.d-md-none .d-lg-block bibimot

«Чешский Porsche» 70-х: купе Skoda 110 R

«Чешский Porsche» 70-х: купе Skoda 110 R
Многие местные специалисты придерживаются мнения, что по стилю со Skoda 110 R не сможет сравниться никакой другой чехословацкий автомобиль. Хорошим аргументом в этом отношении могут послужить закрепившиеся за ним прозвища. Их два: «Чешский Porsche» или «Porsche Востока». И это не просто слова. Такими элементами как концепция кузова (с силовым агрегатом сзади), задний привод и компоновка купе 110 R сильно напоминало культовый Porsche 911.


«110-я» и сейчас выглядит довольно импозантно. Вот только с сегодняшних высот звучат некоторые замечания. Типа, не помешала бы пятая передача. Или, слишком уж громко работает двигатель у этого ветерана. А, с другой стороны, не чересчур ли много требований к авто, созданному более полувека назад?

«Чешский Porsche» 70-х: купе Skoda 110 RОдна из ранних Skoda 110 R 1971 г. в. Фото: youtube.com

Его история началась на стыке двух десятилетий и впитала в себя все лучшее от каждого из них. Это было время непростых испытаний для чехословацкого концерна. Политическая ситуация не позволяла привлечения западного инвестора. А советская сторона отказалась от совместного проекта с компанией Skoda. Пришлось выкручиваться собственными силами. Но модель 110 R служит подтверждением того, что все у чехов и тогда получалось довольно неплохо.

Сначала седан, потом – купе


Разработки новинки стартовали в 1966 году. На создание первого ходового прототипа ушло около двух лет. По общепринятой традиции, серийное производство начали с классической компоновки кузова.

25 августа 1969 года вышла в серию Skoda 100/110 в кузове седан. Еще год понадобился для того, чтобы представить купе 110 R.


Спустя год, после спортивного праздника в Квасинах, выпустили первые серийные образцы (август 1970-го). 5 сентября их представили на машиностроительной ярмарке в Брно. После премьеры, к концу года Skoda 110 R отправилась на заграничные смотрины.

Те первые экземпляры сейчас легко отличить даже не специалисту. От серийных образцов они разнятся целым рядом элементов дизайна:

✅ одиночные передние фары (как у седана)
✅ декоративный молдинг на правом переднем крыле
✅ покатая крыша в задней части

Изначально салон автомобиля получил сидения в кожаной оббивке. Правда, в следующем десятилетии попробовали поэкспериментировать с тканью, но позже вернулись к исходному материалу. Думаю, самое время уделить внимание технической стороне конструкции.

Параметры автомобиля и силовой агрега

т
Купе, которое считалось более дорогим вариантом и имело пристрел на будущий экспорт, получило соответствующую комплектацию. Кроме покатой крыши сзади, автомобиль обладал пологим наклоном лобового стекла и безрамными дверями. Последние имели утопленные ручки (седаны подобный вариант получили только в 1973 году).

Шикарный для своего времени дизайн. Фото: youtube.com

Сердцем элегантного авто на протяжении всего периода выпуска выступал 4-цилиндровый силовой агрегат. От него не стоит ожидать каких-то особых показателей, ведь мы имеем дело с малолитражкой. Все же спортивная направленность автомобиля сказалась и на характеристиках ее мотора:

✅ рабочий объем – 1107 куб. см
✅ мощность – 51,6 л. с
✅ двухступенчатый карбюратор «Жиков»
✅ крутящий момент – 86 Н*м

Его преимущество заметно даже сегодня, более полувека спустя. Сохранившиеся в наше время «старички» резво отзываются на педаль газа, плавно набирая разгон. Машина неплохо вписывается в поворот, но поправку на заднемоторную конструкцию все же приходится делать постоянно.

Еще современные любители ретро-техники отметили комфортное пересечение автомобилем популярных в наше время «лежачих полицейских». А вот тормоза для неискушенного пользователя вполне могут стать настоящим испытанием. Отсутствие гидроусилителя руля осложняет правильное определение оптимальной точки торможения. Поэтому лучше начать этот процесс чуть раньше, чем мы привыкли это делать в современной технике.

