«Чешский Porsche» 70-х: купе Skoda 110 R
Многие местные специалисты придерживаются мнения, что по стилю со Skoda 110 R не сможет сравниться никакой другой чехословацкий автомобиль. Хорошим аргументом в этом отношении могут послужить закрепившиеся за ним прозвища. Их два: «Чешский Porsche» или «Porsche Востока». И это не просто слова. Такими элементами как концепция кузова (с силовым агрегатом сзади), задний привод и компоновка купе 110 R сильно напоминало культовый Porsche 911.
«110-я» и сейчас выглядит довольно импозантно. Вот только с сегодняшних высот звучат некоторые замечания. Типа, не помешала бы пятая передача. Или, слишком уж громко работает двигатель у этого ветерана. А, с другой стороны, не чересчур ли много требований к авто, созданному более полувека назад?
Его история началась на стыке двух десятилетий и впитала в себя все лучшее от каждого из них. Это было время непростых испытаний для чехословацкого концерна. Политическая ситуация не позволяла привлечения западного инвестора. А советская сторона отказалась от совместного проекта с компанией Skoda. Пришлось выкручиваться собственными силами. Но модель 110 R служит подтверждением того, что все у чехов и тогда получалось довольно неплохо.
Разработки новинки стартовали в 1966 году. На создание первого ходового прототипа ушло около двух лет. По общепринятой традиции, серийное производство начали с классической компоновки кузова.
Спустя год, после спортивного праздника в Квасинах, выпустили первые серийные образцы (август 1970-го). 5 сентября их представили на машиностроительной ярмарке в Брно. После премьеры, к концу года Skoda 110 R отправилась на заграничные смотрины.
Те первые экземпляры сейчас легко отличить даже не специалисту. От серийных образцов они разнятся целым рядом элементов дизайна:
✅ одиночные передние фары (как у седана)
✅ декоративный молдинг на правом переднем крыле
✅ покатая крыша в задней части
Изначально салон автомобиля получил сидения в кожаной оббивке. Правда, в следующем десятилетии попробовали поэкспериментировать с тканью, но позже вернулись к исходному материалу. Думаю, самое время уделить внимание технической стороне конструкции.
Купе, которое считалось более дорогим вариантом и имело пристрел на будущий экспорт, получило соответствующую комплектацию. Кроме покатой крыши сзади, автомобиль обладал пологим наклоном лобового стекла и безрамными дверями. Последние имели утопленные ручки (седаны подобный вариант получили только в 1973 году).
Сердцем элегантного авто на протяжении всего периода выпуска выступал 4-цилиндровый силовой агрегат. От него не стоит ожидать каких-то особых показателей, ведь мы имеем дело с малолитражкой. Все же спортивная направленность автомобиля сказалась и на характеристиках ее мотора:
✅ рабочий объем – 1107 куб. см
✅ мощность – 51,6 л. с
✅ двухступенчатый карбюратор «Жиков»
✅ крутящий момент – 86 Н*м
Его преимущество заметно даже сегодня, более полувека спустя. Сохранившиеся в наше время «старички» резво отзываются на педаль газа, плавно набирая разгон. Машина неплохо вписывается в поворот, но поправку на заднемоторную конструкцию все же приходится делать постоянно.
Еще современные любители ретро-техники отметили комфортное пересечение автомобилем популярных в наше время «лежачих полицейских». А вот тормоза для неискушенного пользователя вполне могут стать настоящим испытанием. Отсутствие гидроусилителя руля осложняет правильное определение оптимальной точки торможения. Поэтому лучше начать этот процесс чуть раньше, чем мы привыкли это делать в современной технике.
Но это никак не уничижает тормозную систему Skoda 110 R. Полвека назад двухконтурка была самое то. Тем более, что передние диски – лицензионные от британской Dunlop, а задние – барабанные. Обратим внимание и на параметры самого автомобиля:
✅ снаряженная масса – 880 кг
✅ длина – 4155 мм
✅ колесная база – 2400 мм
✅ посадочных мест – 4 (2+2)
✅ максимальная скорость – 145 км/ч
Правда, с последним показателем найдутся желающие поспорить. Автомобильный эксперт Йиржи Микула считает, что крейсерской скоростью Skoda 110 R вернее считать показатель не выше 110 км/ч. Ведь при увеличении значения спидометра хотя бы на двадцать единиц уже существует риск повреждения авто, подходящего к пределам своих возможностей.
По многим показателям купе оказалось выше от классического седана 100/110. Автомобиль получил генератор вместо динамо-машины и более элегантный интерьер. В него входил спортивный руль и панель, выполненная под дерево. На ней установили пять круглых приборов, в том числе, термометр охлаждающей жидкости. Раньше седана Skoda 110 R обзавелась и круглыми вентиляционными отверстиями.
