроники. Появилось 12-вольтное питание и более мощная 500-ватная электроустановка. Теперь противотуманки могли функционировать более корректно. Улучшилась и кузовная сварка (жалобы на проблемы в этом отношении сошли на нет). С 1966 по 1968 годы добавили возможность отдельного приобретения верхнего багажника, выхлопы со сниженным шумом и появилась пожарка с выдвижной лестницей.
Год спустя пришло время замены силового агрегата. Им стал 45-сильный мотор от новой «353-й» модели. Но даже возросшей мощности не всегда хватало для различного функционала автомобиля. Ведь к началу 70-х существовало 28 вариантов исполнения Barkas B 1000.
Вход в пассажирский отсек. Фото: youtube.com
1974 год стал рекордным в производстве модели – 8176 экземпляров. Дальше ее ожидала модернизация светотехники и улучшение пассивной безопасности. Спустя год появились двухточечные ремни безопасности для водителя. С 1978-го их установили и для всех пассажиров в салоне. Стояночный тормоз теперь располагался около водительского сидения, вентиляция стала эффективней и моторный отсек получил новый карбюратор.
Сотрудничество с Volkswagen и завершение истории
22 февраля 1980 года в торжественной обстановке с конвейера выкатили 100-тысячный Barkas B 1000. Но в воздухе уже витали ветры кардинальных политических перемен. Положительным моментом стала возможность приобретения микроавтобуса частными лицами. Цена была неподъемной (16 000 бундесмарок) для жителей Восточной Германии, но люди прибегали к взаимовыручке, и продажи все-таки были.
8 апреля 1987 года количество выпущенных авто выросло до 150 тысяч экземпляров. Спустя два месяца появилась удобная раздвижная дверь справа. Примерно в то же время озвучили идею замены силового агрегата. Классический двухтактник безнадежно устарел. Ему на смену пришел лицензионный 4-цилиндровый VW EA111 с рабочим объемом 1,27 л. Осенью 1989 года к нему присоединился Barkas BM880, мощностью 58,5 л. с. Чуть позже появился новый прототип автомобиля с обилием пластика, круглыми фарами и угловыми указателями поворота. В серию он так и не пошел, потому что история компании приближалась к своему финалу.
Сегодня их пытаются восстанавливать, сохраняя историю. Фото: youtube.com
Barkas B 1000 пережил падение Берлинской стены. Но ненадолго. В новых экономических реалиях сохранение коммерческого транспорта анахроничной конструкции представлялось нецелесообразным. Спрос на него сильно упал, несмотря на снижение реализационной цены. Уже 1 июля 1990 года (еще до официального объединения Германии) марка Barkas прекратила свое существование. Всего успели выпустить 179 500 штук B 1000.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...