Самолет Ан-26 – олицетворение советской надежности
7 559

Самолет Ан-26 – олицетворение советской надежности

Советская авиация в свое время считалась лучшей в мире. Конечно, за рубежом хватало моделей, превосходящих самолеты СССР. Но если брать некий усредненный идеал, то равных советской авиации не было. Массовость, дешевизна и надежность – вот ряд слагаемых успеха.


Почти все самолеты, выпускаемые в Советском Союзе, можно назвать универсальными. Конструкторы предусматривали возможность использовать их в разных сферах. Ту же пассажирскую или транспортную модель после минимальных переделок можно было эксплуатировать и в военных целях.

Одним из самых популярных советских авиалайнеров для местных линий был Ан-24. Этот самолет до сих пор актуален в России – заменить его нечем.

Самолет Ан-26 – олицетворение советской надежностиАн-24 тоже до сих пор эксплуатируются. Фото: Youtube.com

Турбовинтовая модель оказалась настолько надежной, что на ее базе создали Ан-26. Это специальная модификация, предназначенная для военных и транспортных нужд. Вот про нее мы сегодня и расскажем.

История


Создавая АН-24, вряд ли предполагалось на его основе делать новый транспортный самолет. Ведь при необходимости, пассажирскую модификацию можно было с легкостью переделать. Но уже после первого вылета АН-24, получив восторженные отзывы пилотов о новом летательном аппарате, ОКБ Антонова приступило к работам.

Сначала планировалось просто сделать очередную модификацию Ан-24. Фото: Youtube.com

Изменений было много, но техническую часть они почти не затронули. В основном пришлось работать с фюзеляжем.

Изначально конструкторы попытались обойтись минимальными доработками:

✅ Пассажирские сиденья убрали
✅ Пол усилили
✅ Добавили грузовую дверь с правого борта

На первый взгляд, самолет, названный Ан-24Т, получился идеальным. Вот только он позорно провалился на государственных испытаниях.

Ан-26 заходит на посадку. Фото: Youtube.com

Главным минусом оказался деревянный пол. Когда самолет загружали полностью, грузовой отсек уже после первого вылета приходил в негодность.

Пришлось заняться более серьезными доработками. Они оказались настолько значительными, что транспортному самолету присвоили новый индекс – Ан-26. Техника была протестирована в реальных условиях и продемонстрирована заказчикам, которым она понравилась.

Несмотря на то, что Ан-26 оказался просто глубокой модернизацией Ан-24Т, этот самолет получился куда современнее. Он превосходил большинство иностранных конкурентов в классе по совокупности параметров. Поэтому ряд решений Ан-26 был скопирован на транспортнике предыдущей модели.

Фюзеляж и его особенности


Внутри самолет разделен на 4 отсека. Они соединены между собой по обшивке. Последняя выполнена из дюралюминиевых сплавов.

Кабина пилотов Ан-26. Фото: Youtube.com

Интересная особенность грузового отсека – в нем встроен транспортер и монорельс с тельфером. Это помогает производить погрузочно-разгрузочные работы в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами.

Фюзеляж имеет 5 дверей – входную и 4 аварийных. Есть два люка – один грузовой, второй эксплуатационный. Все качественно загерметизировано с помощью резиновых уплотнителей и клеевых составов.

Толщина дюралюминиевых листов обшивки варьируется от 0,8 до 1,8 мм. Это зависит от места, где они применены. Инженеры в свое время тщательно рассчитывали предполагаемые нагрузки и действовали в соответствии с ними.

Между собой листы крепились тремя методами:

✅ Сварка
✅ Заклепки
✅ Клей

Грузовой отсек Ан-26 сделали полностью герметичным. Конструкторы с пониманием подошли к делу – погрузочно-разгрузочные работы можно выполнять через рампу прямо из кузова автомобиля.

Часто этот самолет называют самым красивым советским транспортником. Фото: Youtube.com

В фюзеляже расположена кабина. Она рассчитана на 6 человек экипажа.

Особенности конструкции


Советский Ан-26 – это типичный однокилевой высокоплан. Крыло самолета прямое. Ближе к оконцовкам становится трапециевидным. Топливные баки расположены внутри крыла.