Но это никак не уничижает тормозную систему Skoda 110 R. Полвека назад двухконтурка была самое то. Тем более, что передние диски – лицензионные от британской Dunlop, а задние – барабанные. Обратим внимание и на параметры самого автомобиля:

✅ снаряженная масса – 880 кг
✅ длина – 4155 мм
✅ колесная база – 2400 мм
✅ посадочных мест – 4 (2+2)
✅ максимальная скорость – 145 км/ч

Правда, с последним показателем найдутся желающие поспорить. Автомобильный эксперт Йиржи Микула считает, что крейсерской скоростью Skoda 110 R вернее считать показатель не выше 110 км/ч. Ведь при увеличении значения спидометра хотя бы на двадцать единиц уже существует риск повреждения авто, подходящего к пределам своих возможностей.

Skoda 110 R: вид сбоку. Фото: youtube.com

По многим показателям купе оказалось выше от классического седана 100/110. Автомобиль получил генератор вместо динамо-машины и более элегантный интерьер. В него входил спортивный руль и панель, выполненная под дерево. На ней установили пять круглых приборов, в том числе, термометр охлаждающей жидкости. Раньше седана Skoda 110 R обзавелась и круглыми вентиляционными отверстиями.

Экспортный прицел и дальнейшие модификации


Изначально приоритетным направлением для Skoda 110 R считалась ее отправка на экспорт. Хорошим подтверждением тому служат показатели 1973 года. Тогда из общего числа произведенных автомобилей (6 тысяч) за пределы Чехословакии отправилось 93 % из них!

И ушли они на Запад. Ведь при цене в 78 000 крон (средняя зарплата в стране тогда была не выше 2300) дома ее себе купить могли позволить немногие. Это сделало модель флагманом компании 1970-х годов. Отправка авто на требовательный рынок подстегнула создателей к совершенствованию конструкции. Постепенно происходили доработки автомобиля.

С 1972 года появились решетки в задних стойках и регулируемые по высоте подголовники. В следующем году Skoda 110 R ждали еще большие перемены. Передние фары теперь выполнили спаренными, улучшился обогреватель, а крышка бака поднялась чуть повыше.

Приборная панель Skoda 110 R. Фото: youtube.com

В то же время возникла идея о тканевой оббивке сидений в салоне, что являлось трендом для Европы. Мода прошла очень быстро, и кожаные сидения вернулись на свое место. Несмотря на их анатомическую форму, они были довольно мягкими и удобными. А их непривычное для спорткара высокое расположение создавало дополнительные удобства во время посадки в салон.

Передник багажник можно назвать практичным, но не объемным. Он вряд ли подходит для любителей дальних путешествий. А вот пара сумок средних размеров там помещалась легко. Впрочем, как вы понимаете, стильные спорткары создают вовсе не для путешествий в лес или на рыбалку. Для этого существуют практичные универсалы.

Если седан 100/110 покинул заводской конвейер в 1977 году, то купе задержалось чуть подольше. В самом начале следующего десятилетия оно даже получило очередной ряд доработок: современный карбюратор, электрообогрев заднего стекла и 13-дюймовые колеса.

Фирменный логотип на левом переднем крыле. Фото: youtube.com

Несмотря на это, год Московской Олимпиады стал последним для самого красивого автомобиля Чехословакии. 30 декабря завод в Квасине покинула последняя Skoda 110 R. Статистика компании утверждает, что за все время собрано 57 085 автомобилей этой модели. Хотя другие источники слегка уменьшают эту цифру – 56 902.

Немалую роль автомобиль сыграл и в спортивных состязаниях. Он послужил базой для гоночной версии 130 RS. Этот автомобиль неоднократно становился чемпионом Европы и победителем престижной гонки в Монте-Карло.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Согласны, что Skoda 110 R – самое стильное авто Восточной Европы 70-х?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Porsche 911 S/T: новый, суперлегкий и с мотором от 911 GT3 RSПоследняя заднемоторная Skoda 130 LR – открытие ралли Сан-Ремо-86