Изначально приоритетным направлением для Skoda 110 R считалась ее отправка на экспорт. Хорошим подтверждением тому служат показатели 1973 года. Тогда из общего числа произведенных автомобилей (6 тысяч) за пределы Чехословакии отправилось 93 % из них!
И ушли они на Запад. Ведь при цене в 78 000 крон (средняя зарплата в стране тогда была не выше 2300) дома ее себе купить могли позволить немногие. Это сделало модель флагманом компании 1970-х годов. Отправка авто на требовательный рынок подстегнула создателей к совершенствованию конструкции. Постепенно происходили доработки автомобиля.
С 1972 года появились решетки в задних стойках и регулируемые по высоте подголовники. В следующем году Skoda 110 R ждали еще большие перемены. Передние фары теперь выполнили спаренными, улучшился обогреватель, а крышка бака поднялась чуть повыше.
В то же время возникла идея о тканевой оббивке сидений в салоне, что являлось трендом для Европы. Мода прошла очень быстро, и кожаные сидения вернулись на свое место. Несмотря на их анатомическую форму, они были довольно мягкими и удобными. А их непривычное для спорткара высокое расположение создавало дополнительные удобства во время посадки в салон.
Передник багажник можно назвать практичным, но не объемным. Он вряд ли подходит для любителей дальних путешествий. А вот пара сумок средних размеров там помещалась легко. Впрочем, как вы понимаете, стильные спорткары создают вовсе не для путешествий в лес или на рыбалку. Для этого существуют практичные универсалы.
Если седан 100/110 покинул заводской конвейер в 1977 году, то купе задержалось чуть подольше. В самом начале следующего десятилетия оно даже получило очередной ряд доработок: современный карбюратор, электрообогрев заднего стекла и 13-дюймовые колеса.
Несмотря на это, год Московской Олимпиады стал последним для самого красивого автомобиля Чехословакии. 30 декабря завод в Квасине покинула последняя Skoda 110 R. Статистика компании утверждает, что за все время собрано 57 085 автомобилей этой модели. Хотя другие источники слегка уменьшают эту цифру – 56 902.
Немалую роль автомобиль сыграл и в спортивных состязаниях. Он послужил базой для гоночной версии 130 RS. Этот автомобиль неоднократно становился чемпионом Европы и победителем престижной гонки в Монте-Карло.
«110-я» и сейчас выглядит довольно импозантно. Вот только с сегодняшних высот звучат некоторые замечания. Типа, не помешала бы пятая передача. Или, слишком уж громко работает двигатель у этого ветерана. А, с другой стороны, не чересчур ли много требований к авто, созданному более полувека назад?
Одна из ранних Skoda 110 R 1971 г. в. Фото: youtube.com
Его история началась на стыке двух десятилетий и впитала в себя все лучшее от каждого из них. Это было время непростых испытаний для чехословацкого концерна. Политическая ситуация не позволяла привлечения западного инвестора. А советская сторона отказалась от совместного проекта с компанией Skoda. Пришлось выкручиваться собственными силами. Но модель 110 R служит подтверждением того, что все у чехов и тогда получалось довольно неплохо.
Сначала седан, потом – купе
Разработки новинки стартовали в 1966 году. На создание первого ходового прототипа ушло около двух лет. По общепринятой традиции, серийное производство начали с классической компоновки кузова.
25 августа 1969 года вышла в серию Skoda 100/110 в кузове седан. Еще год понадобился для того, чтобы представить купе 110 R.
Спустя год, после спортивного праздника в Квасинах, выпустили первые серийные образцы (август 1970-го). 5 сентября их представили на машиностроительной ярмарке в Брно. После премьеры, к концу года Skoda 110 R отправилась на заграничные смотрины.
Те первые экземпляры сейчас легко отличить даже не специалисту. От серийных образцов они разнятся целым рядом элементов дизайна:
✅ одиночные передние фары (как у седана)
✅ декоративный молдинг на правом переднем крыле
✅ покатая крыша в задней части
Изначально салон автомобиля получил сидения в кожаной оббивке. Правда, в следующем десятилетии попробовали поэкспериментировать с тканью, но позже вернулись к исходному материалу. Думаю, самое время уделить внимание технической стороне конструкции.
Параметры автомобиля и силовой агрега
тКупе, которое считалось более дорогим вариантом и имело пристрел на будущий экспорт, получило соответствующую комплектацию. Кроме покатой крыши сзади, автомобиль обладал пологим наклоном лобового стекла и безрамными дверями. Последние имели утопленные ручки (седаны подобный вариант получили только в 1973 году).
Шикарный для своего времени дизайн. Фото: youtube.com
Сердцем элегантного авто на протяжении всего периода выпуска выступал 4-цилиндровый силовой агрегат. От него не стоит ожидать каких-то особых показателей, ведь мы имеем дело с малолитражкой. Все же спортивная направленность автомобиля сказалась и на характеристиках ее мотора:
✅ рабочий объем – 1107 куб. см
✅ мощность – 51,6 л. с
✅ двухступенчатый карбюратор «Жиков»
✅ крутящий момент – 86 Н*м
Его преимущество заметно даже сегодня, более полувека спустя. Сохранившиеся в наше время «старички» резво отзываются на педаль газа, плавно набирая разгон. Машина неплохо вписывается в поворот, но поправку на заднемоторную конструкцию все же приходится делать постоянно.