Основные двигатели Ан-26 турбовинтовые. Это пара АИ-24ВТ мощностью по 2 820 л. с. каждый. Силовые агрегаты установлены под крылом. Основные двигатели оснащались винтами АВ-72 диаметром около четырех метров каждый.

Есть дополнительный реактивный мотор РУ 19А-300, расположенный в правой гондоле основного мотора. Его задачи – обеспечить тягу при наборе высоты и стабилизировать летательный аппарат в полете.

Огромные винты как-то сразу настраивают на полет. Фото: Youtube.com

Советские конструкторы предусмотрели и дополнительную опцию для реактивного двигателя РУ 19А-300. В случае необходимости, он может выполнять роль резервного мотора. Конечно, для управления самолетом при отказе одного из основных силовых агрегатов требовались определенные навыки. Но советских пилотов обучали действовать без паники даже в таких сложных ситуациях.

Серийные модификации


Изначально, основным предназначением Ан-26 было использование модели в военно-транспортной авиации. Но надежность и универсальность самолета быстро сделала его востребованным в разных сферах. Мы вспомним только гражданские модификации, а ведь было еще много специальных версий для военных.

Ан-32 встречается и в России. Фото: Youtube.com

Начиная с 1971 года, ОКБ Антонова начало производить особые версии Ан-26. Многие советские летчики теплым словом вспоминают версии для подготовки штурманов. Эта модификация получила индекс Ан-26Ш. Использовались такие машины в летных училищах.

Ан-32 специально разрабатывался для продажи на экспорт. Основным заказчиком была Индия. Главная особенность модели – это способность к эксплуатации в высокогорной местности.

Самолет получился уникальным – он мог достигать высоты 6 тысяч метров на одном работающем двигателе. Чтобы увеличить мощность, пришлось установить основные моторы над крылом, а диаметр винтов получился уже 4,5 метра.

Ан-26Б – эта модификация появилась в 1981 году. Ее основное предназначение – перевозка контейнеров. Соответственно, грузовой отсек доработали именно для этих целей.

Грузить можно прямо с автомобиля. Фото: Youtube.com

Ан-26-100 и Ан-26Б-100. Мало кто знает про эти ближнемагистральные пассажирские модификации. Причина проста – они начали появляться только с 1999 года. По факту, это обычные восстановленные самолеты, переоборудованные из Ан-26/26Б.

Ан-26-100 предназначен для перевозки до 43 пассажиров, в зависимости от исполнения и пожеланий заказчика. Получил дополнительные иллюминаторы и оборудование, утепление и звукоизоляцию.

Ан-26Б-100 в основном переделывался в грузопассажирские модификации. Мог перевозить 15-17 человек. Обе версии до сих пор активно эксплуатируются.

Мелкосерийные и единичные модификации


Среди опытных Ан-26 было немало специфических самолетов. Например, версия «Нельмо» создавалась с одной целью – проведения ледовой разведки. В советские времена для этого еще не использовались искусственные спутники. Поэтому авиация была единственным способом получить информацию.

Есть в облике этого самолета что-то стремительно прекрасное. Фото: Youtube.com

Ан-26 «Нельмо» передавал данные, важные для прохода судов по морям, океанам и рекам в зимнее время года или в условиях эксплуатации на Севере. Благодаря своей грузоподъемности и универсальности, самолет получился многоцелевым.

Ан-26М был создан для медиков. Появилась данная версия в 1977 году.

Специально для дальних перелетов создали Ан-26Д. Этот самолет получил пару дополнительных топливных баков.

Для борьбы с нежелательными осадками создавали Ан-26Б «Циклон». Эта модификация поднималась над грозовыми тучами и рассеивала их за счет распыления специальных составов.

Так выглядит пассажирский салон Ан-26-100. Фото: Youtube.com

Ан-26 «Сфера» создавался для ученых. Предполагалось, что этот летательный аппарат будет использоваться для исследования земной атмосферы.

Для пожарных переоборудовали 5 единиц самолетов в модификацию Ан-26П. Особой востребованностью эти версии не пользовались, поэтому их в итоге вернули в исходное состояние.

Ан-26 до сих пор эксплуатируются как в России, так и за ее пределами. Эти самолеты считаются надежными и безотказными. К сожалению, их уже давно не выпускают, поэтому приходится обслуживать то, что есть.
А вам нравится Ан-26?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....