«Чешский Porsche» 70-х: купе Skoda 110 R
Многие местные специалисты придерживаются мнения, что по стилю со Skoda 110 R не сможет сравниться никакой другой чехословацкий автомобиль. Хорошим аргументом в этом отношении могут послужить закрепившиеся за ним прозвища. Их два: «Чешский Porsche» или «Porsche Востока». И это не просто слова. Такими элементами как концепция кузова (с силовым агрегатом сзади), задний привод и компоновка купе 110 R сильно напоминало культовый Porsche 911.
«110-я» и сейчас выглядит довольно импозантно. Вот только с сегодняшних высот звучат некоторые замечания. Типа, не помешала бы пятая передача. Или, слишком уж громко работает двигатель у этого ветерана. А, с другой стороны, не чересчур ли много требований к авто, созданному более полувека назад?
Его история началась на стыке двух десятилетий и впитала в себя все лучшее от каждого из них. Это было время непростых испытаний для чехословацкого концерна. Политическая ситуация не позволяла привлечения западного инвестора. А советская сторона отказалась от совместного проекта с компанией Skoda. Пришлось выкручиваться собственными силами. Но модель 110 R служит подтверждением того, что все у чехов и тогда получалось довольно неплохо.
Разработки новинки стартовали в 1966 году. На создание первого ходового прототипа ушло около двух лет. По общепринятой традиции, серийное производство начали с классической компоновки кузова.
Спустя год, после спортивного праздника в Квасинах, выпустили первые серийные образцы (август 1970-го). 5 сентября их представили на машиностроительной ярмарке в Брно. После премьеры, к концу года Skoda 110 R отправилась на заграничные смотрины.
Те первые экземпляры сейчас легко отличить даже не специалисту. От серийных образцов они разнятся целым рядом элементов дизайна:
✅ одиночные передние фары (как у седана)
✅ декоративный молдинг на правом переднем крыле
✅ покатая крыша в задней части
Изначально салон автомобиля получил сидения в кожаной оббивке. Правда, в следующем десятилетии попробовали поэкспериментировать с тканью, но позже вернулись к исходному материалу. Думаю, самое время уделить внимание технической стороне конструкции.
Купе, которое считалось более дорогим вариантом и имело пристрел на будущий экспорт, получило соответствующую комплектацию. Кроме покатой крыши сзади, автомобиль обладал пологим наклоном лобового стекла и безрамными дверями. Последние имели утопленные ручки (седаны подобный вариант получили только в 1973 году).
Сердцем элегантного авто на протяжении всего периода выпуска выступал 4-цилиндровый силовой агрегат. От него не стоит ожидать каких-то особых показателей, ведь мы имеем дело с малолитражкой. Все же спортивная направленность автомобиля сказалась и на характеристиках ее мотора:
✅ рабочий объем – 1107 куб. см
✅ мощность – 51,6 л. с
✅ двухступенчатый карбюратор «Жиков»
✅ крутящий момент – 86 Н*м
Его преимущество заметно даже сегодня, более полувека спустя. Сохранившиеся в наше время «старички» резво отзываются на педаль газа, плавно набирая разгон. Машина неплохо вписывается в поворот, но поправку на заднемоторную конструкцию все же приходится делать постоянно.
Еще современные любители ретро-техники отметили комфортное пересечение автомобилем популярных в наше время «лежачих полицейских». А вот тормоза для неискушенного пользователя вполне могут стать настоящим испытанием. Отсутствие гидроусилителя руля осложняет правильное определение оптимальной точки торможения. Поэтому лучше начать этот процесс чуть раньше, чем мы привыкли это делать в современной технике.
Но это никак не уничижает тормозную систему Skoda 110 R. Полвека назад двухконтурка была самое то. Тем более, что передние диски – лицензионные от британской Dunlop, а задние – барабанные. Обратим внимание и на параметры самого автомобиля:
✅ снаряженная масса – 880 кг
✅ длина – 4155 мм
✅ колесная база – 2400 мм
✅ посадочных мест – 4 (2+2)
✅ максимальная скорость – 145 км/ч
Правда, с последним показателем найдутся желающие поспорить. Автомобильный эксперт Йиржи Микула считает, что крейсерской скоростью Skoda 110 R вернее считать показатель не выше 110 км/ч. Ведь при увеличении значения спидометра хотя бы на двадцать единиц уже существует риск повреждения авто, подходящего к пределам своих возможностей.
По многим показателям купе оказалось выше от классического седана 100/110. Автомобиль получил генератор вместо динамо-машины и более элегантный интерьер. В него входил спортивный руль и панель, выполненная под дерево. На ней установили пять круглых приборов, в том числе, термометр охлаждающей жидкости. Раньше седана Skoda 110 R обзавелась и круглыми вентиляционными отверстиями.