Еще современные любители ретро-техники отметили комфортное пересечение автомобилем популярных в наше время «лежачих полицейских». А вот тормоза для неискушенного пользователя вполне могут стать настоящим испытанием. Отсутствие гидроусилителя руля осложняет правильное определение оптимальной точки торможения. Поэтому лучше начать этот процесс чуть раньше, чем мы привыкли это делать в современной технике.
Но это никак не уничижает тормозную систему Skoda 110 R. Полвека назад двухконтурка была самое то. Тем более, что передние диски – лицензионные от британской Dunlop, а задние – барабанные. Обратим внимание и на параметры самого автомобиля:
✅ снаряженная масса – 880 кг
✅ длина – 4155 мм
✅ колесная база – 2400 мм
✅ посадочных мест – 4 (2+2)
✅ максимальная скорость – 145 км/ч
Правда, с последним показателем найдутся желающие поспорить. Автомобильный эксперт Йиржи Микула считает, что крейсерской скоростью Skoda 110 R вернее считать показатель не выше 110 км/ч. Ведь при увеличении значения спидометра хотя бы на двадцать единиц уже существует риск повреждения авто, подходящего к пределам своих возможностей.
Skoda 110 R: вид сбоку. Фото: youtube.com
По многим показателям купе оказалось выше от классического седана 100/110. Автомобиль получил генератор вместо динамо-машины и более элегантный интерьер. В него входил спортивный руль и панель, выполненная под дерево. На ней установили пять круглых приборов, в том числе, термометр охлаждающей жидкости. Раньше седана Skoda 110 R обзавелась и круглыми вентиляционными отверстиями.
Экспортный прицел и дальнейшие модификации
Изначально приоритетным направлением для Skoda 110 R считалась ее отправка на экспорт. Хорошим подтверждением тому служат показатели 1973 года. Тогда из общего числа произведенных автомобилей (6 тысяч) за пределы Чехословакии отправилось 93 % из них!
И ушли они на Запад. Ведь при цене в 78 000 крон (средняя зарплата в стране тогда была не выше 2300) дома ее себе купить могли позволить немногие. Это сделало модель флагманом компании 1970-х годов. Отправка авто на требовательный рынок подстегнула создателей к совершенствованию конструкции. Постепенно происходили доработки автомобиля.
С 1972 года появились решетки в задних стойках и регулируемые по высоте подголовники. В следующем году Skoda 110 R ждали еще большие перемены. Передние фары теперь выполнили спаренными, улучшился обогреватель, а крышка бака поднялась чуть повыше.
Приборная панель Skoda 110 R. Фото: youtube.com
В то же время возникла идея о тканевой оббивке сидений в салоне, что являлось трендом для Европы. Мода прошла очень быстро, и кожаные сидения вернулись на свое место. Несмотря на их анатомическую форму, они были довольно мягкими и удобными. А их непривычное для спорткара высокое расположение создавало дополнительные удобства во время посадки в салон.
Передник багажник можно назвать практичным, но не объемным. Он вряд ли подходит для любителей дальних путешествий. А вот пара сумок средних размеров там помещалась легко. Впрочем, как вы понимаете, стильные спорткары создают вовсе не для путешествий в лес или на рыбалку. Для этого существуют практичные универсалы.
Если седан 100/110 покинул заводской конвейер в 1977 году, то купе задержалось чуть подольше. В самом начале следующего десятилетия оно даже получило очередной ряд доработок: современный карбюратор, электрообогрев заднего стекла и 13-дюймовые колеса.
Фирменный логотип на левом переднем крыле. Фото: youtube.com
Несмотря на это, год Московской Олимпиады стал последним для самого красивого автомобиля Чехословакии. 30 декабря завод в Квасине покинула последняя Skoda 110 R. Статистика компании утверждает, что за все время собрано 57 085 автомобилей этой модели. Хотя другие источники слегка уменьшают эту цифру – 56 902.
Немалую роль автомобиль сыграл и в спортивных состязаниях. Он послужил базой для гоночной версии 130 RS. Этот автомобиль неоднократно становился чемпионом Европы и победителем престижной гонки в Монте-Карло.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
SsangYong Rexton официально возвращается в Россию под брендом KGM
Продажи стартуют в ближайшие недели. На все автомобили будет распространяться пятилетняя поддержка....
Первый в истории цивилизации плавучий подводный погружной тоннель: технологии, особенности, цены
Тоннели – привычная часть дорожной инфраструктуры. Сквозное отверстие в скале – пустяк. По морскому дну или под ним – очень сложно. Но тоннель, плавающий в...