Изначально приоритетным направлением для Skoda 110 R считалась ее отправка на экспорт. Хорошим подтверждением тому служат показатели 1973 года. Тогда из общего числа произведенных автомобилей (6 тысяч) за пределы Чехословакии отправилось 93 % из них!
И ушли они на Запад. Ведь при цене в 78 000 крон (средняя зарплата в стране тогда была не выше 2300) дома ее себе купить могли позволить немногие. Это сделало модель флагманом компании 1970-х годов. Отправка авто на требовательный рынок подстегнула создателей к совершенствованию конструкции. Постепенно происходили доработки автомобиля.
С 1972 года появились решетки в задних стойках и регулируемые по высоте подголовники. В следующем году Skoda 110 R ждали еще большие перемены. Передние фары теперь выполнили спаренными, улучшился обогреватель, а крышка бака поднялась чуть повыше.
В то же время возникла идея о тканевой оббивке сидений в салоне, что являлось трендом для Европы. Мода прошла очень быстро, и кожаные сидения вернулись на свое место. Несмотря на их анатомическую форму, они были довольно мягкими и удобными. А их непривычное для спорткара высокое расположение создавало дополнительные удобства во время посадки в салон.
Передник багажник можно назвать практичным, но не объемным. Он вряд ли подходит для любителей дальних путешествий. А вот пара сумок средних размеров там помещалась легко. Впрочем, как вы понимаете, стильные спорткары создают вовсе не для путешествий в лес или на рыбалку. Для этого существуют практичные универсалы.
Если седан 100/110 покинул заводской конвейер в 1977 году, то купе задержалось чуть подольше. В самом начале следующего десятилетия оно даже получило очередной ряд доработок: современный карбюратор, электрообогрев заднего стекла и 13-дюймовые колеса.
Несмотря на это, год Московской Олимпиады стал последним для самого красивого автомобиля Чехословакии. 30 декабря завод в Квасине покинула последняя Skoda 110 R. Статистика компании утверждает, что за все время собрано 57 085 автомобилей этой модели. Хотя другие источники слегка уменьшают эту цифру – 56 902.
Немалую роль автомобиль сыграл и в спортивных состязаниях. Он послужил базой для гоночной версии 130 RS. Этот автомобиль неоднократно становился чемпионом Европы и победителем престижной гонки в Монте-Карло.
«110-я» и сейчас выглядит довольно импозантно. Вот только с сегодняшних высот звучат некоторые замечания. Типа, не помешала бы пятая передача. Или, слишком уж громко работает двигатель у этого ветерана. А, с другой стороны, не чересчур ли много требований к авто, созданному более полувека назад?
Одна из ранних Skoda 110 R 1971 г. в. Фото: youtube.com
Его история началась на стыке двух десятилетий и впитала в себя все лучшее от каждого из них. Это было время непростых испытаний для чехословацкого концерна. Политическая ситуация не позволяла привлечения западного инвестора. А советская сторона отказалась от совместного проекта с компанией Skoda. Пришлось выкручиваться собственными силами. Но модель 110 R служит подтверждением того, что все у чехов и тогда получалось довольно неплохо.
Сначала седан, потом – купе
Разработки новинки стартовали в 1966 году. На создание первого ходового прототипа ушло около двух лет. По общепринятой традиции, серийное производство начали с классической компоновки кузова.
25 августа 1969 года вышла в серию Skoda 100/110 в кузове седан. Еще год понадобился для того, чтобы представить купе 110 R.
Спустя год, после спортивного праздника в Квасинах, выпустили первые серийные образцы (август 1970-го). 5 сентября их представили на машиностроительной ярмарке в Брно. После премьеры, к концу года Skoda 110 R отправилась на заграничные смотрины.
Те первые экземпляры сейчас легко отличить даже не специалисту. От серийных образцов они разнятся целым рядом элементов дизайна:
✅ одиночные передние фары (как у седана)
✅ декоративный молдинг на правом переднем крыле
✅ покатая крыша в задней части
Изначально салон автомобиля получил сидения в кожаной оббивке. Правда, в следующем десятилетии попробовали поэкспериментировать с тканью, но позже вернулись к исходному материалу. Думаю, самое время уделить внимание технической стороне конструкции.
Параметры автомобиля и силовой агрега
тКупе, которое считалось более дорогим вариантом и имело пристрел на будущий экспорт, получило соответствующую комплектацию. Кроме покатой крыши сзади, автомобиль обладал пологим наклоном лобового стекла и безрамными дверями. Последние имели утопленные ручки (седаны подобный вариант получили только в 1973 году).
Шикарный для своего времени дизайн. Фото: youtube.com
Сердцем элегантного авто на протяжении всего периода выпуска выступал 4-цилиндровый силовой агрегат. От него не стоит ожидать каких-то особых показателей, ведь мы имеем дело с малолитражкой. Все же спортивная направленность автомобиля сказалась и на характеристиках ее мотора:
✅ рабочий объем – 1107 куб. см
✅ мощность – 51,6 л. с
✅ двухступенчатый карбюратор «Жиков»
✅ крутящий момент – 86 Н*м
Его преимущество заметно даже сегодня, более полувека спустя. Сохранившиеся в наше время «старички» резво отзываются на педаль газа, плавно набирая разгон. Машина неплохо вписывается в поворот, но поправку на заднемоторную конструкцию все же приходится делать постоянно.
Еще современные любители ретро-техники отметили комфортное пересечение автомобилем популярных в наше время «лежачих полицейских». А вот тормоза для неискушенного пользователя вполне могут стать настоящим испытанием. Отсутствие гидроусилителя руля осложняет правильное определение оптимальной точки торможения. Поэтому лучше начать этот процесс чуть раньше, чем мы привыкли это делать в современной технике.
Но это никак не уничижает тормозную систему Skoda 110 R. Полвека назад двухконтурка была самое то. Тем более, что передние диски – лицензионные от британской Dunlop, а задние – барабанные. Обратим внимание и на параметры самого автомобиля:
✅ снаряженная масса – 880 кг
✅ длина – 4155 мм
✅ колесная база – 2400 мм
✅ посадочных мест – 4 (2+2)
✅ максимальная скорость – 145 км/ч
Правда, с последним показателем найдутся желающие поспорить. Автомобильный эксперт Йиржи Микула считает, что крейсерской скоростью Skoda 110 R вернее считать показатель не выше 110 км/ч. Ведь при увеличении значения спидометра хотя бы на двадцать единиц уже существует риск повреждения авто, подходящего к пределам своих возможностей.
Skoda 110 R: вид сбоку. Фото: youtube.com
По многим показателям купе оказалось выше от классического седана 100/110. Автомобиль получил генератор вместо динамо-машины и более элегантный интерьер. В него входил спортивный руль и панель, выполненная под дерево. На ней установили пять круглых приборов, в том числе, термометр охлаждающей жидкости. Раньше седана Skoda 110 R обзавелась и круглыми вентиляционными отверстиями.
Экспортный прицел и дальнейшие модификации
Изначально приоритетным направлением для Skoda 110 R считалась ее отправка на экспорт. Хорошим подтверждением тому служат показатели 1973 года. Тогда из общего числа произведенных автомобилей (6 тысяч) за пределы Чехословакии отправилось 93 % из них!
И ушли они на Запад. Ведь при цене в 78 000 крон (средняя зарплата в стране тогда была не выше 2300) дома ее себе купить могли позволить немногие. Это сделало модель флагманом компании 1970-х годов. Отправка авто на требовательный рынок подстегнула создателей к совершенствованию конструкции. Постепенно происходили доработки автомобиля.
С 1972 года появились решетки в задних стойках и регулируемые по высоте подголовники. В следующем году Skoda 110 R ждали еще большие перемены. Передние фары теперь выполнили спаренными, улучшился обогреватель, а крышка бака поднялась чуть повыше.
Приборная панель Skoda 110 R. Фото: youtube.com
В то же время возникла идея о тканевой оббивке сидений в салоне, что являлось трендом для Европы. Мода прошла очень быстро, и кожаные сидения вернулись на свое место. Несмотря на их анатомическую форму, они были довольно мягкими и удобными. А их непривычное для спорткара высокое расположение создавало дополнительные удобства во время посадки в салон.
Передник багажник можно назвать практичным, но не объемным. Он вряд ли подходит для любителей дальних путешествий. А вот пара сумок средних размеров там помещалась легко. Впрочем, как вы понимаете, стильные спорткары создают вовсе не для путешествий в лес или на рыбалку. Для этого существуют практичные универсалы.
Если седан 100/110 покинул заводской конвейер в 1977 году, то купе задержалось чуть подольше. В самом начале следующего десятилетия оно даже получило очередной ряд доработок: современный карбюратор, электрообогрев заднего стекла и 13-дюймовые колеса.
Фирменный логотип на левом переднем крыле. Фото: youtube.com
Несмотря на это, год Московской Олимпиады стал последним для самого красивого автомобиля Чехословакии. 30 декабря завод в Квасине покинула последняя Skoda 110 R. Статистика компании утверждает, что за все время собрано 57 085 автомобилей этой модели. Хотя другие источники слегка уменьшают эту цифру – 56 902.
Немалую роль автомобиль сыграл и в спортивных состязаниях. Он послужил базой для гоночной версии 130 RS. Этот автомобиль неоднократно становился чемпионом Европы и победителем престижной гонки в Монте-Карло.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Увеличение штрафов в 40 раз и не только – последние изменения для автомобилистов
В новом видео на YouTube-канале «Александр Шумский» автор рассказывает об очередных изменениях в правилах дорожного движения, которые могут значительно...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....